МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Культурное общение в клубных объединениях

    реализовано.

    Иначе обстоит дело с косвенным внушением. Хотя цель здесь остается

    прежняя – склонить внушаемого к определенному образу мышления и

    действования, прямо это не декларируется.

    Успех или неуспех внушаемого воздействия зависит от многих

    обстоятельств. Основным из них является авторитет субъекта внушения. Когда

    люди полностью доверяют кому-то и высоко его ценят, критическое отношение к

    высказываниям такого человека, естественно, ослабляется или снимается

    вообще. А это – важнейшая предпосылка эффективного внушения.

    Второй способ взаимовлияния и влияния в процессе общения – пример. Его

    сила и действенность в том, что он нагляден, заразителен, во многих случаях

    легко поддается воспроизведению. Общепринятые образцы поведения служат

    эталоном, по которому люди сверяют свои поступки и поступки других.

    Взаимовлияние через пример во многом определяется господствующими в данной

    общности стилем, модой, вкусами, оценками.

    Следует различать формирующее влияние на личность организованного и

    неорганизованного примера.

    В процессе повседневного общения люди сами выбирают какие-то образцы

    и ориентируются на них. Такое подражание может касаться самых различных

    сторон человеческого поведения: увлечений, стиля общения, моды в одежде,

    манер и т. д. Воздействие примера при постоянных контактах обладает ценной

    особенностью: оно непрерывно. Но здесь есть и свои минусы. Через стихийно

    действующий пример распространяются не только положительные, но и

    отрицательные влияния. Вот почему необходимо педагогическое управление этим

    процессом. Клубному работнику совсем не безразлично, кто находится в центре

    внимания, на кого равняются, кому подражают.

    К основным признакам сознательного критического восприятия следует

    отнести: глубокое понимание полученной информации; наличие четкого

    отношения к воспринятому; умение практически пользоваться всем наиболее

    ценным из усвоенного.

    Для того чтобы познание в процессе общения было успешным, необходим

    ряд условий. Прежде всего, содержание информации должно привлечь внимание,

    пробудить интерес человека. Далее, очень важно, чтобы возникло желание

    принять то, что сообщает собеседник. Соответственно возникают требования к

    способу передачи и приема информации. Информация воспринимается с

    наибольшей эффективностью, если она убедительно, доказательно, логически

    безупречно выстроена. Следует позаботиться, чтобы у воспринимающего

    возникало как можно меньше сомнений в истинности фактов, оценок и выводов.

    А это возможно лишь тогда, когда передаваемая информация объективна, когда

    она соответствует действительному положению дел.

    Важную роль в процессе отражения межличностных влияний, как мы уже не

    раз говорили, играет подражание. Так называют следование какому-то образцу,

    повторение, воспроизведение чьих-либо действий или взглядов.

    Подражание имеет глубокие психофизиологические корни и большое

    социальное значение. Без подражания невозможно успешное формирование

    личности. Благодаря подражанию усваивается накопленный обществом

    нравственный опыт, перенимаются привычки и традиции. Подражание

    способствует консолидации индивидуальных мнений и развитию на этой основе

    общественного мнения. «Подражание... направлено на воспроизведение

    индивидом определенных внешних черт и образцов поведения, манер, действий,

    поступков, которые характеризуются и сопровождаются определенной

    эмоциональной и рациональной направленностью».

    Процесс подражания, развивающийся в рамках клубного самодеятельного

    коллектива, имеет некоторые особенности. Здесь на человека действует целый

    ряд дополнительных факторов: общее мнение, коллективное настроение,

    традиции. Опыт показывает, что чем однороднее и сплоченнее коллектив, тем

    выше уровень взаимного доверия, а следовательно, и взаимоподражания. В свою

    очередь, это обстоятельство способствует более интенсивному приобщению

    индивида к единым групповым ценностям.

