МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Кризис семейных отношений и дети подросткового возраста

    Кризис семейных отношений и дети подросткового возраста

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.А. ШОЛОХОВА

    Дипломная работа

    «КРИЗИС СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ДЕТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА»

    Выполнила:

    Лебедева Ольга Валерьевна,

    студентка

    психологического факультета

    V года обучения

    Научный руководитель:

    Чудова Наталья Владимировна,

    кандидат психологических

    наук,

    доцент

    Москва 2002

    Содержание

    Введение…………………………………….………………………….……………………...…3

    Глава I. Семейные отношения и их влияние

    на развитие личности подростка…..……………………………………....………5

    1. Особенности развития личности

    в подростковом возрасте ……………………..…………………………………5

    2. Влияние семейных отношений

    на развитие личности подростка………………….…………………………11

    3. Развитие личности подростков

    в неполных и смешанных семьях….…………………………………………24

    Глава II. Исследование особенностей развития автономии и

    индивидуации подростков в неполных и смешанных

    семьях………………..32

    1. Методика исследования……………….…….………………………………32

    2. Анализ исследованных случаев…………..………….……….……….……32

    Случай 1………………….………………………………….……………33

    Случай 2………………….…………………………………………..…...36

    Случай 3………………….……………………………………………….39

    Случай 4………………….……………………………………………….42

    Случай 5………………….……………………………………………….45

    3. Особенности взаимоотношений в

    исследуемых семьях и их влияние на развитие

    автономии и индивидуации подростков…………………………………..49

    Итоги исследования………………………………….………………………..….….…50

    Заключение………………………………………………………………...…………….51

    Литература………………………………………………………….……………………52

    Введение

    Данная работа посвящена исследованию особенностей личностного развития

    подростков в семьях, переживающих кризис взаимоотношений.

    Работа состоит из двух глав и итогов исследования.

    В первой главе представлен обзор литературы, посвященной проблемам

    развития личности подростков, а также особенностям взаимоотношений в

    семьях, переживающих кризис, и влияния этих отношений на детей-подростков.

    В качестве важнейшего аспекта развития личности подростка многие авторы –

    как классические, так и современные – рассматривают проблему автономии и

    индивидуации. Развитие автономии и индивидуации подростка может нарушаться

    в условиях кризиса семьи. В частности, у подростков, переживших развод

    родителей, может формироваться слишком раннее, чрезмерное стремление к

    автономии, независимости от родителей, самостоятельности, что, в свою

    очередь, может приводить к дальнейшим конфликтам в семье. Некоторые авторы

    отмечают, что подросткам с нездоровой, нефункциональной индивидуацией

    свойственны обособленность, уход в себя, импульсивное поведение, отторжение

    от семьи и общественных норм и потенциальная склонность к суициду. Также

    установлено, что чем меньше в семье происходит конфликтов, тем больше

    подростки продвигаются по направлению к психологической зрелости, т.е.

    развитию автономии и индивидуации.

    На основе анализа литературы была сформулирована следующая гипотеза

    исследования. Если обследуемая семья является неполной или смешанной (т.е.

    в ней имеется только один родитель либо один из родителей является

    приемным) и в семейных отношениях наблюдаются конфликты, то у детей-

    подростков из этой семьи будут наблюдаться нарушения в развитии автономии и

    индивидуации. Таким образом, задача данного исследования – изучить

    особенности развития автономии и индивидуации подростков в неполных и

    смешанных семьях, переживающих кризис взаимоотношений.

    Вторая глава содержит изложение и обсуждение результатов исследования

    особенностей развития автономии и индивидуации подростков в неполных и

    смешанных семьях. Исследование проводилось на материале неполных и

    смешанных семей, т.е. семей, в которых имеется только один родитель либо

    один из родителей является приемным. Всего было изучено 5 семей. Основным

    эмпирическим материалом в данной работе служили результаты бесед с

    родителями и их детьми, кроме этого проводилось тестирование детей

    (использовался детский вариант личностного опросника Р. Кеттела). Были

    проанализированы особенности взаимоотношений в обследованных семьях,

    влияние семейных отношений на развитие автономии и индивидуации у детей-

    подростков, а также выделены общие черты в развитии автономии и

    индивидуации подростков.

