МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Кризис семейных отношений и дети подросткового возраста

    которые могут чувствовать свою особенность по сравнению с другими членами

    семьи, имеют большую свободу для развития своей собственной точки зрения.

    Но даже в этом случае их размышления происходят в контексте эмоционального

    переживания чувства родства, которое создает уверенность, позволяющую

    рассматривать различные идеи.

    Исследования показывают, что подростки с высоким уровнем индивидуации

    происходят из семей, члены которых ясно понимают различия между собой и,

    тем не менее, чувствуют родство друг с другом. При столкновении с проблемой

    они не воспринимают ее как имеющую только одно решение и способны в течение

    долгого времени расходиться во мнениях, сохраняя при этом хорошие

    взаимоотношения. Каждый человек в такой семье очень внимательно относится

    как к своей собственной позиции, так и к позициям других.

    Подростки с низким уровнем индивидуации обычно происходят из семей,

    члены которых избегают разногласий между собой и настолько отзывчивы к

    чужим мнениям, что не способны составить собственное мнение, отличное от

    других (Powers и др., 1983, по N.J. Cobb, 1995).

    D. Bell и L. Bell (1983, по N.J. Cobb, 1995) подчеркивают важность

    развития самосознания подростков, а также наличия поддержки в семье, для

    развития индивидуации. Самосознание способствует более точному восприятию

    подростками как самих себя, так и других людей.

    2. Влияние семейных отношений на развитие личности подростка

    С точки зрения авторов классических направлений психотерапии (Э.

    Фромма, К. Хорни, Э. Эриксона, А. Адлера, К. Юнга и др.), основополагающим

    фактором, влияющим на развитие личности человека, являются особенности его

    взаимоотношений в детстве со своими родителями.

    Так, Э. Фромм (1992), исследуя проблему становления личности в

    современном обществе, отмечал, что характер ребенка является слепком с

    характера родителей и развивается в ответ на их характер.

    К.Хорни (1993) полагала, что травмирующие переживания в семье

    способствуют формированию у ребенка особого склада характера, который она

    называет базальной тревожностью (неразрывно связанной с базальной

    враждебностью). В данном случае у ребенка развивается чувство собственной

    незначительности, беспомощности, покинутости, подверженности опасности,

    нахождения в мире, открытом обидам, обману, нападкам, оскорблениям,

    предательству, зависти. Как считает автор, чем больше ребенок скрывает

    недовольство своей семьей, например, путем подчинения установкам родителей,

    тем в большей степени он проецирует свою тревожность на внешний мир,

    приобретая таким образом убеждение в том, что мир в целом опасен и страшен.

    Ребенок лишается уверенности в своей нужности, ценности для других,

    становится ранимым и обидчивым, неспособным к самозащите. Острые реакции на

    частые провоцирующие ситуации кристаллизуются постепенно в данный склад

    характера.

    Э. Эриксон (1993) установил зависимость личностных особенностей ребенка

    от его отношений с родителями на различных стадиях развития. Э. Эриксон

    отмечал, что в подростковом возрасте формируется идентификация личности или

    спутанность ролей, когда перед ребенком встает задача осмыслить его

    различные социальные роли (сына или дочери, ученика, друга и т.д.)

    Выработанные на предыдущих стадиях положительные качества значительно

    повышают шансы на успешную психосоциальную идентификацию. У недоверчивого,

    стыдливого и неуверенного подростка с повышенным чувством вины и

    собственной неполноценности возникают трудности с идентификацией.

    А. Адлер (1995) видел причины невроза в особенностях детского развития.

    Понимая невроз как нарушенный стиль жизнь, Адлер считал одной из основных

    причин его формирования неправильное воспитание ребенка. Он указывает на

    две крайности в воспитании: вседозволенность и отвергание ребенка, лишение

    его необходимой поддержки, в результате чего у ребенка формируется

    нереалистичное представление о своем “Я”, чувство неполноценности и

    стремление к его компенсации.

    К. Юнг (1995) в своей работе указывает на решающую роль семьи и

    родителей в формировании личности ребенка. Как считает Юнг, “нервные и

    психические нарушения у детей вплоть до среднего школьного возраста

    основаны, можно сказать, исключительно на нарушениях психической сферы

    родителей” (К. Юнг, 1995, с.57). По мнению Юнга, на развитие у ребенка

    нервной патологии сильное влияние оказывают психическое состояние, проблемы

    и образ жизни его родителей, а также атмосфера в семье и методы воспитания.

