МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Клиническая психология

    структуры. Аппараты имеют иерархическое строение, распадаясь на первичные

    зоны, к-е принимают информацию и дробят ее на мельчайшие составные части,

    вторичные (проекционно – ассоциативные) зоны, к-е обеспечивают кодирование

    (синтез) этих составных частей и превращают соматотопическую проекцию в

    функциональную организацию, и третичные зоны (зоны перекрытия),

    обеспечивающие совместную работу различных анализаторов и выработку

    надмодальных (символических ) схим, лежащих в основе комплексных форм

    познавательной д-сти.

    3-й блок программирования, регуляции и контроля сложных форм д-сти

    (контроля за протекающей д-стью). Ч-к не только пассивно реагирует на

    поступающие сигналы, он формирует планы и программы своих действий, следит

    за их выполнением и регулирует поведение, приводи его в соответствие с

    этими планами и программами. Он контролирует свою сознательную д-сть ,

    сличая эффект действий с исходными намерениями и корригируя допущенные им

    ошибки. Аппараты этого блока расположены в передних отделах больших

    полушарий, кпереди от передней центральной извилины. «Выходными воротами»

    блока и двигательных импульсов является первичная двигательная зона коры .

    Первичная двигательная кора не может работать изолированно. Все движения ч-

    ка в той или иной степени нуждаются в тоническом пластическом фоне, к-й

    обеспечивается базальными двигательными узлами и волокнами экстрапирамидной

    системы. Эта система обеспечивает фон всех произвольных движений.

    Подготовка двигательных импульсов д.б. обеспечена как в аппарате самой

    передней центральной извилины, так и в аппаратах надстроенных над ней

    вторичных зон двигательной коры, к-е готовят двигательные программы.

    Передняя центральная извилина является проекционной зоной, исполнительным

    аппаратом мозговой коры.

    21. Проблема «мозг и психика». Варианты решения этой проблемы в

    отечественной и зарубежной науке (узкий локолизационизм,

    антилокализационизм.)

    В объяснениях того, как работает мозг долгое время существовали две

    основные концепции - это концепция узкого Локализационизма (Брока,

    Вернике), в соответствии с которой психическая функция помещалась в

    определенный участок или зону мозга и нарушение этого участка приводило к

    нарушению функции. Сторонники узкой локализации пытались непосредственно

    соотнести каждую психическую функцию с определенной узкоограниченной зоной

    мозга,. Локализационизм: ПФ - неразложимая на компоненты единая психическая

    способность, которая должна быть полностью соотнесена с мозгом. Мозг

    рассматривается как совокупность различных центров, каждый из которых

    целиком "заведует" определенной психической функцией. Поражение какого-либо

    мозгового центра ведет к необратимому нарушению соответствующей функции.

    Вторая концепция - концепция Антилокализационизма (Джексон, Флуранс), в

    соответствии с которой предполагалось, что весь мозг участвует в

    осуществлении психической функции. Представители антилокализационного

    подхода считали, что все области мозга эквипотенциальны и равно

    ответственны за психические функции, выраженные в поведении. Согласно этой

    точке зрения характер дефектов определялся не местом повреждения, а объемом

    поврежденного мозга. Антилокализационные теории - мнение о раздельности

    "духовной жизни" и мозга и отрицание возможности обнаружения материальной

    базы мышления. Эта теория возродила идеи о некоем "потенциале массы",

    согласно которым мозг представляет собой однородную недифференцированную

    массу, одинаково функционирующую во всех своих отделах. . ПФ- так же

    неразложимая психическая способность, что и выше, но: мозг трактуется как

    однородной целое, , равноценное и равнозначное для всех ПФ во всех своих

    отделах. ПФ связаны равномерно со всем мозгом, и любое поражение мозга

    приводит к пропорциональному величине патологического очага нарушению всех

    ПФ одновременно. Степень нарушения ПФ не зависит от локализации поражения,

    а определяется только массой пораженного мозга.

    История науки знает отрицание самой возможности связывать мозг и психику,

    отрицание самой проблемы локализации ВПФ человека (Гельмгольц, Шеррингтон).

    Ни одна из этих двух позиций не обеспечивала необходимой научной базы для

    дальнейших исследований в этой области.

