МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Курс лекций по социальной психологии

    Литература:

    - Обязательная:

    1. Социальная психология в трудах отечественных психологов: Хрестоматия.

    СПб., 2000.

    2. Шихарев П.Н. Современная социальная психология. М., 1999.

    - Дополнительная:

    1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная

    психология на Западе. М., 1989.

    2. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1966.

    3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1995.

    4. Шихарев П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе. М.,

    1984.

    5. Шихарев П.Н. Современная социальная психология США. М., 1979.

    Тема 3. Общение как социально-психологическое явление.

    Вопросы: 1. Социально-деятельностная природа общения.

    2.Сущность, типология и функции общения.

    Закономерности возникновения, формирования, функционирования,

    изменения и развития социально-психологических явлений. Соотношение и

    взаимодействие социально-психологических феноменов.

    Социальная природа общения. Общение, как проявление всей системы

    отношений (общественных, групповых и главным образом межличностных

    отношений). Методологические проблемы исследования взаимосвязи общественных

    и межличностных отношений. Безличный характер общественных отношений.

    Понятие социальной роли. Межличностные отношения как «реализация» безличных

    отношений в деятельности конкретных личностей. Персонофицированность и

    эмотивность межличностных отношений на основе: конъюнктивных,

    дизъюнктивных, амбивалентных, или индифферентных чувств.

    Деятельностная природа межличностных отношений. Сущность концепции

    деятельностного опосредования межличностных отношений (Рубинштейн,

    Леонтьев, Петровский). Социальное действие и социальное взаимодействие.

    Структура ситуации социального взаимодействия. Общение и совместная

    деятельность как формы социального взаимодействия в системе отношений

    человека. Общение как особая форма взаимодействия и межличностных

    отношений людей. Влияние общения на жизнь и деятельность людей.

    Основные подходы к определению сущности общения: интеракционистский –

    общение как социальное взаимодействие, коммуникация посредством символов;

    когнитивистский – общение как коммуникация, проявление познавательных

    процессов, восприятий и аттитюдов; неофрейдистский – общение как реализация

    бессознательной мотивации посредством идентификации и психологической

    защиты; трансактный – общение как обмен трансакциями, эго состояниями;

    необихевиористский – общение как обмен подкреплениями, как диадическое

    взаимодействие, как реализация мотивации; персоналистический – общение как

    личностная самоактуализация экзистенциональной сущности личности, как поиск

    взаимопонимания личностного смысла; отечественный – общение как процесс

    взаимодействия, коммуникации и перцепции, как средство реализации в

    совместной деятельности, в межличностных отношениях общественных и

    групповых отношений.

    Динамика общения: потребность в общении, уяснение цели; вхождение в

    коммуникацию; ориентация в общении, в личности коммуниканта; определение

    содержания и средств общения; выбор позиции в общении; коммуникация и

    взаимодействие; восприятие, контроль эффективности; корректировка стиля и

    методов общения, взаимоотключение и выход из контакта (их взаимосвязь).

    Аффиляция (стремление к сотрудничеству, дружбе, общению) как потребность

    общения.

    Типология общения. Формы общения: а) по средствам: непосредственное,

    опосредованное; б) по содержанию: материальное, когнитивное, кондиционное,

    мотивационное, деятельностное. Типы общения: межличностное (императивное,

    манипулятивное, диалогическое; личностно-групповое; межгрупповое; массовое;

    внутри личностное. Виды общения: деловое, интимно-личностное, формально-

    ролевое, инструментальное, диагностическое, воспитательное, светское.

    Классификация функций общения в социальной психологии: социальная,

    инструментальная, информационная, перцептивная, психологическая,

    синдикативная, самовыражения, побудительная, эмотивная социального

    контроля, социализации. Основные стороны процесса общения: интерактивная,

    коммуникативная, перцептивная, эмотивная, их взаимосвязь и обусловленность

    совместной деятельностью.

    Основные категории: социальная природа общения, общественные,

    групповые и межличностные отношения, деятельностная природа межличностных

    отношений и общения, сущность общения, формы общения, типы и виды общения,

    потребности общения, функции общения.

