МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Лекции по педагогической психологии

    психологии, социальной психологии и др.): наблюдение, опрос, эксперимент и

    т.д.

    Кроме общих методов в педагогической психологии есть еще специальные

    методы. К ним относятся, например, психолого-педагогический эксперимент и

    специальное психолого-педагогическое тестирование, предназначенное для

    определения степени обученности и воспитанности ребенка. Особое место среди

    прочих методов занимает психолого-педагогический эксперимент -

    исследование, которое задумано и проведено со специальной развивающей целью

    – для установления эффекта тех или иных педагогических воздействий на

    ребенка.

    Все методы, используемые в педагогической психологии делятся на:

    o организационные (они касаются целей, содержания, структуры, организации

    проводимых исследований, их состава и подготовки).

    o процедурные (касаются форм реализации проводимого исследования в целом и

    его отдельных частей).

    o оценочные (включают в себя способы психолого-педагогического оценивания

    результатов исследования).

    o методы сбора данных и обработки (методы, с помощью которых собираются

    необходимая информация о испытуемом; методы, служащие для преобразования

    первичных качественных и количественных результатов исследования в

    теоретические и практические психолого-педагогические выводы и

    рекомендации).

    Кроме того, выделяют еще две группы методов, имеющие целью оказание

    прямого практического психологического воздействия на ребенка. Это

    психологическое консультирование и психологическая коррекция.

    Психологическое консультирование - оказание устной помощи ребенку в виде

    советов и рекомендаций на основе его предварительного обследования и

    знакомства с теми проблемами, с какими он столкнулся в процессе своего

    развития. Форма проведения консультации - беседа с ребенком, родителями или

    людьми, участвующими в его обучении и воспитании (носит рекомендательный

    характер).

    Коррекция предполагает непосредственное педагогическое воздействие

    психолога на заинтересованное лицо (методы психотерапевтического

    воздействия, социально-психологический тренинг, аутогенная тренировка[2]).

    Лекция 2. Психология педагогической деятельности и личности учителя

    План

    1. Понятие педагогической деятельности. Концепции педагогического процесса

    и их психологическое обоснование

    2. Структура педагогической деятельности

    3. Функции учителя в организации учебно-воспитательного процесса

    4.Психологические требования к личности учителя

    5.Проблемы педагогического общения

    6. Стиль педагогического руководства. Понятие об индивидуальном стиле

    педагогической деятельности

    7. Психологические особенности педагогического коллектива

    1. Понятие педагогической деятельности. Концепции педагогического

    процесса и их психологическое обоснование

    Педагогическая деятельность - это деятельность взрослых членов

    общества, профессиональной целью которых является воспитание подрастающего

    поколения. Педагогическая деятельность – объект исследования различных

    отраслей педагогической науки: дидактики, частных методик, теории

    воспитания, школоведения. Психологию педагогической деятельности можно

    определить как отрасль психологического знания, изучающую психологические

    закономерности труда учителя и то, как учитель воспринимает, трансформирует

    и реализует задаваемые обществом через институты воспитания цели и систему

    педагогической деятельности, как он осознает актуальность задач, форм и

    методов своей деятельности в зависимости от конкретных условий.

    Содержание и психология педагогической деятельности определяется

    социальными факторами - местом и функциями учителя в обществе, требованиями

    общества к учителю; затем социально-психологическими факторами: социальными

    ожиданиями окружающих учителя людей по отношению к его личности и

    деятельности, его собственными ожиданиями и установками в сфере его

    педагогической деятельности.

    2. Структура педагогической деятельности

    Выделяют три компонента педагогической деятельности:

    o конструктивный;

    o организаторский;

    o коммуникативный.

    Конструктивный компонент. В работе учителя большое место принадлежит

    конструированию урока, внеклассного мероприятия, подбору учебного материала

    в соответствии со школьными программами, учебниками, различными

    методическими разработками и его переработка для изложения учащимся. Вся

    эта работа в итоге выливается в подробный конспект урока. Поиск путей

    активизации и интенсификации процесса обучения также неотъемлемая часть

    конструктивной деятельности.