    Попытки объединить необъяснимое в каждой теории привели к появлению

    эклектической теории, в соответствии с которой элементарные функции можно

    локализовать в отдельных участках мозга, а высшие психические функции не

    локализуются. И тогда возник вопрос, как же соотнести высшие психические

    функции с работой мозга в целом. Эта работа, в частности, была проведена

    Лурия, который создал теорию системно-динамической локализации. Создание

    этой концепции шло по пути пересмотра основных понятий, которые

    существовали в то время. В частности, это был пересмотр понятия функции.

    Традиционное понятие функция - некое локальное событие. То есть существует

    орган, и есть функция, которую он выполняет. Но в то же время с переходом к

    более сложным функциям организма, например функции дыхания, такое

    определение функции становится невозможным. Осуществляется эта функция

    посредством целого ряда органов, который объединяется в общую

    функциональную систему с конкретной целью.

    В 19 в. клинической неврологии удалось выявить связь между локализацией

    поражения мозга и изменениями в психике больных, как субъективными, так и

    объективными. В начале 19 в. Ф.Галль первым занялся подобными

    исследованиями и пришел к заключению, что головной мозг состоит из систем,

    каждая из которых может быть связана с тем или иным психическим процессом.

    В 20 в. интерес ученых сместился в сторону экспериментального исследования

    поведения и, в частности, того, как удаление отдельных участков мозга или

    их стимуляция влияет на поведение. В результате первостепенное значение

    приобрела количественная регистрация инструментального поведения, а не

    анализ субъективных вербальных отчетов.

    Лурия: теория системной динамической локализации ВПФ человека создавалась в

    борьбе с этими направлениями. В советской психологии было пересмотрено

    понятие функции. ВПФ стали рассматривать как социальные по генезу,

    опосредованные психологическими орудиями, системные построения, осознанные.

    Представление о ПФ стало представлением о психологических системах,

    обладающих сложным психологическим строением и включающем много

    психологических компонентов. Локализация ПФ рассматривается как системный

    процесс. ПФ соотносится с мозгом как многокомпонентная система, различные

    звенья которой связаны с работой различных мозговых структур. ВПФ не могут

    быть локализованы в узких зонах мозговой коры, а должны охватывать сложные

    системы совместно работающих зон, каждая из которых вносит свой вклад в

    осуществление сложных психических процессов и которые могут распределяться

    в совершенно различных, иногда далеко отстоящих друг от друга участках

    мозга. Системная локализация ВПФ предполагает многоэтапную иерархическую

    многоуровневую мозговую организацию каждой функции.

    Любая сложная психическая деятельность обеспечивается работой сложных

    констелляций мозговых зон, составляющих звенья единой системы. Некоторые из

    этих звеньев являются жесткими, т.е. принимают постоянное участие в

    реализации ПФ, другие - гибкими, которые включаются в работу лишь при

    определенных условиях. Гибкие звенья системы составляют тот подвижный

    динамический аппарат, благодаря которому достигается изменчивость функций.

    Формируясь прижизненно под влиянием социальных воздействий ВПФ меняют свою

    психологическую структуру и соответственно свою мозговую организацию.

    Каждая ПФ обеспечивается мозгом как целым, однако это целое состоит из

    высокодифференцированных разделов, каждый из которых вносит свой вклад в

    реализацию функции. Непосредственно с мозговыми структурами следует

    соотносить не всю ПФ, даже не отдельные ее звенья, а те физиологические

    процессы (факторы), которые осуществляются в соответствующих мозговых

    структурах. Нарушение этих физиологических процессов ведет к появлению

    первичных дефектов, а также взаимосвязанных с ними вторичных дефектов.

    составляющих в целом закономерное сочетание нарушений ВПФ - определенный

    нейропсихологический синдром.

    22. Проблема междуполушарной ассимитрии мозга. Краткая характеристика

    левшества.

    Межполушарная асимметрия - неравноценность, качественное различие того

    "вклада", который делает каждое полушарие в каждую психическую функцию.

    Различия в мозговой организации ВПФ, в левом и правом полушариях мозга. Это

    направление возникло на экспериментальных фактах, что левое и правое

    полушарие неравнозначно обеспечивают психические процессы. Функциональная

    асимметрия - разное по характеру и функциям участие левого и правого

    полушария в мобилизации психической функции.

