МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Лекции по педагогической психологии

    деятельности и общения школьника.

    4.Программа изучения коллектива школьного класса

    Понятие о коллективе. Социализация личности школьника в условиях

    вариативного образования зависит как от состояния социальной среды, так и

    от позиции самой личности.

    Наиболее значимой для ученика социальной средой является его школьный

    класс, в котором складывается сложная социально-психологическая атмосфера,

    непосредственно влияющая на развитие индивида и выступающая буфером между

    школой и ребенком.

    Как отмечает А.В. Петровский, «... Источником развития и утверждения

    личности является противоречие между потребностью индивида в персонализации

    и субъективной заинтересованностью референтной для индивида группы

    принимать лишь те проявления его индивидуальности, которые соответствуют ее

    задачам, нормам и ценностям...».

    В этой связи учителю необходимо знать, как личность принимает (или не

    принимает) на себя задачи совместной жизни класса и соответственно

    перестраивает себя, расставаясь с одними чертами и приобретая другие, либо,

    не найдя в себе сил для самоизменения, остается прежней, вступая тем самым

    в конфликт с классом. Да и сам класс имеет тенденцию к саморазвитию, как

    справедливо заметил А.В. Петровский: «Так же, как индивид в предметной

    деятельности преобразует окружающий мир и посредством этого изменяет себя,

    становясь личностью, ... так же и социальная группа в совместной социально

    значимой деятельности преобразует окружающее и посредством этого изменяет

    систему межличностных отношений, становясь коллективом». В процессе

    взаимодействия личности и группы происходит своеобразное «внедрение»

    личности в группу и группы в личность.

    Определение понятия коллектив. Существует несколько довольно близких

    определений коллектива:

    o Коллектив - это группа высокого уровня развития, в которой межличностные

    отношения опосредованы общественно ценным и личностно значимым

    содержанием совместной деятельности (А.В. Петровский).

    o Коллектив - это свободная группа людей, объединенная общей целью, единым

    действием, организованная и снабженная органами управления, дисциплины и

    ответственности (А.С. Макаренко).

    o Коллектив - это группа людей, отличающаяся гуманистической

    направленностью, высоким уровнем организационного единства и

    психологической коммуникативности (Л.И. Уманский, А.С. Чернышев и др.).

    Основные свойства коллектива и методы их изучения. Интегративность

    группы ведет к согласованности актов поведения и деятельности членов

    группы. Коллектив - это система интегративных и дифференциальных признаков.

    Отличие коллектива от диффузной группы состоит в качественном своеобразии

    межличностных отношений и взаимодействия, а также уровнем развития таких

    общих характеристик, как направленность, организованность, интеллектуальная

    коммуникативность, психологический климат, которые и образуют структуру

    коллектива.

    o Направленность - это содержание тех целей, интересов и моральных

    ценностей класса, вокруг которых объединяется большинство его членов. К

    направленности относится также готовность класса оказывать помощь другим

    классам и вступать в сотрудничество с ними, готовность поступиться своими

    интересами ради интересов всей школы (в противном случае классу присущ

    «групповой эгоизм»).

    o Организованность - способность класса к самоуправляемости, умение

    самостоятельно создавать организацию в трудных или непредвиденных

    ситуациях, согласованно выдвигать лидеров-организаторов, умение

    подчиняться требованиям своих товарищей (лидеров). Способных лидеров

    хватает для организации любого дела.

    o Согласованность мнений и действий, готовность каждого школьника взять на

    себя инициативу и повышенную ответственность.

    o Правильная ориентировка каждого школьника в жизнедеятельности класса, что

    значит, как писал А.С. Макаренко «... ощущать, в каком месте коллектива

    ты находишься, и какие твои обязанности по отношению к поведению из этого

    вытекают».