    Родители почти всегда являются “либо прямыми инициаторами невроза у

    ребенка, или по крайней мере его важнейшими компонентами” (К. Юнг, 1995,

    с.76).

    Во многих современных исследованиях выявлены виды семейных отношений,

    которые оказывают различное влияние на развитие личности подростка (В.

    Сатир, 1992; Ф. Райс, 2000; А.С. Спиваковская, 1988; Э.Г.Эйдемиллер, 1994;

    А.Е. Личко, 1983; Е.Т. Соколова, В.В. Столин, 1989; и др.).

    В. Сатир (1992), обобщив опыт своей психотерапевтической работы,

    выделила два типа семей – «зрелые» и «проблемные». «Зрелые» семьи

    отличаются от «проблемных» тем, что «родители верят: изменения неизбежны –

    и в развитии детей, и в жизни взрослых. Они принимают изменения как

    неотъемлемую часть бытия».

    По наблюдениям В. Сатир, «проблемные» семьи всегда характеризуются

    низкой самооценкой; ненаправленными, спутанными, неясными, в значительной

    степени нереалистичными и нечестными коммуникациями; ригидными, инертными,

    стереотипными, негуманными, ненаправленными на помощь другим и чрезмерно

    ограничивающими жизнь правилами поведения; социальными связями, либо

    обеспечивающими покой в семье, либо наполненными страхом и угрозой.

    Для «зрелых» семей характерны следующие особенности: высокая

    самооценка; непосредственные, прямые, четкие и честные коммуникации;

    правила в этих семьях подвижны, гуманны, ориентированы на приятие, а члены

    семей способны к изменениям; социальные связи открыты и полны позитивных

    установок и надежд.

    Ф. Райс (2000) приводит выделенные разными авторами особенности

    семейных отношений, необходимые для нормального развития ребенка в

    подростковом и юношеском возрасте:

    1. Заинтересованность и помощь родителей. Родительская поддержка

    порождает доверительные отношения между детьми и родителями и влечет за

    собой высокую самооценку подростков, способствует успехам в учебе и

    нравственному развитию. Недостаточная родительская поддержка, наоборот,

    может привести к низкой самооценке ребенка, плохой учебе, импульсивным

    поступкам, слабой социальной адаптации, неустойчивому и антиобщественному

    поведению.

    2. Способность родителей слушать, понимать и сопереживать.

    Неспособность родителей к эмпатии, отсутствие у них эмоциональной

    восприимчивости и понимания мыслей и чувств ребенка могут привести к

    развитию равнодушия и у ребенка. Уважение к подростку, общение родителей с

    ним способствуют установлению гармоничных отношений в семье.

    3. Любовь родителей и положительные аффекты в семейных отношениях.

    Положительные аффекты связаны с эмоциональной близостью, привязанностью,

    любовью, восприимчивостью; члены семьи при этом проявляют взаимную

    заинтересованность и отзывчивость. Если же в семье преобладают

    отрицательные аффекты, то наблюдается эмоциональная холодность,

    враждебность, отторжение, что может привести либо к преобладанию у ребенка

    потребности в любви (во взрослом возрасте), либо к формированию у него

    замкнутости, холодности, неспособности выразить свою любовь к близким

    людям, в том числе и к детям.

    4. Признание и одобрение со стороны родителей.

    5. Доверие к ребенку. Недоверие к детям, как правило, свидетельствует о

    том, что родители проецируют на них свои собственные страхи, тревоги или

    чувство вины. Неуверенные в себе родители (или пережившие определенные

    трудности в прошлом) больше других склонны бояться за своих детей.

    6. Отношение к ребенку как к самостоятельному и взрослому человеку.

    Достижение подростком самостоятельности происходит в процессе индивидуации,

    когда он занимается формированием собственной индивидуальности и в тоже

    время устанавливает новые связи с родителями. Подросток пытается изменить

    отношения с родителями, стремясь при этом сохранить прежнее общение,

    привязанность и доверие. Чтобы проявить собственную индивидуальность,

    подростки ориентируются на иную, чем у родителей, систему ценностей,

    ставят перед собой иные цели приобретают иные интересы и иную точку зрения.

