МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Лекции по педагогической психологии

    При демократическом стиле руководства учитель опирается на коллектив,

    стимулирует самостоятельность учащихся. В организации деятельности

    коллектива учитель старается занять позицию «первого среди равных». Учитель

    проявляет определенную терпимость к критическим замечаниям учащихся,

    вникает в их личные дела и проблемы. Ученики обсуждают проблемы

    коллективной жизни и делают выбор, но окончательное решение формулирует

    учитель.

    При игнорирующем стиле руководства учитель стремится как можно меньше

    вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от

    руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и

    указаний администрации. Непоследовательный стиль характерен тем, что

    учитель в зависимости от внешних обстоятельств или собственного

    эмоционального состояния осуществляет любой из описанных выше стилей

    руководства.

    Стиль руководства накладывает отпечаток на всю систему взаимоотношений

    учителя с учащимися: на то, как воспринимает учитель своих учеников, как

    часто его конфликты с учащимися и т.д. Складывающиеся взаимоотношения

    учителей с учащимися зависят также от того, насколько педагоги учитывают

    возрастные особенности школьников, в частности свойственное подросткам и

    юношам стремление к взрослости. Уважение воспитателем личности школьника

    является обязательным психологическим условием возникновения доверительных

    взаимоотношений учащихся с учителями.

    В противном случае возникают конфликты учащихся с учителями.

    Наблюдается «возрастное своеобразие» в протекании конфликтов. В начальных

    классах они проявляются как недовольство ученика учителем. У подростков

    нередки открытые столкновения с учителем. В старших классах конфликт может

    принять форму скрытого состояния неудовлетворенности у ученика, упорного

    несогласия с действиями (точкой зрения) учителя.)

    Стиль руководства учителя формируется под влиянием субъективных и

    объективных факторов. Под субъективными факторами понимают

    характерологические особенности личности учителя. К объективным факторам

    относят стиль руководства администрации школы, характер взаимодействия в

    учительском коллективе и ряд других факторов.

    6. Понятие об индивидуальном стиле педагогической деятельности

    Говоря об индивидуальном стиле педагогической деятельности, имеют в

    виду, что педагог учитывает свои индивидуальные склонности, особенности,

    свою индивидуальность. Педагоги, обладающие разной индивидуальностью, из

    множества учебных и воспитательных задач могут выбрать одни и те же, но

    реализуют их по-разному. Рассмотрим основные признаки индивидуального стиля

    педагогической деятельности. Он проявляется:

    o в темпераменте;

    o в характере реакции на те или иные педагогические ситуации; в выборе

    методов обучения;

    o в подборе средств воспитания;

    o в стиле педагогического общения;

    o в реагировании на действия и поступки детей; в манере поведения; в

    предпочтении тех или иных видов поощрения или наказания;

    o в применении средств психолого-педагогического воздействия на детей.

    Поэтому любой педагогический опыт буквально копировать не стоит;

    воспринимая главное в нем, учитель должен стремиться к тому, чтобы

    оставаться самим собой. Это не только не снизит, но существенно повысит

    эффективность обучения и воспитания детей на основе заимствования

    передового педагогического опыта. Попытки прямого копирования передового

    педагогического опыта одних учителей бесперспективны, т.к. такой опыт

    практически неотделим от личности учителя, а психологическую

    индивидуальность педагога трудно воспроизвести, без нее результаты

    неизбежно оказываются другими.

    7. Психологические особенности педагогического коллектива

    А.С. Макаренко писал: «... я не представлял и не представляю, можно ли

    воспитать... детский коллектив, если не будет коллектива педагогов».

    Педагогический коллектив имеет определенную организационную структуру.

    Структура определяет отношения взаимной зависимости, взаимного контроля

    членов коллектива. В рамках этой структуры работает педагогический совет,

    методические объединения учителей-предметников и классных руководителей,

    администрация школы.

    В педагогическом коллективе существует определенное разделение труда и

    кооперация в процессе его. Разделение и кооперация труда требует от учителя

    владения навыками сотрудничества, в первую очередь умения совместно

    добывать необходимую информацию, обсуждать проблемы, выслушать, понять

    точку зрения коллеги, принять ее, дополнить или аргументированно отклонить.

    Эти, и многие другие умения и навыки делового сотрудничества приобретает

    учитель в педагогическом коллективе.

    Взаимоотношения учителей в педагогическом коллективе определяются и

    опосредуются целями и содержанием их деятельности. Отношения, которые

    складываются между учителями можно условно назвать официальными и

    неофициальными. Первая - общая система межличностных нравственно-

    психологических отношений, охватывающая весь педагогический коллектив.

    Вторая - сеть избирательных отношений, основанная на взаимных симпатиях

    между отдельными учителями. Успешность деятельности педагогического

    коллектива оценивается пятью критериями: обученность школьников, их

    воспитанность, способность педагогического коллектива оперативно решать

    возникающие задачи, профессиональная квалификация и личностное

    самосовершенствование педагогов.

