МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Кое-что о цвето-звуковых ассоциациях

    Кое-что о цвето-звуковых ассоциациях

    [pic]

    "Мы видим звук"

    "Я взвесил звук,

    измерил и

    расчислил,

    В загадку слова хитростью

    проник.

    И умное злодейство я

    замыслил -

    Предать железу

    свой живой язык..."

    (А. Журавлёв)

    Свойство звуков вызывать цветовые образы было замечено давно. Много

    писалось о цветовом слухе А. Скрябина, который музыкальные звуки видел в

    цвете. Целое направление в искусстве - цветомузыка - основано на этом

    свойстве звуков музыки.

    Есть свидетельство о том, что звуки речи, особенно гласные, тоже

    могут восприниматься в цвете. А. Рембо написал даже сонет "Гласные", в

    котором так раскрасил звуки:

    А - черный; белый - Е; И -красный; У - зелёный;

    О - синий : тайну их скажу я в свой черед...

    Но французский языковед К. Нироп приписывал гласным совсем другие цвета: он

    считал И - синим, У - ярко желтым, А - красным. Немецкий лингвист А,

    Шлегель писал, что для него И - небесно-голубой, А - красный, О -

    пурпурный. А вот русский поэт А. Белый утверждал, что ему А представляется

    белым, Е - желто-зелёным, И - синим, У - чёрным, О - ярко-оранжевым. Если

    продолжать называть индивидуальные суждения о цвете гласных, то каждый звук

    окажется раскрашенным во все цвета радуги.

    Так существуют ли в таком случае вообще какие-либо определённые

    звукоцветовые соответствия? Не фантазии ли это? Или, может быть, случайно

    возникающие неустойчивые ассоциации между звуком и цветом? А возможно, что

    звуковые связи - следствие исключительно тонко устроенных механизмов

    восприятия отдельных людей?

    На эти вопросы давались разные ответы, но чаще всего сходились на

    том, что связь "звук речи - цвет" - редкий сугубо индивидуальный феномен.

    Современная наука признает явление существующим лишь тогда, когда оно

    либо непосредственно наблюдается, либо воспроизводимо проявляет себя в

    экспериментах, либо строго вычисляется. Причем в любом случае последнее

    слово остается за практикой: нужно, чтобы явление наблюдаемо

    функционировало или обнаруживались бы следы его действия.

    Но там, где речь идет о психике человека, все выглядит иначе. В эту

    область наука, как в зону "пикника на обочине", проникает пока ещё редко и

    с трудом, а проникнув, натыкается на непонятные "полные пустышки", которые

    вскрыть своими инструментами не может. Психические явления чаще всего

    непосредственно не наблюдаются, в экспериментах то проявляются, то нет,

    вычислению поддаются плохо, а следы их функционирования неопределенны,

    зыбки, нерегулярны. Особенно в области подсознания. Вот, скажем, интуиция.

    Каждый может припомнить случаи, когда, как нам кажется, правильное решение

    или поступок были подсказаны нам интуицией. Более того, как выяснилось в

    процессе работ над искусственным интеллектом, человек в сложных ситуациях

    принимает решение не путем перебора всех возможных вариантов, а

    эвристически, подсознательно, интуитивно находит нужный путь. Но с другой

    стороны, интуиция ведь и подводит нередко. Как же понять, когда интуиция

    нашептывает нам правильное решение, а когда каверзно подталкивает нас в

    тупик?

    Вот так и со звукоцветовыми соответствиями. Если они существуют, то

    кто прав - А. Рембо или А. Белый? Чья интуиция вернее?

    Идея экспериментов проста: регистрируются реакции многих испытуемых

    на определённый стимул, а затем следует статистическая обработка

    полученного материала, чтобы выявить основные тенденции в реакциях. Техника

    регистрации разнообразна: испытуемым либо предъявляются звуки речи -

    требуется подобрать к ним цвета, либо предъявляются различные цветовые

    карточки - требуется написать на них звуки, либо даётся задание выстроить

    звуки по цвету, скажем, от "самого красного" и до "наименее красного",

    "самого синего" и до "наименее синего" и т.п.

