Кризис семейных отношений и дети подросткового возраста
которые могут чувствовать свою особенность по сравнению с другими членами
семьи, имеют большую свободу для развития своей собственной точки зрения.
Но даже в этом случае их размышления происходят в контексте эмоционального
переживания чувства родства, которое создает уверенность, позволяющую
рассматривать различные идеи.
Исследования показывают, что подростки с высоким уровнем индивидуации
происходят из семей, члены которых ясно понимают различия между собой и,
тем не менее, чувствуют родство друг с другом. При столкновении с проблемой
они не воспринимают ее как имеющую только одно решение и способны в течение
долгого времени расходиться во мнениях, сохраняя при этом хорошие
взаимоотношения. Каждый человек в такой семье очень внимательно относится
как к своей собственной позиции, так и к позициям других.
Подростки с низким уровнем индивидуации обычно происходят из семей,
члены которых избегают разногласий между собой и настолько отзывчивы к
чужим мнениям, что не способны составить собственное мнение, отличное от
других (Powers и др., 1983, по N.J. Cobb, 1995).
D. Bell и L. Bell (1983, по N.J. Cobb, 1995) подчеркивают важность
развития самосознания подростков, а также наличия поддержки в семье, для
развития индивидуации. Самосознание способствует более точному восприятию
подростками как самих себя, так и других людей.
2. Влияние семейных отношений на развитие личности подростка
С точки зрения авторов классических направлений психотерапии (Э.
Фромма, К. Хорни, Э. Эриксона, А. Адлера, К. Юнга и др.), основополагающим
фактором, влияющим на развитие личности человека, являются особенности его
взаимоотношений в детстве со своими родителями.
Так, Э. Фромм (1992), исследуя проблему становления личности в
современном обществе, отмечал, что характер ребенка является слепком с
характера родителей и развивается в ответ на их характер.
К.Хорни (1993) полагала, что травмирующие переживания в семье
способствуют формированию у ребенка особого склада характера, который она
называет базальной тревожностью (неразрывно связанной с базальной
враждебностью). В данном случае у ребенка развивается чувство собственной
незначительности, беспомощности, покинутости, подверженности опасности,
нахождения в мире, открытом обидам, обману, нападкам, оскорблениям,
предательству, зависти. Как считает автор, чем больше ребенок скрывает
недовольство своей семьей, например, путем подчинения установкам родителей,
тем в большей степени он проецирует свою тревожность на внешний мир,
приобретая таким образом убеждение в том, что мир в целом опасен и страшен.
Ребенок лишается уверенности в своей нужности, ценности для других,
становится ранимым и обидчивым, неспособным к самозащите. Острые реакции на
частые провоцирующие ситуации кристаллизуются постепенно в данный склад
характера.
Э. Эриксон (1993) установил зависимость личностных особенностей ребенка
от его отношений с родителями на различных стадиях развития. Э. Эриксон
отмечал, что в подростковом возрасте формируется идентификация личности или
спутанность ролей, когда перед ребенком встает задача осмыслить его
различные социальные роли (сына или дочери, ученика, друга и т.д.)
Выработанные на предыдущих стадиях положительные качества значительно
повышают шансы на успешную психосоциальную идентификацию. У недоверчивого,
стыдливого и неуверенного подростка с повышенным чувством вины и
собственной неполноценности возникают трудности с идентификацией.
А. Адлер (1995) видел причины невроза в особенностях детского развития.
Понимая невроз как нарушенный стиль жизнь, Адлер считал одной из основных
причин его формирования неправильное воспитание ребенка. Он указывает на
две крайности в воспитании: вседозволенность и отвергание ребенка, лишение
его необходимой поддержки, в результате чего у ребенка формируется
нереалистичное представление о своем “Я”, чувство неполноценности и
стремление к его компенсации.
К. Юнг (1995) в своей работе указывает на решающую роль семьи и
родителей в формировании личности ребенка. Как считает Юнг, “нервные и
психические нарушения у детей вплоть до среднего школьного возраста
основаны, можно сказать, исключительно на нарушениях психической сферы
родителей” (К. Юнг, 1995, с.57). По мнению Юнга, на развитие у ребенка
нервной патологии сильное влияние оказывают психическое состояние, проблемы
и образ жизни его родителей, а также атмосфера в семье и методы воспитания.
