МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • История становления глубинной психологии

    она может объяснить поведение человека, "бессознательный жизненный план,

    при помощи которого он старается преодолеть напряжение жизни и свою

    неудовлетворенность".

    Пытаясь ответить на вопрос, в чем же конечная цель, предопределяющая

    деятельность человека, Адлер долго не мог прийти к однозначному решению.

    Вначале конечной целью человеческой деятельности он объявил "стремление к

    власти", затем - "стремление к превосходству", которое уже не связывалось с

    престижем, главенством и другими социальными атрибутами могущества

    человека, а относилось к сфере завершенности, целостности и тотальности

    личности. Понять человека, то есть раскрыть смысл его жизни, значение его

    психических актов, по убеждению Адлера, возможно лишь в том случае, если

    индивид будет рассматриваться как стремящийся к "личному идеалу", к

    "совершенству". Конечной целью развития человека, по Адлеру, является,

    таким образом, "стремление к совершенству", стремление к

    "саморазвертыванию" своей сущности, к достижению "Самости". В этом смысле

    Адлер постулирует активный принцип человеческой жизни, акцентируя внимание

    не только на деятельности, но и на самодеятельности человека.

    Рассмотрение личности как продукта ее собственного творчества

    открывало дорогу к пониманию деятельной стороны субъекта, который не

    пассивно воспринимает мир, а творит его. Однако, оставляя без внимания

    взаимоотношения между личностью и обществом, Адлер лишь констатирует, что

    человек от природы является социальным существом. Разумеется, одного этого

    недостаточно для понимания подлинных связей и отношений в общественной

    жизни. Поскольку раскрытие социальных детерминант человеческого поведения

    проводится Адлером на бессознательном мотивационном уровне развития

    человеческой психики, то и результаты такого рассмотрения страдают

    психологической ограниченностью. Тем не менее именно от Адлера, который

    обратил внимание на социальные детерминанты человеческого поведения,

    начинается оформление и развитие "социологизированного психоанализа".

    Теория В. Райха

    Выдвинутая в эти годы Вильгельмом Райхом "сексуально - экономическая"

    теория уже не замыкалась на исследовании отдельного человека, а

    распространялась на социально - политические сферы общества, включая анализ

    авторитарных институтов, социально - экономических отношений между людьми,

    идеологических движений, в том числе фашизма. Но в силу психологизации

    общественных процессов его книга "Психология масс фашизма" (1933 г.)

    содержал много ошибочных толкований и абсурдных утверждений, как, впрочем,

    и другие его книги (а их он написал более 20 и свыше сотни статей).

    Наиболее полно его взгляды по вопросам, связанным с пониманием природы

    человека, детерминации человеческого поведения, взаимоотношения между

    личностью и социальным окружением, выражены в работах "Диалектический

    материализм и психоанализ" (1924 г.), "Функция оргазма" (1927 г.),

    "Сексуальная революция" (1936 г.).

    Райх подверг критике положение Фрейда об "инстинкте смерти",

    пересмотрел психоаналитические методы лечения неврозов, основываясь на

    эмпирических данных Б. Малиновского, отверг фрейдовский "эдипов комплекс" и

    его одностороннее представление о биологической обусловленности

    человеческого поведения. Однако, как и Фрейд, Райх признает, что вне

    сознания имеется такая психическая реальность, как бессознательное. Будучи

    "подобно кантовской "Causa sui", - утверждает Райх, - оно не может быть

    понято само по себе, оно может быть осознано только в своих проявлениях".

    Это и подобные ему утверждения близки постулатам Фрейда о врождённости и

    наследственности бессознательных инстинктов.

    Райх предложил новый вариант интерпретации структуры личности.

    "Биопсихическая структура характера", по Райху, состоит из трех автономно

    функционирующих слоев:

    "поверхностный слой" - слой "социальной кооперации";

    "фальшивый, притворно - социальный слой", где подлинное лицо человека

    скрыто под маской любезности, вежливости и учтивости;

    "промежуточный слой" - антисоциальный слой (фрейдовское

    бессознательное) - представляет сумму "вторичных импульсов" - грубые,

    садистские, сладострастные порывы;

    глубинный слой, или "биологическое ядро", состоит из "природно -

    социальных импульсов", излучая которые, человек предстает честным,

    трудолюбивым существом, способным на искреннюю любовь. Но, проходя

    вторичный, промежуточный слой, "природно - социальные импульсы"

    преломляются и искажаются.