    Многие такие эксперименты с тысячами информантов показало, что в

    подавляющем большинстве испытуемые окрашивают по крайней мере гласные

    вполне определённо. Особенно единодушны мнения относительно трёх гласных -

    А, Е, И. Звук и букву (звукобукву) А вполне согласованно называют красной

    , Е - чётко зелёная, а И - определённо синяя. Звукобукву О все считают

    светлой и яркой, но хотя большинство испытуемых называют её жёлтой, всё же

    довольно часто встречаются ответы: "белая". Получается, что она солнечная.

    Заметьте, что лингвисты считают гласные А, О, Е, И основными,

    опорными для речевого аппарата человека и главными во всех языках. А

    физики главными считают соответствующие этим гласным цвета, потому что их

    комбинации дают все другие цвета и оттенки. Чем и пользуется цветная

    фотография, цветное телевидение. Не удивительно ли, что и в языке

    соответствия именно главным цветам оказались наиболее четкими?

    Видимо, здесь проявляется "коллективная интуиция" людей: цветовое

    устройство мира отразилось в цветовом устройстве языка. Названия главных

    цветов встречаются в речи наиболее часто, и звуки О, А, Е, И наиболее

    частотны из гласных. А между названиями основных цветов и этими гласными, в

    свою очередь, прослеживается связь: название определённого цвета содержит

    соответственно "окрашенный" звук, причем он занимает в слове самую важную -

    ударную позицию: красный, синий.

    Остальные гласные имеют оттеночную окраску, как и цвета, с которыми

    они связываются, к тому же связь эта прослеживается менее четко - здесь

    больше разброс мнений испытуемых. Так, У - ассоциируется с тёмными

    оттенками синего цвета: тёмно-синим, тёмно-голубым, тёмным сине-зелёным,

    тёмно-лиловым. Звукобуква Ю тоже связывается с оттенками синего цвета, но

    со светлыми: голубым, светло-сиреневым.

    Интересно ведёт себя звукобуква Ё. По написанию она сходна с Е, а по

    звучанию с О. И в цветовом отношении она вполне определённо располагается

    между жёлтой О и зелёной ЕЖ примерно половина испытуемых называет её

    желтой, а половина - зелёной. Так что Ё - светлая жёлто-зелёная.

    А вот Я окраской почти не отличается от А, разве что воспринимается

    как более светлая и яркая.

    Что касается Ы, то здесь следует говорить не о цвете, а скорее о

    световой характеристике. Если О - звукобуква света, то Ы - звукобуква

    мрака, тьмы. Она самая тёмная из всех гласных, и ей испытуемые единодушно

    дают самые тёмные характеристики - темно-коричневая, чёрная.

    Любопытно, что на восприятие, строго говоря, согласного звука Й явно

    повлияла графическая форма буквы Й, передающей этот звук. Сходство Й с И

    привело и к сходным цветовым оценкам - Й воспринимается как синяя

    звукобуква, хотя и с меньшей определенностью, чем И.

    Букву Э пришлось исключить из анализа. Хотя она передаёт почти тот же

    звук, который в большинстве случаев передаётся буквой Е, зелёной звукобуква

    Э по ответам испытуемых не получается: буквенная форма другая. И вообще

    никакой определённый цвет с Э не связывается. А поскольку и встречается Э в

    текстах крайне редко (гораздо реже всех других гласных), то при дальнейшем

    анализе текстов её решено было не учитывать.

    Конечно, не у всех звукоцветовые соответствия одинаково прочно

    закреплены в подсознании. Есть испытуемые, которые во всех экспериментах

    показывают чёткие и единообразные результаты, совпадающие с "коллективным

    мнением" всех опрошенных, а есть и такие, чьи ответы в разных экспериментах

    разноречивы, неустойчивы, и по их ответам никакой определённой окраски

    звуков не прослеживается. Ну и что ж, ведь дальтоники не видят цвет

    предметов, но это не значит, что окраски предметов не существует. Важно,

    что большинство испытуемых в целом согласованно и достаточно единообразно

    устанавливают вполне определённые связи между звуком и цветом, хотя почти

    никто этого не осознаёт.