    Основные результаты представлены в итогах исследования (см. стр. 50).

    Глава I.

    Семейные отношения и их влияние на развитие личности подростка

    1. Особенности развития личности в подростковом возрасте.

    Многие авторы – как классические, так и современные - в качестве

    важнейшей характеристики нормального развития личности рассматривают

    развитие автономии и индивидуации подростка, т.е. его независимости от

    родителей, самостоятельности и ответственности. Важность данного аспекта

    личностного развития подчеркивали еще классические авторы – Э. Фромм, К.

    Юнг, А. Адлер, В. Франкл и др. Например, Э. Фромм (199б) считал, что любые

    формы человеческой активности должны порождаться самим человеком, а не

    гетерономной, внешней по отношению к нему силой; Э. Фромм подчеркивал, что

    «продуктивные схемы ориентации и поклонения» формируются при активном

    участии самого человека. По мнению К. Юнга (1994), нормальное развитие

    личности связано с процессом индивидуации, т.е. самостановления и

    самоосуществления человека, когда человек живет сам, свободно и

    самостоятельно организуя свою жизнь и неся за нее ответственность,

    овладевая влиянием сферы бессознательного. А. Адлер (1995) при описании

    цели и процесса психотерапии особенно подчеркивал важность активности

    самого человека в формировании собственной нормальной личности.

    Установление гармоничного отношения между стремлением к личному

    превосходству и чувством общности, по мнению А. Адлера, возможно при

    активном, сознательном и разумном участии самого человека. В. Франкл (1990)

    считал, что нормальное развитие личности предполагает осознание самим

    человеком ответственности за осмысленность своего существования;

    осмысленная позиция по отношению к собственной жизни должна формироваться

    исключительно самостоятельно.

    Ф. Райс и другие современные авторы рассматривают индивидуацию и

    автономию как основные составляющие развития личности в подростковом

    возрасте. При этом под индивидуацией подразумевается процесс, при котором

    подросток постепенно отдаляется от родителей, становясь самостоятельной

    личностью. Индивидуация включает в себя процесс самосознания и

    самоидентификации среди других. При переходе от детства к зрелости

    подросток нуждается в определенной автономии и самоидентичности, чтобы

    иметь возможность принять на себя права и обязанности взрослого человека

    (Ф. Райс, 2000).

    Процесс индивидуации может протекать в здоровой или болезненной форме.

    Сравнительное исследование Д. Дениэлс (1990, по Ф. Райсу, 2000) здорового

    и нездорового процесса индивидуации показало, что подростки с нормальной

    индивидуацией обретают самосознание взрослой личности, оставаясь в то же

    время функциональными членами семьи. Также им свойственно осознание

    жизненных ценностей и стремление к самостоятельности. Подросткам с

    нездоровой, нефункциональной индивидуацией свойственны обособленность, уход

    в себя, импульсивное поведение, отторжение от семьи и общественных норм и

    потенциальная склонность к суициду.

    Автономия понимается Ф. Райсом как независимость, или свобода,

    подростка. Автор выделяет два аспекта автономии: поведенческий (обретение

    независимости и свободы в той мере, чтобы действовать и принимать решения

    самостоятельно, без излишнего руководства извне) и эмоциональный

    (освобождение от эмоциональных уз, связывающих ребенка с родителями).

    Исследования показывают, что в подростковом возрасте резко возрастает

    стремление к поведенческой автономии, причем в определенных ситуациях

    подростки упорно добиваются права самостоятельно принимать решения

    (например, при выборе стиля одежды или круга общения), но в то же время

    охотно подчиняются руководству родителей в серьезных вопросах (например,

    касающихся образования). Как пишет Ф. Райс, подростки нуждаются в таких

    родителях, которые предоставляют им свободу не сразу и в полном объеме, а

    постепенно – по мере того как они учатся пользоваться ею. Подростки хотят

    иметь право делать собственный выбор, проявлять свою независимость, спорить

    со старшими и нести ответственность за свои слова и поступки, однако полная

    свобода им не нужна. Полная свобода, предоставленная слишком быстро, может

    восприниматься ребенком как отторжение от семьи; у него может появиться

    чувство тревоги, так как он не знает, как воспользоваться этой свободой.

