МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Клиническая психология

    функционирования и аутентичности. Для участников становятся возможными

    идентификация незаконченных ситуаций и эффективное разрешение связанных с

    ними проблем.

    Для начала руководитель может предложить серию упражнений, к-е фокусируют

    внимание на осознании текущего момента. После выполнения добровольцу

    предлагают занять место на горячем стуле. Он должен придерживаться здесь и

    теперь, и давать подробный отчет о том, что ему при этом удается сознавать.

    Р-ль никак не интерпретирует сказанное и не задает никаких вопросов. Чтобы

    добиться успеха, сам р-ль должен придерживаться здесь и теперь (ЗИТ).

    Группа может служить средством ? поддержки участников. В группе необходимы

    как «трудяги», так и наблюдатели «зеваки». Некоторые р-ли ждут , когда

    атмосфера сочувствия и сплоченности сложится в группе сама, другие

    целенаправленно формируют ее, применяя специальные упражнения. Группа может

    создавать условия для осознания участниками переживаемого или ЗИТ опыта.

    Группа может служить основой для получения участниками опыта в рамках

    принципа ЗИТ, как стимул к переживанию участниками ситуации ЗИТ. Группа

    может выступать как активный соучастник индивидуальной работы каждого члена

    группы, вносящий нее элемент драматизации. : член группы может принимать

    участие в работе любого другого, играя роли. Задача таких помощников –

    сделать более насыщенным текущее переживание. Участники могут проецировать

    на исполняемые роли свои проблемы. Группа и происходящие в ней

    взаимодействия как динамичный и неизменно актуальный процесс: обычно ГГ

    создает фон, необходимый для индивидуальной работы. Бывает, что члены

    группы фокусируют внимание на групповом аспекте получаемого опыта, и тогда

    групповые проблемы выходят для них на первый план.

    Характерные для ГГ процедуры можно, в соответствии с их функциями,

    разделить на 6 категорий: они применяются для: 1) развития способности

    осознания. 2) интеграции полярностей. 3) облегчения доступа к чувствам. 4)

    работы с фантазиями 5) развития чувства ответственности 6) преодоления

    сопротивления. Процедуры ГТ действенны, они позволяют в кратчайшие сроки

    выявить особенности своего Я. Руководителю ГГ необходимо соблюдать баланс

    м\у конфронтацией, фрустрацией и поддержкой.

    Развитие осознания: осознание процессов, протекающих во внутренней и

    внешней зонах. Эти упражнения фокусируют внимание на текущем моменте. Р-ль

    предлагает закрыть глаза и сконцентрироваться на соматических ощущениях,

    при этом участники повторяют «сейчас я осознаю….». Затем – сосредоточить

    внимание на внешней зоне, повторяя ту же фразу. Так можно научиться

    справляться с не нашедшими завершения в прошлом эмоциональными

    переживаниями и не испытывать при этом чувства внутреннего сопротивления.

    При выполнении Г-упражнений важно работать именно с процессом осознания. В

    ГГ на участников не оказывают особого давления. С помощью упражнений на

    осознание р-ль побуждает членов группы, чтобы они воспринимали информацию

    из внешнего мира, никак не интерпретируя, не оценивая и не стараясь

    сохранить в памяти ее. (Здесь сходство с медитацией. ) Осознание лежит в

    основе м-ки горячего стула: ослабляется отвлекающие эффекты средней зоны, в

    результате участники более спонтанны и сосредоточены на настоящем. Р-ль

    может обратить внимание участников на значимые формы из невербального

    поведения. Если невербальное поведение одного участника является реакцией

    на другого, первого можно попросить, чтобы он обратился ко второму прямо.

    Интеграция полярностей: формирование и завершение гештальтов зависит от

    нашей способности четко определять свои потребности и вступать в контакт с

    окружением. Каждый контакт – два аспекта: 1) способность четко

    разграничивать окружение и свое Я 2) способность выделять разные стороны

    своего Я. Свое окружение и самих себя мы воспринимаем как полярности. По ГТ

    то, что мы воспринимаем как нашу борьбу с другими – отражает подобный

    конфликт внутри нас. Упражнение «пустого стула» или «двух стульев» во время

    пребывания в горячем стуле. В психодраме соответствующее упражнение создает

    возможность повторно пережить болезненную ситуацию, ГТ побуждают участника

    выделить обе стороны своего внутреннего конфликта и установить м\у ними

    диалог. Как только оба полюса полярности оказываются осознанными личностью,

    ей становится легче интегрировать их. Часто встречающиеся полярности:

