МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Как победить в споре

    они были еще в далёкой античности, многие из них описаны Аристотелем в

    работе «О софистических опровержениях». Цель их – сделать противника

    уязвимым, привести его в наибольшее затруднение.

    Следует иметь в виду, что одни логические ошибки распознать легче,

    другие труднее. Одни ясны каждому, другие остаются незамеченными даже

    самыми опытными людьми.

    Логические ошибки в рассуждениях участников спора, независимо от того,

    какова их причина, являются ли они преднамеренными или ненамеренными,

    осложняют ведение диалога, мешают поиску истины, принятию правильного

    решения. Поэтому полемисты должны стараться свести их к минимуму в своей

    речи, уметь найти логические ошибки в рассуждениях оппонентов, разоблачить

    логические ухищрения противников.

    Применяя доказательство как логическую операцию, полемист не должен

    забывать о том, что его задача не только доказать выдвинутый тезис, но и

    убедить оппонента, а также всех присутствующих в его истинности. Полемисту

    нередко приходиться ещё и переубеждать своего оппонента, так как у того

    обычно имеется достаточно твёрдое мнение по обсуждаемому вопросу.

    Доказывание и убеждение – это разные процессы, хотя и тесно связанные

    друг с другом. Доказывать означает устанавливать истинность тезиса, а

    убеждать – это создать впечатление, вселять уверенность, что истинность

    тезиса доказана, делать слушателей единомышленниками, соучастниками своих

    замыслов и действий.

    Практика полемических выступлений показывает, что в споре возникают

    самые разные ситуации. Полемист логически правильно доказывает выдвинутый

    тезис, но это не убеждает оппонентов, так как доказательство сложно для них

    и не воспринимается. Напротив, убеждают иногда рассуждения, основанные не

    на доказательстве, а на предрассудках, на неосведомлённости людей в

    различных вопросах, вере в авторитеты. Большое влияние оказывают

    красноречие полемиста, пафос его речи, уверенность в голосе, внушительная

    внешность. Другими словами, можно доказать какое-то положение, но не

    убедить в его истинности окружающих и, наоборот, убедить, но не доказать.

    Однако полемисту следует иметь в виду, что в большинстве случаев основа

    убедительности речи – её доказательность.

    Какие средства используют полемисты, стремясь доказать правильность

    выдвинутых утверждений и убедить в этом оппонентов? Достаточно весомыми

    доводами считаются статистические данные. Они вызывают доверие участников

    полемического обсуждения. Не менее убедительными доводами, чем цифры,

    считаются примеры из жизни, которые приводят полемисты для – подкрепления

    своей точки зрения. Чтобы убедить аудиторию в правильности выдвигаемого

    тезиса, можно сослаться на мнения и суждения авторитетных лиц, привести

    цитаты из произведений видных политических, государственных, общественных

    деятелей, известных учёных, писателей. Однако в споре нужно разграничивать

    факт и мнение. Факт – это действительное, невымышленное явление, событие,

    то, что произошло на самом деле. Мнение – суждение, выражающее оценку,

    отношение, взгляд на что-либо. Факты существуют сами по себе, независимо от

    того, как мы их оцениваем и используем в своих целях. На мнения влияют

    социальные установки, личностные ориентиры, особенности характера,

    психическое состояние, уровень подготовки, степень осведомлённости и многое

    другое. Мнения могут быть предвзятыми, необъективными, ошибочными. Поэтому

    факты являются более надёжными аргументами. К мнениям же необходимо

    относиться критически, учитывать исторические и социальные условия, которые

    оказали влияние на их формирование.

    В процессе доказательства используются также законы природы и общества,

    аксиоматические положения науки, теоретические обобщения и выводы.