    o Интеллектуальная коммуникативность - это способность класса быстро и

    легко находить общий язык, приходить к общему мнению, устанавливать

    сходство суждений. Школьники довольны своей способностью понимать друг

    друга с полуслова. Взаимопонимание доставляет им радость и чувство

    комфорта. Класс активизирует своих членов, когда ищет общее решение. К

    мнению каждого внимательно прислушиваются, добиваясь «общего языка» и

    побуждая друг друга к активному обсуждению различных точек зрения.

    o Психологический климат - преобладание того или иного психологического

    настроя (мажорный, приподнятый, пессимистический, подавленный); степень

    психологической защищенности каждого ученика (доброжелательность во

    взаимоотношениях, поддержка в трудной ситуации, или - напряженность во

    взаимоотношениях, упреки, попытки унизить достоинства личности,

    равнодушие).

    o Эмоциональное единство: успехи или неудачи ярко переживаются всем

    коллективом; или - разобщенность: ученики не стремятся быть вместе,

    проявляют безразличие к общению.

    Кроме того, оценивается подготовленность группы как уровень знаний,

    навыков, умений в том или ином виде совместной групповой деятельности.

    В качестве основной методики изучения уровня развития класса

    предлагается «Карта-схема психолого-педагогической характеристики группы

    школьников». «Карта-схема …» - элемент комплексного подхода в изучении

    группы. Она требует изучать группу в «совокупности много различных

    отношений», во взаимозависимости различных сторон, требует «объективности

    рассмотрения» группового явления, требует по возможности «охватить, изучить

    все его стороны, все связи и опосредования».

    5.Психокоррекционная и просветительская деятельность психологической

    службы

    Работа психологической службы в школе немыслима без формирующего

    педагогического воздействия на личность и коллектив. По итогам

    психодиагностики учитель в содружестве со школьным психологом может

    определить задачи по их дальнейшему формированию и психологической

    коррекции. Б.Ф. Ломов указывал, что использовать психологические знания

    напрямую, по принципу «короткого замыкания» не эффективно. Они должны

    послужить основой для создания таких условий жизнедеятельности, в рамках

    которых у человека будут формироваться необходимые (в соответствии с

    полученной психологической информацией) психологические качества. Для этого

    необходимо соответствующим образом организовать деятельность учащихся.

    Помимо этого, психокоррекционная работа осуществляется через

    индивидуальные психологические консультации учащихся, учителей и родителей

    (по обращению), индивидуальную психокоррекционную работу. Необходимой

    частью работы по психологической коррекции является разработка задач,

    методов, критериев деятельности конкретной школы по управлению развитием и

    формированием личности школьника и коллектива учащихся. Необходимо, чтобы

    процесс психодиагностики, прогнозирования и управления развитием личности

    носил непрерывный характер, был целостным и завершенным. Для этого

    необходимо иметь эталоны для развития личности и коллектива как ориентиры

    для целенаправленного воздействия.

    Одна их важнейших функций психологической службы в школе -

    просветительная, без нее информация, получаемая педагогами и родителями в

    ходе консультирования и по итогам диагностики, останется лишь

    фрагментарной, не позволяющей ориентироваться в полной мере в проблемах

    воспитания и обучения. Без специальных лекций, семинаров и тренингов нельзя

    сориентировать этих заинтересованных людей в том, чем и как им может помочь

    школьный психолог. Знания о закономерностях психической деятельности

    человека, основах психогигиены, научной организации труда, самовоспитания

    необходимо рассматривать как важнейшее звено в формировании мировоззрения

    учащихся. Для того чтобы воспитывать себя, надо знать себя. Главные цели

    психологического просвещения учащихся: пробудить интерес к собственной

    личности и личности другого человека, помочь стать психологом для самого

    себя.

    6. Психологические основы анализа урока

    Урок является ведущей и общей формой школьного обучения и воспитания,

    центральным компонентом всей деятельности учителя. Именно на уроке

    происходит координация и интеграция всех действий учителя, именно на уроке

    учитель целостно выражает требования образования и воспитания.