    Результаты эксперимента по звукоцветовым соответствиям

    |Звукобукв|Цвета |

    |ы | |

    |А |густо-красный |

    |Я |ярко-красный |

    |О |светло-жёлтый или белый |

    |Е |зелёный |

    |Ё |жёлто-зелёный |

    |И |синий |

    |Й |синеватый |

    |У |тёмно-синий, тёмный сине-зелёный, |

    | |тёмно-лиловый |

    |Ю |голубоватый |

    |Ы |мрачный тёмно-коричневый или чёрный |

    Если соответствия звуков речи определённым цветам существуют, пусть

    даже в подсознании, то они должны где-то проявляться, звукоцвет должен как-

    то функционировать в речи. И пожалуй, прежде всего нужно искать проявления

    звукоцветовых ореолов в поэзии: там, где звуковая сторона особенно важна.

    Эффект звукоцвета может сыграть свою роль в том случае, когда в

    стихотворении создается определённая цветовая картина, и рисунок гласных

    стиха должен бы поддержать, "подсветить" эту картину звуками

    соответствующего цвета.

    Если это так, то естественно ожидать, что при описании, например,

    красных предметов и явлений в тексте будет подчёркнута роль красных А и Я;

    они будут встречаться чаще, чем обычно, особенно в наиболее важных,

    наиболее заметных позициях (скажем, в ударных). Описание чего-либо синего

    будет сопровождаться нагнетанием синих И, У, Ю; зелёного - нагнетанием Е, Ё

    и т.д.

    Стоило начать проверку этой гипотезы, как в сухих статистических

    подсчётах стала на глазах проявляется живая игра звукоцветовых ореолов

    поэтического языка, поражающая своей неожиданностью, своим разнообразием и

    точным соответствием понятийному смыслу и общему экспрессивно-образному

    строю произведений. Судите сами.

    У А. Блока есть стихотворение, которое он написал под впечатлением от

    картины В. Васнецова "Гамаюн, птица вещая". Стихотворение о грозных

    пророчествах передаёт трагический колорит картины - мрачно-багровый цвет

    казней, пожаров, крови.

    На гладях бесконечных вод,

    Закатом в пурпур облечённых...

    ......

    Вещает иго злых татар,

    Вещает казней ряд кровавых

    И трус, и голод, и пожар,

    Злодеев силу, гибель правых...

    ........

    И вещей правдою звучат

    Уста, запекшиеся кровью!..

    Если исходная гипотеза верна, то в звукобуквенной ткани стихотворения

    должны встречаться чаще, чем положено по норме, красные А, Я и тёмные,

    мрачные У, Ы. Не так ли?

    Поскольку и сама проблема звукоцвета, и анализ стихотворений с этой

    точки зрения уж очень необычны, то одного утверждения, что это

    действительно так, будет наверняка недостаточно. Обычная реакция любого,

    кто впервые слышит о звукоцвете в поэзии: "Этого не может быть!" А на

    машинные расчеты чаще всего смотрят с тайной уверенностью в подвохе.

    Поэтому опишем хотя бы кратко методику компьютерного анализа этого и других

    стихотворений, о которых здесь будет идти речь.

    В тексте стихотворения (включая заголовок) подсчитывается количество

    каждой из 10 звукобукв, перечисленных в таблице. Чтобы учесть особую роль

    ударных гласных, они при счёте удваиваются. Так как Ё, Я, Ю, Й связываются

    лишь с оттенками основных цветов и ещё потому, что встречаются они

    сравнительно редко, самостоятельного значения в звукоцветовой картине стиха

    они не имеют. Поэтому приплюсовываются к основным гласным. Поскольку

    звукобуква Ё оказалась двухцветной, то её количество разделяется поровну

    между О и Е. Синева Й выражена слабо, поэтому количество Й сокращается

    наполовину и только затем приплюсовывается к И. Подсчитывается также

    количество всех букв с удвоением ударных (величина N).