    Переход к эмоциональной автономии в подростковом возрасте не столь

    драматичен, как к поведенческой, и многое при этом зависит от поведения

    родителей. Доминирование родителей и культивирование в ребенке чувства

    зависимости от них, вплоть до взрослого возраста, препятствует формированию

    социальной зрелости у подростка, который вырастает инфантильным, т.е.

    неспособным самостоятельно принимать решения и воспринимать себя как

    взрослого и самостоятельного человека. В противоположной ситуации – при

    эмоциональном отторжении – подростки не получают никакой эмоциональной

    поддержки со стороны родителей. По мнению Ф. Райса, в данном вопросе, как и

    во многих других жизненных ситуациях, необходимо найти «золотую середину».

    Исследование Olson (1996, по Ф.Райс, 2000) показало, что

    «сверхразобщенные» и чересчур тесно связанные семьи «функционируют» хуже,

    чем те, что оказались ближе к середине по шкале сплоченности семьи

    («сбалансированные», «уравновешенные» семьи).

    Сплоченность семьи характеризует ту степень, в которой ее члены

    объединены или, напротив, разобщены. Те семьи, которые располагаются на

    противоположных краях шкалы, оценивающей сплоченность, - то есть

    построенные на слишком тесных связях или полностью разобщенные, - являются

    менее функциональными, чем те, что располагаются примерно на середине

    шкалы. Сплоченность семьи наиболее велика, когда дети еще малы, и

    постепенно снижается, по мере того как подростки взрослеют и становятся

    самостоятельными взрослыми людьми. По мере взросления подростков дистанция

    в их отношениях с родителями увеличивается; причем у юношей это происходит

    быстрее, чем у девушек.

    Таким образом, когда ребенок достигает подросткового возраста, сильная

    сплоченность семьи может препятствовать развитию процесса индивидуации у

    подростка. Как показывают исследования, самая низкая сплоченность семьи

    приходится на период, когда дети достигают переходного возраста. Это

    объясняется стремлением подростков к самостоятельности, выработке

    собственного стиля жизни, что связано с процессом индивидуации. Также

    показано, что, чем старше дети, тем больше дистанция между ними и

    родителями; это подтверждает существование у подростков потребности в

    самостоятельности и независимости, в собственном жизненном пространстве.

    Ларсон и Лоу (1990, по Ф.Райс, 2000) обнаружили, что дистанция в отношениях

    между подростками старшего возраста и их родителями примерно на 70% больше

    дистанции между родителями и младшими подростками. Ф. Райс делает вывод,

    что наибольшая сплоченность в семье должна быть в период, когда дети еще не

    достигли переходного возраста. Когда же дети становятся подростками,

    близость между членами семьи должна постепенно ослабевать, чтобы

    установились сбалансированные отношения, способствующие идентификации

    личности подростков и дальнейшему развитию их в полноправных взрослых

    людей.

    N.J. Cobb (1995) рассматривает достижение автономии как одну из

    наиболее важных проблем, встающих перед младшими подростками. Автономия

    подразумевает независимость и ответственность за собственные поступки;

    большее участие в принятии решений. В процессе перехода от подросткового

    возраста к юношескому количество самостоятельно принятых решений постепенно

    увеличивается; а количество решений, принятых совместно с родителями или же

    только родителями, уменьшается с возрастом. Данные тенденции более ярко

    выражены у мальчиков, чем у девочек (Dornbusch, Ritter, Mont-Reynaud, &

    Chen, 1990, по N.J. Cobb, 1995).

    Как показали Bartle, Anderson & Sabatelli (1989, по N.J. Cobb, 1995),

    родительский стиль, в особенности материнский, - крайне важный фактор

    формирования автономии у девочек. Для мальчиков же самой важной

    детерминантой увеличения независимости является возраст.

