Клиническая психология
функционирования и аутентичности. Для участников становятся возможными
идентификация незаконченных ситуаций и эффективное разрешение связанных с
ними проблем.
Для начала руководитель может предложить серию упражнений, к-е фокусируют
внимание на осознании текущего момента. После выполнения добровольцу
предлагают занять место на горячем стуле. Он должен придерживаться здесь и
теперь, и давать подробный отчет о том, что ему при этом удается сознавать.
Р-ль никак не интерпретирует сказанное и не задает никаких вопросов. Чтобы
добиться успеха, сам р-ль должен придерживаться здесь и теперь (ЗИТ).
Группа может служить средством ? поддержки участников. В группе необходимы
как «трудяги», так и наблюдатели «зеваки». Некоторые р-ли ждут , когда
атмосфера сочувствия и сплоченности сложится в группе сама, другие
целенаправленно формируют ее, применяя специальные упражнения. Группа может
создавать условия для осознания участниками переживаемого или ЗИТ опыта.
Группа может служить основой для получения участниками опыта в рамках
принципа ЗИТ, как стимул к переживанию участниками ситуации ЗИТ. Группа
может выступать как активный соучастник индивидуальной работы каждого члена
группы, вносящий нее элемент драматизации. : член группы может принимать
участие в работе любого другого, играя роли. Задача таких помощников –
сделать более насыщенным текущее переживание. Участники могут проецировать
на исполняемые роли свои проблемы. Группа и происходящие в ней
взаимодействия как динамичный и неизменно актуальный процесс: обычно ГГ
создает фон, необходимый для индивидуальной работы. Бывает, что члены
группы фокусируют внимание на групповом аспекте получаемого опыта, и тогда
групповые проблемы выходят для них на первый план.
Характерные для ГГ процедуры можно, в соответствии с их функциями,
разделить на 6 категорий: они применяются для: 1) развития способности
осознания. 2) интеграции полярностей. 3) облегчения доступа к чувствам. 4)
работы с фантазиями 5) развития чувства ответственности 6) преодоления
сопротивления. Процедуры ГТ действенны, они позволяют в кратчайшие сроки
выявить особенности своего Я. Руководителю ГГ необходимо соблюдать баланс
м\у конфронтацией, фрустрацией и поддержкой.
Развитие осознания: осознание процессов, протекающих во внутренней и
внешней зонах. Эти упражнения фокусируют внимание на текущем моменте. Р-ль
предлагает закрыть глаза и сконцентрироваться на соматических ощущениях,
при этом участники повторяют «сейчас я осознаю….». Затем – сосредоточить
внимание на внешней зоне, повторяя ту же фразу. Так можно научиться
справляться с не нашедшими завершения в прошлом эмоциональными
переживаниями и не испытывать при этом чувства внутреннего сопротивления.
При выполнении Г-упражнений важно работать именно с процессом осознания. В
ГГ на участников не оказывают особого давления. С помощью упражнений на
осознание р-ль побуждает членов группы, чтобы они воспринимали информацию
из внешнего мира, никак не интерпретируя, не оценивая и не стараясь
сохранить в памяти ее. (Здесь сходство с медитацией. ) Осознание лежит в
основе м-ки горячего стула: ослабляется отвлекающие эффекты средней зоны, в
результате участники более спонтанны и сосредоточены на настоящем. Р-ль
может обратить внимание участников на значимые формы из невербального
поведения. Если невербальное поведение одного участника является реакцией
на другого, первого можно попросить, чтобы он обратился ко второму прямо.