    Специфическим способом отражения влияний служит также заражение. Оно

    проявляется в переживании людьми при их взаимодействии одинаковых или

    сходных чувств – сопереживании. 'Обычно такие чувства возникают по поводу

    основного предмета общения и выражают отношение к нему. Чаще всего это

    кратковременные переживания: радость, восторг, негодование, возмущение и т.

    д. Однако на базе их могут формироваться и более устойчивые эмоциональные

    состояния: хорошее или плохое настроение, приподнятое или подавленное

    состояние духа, мажорный или минорный психический тонус.

    Хотя «заражение» возникает под влиянием внешних факторов, это во

    многом спонтанная, стихийная по своей природе реакция. Иначе говоря,

    человека никто не заставляет, да и не может заставить «заразиться»,— он

    делает это сам, причем нередко неосознанно, инстинктивно.

    В клубном общении эффект «заражения» проявляется более интенсивно,

    чем в других видах общения. Этому способствует несколько обстоятельств. Во-

    первых, клубные контакты, будучи разновидностью неформальных взаимодействий

    и имея ярко выраженную ценностно-ориентационную направленность, отличаются

    высоким уровнем эмоциональной насыщенности. Во-вторых, межличностные

    контакты часто развиваются на основе деятельности, связанной с искусством –

    с восприятием художественных произведений, художественным исполнительством,

    творческими занятиями. В этих условиях потребность разделить переживаемые

    чувства проявляется особенно интенсивно.

    Важно понимать не только психологическую сущность «заражения», но и

    внутренний механизм этого процесса. Психологи отмечают четыре характерных

    для «заражения» этапа:

    1) эмоциональное брожение;

    2) эмоциональная податливость;

    3) концентрация чувств;

    4) непосредственная эмоциональная реакция.

    К подражанию и «заражению» вплотную примыкает такое социально-

    психологическое явление, как мода. Это тоже один из элементов

    стандартизированного поведения и один из способов отражения групповых и

    межличностных взаимовлияний. Чаще всего моду определяют как господство в

    определенной общности тех или иных вкусов, привычек, обычаев. Мода может

    касаться одежды, способов поведения, форм развлечения, пристрастий в

    области искусства, быта и т. д.

    Согласно современным социально-психологическим представлениям, мода в

    сфере повседневного общения выполняет три основные функции:

    коммуникативную, интеракционную (т. е. функцию взаимодействия,

    согласования) и компенсаторную.

    «Коммуникативная функция моды проявляется в общении людей, в обмене

    информацией. Мода — одно из средств общения и информации. Мода выступает

    как особый социальный знак, выполняя функцию символа престижа. Следуя моде

    или выступая против нее, индивид либо обособляется от какой-либо социальной

    группы, либо уподобляется ей, отождествляя себя с нею и получая новый,

    более выгодный для него статус. Мода выполняет знаковую функцию, несет

    информацию о характере общения, существующего между личностью и группой.

    Мода выполняет интеракционную функцию как средство согласования

    действий людей, способ их взаимодействия. Она ориентирует публику на

    признанных лидеров, вносит определенный стиль во взаимоотношения людей,

    объединяет их в соответствии с определенным способом поведения, стимулирует

    интерес к новому».

    Третьей функцией моды является компенсаторная функция. Суть ее

    заключается в том, что мода компенсирует неудовлетворенные или мало

    удовлетворенные потребности личности (правда, сами люди могут этого и не

    осознавать). «Поэтому первое, что чаще всего бросается в глаза, – это роль

    моды в качестве средства обратить на себя внимание, вызвать к себе интерес

    с надеждой на удовлетворение своих притязаний на более высокую оценку и

    потребности в новом опыте и общении».

    Клуб в состоянии повлиять на распространение и развитие моды, прежде

    всего путем повышения общей культуры своих посетителей и направленного

    формирования их эстетических вкусов.

    Педагогическое управление общением

    Особенности управления культурным общением

    Эффективность управления общением во многом зависит от того, в каком

    соотношении находятся внешнее регулирование и саморегулирование процесса.