    7. Руководство со стороны родителей. Наиболее функциональными являются

    те семьи, где родители проявляют гибкость, приспособляемость и терпимость в

    своих взглядах и поведении. Родители, не проявляющие гибкости в воспитании

    подростков, отказываются пересматривать свои взгляды и менять точку зрения;

    они нетерпимы, излишне требовательны, всегда настроены критически и

    возлагают на детей неоправданные надежды, не соответствующие их возрасту.

    Это пагубно влияет на самооценку подростка, подавляет развитие его

    личности, что в конце концов приводит к стрессовым ситуациям в отношениях

    между родителями и детьми.

    8. Личный пример родителей: способность подать хороший пример для

    подражания; следовать тем же принципам, которым учат детей. Так как процесс

    идентификации у подростков отчасти протекает в семье, те из них, кто

    гордится своими родителями, как правило, чувствуют себя достаточно

    комфортно в окружающем мире.

    А.С. Спиваковской (1988) были выделены различные типы взаимоотношений в

    семье и установлено их влияние на формирование особенностей личности

    подростка, возникновение у него тех или иных проблем. В исследовании было

    выделено 7 типов семейных отношений:

    1. «Вулканическая семья», в которой эмоциональная атмосфера пульсирует

    между крайними полюсами. Дети в таких семьях испытывают значительные

    эмоциональные перегрузки.

    2. «Семья-санаторий», в которой постепенно ограничивается круг общения,

    супруги стараются удержать детей возле себя. Мелочная опека,

    чрезмерный контроль и чрезмерная защита от реальных и мнимых

    опасностей являются характерными особенностями таких семей. Дети в

    таких семьях испытывают нервные и физические перегрузки, становятся

    тревожными и эмоционально зависимыми. При повышенном контроле и

    опеке в подростковом возрасте усиливаются реакции протеста и желание

    раннего ухода из семьи.

    3. «Семья-крепость», в основе которой лежат представления об угрозе

    окружающего мира. Любовь к ребенку приобретает условный характер, он

    становится любим только тогда, когда оправдывает возложенные на него

    обязанности. Родители стремятся поступать подчеркнуто правильно,

    излишне принципиально. В ребенке развивается неуверенность в себе,

    безынициативность, протестные реакции, упрямство, негативизм.

    4. «Семья-театр» - стремится сохранять видимость благополучия.

    Демонстрируемая посторонним любовь и забота о ребенке, не спасает

    его от острого чувства одиночества; между родителями и детьми

    отсутствует истинная близость.

    5. Семья – «третий лишний». В данном типе семьи родительская роль

    воспринимается как помеха супружескому счастью; отношение к ребенку

    – скрытое непринятие. В ребенке формируются неуверенность в себе,

    безынициативность, чувство неполноценности, зависимость и

    подчиняемость родителям, которая тяготит взрослых

    6. «Семья с кумиром»: забота о ребенке превращается в единственную

    силу, способную удержать родителей друг с другом. Ребенок

    оказывается центром семьи, объектом повышенного внимания и опеки,

    завышенных ожиданий родителей. Желание родителей уберечь ребенка от

    жизненных трудностей приводит к ограничению его самостоятельности; у

    него утрачивается активность, ослабляются побуждения.

    7. «Семья-маскарад»: из-за различного понимания ценностей родители

    ставят ребенка в ситуацию различных требований и оценок, что может

    привести к растерянности ребенка и расщеплению его самооценки.

    Э.Г Эйдемиллер (1976, 1994) выделяет две группы причин, вызывающих тот

    или иной тип семейных отношений, в зависимости от личностных особенностей

    родителей.

    1) Отклонения личности самих родителей – акцентуации и психопатии, которые

    часто предопределяют различные нарушения в воспитании.

    При неустойчивой акцентуации родитель чаще склонен к гипопротекции

    (когда ребенок предоставлен самому себе, родители не интересуютс им и не

    контролируют его), недостаточному удовлетворению потребностей ребенка,

    пониженному уровню требований к нему.