    Затем определяются доля (частотность) каждой гласной в тексте

    стихотворения ([pic]) и единицы размаха колебаний для данного текста:

    [pic]

    Полученные частности сопоставляются с нормальными

    (среднестатистическими для языка), и вычисляются нормированные разности

    этих частотностей, чтобы установить, случайно или нет наблюдаемые в

    стихотворении частотности отличаются от нормальных и как именно отличаются:

    [pic]

    Звукоцвет в стихотворении "Гамаюн, птица вещая"

    |Звукобуквы |n |[pic] |[pic] |[pic] |Z |Цвет |

    |О+0.5Ё |28 |0.089 |0.126 |0.019 |-1.95 | |

    |А+Я |50 |0.159 |0.116 |0.018 |2.39 |красный |

    |Е+0.5Ё |31 |0.098 |0.102 |0.017 |-0.24 | |

    |И+0.5Й |20.5 |0.065 |0.077 |0.015 |-0.80 | |

    |У+Ю |16 |0.051 |0.040 |0.011 |1.00 |тёмный |

    | | | | | | |сине-зелён|

    | | | | | | |ый |

    |Ы |11 |0.035 |0.024 |0.009 |1.22 |чёрный, |

    | | | | | | |коричневый|

    | | | | | | | |

    |Всего звукобукв в стихотворении 315 | | | | | | |

    | | | | | | | |

    [pic]

    Как видим, звуков А и Я в обычной речи должно было бы встретиться 116

    на тысячу, а в стихотворении их гораздо больше ([pic]). При [pic] такое

    отклонение частности (0.159 - 0.116 = 0.044) превышает случайное в 2.39

    раза, то есть едва ли может быть случайным. Значит, поэт интуитивно

    нагнетал красные А и Я, чаще обеспечивая им ударные позиции (вещает казней

    ряд кровавых). Вторым по превышению нормы идет Ы, придавая красному тону

    мрачное, трагическое звучание. Наконец, У (также с превышением частотности

    над нормой) добавляет звукоцветовой картине тёмные сине-зелёные и лиловые

    оттенки. Частотность всех остальных гласных ниже нормы.

    Если теперь изобразить в цвете игру доминирующих в стихотворении

    гласных, то получится картина в красно-багровой и чёрно-синей гамме, кое-

    где с тёмной прозеленью. А это и есть цветовая гамма картины В. Васнецова.

    Остаётся только поражаться, насколько точно талант поэта подсказал ему

    выбор и пропорции доминантных звуков.

    Таким способом на компьютере "прочитано" много стихотворений. Для

    некоторых из них в общей табличке приведены итоговые величины (Z), чтобы

    можно было убедиться, что обнаруженные звукоцветовые соответствия - не

    парадокс статистики, не случайное совпадение цифр. Значимые превышения

    частотностей отмечены полужирным шрифтом. В последнем, восьмом столбце

    дана цветовая расшифровка результатов.