Интеграция полярностей: формирование и завершение гештальтов зависит от
нашей способности четко определять свои потребности и вступать в контакт с
окружением. Каждый контакт – два аспекта: 1) способность четко
разграничивать окружение и свое Я 2) способность выделять разные стороны
своего Я. Свое окружение и самих себя мы воспринимаем как полярности. По ГТ
то, что мы воспринимаем как нашу борьбу с другими – отражает подобный
конфликт внутри нас. Упражнение «пустого стула» или «двух стульев» во время
пребывания в горячем стуле. В психодраме соответствующее упражнение создает
возможность повторно пережить болезненную ситуацию, ГТ побуждают участника
выделить обе стороны своего внутреннего конфликта и установить м\у ними
диалог. Как только оба полюса полярности оказываются осознанными личностью,
ей становится легче интегрировать их. Часто встречающиеся полярности:
близость \ отчужденность, рациональность \ эмоциональность, эгоцентризм \
самоотверженность. Часто разбираемый пример – конфликт м\у «нападающим» и
«защищающимся». Доминирующий нападающий интроецирует родительские желания и
ожидания. Когда же доминирует защищающийся, создается впечатление, что он
ничего не может довести до конца. М-ка пустого стула позволяет усилить
позиции более слабой или подавленной стороны, так, что обе стороны получают
равные возможности. н\р участник может завязать диалог м\у своими
внутренними нападающим и защищающимся. Сидя на одном стуле, он выступает от
имени первого, обращаясь к воображаемому второму, находящемуся на втором
стуле. Через некоторое время участник пересаживается на другой стул и
говорит уже с позиции нападающего. Для разрешения конфликта может
потребоваться компромисс м\у обоими сторонами личности или просто спокойное
признание наличия в своем Я отрицательного компонента. По мере того как две
крайности вступают во взаимодействие, обе точки зрения осознаются и четко
дифференцируются, смешанные чувства отделяются друг от друга и проясняются.
В результате можно научиться отличать реальные события от фантазий и
проекций. М-ка двух стульев - индивидуальна, но полярности можно
исследовать и на уровне всей группы , когда в ней возникают межличностные
конфликты. Для того, чтобы выявить спектр чувств, каждому из членов группы
можно обойти всех остальных и высказать им свое неудовольствие или
одобрение. (хождение по кругу).
Концентрация внимания на чувствах: одна из целей – проанализировать свои
чувства. Отрицая боль, мы связываем себя незаконченным действием. Чтобы
формирование гештальта завершилось, старые чувства должны найти свое полное
выражение. 1) та энергия, к-я тратится на подавление отрицательных эмоций,
м.б. направлена на достижение позитивных целей. 2) при открытом выражении
чувств обнажаются крайние стороны любого внутреннего конфликта ( возможно
интегрировать различные аспекты личности. Одна из методик – разыгрывание
ролей. Такая работа может побудить ч-ка к проигрыванию новых форм
поведения. Каждая форма поведения (ГТ), которую участник выбирает с целью
преодолеть затруднение, отражает реальный аспект его Я. Эта методика
помогает выявлять проекции в своем Я. Часто бывают полезными намеренные
несоответствия, преувеличения. Отдельные чувства можно выделить из общего
эмоционального фона если начать утрировать их невербальные выражения. О
скрытых эмоциях можно судить и по интонации.
Анализ сновидений и фантазий: Перлз считал сны самым спонтанным продуктом
нашего существования. Теоретически образы сновидения – фрагменты личности,
которые были ею отторгнуты. В ГТ не приписывают сновидениям того
символического значения, как в психоанализе. Работа со сновидениями и
фантазиями в ГГ включает два процесса: перенос их на реальную почву и
возвращение личности тех ее фрагментов, к-е были спроецированы на
вымышленные образы. Перенос на реальную почву – участник описывает сон
(фантазию) в настоящем времени. Описывая сон таким образом, ч-к вновь
погружается в сновидение и повторно переживает все его события, но уже в
условиях группы. Каждый объект или фигура сновидения представляет собой
отчужденный фрагмент личности. Участника можно попросить представить себя
горным пиком и описать свои ощущения от первого лица. Когда ч-к по очереди
проигрывает роли всех виденных во сне живых существ и неживых объектов, он
выявляет те аспекты своей личности, к-е до сих пор никогда не осознавал в
полной мере. Другой вариант этого упражнения предусматривает описание сна с
позиций присутствующих в нем существ или объектов. При этом не обязательно
рассматривать весь сон целиком, достаточное кол-во информации может
содержаться даже в его небольшом фрагменте. Если воспроизведение снов по
памяти вызывает затруднения, можно исследовать фантазии или грезы наяву.
Если основу сновидения составляет обсуждение или спор, можно
воспользоваться м-кой пустого стула. В Г-упражнении для наглядности роль
фигур из сновидения можно поручить кому-то из группы. Это нужно, чтобы
обозначать взаимное положение фигур из сновидения. Их позы или чтобы
воспроизводить услышанные фразы (в отличие от психодрамы – и только за
этим).
