МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Критерии оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта

    1.Структурирование – длится до 10 минут.

    Особенностью этого этапа является то, что психолог

    определяет тему взаимодействия с клиентом, получает

    информацию о своих возможностях (как он может помочь). При этом решаются

    проблемы установления

    контакта.Этот этап, по мнению Г.С. Абрамовой,

    заканчивается, когда:

    Психолог: "Я его понимаю, чувствую."

    Клиент: "Меня слушают, я доверяю этому человеку."

    2. Сбор информации в контексте темы. На данном

    этапе психологического консультирования идет выделение проблемы, решается

    вопрос идентификации потенциальных возможностей клиента.

    3.Желаемый результат – "Чего Вы хотите добиться?"

    Здесь психолог помогает клиенту определить свой идеал, решить вопрос о том,

    каким он хочет быть. Если консультанту уже ясны цели клиента, то Г.С.

    Абрамова советует тут же дать рекомендации.

    4. Выработка альтернативных решений – "Что еще Вы

    можете сделать?"

    Идет работа над различными вариантами решения проблемы с целью

    избежания ригидности.

    5. Обобщение предыдущих этапов – "Вы будете

    делать это?" Осуществляется переход от обсуждения к действию. (1).

    Ю.E. Алешина предлагает делить психологическое консультирование на

    четыре этапа:

    1. Начало беседы (длительность 5-10 минут),

    происходит знакомство психолога с клиентом. На этапе знакомства Ю.E.

    Алешина обращает внимание на позицию равенства имен, а также предлагает

    избегать психологу-консультанту "неудачных слов" (проблема) и "выражений"

    ("Не бойтесь.") "В какой бы форме подобные реплики ни прозвучали из них

    следует, что здесь можно чего-то бояться" (2, с. 30 ).

    2. Расспрос клиента, рассказ клиента о себе (25-35

    инут). С целью "разговорить" клиента психологу рекомендуется задавать

    открытые вопросы. Например: "Какая у вас семья? Когда это началось?". Для

    того, чтобы полноценно участвовать в диалоге с клиентом, психологу-

    консультанту следует помнить имена, названия, даты, детали, упоминаемые

    клиентом.

    3. Коррекционное воздействие. Данному этапу

    Ю.E. Алешина отводит от 10 до 15 минут, но необходимо понимать, что время,

    отведенное на все этапы консультационного процесса, определено условно.

    Существует множество способов коррекционного воздействия, к примеру,

    парадоксальные вопросы, которые ставят под сомнение следование общепринятым

    нормам ("А почему бы и не...?"); а перефразирование – то, что было

    негативным, делает причиной положительных эмоций.

    4. Завершение беседы (5-10 минут). При завершении беседы также следует

    обращаться к клиенту по имени.(2).

    Этапы психологического консультирования по В.Ю. Меновщикову выглядят

    таким образом:

    1. Установление контакта и ориентирование клиента на работу. Огромное

    влияние на успех консультирования имеет мотивировка. Существуют различные

    способы замотивировать клиента на работу: это и использование различных

    видов харизм (харизма чужака, харизма неполноценности, харизма призвания,

    харизма бойца, харизма игры и харизма новизны), умение психолога-

    консультанта понятно объяснить, чему научится клиент в ходе работы

    ("возможная польза"), "возможный ущерб" – то, чего лишит себя клиент, если

    будет сопротивляться консультированию; помочь клиенту принять

    ответственность за происходящие события на себя, поскольку известно, что

    возможность влиять на события снижает силу стресса, способствует

    восстановлению сил организма.

    2.Исследование и осознание задачи.

    3.Перебор гипотез, здесь особое значение имеет развитая креативность

    консультанта.

    4. Решение.

    5. Выход из контакта.

    Американский психолог и психотерапевт, классик экзистенциально-

    гуманистической психологии, Р. Мэй, предлагает четыре этапа

    психологического консультирования:

    1. Установление раппорта, т.е. установление доверительных отношений с

    клиентом может осуществляться посредством отзеркаливания(отражение жестов

    клиента, повторение окончаний фраз и т.д.) и перекрестной работы. Целью

    данного этапа является присоединиться, чтобы человек открылся.