    Контрольные вопросы:

    1. В чем проявляется социальная природа общения?

    2. Назовите основные отличия межличностных отношений от общественных.

    3. В чем проявляется деятельностная природа общения?

    4. Основные точки зрения на сущность общения,

    5. Специфика отечественного подхода к определению сущности общения?

    6. Назовите основные типы, виды и функции общения.

    7. Основные стороны общения и их взаимосвязь?

    Литература:

    - Обязательная:

    1. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1995.

    2. Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1999.

    3. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб, 1999.

    - Дополнительная:

    1. Андреева Г.М., Яноушек Я. Взаимосвязи общения и деятельности // Общение

    и оптимизация совместной деятельности. М., 1985.

    2. Крысько В.Г. Социальная психология. М., 2001.

    3. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. Киев, 1990.

    4. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., 1984.

    5. Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. М., 1982.

    6. Психологические условия социального взаимодействия. Таллинн, 1983.

    7. Психология воздействия. Проблемы теории и практики. М., 1989.

    Семинар. Тема 3а. Социальная психология общения

    Цель: закрепить и углубить знания по проблемам социально - деятельностной

    детерминации общения, его сущности, типологии и функциям.

    Вопросы для обсуждения:

    1. Место и природа межличностных отношений.

    2. Взаимосвязь в общении межличностных, групповых и общественных отношений.

    3. Общение и деятельность.

    4. Сущность, структура и функции общения.

    Темы докладов:

    «Методологическое значение социально-психологической теории общения для

    деятельности социального работника »

    Литература:

    1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных

    заведений. -М.: Аспект Пресс, 1998. - Глава 4.

    2. Андреева Г.М., Яноушек Я. Взаимосвязи общения и деятельности. //

    Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1985.

    3. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. -М., 1967.

    4. Леонтьев А.А. Психология общения, - Тарту, 1973.

    5. Леонтьев А.А. Общение как объект психологического исследования.

    //Методологические проблемы социальной психологии. - М., 1975.

    6. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии. //Психологические

    проблемы социальной регуляции поведения. -М.,1976.

    7. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. -М.: Мысль, 1971.-

    Глава 7.

    8. Платонов К.К. О системе психологии. - М., 1974.

    9. Хараги А.У. К определению задач и методов социальной психологии в

    системе принципа деятельности. // Теоретические и методологические

    проблемы социальной психологии. -М., 1977.

    Тема 4. Общение как процесс взаимодействия и его способы.

    Вопросы: 1. Роль взаимодействия в системе общения.

    2.Основные механизмы, стили и

    методы взаимодействия.

    Проблема интерактивной стороны общения в социальной психологии.

    Теории межличностного взаимодействия: теория обмена (Дж. Хоманс) на основе

    опыта и учета вознаграждений и затрат; теория управления впечатлениями

    (Э.Гоффман) путем создания и поддержания благоприятных впечатлений; теория

    взаимодействия символического интеракционизма (Дж,Мид, Г.Блумер) на основе

    символов, значений; психоаналитическая концепция взаимодействия по

    представлениям и конфликтному опыту раннего детства, концепция трансактного

    взаимодействия (Э.Берн) на основе совпадения, или пересечения трансакций,

    позиций (Рб, В, Рд). Структура взаимодействия по Я.Щепанскому: социальные

    отношения, пространственный контакт, социальный контакт, взаимные действия.

    Попытки построения «анатомии» акта взаимодействия в зарубежной

    социальной психологии. Методика Бейлса для наблюдения за процессом

    социального взаимодействия: в области позитивных эмоций (солидарность,

    снятие напряжения, согласие); в области негативных эмоций (несогласие,

    создание напряженности, демонстрация антагонизма); в области постановки

    проблем (просьба об информации, просьба высказать мнение, просьба об

    указании); в области решения проблем (предложение, мнение, ориентация

    других).