    Полемисту не следует забывать, что дело не в количестве приводимых

    доводов, а в их качестве. Различают доводы сильные и слабые. Довод, против

    которого легко найти возражение, трудно опровергаемое, называют слабым. А

    если оппонент вынужден согласиться с доводом без каких-либо уточнений,

    значит, был использован сильный довод. Конечно, применение доводов во

    многом определяется теми целями, которые ставит полемист. Желая проверить

    истину какой-нибудь мысли, мы выбираем в пользу её самые сильные с нашей

    точки зрения основания. Желая убедить кого-нибудь, выбираем доводы, которые

    должны казаться наиболее убедительными ему. Желая победить противника,

    выбираем доводы, которые более всего могут поставить его в затруднение. В

    споре для убеждения слушателей мы приспособляем выбор доводов не столько к

    противнику, сколько к слушателям. Чтобы добиться своей цели, полемист

    должен хорошо знать того, к кому обращены его доводы, и приводить аргументы

    с учётом индивидуальных особенностей оппонента.

    Подбирая те или иные доводы, нужно позаботиться о том, чтобы они

    воздействовали не только на разум слушателей, но и на их чувства. На

    процесс убеждения сильное влияние оказывает эмоциональное состояние

    слушателя, его субъективное отношение к предмету речи. Если оратор в своём

    выступлении затронет какие-либо чувства – чувство долга и чести, чувство

    ответственности за порученное дело, чувство товарищества и др., то его речь

    больше воздействует на нас, мы её лучше запоминаем.

    Подобрать сильные и убедительные доводы – дело далеко не простое. Здесь

    нет специальных правил, которые можно заучить. Многое зависит от хорошего

    знания предмета спора, от общей эрудиции полемиста, его находчивости и

    сообразительности, от быстроты реакции, от выдержки и самообладания, от

    понимания сложившейся ситуации. Важно подобрать единственно верные слова,

    которые окажут воздействие на слушателей именно в данной обстановке.

    Использование полемических приёмов.

    Искусство аргументации состоит не только в доказательстве истинности

    своих суждений, но и в умении опровергать точку зрения оппонента,

    разоблачать неверные утверждения противника. Поэтому необходимо уметь

    пользоваться и такой логической операцией, как опровержение. Она

    заключается в установлении ложности либо необоснованности положения,

    выдвинутого в качестве тезиса, и направлена на разрушение ранее

    состоявшегося доказательства. Доказательство и опровержение выполняют

    противоположные функции. Для доказательства характерна конструктивная роль

    обоснования какой-либо идеи, для опровержения – критическая. Опровержение

    осуществляется тремя способами: опровергается тезис, критикуются доводы,

    показывается несостоятельность демонстрации.

    Наиболее действенным методом считается опровержение ложного тезиса

    фактами. К этому испытанному средству полемики прибегают довольно часто в

    публичных лекциях, выступлениях на митингах и собраниях, в открытых

    диспутах и дискуссиях. Реальные события, явления, статистические данные,

    результаты экспериментальных исследований, свидетельские показания,

    противоречащие тезису, несокрушимо разоблачают опровергаемые суждения.

    Не менее эффективным способом опровержения является критика доводов

    оппонента. Показывая ложность или необоснованность аргументов, полемист

    приводит слушателя к мысли, что выдвинутый тезис не доказан.

    Иногда полемисты, чтобы показать ошибочность тезиса оппонента, просто

    отметают его доводы и развивают свои идеи. Однако нельзя отвергать чужих

    аргументов без доказательства их несостоятельности. Иначе спор будет

    напоминать разговор двух глухих.

    Важную роль в полемике играет и такой испытанный метод, как опровержение

    демонстрации, то есть выявление того, что тезис противоположной стороны

    логически не вытекает из аргументов. Задача полемиста состоит в том, чтобы

    проанализировать ход рассуждения оппонента и показать отсутствие в

    изложении действительной логической связи.

    Выше указанные способы критики – опровержение доводов и опровержение

    демонстрации – разрушают структуру доказательства, показывают

    необоснованность тезиса, однако самого тезиса не опровергают. В споре

    нередко бывает такая ситуация: тезис сам по себе правильный, но человек,

    выдвинувший его, не может подобрать для его доказательства истинные

    аргументы. Иногда он просто не располагает достаточными доводами.

    В книге С. И. Поварнина «Спор. О теории и практике спора» есть такое

    рассуждение: «Учитель может легко сокрушить доказательство теоремы

    Пифагора, изобретенное гимназистом «по вдохновению», в грозный час у

    классной доски. Но теорема Пифагора от этого ничуть не поколеблется.

