МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Изучение возрастных и межполовых особенностей самооценки трех школьных возрастов

    Изучение возрастных и межполовых особенностей самооценки трех школьных возрастов

    Министерство общего и профессионального образования Российской

    Федерации

    Удмуртский Государственный Университет

    Факультет романо-германской филологии

    Кафедра общей психологии

    Изучение межполовых и возрастных особенностей самооценки в трех

    школьных возрастных группах

    Выполнили студенты гр.423 и 424

    Бюркланд Ярослав

    Безносов Владимир

    Проверил:

    Кагиров Артур Юрьевич

    Ижевск 1999

    Введение.

    Целью данного исследования является выявление возрастных и межполовых

    особенностей самооценки в младшем, среднем и старшем школьном возрасте. Для

    этого были проведено анкетирование учащихся третьего, седьмого и десятого

    класса средней школы№8 г.Ижевска. В качестве задания школьникам было

    предложено написать, какие психологические качества они хотели бы в себе

    убавить и прибавить(не меньше трех, но и не более семи качеств).

    Изучаемые социальные группы обладают некоторыми особенностями, которые

    не могли не повлиять на результаты исследования. К числу таких объективных

    признаков мы считаем нужным причислить следующие:

    - Анкетирование в седьмом и десятом классах пришлось на время,

    предшествующее обеденному перерыву, в силу чего учащиеся указанных

    классов не отнеслись к исследованию с должным вниманием, в отличие

    от учащихся третьего класса, время для анкетирования которых было

    выбрано более удачно.

    - Исследуемая школа не относится к числу элитарных, исследуемые классы

    не имеют конкретно выраженной направленности, поэтому избранные

    группы могут представлять объективный срез данной социальной группы.

    Перед анкетированием с учетом вышеизложенного исследователями были

    выдвинуты следующие гипотезы:

    - Учащиеся третьего класса будут в своих ответах, по сравнению с более

    старшими школьными возрастами, больше ориентироваться на мнение о

    себе учителей, родителей и т.п., то есть взрослых, являющихся для

    них непререкаемым авторитетом. Седьмой класс будет ориентироваться

    на мнение своего окружения (друзей), и десятый класс уже будет иметь

    о своих психологических качествах собственное мнение.

    - Неразграничение психологических и непсихологических качеств будет

    более свойственно третьему классу, чем остальным двум.

    - Разграничение физических и материальных свойств: в младших классах -

    ориентация в равной степени на те и другие, в старших классах

    неразграничение психологических и непсихологических качеств не

    должно присутствовать.

    С возрастом тяга к играм будет уменьшаться, тяга к обучению –

    увеличиваться.

    Младший школьный возраст.

    Качество учебной работы школьника, а также и все его поведение

    оценивается школой, и эта оценка влияет на характер его отношений с

    окружающими – учителями, родителями, друзьями. К ребенку, небрежно

    относящемуся к учебе, пропускающему занятия, не желающему учиться,

    окружающие, естественно, относятся иначе, чем к школьнику, прилежно

    выполняющему свои обязанности. Вместе с новыми обязанностями школьник

    получает и новые права. Очень важным для младшего школьника является также

    и то, что, получая хорошие оценки за свой учебный труд, он может ждать со

    стороны окружающих не только похвалы, но и уважения. Особую роль играет

    поощрение, награда.

    Основной предпосылкой для формирования личности в этом возрасте

    является переход к новому положению ребенка в обществе, которое обязывает

    его к ответственной, общественно контролируемой, целенаправленной

    деятельности, воспитывает чувство долга и ответственности перед

    окружающими, умение действовать сознательно и организованно, развивает в

    ребенке волевые качества.

    Новое положение ребенка наполняет его жизнь глубоким содержанием, что

    сказывается на общей направленности его личности, переживаниях,

    представлениях. Новая направленность, появляющаяся у детей младшего

    школьного возраста, выражается также и в том, что они активно стремятся

    найти свое место в коллективе, завоевать уважение и авторитет у товарищей.

    Это стремление к определенному положению в коллективе в условиях обучения и

    воспитания в школе является огромным стимулом в учебной работе. Младшие

    школьники начинают сознательно добиваться звания отличника, так как в

    хорошо организованных школой и учителями коллективах именно это звание в

    первую очередь дает им право на уважение и авторитет у товарищей.

