МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Карен Хорни

    нормой для человека, или по-другому: состояние покоя не является нормой.

    Ряд выдающихся философов (например, Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше и др.)

    связывали с развитым человеком чувство беспокойства, неудовлетворенности.

    “Человек, взятый относительно, есть самое неудачное животное, самое

    болезненное, уклонившееся от своих инстинктов самым опасным для себя

    образом, - но, конечно, со всем этим и самое интереснейшее!”. Более того,

    по большому счету человек никогда не сможет удовлетвориться и успокоиться -

    развитый человек обречен на вечное искание. Для Кьеркегора страх и отчаяние

    более естественны, чем удовлетворение и покой. Экзистенциалисты говорят,

    что человек обречен на свободу, и его жизнь - постоянная тревога, имеющая

    естественный характер.

    Вообще для XX века свойственно беспокойство, чувство неуверенности и

    психической напряженности, охватывающей широкие массы. Неуверенность

    просачивается во все сферы жизни. В этом заключена идея “базовой тревоги”.

    Тревога отличается от страха неясностью причин, непонятностью ситуации.

    Хорни полагает, что поскольку установки личности соответствуют культурным

    ценностям, то причину тревожности следует искать в культуре. Чем выше и

    динамичнее культура, тем больше у человека поводов для беспокойств и

    тревог. Ощущение тревоги вызывает желание избавиться от неё через

    вытеснение, то есть невротическим образом. Бегство от тревог заставляет

    человека отвлекаться на что-то другое, погружаться в работу,

    “наркотизироваться” в прямом и переносном смыслах.

    То есть, очевидно, что в современных условиях определенный уровень

    тревожности неизбежен. Выход из этого - привычка. Многое зависит от

    правильного воспитания. Важно научиться правильно воспринимать естественные

    процессы в мире.

    В ситуации базовой тревоги взрослый человек воспроизводит детские

    переживания, такие как неуверенность, беспомощность и другие. В

    значительной степени базовая тревога обусловлена детскими страхами. Поэтому

    момент воспитания и внимания к детям представляется принципиально важным.

    Таким образом, учитывая социо - культурную атмосферу в обществе,

    значительная часть людей, согласно Хорни, обречена на невроз, что

    становится типичным для нашего времени.

    Хорни раскрывает идею о тесной взаимосвязи неврозов с типами общения,

    социальными контактами. Здоровые люди невротизируются в ситуации

    неудовлетворительного общения, и наоборот, люди, предрасположенные к

    неврозу, могут развиваться в сторону большего равновесия в случае

    благоприятных контактов. У каждого человека есть определенного уровня

    потребности в тех или иных отношениях (дружеских, властных и других),

    которые реализуются лишь во взаимодействии с другими людьми.

    Невротический конфликт вызывает в человеке противоречия, причем невротик не

    сознает того, что с ним происходит. Он тратит силы на уход от конфликта,

    создание иллюзорной гармонии, выстраивая защитные механизмы.

    Уход от конфликта часто приводит к созданию идеализированного образа себя,

    вымышленного представления о себе, улучшающего свой взгляд на себя самого.

    Такое восприятие себя ошибочно. Человек здесь предстает выдуманным, а не

    реальным. Невротик цепляется всеми силами за этот образ. Но чем больше он

    верит в надуманный образ, тем больше уходит от реальности, что лишь

    усугубляет невроз.

    Чем выше идеалы культуры, в которой живет человек, тем больше людей, их не

    достигающих. Это порождает чувство мести, озлобленности на мир и общество.

    Идеализированное “я” вступает в конфликт с социумом. В этой связи важна

    психоаналитическая терапия, помогающая раскрыть реальное “я” человека. В

    понятие психотерапия входит и самоанализ в том числе. Невротику следует

    самому активно работать над собой, следуя наставлениям врача. Иногда для

    этого приходится менять образ жизни, работу, отношения с людьми.

    Фрейд считал причиной невротизма подавление культурой природного начала в

    человеке. Хорни корректирует это положение: культура действительно

    навязывает человеку некоторую идеализацию. Культура виновата не в том, что

    жестока и деспотична, а в том, что слишком щедра и либеральна.

    Не сама культура создает проблему, а человек неспособен правильно оценить

    свои силы, сделать нужный выбор. Человек “не дотягивает” до уровня

    культуры. Поэтому не культура (по Фрейду), а сам человек ответственен за

    свой невроз. И разрушение иллюзорного “я” является важнейшим шагом на пути

    устранения невроза.