Родители почти всегда являются “либо прямыми инициаторами невроза у
ребенка, или по крайней мере его важнейшими компонентами” (К. Юнг, 1995,
с.76).
Во многих современных исследованиях выявлены виды семейных отношений,
которые оказывают различное влияние на развитие личности подростка (В.
Сатир, 1992; Ф. Райс, 2000; А.С. Спиваковская, 1988; Э.Г.Эйдемиллер, 1994;
А.Е. Личко, 1983; Е.Т. Соколова, В.В. Столин, 1989; и др.).
В. Сатир (1992), обобщив опыт своей психотерапевтической работы,
выделила два типа семей – «зрелые» и «проблемные». «Зрелые» семьи
отличаются от «проблемных» тем, что «родители верят: изменения неизбежны –
и в развитии детей, и в жизни взрослых. Они принимают изменения как
неотъемлемую часть бытия».
По наблюдениям В. Сатир, «проблемные» семьи всегда характеризуются
низкой самооценкой; ненаправленными, спутанными, неясными, в значительной
степени нереалистичными и нечестными коммуникациями; ригидными, инертными,
стереотипными, негуманными, ненаправленными на помощь другим и чрезмерно
ограничивающими жизнь правилами поведения; социальными связями, либо
обеспечивающими покой в семье, либо наполненными страхом и угрозой.
Для «зрелых» семей характерны следующие особенности: высокая
самооценка; непосредственные, прямые, четкие и честные коммуникации;
правила в этих семьях подвижны, гуманны, ориентированы на приятие, а члены
семей способны к изменениям; социальные связи открыты и полны позитивных
установок и надежд.
Ф. Райс (2000) приводит выделенные разными авторами особенности
семейных отношений, необходимые для нормального развития ребенка в
подростковом и юношеском возрасте:
1. Заинтересованность и помощь родителей. Родительская поддержка
порождает доверительные отношения между детьми и родителями и влечет за
собой высокую самооценку подростков, способствует успехам в учебе и
нравственному развитию. Недостаточная родительская поддержка, наоборот,
может привести к низкой самооценке ребенка, плохой учебе, импульсивным
поступкам, слабой социальной адаптации, неустойчивому и антиобщественному
поведению.
2. Способность родителей слушать, понимать и сопереживать.
Неспособность родителей к эмпатии, отсутствие у них эмоциональной
восприимчивости и понимания мыслей и чувств ребенка могут привести к
развитию равнодушия и у ребенка. Уважение к подростку, общение родителей с
ним способствуют установлению гармоничных отношений в семье.
3. Любовь родителей и положительные аффекты в семейных отношениях.
Положительные аффекты связаны с эмоциональной близостью, привязанностью,
любовью, восприимчивостью; члены семьи при этом проявляют взаимную
заинтересованность и отзывчивость. Если же в семье преобладают
отрицательные аффекты, то наблюдается эмоциональная холодность,
враждебность, отторжение, что может привести либо к преобладанию у ребенка
потребности в любви (во взрослом возрасте), либо к формированию у него
замкнутости, холодности, неспособности выразить свою любовь к близким
людям, в том числе и к детям.
4. Признание и одобрение со стороны родителей.
5. Доверие к ребенку. Недоверие к детям, как правило, свидетельствует о
том, что родители проецируют на них свои собственные страхи, тревоги или
чувство вины. Неуверенные в себе родители (или пережившие определенные
трудности в прошлом) больше других склонны бояться за своих детей.
6. Отношение к ребенку как к самостоятельному и взрослому человеку.
Достижение подростком самостоятельности происходит в процессе индивидуации,
когда он занимается формированием собственной индивидуальности и в тоже
время устанавливает новые связи с родителями. Подросток пытается изменить
отношения с родителями, стремясь при этом сохранить прежнее общение,
привязанность и доверие. Чтобы проявить собственную индивидуальность,
подростки ориентируются на иную, чем у родителей, систему ценностей,
ставят перед собой иные цели приобретают иные интересы и иную точку зрения.