    Организаторский компонент. Важное место в структуре педагогической

    деятельности занимает организаторская деятельность, составляющей единое

    целое с конструктивной. Все, что планирует учитель провести в течение

    урока, должно сочетаться с его умением организовать весь учебно-

    воспитательный процесс. Только в этом случае ученики будут вооружаться

    знаниями. Организаторский компонент включает три направления: организация

    своего изложения; организация своего поведения на уроке; организация

    деятельности детей; постоянная активизация их познавательной сферы. Если

    учитель проявляет мастерство лишь в одном аспекте организаторской

    деятельности, например, хорошо организовал изложение (умело подобрал

    учебный материал, словесную, предметную наглядность), но не привлек детей к

    активной мыслительной деятельности, то урок может носить только

    развлекательный характер, а полноценного усвоения знаний не будет. Это же

    относится и к остальным направлениям организаторского компонента структуры.

    Коммуникативный компонент. Он включает в себя установление и

    поддержание отношений с учениками, родителями, администрацией, учителями.

    Именно отношение учителя к ученикам определяет успех его конструктивной и

    организаторской деятельности и эмоциональное благополучие школьника в

    процессе обучения. Выделяют пять типов эмоциональных отношений учителей к

    учащимся: эмоционально-положительный активный, эмоционально-положительный

    пассивный, эмоционально-отрицательный активный, эмоционально-отрицательный

    пассивный, неуравновешенный.

    Оказывается, что взаимоотношения детей в классе в большинстве случаев

    соответствует тому или другому эмоциональному стилю, которым

    характеризуется поведение учителя. Так, у учителя эмоционально-

    неуравновешенного, который то подозрителен и отрицательно настроен к

    ученикам, то сентиментален и необоснованно поощряет учеников, класс бывает

    нервозным, неровным в отношении друг к другу.

    Коммуникативная сторона педагогической деятельности проявляется во

    всем педагогическом процессе. Осуществление индивидуального подхода, как

    одной из сторон коммуникативной деятельности человека, также определяет

    успех его работы. Учитель должен заметить и учесть особенности школьника,

    которые мешают или помогают ему, и соответственно реагировать на них. Так,

    медлительность ученика, связанная с его темпераментом, требует терпения и

    такта учителя. Надо помнить, что именно коммуникативные компоненты

    деятельности учителя в большинстве случаев являются причиной отклонений в

    результатах обучения.

    А.И. Щербаков, кроме изложенных компонентов, выделяет психологические

    функции педагогической деятельности. Это информационная функция (владение

    материалом и искусством его подачи); развивающая (управление развитием

    личности школьника в целом); ориентационная (направленность личности, ее

    мотивы, идеалы); мобилизационная (активизация умственной деятельности

    учащихся, развитие их самостоятельности); исследовательская (творческий

    поиск в педагогическом процессе, умение провести эксперимент, обобщить опыт

    и постоянно совершенствовать свое мастерство).

    3. Функции учителя в организации учебно-воспитательного процесса

    В «Толковом словаре» В. Даля слово «учитель» определяется как

    наставник, преподаватель, т.е. подчеркиваются две его основных функции -

    руководство приобретением и реализацией социального опыта ученикам и

    передача накопленных человечеством знаний. Эти функции были для учителя

    основными на всем протяжении истории человечества.

    Учитель в современной школе выполняет ряд функций:

    1. Учитель - организатор учебного процесса в школе. Он - источник знаний

    для учащихся как во время уроков, дополнительных занятий и консультаций,

    так и вне рамок учебного процесса.

    2. Большинство учителей выполняют функцию классных руководителей (т.е.

    являются организаторами воспитательного процесса).