    Фрейд считал невроз падением человека в сторону регресса, Хорни же,

    напротив, трактует невроз как эволюцию человека, как его развитие в лучшую

    сторону, вверх. Отсюда невротические проблемы интеллектуальной прослойки

    общества (интеллигенции), идущей с некоторым опережением в культурном

    развитии и испытывающей конфликт культур в себе самой. “Поднимаясь” высоко,

    невротик создает идеализированный образ себя, который трудно реализовать.

    Поэтому следует сближать в себе идеальное и реальное. Идеалы, к которым

    стремится человек, несомненно, должны присутствовать в жизни и выполнять

    стимулирующие функции для личностного роста, но не стоит отрываться от

    действительности и неадекватно оценивать себя. Идеал должен объединять, а

    не разъединять людей.

    Хорни выделяет четыре невротических черты личности. Во-первых, это желание

    добиться любви, одобрения других. В этом случае невротик тратит много

    усилий для того, чтобы нравиться, вызывать восхищение. Невнимание вызывает

    волну переживаний. Обиды появляются даже в тех ситуациях, где сам человек

    сомневается в своей правоте. Здесь может проявиться обратный эффект:

    человек настойчиво стремится к контактам, старается понравиться, но это

    вызывает обратную реакцию невнимания и отторжения. Естественное желание

    заслужить похвалу превращается в невротическую зависимость от одобрения или

    неодобрения других.

    Другая черта невротика - стремление к власти. “Если он не становится

    лидером, то чувствует себя полностью потерянным, зависимым и беспомощным.

    Он настолько властен, что все, выходящее за пределы его власти,

    воспринимается им как собственное подчинение. Вытеснение гнева может

    привести его к чувству подавленности, уныния и усталости. Однако то, что

    ощущается как беспомощность, может быть лишь попыткой обходным путем

    достичь доминирования или выразить враждебность из-за своей неспособности

    лидировать”. Стремление к власти у невротика возникает на основе страха,

    чувства неполноценности. Будучи неуверенным в себе, он боится обнаружения

    этой неуверенности другими. Этим объясняется его стремление быть правым во

    всем. В этом случае средством самоутверждения могут служить сексуальные

    отношения.

    В-третьих, невротической личности свойственен невротический уход.

    Стремление к независимости от других, подчеркнутое безразличие к тем

    оценкам, которые дают его поступкам.

    В-четвертых, - невротическая уступчивость. Неуверенность провоцирует

    принятие чужого мнения. Человек уступает внешнему давлению. Подчиняется,

    если другой на этом настаивает. Принцип уступчивого невротика заключается в

    том, что если он подчинится другим, то они не навредят ему.

    Таким образом, согласно Хорни, самосовершенствование сопряжено с базовым

    конфликтом, постоянным беспокойством, которые, в конечном счете, могут

    обратиться в невротический страх.

    В некотором смысле культурным противодействием базового конфликта может

    выступить религия, которая создает человеку некую устойчивую основу,

    душевное успокоение. Однако Хорни полагает, что в современном обществе

    религия уже не имеет почвы для возрождения. Более вероятна возможность

    самореализации через свое дело, свое призвание. Но современная культура не

    всегда создает для этого условия. В частности, в культуре Америки

    культивируется эгоцентризм, индивидуализм. “Индивидуализм в культуре

    западных “развитых” стран чаще всего определяется как мировоззрение, при

    котором главными ценностями являются только такие личные способности

    человека, которые явно превышают уровень, принятый данным обществом в

    качестве нормы. “Индивидуализм” в этом понимании означает придание

    чрезмерной ценности особенному (в ущерб всеобщему)… Человек может избежать

    ощущения собственной неполноценности, только демонстрируя тем или иным

    способом какую-либо особую способность.” Такая культура способствует

    развитию “идеализированного я” в ущерб раскрытию “я реального”.

    IV. Характеристика самоанализа

    Рассматривая взаимоотношения человека и культуры, Хорни подчеркивает тот

    момент, что личность является продуктом культуры, испытывая позитивные и

    патогенные воздействия. Особое внимание Хорни уделяет негативным аспектам,

    с той перспективой, чтобы наметить правильную психоаналитическую терапию.

    Самое большое, что от культуры требуется - чтобы она не мешала нормальному

    развитию личности. Под нормальным развитием понимается реализация

    способностей, талантов, чувств. При этом силы и возможности для этого

    находятся в самом человеке.