    Учитель поставит «кол» за неумение доказать её, а ученик, может быть,

    ознакомится с «настоящим» доказательством и только. Точно так же, если

    противник опровергает нашу мысль, но неудачно, и мы разбили его

    опровержение в пух и прах, одно это еще не значит, что тезис наш истинен.

    Может быть, наш тезис совершенно ошибочен, да противник-то не умеет его

    опровергнуть. Такие случаи бывают нередко. Поэтому неудачное

    доказательство, взятое само по себе, означает только, что человек не сумел

    оправдать или опровергнуть тезис, а истинности или ложности тезиса не

    касается вовсе».[№ 1, стр. 84]

    Опытные полемисты, как правило, используют в споре одновременно

    несколько способов опровержения. Критика тезиса может сочетаться с

    опровержением аргументов, показом несостоятельности демонстрации и т. д.

    Чтобы защитить свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента,

    участники спора используют различные полемические приёмы.

    Эффективным средством считается применение юмора, иронии и сарказма. Они

    являются обязательными психологическими элементами публичного выступления.

    Эти средства усиливают полемический тон речи, её эмоциональное воздействие

    на слушателей, помогают разрядить напряжённую обстановку, создают

    определённый настрой при обсуждении острых вопросов, помогают полемистам

    добиться успеха в споре.

    Ироническое или шутливое замечание может смутить оппонента, поставить

    его в затруднительное положение, а порой даже разрушить тщательно

    построенное доказательство, хотя само по себе это замечание далеко не

    всегда имеет прямое отношение к предмету спора. Поэтому не надо теряться.

    Лучше всего вести себя естественным образом. Если смешно, можно посмеяться

    со всеми, а затем обязательно вернуться к обсуждению существа проблемы.

    Распространённым приёмом опровержения является «доведение до нелепости»,

    «сведение к обсурду» (лат. reductio ad absurdum). Суть этого приёма –

    показать ложность тезиса или аргумента, так как следствия, вытекающие из

    него, противоречат действительности.

    Довольно часто в дискуссиях и полемиках применяется «возвратный удар»,

    или так называемый приём бумеранга. Английское слово бумеранг означает

    метательное орудие, при искусном броске развращающееся к тому месту, откуда

    было пущено. Полемический приём заключается в том, что тезис или аргумент

    обращается против тех, кто их высказал. При этом сила удара во много раз

    увеличивается. Поражение противника становится очевидным для всех

    присутствующих.

    Разновидностью «возвратного удара» считается приём «подхвата реплики». В

    ходе обсуждения спорных вопросов полемисты нередко бросают реплики

    различного характера. Умение применить реплику противника в целях усиления

    собственной аргументации, разоблачения взглядов и позиции оппонента,

    оказания психологического воздействия на присутствующих – действенный приём

    в полемике. «Подхватом реплики» часто пользуются, выступая на съездах,

    конференциях, митингах.

    Существует ещё один полемический приём – атака вопросами. В споре важно

    задавать вопросы, уметь перехватывать инициативу в их постановке. Цель

    этого метода – сделать положение оппонента затруднительным, заставить его

    защищаться, оправдываться, создать себе наиболее благоприятные условия для

    спора.

    Иногда вместо обсуждения по существу того или иного положения начинают

    оценивать достоинства и недостатки человека, его выдвинувшего. Такой приём

    в полемике называют «довод к человеку» (лат. ad hominen). Он оказывает

    сильное психологическое воздействие. «Довод к человеку» как полемический

    приём должен применяться в сочетании с другими достоверными и обоснованными

    аргументами. Как самостоятельное доказательство он считается логической

    ошибкой, состоящей в подмене самого тезиса ссылками на личные качества

    того, кто его выдвинул. Разновидностью «довода к человеку» является приём,

    который называется «апелляция к публике». Цель приёма – повлиять на чувства

    слушателей, их мнения, интересы, склонить аудиторию на сторону говорящего.

    Таковы основные полемические приёмы. Использование этих приёмов помогает

    вести дискуссию, полемику и спор более плодотворно.

    Позволительные и непозволительные уловки в споре.