    Проблема парциальности функциональной асимметрии.

    Каждая форма асимметрии может быть выражена количественно, с помощью

    коэффициента асимметрии. Каждый профиль асимметрии отражает специфику

    структурно-функциональной организации мозга конкретного человека. На основе

    сочетаний парциональных асимметрий показана возможность построения

    классификации функциональной организации мозга.

    Рука. Глаз. Ухо.

    П п п

    Л л п

    И т.д.

    Проблемы роли каждого полушария в их совместной работе Пример дихотомий.

    Выполнение полушариями разных функций: левое полушарие - вербальная,

    последовательная, абстрактная, европейская; правое - невербальная,

    синтетическая, конкретная, азиатская. Зрительное и слуховое восприятие.

    Слуховое - одномоментное осознание после окончания фразы, зрительное - не

    одномоментное . Механизмы, которые специфичны для левого или правого

    полушария, но необходимые для того, чтобы обеспечить процесс в обоих

    полушариях. Произвольное и непроизвольное выполнение функций. Левое и

    правое полушария по-разному принимают участие. Левое полушарие доминирует

    по речи и обеспечивает речевую деятельность, т.е. контролирует высшие

    речевые формы произвольной регуляции любого вида психической деятельности.

    Правое полушарие связано с непосредственно протекающими чувственными

    аспектами психической деятельности, т.е. обеспечивает непроизвольную

    автоматизированную сторону этой деятельности. При исследовании речи при

    поражениях левого полушария нарушаются неавтоматизированные формы устной и

    письменной речи. Левое полушарие - нарушаются следы памяти. Правое -

    нарушается непосредственно запоминание.

    Проблема развития и формирования функциональной асимметрии.

    До определенного возраста полушария эквипотенциальны, их дифференцировка

    завершается в период полового созревания (Ленненберг: человек, достигший

    полового созревания, не может выучить иностранный язык как родной, так как

    латерализация уже произошла.) Зарегистрированы анатомические различия между

    левым и правым полушариями как у новорожденных, так и у др. детей. Зона

    Вернике и зона Брока в правом полушарии отличаются от аналогичных в левом.

    Проблема левшества.

    Три группы теорий: а) генетические теории: левшество обусловлено

    генетическими механизмами. б) социо-культурные: большая праворукость

    обусловлена культурными условиями, в которых растет ребенок. в)

    патологические теории, которые рассматривают левшество как результат травмы

    на различных этапах пренатального и постнатального развития. Речь

    нарушается у левшей как при поражении левого полушария (40%), так и правого

    (20%), в билатеральном (40%). Но у левшей наблюдается неспецифический

    характер речевых нарушений. Нет четкого соотношения симптомов с

    соответствующей локализацией, как у правшей. Речевые нарушения развиваются

    быстрей, чем у правшей. До одного года 52% правшей, 47% левшей; до 2 лет

    70% правшей, 70% левшей; к 7-и годам 85% правшей, 12% левшей; к

    пубертатному периоду - 90% правшей, 8% - левшей.

    Проблема расщепленного мозга.

    Синдром расщепленного мозга разделен на два основных синдрома : 1) Синдром

    аномии - больной не может назвать стимулы, поступающие в правое полушарие,

    когда стимул передается в левое полуполе зрения или в левую руку. Если

    стимул сменит полушарие, то он ощутим и называем. 2) Синдром дисконии и

    дисграфии : человек не может писать левой рукой в сочетании с

    невозможностью рисовать или срисовывать правой.

    Эти модели можно рассматривать на следующих клинических моделях -

    Проба Вада: в левую или правую сонную артерию вводят амитал натрия, который

    оказывает наркотизирующее действие на клетки головного мозга,

    следовательно, дезорганизуется деятельность одного полушария, и по ошибкам

    в разных родах деятельности судят о наличии центров в одном из полушарий -

    какое ведущее в данной деятельности.

    Модель с расщеплением мозга. Операция по рассечению мозолистого тела или

    врожденная опухоль.

    Электрошоковая терапия - специальное лечение эпилептических припадков -

    электрическое воздействие наносится на левую или правую часть скальпа,

    следовательно, на время дезорганизуется левое или правое полушарие.