    Звукоцвет в поэзии

    |Стихотворения |Звукобуквы и величины | | | | | |Цвет |

    | | | | | | | | |

    | |О+0.5|А+Я |Е+0.5Ё|И+0.5Й|У+Ю |Ы | |

    | |Ё | | | | | | |

    | | | | | | | | |

    |Александр Блок| | | | | | | |

    | | | | | | | | |

    |"Гамаюн, птица |-1.95|2.39 |-0.24 |-0.80 |1.00 |1.22 |тёмно-красный,|

    |вещая" | | | | | | |тёмный |

    | | | | | | | |сине-зелёный |

    | | | | | | | | |

    |Сергей Есенин | | | | | | | |

    |"Отговорила |1.00 |-0.33 |0.82 |0.20 |-1.00|-0.17|желтый, |

    |роща | | | | | | |зелёный |

    |золотая..." | | | | | | | |

    |"Выткался не |-0.75|1.56 |-0.40 |-2.00 |2.70 |0.35 |красный, |

    |озере алый свет| | | | | | |тёмный |

    |зари..." | | | | | | |сине-зелёный |

    |"Воздух |-2.57|0.69 |-0.23 |1.18 |0.00 |0.00 |синий |

    |прозрачный и | | | | | | | |

    |синий" | | | | | | | |

    |"Зелёная |-0.56|-2.00 |1.36 |-0.92 |1.22 |-0.29|зелёный, |

    |причёска, | | | | | | |тёмный |

    |девическая | | | | | | |сине-зелёный |

    |грудь..." | | | | | | | |

    | | | | | | | | |

    |Арсений | | | | | | | |

    |Тарковский | | | | | | | |

    |"Перед |3.47 |1.93 |-1.43 |-0.83 |-3.33|0.14 |жёлтый, |

    |листопадом" | | | | | | |красный |

    |I строфа |2.80 |1.21 |-1.25 |-1.29 |-2.22|-0.50|жёлтый |

    | | | | | | | | |

    |II строфа |1.65 |-1.20 |-1.43 |1.88 |-0.28|2.71 |тёмно-синий |

    | | | | | | | | |

    |III строфа |0.45 |2.27 |0.43 |-1.84 |-1.72|-0.43|красный |

    | | | | | | | | |

    |"Синицы" |-0.68|0.17 |0.29 |1.33 |-0.55|0.11 |синий |

    | | | | | | | | |

    |"Сирени вы, |0.29 |-1.94 |0.40 |0.08 |0.40 |-0.12|сине-зелёный |

    |сирени" | | | | | | | |

    |"Дождь" |0.27 |-1.80 |0.36 |0.50 |1.78 |1.57 |тёмный |

    | | | | | | | |сине-зелёный |

    |"Петровские |-0.21|0.50 |-1.47 |0.13 |0.45 |2.33 |чёрный, |

    |казни" | | | | | | |багровый |

    |"Пускай простит|1.93 |0.14 |-1.92 |-0.82 |1.25 |0.00 |жёлтый, |

    |меня Винсент | | | | | | |тёмно-синий |

    |Ван Гог" | | | | | | | |

    | | | | | | | | |

    |А. Вознесенский| | | | | | | |

    | | | | | | | | |

    |"Васильки |-1.50|-1.13 |1.38 |4.14 |-0.60|0.25 |синий, |

    |Шагала" | | | | | | |зеленоватый |

    |"Пожар в |0.17 |2.08 |-4.36 |1.80 |-0.29|0.33 |красный, синий|

    |архитектурном" | | | | | | | |

    |"Сирень "Москва|-3.09|-0.08 |2.50 |-0.75 |2.70 |-2.60|сине-зелёный |

    |- Варшава" | | | | | | | |

    |"Очищение" |3.14 |-0.71 |-0.85 |-2.73 |4.36 |-1.83|тёмно-синий, |

    | | | | | | | |бело-жёлтый |

    Хорошо видно, как точно использует изобразительные возможности

    звукоцветовх ореолов С. Есенин. При сравнении уже первых строчек его

    стихотворений с цветами доминирующих гласных сразу обнаруживается явное

    соответствие словесных и звукоцветовых картин. "Отговорила роща золотая..."

    - доминирующий цвет жёлтый, слегка зеленоватый. "Выткался на озере алый

    свет зари..." - звуки создают густо-красную и тёмно-синюю гамму. "Воздух

    прозрачный и синий..." - звукоцвет синий, чуть розоватый. "Зелёная

    причёска, девическая грудь..." - зелёная и тёмно-зелёная с синевой гамма

    звукоцветовых соответствий. Как говорится, комментарии излишни. Да, поэты

    могли бы сказать о себе словами А. Вознесенского: "Мы видим звук". Они его

    действительно видят внутренним взором таланта, чувствуют его радужный ореол

    и зажигают эту радугу в своих стихах.

    Ну а компьютер проявляет скрытые в тексте цветные картины, показывая

    тем самым, что способен уловить и эту удивительную особенность поэтической

    речи.

    По книге А. Журавлёва "Диалог с компьютером". "Молодая гвардия", 1987

    год.


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.