    Во время дискуссии, полемики спорщики нередко попадают в затруднительное

    положение и пытаются найти какой-то выход из него. Например, противник

    привёл довод, на который трудно сразу найти достойный ответ, поэтому

    стараются незаметно для оппонента «оттянуть возражение». С этой целью

    ставят вопросы в связи с приведённым доводом, как бы для выяснения его;

    начинают ответ издали, с чего-нибудь не имеющего прямого отношения к

    данному вопросу; начинают опровергать второстепенные аргументы, а затем,

    собрав силы, разбивают главные доводы противника. «Оттягиванием возражения»

    рекомендуется воспользоваться и в том случае, если вы сильно растерялись,

    нервничаете, у вас вдруг «пропали» все мысли, в голове путаница. Чтобы не

    показать противнику своё состояние, можно начать говорить о чём-то

    постороннем твёрдым, уверенным голосом. Иногда довод противника кажется

    правильным, но не стоит спешить соглашаться с ним.

    Однако следует иметь в виду, что недобросовестные полемисты в спорах

    часто прибегают к нечестным средствам. Довольно большую группу нечестных

    средств составляют психологические уловки, с помощью которых некоторые

    полемисты хотят облегчить спор для себя и затруднить для противника. Они

    разнообразны по своей сущности, многие основаны на хорошем знании

    особенностей психологии людей, слабостей человеческой натуры. Как правило,

    эти уловки содержат элементы хитрости и прямого обмана. В них проявляется

    грубое, неуважительное отношение к оппоненту. Такие уловки в споре

    считаются непозволительными. Рассмотрим их более подробно.

    Известно, что люди часто хотят казаться лучше, чем они есть на самом

    деле, боятся «уронить себя» в глазах окружающих. Вот на этом-то желании

    выглядеть чуть лучше и играют некоторые опытные полемисты. Например,

    приводя недоказанный или даже ложный вывод, противник сопровождает его

    фразами: «Вам, конечно, известно, что наука давно установила»; «Неужели вы

    до сих пор не знаете?»; «Общеизвестным является факт» и под., то есть

    делает ставку на ложный стыд. Если человек не признается, что это ему

    неизвестно, он «на крючке» у противника и вынужден соглашаться с его

    аргументами. Другая родственная уловка, основанная на самолюбии, называется

    подмазыванием аргумента. Слабый довод, который может быть легко

    опротестован, сопровождается комплиментом противнику. Например: «Вы, как

    человек умный, не станете отрицать»; «Всем хорошо известна ваша честность и

    принципиальность, поэтому вы…»; «Человек недостаточно образованный не

    оценит, не поймет приведённый аргумент, но вы…». Иногда противнику тонко

    дают понять, что к нему лично относятся с особым уважением, высоко ценят

    его ум, признают его достоинства.

    Нередко в спорах в качестве аргументов используют ссылки на свой

    возраст, образование и положение. Довольно часто мы сталкиваемся с такими

    рассуждениями: «Вот доживите до моих лет, тогда и судите»; «Сначала

    получите диплом, а потом и поговорим»; «Займёте моё место, тогда и

    рассуждать будете» и др. Однако известно, что человек, старший по возрасту,

    имеющий высшее образование, занимающий определённую должность, далеко не

    всегда бывает прав. Поэтому не следует сразу сдавать позиции и отступать,

    необходимо потребовать, чтобы оппонент привёл более веские и убедительные

    аргументы.

    Нередко приходится наблюдать такие ситуации, когда участники обсуждения

    спорной проблемы затрудняются подобрать необходимые аргументы. Чтобы уйти

    от поражения сделать его не столь заметным, они всячески уводят разговор в

    сторону, отвлекают внимание оппонентов второстепенными вопросами,

    рассказами на отвлечённые темы.