    Проблема взаимодействия в общении в отечественной социальной

    психологии. Концепция деятельностного опосредования межличностных отношений

    в общении, как основа теории взаимодействия. Взаимодействие, как

    организация всех сторон общения, как организация совместной деятельности,

    всеобщий характер взаимодействия, как средство взаимной корректировки

    поведения, как взаимовоздействие.

    Ситуации взаимодействия: (социально-ориентированное, предметно-

    ориентированное, личностно-ориентированное). Варианты взаимодействия

    (Андреева, Богомолов, Петровский), «дилемма узника».

    Стратегии взаимодействия: противодействие, сотрудничество, компромисс,

    избегание, уступчивость. Стили взаимодействия: ритуальный, манипулятивный,

    гуманистический. Типы взаимодействия: кооперация (сотрудничество) и

    конкуренция (конфликт). Формы взаимодействия: индивидуальная деятельность,

    совместно- последовательная деятельность, совместное взаимодействие.

    Основные признаки совместной деятельности (взаимодействия)

    (А.Л.Журавлев): общая мотивация, единая цель, согласованность действий,

    индивидуальная деятельность и ее координация, управление индивидуальными

    действиями, пространственно-временное единство действий, конечный результат

    совместных действий.

    Механизмы взаимовоздействия в общении: заражение, убеждение, внушение,

    подражание. Способы взаимодействия: творческий, продуктивный, дружеский,

    дистанционный, подавляющий, популистский, заигрывающий, требовательный,

    деловой, позиционный.

    Методы взаимовоздействия в общении: «регрессии», «погружения в

    неопределенную ситуацию», «усыпления бдительности», «контрастного

    сравнения», прием «канализации».

    Проблема оптимизации взаимодействия в зарубежной и отечественной

    социальной психологии.

    Основные категории: интеракция, теории взаимодействия, деятельностное

    опосредование межличностных отношений в общении, ситуации взаимодействия,

    стратегии взаимодействия, типы взаимодействия, механизмы взаимодействия,

    методы взаимовоздействия, оптимизация взаимодействия.

    Контрольные вопросы:

    1. Назовите основные теории межличностного взаимодействия.

    2. Методика наблюдения за процессом взаимодействия Бейлса?

    3. Особенности определения сущности взаимодействия в отечественной

    социальной психологии?

    4. Взаимодействие и общение?

    5. Основные ситуации взаимодействия?

    6. Основные стратегии взаимодействия?

    7. Основные механизмы взаимодействия?

    8. Основные типы и формы взаимдействия?

    9. Основные методы взаимовоздействия?

    10. Основные направления оптимизации взаимодействия в общении?

    Литература:

    - Обязательная:

    1. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1995.

    2. Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1999.

    - Дополнительная:

    1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. М., 1990

    2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1998.

    3. Ковалев Г.А. Психологическое воздействие. М., 1989.

    4. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. Киев, 1990.

    5. Психологические условия социального взаимодействия. Таллинн, 1983.

    Тема 5. Общение как коммуникативный процесс.

    Вопросы:1. Содержание и структура коммуникативного процесса.

    2. Особенности вербальной и невербальной

    информации.

    Социально-психологические исследования общения как информационно-

    коммуникативного процесса.

    Социально-психологическая структура процесса коммуникации:

    обмен информацией, взаимовоздействие, взаимопонимание.

    Специфика коммуникативного процесса между людьми: развитие и

    обогащение информации в ходе ее «движения», активная позиция партнеров в

    коммуникативном процессе, индивидуальные различия при уяснении информации и

    т.д.

    Основные барьеры на пути движения информации (социальные,

    политические, идеологические, физические, смысловые, эмоциональные,

    речевые, когнитивные, организационно-психологические). Проблема фильтрации

    и фасцинации в коммуникативном процессе. Общая методологическая проблема

    кода и декодификации как важнейшее условие понимания друг друга партнерами

    по коммуникации. Типы информации: побудительная, констатирующая. Проблема

    эффекта сообщения (Ю.М.Забродин). Причины плохой коммуникации (стереотипы,

    предвзятые представления, плохие отношения, отключение внимания,

    пренебрежение фактами, физическое состояние, неадекватный выбор стратегии).