    В младшем школьном возрасте изменяется и система взаимоотношений

    ребенка с окружающей действительностью, а потому изменяется и углубляется

    его эмоциональная сфера, возникает впечатление меньшей эмоциональности

    младших школьников по сравнению с дошкольниками. Это объясняется тем, что,

    чем старше ребенок, тем лучше он умеет управлять своими эмоциями. В этом

    смысле показательны ответы учащихся третьего класса: хочу быть

    спокойной(ным), не нервничать. Правда, такие ответы более свойственны

    девочкам, поскольку им в этом возрасте сложнее сдерживать эмоции, чем

    мальчикам, социальная ситуация развития которых с детства обязывала их не

    проявлять определенные эмоции(«не плачь, ты же мальчик!» и т.д.)

    В младшем школьном возрасте не только появляются новые эмоции, но и те,

    которые имели место до школы, изменяют свой характер и содержание. В этом

    отношении очень показательны исследования детских страхов. У малышей чаще

    всего страх вызывается тем, что может непосредственно угрожать ребенку. У

    младших школьников по отношению к обстоятельствам такого рода появляется

    даже некое бравирование бесстрашием, так как умение преодолеть страх

    поднимает школьника как в глазах его товарищей, так и в его собственных

    глазах.

    В ответах мальчиков часто встречались желания быть смелым. Поведение

    мальчиков в данном случае, их желание стать смелыми, храбрыми и т.д.

    определяется стереотипом пола. Появляются другие формы страха, возникающие

    из разных источников, например, страх показаться смешным, некрасивым,

    боязнь быт осмеянным и т.п.

    Большое место занимают ответы, относящиеся к внешности: не хочу быть

    толстым, иметь узкие глаза, короткие руки и т.д. Стоит отметить, что в

    данный период развития происходит особенно интенсивное формирование

    моральных чувств ребенка, вместе с тем означающее и формирование моральной

    стороны его личности.

    Жизнь коллектива не может протекать организованно, если не управляется

    определенными правилами общественного поведения. Такая организация класса

    практически ставит ребенка, поступившего в школу, перед необходимостью

    усвоить нормы и правила общественного поведения и общественной морали.

    Те правила и требования, которые ставит перед ребенком коллектив,

    выступают тогда для него не как нечто чуждое его собственной жизни и

    деятельности, а как необходимый элемент его жизни в коллективе класса,

    школы, как необходимое условие его бытия. Для учащихся третьего класса

    характерны были ответы вроде: хочу быть добрым, добродушным, отзывчивым, не

    хочу быть злым и т.п.

    В связи с тем, что новое положение школьника накладывает на него и

    новые обязанности, в его сознании возникают представления о труде. Чтобы

    выполнять обязанности ( а их у младших школьников много, и школьных, и

    домашних),нужно приложить определенные усилия. Дети чувствуют это и

    отражают это чувство в своих ответах: хочу часто убираться, не хочу быть

    ленивым, хочу быть трудолюбивым. Обучение в школе предъявляет к ребенку

    принципиальные требования. Во-первых, оно требует от ребенка сознательно

    поставленной специальной цели - учиться. Во-вторых, оно требует подчинить

    свои умственные процессы этой цели.

    В начале школьного обучения дети еще не умеют активно заучивать

    учебный материал, быть постоянно внимательными. Это наглядно демонстрирует

    большое количество ответов: хочу хорошо пересказывать, хочу, чтобы у меня

    была хорошая память, хочу быть внимательным. Мышление младшего школьника

    имеет конкретный характер. В нашем случае, при конкретном вопросе, какие

    психологические качества вы хотели бы в себе убавить и прибавить, ребенок

    иногда отвечает предельно конкретно: мне не нравится длина моих волос, то,

    что у меня узкие глаза и т.д., я хочу хорошо пересказывать, не получать

    двоек... Младший школьник редко абстрагируется от реальности, и это мешает

    ему разграничивать непсихологические и собственно психологические качества.

