МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Кризисы личности и психосексуального развития у детей по З. Фрейду, Э. Эриксону

    нибудь выйти замуж за мужчину, похожего на отца.

    1.4. Латентный период

    В промежутке от шести-семи лет до начала подросткового возраста

    располагается фаза сексуального затишья, получившая название латентного

    периода. Теперь либидо ребенка направляется посредством сублимации в виды

    деятельности, не связанные с сексуальностью, – такие, как интеллектуальные

    занятия, спорт и отношения со сверстниками. Латентный период можно

    рассматривать как время подготовки к взрослению, которое наступит в

    последней психосексуальной стадии. Снижение сексуальной потребности в

    данном случае Фрейд относил частично к физиологическим изменениям в

    организме ребенка, а частично – к появлению в его личности структур эго и

    суперэго. Следовательно, латентный период не надо рассматривать как стадию

    психосексуального развития, потому что в это время не появляются новые

    эрогенные зоны, а сексуальный инстинкт предположительно дремлет.

    1.5. Генитальная стадия

    С наступлением половой зрелости восстанавливаются сексуальные и

    агрессивные побуждения, а вместе с ними интерес к противоположному полу и

    возрастающее осознание этого интереса. Начальная фаза генитальной стадии

    (периода, продолжающегося от зрелости до смерти) характеризуется

    биохимическими и физиологическими изменениями в организме. Репродуктивные

    органы достигают зрелости, выброс гормонов эндокринной системой ведет к

    появлению вторичных половых признаков (например, оволосение лица у мужчин,

    формирование молочных желез у женщин). Результатом этих изменений является

    характерное для подростков усиление возбудимости и повышение сексуальной

    активности. Иначе говоря, вступление в генитальную стадию отмечено наиболее

    полным удовлетворением сексуального инстинкта.

    Согласно теории Фрейда, все индивидуумы проходят в раннем подростковом

    возрасте через «гомосексуальный» период. Новый взрыв сексуальной энергии

    подростка направлен на человека одного с ним пола (например, на учителя,

    соседа, сверстника) – в основном, таким же образом, как это происходит при

    разрешении эдипова комплекса. Хотя явное гомосексуальное поведение не

    является универсальным опытом этого периода, согласно Фрейду, подростки

    предпочитают общество сверстников одного с ними пола. Однако постепенно

    объектом энергии либидо становится партнер противоположного пола, и

    начинается ухаживание. Увлечение юности в норме ведут к выбору брачного

    партнера и созданию семьи.

    2. Развитие личности: психосоциальные стадии по Э. Эриксону

    2.1. Младенчество

    Первая стадия развития человека соответствует оральной фазе

    классического психоанализа и обычно охватывает первый год жизни. В этот

    период, считает Эриксон, развивается параметр социального взаимодействия,

    положительным полюсом которого служит доверие, а отрицательным – недоверие.

    Степень доверия, которым ребенок проникается к окружающему миру, к другим

    людям и к самому себе, в значительной степени зависит от проявляемой к нему

    заботы.

    Если же ребенок не получает должного ухода, не встречает любовной

    заботы, то в нем вырабатывается недоверие – боязливость и подозрительность

    по отношению к миру вообще, а к людям в частности, и недоверие это он несет

    с собой в другие стадии своего развития.

    2.2. Раннее детство

    Вторая стадия охватывает второй и третий год жизни, совпадая с анальной

    фазой фрейдизма. В этот период, считает Эриксон, у ребенка развивается

    самостоятельность на основе развития его моторных и психических

    способностей. На этой стадии ребенок осваивает различные движения, учится

    не только ходить, но и лазать, открывать и закрывать, толкать и тянуть,

    держать, опускать и бросать. Малыши наслаждаются и гордятся своими новыми

    способностями и стремятся все делать сами: разворачивать леденцы, доставать

    витамины из пузырька, спускать в туалете воду и т.д. Если родители

    предоставляют ребенку делать то, на что он способен, a не торопят его, у

    ребенка вырабатывается ощущение, что он владеет своими мышцами, своими

    побуждениями, самим собой и в значительной мере своей средой, то есть у

    него появляется самостоятельность.

    Но если воспитатели проявляют нетерпение и спешат сделать за ребенка

    то, на что он и сам способен, у него развивается стыдливость и

    нерешительность.