    Предложенная Райхом модель структуры характера отличалась от

    фрейдовской модели тем, что здесь фрейдовское "Я" и "Оно" как бы поменялись

    местами. Если фрейдовское бессознательное являлось глубинным слоем

    человеческой личности, над которым надстраивался слой сознательного "Я", то

    в райховской модели человека глубинный слой представлен "природной

    социальностью", которая становилась бессознательной лишь на промежуточном

    уровне, где природно - социальные инстинкты к труду, любви и познанию

    подавлялись идеологическими и культурными "санкциообразованиями".

    Райх не отрицал наличия в структуре человека фрейдовских сил "либидо"

    как побудительных мотивов деятельности индивида. Он даже пошел дальше,

    утверждая, что источник неврозов лежит в "оргазмной импотенции" и связанных

    с ней психических и физиологических нарушениях. Основной проблемой

    выявления и лечения неврозов становится, по Райху, раскрытие феномена

    оргазма, который якобы является "центральной точкой проблем, возникающих

    как в области психологии, так и в области физиологии, биологии и

    социологии".

    Таким образом, если при изучении человека у Фрейда наблюдается

    сочетание натуралистического и феноменологического подходов, то Райх,

    пытаясь выявить внутренние механизмы деятельности человека, придерживается

    натуралистической ориентации, сводящей все психические процессы к

    физическим и биологическим закономерностям развития человеческого

    организма.

    Свой взгляд на структуру человека Райх экстраполирует на социальную и

    политическую сферу общественной жизни, полагая, что различные политические

    и идеологические группировки в обществе соответствуют различным уровням в

    структуре характера человека. Так, этические и социальные идеалы

    либерализма соответствуют, по Райху, "поверхностному слою" структуры

    характера. Они служат подавлению "вторичных импульсов", но "природная

    социальность" остается чуждой для них. Политически организованным

    выражением промежуточного уровня структуры характера, по мнению Райха,

    является фашизм как нечто иррациональное и бессознательное. Все

    революционные движения Райх соотносит с глубинным слоем структуры характера

    человека, его "природным, биологическим ядром".

    Влияние учения Фрейда на структурализм.

    История организует свои данные по отношению к сознательным

    выражениям, а этнология - по отношению к бессознательным условиям

    общественной жизни.

    Проследим теперь какое влияние учение о психоанализе Зигмунда Фрейда

    оказало на структурализм, как идеи неофрейдистов повлияли на это течение.

    Бессознательное у структуралистов подвергается членению и

    рациональной упорядоченности посредством выявления механизмов

    функционирования именно языка. Оно, иными словами, и есть объект

    структуралистской формализации. Бессознательное, через посредство которого

    обнаруживается полномочный представитель человеческой культуры - язык,

    скрывает в себе структуру, то есть совокупность регулярных зависимостей,

    общественных отношений, внедренных в индивида и переведенных на язык

    сообщений. Бессознательные отношения регулируют либо социальную жизнь (и

    тогда они составляют предмет этнологии), либо межличностные отношения (и

    тогда они представляют собой преломление общественных отношений в плоскости

    индивидуальной психологии). Первое направление представлено в этнологии

    Леви-Стросса, второе - в структурном психоанализе Лакана. Фуко же, стремясь

    использовать идеи Леви-Стросса и Лакана, скорее, объективно демонстрирует

    неправомерность универсалистских притязаний структурализма.

    Многие психологи в этот же период обнаружили зависимость сознания от

    бессознательных механизмов психического. Эти открытия показали, что субъект

    деятельности является эксцентричным по отношению к сознанию, открылась его

    управляемость внешними силами. Роль бессознательных и неосознаваемых

    механизмов регуляции жизнедеятельности субъекта, по мысли Фуко, стала столь

    великой, что привела, в частности, при рассмотрении душевной жизни к

    замещению ценностной дихотомии "норма - патология" дихотомией "сознательное

    - бессознательное". Отсюда и проистекает, по Фуко, первенствующее положение

    психологии, исследующей бессознательные механизмы человеческой

    деятельности, и этнологии как источников позитивного знания о человеке.