    близость \ отчужденность, рациональность \ эмоциональность, эгоцентризм \

    самоотверженность. Часто разбираемый пример – конфликт м\у «нападающим» и

    «защищающимся». Доминирующий нападающий интроецирует родительские желания и

    ожидания. Когда же доминирует защищающийся, создается впечатление, что он

    ничего не может довести до конца. М-ка пустого стула позволяет усилить

    позиции более слабой или подавленной стороны, так, что обе стороны получают

    равные возможности. н\р участник может завязать диалог м\у своими

    внутренними нападающим и защищающимся. Сидя на одном стуле, он выступает от

    имени первого, обращаясь к воображаемому второму, находящемуся на втором

    стуле. Через некоторое время участник пересаживается на другой стул и

    говорит уже с позиции нападающего. Для разрешения конфликта может

    потребоваться компромисс м\у обоими сторонами личности или просто спокойное

    признание наличия в своем Я отрицательного компонента. По мере того как две

    крайности вступают во взаимодействие, обе точки зрения осознаются и четко

    дифференцируются, смешанные чувства отделяются друг от друга и проясняются.

    В результате можно научиться отличать реальные события от фантазий и

    проекций. М-ка двух стульев - индивидуальна, но полярности можно

    исследовать и на уровне всей группы , когда в ней возникают межличностные

    конфликты. Для того, чтобы выявить спектр чувств, каждому из членов группы

    можно обойти всех остальных и высказать им свое неудовольствие или

    одобрение. (хождение по кругу).

    Концентрация внимания на чувствах: одна из целей – проанализировать свои

    чувства. Отрицая боль, мы связываем себя незаконченным действием. Чтобы

    формирование гештальта завершилось, старые чувства должны найти свое полное

    выражение. 1) та энергия, к-я тратится на подавление отрицательных эмоций,

    м.б. направлена на достижение позитивных целей. 2) при открытом выражении

    чувств обнажаются крайние стороны любого внутреннего конфликта ( возможно

    интегрировать различные аспекты личности. Одна из методик – разыгрывание

    ролей. Такая работа может побудить ч-ка к проигрыванию новых форм

    поведения. Каждая форма поведения (ГТ), которую участник выбирает с целью

    преодолеть затруднение, отражает реальный аспект его Я. Эта методика

    помогает выявлять проекции в своем Я. Часто бывают полезными намеренные

    несоответствия, преувеличения. Отдельные чувства можно выделить из общего

    эмоционального фона если начать утрировать их невербальные выражения. О

    скрытых эмоциях можно судить и по интонации.

    Анализ сновидений и фантазий: Перлз считал сны самым спонтанным продуктом

    нашего существования. Теоретически образы сновидения – фрагменты личности,

    которые были ею отторгнуты. В ГТ не приписывают сновидениям того

    символического значения, как в психоанализе. Работа со сновидениями и

    фантазиями в ГГ включает два процесса: перенос их на реальную почву и

    возвращение личности тех ее фрагментов, к-е были спроецированы на

    вымышленные образы. Перенос на реальную почву – участник описывает сон

    (фантазию) в настоящем времени. Описывая сон таким образом, ч-к вновь

    погружается в сновидение и повторно переживает все его события, но уже в

    условиях группы. Каждый объект или фигура сновидения представляет собой

    отчужденный фрагмент личности. Участника можно попросить представить себя

    горным пиком и описать свои ощущения от первого лица. Когда ч-к по очереди

    проигрывает роли всех виденных во сне живых существ и неживых объектов, он

    выявляет те аспекты своей личности, к-е до сих пор никогда не осознавал в

    полной мере. Другой вариант этого упражнения предусматривает описание сна с

    позиций присутствующих в нем существ или объектов. При этом не обязательно

    рассматривать весь сон целиком, достаточное кол-во информации может

    содержаться даже в его небольшом фрагменте. Если воспроизведение снов по

    памяти вызывает затруднения, можно исследовать фантазии или грезы наяву.

    Если основу сновидения составляет обсуждение или спор, можно

    воспользоваться м-кой пустого стула. В Г-упражнении для наглядности роль

    фигур из сновидения можно поручить кому-то из группы. Это нужно, чтобы

    обозначать взаимное положение фигур из сновидения. Их позы или чтобы

    воспроизводить услышанные фразы (в отличие от психодрамы – и только за

    этим).