Принятие ответственности: мех-мы развития любого невротического состояния
связаны с неспособностью индивидуума полностью отвечать за себя. Особенное
внимание в ГГ – чтобы каждый прямо обращался к другому, а не обсуждал его в
третьем лице. Не поощряются сплетни, советы, умствования, рассуждения на ?
темы, нарушение границ чужого Я. Рук-лю следует быть внимательным к случаям
употребления участниками местоимений мы или вы, когда они на самом деле
имеют в виду себя. При изменении конструктов: « мне нельзя, мне необходимо,
мне следует» на «я не буду, я хочу, я решил» члены группы берут на себя
ответственность за свои мысли и т.д. Рук-ль также побуждает к замене союза
«но» на «и». «Но» мешает говорящему принять ответственность за самого себя.
+ не поощряются вопросы – рекомендуется менять вопросительные предложения
на утвердительные, чтобы они могли выявить собственные ресурсы, а не
пытались мобилизовать других. Ответственности способствует осознание того,
как мы сами позволяем другим принимать за нас решения. Одной из причин
перекладывания ответственности является уверенность в том, что его чувства
вызваны другими людьми и что он – жертва чужого влияния. Ру-ль - экран для
проекции ограниченных возможностей членов группы. Отказываясь реагировать
на жалобы и обвинения участников, он фрустрирует их и тем самым вынуждает
выискивать свои внутренние ресурсы и, ( принимать ответственность.
Преодоление сопротивления: обычно сопротивление – это препятствия, чинимые
клиентом терапевту, к-й заботится о его благе. В ГГ сопротивление
проявляется в отказе выполнять предлагаемые упражнения. Это следует
рассматривать как признак определенных отношений м\у терапевтом и клиентом.
Сопротивление показывает, какими способами участник мешает сам себе. Р-ль
ГГ использует сопротивление для расширения самосознания клиента, анализа
причин нежелания или кажущейся неспособности клиента что-то сделать. (
сопротивление – это не преграда, а обстоятельство, к-е можно использовать,
чтобы расширить самосознание. С-е используется для уменьшения риска
возникновения негативных чувств и ограничивает свободу. Р-ль может
предложить упорствовать в своем сопротивлении, н\р повторяя фразу: «Я не
буду этого делать!» или завершая начатую фразу: «Если я чего и хочу
избежать, так это ….». С-е может находить выражение и в мышечном напряжении
– р-ль может привлечь внимание участника к его сдавленному голосу и т.д.
Защитные функции могут проявляться в форме ослабления остроты сенсорного
восприятия (ч-к может не слышать того, что ему говорят, не видеть того, что
он делает…). Подавление переживаемых чувств может отразиться на характере
дыхания. С физиологическими проявлениями с-я можно работать, используя м-ку
пустого стула (диалог с напряженным участком тела). В ГГ нет установки на
то, чтобы сводить на нет сопротивление. Члены группы должны признать
наличие у себя с-я и понять, что они не хотят осознавать. Часто осознание
стимулирует к дальнейшему продвижению, к-е м.б. связано с риском пережить
заблокированные чувства.
Оценка: Гештальт-кредо подразумевает готовность ч-ка взять на себя
ответственность за свою жизнь и за свое соответствие личным целям, а также
понимание им своей природы. Теория ГТ стала основой для разработки
множества упражнений и экспериментальных приемов. Но ГТ не предусматривает
предоставления уже готового набора м-к работы в группе. Лучшими
руководителями ГГ являются те, кто постоянно экспериментирует с методиками,
ищет новые подходы.
56. Психодрама.
Базовые техники: специальная группа. Техника ролевых игр. Существует
множество классификаций игр. Фундаментальное: на базовые и ситуационные.
Критерии деления: степень связанности техники со специфическим содержанием
темы, изображаемой в действии. Базовая – широкий круг применения,
универсальное психологическое значение, не связана с содержанием проблемы.
Эти техники в основном имеют психодраматическую направленность.
Ситуационная – представлена в случаях моделирования поведения, ограниченная
психологическая основа, сильно привязана к содержанию проблемы.
Девять специфических техник. Представление самого себя, исполнение роли,
диалог, монолог, дублирование и множественное дублирование, обмен ролями,
реплики в сторону, пустой стул, зеркало.