    Средства коммуникативного процесса: вербальные и невербальные,

    их соотношение.

    Вербальные средства коммуникации: речь, околоречевые

    (паралингвистическая и экстралингвистическая системы). Структура речевого

    общения: значение и смысл слов. Околоречевые средства (паралингвистическая

    система): темп речи, модуляция высоты голоса, тональность голоса, ритм

    речи, тембр речи, интонация, дикция. Экстралингвистическая система (речевые

    звуковые явления).

    Невербальная коммуникация. Исследования места и роли

    невербальной коммуникации в общении (Е.А.Петрова. Знаки общения). Оптико-

    кинетическая коммуникация, ее особенности (Исследования М.Аргайла).

    Пространственно-временная организация коммуникации. Проксемика о роли

    пространственно-временной организации коммуникативного процесса. Роль

    предметно-контактных, тактильных действий для коммуникации. Роль

    ольфакторных средств в коммуникативном процессе.

    Проблема эффективности коммуникативного процесса: умение

    владения словом, силой убеждения, грамотной речью; способность предвидеть и

    преодолевать коммуникативные барьеры; овладение способностью использования

    невербальных средств; стремление к взаимопониманию.

    Основные категории: коммуникация, содержание коммуникативного процесса,

    коммуникативные барьеры, фильтрация и фасцинация в коммуникации, вербальные

    и невербальные средства коммуникативного процесса, эффективность

    коммуникативного процесса.

    Контрольные вопросы:

    1. Содержание и структура коммуникативного процесса?

    2. Коммуникативные барьеры?

    3. Фильтрация и фасцинация в коммуникативном процессе?

    4. Причины плохой коммуникации?

    5. Средства коммуникативного процесса?

    6. Роль вербальных средств в коммуникации?

    7. роль невербальных средств в коммуникативном процессе?

    8. Основные направления оптимизации коммуникативного процесса?

    Литература:

    - Обязательная:

    1. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1995.

    2. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.,

    1981.

    3. Психология влияния: Хрестоматия. СПб., 2000.

    - Дополнительная:

    1. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие

    компетентности в общении. М., 1991.

    2. Крысько В.Г. Социальная психология. М., 2001.

    3. Куликов В.Н. Психология внушения. Иваново. 1978.

    4. Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1999.

    5. Панасюк А.Ю. Как победить в споре, или искусство убеждать. М., 1998.

    6. Петрова Е.А. Знаки общения. М., 2001.

    7. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных

    процессов. М., 1973.

    8. Шиллер Г. Манипулирование сознанием. М., 1990.

    Тема 6. Общение как восприятие и взаимопонимание людьми друг друга.

    Вопросы: 1. Общение как перцептивный процесс, его сущность

    и механизмы. 2. Проблема точности межличностного

    восприятия.

    Понятие социальной перцепции. Зарубежные теории когнитивного

    диссонанса (Ф. Хайдер, Л. Фестингер, Ч. Осгуд и др.), теории социальной

    атрибуции (Г. Келли, Э. Джонс и К. Дэвис).

    Содержание и особенности межличностного восприятия. Социально-

    психологическая специфика анализа перцептивных процессов в социальной

    психологии. Виды социальной перцепции (по субъектам восприятия).

    Механизмы взаимопонимания в процессе общения: индентификация,

    рефлексия (Дж.Холмс, Т.Ньюком, Ч.Кули), эмпатия, аттракция,

    стереотипизация, каузальная атрибуция. Ошибки восприятия (в позициях

    субъектов, мотивационные, фундаментальные – ложного согласия, ролевое

    рассогласование, ложные корреляции).

    Эффекты межличностного восприятия: проекции, средней ошибки,

    логической ошибки, первичности, новизны, «ореола», перцептивной установки

    (А.А.Бодалев. Восприятие и понимание человека человеком), стереотипов и

    эталонов межличностного восприятия. Социально-психологические стереотипы и

    эталоны, их возникновение и роль в жизнедеятельности индивида и группы.

    Социально-психологические исследования процессов межличностного

    восприятия в общении. Взаимосодействие и взаимопротиводействие. Источники

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.