    Эффективность деятельности педагогического коллектива зависит от

    морально-психологического климата в нем. От него зависит самочувствие

    учителя в школе, его стремление к полной самоотдаче в педагогической

    деятельности. Климат коллектива в немалой степени определяет и меру

    творчества каждого учителя. Климат педагогического коллектива зависит от

    ряда обстоятельств: стиля руководства администрации школы, условий труда,

    социально-психологической совместимости учителей - членов коллектива;

    социально-психологических установок, реализуемых учителем, администрацией

    школы. Благоприятный климат предполагает наличие в коллективе радости

    труда, оптимизма, радости общения, доверия, чувства локтя, чувства

    защищенности, бодрости. Педагогический коллектив, который объединен не

    только общей целью, но и узами дружбы, взаимного уважения и симпатий,

    становится могущественным воспитателем детского коллектива.

    Лекция 3. Психологическая служба в школе и ее роль в оптимизации учебно-

    воспитательного процесса в школе

    План

    1. Основы деятельности психологической службы в школе

    2. Логика и организация психологического изучения личности школьника и

    коллектива школьного класса

    3. Программа изучения личности школьника

    4. Программа изучения коллектива школьного класса

    5. Психокоррекционная и просветительская деятельность психологической

    службы

    6. Психологические основы анализа урока

    1.Основы деятельности психологической службы в школе

    Для эффективного осуществления учебно-воспитательного процесса в

    современной школе требуется не только знать теоретические основы

    формирования личности, развития коллектива, закономерности функционирования

    познавательных процессов, но и выявить условия и специфику этих процессов

    применительно к условиям конкретного учебного заведения, применительно к

    конкретному классному коллективу и к личности конкретного ребенка. Помочь

    решить эти задачи должна школьная психологическая служба.

    Психологическая служба в школе представляет собой систему

    практического использования психологии для решения комплексных задач

    экспертизы, консультации и диагностики. Педагоги, администрация школы,

    должны иметь точное представление о потенциальных возможностях, о

    психологических ресурсах учебно-воспитательного процесса и уметь

    практически реализовать фундаментальные знания, рабочие понятия и методы

    психологической науки для практического педагогического воздействия на

    личность и коллектив. Главными направлениями работы психологической службы

    в школе являются:

    o изучение личностных особенностей учащихся и осуществление личностного

    подхода к ребенку;

    o оказание помощи классному руководителю в формировании классного

    коллектива;

    o оказание психологической помощи семье в деле воспитания и обучения детей;

    o осуществление работы по профессиональной ориентации;

    o организация мероприятий по коррекции отклоняющегося поведения;

    диагностика, профилактика и коррекция отклонений в психическом развитии.

    Психологическая служба выполняет в школе три основные функции:

    психодиагностика (получение психологической информации), психокоррекция

    (внедрение психологической информации) и психологическое просвещение. Все,

    имеющие отношение к воспитанию и обучению, должны постоянно помнить, что

    ребенок не есть пассивный объект манипулирования, а активный, наделенный

    творческим потенциалом, субъект учебно-воспитательного процесса.

    Все это предполагает учет индивидуальности учащихся, его отличий от

    других людей. Вместе с тем, надо отдавать себе отчет в том, что

    индивидуальный подход – это лишь частный аспект личностного подхода,

    базирующегося на изучении условий включения детей в систему отношений с

    взрослыми и сверстниками, учителями.

    Необходимо знать статус ребенка в школьном классе, чем определяется и

    как изменяется его положение в системе межличностных отношений, какие

    изменения претерпевает в этой связи личность школьника.

    2.Логика и организация психологического изучения личности школьника и

    коллектива школьного класса

    В условиях приоритета воспитательных целей школа нуждается в

    достоверной психологической информации о личности каждого ученика, о каждом

    классном коллективе. Иначе говоря, нужен психологический диагноз и

    психологическая диагностика личности и коллектива. Получение

    психологической информации, т.е. логика изучения психологических свойств

    личности и коллектива требует придерживаться следующей последовательности

    этапов:

    o определение базовых и рабочих понятий;

    o выделение основных свойств (структурных компонентов) понятия, доступных

    непосредственному измерению;

    o постановка задач исследования;

    o подбор методик исследования;

    o анализ и интерпретация полученных данных.

    Итогом психологической диагностики должна быть информация о

    психологических ресурсах каждого школьника, каждого классного коллектива

    как основа для совершенствования учебно-воспитательного процесса в целом и

    выбора оптимальных форм и методов работы с классом и отдельными учениками.

    Существует также проблема прогнозирования развития личности, особо

    актуальная в связи с тем, что в ходе развития, обучения и воспитания

    создаются не только знания, умения, навыки, привычки, но и потенциал

    психического развития человека – обучаемость, воспитуемость, способности

    (Б.Г. Ананьев). А это имеет не меньшее значение, чем обученность,

    образованность и воспитанность человека в определенный момент жизни.

    3.Программа изучения личности школьника

    Современная школа ориентирована на личностное развитие школьников.

    Личностный подход, личность как ценность – становятся отличительными

    особенностями современного образования.

