МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Кризис семейных отношений и дети подросткового возраста

    семьях, из которых ушел отец, меньше конфликтуют дома, чем те, кто остался

    без матери или проживает в полных семьях, и имеют более позитивное

    представление о самом себе. Сыновья, оставшиеся без отцов, активнее

    принимают на себя роль «главы семьи», дающую им новый статус. А дочери,

    оказавшиеся в подобной ситуации, начинают чаще ссориться с матерями; их

    самооценка заметно понижается. Однако многие исследователи сходятся во

    мнении, что девочки приспосабливаются к последствиям развода гораздо лучше,

    чем мальчики (Moore & Hotch, 1982). Реакция подростка на потерю отца

    зависит и от того, чем она вызвана: разводом или смертью (Rozendal, 1983).

    Подростки, чьи отцы умерли, как правило, воспитываются в теплой, заботливой

    обстановке. В разведенных же семьях и мать и подросток часто испытывают

    вину за случившееся и ощущают взаимное отторжение.

    Giles-Sims & Crosbie-Burnett (1989) установили, что если подросток

    воспитывается только одним родителем, то, как следствие, в нем развивается

    сильное стремление к автономии. Другое исследование показало, что

    вступление в повторный брак родителя, воспитывающего подростка, часто

    пробуждает в ребенке чрезмерную тягу к независимости, что, в свою очередь,

    приводит к нарушению взаимоотношений в семье. По наблюдению авторов, во

    время развода ослабевает родительский контроль за ребенком, взаимные

    чувства и потребности в общении друг с другом, что, в свою очередь,

    пробуждает в подростке раннее стремление к автономии, убеждает, что в жизни

    нужно полагаться только на себя (Sessa & Steinberg, 1991). Ф. Райс (2000)

    на основе данных фактов делает следующие выводы. С одной стороны, подростки

    из неполных семей более ответственны, независимы от родителей и решительны,

    чем те, кто растет в обычных семьях; с другой - подростки из неполных

    семей могут слишком рано начать активно отдаляться от дома, добиваясь

    поведенческой и эмоциональной автономии.

    По наблюдению психологов, при повторных браках главную проблему

    представляют дети. Положение в семье отчимов и мачех куда сложнее, чем

    родных отцов и матерей, так как дети обычно с трудом воспринимают их как

    замену своим родителям. Отношение подростка к отчиму во многом определяет

    его отношение к новой семье в целом. Также взаимоотношения единокровных и

    сводных братьев и сестер могут стать источником семейных проблем (Ф. Райс,

    2000).

    Одно из проведенных исследований было посвящено оценке отношений

    подростков с отчимом, восприятию ими семейных проблем и их адаптации к

    новым условиям, вызванным появлением неродного отца. В результате удалось

    установить, что адаптация подростков проходит успешнее в тех семьях, где их

    меньше наказывают и чаще поощряют; в семьях, где умеют достигать взаимного

    согласия в вопросах воспитания; в семьях, где в большинстве случаев

    демонстрируют традиционное отношение к проблемам брака; а также в семьях,

    где повторное замужество матери не вызывало в подростках резко

    отрицательной реакции. Эти выводы подтверждают уже сложившееся

    представление о том, что восприятие подростками многих домашних проблем

    зависит от их взаимоотношений с отчимом (Fine, Donnely & Voydanoff, 1991).

    Исследование Amato (1987) показало, что по сравнению с детьми из обычных

    семей дети, проживающие только с отцом, слабее ощущают родительскую

    поддержку и замечают, что отец их меньше наказывает и контролирует. Такие

    дети более самостоятельны и ответственны, однако чаще конфликтуют со своими

    единокровными братьями и сестрами и слабее привязаны к дому. Что касается

    детей из семей с отчимами, то последние их меньше поддерживают, реже

    наказывают и слабее контролируют, чем родные отцы. Однако по мере

    пребывания отчима в семье наблюдается усиление его положительной роли. В

    полных семьях родители принимают более активное участие в повседневной

    жизни своих детей и накладывают больше ограничений, чем отчимы, мачехи или

    одинокие родители.

    Если ребенок во время развода и нового брака еще очень мал, то обычно

    он растет, воспринимая отчима или мачеху как адекватную замену отцу или

    матери. А в подростковом возрасте пасынки и падчерицы трудно адаптируются к

    присутствию в доме отчима или мачехи; подросткам труднее наладить новые

    отношения с мачехами, чем с отчимами (Ф. Райс, 2000). Это происходит

    главным образом потому, что мачехи сразу начинают играть более заметную

    роль в жизни ребенка и проводят с ним больше времени, чем отчимы.