    “Любая помощь… необходима в запутанных и сложных условиях цивилизации, в

    которой все мы живем. Но профессиональная помощь, даже если бы она была

    доступна более широкому кругу людей, вряд ли могла быть оказана каждому

    нуждающемуся в ней. Именно поэтому вопрос о самоанализе имеет важное

    значение. Всегда считалось, что “познать себя” не только полезно, но также

    и возможно”. Люди обращаются к психоаналитику со своими проблемами,

    чувствуя неспособность справиться с жизнью. Психоанализ не может исправить

    недостатки цивилизации, но он способен прояснить некоторые противоречия,

    страхи, слабые места в человеке.

    Хорни строит свою психотерапию на интеллектуальном и моральном воздействии.

    Врач должен хорошо чувствовать человека, проникнуться его тревогами и

    заботами. Помощь психоаналитика сравнима с дружеским участием.

    “Я часто говорила своим пациентам, что в идеале аналитик должен быть всего

    лишь проводником в их тяжком восхождении в гору, указывающим, какой путь

    целесообразнее избрать, а какого избегать. Чтобы быть точной, следует

    добавить, что аналитик - это проводник, который и сам не совсем уверен в

    маршруте... В силу этого тем более желательна собственная продуктивная

    психологическая работа пациента…Помимо компетентности аналитика именно

    собственная творческая активность пациента определяет как

    продолжительность, так и результат анализа”.

    Согласно Хорни, завершиться анализ не может никогда. Жизнь человека

    предполагает постоянную борьбу, где психоанализ выступает одним из способов

    помощи человеку.

    БАЗИСНЫЙ КОНФЛИКТ

    Конфликты играют бесконечно большую роль в неврозе, чем обычно считается.

    Однако их выявление не является легким делом - отчасти из-за того, что они

    носят бессознательный характер, но большей частью из-за того, что невротик

    не останавливается НИ перед чем, чтобы отвергнуть их существование. Какие

    симптомы в этом случае могли бы подтвердить наши подозрения относительно

    скрытых конфликтов? В примерах, рассмотренных в предыдущей главе, об их

    существовании свидетельствовали два достаточно очевидных фактора.

    Первый представлял результирующий симптом - усталость в первом примере,

    воровство во втором. Дело в том, что каждый невротический симптом указывает

    на скрытый конфликт, т.е. каждый симптом представляет более или менее

    прямой результат некоторого конфликта. Мы постепенно познакомимся, что

    делают неразрешенные конфликты с людьми, как они продуцируют состояние

    тревоги, депрессии, нерешительности, вялости, отчужденности и так далее.

    Понимание причинного отношения помогает в подобных случаях направить наше

    внимание от очевидных расстройств к их источнику, хотя точная природа этого

    источника и останется скрытой.

    Другим симптомом, указывающим на существование конфликтов, была

    непоследовательность. В первом примере мы видели человека, убежденного в

    неправильности процедуры принятия решения и допущенной по отношению к нему

    несправедливости, но не выразившего при этом ни одного протеста. Во втором

    примере человек, высоко ценивший дружбу, принялся красть деньги у своего

    друга. Иногда невротик сам начинает осознавать такие непоследовательности.

    Однако гораздо чаще он не видит их даже тогда, когда они совершенно

    очевидны неподготовленному наблюдателю.

    Непоследовательность в качестве симптома столь же определенна, как и

    повышение температуры человеческого тела при физическом расстройстве.

    Укажем на самые распространенные примеры такой непоследовательности.

    Девушка, желающая, во что бы то ни стало выйти замуж, тем не менее

    отвергает все предложения. Мать, сверх меры заботящаяся о своих детях,

    забывает дни их рождения. Человек, всегда щедрый по отношению к другим,

    боится потратить даже немного денег на самого себя. Другой человек,

    страстно жаждущий одиночества, ухитряется никогда не быть одиноким. Третий,

    снисходительный и терпимый к большей части других людей, чрезмерно строг и

    требователен по отношению к самому себе.

    В отличие от других симптомов непоследовательность позволяет часто

    выдвинуть пробное допущение относительно природы скрытого конфликта.

    Например, острая депрессия обнаруживается только, если человек поглощен

    какой-либо дилеммой. Но если явно любящая мать забывает дни рождения своих

    детей, мы склонны предположить, что эта мать больше предана своему идеалу

    хорошей матери, чем собственно детям. Мы могли бы также предположить, что

    ее идеал столкнулся с бессознательной садистской склонностью, что и

    послужило причиной нарушения памяти.