7. Руководство со стороны родителей. Наиболее функциональными являются
те семьи, где родители проявляют гибкость, приспособляемость и терпимость в
своих взглядах и поведении. Родители, не проявляющие гибкости в воспитании
подростков, отказываются пересматривать свои взгляды и менять точку зрения;
они нетерпимы, излишне требовательны, всегда настроены критически и
возлагают на детей неоправданные надежды, не соответствующие их возрасту.
Это пагубно влияет на самооценку подростка, подавляет развитие его
личности, что в конце концов приводит к стрессовым ситуациям в отношениях
между родителями и детьми.
8. Личный пример родителей: способность подать хороший пример для
подражания; следовать тем же принципам, которым учат детей. Так как процесс
идентификации у подростков отчасти протекает в семье, те из них, кто
гордится своими родителями, как правило, чувствуют себя достаточно
комфортно в окружающем мире.
А.С. Спиваковской (1988) были выделены различные типы взаимоотношений в
семье и установлено их влияние на формирование особенностей личности
подростка, возникновение у него тех или иных проблем. В исследовании было
выделено 7 типов семейных отношений:
1. «Вулканическая семья», в которой эмоциональная атмосфера пульсирует
между крайними полюсами. Дети в таких семьях испытывают значительные
эмоциональные перегрузки.
2. «Семья-санаторий», в которой постепенно ограничивается круг общения,
супруги стараются удержать детей возле себя. Мелочная опека,
чрезмерный контроль и чрезмерная защита от реальных и мнимых
опасностей являются характерными особенностями таких семей. Дети в
таких семьях испытывают нервные и физические перегрузки, становятся
тревожными и эмоционально зависимыми. При повышенном контроле и
опеке в подростковом возрасте усиливаются реакции протеста и желание
раннего ухода из семьи.
3. «Семья-крепость», в основе которой лежат представления об угрозе
окружающего мира. Любовь к ребенку приобретает условный характер, он
становится любим только тогда, когда оправдывает возложенные на него
обязанности. Родители стремятся поступать подчеркнуто правильно,
излишне принципиально. В ребенке развивается неуверенность в себе,
безынициативность, протестные реакции, упрямство, негативизм.
4. «Семья-театр» - стремится сохранять видимость благополучия.
Демонстрируемая посторонним любовь и забота о ребенке, не спасает
его от острого чувства одиночества; между родителями и детьми
отсутствует истинная близость.
5. Семья – «третий лишний». В данном типе семьи родительская роль
воспринимается как помеха супружескому счастью; отношение к ребенку
– скрытое непринятие. В ребенке формируются неуверенность в себе,
безынициативность, чувство неполноценности, зависимость и
подчиняемость родителям, которая тяготит взрослых
6. «Семья с кумиром»: забота о ребенке превращается в единственную
силу, способную удержать родителей друг с другом. Ребенок
оказывается центром семьи, объектом повышенного внимания и опеки,
завышенных ожиданий родителей. Желание родителей уберечь ребенка от
жизненных трудностей приводит к ограничению его самостоятельности; у
него утрачивается активность, ослабляются побуждения.
7. «Семья-маскарад»: из-за различного понимания ценностей родители
ставят ребенка в ситуацию различных требований и оценок, что может
привести к растерянности ребенка и расщеплению его самооценки.
Э.Г Эйдемиллер (1976, 1994) выделяет две группы причин, вызывающих тот
или иной тип семейных отношений, в зависимости от личностных особенностей
родителей.
1) Отклонения личности самих родителей – акцентуации и психопатии, которые
часто предопределяют различные нарушения в воспитании.
При неустойчивой акцентуации родитель чаще склонен к гипопротекции
(когда ребенок предоставлен самому себе, родители не интересуютс им и не
контролируют его), недостаточному удовлетворению потребностей ребенка,
пониженному уровню требований к нему.