    Многое в новой семье зависит и от отношений между детьми от разных

    родителей (Amato, 1987). Если мать или отец оказывают явное предпочтение

    своему родному ребенку, то это может вызвать обиду и озлобленность у других

    малолетних членов семьи. Часто между детьми разных супругов возникает

    острая конкуренция. Иногда они проявляют ревность, если их родные мать или

    отец выказывают заботу и внимание к их сводным братьям и сестрам. Нередко

    разведенная женщина с детьми, особенно если это девочки, образует своего

    рода «замкнутую социальную систему», и отчиму бывает очень нелегко в нее

    проникнуть. По данным Wallerstein & Kelly (1980), обычные семьи, как

    правило, сплоченнее тех, где есть отчим или мачеха. Зачастую первые годы

    повторного брака проходят в стрессовой, хаотичной обстановке. Ф. Райс

    (2000) объясняет это следующими причинами. Отчимы и мачехи часто склонны

    прощать детям слишком многое, так как чувствуют вину за разрушение их

    семьи; кроме того, им приходится иметь дело с детьми, воспитанными другими

    взрослыми людьми; роль и место отчима и мачехи в семье определены не очень

    отчетливо; они ожидают признательности и благодарности за все то, что

    делают, а в ответ нередко получают отпор и неприятие; отчимы и мачехи

    сталкиваются со сложным комплексом нерешенных психологических проблем,

    вызванных предыдущим браком и разводом, а также часто с непростыми

    взаимоотношениями и чувствами неродных братьев и сестер.

    Таким образом, анализ литературы, посвященной проблемам развития

    личности подростков и особенностей взаимоотношений в семьях, переживающих

    кризис, показал следующее. Развитие автономии и индивидуации – один из

    основных аспектов личностного развития подростка – может нарушаться в

    условиях кризиса семьи. В частности, у подростков, переживших развод

    родителей, может формироваться слишком раннее, чрезмерное стремление к

    автономии, независимости от родителей, самостоятельности, что, в свою

    очередь, может приводить к дальнейшим конфликтам в семье. Некоторые авторы

    отмечают, что подросткам с нездоровой, нефункциональной индивидуацией

    свойственны обособленность, уход в себя, импульсивное поведение, отторжение

    от семьи и общественных норм и потенциальная склонность к суициду. Также

    установлено, что чем меньше в семье происходит конфликтов, тем больше

    подростки продвигаются по направлению к психологической зрелости, т.е.

    развитию автономии и индивидуации.

    Поэтому проведенный анализ литературы позволил сформулировать следующую

    гипотезу исследования. Если обследуемая семья является неполной или

    смешанной (т.е. в ней имеется только один родитель либо один из родителей

    является приемным) и в семейных отношениях наблюдаются конфликты, то у

    детей-подростков из этой семьи будут наблюдаться нарушения в развитии

    автономии и индивидуации. Таким образом, задача данного исследования –

    изучить особенности развития автономии и индивидуации подростков в неполных

    и смешанных семьях, переживающих кризис взаимоотношений.

    Глава II. Исследование особенностей развития автономии и индивидуации

    подростков в неполных и смешанных семьях

    1. Методика исследования

    Исследование проводилось на материале неполных и смешанных семей, т.е.

    семей, в которых имеется только один родитель либо один из родителей

    является приемным. Всего было изучено 5 семей.

    Испытуемые: жители г. Москвы; родители – лица среднего возраста (от 30

    до 50 лет), с различным уровнем образования; возраст детей –12 лет.

    Основным методом сбора данных об особенностях семейных отношений,

    личности родителей и их детей был метод клинической беседы. В процессе

    беседы экспериментатор вел подробный протокол. В качестве вспомогательного

    метода проводилось тестирование детей. Подросткам предлагался детский

    вариант теста Р. Кеттела.

    При разделении методов исследования на основные и вспомогательные мы

    исходили из точки зрения К. Леонгарда (1981), который считает, что анализ

    особенностей личности человека должен основываться прежде всего на данных

    наблюдений и беседы, а тесты - использоваться лишь в качестве

    дополнительных объективных подтверждений тем фактам, которые обнаруживаются

    в наблюдении и беседе, поскольку тесты допускают неоднозначную

    интерпретацию.