    Иногда конфликт появляется на поверхности, т.е. воспринимается сознанием

    именно как конфликт. Может показаться, что это противоречит моему

    утверждению о том, что невротические конфликты носят бессознательный

    характер. Но в действительности то, что осознается, представляет искажение

    или модификацию реального конфликта. Так, человек может разрываться на

    части и страдать от осознаваемого конфликта, когда вопреки своим уверткам,

    помогающим в других обстоятельствах, он обнаруживает, что стоит перед

    необходимостью принять важное решение. Он не может решить в данный момент,

    жениться ли ему на этой женщине или на той, и жениться ли ему вообще;

    согласиться ли ему на эту работу или на ту; сохранить ли ему или прекратить

    свое участие в некоторой компании. С величайшим страданием он приступит к

    анализу всех возможностей, переходя от одной из них к другой и совершенно

    неспособный достигнуть какого-либо определенного решения. В этой

    бедственной ситуации он может обратиться к аналитику, ожидая от него

    прояснения ее конкретных причин. И будет разочарован, потому что

    действующий конфликт представляет просто точку, в которой динамит

    внутренних разногласий наконец-то взорвался. Частная проблема, угнетающая

    его в данное время, не может быть решена без прохождения долгой и

    мучительной дороги осознания конфликтов, скрывающихся за ней.

    В других случаях внутренний конфликт может быть экстернализирован и

    осознаваться человеком уже как некоторая несовместимость его самого и его

    окружения. Или, догадываясь, что, скорее всего необоснованные страхи и

    запреты препятствуют реализации его желаний, он может понять, что

    противоречащие друг другу внутренние влечения проистекают из более глубоких

    источников.

    Чем больше мы узнаем человека, тем более мы способны познавать

    конфликтующие элементы, которые объясняют симптомы, противоречия и внешние

    конфликты и, следует добавить, тем более запутанной становится картина из-

    за числа и разнообразия противоречий. Это подводит нас к вопросу:

    существует ли какой-нибудь базисный конфликт, лежащий в основе всех частных

    конфликтов и действительно ответственный за них? Можно ли представить

    структуру конфликта в терминах скажем, какого-либо неудачного брака, где

    нескончаемый ряд явно не связанных друг с другом разногласий и ссор из-за

    друзей, детей, времени приема пищи, служанок указывает на некоторую

    фундаментальную дисгармонию самой связи.

    Убеждение в существовании базисного конфликта в человеческой личности

    восходит к древности и играет заметную роль в различных религиях и

    философских концепциях. Силы света и тьмы, Бога и дьявола, добра и зла -

    вот некоторые из антонимов, с помощью которых это убеждение было выражено.

    Следуя этому убеждению, как и многим другим, Фрейд проделал в современной

    психологии пионерскую работу. Его первым допущением было то, что базисный

    конфликт существует между нашими инстинктивными влечениями с их слепым

    стремлением к удовлетворению и запрещающим окружением - семьей и обществом.

    Запрещающее окружение интернализируется в раннем возрасте и с этого времени

    существует в виде запрещающего "Сверх - Я".

    Вряд ли здесь уместно обсуждать это понятие со всей серьезностью, которой

    он заслуживает. Это потребовало бы анализа всех аргументов, выдвинутых

    против теории либидо. Попробуем скорее понять значение самого понятия

    либидо, даже если мы отказываемся от теоретических посылок Фрейда. То, что

    в этом случае остается, представляет спорное утверждение, что

    противоположность между исходными эгоцентрическими влечениями и нашим

    запрещающим окружением образует главный источник многообразных конфликтов.

    Как будет позже показано, я также приписываю этой оппозиции - или тому, что

    приблизительно соответствует ей в моей теории - важное место в структуре

    неврозов. То, что я оспариваю, это ее базисная природа. Я убеждена, что

    хотя это и важный конфликт, но он вторичен и становится необходимым лишь в

    процессе развития невроза.

    Основания этого опровержения станут очевидными позже. Сейчас же я приведу

    только один аргумент: я не верю, что какой-либо конфликт между желаниями и

    страхами мог объяснить степень, с которой расколото "Я" невротика, и

    конечный результат, настолько разрушительный, что способен в прямом смысле

    разрушить жизнь человека.

    Состояние психики невротика, как его постулирует Фрейд, таково, что тот

    сохраняет способность искренне стремиться к чему-либо, но его попытки

    терпят крах из-за блокирующего действия страха. Я же считаю, что источник

    конфликта вращается вокруг утраты невротиком способности желать чего-либо

    искренне, потому что его истинные желания разделены, т.е. действуют в

    противоположных направлениях. В действительности все это намного серьезнее,

    чем представлял Фрейд.

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.