    На основе психологического анализа урока можно довольно точно

    прогнозировать психическое развитие школьников. Психологический анализ

    урока не есть простое указание на психологические моменты урока или

    замечания негативного характера. Цель психологического анализа урока не в

    простой констатации успехов и неудач, а в том, чтобы установить причины

    неудач и дифференцировать успех случайный и успех, заранее предвиденный и

    подготовленный. Такой успех может опираться только на понимание учителем

    психологических закономерностей обучения и воспитания, на учение

    использовать свои знания в осуществлении урока.

    Эффективность обучения и воспитания на уроке зависит от внешних

    условий – педагогического мастерства учителя, рационального построения

    учебной программы, учебников, учебных пособий, методов обучения,

    оснащенности техническими средствами обучения и др.

    Зависит эффективность и от внутренних условий, определяющихся

    личностью самих учащихся, а именно: уровнем их умственного развития, их

    отношением к учебе, особенностями самоорганизации умственной деятельности.

    Учитывая эти обстоятельства, психологический анализ урока следует вести по

    двум направлениям:

    o организация урока учителем;

    o организованность самих учащихся.

    Важно также учитывать организацию познавательной деятельности учащихся

    учителем, психологический контакт учителя с классом и творческое рабочее

    самочувствие учителя.

    Бывает, что на уроке многое происходит иначе, чем предполагал учитель.

    Как бы ни был опытен и подготовлен учитель, он никогда не сможет

    предусмотреть все, что произойдет на уроке, но он может и должен быстро и

    точно ориентироваться в возникающих ситуациях, перестраиваться в

    соответствии с обстановкой, не теряя при этом психологической цели урока и

    логической связи его структурных компонентов. Только четкая психологическая

    целенаправленность и совершенно свободное владение материалом помогут

    учителю сохранить свое хорошее рабочее самочувствие, остаться верным своему

    стилю, не потерять самого себя и добиться осуществления задуманного.

    Лекция 4. Психология воспитания личности школьника

    План

    1. Понятие цели воспитания

    2. Средства и методы воспитания

    3. Основные социальные институты воспитания

    4. Психологические теории воспитания. Проблема устойчивости личности

    1. Понятие цели воспитания

    Процесс воспитания начинается с определения его целей. Главной целью

    воспитания является формирование и развитие ребенка как личности, которая

    обладает полезными качествами, необходимыми ей для жизни в обществе. Цель и

    задачи воспитания не могут устанавливаться раз и навсегда в любом обществе.

    Изменение общественного устройства и социальных отношений ведет к изменению

    и целей воспитания. Они задаются каждый раз в виде требований,

    предъявляемых новыми тенденциями развития общества к личности человека.

    Цели воспитания остаются относительно устойчивыми лишь в стабильные периоды

    развития общества. Во времена значительных социально-экономических

    преобразований они становятся неопределенными.

    Задачи воспитания на всех этапах социальной истории определяются в

    первую очередь так называемыми общечеловеческими и нравственными

    ценностями. К ним мы относим понятия добра и зла, порядочности, гуманности

    и любви к природе, духовности, свободы, ответственности личности за то, что

    происходит с ней и вокруг нее, скромности, доброты и бескорыстности. Под

    духовностью мы понимаем приоритет нравственных идеалов над сиюминутными

    влечениями и потребностями, она проявляется в стремлении личности к

    самосовершенствованию. Под свободой мы понимаем стремление личности к

    внутренней и внешней независимости. Оно обязательно сопровождается

    признанием соответствующих прав за любой другой личностью, независимо от

    религиозной, национальной, социальной и иной принадлежности.

    Ответственность мы определяем как внутреннюю готовность человека

    добровольно взять на себя обязательства за судьбы других людей и общества в

    целом.

    Общая цель современного воспитания - сделать детей

    высоконравственными, духовно богатыми, внутренне свободными и

    ответственными личностями. Кроме общей выделяют еще и специальные цели

    воспитания, которые ученые описывают лишь приблизительно. Это цели

    воспитания, которые могут стать другими, когда общество, завершив один этап

    своего развития, начинает двигаться дальше.