    Принятие ответственности: мех-мы развития любого невротического состояния

    связаны с неспособностью индивидуума полностью отвечать за себя. Особенное

    внимание в ГГ – чтобы каждый прямо обращался к другому, а не обсуждал его в

    третьем лице. Не поощряются сплетни, советы, умствования, рассуждения на ?

    темы, нарушение границ чужого Я. Рук-лю следует быть внимательным к случаям

    употребления участниками местоимений мы или вы, когда они на самом деле

    имеют в виду себя. При изменении конструктов: « мне нельзя, мне необходимо,

    мне следует» на «я не буду, я хочу, я решил» члены группы берут на себя

    ответственность за свои мысли и т.д. Рук-ль также побуждает к замене союза

    «но» на «и». «Но» мешает говорящему принять ответственность за самого себя.

    + не поощряются вопросы – рекомендуется менять вопросительные предложения

    на утвердительные, чтобы они могли выявить собственные ресурсы, а не

    пытались мобилизовать других. Ответственности способствует осознание того,

    как мы сами позволяем другим принимать за нас решения. Одной из причин

    перекладывания ответственности является уверенность в том, что его чувства

    вызваны другими людьми и что он – жертва чужого влияния. Ру-ль - экран для

    проекции ограниченных возможностей членов группы. Отказываясь реагировать

    на жалобы и обвинения участников, он фрустрирует их и тем самым вынуждает

    выискивать свои внутренние ресурсы и, ( принимать ответственность.

    Преодоление сопротивления: обычно сопротивление – это препятствия, чинимые

    клиентом терапевту, к-й заботится о его благе. В ГГ сопротивление

    проявляется в отказе выполнять предлагаемые упражнения. Это следует

    рассматривать как признак определенных отношений м\у терапевтом и клиентом.

    Сопротивление показывает, какими способами участник мешает сам себе. Р-ль

    ГГ использует сопротивление для расширения самосознания клиента, анализа

    причин нежелания или кажущейся неспособности клиента что-то сделать. (

    сопротивление – это не преграда, а обстоятельство, к-е можно использовать,

    чтобы расширить самосознание. С-е используется для уменьшения риска

    возникновения негативных чувств и ограничивает свободу. Р-ль может

    предложить упорствовать в своем сопротивлении, н\р повторяя фразу: «Я не

    буду этого делать!» или завершая начатую фразу: «Если я чего и хочу

    избежать, так это ….». С-е может находить выражение и в мышечном напряжении

    – р-ль может привлечь внимание участника к его сдавленному голосу и т.д.

    Защитные функции могут проявляться в форме ослабления остроты сенсорного

    восприятия (ч-к может не слышать того, что ему говорят, не видеть того, что

    он делает…). Подавление переживаемых чувств может отразиться на характере

    дыхания. С физиологическими проявлениями с-я можно работать, используя м-ку

    пустого стула (диалог с напряженным участком тела). В ГГ нет установки на

    то, чтобы сводить на нет сопротивление. Члены группы должны признать

    наличие у себя с-я и понять, что они не хотят осознавать. Часто осознание

    стимулирует к дальнейшему продвижению, к-е м.б. связано с риском пережить

    заблокированные чувства.

    Оценка: Гештальт-кредо подразумевает готовность ч-ка взять на себя

    ответственность за свою жизнь и за свое соответствие личным целям, а также

    понимание им своей природы. Теория ГТ стала основой для разработки

    множества упражнений и экспериментальных приемов. Но ГТ не предусматривает

    предоставления уже готового набора м-к работы в группе. Лучшими

    руководителями ГГ являются те, кто постоянно экспериментирует с методиками,

    ищет новые подходы.

    56. Психодрама.

    Базовые техники: специальная группа. Техника ролевых игр. Существует

    множество классификаций игр. Фундаментальное: на базовые и ситуационные.

    Критерии деления: степень связанности техники со специфическим содержанием

    темы, изображаемой в действии. Базовая – широкий круг применения,

    универсальное психологическое значение, не связана с содержанием проблемы.

    Эти техники в основном имеют психодраматическую направленность.

    Ситуационная – представлена в случаях моделирования поведения, ограниченная

    психологическая основа, сильно привязана к содержанию проблемы.

    Девять специфических техник. Представление самого себя, исполнение роли,

    диалог, монолог, дублирование и множественное дублирование, обмен ролями,

    реплики в сторону, пустой стул, зеркало.