    В том случае, если в стремлении оградить ребенка от усилий родители

    проявляют постоянное усердие, неразумно и неустанно браня его за

    "несчастные случаи", будь то мокрая постель, запачканные штанишки или

    пролитое молоко, у ребенка закрепляется чувство стыда перед другими людьми

    и неуверенность в своих способностях управлять собой и окружением. Если из

    этой стадии ребенок выйдет с большей долей неуверенности, то это

    неблагоприятно отзовется в дальнейшем на самостоятельности и подростка, и

    взрослого человека. И, наоборот, ребенок, вынесший из этой стадии гораздо

    больше самостоятельности, чем стыда и нерешительности, окажется хорошо

    подготовлен к развитию самостоятельности в дальнейшем.

    2.3. Возраст игры

    Третья стадия обычно приходится на возраст от четырех до пяти лет.

    Дошкольник уже приобрел множество физических навыков, он умеет и на

    трехколесном велосипеде ездить, и бегать, и резать ножом, и камни швырять.

    Он начинает сам придумывать себе занятия, а не просто отвечать на действия

    других детей или подражать им. Изобретательность его проявляет себя и в

    речи, и в способности фантазировать. Социальный параметр этой стадии,

    говорит Эриксон, развивается между предприимчивостью на одном полюсе и

    чувством вины на другом.

    От того, как в этой стадии реагируют родители на затеи ребенка, во

    многом зависит, какое из этих качество перевесит в его характере. Дети,

    которым предоставлена инициатива в выборе моторной деятельности, которые по

    своему желанию бегают, борются, возятся, катаются на велосипеде, на санках,

    на коньках, вырабатывают и закрепляют предприимчивость. Закрепляет ее и

    готовность родителей отвечать на вопросы ребенка (интеллектуальная

    предприимчивость) и не мешать ему фантазировать и затевать игры. Но если

    родители показывают ребенку, что его моторная деятельность вредна и

    нежелательна, что вопросы его назойливы, а игры бестолковы, он начинает

    чувствовать себя виноватым и уносит это чувство вины в дальнейшие стадии

    жизни.

    2.4. Школьный возраст

    Четвертая стадия – возраст от шести до одиннадцати лет, годы начальной

    школы. Классический психоанализ называет их латентной фазой.

    В этот период у ребенка развивается способность к дедукции, к

    организованным играм и регламентированным занятиям. Только теперь,

    например, дети как следует учатся играть в камешки и другие игры, где надо

    соблюдать очередность. Эриксон говорит, что психосоциальный параметр этой

    стадии характеризуется умелостью сводной стороны и чувством неполноценности

    с другой.

    В этот период у ребенка обостряется интерес к тому, как вещи устроены,

    как их можно освоить, приспособить к чему-нибудь.

    Когда детей поощряют мастерить что угодно, строить шалаши и авиамодели,

    варить, готовить и рукодельничать, когда им разрешают довести начатое дело

    до конца, хвалят и награждают за результаты, тогда у ребенка вырабатывается

    умелость и способности к техническому творчеству. Напротив, родители,

    которые видят в трудовой деятельности детей одно "баловство" и "пачкотню",

    способствуют развитию у них чувства неполноценности. В этом возрасте,

    однако, окружение ребенка уже не ограничивается домом. Hapядy с семьей

    важную роль в его возрастных кризисах начинают играть и другие общественные

    институты. Здесь Эриксон снова расширяет рамки психоанализа, до сих пор

    учитывающего лишь влияние родителей на развитие ребенка. Пребывание ребенка

    в школе и отношение, которое он там встречает, оказывает большое влияние на

    уравновешенность его психики. Ребенок, не отличающийся сметливостью, в

    особенности может быть травмирован школой, даже если его усердие и

    поощряется дома. Он не так туп, чтобы попасть в школу для умственно

    отсталых детей, но он усваивает учебный материал медленнее, чем сверстники,

    и не может с ними соревноваться. Непрерывное отставание в классе

    несоразмерно развивает у детей чувство неполноценности.

    Зато ребенок, склонность которого мастерить что-нибудь заглохла из-за

    вечных насмешек дома, может оживить ее в школе благодаря советам и помощи

    чуткого и опытного учителя. Таким образом, развитие этого параметра зависит

    не только от родителей, но и от отношения других взрослых.

    2.5. Юность

    При переходе в следующую 5-ую стадию (12-18 лет) ребенок сталкивается,

    как утверждает классический психоанализ, с пробуждением "любви и ревности"

    к родителям. Успешное решение этой проблемы зависит от того, найдет ли он

    предмет любви в собственном поколении. Эриксон не отрицает возникновения

    этой проблемы у подростков, но указывает, что существуют и другие.