    2. Чтение характера – экспресс составление психологического портрета

    клиента по его манерам, привычкам, тону голоса и другим признакам.

    3. Исповедь и толкование результатов. На данном этапе консультирования

    идет процесс активного слушания и интерпретации психологом, услышанной

    информации, событий и чувств, которые описывает клиент.

    4. Трансформация личности. Цель консультанта "не только облегчить

    переживания клиента, но и направить их в конструктивное русло" (17, c.98 ).

    Успешность консультативной деятельности психолога-консультанта

    строится на основе применения обширных знаний, актуализации определенных

    установок, способностей и специальных умений, определяющих эффективность

    процесса беседы. Умение создать психологический климат, способствующий

    свободному протеканию процесса коммуникации. И.В.Дубровиной были выделены

    профессиональные умения психолога, определеющие успешность психологической

    беседы. К ним относятся:

    . владение приемами рефлексивного и активного слушания

    . умение точно воспринимать информацию: эффективно слушать и

    наблюдать, адекватно понимать вербальные и невербальные сигналы,

    различать смешанные и замаскированные сообщения

    . умение правильно сформулировать и вовремя задать вопрос

    . умение увидеть и учесть факторы, вызывающие защитную реакцию

    респондента, препятствующие его включенности в процесс

    взаимодействия и др. (33, с. 78)

    Данный блок умений, называемый многими авторами

    как коммуникативные умения, описан во многих работах, посвященных

    особенностям межличностных отношений. Так, например, А.К.Болотова

    рассматривает коммуникативную компетентность, обеспечивающую эффективное

    протекание коммуникативного процесса. Автор выделяет умение слушать,

    говоря, что "эффективность слушания зависит не только от точного понимания

    слов говорящего, но и в не меньшей степени от понимания невербальных

    сигналов. которые помогут правильно интерпретировать слова собеседника, а

    значит, помогут установить не только доверительность в общении, но и

    слушать и слышать его." (7, с. 79).

    Наиболее действенна в общении безоценочная обратная связь - активное

    слушание, при которой по ходу беседы расшифровывается смысл сообщений,

    выясняется их реальное значение. Соответствующие реакции-ответы называют

    рефлексивными. Выделяют четыре основных типа рефлексивных ответов:

    выяснение, перефразирование, отражение чувств, резюмирование, одобрение.

    Определяя умения слушать и слышать партнера исходными коммуникативными

    умениями, мы должны пояснить, сто сами они не могут привести к успешному

    общению, если не будут сопряжены с соблюдением правил организации общения.

    Существует 7 направлений оценки эффективности интервью коммуникативной

    деятельности психолога-консультанта. Рассмотрим резюме ключевых идей. Это

    помогает сравнить компетентность и эффективность действий психолога или

    терапевта.

    1. Интенциальность. Сколько направлений для

    развития клиента вы можете предложить как психолог? Если вначале ваш клиент

    зажат и немобилен, то сколько дополнительных возможностей у него появилось

    после вашей совместной работы?

    2. Творческое принятие решений. Клиент сам задает

    цели терапии или это делаете вы? Включен ли в круг проблем поиск позитивных

    сторон? Есть ли у вас хотя бы 3 альтернативы для действий? Можно ли сказать

    про клиента, что он действует бодро и целенаправленно, либо процесс

    принятия решений идет с трудом?

    3. Микротехники. Можете ли вы целенаправленно

    применять микротехники, чтобы достичь определенного воздействия на клиента?

    В частности, умеете ли вы извлекать факты, чувства, причины, лежащие в

    основе проблем? Способны ли вы, используя навыки воздействия и выслушивания

    описать, как клиент видит и чувствует ситуацию? Можете ли вы, используя

    навыки воздействия, задать новые перспективы для развития ситуации?

    Используются ли микротехники правильно с точки зрения среды клиента?

    4. Индивидуальная и культурная эмпатия.

    Способны ли вы встать на точку зрения клиента, применяя индивидуальную

    эмпатию и такие связанные с ней понятия как непосредственность,

    конкретность и позитивный взгляд. Способны ли вы изменять эмпатические

    конструкции с учетом культурных истоков клиента, не забывая личной

    неповторимости? Прибавилось ли у клиента уважение к иным личностям,

    культурам? Клиенту необходимо, чтобы его понимали, но не менее важно, чтобы

    он научился понимать других.