    3. Современный учитель не может не быть социальным психологом, ибо ему

    необходимо уметь регулировать межличностные отношения учащихся,

    использовать социально-психологические механизмы детского коллектива. Как

    член педагогического коллектива учитель участвует в организации

    жизнедеятельности школьного коллектива, работает в методических

    объединениях учителей-предметников и классных руководителей, выполняет

    общественные поручения.

    4. Каждый учитель, выступая с лекциями, беседами перед родителями учащихся

    и общественностью, является пропагандистом педагогических знаний.

    4.Психологические требования к личности учителя

    К личности педагога предъявляется ряд самых серьезных требований.

    Среди них есть главные и второстепенные. И среди главных, и среди

    дополнительных психологических свойств, необходимых для квалифицированного

    педагога, есть устойчивые, постоянно присущие учителю и воспитателю всех

    эпох, времен и народов, и изменчивые, обусловленные особенностями этапа

    социально-экономического развития общества, где живет и работает педагог.

    Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является

    любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие специальных знаний в

    той области, которой он обучает детей; широкая эрудиция, педагогическая

    интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и

    нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения

    и воспитания детей. Все эти свойства не являются врожденными. Они

    приобретаются систематическим и упорным трудом, огромной работой педагога

    над собой.

    Дополнительными, но относительно стабильными требованиями,

    предъявляемыми к педагогу, является общительность, артистичность, веселый

    нрав, хороший внешний вид и другие. Эти качества важны, но без каждого из

    них в отдельности учитель вполне может обойтись. Можно представить,

    например, не очень общительного математика, знания и преподавательские

    способности которого настолько хорошо развиты, что при отсутствии этого в

    общем полезного для людей качества, он тем не менее вполне может оставаться

    хорошим учителем. И наоборот, можно вообразить себе общительного, с

    хорошим вкусом, артистичного человека, которому явно не хватает

    педагогических способностей. Такой человек вряд ли может стать хорошим

    учителем и воспитателем.

    Главные и второстепенные педагогические качества в совокупности

    составляют индивидуальность педагога, в силу которой каждый хороший учитель

    представляет собой уникальную и своеобразную личность. Несколько более

    сложен для решения вопрос о главных и второстепенных, изменчивых качествах

    педагога, которые от него требуются в данный момент истории общества, в

    данное время и на данном рабочем месте. Для того, чтобы сделать учащегося

    личностью - а сейчас нам как никогда нужны именно личности, соответствующие

    требованиям времени, - сам педагог должен обладать независимостью,

    грамотностью, индивидуальностью, самостоятельностью и многими другими

    качествами, систематически развивать их у себя.

    Для того чтобы успешно справляться со своей работой, педагог должен

    иметь незаурядные педагогические способности. Под педагогическими

    способностями мы понимаем определенные психологические особенности

    личности, которые являются условием достижения его в роли учителя высоких

    результатов в обучении и воспитании детей. Так, Ф.П. Гоноболин называет

    следующий ряд педагогических способностей:

    o дидактические способности, позволяющие учителю успешно осуществлять отбор

    содержание и методов обучения учащихся, доступно излагать учебный

    материал, вызывая познавательную активность у самих учащихся;

    o экспрессивные способности, позволяющие учителю найти наилучшую

    эмоционально-выразительную форму изложения программного материала;

    o перцептивные способности - выражаются в психологической наблюдательности

    педагога по отношению к учащимся, проникновении в их внутреннее духовное

    состояние, глубоком понимании возрастных и индивидуальных особенностей

    воспитуемых;

    o организаторские способности, обеспечивающие дисциплину и порядок в

    классе; продуманное использование каждой минуты на уроке, создание

    дружного и сплоченного коллектива учащихся;

    o суггестивные или авторитарные способности - способности к внушению,

    сильному эмоционально-волевому влиянию учителя на учащихся и умение на

    этой основе завоевать авторитет в их глазах; академические способности,

    связаны с усвоением знаний, навыков и умений в соответствующей области

    науки.