    Эпилептоидная акцентуация родителей чаще других обусловливает

    доминирование, жестокое обращение с ребенком. Тревожная мнительность

    родителей также может приводить к доминирующему стилю воспитания.

    Демонстративно-компенсаторная акцентуация личности и истероидная

    психопатия часто предрасполагает к противоречивому типу воспитания –

    демонстрируемой любви и заботе о ребенке при зрителях и эмоциональному

    отвержению в их отсутствие.

    2) Психологические (личностные) проблемы родителей, решаемые за счет

    ребенка. В данном случае в основе негармоничного воспитания лежит

    определенная личностная проблема (или потребность), чаще всего

    неосознаваемая родителем, которую он пытается решить за счет воспитания

    ребенка. Было выделено 8 подобных источников нарушений воспитания.

    1. Расширение сферы родительских чувств – обусловливает такие нарушения

    воспитания как потворствующая и доминирующая гиперпротекция.

    Данный источник нарушения воспитания возникает чаще всего тогда, когда

    супружеские отношения между родителями оказываются нарушенными по различным

    причинам: смерть супруга, развод, не удовлетворенность одного из родителей

    отношениями с супругом. Родитель начинает хотеть, чтобы ребенок стал для

    него чем-то большим, нежели просто ребенком. Появляется стремление отдать

    ребенку (чаще противоположного пола) «все чувства, всю любовь».

    2. Предпочтение в подростке детских качеств – обусловливает стиль

    воспитания «потворствующая гиперпротекция». У родителей наблюдается

    стремление игнорировать повзросление детей, стимулировать у них

    сохранение таких детских качеств, как непосредственность, наивность,

    игривость. Страх или нежелание повзросления детей могут быть связаны

    с особенностями биографии самого родителя (например, если он имел

    младшего брата или сестру, на которых в свое время переместилась

    любовь родителей, в связи с чем свой старший возраст он воспринимал

    как несчастье). Рассматривая подростка как «еще маленького»,

    родители снижают уровень требований к нему, тем самым стимулируя

    развитие психического инфантилизма.

    3. Воспитательная неуверенность родителя – обусловливает

    потворствующую гиперпротекцию, либо просто пониженный уровень

    требований к ребенку. Происходит перераспределение власти в семье

    между родителями и ребенком в пользу последнего. Родитель «идет на

    поводу» у ребенка. Это происходит потому, что подросток сумел найти

    к своему родителю подход, нащупал его «слабое место», которое может

    быть обусловлено психастеническими чертами личности родителя. В

    других случаях на формирование этой особенности могли повлиять

    отношения родителя с его собственными родителями: дети, воспитанные

    требовательными, эгоцентричными родителями, став взрослыми, видят в

    своих детях ту же требовательность и эгоцентричность, испытывают по

    отношению к ним то же чувство «неоплатного должника», что испытывали

    ранее по отношению к собственным родителям.

    4. Фобия утраты ребенка – обусловливает потворствующую или

    доминирующую гиперпротекцию. Родители испытывают повышенную

    неуверенность, боязнь ошибиться, преувеличивают свои представления о

    «хрупкости», болезненности ребенка. Источники такого отношения –

    долгое ожидание рождения ребенка, перенесенные им тяжелые

    заболевания.

    5. Неразвитость родительских чувств – может обусловливать такие

    нарушения воспитания как гипопротекция, эмоциональное отвержение,

    жестокое обращение. Причиной неразвитости родительских чувств может

    быть отвержение самого родителя в детстве его родителями, либо

    личностные особенности родителя, например, шизоидность.

    6. Проекция на ребенка собственных нежелательных качеств –

    обусловливает эмоциональное отвержение или жестокое обращение с

    ребенком. Причиной такого отношения часто бывает то, что родитель

    как бы видит в ребенке черты характера, которые не хочет признать в

    самом себе.

    7. Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания – может

    обусловливать противоречивый тип воспитания, который представляет

    собой сочетание потворствующей гиперпротекции со стороны одного

    родителя с отвержением либо доминирующей гиперпротекцией другого.

    При этом разница во мнениях родителей чаще всего бывает

    диаметральной: один настаивает на весьма строгом воспитании с

    повышенными требованиями, запретами и санкциями, другой же –

    склонен жалеть ребенка, идти у него на поводу.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.