    Этнология, исследующая механизмы социальных регуляций примитивных

    обществ, по Леви-Строссу, отличается от истории тем, что "история

    организует свои данные по отношению к сознательным выражениям, а этнология

    - по отношению к бессознательным условиям общественной жизни".

    Бессознательные механизмы общественной жизни Леви-Стросс рассматривал,

    опираясь на идеи этнолога и лингвиста Ф. Боаса, который видел отличие между

    лингвистическими и другими социальными феноменами в том, что "первые

    никогда не доходят до ясного сознания, в то время как вторые, хотя и имеют

    такое же бессознательное происхождение, часто возвышаются до уровня

    сознательного мышления, порождая тем самым вторичные рассуждения и

    интерпретации". Бессознательный характер языковой деятельности, по мысли

    Боаса, позволяет исследователю занять в данной области такую же объективную

    позицию, в какой находится естествоиспытатель перед лицом природы. При этом

    Боас пришел к выводу, что "переход от сознательного к бессознательному

    сопровождается прогрессирующим переходом от специального к всеобщему".

    Трактовка бессознательного как арены, где действуют универсальные

    законы, была использована Леви-Строссом при рассмотрении центральной

    оппозиции его этнологии - оппозиции "природа - культура". Во введении к

    работе "Элементарные структуры родства" (1945 г.) Леви-Стросс писал: "Все,

    что есть в человеке универсального, зависит от порядка природы и

    характеризуется спонтанностью, а все, что подчинено норме, принадлежит

    культуре и представляет признаки рельефного и особенного". Тем самым

    создавалась предпосылка для денатурализации бессознательного, рассмотрения

    его как чистой формы, а собственно личностного или культурного - как

    нормализованного, подчиненного лингвистическим моделям слоя человеческой

    психики. Леви-Стросс приходит к выводу, что "бессознательное перестает быть

    невыразимым прибежищем индивидуальных особенностей, хранителем уникальной

    истории, которая делает каждого из нас незаменимым существом. Оно сводится

    к одному термину, которым мы обозначаем одну функцию - символическую,

    специфически человеческую, но которая у всех людей подчинена одинаковым

    законам".

    Бессознательное предстает, таким образом, как пустая рамка, сотканная

    из универсальных законов, не являясь больше источником творческой

    индивидуальности. Выполняя символическую функцию, оно оказывается лишь

    формальным условием языковой деятельности, организующим словарный запас в

    речевой поток. Хранилищем словаря оказывается подсознательное, а сам

    словарь "имеет меньшее значение, чем структура".

    В основе человеческой деятельности лежит, по Леви-Строссу, подлежащая

    выявлению в ходе исследования концептуальная схема, коренящаяся в

    бессознательном и выступающая активным формообразующим моментом

    деятельности. "Не подвергая сомнению бесспорный примат инфраструктур, мы

    считаем, - пишет Леви-Стросс, - что между практикой и отдельными видами

    деятельности всегда вклинивается посредник в виде концептуальной схемы, с

    помощью которой материя и форма, не имеющие каждая в отдельности

    независимого существования, осуществляется как структура, то есть как нечто

    одновременно эмпирическое и умопостигаемое".

    Если в воззрениях Фуко нашел свое крайнее выражение первый член леви-

    строссовской формулы структурализма - его кантовский формализм, то в

    операции по ниспровержению субъекта, которой занимается Лакан, наиболее

    полно выразилась тенденция структурализма к исключению субъективного

    момента из человеческой деятельности. Эта тенденция прослеживается у Лакана

    в тем большей мере, что поле его деятельности - рационализация

    бессознательного, этого главного пласта психологической реальности в

    психоаналитичнской концепции З. Фрейда. Если Леви-Стросс занимается

    исследованием бессознательного субстрата феноменов общественного сознания

    примитивных обществ, то Лакан концентрирует свое внимание на роли по-

    структуралистски прочитываемого бессознательного в жизни отдельного

    индивида.

    Несмотря на то, что Лакан значительно отошел от биологизма

    фрейдовского учения, его психоаналитики сохраняет все слабости фрейдовского

    подхода к проблеме личности и в определенном смысле усугубляет их.