    5. Навыки наблюдения клиента. Способны ли вы

    наблюдать и отражать как вербальный, так и невербальный язык клиента?

    Умеете ли вы взять поверхностную структуру предложения и постичь (вместе с

    клиентом) его глубинный смысл? Способны ли вы соединиться с клиентом и

    вести его в новом направлении? Умеете ли вы замечать противоречия и

    разрешать их через конфронтацию? Как клиент относится к вашим конфронтациям

    – отрицательно, частично признавая или полностью осознавая противоречия?

    Идет ли синтез новых конструкций и нового мировоззрения?

    6. Взаимодействие личность – окружение. Можете

    ли вы произвести оценку клиента по модели Келли? Умеете ли вы создать

    подходящее окружение для роста и развития клиента?

    7. Интеграция. Умеете ли вы объединять

    вышеперечисленные методы, качества, конструкции в плавно протекающее

    интервью, способное вызвать у клиента позитивные сдвиги? Способны ли вы

    использовать методику поиска позитивного?

    Все вышеперечисленные вопросы помогут психологу-

    консультанту самостоятельно оценить качество проводимого им интервью.

    Итак, мы рассмотрели представления об этапах психологического

    консультирования у таких авторов как, Г.С. Абрамова, Ю.Б. Алешина, В.Ю.

    Меновщиков и Р. Мэй. Кто-то из них предлагает четыре этапа консультации,

    кто-то пять, но, несмотря на различные названия, суть психологического

    консультирования, задачи каждого из этапов психологического

    консультирования стоят одинаковые, но решаются они в рамках определенной

    философии, с точки зрения определенной концепции.

    Многообразие подходов к психологическому консультированию

    обуславливает возможность альтернативы для молодых психологов, расширяет

    представления о психологическом консультировании, и тем самым способствует

    выбору оптимальных средств коммуникативной деятельности, помогает

    психологам-консультантам развивать их коммуникативные способности,

    коммуникативную компетентность, направляя их деятельность.

    Резюмируя выше сказанное, можно выделить ряд качеств, которые могут

    составить модель эффективного психолога-консультанта, которые нуждаются в

    эмпирической проверке:

    Эмоционально волевая сфера: саморегуляция, эмоциональная устойчивость,

    стрессоустойчивость, артистичность, признание своих ошибок,уверенность в

    себе, самоуважение, склонность к доминированию, обаяние,

    доброжелательность, внутренний локус контроля, позитивный настрой.

    Коммуникативная сфера: умение управлять, руководить,

    заинтересованность в общении, этическая жизнь, приятная внешность,

    эмпатийность, тактичность, рефлексия, личная ответственность, способность к

    поддержанию хороших личных отношений, безоценочность, внимательность,

    открытость переживанию, умение активно слушать, умение понятно говорить.

    Познавательная сфера: понимать последствия своего влияния,

    самообразование, понимание себя, увлеченность профессией, владение теорией,

    практика с супервизором, работоспособность, спонтанность, рациональность,

    альтруизм, креативность, внимание к деталям, творческие способности,

    высокая физическая активность, профессионализм, интеллектуальность,

    гибкость (как способность делать одновременно разные дела), здравый смысл.

    Из вышеперечисленных качеств и складывается коммуникативная

    деятельность психолога-консультанта, его компетентность, которая в свою

    очередь требует постоянного развития, совершенствования и коррекции.

    Подводя итог нашему теоретическому исследованию, можно сказать, что

    наличие перечисленных конструктивных умений и качеств личности влияет на

    эффективность консультативного процесса, целью которого является культурно-

    продуктивная личность, обладающая чувством перспективы, действующая

    осознанно, способная разрабатывать различные стратегии своего поведения и

    способная анализировать ситуацию с различных точек зрения.

    Глава 2.

    Эмпирическое исследование критериев оценки продуктивности уровня

    коммуникативной деятельности психолога-консультанта.

    2.1. Обоснование замысла исследования.