    Изучение функциональной асимметрии началось в середине 19 века на пациентах

    с очаговыми поражениями головного мозга, обусловленных кровоизлияниями и

    черепно-мозговыми травмами. При вскрытии обнаруживалось, что при поражении

    определенных зон неокортекса ведет к выпадению ряда специфических функций

    при жизни. При очаговых поражениях головного мозга проявляется асимметрия в

    норме скрытая, как результат реципрокного взаимодействия полушарий, которое

    исчезает при патологии.

    Исследования Сперри, за которые он был удостоен в 1981 Нобелевской премии.

    Сперри выявил дотоле неизвестные различия в функционировании двух полушарий

    мозга. Анализируя словесные отчеты больных, перенесших перерезку

    мозолистого тела, он обнаружил поразительный эффект операции: у таких

    больных существовали как бы две независимые психики, которые подчас

    противоречили друг другу. Эти наблюдения непосредственно подводили к

    изучению природы сознания. Исследования С. и его сотрудников из

    Калифорнийского технологического института показали, что познавательные

    функции левого и правого полушарий во многом различаются. Левое

    (доминирующее) полушарие обрабатывает информацию последовательно и

    аналитически. Оно прекрасно справляется с обработкой временных

    взаимоотношений, вербальными операциями, математическими расчетами,

    абстрактным мышлением и интерпретацией символических понятий. Кроме того,

    оно обладает высокоразвитой способностью к формированию речевых функций.

    Напротив, правое (недоминирующее) полушарие обрабатывает информацию

    интуитивно и одновременно. Оно лучше, чем левое, справляется с задачами

    интерпретации зрительных образов и пространственных взаимоотношений –

    например, распознаванием лиц. Кроме того, правое полушарие более эффективно

    распознает сложные взаимосвязи, звуковые образы (например, голос и

    интонацию) и «понимает» музыку. С. со своими коллегами показали, что оба

    полушария обладают способностью к сознанию и самосознанию, а также к

    осознанию социальных взаимоотношений.

    Асимметрия у здоровых людей практически не выявляется (речь идет о

    психической асимметрии). Поэтому функциональная асимметрия была замечена у

    больных с правополушарной и левополушарной патологией головного мозга. Так

    при поражении определенных областей головного мозга наблюдается выпадение

    ряда функций.

    У здорового человека асимметрия скрыта взаимодействием правого и левого

    полушария, в то время как при патологии это взаимное влияние нарушается.

    В различные периоды онтогенеза поступает огромное количество информации.

    Так происходит специализация полушарий головного мозга к определенным

    внешним стимулам. Идет отбор информации в каждом из полушарий специфичной

    только для него, так как в оба полушария поступает информация разнородная

    по своему содержанию: как вербальная, так и невербальная, соответственно

    правое полушария выделяет невербальную информацию из ее общего потока,

    анализируя ее, а левое - вербальную. Связь определенных зон неокортекса с

    видом информации обеспечивает уровень адаптации организма: в ранние сроки

    адаптации в запоминании новой информации большую роль играет левое

    полушария, а способность преодолеть возникшие трудности определяется

    активностью правого полушария, в котором хранится информация о событиях

    происходящих в прошлом.

    Экспериментальные данные показывают, что левое полушария, являющиеся

    доминирующим у правшей, участвует в регуляции функциональных систем

    организма при адаптации, а правого в нормальных условиях организма. Подводя

    итоги можно сказать, что выраженность асимметрии определяет адаптивность

    организма.

    Исследования показали, что состояние человека с патологией головного мозга

    различно у правшей и левшей. Наблюдаются эти различия так же в зависимости

    от поражения правого или левого полушария. На основе обследований больных

    делаются выводы о приуроченности нарушенной функции к определенным зонам

    правого или левого полушария.

    Получены данные свидетельствующие и об анатомической асимметрии. В среднем

    левая височная плоскость на треть длиннее правой. Височная доля при

    рождении развита лучше, чем другие доли мозга, причем в 77 % височная левая

    плоскость была больше правой, и в ней со временем так-таки все же

    происходят клеточная перестройка. У женщин длина правой височной доли

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.