    К специальным педагогическим способностям относят педагогический такт,

    способности к воспитанию детей и педагогическому общению. Такт учителя

    всегда представляет собой единство высокоморального отношения к учащимся и

    педагогически совершенной формы обращения с ними. Педагогический такт

    включает в себя не только вопросы, связанные с психологическими сторонами

    личности учителя, но и ориентацию учителя в приемах и средствах

    педагогического воздействия, а также нравственные установки и принципы,

    которым учитель следует.

    К.Д. Ушинский справедливо относил это понятие к области психологии:

    «Так называемый педагогический такт, без которого воспитатель, как бы от ни

    изучил теорию педагогики, никогда не будет хорошим воспитателем практиком,

    есть, в сущности, не более как такт психологический…». Учитель своими

    действиями на уроке должен способствовать установлению благоприятной

    психологической атмосферы, комфортных условий общения и деятельности для

    всех учащихся, заботиться о развитии дружественных отношений между детьми.

    Для этого необходимо:

    o не подчеркивать успехи одних учащихся и неудачи других;

    o не противопоставлять сильных слабым;

    o не критиковать ребенка при всем классе, чаще беседовать наедине;

    o замечать даже небольшие успехи слабых учеников, но не подчеркивать это

    резко;

    o воспринимать всерьез все, что происходит с ребятами;

    o формировать понимание, что способность к хорошему учению есть лишь одно

    из многочисленных качеств личности.

    Учитель может положительно влиять на многие стороны поведения детей,

    если станет поощрять их за хорошие поступки и не будет наказывать, обращать

    слишком пристальное внимание на детьми допущенные ими ошибки.

    5. Проблемы педагогического общения

    Педагогическое общение - это важный компонент труда учителя, создающий

    атмосферу психологического развития личности учащегося. Учитель, умеющий

    создать спокойную рабочую обстановку, атмосферу уважения, активности

    ребенка предпочтительнее учителя, ученики которого знают все правила,

    законы, но ученики у которого перегружены, скованы, имеют заниженную

    самооценку. В этом смысле педагогическое общение важнее педагогической

    технологии. Педагогическое общение должно быть личностно развивающим,

    эмоционально-комфортным и решать следующие задачи:

    o взаимообмен информацией между учителем и учащимися;

    o взаимопонимание, умение смотреть на себя глазами партнера по общению;

    o мобилизация резервов участников общения, выявление наиболее сильных и

    ярких качеств учеников и учителя;

    o взаимодействие и организация совместной деятельности;

    o разумная, педагогически целесообразная самопрезентация личности учителя и

    учащихся;

    o взаимная удовлетворенность участников общения.

    Такой широкий спектр задач требует оптимизации педагогического общения

    - по задачам, по средствам, по результату.

    Взаимодействие учителя с учащимися - один из важнейших путей

    воспитательного влияния взрослых. Учитель, в принципе, достаточно

    подготовлен к организации и поддержанию взаимоотношений с учащимися. Однако

    на практике взаимоотношения учителя с учащимися складываются не всегда

    оптимально. Во многом это зависит от стиля руководства педагога (т.е. от

    характерной манеры и способов выполнения воспитателем тех функций, из

    которых складывается его взаимодействие с учащимися).

    Стиль руководства. Охарактеризуем пять наиболее часто встречающихся у

    учителей стилей руководства учащимися. При автократическом стиле

    руководства учитель осуществляет единоличное управление руководством

    коллективом, без опоры на актив. Учащимся не позволяют высказывать свои

    взгляды, критические замечания, проявлять инициативу, тем более

    претендовать на решение касающихся их вопросов. Учитель последовательно

    предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их

    выполнением. Авторитарному стилю руководства свойственны основные черты

    автократического. Но учащимся позволяют участвовать в обсуждении вопросов,

    их затрагивающих. Однако решение в конечном счете всегда принимает учитель

    в соответствии со своими установками.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.