    3. Анализ исследованных случаев

    Ниже мы приводим результаты бесед и тестирования по 5 исследованным

    случаям.

    Описание каждого случая сделано по следующему плану:

    1. Состав и история семьи.

    2. Особенности взаимоотношений в семье по данным беседы и наблюдения.

    3. Результаты тестирования детей.

    4. Особенности развития автономии и индивидуации подростка в данной

    семье.

    В приведенных описаниях реальные имена детей изменены.

    Случай 1.

    1. Состав и история семьи. Семья в настоящее время состоит из матери

    (30 лет) и сына 12 лет. Мать по профессии – инженер. Родители развелись 6

    лет назад, когда сыну было 6 лет, а его сестре – 3 года. После развода оба

    ребенка остались с матерью; год назад девочка переехала жить к отцу, так

    как мать заканчивала учебу в институте, и ей было трудно совмещать заботу о

    детях с учебой. До 3-летнего возраста сын (Михаил), как и его сестра,

    находился дома, затем посещал детский сад. После детского сада Миша учился

    в частном лицее. В настоящее время он учится в обычной школе (в связи с

    ухудшением материального положения семьи).

    2. Особенности взаимоотношений в семье по данным беседы и наблюдения.

    По словам матери, развод родителей тяжело переживала дочь, в отличие от

    сына. Миша развод родителей пережил легко, так как всегда был больше

    привязан к матери, чем к отцу (а его сестра – наоборот). Миша называет свои

    отношения с родителями дружескими, но говорит, что к отцу он почти

    безразличен. О своей матери он говорит, что она «хорошая мама, не строгая.

    Она вспыльчивая, но справедливая; быстро вспыхивает и остывает, если

    понимает, что неправа». Разлука брата и сестры год назад была ударом для

    обоих детей, но для сестры – в большей степени. Миша и его сестра с детства

    «росли как близнецы»; но, кроме того, брат всегда должен был следить за

    сестрой. По словам матери, у детей были хорошие отношения; девочка была

    очень привязана к брату.

    Развод родителей произошел из-за того, что мать и отец «не сошлись

    характерами». По мнению матери, суть этого «несходства» заключается в том,

    что она обладает более сильным и независимым характером, чем бывший муж.

    Мать о себе высказывается как о человеке жестком, суровом. В общении она

    производит впечатление человека «строгого, но справедливого», независимого

    и оригинального во взглядах и суждениях, уверенного в себе. Сама мать с

    детства воспитывалась жестко (по принципу «не хочешь – заставим, не можешь

    – научим»); ее воспитанием занимался, в основном, отец, с которым она

    всегда была в более близких отношениях, чем со своей матерью. С детства она

    регулярно ходила с отцом в походы в горы, где ее достаточно жестко приучали

    к ответственности и самостоятельности. Например, одну отправляли через лес

    за водой, где она должна была сама сориентироваться, найти дорогу. Миша с 3-

    летнего возраста ходил в походы вместе с матерью и дедом; его, также,

    одного посылали в лес и т.п., приучали к самостоятельности, ответственности

    за группу. Например, приходилось идти по 10 – 20 километров, несмотря на

    усталость, приходить на место вовремя. В участнике похода воспитывалось

    понимание того, что он отвечает за группу – так же, как и группа отвечает

    за него. За какие-либо проступки, по словам матери, следовало жестокое

    наказание (моральное, не физическое).

    Кроме того, на Мишу с детства была возложена ответственность за семью,

    за младшую сестру: Миша много времени проводил с сестрой, сидел с ней,

    когда родителей не было дома; когда Даша была маленькой, по ее плачу он

    понимал, что ей нужно. После развода мать старалась внушить сыну, что он

    должен быть во всем самостоятельным, что он должен «занять место отца в

    семье». Мать много времени проводит на работе, поэтому сын часто остается

    дома один на целый день: самостоятельно завтракает и собирается в школу,

    сам приходит из школы, обедает, делает уроки; Миша может приготовить что-то

    себе и матери, принять пришедших в гости друзей мамы (если ее нет дома).

    Мать старается внушить детям: "Ты – личность, ты не похож на

    окружающих". С сыном она общается свободно, «на равных», часто – как со

    взрослым (как бы отводит ему роль мужчины в доме, побуждает сына к

    самостоятельности и ответственности); поощряет наличие у ребенка его

    собственного мнения. Мать считает правильным такое воспитание: строгость с

    ребенком, развитие в нем ответственности. Она считает, что родители желают

    ребенку хорошего и поэтому могут быть требовательными к нему.