    Уйти от предмета обсуждения, оставить в стороне выдвинутый тезис можно и

    с помощью такой уловки – перевести спор на противоречия между словом и

    делом, взглядами противника и его поступками, образом жизни. Показав

    несоответствие выдвинутого тезиса действиям оппонента, ставят противника в

    неловкое положение, сводят фактически спор на нет. По поводу подобного типа

    уловок С. И. Поварнин пишет: «Это один из видов «зажимания рта» противнику

    и не имеет ничего общего с честною борьбою в споре за истину. – Как приём

    обличения он, может быть, и требуется и часто необходим. Но обличение и

    честный спор за истину, как борьба мысли с мыслью, – две вещи

    несовместимые». [№ 1, стр. 104]

    Одной из распространённых уловок в публичном споре является перевод

    вопроса на точку зрения пользы или вреда. Вместо доказательства истины того

    или иного положения выясняется, имеет ли оно пользу для нас или нет. И

    понятно, когда мы чувствуем, что данное предложение выгодно нам, хотя и

    имеет вредные последствия для других, мы скорее с ним соглашаемся. Этой-то

    слабостью человеческой натуры и пользуются недобросовестные спорщики. Они

    начинают давить на противника, подчёркивая преимущества своей позиции для

    оппонента. Такие доводы называют нередко «карманными», т. е. удобными,

    выгодными. И оказывают они порой просто гипнотическое действие.

    В публичном споре большое влияние, как на оппонентов, так и на

    слушателей оказывает внушение. Поэтому нельзя поддаваться и такой

    распространённой уловке, как самоуверенный, безапелляционный, решительный

    тон. Человек, говорящий с апломбом, внушительным голосом, психологически

    давит на присутствующих. Действительно, когда противник ведет себя очень

    уверенно, не имея на это никаких оснований, мы, даже если и чувствуем себя

    правыми, начинаем сомневаться в своей позиции. А уж если мы недостаточно

    разобрались в проблеме, то и вообще пасуем перед ним. В подобной ситуации

    требуется внутренняя собранность, выдержка, деловой тон, умение перевести

    разговор от общих фраз к рассмотрению существа дела.

    Кроме соответствующего тона есть много и других разнообразных уловок,

    рассчитанных на внушение и психологическое воздействие на участников спора.

    Это и насмешка, и стремление оборвать противника, вызвать недоверие к его

    словам, резко отрицательная оценка высказанных суждений, обидная реплика и

    масса различных гипнотических приёмов и технологий.

    Одна из уловок, которой довольно часто пользуются спорщики, называется

    «чтение в сердцах». Суть её заключается в том, что софист не столько

    разбирает слова противника, сколько ссылается на те мотивы, которые

    заставили их высказать («Вы говорите из жалости к нему»; «Вас заставляют

    так говорить интересы данной фирмы»; «Вы преследуете личные интересы» и

    др.).

    Заключение.

    Для того чтобы побеждать в споре, нужно постоянно учиться, расширять

    свои знания по теории и истории спора. Читать больше, чем практически

    нужно. Читать без предубеждения и критически. В процессе чтения нужно вести

    записи и составлять заметки.

    Не давайте первому автору, на которого вы случайно натолкнетесь, сразу

    же предопределить строй ваших мыслей; не останавливайте свой выбор только

    на тех источниках, идеи которых соответствуют вашему мнению. Пожалуй,

    труднее всего подыскивать и исследовать данные, которые противоречат ему.

    Но ведь нет другого способа узнать, правы вы или нет. Положиться на один

    источник для исчерпывающей и объективной информации – дело ненадежное. Не

    смущайтесь, если после всестороннего изучения вопроса придется изменить

    мнение. Новое убеждение, солидно обоснованное, станет поистине скорее вашим

    личным достоянием, чем старый предрассудок, который не был продуктом мысли.

    Нельзя научиться плавать, сидя на берегу. Стать хорошим полемистом может

    помочь практика. Нужно участвовать в обсуждении актуальных вопросов

    современности и решении технических проблем.

    Овладение полемическим мастерством – задача сложная. Решение её требует

    упорного труда, терпения и настойчивости, определённых усилий над собой, а

    также большого желания. Но, как поется в песне, кто хочет, тот добьётся.

    Список литературы.

    1. Л. Г. Павлова. «Спор, дискуссия, полемика» изд. «Просвещение» 1991 г.

    2. П. Сопер. «Основы искусства речи» изд. «Феникс» 1995 г.

    3. З. Н. Люстрова. «О культуре русской речи» изд. «Знание» 1987 г.

    4. А. С. Куделин. «Гипноз. Практическое руководство» изд. «Феникс» 2003 г.

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.