    Управляющий субъект, подстраиваясь к управляемому объекту, всегда

    искусственно сокращает его разнообразие. Но регулируются при этом не все, а

    лишь наиболее важные компоненты общения. Происходит это, прежде всего

    потому, что отдельные элементы принципиально не поддаются внешнему

    регулированию. К тому же чрезмерно жесткое управление и не может считаться

    рациональным. В сфере свободного времени и свободного поведения человека

    действуют свои объективные закономерности, игнорирование которых всегда

    приводит к отрицательным последствиям. Здесь особенно важно чувство меры.

    Излишне робкое вмешательство в процесс общения увеличивает в нем долю

    стихийности. Слишком энергичные управленческие действия ограничивают

    возможности саморегулирования и лишают людей чувства свободы,

    раскованности, столь важного в отдыхе.

    Исходя из вышеизложенного, можно говорить об управлении оптимальном и

    неоптимальном. При неоптимальном управлении стихийные факторы оказывают на

    процессы общения большее влияние, чем факторы целенаправленные. Это может

    вызываться тем, что управление плохо приспособлено к объекту воздействия,

    не учитывает личностные особенности взаимодействующих людей и в результате

    вступает в противоречие с внутренними движущими силами процесса общения.

    При оптимальном уровне управления целенаправленные влияния равномерно

    регулируют действие стихийных факторов, усиливая, нейтрализуя или ослабляя

    их. Это обеспечивается прежде всего знанием и учетом внутренних

    особенностей объекта, что придает процессу саморегуляции наилучшую

    направленность.

    Наиболее важные характеристики общения – это: содержание лежащей в

    основе общения деятельности; организационная структура группы, внутри

    которой развертывается общение; структура самого общения.

    В современной социологии и социальной психологии выделяют обычно

    четыре формы общения в зависимости от его содержания: общение в процессе

    отдыха и развлечений; общение в ходе освоения духовных ценностей; общение

    на основе созидания духовных ценностей; общение, связанное с деятельностью

    по распространению духовных ценностей.

    Организационная структура группы, внутри которой протекает общение,

    может иметь следующие формы.

    Группа-конгломерат: ранее незнакомые люди впервые собрались или

    собраны; между ними еще нет устойчивых взаимосвязей, группа не оформлена

    организационно.

    Группа-кооперация: группа уже действует и оформилась организационно,

    но отношения в ней носят сугубо деловой характер, по существу она имеет

    только формальную структуру.

    Группа-корпорация: у группы есть четко сформулированные общие цели,

    она успешно функционирует, крепко спаяна организационно, но ее деятельность

    и общение замкнуты на самой себе, все подчинено удовлетворению личных

    потребностей и интересов, внешние связи практически отсутствуют.

    Группа-коллектив: группа имеет все основные признаки социалистического

    коллектива – единство целей, общую деятельность, устойчивое организационное

    оформление, гармоничное развитие внутренних и внешних связей.

    Структура самого общения также может быть охарактеризована по ряду

    параметров. К ним относятся: взаимосвязь формальной и неформальной систем;

    круги непосредственного общения; степень психологической близости

    возникающих межличностных отношений.

    Эффективное управление воспитанием людей в процессе их общения

    требует не только досконального знания всех элементов системы общения, но и

    понимания социальной ситуации формирования личности. Речь идет не просто о

    воздействии окружающей среды на человека, а о взаимодействии его со средой,

    о сочетании внешних и внутренних условий развития.

    Структура процесса управления

    Управление клубным общением – это система, состоящая из ряда

    структурных элементов. Прежде всего, в ней есть субъект управления.

    Субъектом управления в клубе могут быть: клубные работники; люди, выбранные

    в клубные руководящие органы; клубные активисты; профессиональные и

    непрофессиональные пропагандисты; посетители клуба; самодеятельные

    коллективы. Объектом управления также могут выступать и отдельные

    посетители, и коллективы. Субъект и объект управления находятся в весьма

    специфических отношениях, основной особенностью которых является тенденция

    и способность к взаимовлиянию и взаимопереходу.