Эпилептоидная акцентуация родителей чаще других обусловливает
доминирование, жестокое обращение с ребенком. Тревожная мнительность
родителей также может приводить к доминирующему стилю воспитания.
Демонстративно-компенсаторная акцентуация личности и истероидная
психопатия часто предрасполагает к противоречивому типу воспитания –
демонстрируемой любви и заботе о ребенке при зрителях и эмоциональному
отвержению в их отсутствие.
2) Психологические (личностные) проблемы родителей, решаемые за счет
ребенка. В данном случае в основе негармоничного воспитания лежит
определенная личностная проблема (или потребность), чаще всего
неосознаваемая родителем, которую он пытается решить за счет воспитания
ребенка. Было выделено 8 подобных источников нарушений воспитания.
1. Расширение сферы родительских чувств – обусловливает такие нарушения
воспитания как потворствующая и доминирующая гиперпротекция.
Данный источник нарушения воспитания возникает чаще всего тогда, когда
супружеские отношения между родителями оказываются нарушенными по различным
причинам: смерть супруга, развод, не удовлетворенность одного из родителей
отношениями с супругом. Родитель начинает хотеть, чтобы ребенок стал для
него чем-то большим, нежели просто ребенком. Появляется стремление отдать
ребенку (чаще противоположного пола) «все чувства, всю любовь».
2. Предпочтение в подростке детских качеств – обусловливает стиль
воспитания «потворствующая гиперпротекция». У родителей наблюдается
стремление игнорировать повзросление детей, стимулировать у них
сохранение таких детских качеств, как непосредственность, наивность,
игривость. Страх или нежелание повзросления детей могут быть связаны
с особенностями биографии самого родителя (например, если он имел
младшего брата или сестру, на которых в свое время переместилась
любовь родителей, в связи с чем свой старший возраст он воспринимал
как несчастье). Рассматривая подростка как «еще маленького»,
родители снижают уровень требований к нему, тем самым стимулируя
развитие психического инфантилизма.
3. Воспитательная неуверенность родителя – обусловливает
потворствующую гиперпротекцию, либо просто пониженный уровень
требований к ребенку. Происходит перераспределение власти в семье
между родителями и ребенком в пользу последнего. Родитель «идет на
поводу» у ребенка. Это происходит потому, что подросток сумел найти
к своему родителю подход, нащупал его «слабое место», которое может
быть обусловлено психастеническими чертами личности родителя. В
других случаях на формирование этой особенности могли повлиять
отношения родителя с его собственными родителями: дети, воспитанные
требовательными, эгоцентричными родителями, став взрослыми, видят в
своих детях ту же требовательность и эгоцентричность, испытывают по
отношению к ним то же чувство «неоплатного должника», что испытывали
ранее по отношению к собственным родителям.
4. Фобия утраты ребенка – обусловливает потворствующую или
доминирующую гиперпротекцию. Родители испытывают повышенную
неуверенность, боязнь ошибиться, преувеличивают свои представления о
«хрупкости», болезненности ребенка. Источники такого отношения –
долгое ожидание рождения ребенка, перенесенные им тяжелые
заболевания.
5. Неразвитость родительских чувств – может обусловливать такие
нарушения воспитания как гипопротекция, эмоциональное отвержение,
жестокое обращение. Причиной неразвитости родительских чувств может
быть отвержение самого родителя в детстве его родителями, либо
личностные особенности родителя, например, шизоидность.
6. Проекция на ребенка собственных нежелательных качеств –
обусловливает эмоциональное отвержение или жестокое обращение с
ребенком. Причиной такого отношения часто бывает то, что родитель
как бы видит в ребенке черты характера, которые не хочет признать в
самом себе.
7. Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания – может
обусловливать противоречивый тип воспитания, который представляет
собой сочетание потворствующей гиперпротекции со стороны одного
родителя с отвержением либо доминирующей гиперпротекцией другого.
При этом разница во мнениях родителей чаще всего бывает
диаметральной: один настаивает на весьма строгом воспитании с
повышенными требованиями, запретами и санкциями, другой же –
склонен жалеть ребенка, идти у него на поводу.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|