    Личность – основное психологическое качество человека. Известно

    несколько определений личности, приведем некоторые из них:

    o личность – это человек, стремящийся к достижению новых целей и выходящий

    за пределы этих целей (Г. Олпорт);

    o личность – направленность человека на будущее, его активное отношение к

    нему, построение планов самоутверждения, преодоления собственной слабости

    (А. Адлер);

    o личность – приоритет внутреннего духовного мира человека над внешним

    воздействием, тесная связь сознания и деятельности. Зависимость

    познавательных процессов от логики развития личности (С.Л. Рубинштейн);

    o личность – уникальный опыт переживания индивидом своего жизненного опыта

    (Д. Келли).

    Итак, личность – это не внешний, «социально желательный образ»

    человека (например, приятная внешность, хорошие манеры и т.д.), а

    способность быть субъектом, т.е. не пассивным потребителем внешних

    воздействий, а создателем своей позиции, преобразователем ситуации.

    Личность в каждом человеке проявляется индивидуально.

    Основные характеристики личности и методы их изучения. Личность –

    целостное образование, т.е. человек способен воспринимать мир в целом

    (анализ через синтез) и сам есть и воспринимается как нечто целое:

    «личность что надо», «неприятная личность», неосновательный» или «надежный

    человек», творческая личность», «скользкий, как налим» и т.д.

    И тем не менее, есть ведущие, устойчивые характеристики личности, к

    числу которых относят ценностные ориентации, интересы, мотивы, самосознание

    (самооценка), эмоционально-волевое развитие, коммуникативные способности,

    интеллектуальное развитие, успешность деятельности и т.д.

    Оценка отдельных характеристик личности дает некоторое представление о

    личности в целом. Однако чем больше характеристик будет изучено, тем более

    полно будет представлена личность. С этой целью в психологии широко

    применяется так называемый «профиль личности», идея создания которого

    связана с именем русского профессора Г.И. Россолимо. Предлагаем один из

    вариантов профиля личности, включающего наиболее существенные

    характеристики школьника в условиях его реальной жизнедеятельности.

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА (СОСТОЯНИЕ И ДИНАМИКА)

    |Основные свойства личности |Уровни развития |

    | |Низк|Ниже|Сред|Выше|Высо|

    | |ий |сред|ний |сред|кий |

    | | |него| |него| |

    |Ценностные ориентации | | | | | |

    |Самооценка | | | | | |

    |Уровень притязаний | | | | | |

    |Эмоциональное отношение к | | | | | |

    |родителям | | | | | |

    |Эмоциональное отношение к | | | | | |

    |учителям | | | | | |

    |Эмоциональное отношение к | | | | | |

    |ученикам | | | | | |

    |Волевой самоконтроль | | | | | |

    |Тревожность | | | | | |

    |Негативные эмоциональные | | | | | |

    |переживания | | | | | |

    |Познавательная активность | | | | | |

    |Уровень интеллекта | | | | | |

    |Потребность в общении | | | | | |

    |Потребность в достижениях | | | | | |

    На основе данного «Профиля …» можно получить графический

    психологический портрет школьника как основу для составления

    «Психологической характеристики личности». А сам «Профиль…» может служить

    ориентирующей схемой в исследовании личности школьника.

    В психологии разработаны достаточно эффективные (валидные, надежные)

    методы изучения как личности в целом (тесты Р. Кеттела, Г. Айзенка и др.),

    так и отдельных ее свойств (характеристик).

    На первый взгляд психологические методики кажутся довольно простыми,

    доступными каждому образованному человеку. На самом деле и процедура

    изучения личности и, в особенности, обработка и интерпретация полученных

    результатов требуют от исследователя высокой профессиональной

    психологической культуры.

    Любая ошибочная информация о личности, особенно в плане ее оценки,

    чревата негативными последствиями, т.к. люди очень пристрастно и ранимо

    воспринимают оценки своей личности со стороны, особенно от значимых лиц и в

    публичной ситуации. К тому же, душевная жизнь человека очень сложна и не

    поддается легким, одноразовым измерениям.

    Для избежания ошибок необходимо подходить к диагностике личностных

    свойств школьника ответственно, соблюдая логику исследования в психологии.

    Желательно выполнение следующих правил, входящих в «Этический кодекс

    психолога»:

    1. Создать для изучаемой личности состояние психологического комфорта в

    процессе обследования, т.е. ввести положительный психотерапевтический

    эффект.

    2. Сохранить в тайне полученную информацию, не допускать разглашения,

    особенно в публичной ситуации.

    3. Использовать психологическую информацию в интересах обследуемой

    личности, передавать данную информацию другим лицам только в служебном

    порядке, а также по запросу самого школьника или его родителей.

    4. Сочетать диагностические задачи с формирующими, т.е. выдерживать

    принцип: «Пришел, измерил, изменил» вопреки принципу: «Пришел, измерил и

    ушел» (В.В. Давыдов).

    5. В исследовании идти от задачи распознания и формирования личности – к

    выбору соответствующих характеристик, доступных изучению, и только затем

    – к подбору адекватных методик, а не наоборот.

    6. Иметь в виду, что одного метода или методики, как бы совершенны они не

    были, - недостаточно для изучения личности. Необходимо сочетание ряда

    методов, и прежде всего тех, которые позволяют оценить результативность

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.