    О себе мать высказывается: «Я мама суровая», «Я жестокая мать». Мать

    говорит, что «не сюсюкала» с детьми, воспитывала «жестоко» (т.е. учила на

    примерах, на их собственном опыте, не оберегала детей от отрицательного

    опыта в жизни). Так, например, когда дети были маленькими (2 – 3 лет),

    чтобы дать им понять, что такое «горячее» и почему нельзя трогать горячие

    предметы на кухне, мама однажды приложила руки детей к горячему чайнику

    (ожога они не получили, но расплакались). С тех пор дети не только не

    трогали горячее, но и предупреждали маму: «Осторожно, это горячее!».

    Свой стиль воспитания мать называет «спартанским», она действует по

    принципу «не мытьем, так катаньем». («Есть вещи, которые я все равно

    заставлю сделать»). Часто такое поведение матери вызывает сопротивление

    сына, в результате чего мать может повысить голос на него, «наорать,

    надавить». В то же время, принцип матери – «свобода под контролем»; о своем

    контроле за сыном она говорит: «Я не подглядываю в замочную скважину»;

    «Есть вещи, которые нужно контролировать, и есть вещи, которые можно не

    контролировать». Так, если сын идет гулять с надежным товарищем, матери, по

    ее словам, «все равно, куда он пойдет и что будет делать», т.е. она не

    будет следить за сыном, расспрашивать его, требовать вернуться домой в

    точно назначенное время.

    Миша учится в основном на «пятерки». Он общителен; со взрослыми

    (друзьями матери) он общается практически «на равных». Также мама отмечает,

    что у Миши развито чувство юмора. В беседе Миша производит впечатление

    общительного, самостоятельного, интеллектуально развитого ребенка.

    3. Результаты тестирования сына. Ниже представлены результаты детского

    варианта теста Р. Кеттела, выполненного Мишей. Как видно из профиля,

    наибольшее количество баллов мальчик получил по шкалам B, E, Q4, что можно

    интерпретировать (согласно руководству Э.М. Александровской и И.Н.

    Гильяшевой, 1995) как высокий уровень развития интеллекта; выраженную

    склонность к самоутверждению, независимость; а также повышенное нервное

    напряжение и фрустрированность. Самый низкий показатель – по шкале I –

    означает независимость, склонность полагаться на себя. Также повышенные

    баллы по шкалам G, H, Q3 говорят об ответственности, исполнительности;

    непринужденности в общении со взрослыми; высоком самоконтроле.

    | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |

    | | | | | | | | | | | | | | | |- - - |- - - |- - - |- - - |- - - |- - - |-

    - - |- - - |- - - |- - - |- - - | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |

    | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |

    | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |

    4. Особенности развития автономии и индивидуации у сына. Данные беседы

    и отчасти – тестирования – свидетельствуют о достаточно высоком уровне

    развития автономии и индивидуации подростка: Миша самостоятелен, независим,

    несет большую ответственность. Однако с другой стороны, результаты теста

    Кеттела позволяют говорить о том, что в данном случае ответственность,

    возложенная не подростка в результате развода родителей, а также воспитание

    в нем самостоятельности - не соответствуют его возрасту: по шкале Q4 Миша

    получил 9 баллов, что является показателем сильного нервного напряжения и

    фрустрированности. Поэтому, сопоставив результаты беседы, наблюдения и

    тестирования, можно сделать вывод о том, что в данном случае сильное

    развитие автономии у подростка является слишком ранним, что приводит к

    возникновению психологических проблем в жизни этого ребенка.

    Случай 2.

    1. Состав и история семьи. Семья состоит из родителей (мать 33 лет и

    отчим 36 лет) и двоих детей: дочери 6 лет и сына 12 лет (ребенка матери от

    ее первого брака). Отчим работает в милиции; мать - воспитателем в детском

    саду, который посещает дочь (это позволяет ей проводить достаточное

    количество времени с детьми). Воспитанием детей, по словам родителей, отец

    и мать занимаются вместе. Мать ушла от первого мужа вместе с сыном, когда

    ему было 2 года, и вышла замуж повторно через год. С 3-летнего возраста

    мальчик ходил в детский сад. Когда сыну (Васе) было 6 лет, родилась его

    сестра (Тамара).

    2. Особенности взаимоотношений в семье по данным беседы и наблюдения.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.