    Представление самого себя. Состоит из коротких ролевых действий, в

    которых протагонист изображает самого себя или кого-то очень важного для

    себя. В основе техники 2 предпосылки: субъективность и люгитальность.

    Субъективность – описание базируется на особенностях характера

    протагониста, его личных ощущениях, суждениях. Люгитальность –

    протагонист является единственным источником этих ощущений. Существуют

    два вида метода:

    0. Описание себя, людей в форме последовательных эпизодов, парад

    личностей;

    1. Психодрама – серия завершенных ситуаций.

    Есть также и метод интервью, когда есть человек, от имени которого

    отвечают на вопросы.

    Исполнение роли – это акт принятия роли кого-то другого. Это может быть

    часть тела, животное, неодушевленный предмет, человек. К протагонисту она

    не применяется. Но существуют три исключения:

    Когда используется одна техника как монодрама

    Когда используется техника обмена ролями

    Во время тренинга, когда человека просят принят новую чужую роль.

    Диалог – это изображение в ролевых играх взаимоотношений между реальными

    людьми. Вспомогательный персонал – люди, с которыми человек взаимодействует

    в реальной жизни. Здесь каждый играет самого себя (и протагонист и

    вспомогательный персонал). Часто используется при исследовании конфликтных

    ситуаций. Монолог – изложение человеком своих чувств, мыслей, как будто он

    вслух (но при этом письменно) советуется с самим собой – комментирование

    своих действий в ролевых играх в начале, середине и в конце сцены. Есть две

    формы монолога: акт полного раскрытия самого себя и сопротивление полному

    развитию роли. Использование: для дополнения действия, изображаемого во

    время основной, ключевой сцены; для связующей сцены. Дублирование – (al te

    ego) – второстепенное лицо играет роль протагониста – “психологический

    двойник” - его внутренний голос. Дублер стоит рядом с протагонистом, сбоку

    от него (с противоположной от зрителей стороны). Нужно добиться ощущения

    психологического единства с протагонистом. Дублер имитирует его физически с

    целью: помочь дублеру как можно глубже погрузиться в роль протагониста;

    направить внимание дублера на физические ключи с тем, чтобы определить

    психологические ключи. Роль дублера:

    5. Имитация физических особенностей, жестов, манер протагониста;

    6. Повторение ключевых слов, достижение ментального, эмоционального

    сходства с протагонистом;

    7. Чтение между строк и обсуждение скрытых мыслей и чувств;

    8. Фокусирование на страхах, запретах, дилеммах, живущих в протагонисте;

    9. Высказывание гипотез касательно проблем протагониста;

    10. Побуждение протагониста к открытому выражению своих проблем и к прямому

    соприкосновению с ними.

    Дублирование – один из лучших способов обучения способности сопереживать.

    Техника множественного дублирования – роль дублера поделена между

    несколькими второстепенными лицами, каждое из которых изображает один

    аспект поведения протагониста, одну сторону его личности. Использует ее,

    если протагонист перегружен многочисленными проявлениями своей проблемы и

    не в состоянии воспринимать ее в целом (лучше не более 3-4 дублеров). Если

    это возможно, лучше протагонисту самому выбрать себе дублера. Реплики в

    сторону – цель – извлечение и раскрытие внутренних мыслей, чувств человека.

    Вводится в действие, если протагонист излагает события недостоверно,

    умышленно скрывает правду. Всегда применяется в сочетании с “исполнением

    роли” и “диалогом”. Обычно говорит в сторону протагонист, но может и

    второстепенное лицо, если участвует жена и другие люди, значимые для

    протагониста. Тогда все участники могут применять реплики в сторону. Обмен

    ролями – два человека меняются ролями – участники меняются ролями

    физически, каждый перенимает позу, манеры, психологическое состояние

    другого. Показания: когда второстепенное лицо исполняет роль какого-то

    человека, хорошо известного протагонисту, но ему нужна для этого

    дополнительная информация (протагонист предоставляет ее путем демонстрации

    и моделирования); когда терапевту нужно получить больше информации о

    протагонисте, так как многие люди, пребывая во второстепенной роли,

    открываются, забывают о психологической защите; когда взаимодействие между

    протагонистом и второстепенным лицом должно быть ускорено, или когда оно

    приближается к тупику, а тема не раскрыта; при разборе конфликта между

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.