    Заканчивая разговор о младших школьниках, стоит сказать несколько слов

    о том, что уже в дошкольный период происходит накопление ребенком знаний о

    типично мужской или типично женской роли, о физическом различии мужчины и

    женщины, о различии в их поведении, об их взаимоотношениях, о наиболее

    важных качествах личности. У ребенка постепенно формируется чувство половой

    принадлежности и начинают проявляться характерные модели поведения,

    связанные с «ролью» мужчины или женщины. Придя в школу, ребенок ведет себя

    соответственно своим представлениям о том, каким должен быть мальчик и

    какой должна быть девочка.

    Подростковый возраст.

    Когда ребенок вступает в подростковый возраст (7 класс), в развитии его

    самосознания происходит очень важный сдвиг. Он связан с возникновением

    чувства взрослости. Это чувство выражает совершенно новое отношение к миру

    и себе.

    Сравнивая себя со взрослыми, подросток приходит к заключению, что между

    им и взрослым нет никакой разницы. Он начинает требовать от окружающих, не

    считать его маленьким, ребенок понимает, что у него тоже есть права.

    Новообразование этого возраста – ребенок ставит себя наравне с взрослыми,

    но у него еще нет ощущения подлинной принадлежности к взрослости, но есть

    огромное желание в признании его среди взрослых.

    В данном возрасте характерно открытие своего «Я», осознание своей

    индивидуальности, он ищет и находит недостатки в себе. У некоторых

    появляется недовольство собой. Подростки стремятся занять уважаемое

    положение среди сверстников, поэтому именно сверстник становится образцом

    равнения. Кто-то видит свои недостатки, а у кого-то собственная самооценка

    завышена, но гораздо хуже когда наоборот, потому что подросток сильно

    переживает если он находит себя хуже других.

    В нашем случае мальчики нуждаются в остроумии и уверенности, а вот

    девочкам нужно спокойствие и скромность.

    Но что интересно – мальчики хотели бы убавить лень и эгоизм, а девочки

    лень и раздражительность. Но не стоит забывать, что в этом возрасте

    происходит половое созревания и чувства подростков несколько обостренны. И

    в данном периоде существует негативная фаза, что обуславливается повышенной

    раздражимостью, капризами и т.д. Недовольство собой часто выражается

    «меланхолией» или агрессивным поведением.

    В ответах можно встретить противоречия. Допустим то они хотят добавить

    скромность, то убавить – это объясняется становлением индивидуальности.

    Самоуверенность переход в застенчивость, веселость сменяется замкнутостью.

    Так только после кризиса самосознания подросток приобретает «чувство

    индивидуальности».

    Период самовоспитания, где мальчик ищет и стремится к идеалу

    «настоящего мужчины», а девочки «настоящей женщины».

    Ранняя юность.

    В возрастной психологии юность определяется как стадия развития начала

    полового созревания и до наступления взрослости. По отечественной

    периодизации детского развития ранняя юность, или старший школьный возраст

    (14,5 –17-18 лет) относится к шестому периоду. Юноша является промежуточным

    звеном между ребенком и взрослым. Юность – это завершающий этап созревания

    в формировании личности. Большие изменения в собственном организме и

    внешности, связанные с половым созреванием, с известной неопределенностью

    положения (ведь уже не ребенок, но еще и не взрослый), с расширением круга

    лиц, с которыми личность должна соотносить свое поведение; все это вместе

    взятое резко увеличивает активность ценностно- ориентационную деятельность

    в юношеском возрасте. Юноша озабочен оценкой новых знаний и стремится

    выстраивать свое поведение на основе сознательно выработанных или усвоенных

    критериев и норм. Ранняя юность характеризуется появлением чувства

    собственной неповторимости, личной индивидуальности; в отрицательном

    варианте возникает расплывчатое «я», ролевая и личностная неопределенность.

    Главное новообразование этого возраста – открытие «я», развите

    рефлексии, появление жизненного плана, постепенное врастание в различные

    сферы жизни. В ответах прослеживается ориентация на будущее. Положительные

    качества связаны с выбором профессии, жизнью в обществе. В связи с

    тенденцией мышления юношей и девушек к абстрагированию у них появляются

    собственные теории философии, счастья, любви... Последняя – особенно у

    девушек, которым свойственны любовные переживания, тогда как юноши больше

    думают о будущем.