    Подросток созревает физиологически и психически, и в добавление к новым

    ощущениям и желаниям, которые появляются в результате этого созревания, у

    него развиваются и новые взгляды на вещи, новый подход к жизни. Важное

    место в новых особенностях психики подростка занимает его интерес к мыслям

    других людей, к тому, что они сами о себе думают. Подростки могут создавать

    себе мысленный идеал семьи, религии, общества, по сравнению с которым

    весьма, проигрывают далеко несовершенные, но реально существующие семьи,

    религии и общества.

    Эриксон считает, что возникающий в этот период параметр связи с

    окружающим колеблется между положительным полюсом идентификации Я и

    отрицательным полюсом путаницы ролей. Иначе говоря, перед подростком,

    обретшим способность к обобщениям, встает задача объединить все, что он

    знает о себе самом как о школьнике, сыне, спортсмене, друге, бойскауте,

    газетчике и так далее. Все эти роли он должен собрать в единое целое,

    осмыслить его, связать с прошлым и проецировать в будущее. Если молодой

    человек успешно справится с этой задачей психосоциальной идентификации, то

    у него появится ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет.

    В отличие от предыдущих стадий, где родители оказывали более или менее

    прямое воздействие на исход кризисов развития, влияние их теперь

    оказывается гораздо более косвенным. Если благодаря родителям подросток уже

    выработал доверие, самостоятельность, предприимчивость и умелость, то шансы

    его на идентификацию, то есть на опознание собственной индивидуальности,

    значительно увеличиваются. Обратное справедливо для подростка

    недоверчивого, стыдливого, неуверенного, исполненного чувства вины и

    сознания своей неполноценности. Поэтому подготовка к всесторонней

    психосоциальной идентификации в подростковом возрасте должна начинаться, по

    сути, с момента рождения.

    Если из-за неудачного детства или тяжелого быта подросток не может

    решить задачу идентификации и определить свое Я, то он начинает проявлять

    симптомы путаницы ролей и неуверенность в понимании того, кто он такой и к

    какой среде принадлежит. Такая путаница нередко наблюдается у малолетних

    преступников. Девочки, проявляющие в подростковом возрасте распущенность,

    очень часто обладают фрагментарным представлением о своей личности и свои

    беспорядочные половые связи не соотносят ни со своим интеллектуальным

    уровнем, ни с системой ценностей.

    Однако тот, кто в подростковом возрасте не приобретет ясного

    представления о своей личности, еще не обречен оставаться неприкаянным до

    конца жизни. А тот, кто опознал свое Я еще подростком, обязательно будет

    сталкиваться на жизненном пути с фактами, противоречащими или даже

    угрожающими сложившемуся у него представлению о себе. Эриксон подчеркивает,

    что жизнь представляет собой непрерывную смену всех ее аспектов и что

    успешное решение проблем на одной стадии еще гарантирует человека от

    возникновения новых проблем на других этапах жизни или появления новых

    решений для старых, уже решенных, казалось, проблем.

    2.6. Ранняя зрелость

    Шестой стадией жизненного цикла является начало зрелости – иначе

    говоря, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, то есть от конца

    юности до начала среднего возраста.

    Эриксон, учитывая уже совершившееся на предыдущем этапе опознание Я и

    включение человека в трудовую деятельность, указывает на специфический для

    этой стадии параметр, который заключен между положительным полюсом близости

    и отрицательным – одиночества.

    Под близость Эриксон понимает не только физическую близость. В это

    понятие он включает способность заботиться о другом человеке и делиться с

    ним всем существенным без боязни потерять при этом себя. С близостью дело

    обстоит так же, как с идентификацией: успех или провал на этой стадии

    зависит не прямо от родителей, но лишь от того, насколько успешно человек

    прошел предыдущие стадии. Так же как в случае идентификации, социальные

    условия могут облегчать или затруднять достижение близости. Это понятие не

    обязательно связано с сексуальным влечением, но распространяется и на

    дружбу.

    Но если ни в браке, ни в дружбе человек не достигает близости, тогда,

    по мнению Эриксона, уделом его становится одиночество – состояние человека,

    которому не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться.