    Как показал теоретический анализ, эффективный специалист обладает

    характерными качествами, которые во многом обуславливают продуктивность

    профессиональной деятельности психолога-консультанта. Все это требует

    эмпирической проверки. На основе качеств, присущих эффективному специалисту

    и дальнейшей их интеграции, строится модель желательных черт профессионала,

    полученных эвристическим путем, и, таким образом обобщаются критерии оценки

    продуктивности уровня коммуникативной деятельности психолога-консультанта.

    Цели, гипотезы и задачи исследования.

    В нашем эмпирическом исследовании поставлены две цели:

    1. Сравнить представления студентов первого курса, пятого курса

    факультета психологии вечернего отделения МГОПУ им. Шолохова и

    независимых экспертов – продуктивно работающих психологов о

    качествах, которые определяют уровень продуктивности

    коммуникативной деятельности психолога-консультанта.

    2. Обобщить критерии оценки уровня продуктивности коммуникативной

    деятельности психолога-консультанта.

    Гипотеза 1: Представления студентов первого курса,

    пятого курса факультета психологии вечернего отделения МГОПУ им. М.А.

    Шолохова и независимых экспертов будут отличаться в виду различного,

    профессионального психологического опыта.

    Гипотеза 2: Критерии оценки уровня продуктивности коммуникативной

    деятельности психолога-консультанта могут быть выявлены посредством анализа

    специально разработанных анкет, на которые отвечали продуктивно работающие

    психологи-консультанты, студенты первого курса факультета психологии

    вечернего отделения МГОПУ им. М.А. Шолохова, а также студенты пятого курса

    данного университета.

    Исходя из целей исследования были поставлены следующие задачи:

    1. Составить анкету

    2. Опробовать валидность анкеты

    3. Подобрать группы респондентов

    4. Провести исследование

    5. Осуществить сравнительный анализ результатов исследования

    (абсолютное ранжирование и ранжирование внутри каждой группы)

    6. Обобщить критерии оценки уровня продуктивности коммуникативной

    деятельности психолога-консультанта

    Реализация поставленных задач и проверка выдвинутых гипотез

    исследования осуществлялись с помощью методов:

    . анкетирования

    . метода экспертных оценок, где независимыми экспертами выступают

    практикующие психологи, которые отвечают на вопросы анкеты

    . беседы

    . интервью

    2.2. Организация и ход исследования.

    Поскольку в нашем исследовании используется метод экспертных оценок,

    важно перечислить некоторые требования предъявляемые к этому методу.

    Необходимым условием являются однозначно сформулированные цели, предмет и

    область применения метода. Предмет должен быть соотнесен с уже имеющимися

    теоретическими обоснованиями, что и было сделано в нашей работе. Область

    применения, контингент испытуемых должны быть четко обозначены. Необходимо

    также четко сформулировать цели использования результатов. В нашем случае

    на основе результатов исследования были обобщены критерии оценки

    продуктивности уровня коммуникативной деятельности психолога-консультанта.

    В нашем исследовании всего приняли участие 87 респондентов:

    . 14 человек – продуктивно работающие психологи, выступающие как

    независимые эксперты

    . 38 человек – студенты факультета психологии пятого курса МГОПУ им.

    М.А. Шолохова вечернего отделения

    . 35 человек – студенты факультета психологии первого курса МГОПУ им.

    М.А. Шолохова вечернего отделения.

    На основе теоретического анализа научной литературы по данной теме

    были разработаны специальные анкеты. Анкета состоит из трех блоков:

    1. Эмоционально-волевая сфера

    2. Коммуникативная сфера

    3. Познавательная сфера

    Под каждым из этих блоков перечислены ряд качеств,

    которые по результатам теоретического анализа во многом определяют

    успешность коммуникативной деятельности психолога-консультанта. Всего было

    перечислено сорок четыре качества.

    Респондентам была предложена инструкция, в которой предлагалось

    оценить каждое высказывание по пятибальной шкале:

    1. психолог не должен обладать данным качеством

    2. должен обладать в малой степени

    3. желательно обладать, хотя бы частично

    4. должен иметь данное качество в значительной степени

    5. психолог должен обладать данным качеством в полной мере

    К анкете прилагалась памятка - тезаурус с определениями внесенных в

    анкету качеств, чтобы не возникало разногласий в их трактовке у отвечающих

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.