    Для юноши и девушки зрелость и внешность имеют некоторую социальную

    ценность ( в ответах проскальзывает неразделение психологических и

    непсихологических качеств: прибавить мускулы и т.п.) Внешность для данного

    возраста поднимает статус юноши в глазах окружающих, вызывая у них

    соответствующие чувства и ожидания.

    Для юношей понятия «величина» и «величие» - почти синонимичны. Со

    стройным, мускулистым телом в этом возрасте ассоциируются качества вожака:

    энергичность, решительность (подтверждается результатами тестов).

    Юношеский возраст – важный этап развития умственных способностей.

    Старшеклассники чаще и настойчивей, упрямей задают вопрос: «Почему?» и

    высказывают сомнения в достаточности и обоснованности предлагаемых

    объяснений. Для этого возраста характерна тяга к обобщению, поиску

    универсальных принципов и законов, стоящих за частными фактами. Ответы на

    тесты представляют собой некие общие формулы жизни и социального устройства

    общества.

    Развитие интеллекта в юности тесно связано с развитием творческих

    способностей и стремлением к созданию чего-то нового, что приводит к

    индивидуальному стилю умственной деятельности. В тестах встречаются такие

    ответы, как желание прибавить к к своим психологическим качествам

    артистизм. Многим детям данного возраста свойственно преувеличение своей

    уникальности, что также проявляется в ответах. Развитие временных

    представлений тесно связано как с умственным развитием, так и с изменением

    жизненной перспективы. После 15 лет увеличивается самоуважение, уменьшается

    застенчивость и все больше возрастает интерес в своем будущем.

    Юношеские самоописания более динамичны, более разбросаны, а у девочек

    более субъективны, больше связанные с чувствами, отсюда наблюдается, в

    ответах у девочек, меньшее количество качеств, направленных на других, чем

    у юношей. Ответы девушек больше связанны с любовью.

    Самооценки юношей и девушек сильно зависят от стереотипных

    представлениях мужчины и женщины. Поэтому девочки хотят прибавить более

    «материнские чувства»: нежность, ласку, доброту, а мальчики мужество,

    выносливость, силу. И по результатам теста, юноши хотят убрать:

    нерешительность, застенчивость, скромность.

    В этом возрасте мы заметили такое подразделение: одни ставят четкие

    цели в своем будущем, а другие живут фантазиями. А характерная черта

    юношеского возраста – формирование жизненных целей. Юноша также

    задумывается о пути достижения его целей. И поэтому в ответах мы встречаем

    желания добавить такие качества как ум, терпеливость, совесть.

    Внутренний мир только- только сформировался и он еще очень хрупок и

    человек нередко в этом возрасте переживает нереальность своего Я,

    одиночества, непонимания.

    Ранняя юность – период роста социальной активности. Старшеклассник

    более заинтересован в происходящем вокруг него и старается принять участие.

    Юность – завершающий этап первичной социализации.

    Заключение.

    В ходе исследования гипотезы, выдвинутые перед его началом,

    подтвердились частично.

    На наш взгляд, причина кроется в отношении учеников к целям и

    результатам исследования: старшеклассники участвовали в таких опросах не

    один раз, результаты им не показывались, что снизило их заинтересованность.

    Кроме того, второклассникам было лестно внимание новых взрослых, сказался

    и авторитет учителя.

    Третьеклассники не разграничивают психологические и непсихологические

    качества, как мы и предполагали. Среди учеников седьмого и десятого классов

    такое разграничение присутствует, наблюдается небольшое количество

    исключений(упомянуто несколько физических качеств), но это связано с

    индивидуальными особенностями, а не с возрастными.

    Половые различия наблюдаются в большей степени в седьмом классе, что

    связано с возрастными особенностями данной группы школьников.

    В целом наши прогнозы оправдались, что служит подтверждением как

    традиционных теорий, на которых построена работа, так и соответствия

    устоявшимся представлениям исследованных групп школьников.

    Список использованной литературы.

    Божович Л.И. Личность и формирование в детском возрасте – Москва; 1968.

    Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.4. Детская психология – Москва,

    1984.

    Возрастная и педагогическая психология/под ред. А.В. Петровского -

    Москва, 1973.

    Кон И.С. Психология ранней юности - Москва,1989.

    Мир детства. Младший школьник/сост. А.В. Захарова - Москва,1988.


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.