    2.7. Средняя зрелость

    Седьмая стадия – зрелый возраст, то есть уже тот период, когда дети

    стали подростками, а родители прочно связали себя с определенным родом

    занятий. На этой стадии появляется новый параметр личности с

    общечеловечностью на одном конце шкалы и самопоглощенностью на другом.

    Общечеловечностью Эриксон называет способность человека интересоваться

    судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над жизнью

    грядущих поколений, формами будущего общества и устройством будущего мира.

    Такой интерес к новым поколениям не обязательно связан с наличием

    собственных детей – он может существовать у каждого, кто активно заботится

    о молодежи и о том, чтобы в будущем людям легче жилось и работалось. Тот

    же, у кого это чувство сопричастности человечеству не выработалось,

    сосредоточивается на самом себе и главной его заботой становится

    удовлетворение своих потребностей и собственный комфорт.

    2.8. Поздняя зрелость

    На восьмую и последнюю стадию в классификации Эриксона приходится

    период, когда основная работа жизни закончилась и для человека наступает

    время размышлений и забав с внуками, если они есть. Психосоциальный

    параметр этого периода заключен между цельностью и безнадежностью. Ощущение

    цельности, осмысленности жизни возникает у того, кто, оглядываясь на

    прожитое, ощущает удовлетворение. Тот же, кому прожитая жизнь

    представляется цепью упущенных возможностей и досадных промахов, осознает,

    что начинать все сначала уже поздно и упущенного не вернуть. Такого

    человека охватывает отчаяние при мысли о том, как могла бы сложиться, но не

    сложилась его жизнь.

    Заключение

    Данное Фрейдом объяснение стадий психосексуального развития основано на

    предпосылке о том, что сексуальность дается от рождения и развивается

    дальше, охватывая ряд биологически определенных эрогенных зон, вплоть до

    достижения зрелости. В представлении Фрейда развитие личности проходит

    через четыре следующие стадии: оральную, анальную, фаллическую и

    генитальную. Латентный период не является стадией психосексуального

    развития. Фрейд предполагал, что в процессе психосексуального развития

    неразрешенные конфликты приводят к фиксации и образованию определенных

    типов характера.

    Эрик Эриксон, один из наиболее выдающихся эго-психологов, сделал упор

    на динамику развития эго на протяжении жизненного цикла. Он рассматривал

    личность как объект влияния социальных и исторических сил. В отличие от

    Фрейда, у Эриксона эго предстает как автономная личностная структура. Его

    теория сфокусирована на качествах эго, появляющихся в предсказуемые периоды

    жизни.

    Эриксон утверждает, что эго проходит в своем развитии через несколько

    универсальных стадий. Согласно его эпигенетической концепции развития

    человека, каждая стадия жизненного цикла наступает в оптимальное время.

    Последовательное развертывание жизненных стадий – результат взаимодействия

    биологического созревания индивидуума с расширяющимся пространством его

    социальных связей.

    С точки зрения Эриксона, жизненный цикл человека включает восемь

    психосоциальных стадий. Для каждой из них характерен определенный тип

    кризиса или решающий этап в жизни человека. Стадии описаны в терминах

    ведущих психологических конфликтов: 1) базальное доверие – базальное

    недоверие; 2) автономия – стыд и сомнение; 3) инициативность – вина; 4)

    трудолюбие – неполноценность; 5) эго-идентичность – ролевое смешение; 6)

    интимность – изоляция; 7) продуктивность – инертность, застой; 8) эго-

    интеграция – отчаяние. Индивидуальное своеобразие личности зависит от

    разрешения этих конфликтов.

    Список литературы

    1. Бернс Р. Я-концепция и воспитание. – М., 1986.

    2. Кле М. Психология подростка. – М., 1991.

    3. Конюхов Н.И. Словарь-справочник практического психолога. – Воронеж,

    1996.

    4. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. – М., 1996.

    5. Райкрофт Г. Критический словарь психоанализа. – СПб, 1995.

    6. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. – М., 1994.

    7. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск, 1997.

    8. Теории личности в западноевропейской и американской психологии.

    Хрестоматия по психологии личности. – Самара, 1996.

    9. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. – М., 1992.

    10. Фрейд З. Психоаналитические этюды / Сост. Д.И. Донской, В.Ф.

    Круглянский. – Минск, 1997.

    11. Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1989.

    12. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения,

    исследования и применение. – СПб, 1997.

    13. Элкинд Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни. – М.,

    1996.

    14. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996.

    15. Эриксон Э. Молодой Лютер. – М., 1996.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.