Представление самого себя. Состоит из коротких ролевых действий, в
которых протагонист изображает самого себя или кого-то очень важного для
себя. В основе техники 2 предпосылки: субъективность и люгитальность.
Субъективность – описание базируется на особенностях характера
протагониста, его личных ощущениях, суждениях. Люгитальность –
протагонист является единственным источником этих ощущений. Существуют
два вида метода:
0. Описание себя, людей в форме последовательных эпизодов, парад
личностей;
1. Психодрама – серия завершенных ситуаций.
Есть также и метод интервью, когда есть человек, от имени которого
отвечают на вопросы.
Исполнение роли – это акт принятия роли кого-то другого. Это может быть
часть тела, животное, неодушевленный предмет, человек. К протагонисту она
не применяется. Но существуют три исключения:
Когда используется одна техника как монодрама
Когда используется техника обмена ролями
Во время тренинга, когда человека просят принят новую чужую роль.
Диалог – это изображение в ролевых играх взаимоотношений между реальными
людьми. Вспомогательный персонал – люди, с которыми человек взаимодействует
в реальной жизни. Здесь каждый играет самого себя (и протагонист и
вспомогательный персонал). Часто используется при исследовании конфликтных
ситуаций. Монолог – изложение человеком своих чувств, мыслей, как будто он
вслух (но при этом письменно) советуется с самим собой – комментирование
своих действий в ролевых играх в начале, середине и в конце сцены. Есть две
формы монолога: акт полного раскрытия самого себя и сопротивление полному
развитию роли. Использование: для дополнения действия, изображаемого во
время основной, ключевой сцены; для связующей сцены. Дублирование – (al te
ego) – второстепенное лицо играет роль протагониста – “психологический
двойник” - его внутренний голос. Дублер стоит рядом с протагонистом, сбоку
от него (с противоположной от зрителей стороны). Нужно добиться ощущения
психологического единства с протагонистом. Дублер имитирует его физически с
целью: помочь дублеру как можно глубже погрузиться в роль протагониста;
направить внимание дублера на физические ключи с тем, чтобы определить
психологические ключи. Роль дублера:
5. Имитация физических особенностей, жестов, манер протагониста;
6. Повторение ключевых слов, достижение ментального, эмоционального
сходства с протагонистом;
7. Чтение между строк и обсуждение скрытых мыслей и чувств;
8. Фокусирование на страхах, запретах, дилеммах, живущих в протагонисте;
9. Высказывание гипотез касательно проблем протагониста;
10. Побуждение протагониста к открытому выражению своих проблем и к прямому
соприкосновению с ними.
Дублирование – один из лучших способов обучения способности сопереживать.
Техника множественного дублирования – роль дублера поделена между
несколькими второстепенными лицами, каждое из которых изображает один
аспект поведения протагониста, одну сторону его личности. Использует ее,
если протагонист перегружен многочисленными проявлениями своей проблемы и
не в состоянии воспринимать ее в целом (лучше не более 3-4 дублеров). Если
это возможно, лучше протагонисту самому выбрать себе дублера. Реплики в
сторону – цель – извлечение и раскрытие внутренних мыслей, чувств человека.
Вводится в действие, если протагонист излагает события недостоверно,
умышленно скрывает правду. Всегда применяется в сочетании с “исполнением
роли” и “диалогом”. Обычно говорит в сторону протагонист, но может и
второстепенное лицо, если участвует жена и другие люди, значимые для
протагониста. Тогда все участники могут применять реплики в сторону. Обмен
ролями – два человека меняются ролями – участники меняются ролями
физически, каждый перенимает позу, манеры, психологическое состояние
другого. Показания: когда второстепенное лицо исполняет роль какого-то
человека, хорошо известного протагонисту, но ему нужна для этого
дополнительная информация (протагонист предоставляет ее путем демонстрации
и моделирования); когда терапевту нужно получить больше информации о
протагонисте, так как многие люди, пребывая во второстепенной роли,
открываются, забывают о психологической защите; когда взаимодействие между
протагонистом и второстепенным лицом должно быть ускорено, или когда оно
приближается к тупику, а тема не раскрыта; при разборе конфликта между
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23
|