    Наибольшую связь с учением Лакана имеют две особенности психоанализа,

    подмеченные его критиками. Один из критиков психоанализа обратил внимание

    на то, что "эмпирические события имеют для психоаналитика реальность в

    "речи" и в силу "речи" пациента" (Э. Бенвенист. "Общая лингвистика").

    Главное отличие психоанализа от прочих наук в силу этого состоит в том, что

    "начиная с констатации душевного расстройства до выздоровления все

    происходит как бы вне сферы материального".

    Сущность структурного психоанализа как раз и заключается в том, что в

    нем происходит дальнейшая дематериализаця психоаналитической ситуации.

    Личность, по Лакану, состоит из трех слоев:

    реального;

    воображаемого;

    символического.

    Лакан конструирует слой реального в личности как причину поведения,

    выраженную в форме языковых эффектов, отторгнутых от внешней предметной

    опоры. Функции воображаемого и символического слоев личности сводятся к

    тому, что через них общество внедряется в индивида.

    Значение языка для формирования личности Лакан определяет, опираясь

    на работы Леви-Стросса. Сетка символов, по Лакану, пронизывает насквозь

    бытие индивида и составляет его транссубъективную реальность. Приобщение к

    символическому начинается еще до рождения человека: брак родителей и

    соглашение о зачатии ребенка; и продолжается после смерти: обряд

    погребения. Овладение языковыми кодами приводит к тому, что языковые

    правила оформляют, структурируют бессознательное, это хранилище хаотических

    влечений, желаний и тому подобного. Бессознательное в учении Лакана

    предстает не в биологическом, природном обличье, оно "окультуривается", а

    бытие личности сводится к языковым обнаружениям бессознательного. Языковые

    символы, в которых объективируется бессознательное, окутывает собеседников,

    происходит замыкание речевых цепей, вовлекающих в свою орбиту говорящего и

    слушающего.

    Сведя человеческое бытие к цепям высказываний, Лакан идет дальше

    Фрейда в направлении дематериализации психоаналитической ситуации. В

    трактовке субъекта Лаканом, в сущности, воспроизведен тот же мыслительный

    ход, что и в переносе особенностей психоаналитического курса на общую

    концепцию человека, свойственному учению Фрейда.

    Заключение

    Психоанализ представляет собой не только мир, но и философию. Она

    далеко от оптимизма. Мы обладаем такой, а не иной физической и психической

    организацией и мало что способны изменить в своем положении. Реальность не

    подчиняется нашим желаниям и не подвластна мольбам. С нею можно

    примириться, как и со своей судьбой. Психоанализ — это урок скромности для

    человека, поскольку ему следует отучиться принимать иллюзорное за

    самоочевидное, а желаемое за действительное. Обнаружив себя рабом

    собственных влечений, человек способен уменьшить зависимость, но от цепей

    ему не избавиться, как и от смерти. Освобождение от иллюзий, от сновидений

    дает познание необходимости. Такая философия не утешает, она помогает

    одному бесстрашному принятию судьбы.

    Список использованной литературы

    1. А. Ф. Лосев, А. А. Тахо - Годи. Платон, Аристотель. М., "Молодая

    Гвардия", 1993.

    2. Ж. Политцер. Избранные философские и психологические труды. М.,

    "Прогресс", 1980.

    6. А. Е. Шерозия. Психика, сознание, бессознательное. Тбилиси,

    "МЕЦНИЕРБА", 1979.

    7. З. Фрейд. Das "Ich" und das "Es". Тбилиси, "Мерани", 1991.

    8. История зарубежной психологии: 30-е - 60-е годы XX века. Тексты.

    Под редакцией П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. МГУ, 1986.

    9. Б. В. Зейгарник. Теория личности в зарубежной психологии. МГУ,

    1982.

    10. И. С. Кон. Социология личности. М., "Издательство политической

    литературы", 1967.

    11. О. К. Тихомиров. Психология мышления. МГУ, 1984.

    12. Краткий психологический словарь. Под редакцией А.В.Петровского,

    М. Г. Ярошевского. М., "Издательство политической литературы", 1985.

    13. К. Г. Юнг. Психоаналитические типы. М., 1967.

    14. Философский словарь. Под редакцией М. М. Розенталя, П.Ф.Юдина.

    М., "Политиздат", 1968.

    15. Ф. В. Бассин. Проблема бессознательного. М., 1968.

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.