    Специальные цели воспитания, соответствующие современным тенденциям

    общественного прогресса заключаются в том, чтобы вырастить школьников

    инициативными, предприимчивыми людьми, которые честолюбиво стремятся к

    достижению успехов.

    2. Средства и методы воспитания

    В широком смысле слова под средствами воспитания понимают способы

    организованного и неорганизованного воздействия, при помощи которых одни

    люди (воспитатели) воздействуют на других людей (воспитанников) с целью

    выработать у них определенные психологические качества и формы поведения.

    Под психологическими средствами воздействия на личность (в узком

    смысле слова) мы понимаем действия, предпринимаемые воспитателем,

    направленные на изменение личности воспитуемого. К ним относят всевозможные

    виды научения (которые связаны с формированием поступков человека),

    убеждение, внушение, изменение социальных установок, преобразование

    когнитивной сферы, а также психотерапию, социально-психологический тренинг

    и другие виды психологической коррекции.

    Средствами воспитания, например, могут быть личный пример воспитателя,

    образцы поведения демонстрируемые окружающими людьми. Средства воспитания

    по характеру воздействия на человека делятся на прямые и косвенные. Прямые

    средства воспитания предполагают непосредственно личностное воздействие

    одного человека на другого, которое осуществляется в прямом общении друг с

    другом.

    Косвенные средства воспитания содержат воздействия, которые

    реализуются с помощью каких-либо средств, без личных контактов друг с

    другом воспитателя и воспитанника (например, чтение книг, просмотр

    кинофильмов, телевизионных и видеофильмов, ссылка на мнение авторитетного

    человека).

    По включенности сознания воспитателя и воспитуемого в процесс

    воспитания его средства делятся на осознанные и неосознанные.

    Осознанные средства воспитания: воспитатель сознательно ставит перед

    собой определенную цель, а воспитуемый знает о ней и принимает ее.

    Неосознанные средства воспитания: воспитуемый принимает воспитательное

    воздействие без сознательного контроля со своей стороны, а воспитатель

    также не производит преднамеренного воздействия на воспитуемого. По

    характеру того, на что в самом объекте воспитания направлены воспитательные

    воздействия, его средства делят на эмоциональные, когнитивные и

    поведенческие. На практике они чаще всего являются комплексными, т.е.

    включают разные стороны личности воспитуемого.

    К достоинствам прямых средств воспитания относят то, что они:

    o Задействуют такие виды научения как заражение, подражание и внушение,

    которые основаны на механизме викарного научения (например, воспитатель

    демонстрирует нужный образец поведения и обеспечивает полное и правильное

    его восприятие испытуемым).

    o Расширяют возможности воспитания.

    o Это единственно возможные средства на ранних этапах детского развития

    (когда ребенок еще не понимает речь).

    Недостатками являются: персональная и временная ограниченность их

    применения (воспитатель может передать только то, чем обладает сам). Не

    всегда воспитатель может находиться в личном контакте с воспитуемым.

    Достоинствами косвенных средств воспитания являются: разносторонность

    и длительность их воздействия на воспитуемого (книги, средства массовой

    информации, другие системы кодирования и передачи информации).

    Недостатки косвенных средств воспитания:

    o Лишены живой эмоциональной силы (она есть при прямом воспитательном

    воздействии).

    o Возрастные ограничения (они применимы к детям, обладающим речью, умеющим

    читать и понимать нравственный смысл сказанного или прочитанного).

    Осознанные средства воспитания являются управляемыми с заранее

    контролируемыми и предвидимыми результатами. К их недостаткам относят

    возрастные ограничения (они не применимы к детям раннего возраста и даже

    отчасти к младшим школьникам).

    Неосознанные средства воспитания трудно оценить из-за недостаточной

    контролируемости сознанием. Они имеют место чаще, чем осознанные средства

    воспитания. Когнитивные воспитательные влияния в современных условиях

    являются основными, так как большинство ученых считают, что знания человека

    не только определяют его личность, но и его поведение.

    Эмоциональные воспитательные влияния призваны вызывать и поддерживать

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.