    Управление общением эффективно только в том случае, если оно

    представляет логически цельный и завершенный цикл. Этот цикл включает в

    себя:

    . выдвижение общих целей педагогического регулирования с учетом

    задач и специфики клубного общения;

    . тщательное изучение объекта управления: его состава, уровня

    развития, компонентов, требующих неотложного регулирования;

    . отбор средств, с помощью которых можно осуществить пере* вод

    системы общения из одного состояния в другое;

    . организацию управляющего воздействия;

    . корригирование (внесение поправок) воздействий на основе

    контроля за ходом процесса;

    . итоговый учет достигнутых результатов, соотнесение их с

    поставленными целями и определение в соответствии с этим плана

    дальнейших действий.

    Клубное общение – исключительно подвижный процесс. Это объясняется

    рядом обстоятельств. Начнем с того, что здесь очень часто меняется состав

    взаимодействующих лиц. Постоянной трансформации подвержена лежащая в основе

    общения деятельность: обогащаются ее , содержание, состав, движущие силы.

    Управление общением в воспитательных целях имеет собственную систему

    методов. По своей природе они являются педагогическими методами. В

    теоретическом осмыслении и использовании этих методов мы должны исходить из

    природы и общественной сути человека, из единства воспитания и

    практического поведения людей.

    Что касается педагогической цели управления, то она может быть

    сформулирована как превращение межличностного общения в инструмент

    направленного формирования коммунистических качеств личности.

    Система управления межличностным общением в условиях клуба

    складывается из следующих методов:

    1. Метод формирования и совершенствования деятельной основы

    культурного общения. Используя этот метод, клубные работники организуют

    коллективные занятия так, чтобы они побуждали людей вступать во

    взаимодействия педагогически ценного типа.

    2. Метод переключения из одного круга общения в другой. Суть его

    заключается в торможении нежелательных взаимосвязей и взаимодействий и в

    практической помощи человеку по изменению структуры его контактов.

    3. Метод стимулирования общественного мнения. Через общественное

    мнение, как важный регулятор отношений личности к процессам и объектам

    окружающего мира, можно эффективно влиять на самое главное в системе этих

    отношений — на отношение человека к человеку.

    4. Метод направленной работы с лидерами досуга. Педагогическая

    эффективность этого метода основана на подражательной способности человека

    и формирующем влиянии людей друг на друга.

    5. Метод прямой педагогической корректировки межличностных отношений:

    показ ущербных сторон сложившейся системы общения, организация усилий на ее

    совершенствование, участие в урегулировании конфликтных ситуаций, помощь в

    изменении статуса отдельных членов группы и т. д.

    Самым существенным элементом во всех перечисленных методах, как и в

    методике управления, общением в целом, является стимулирование. И это

    вполне закономерно. Во-первых, регуляция столь специфического объекта

    управления связана в основном с использованием косвенных педагогических

    воздействий, так как мы имеем дело с динамической саморегулирующейся

    системой, которую можно только побуждать, но не принуждать. Кроме того,

    объект воспитания выступает в данном случае и в роли активного субъекта,

    строящего свое поведение в соответствии с собственными потребностями,

    интересами и мотивами.

    Взаимодействие невозможно без сформировавшейся внутренней установки и

    определенного уровня практической активности. У любого человека существует

    объективная потребность в общении, которая так или иначе реализуется.

    Однако стихийность отнюдь не всегда ведет к педагогически ценным

    результатам. Практика подтверждает необходимость целенаправленного

    побуждения людей к контактам определенного типа. Сделать это можно только

    через направленное формирование системы внутренних побудителей. Посредством

    стимулирования его организационного подкрепления обеспечивается выбор

    людьми наиболее ценных в личностном и социальном плане видов общения. По их

    внутренней сути применяемые в данном случае стимулы представляют

    специфическое побуждение личностных интересов.

    Действенность стимулирования в значительной степени определяется тем,

    насколько организаторы общения принимают в расчет социальную природу

    человека. С этой точки зрения можно выделить несколько групп стимулов,

    побуждающих людей к совместной деятельности в условиях клуба.