    Родители могут либо содействовать, либо препятствовать росту автономии

    (Pardek & Pardek, 1990, по N.J. Cobb, 1995). В ответ на стремление

    подростков получить право голоса и возможность влиять на родительские

    решения, касающиеся их, некоторые родители способны перейти к возложению на

    своих детей все большей ответственности; другие же негативно реагируют на

    стремление подростков к большей автономии. Чем меньше в семье происходит

    конфликтов, тем больше подростки продвигаются по направлению к

    психологической зрелости (Gavazzi & Sabatelli, 1990, по N.J. Cobb, 1995).

    Как пишет N.J. Cobb (1995), в процессе индивидуации подростки должны

    избавиться от одного из самых крупных достижений своего детства: им

    предстоит «разобрать и построить заново психологическую структуру, в

    которой они пребывали в детском возрасте». Поскольку дети младшего возраста

    некритично воспринимают взгляды и способы поведения своих родителей,

    подросткам необходимо провести переоценку усвоенных убеждений и ценностей,

    чтобы разобраться, какие из них в действительности принадлежат подростку, а

    какие – его родителям. Автор предполагает, что опора на своих родителей –

    это единственный способ для ребенка почувствовать в себе силы для

    самостоятельной деятельности и исследования мира. То, что было усвоено в

    детстве и обеспечивало автономию ребенка в этом возрасте, должно быть

    преодолено подростком ради дальнейшего развития, и этот процесс носит

    название индивидуации (Josselson, 1980, 1988, по N.J. Cobb, 1995).

    Warner (1980, по N.J. Cobb, 1995) считает, что процесс индивидуации

    развивается, когда подростки самостоятельно принимают решения, а затем

    «продолжают жить с последствиями этих решений», причем самое важное

    решение, с принятием которого сталкиваются все подростки, связано с тем,

    кто, собственно, будет принимать решения. Данный процесс подразумевает

    обучение в реальных жизненных ситуациях: подростки обучаются, действуя и

    ощущая на себе последствия собственных действий. Им предстоит сделать

    открытие того, что «ты – единственный, кто может принимать решения в твоей

    жизни, и что больше некого винить или хвалить кроме самого себя». А чтобы

    понять это, подростки должны быть готовы расстаться со своими старыми

    убеждениями.

    В процессе индивидуации подростки пытаются сохранить чувство

    тождественности между своим внутренним «Я» и тем, что они значат для

    других. Вновь возникающие отождествления должны иметь непрерывную связь с

    предшествующими, а также позволять строить планы на будущее. Молодые люди,

    которые успешно рассортировали свои и родительские взгляды и убеждения,

    могут поддерживать близкие отношения с родителями, чувствуя себя при этом

    комфортно и не боясь потерять свою собственную индивидуальность. Эта

    близость с родителями является важным фактором, обеспечивающим целостность

    жизни юношей и девушек. Подросткам не нужно отвергать старые

    взаимоотношения или перенимать совершенно новые жизненные стили для того,

    чтобы стать самими собой (Mazor & Enright, 1988 по N.J. Cobb, 1995). В то

    же время, индивидуация подразумевает и возрастающую независимость от

    родителей, и положительное отношение к собственной независимости (Rice,

    Cole & Lapsley, 1990, по N.J. Cobb, 1995).

    Исследователи выделили параметры внутрисемейного взаимодействия,

    принципиально важные для индивидуации подростков: 1) индивидуальность -

    способность иметь и выражать свое собственное мнение и видеть, чем ты

    отличаешься от других; 2) чувство родства (connectedness) - отражает

    открытость человека чужим мнениям и уважение чужих взглядов (H. Grotevant,

    C. Cooper, 1986, по N.J. Cobb, 1995).

    Для индивидуации подростков одинаково важно, чтобы они чувствовали как

    свое родство с другой личностью, так и отличие от нее. Исследователи

    индивидуации предполагают, что подростки, достигшие высоких уровней

    индивидуации, могут оставаться в близких отношениях со своими родителями,

    не чувствуя при этом потери собственной индивидуальности. Подростки,

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.