    К первой группе относятся стимулы, обусловленные потребностью в новых,

    знаниях, и в текущей событийной осведомленности (используя групповую

    информированность, можно восполнить свои информационные пробелы; есть

    сведения, которые можно получить только здесь; благодаря повседневному

    общению можно быть в курсе всех местных дел).

    Вторую группу составляют стимулы, обусловленные жизненно-практической

    значимостью коллективного досуга (общаясь, расширяешь и укрепляешь

    дружеские связи; контакт с другими людьми дает возможность более правильно

    ориентироваться в текущих событиях).

    Третья группа включает стимулы, имеющие своей основой ориентировку на

    общественное мнение (общественное одобрение коллективистской направленности

    личности, осуждение нелюдимости, замкнутости; высокий общественный престиж

    коллективных форм свободного времяпрепровождения).

    Четвертая группа – стимулы, связанные с самосознанием, самооценкой

    личности (в общении можно показать себя; общаясь, получаешь возможность

    проверить себя в сравнении с другими людьми; через свободные контакты можно

    укрепить свое ролевое положение в микросреде).

    К пятой группе следует отнести стимулы, связанные с экспрессивно-

    эмоциональными ценностями, и прежде всего с потребностью в совместных

    переживаниях.

    И, наконец, в шестую группу входят стимулы, связанные со стремлением

    к культурно-творческому развитию (в клубе собираются знающие, интересные

    люди, и, общаясь с ними, можно многому научиться; интересующий вид

    любительства возможен, только в коллективе и т. п.).

    Включение в культурное общение предполагает осознание себя как члена

    общества. Необходимо, чтобы каждый отчетливо понимал, что люди объединяются

    не только ради собственного удовольствия, но и для решения конкретных

    общественно ценных задач, и прежде всего для переустройства окружающей

    жизни на коммунистических началах.

    Совершенно необходимо обеспечить каждому из вовлеченных в орбиту

    клубного общения активную самостоятельную позицию. Здесь не должно быть

    второстепенных ролей. Общение становится формирующим фактором, когда

    участники его четко осознают свою значимость в общем деле, когда они лично

    заинтересованы в достижении поставленных целей и имеют реальную возможность

    для самоутверждения, для реализации своих потребностей и способностей.

    Межличностное общение должно иметь и собственные, независимые от

    деятельности привлекательные стороны. Важно, чтобы общение вызывало у людей

    положительные эмоции, доставляло им удовлетворение, удовольствие,

    наслаждение. По-настоящему крепким и сплоченным является лишь то

    объединение, члены которого воспринимают каждую очередную встречу как

    радостное событие.

    Непременное требование к управлению общением – обеспечение «обратной

    связи». Клубный работник должен отчетливо видеть, к чему приводят его

    организационно-педагогические действия, прослеживать характер реальных

    изменений в сфере межличностного взаимодействия, улавливать намечающиеся

    тенденции. Первостепенное значение имеет владение методами диагностики

    наблюдаемого объекта: знание признаков, умение выявить показатели этих

    признаков, проанализировать полученные данные и сделать выводы в отношении

    дальнейших регулирующих действий.

    Не менее важную роль играет управление общением через корректировку

    его структуры. Поскольку контакты в сфере нерабочего времени складываются в

    большинстве случаев стихийно, они далеко не всегда удовлетворяют самих

    людей и еще чаще не являются для них оптимальными. При правильной

    организации клубной работы способствуют завязыванию новых знакомств,

    возникновению новых товарищеских связей. Предлагая и организуя различные

    виды культурной деятельности, клубы не только сознательно формируют

    предметную основу контактов, но и влияют на структуру непосредственного

    общения.

    Список литературы:

    1. Ю.А. Стрельцов. «Методика воспитательной работы в клубе». М:

    «Просвящение», 1979 г.

    2. Н.К. Бакланов. «Профессиональное мастерство работников

    культуры». М: «Московкий Государственный Институт», 1994 г.

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.