МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Лекция по психологии

    Лекция по психологии

    Предмет и задачи психологической науки

    1. Общая характеристика психологии как науки

    2. Сравнение житейской и научной психологии

    3. Основные отрасли психологии

    4. Основные направления психологии

    5. Методы исследования в психологии

    1. Общая характеристика психологии как науки

    В дословном значении психология это – знания о психике, наука изучающая

    ее. Психика – это свойство высоко организованной материи, субъективное

    отражение объективного мира, необходимое человеку или животному для

    активной деятельности в нем и управлении своим поведением. Сознание – это

    высшая форма психики, необходимая для организации общественной и

    индивидуальной жизни людей, для их совместной трудовой деятельности. Здесь

    психология проявляется как совокупность типичных для человека или группы

    людей, способов поведения, общения, познание окружающего мира, убеждение и

    предпочтение черт характера. Например, психология студента, женская

    психология. Общей задачей психологии является изучение психики человека (и

    животных) и его психологии.

    2. Сравнение научной и житейской психологии

    Существует 2 разных области психологи знания – научная и житейская

    психологии, и если научная психология возникала сравнительно не давно, то

    житейская всегда была включена в различные виды человеческой практики.

    Условием существования человека является определенной сознательное

    представление и окружающего мира и своего места в нем. Знание конкретных

    психологических закономерностей позволяет людям понимать друг друга,

    управлять собственным поведением. Годом рождения научной психологии считают

    1879 г. (Лейпциг, Германия). Основатель лаборатории психологии, а затем

    института психологии является В. Вундт (1832-1920 г.). Согласно Вундту

    предметом изучения психологии является сознание, а именно состояния

    сознания, связи и отношения между ними, законы которым они подчиняются.

    Отечественные ученые психологии считают, что предметом психологии является

    закономерные основы функционирования и развития психики. Основное отличие

    научной психики от житейской заключается в том, что для житейской поле

    исследовательской деятельности практически бесконечно, в научной психологии

    происходит резкое сужение поля исследовательской деятельности. С

    ограничением предмета и появлением специальных методов его исследования

    связаны и остальные различия научной и житейской психологии: 1) откуда и

    каким путем приобретаются психологические знания; 2) в каких формах они

    сохраняются; 3) благодаря чему передаются, воспроизводятся. Научная

    психология является системой теоретических (понятийных), методических и

    экспериментальных средств познаний и исследование психологических явлений.

    3. Основные отрасли психологии

    Отрасли психологии можно различать по нескольким критериям: 1) по сферам

    деятельности, нужды которых обслуживаются, т.е. по тому, что делает человек

    (психология труда, педагогическая психология); 2) по тому, кто именно эту

    деятельность выполняет, т.е. является ее субъектом и вместе с тем объектом

    психологического анализа (субъект: человек определенного возраста –

    возрастная психология); 3) по конкретным научным проблемам, например,

    проблемам связи, нарушением психики с мозговыми поражениями

    (нейропсихология).

    4. Основные направления психологии

    Психоанализ, бихевиоризм, гештальт психология, гуманистическая

    психология. Психоанализ первоначально сложился как метод лечения неврозов,

    основная его идея – поведение человека определяется не только и не столько

    сознанием, сколько бессознательностью. Пути проявления бессознательного –

    ассоциации, сны, случайные действия в нашей жизни. Бихевиоризм –

    направление американской психологии отрицающее сознание, как предмет

    психологии и сводящее психику к различным формам поведения. Поведение – это

    совокупность реакций организма на стимулы внешнего мира. Основатель

    направления Дж. Б. Уотсон. S-R (стимул - реакция) – предложил Уотсон.

    Каждой ситуации – стимулу соответствует определенное поведение и реакция.

    Они отрицали сознание. Бихевиористы считали, что человек подобен животному

    и его реакции подобны животному. Торндайк показал, что научение во многих

    случаях может быть результатом проб и ошибок. Любое поведение определяется

    своими последствиями. Гештальт психология (гештальт (нем.) – форма,

    конфигурация, организация). Это направление возникло в Германии. Основные

    представители: М. Верткаймер, К. Коффка, В. Келлер. Предметы, составляющие

    наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, а

    как организованное целое. Основные два понятия гештальт психологии: фигура

    и фон. Фигура – замкнутая, выступающая вперед, привлекающая внимание часть,

    а фон окружает фигуру и кажется непрерывно продолжающимся за ней.

    Гуманистическая психология (экзистенциальная психология) – основные

    понятия: личность, как уникальная ценностная система, которая представляет

    собой ни ничто заранее данное, а открытую возможность самоактуализации.

    Главный представитель: А. Маслоу. Пирамида потребностей человека –

    самоактуализация (вершина треугольника), самоуважение, принятие и любовь,

    потребность в безопасности, физиологическая потребность в еде и сне

    (основание треугольника). Основные положения гуманистической психологии: 1)

    человек должен изучаться в его целостности; 2) каждый человек уникален; 3)

    человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире главная

    психологическая реальность; 4) жизнь должна рассматриваться как единый

    процесс становления и бытия человека; 5) человек наделен потенциалами

    непрерывного развития и самореализации; 6) человек обладает определенной

    степенью свободы; 7) человек активное, творческое существо.

    5. Методы исследования в психологии

    Основные методы – наблюдение, эксперимент, беседа, тестирование и

    анкетирование.

    Эволюционное развитие психики и сознания

    1. Уровни поведения и эволюционное развитие психики

    2. Сознательная деятельность человека

    3. Психологическая характеристика сознания

    4. Возникновение и развитие сознания

    5. Сознание и бессознательность

    1. Уровни поведения и эволюционное развитие психики

    1859 г Ч. Дарвин: «Все существующие ныне растения и животные происходят

    от одной формы жизни и являются результатом эволюции, продолжающейся

    миллионы лет». В настоящее время насчитывают (12 млн. Различных форм

    бактерий и растений, включая и животных, принадлежащих к 1,2 млн. видов.

    Дарвин после экспедиции совершенной им пришел к выводу, что все виды

    достигли своего многообразия в результате изоляции, когда та или иная

    группа была отделена от другой морским проливом или горной цепью. Дарвину

    нужно было объяснить, почему эволюция данной группы шла именно в таком

    направлении. Дарвин основывался на теории о человеческом обществе Томаса

    Мальтуса. По мнению Мальтуса рост численности населения происходит гораздо

    быстрее, чем рост источников пропитания. В случае голода или войны, когда

    пищи становится недостаточно, возникает конкуренция и в борьбе за

    существование побеждает сильнейший. Этот принцип был перенесен с

    человеческого общества на общество растений и животных. (Как в растительном

    мире осуществляется борьба за существование?) С точки зрения теории

    эволюции даже самые простые среди живых организмов, благодаря отбору,

    обладают поведением адаптированным к их образу жизни. Уровни развития

    поведения: = тропизм – это движение простейших живых организмов и растений,

    возникающее в результате внешних воздействий. Фототропизм – тенденция живых

    организмов двигаться под воздействием цвета. Термотропизм – тенденция живых

    организмов двигаться под воздействием тепла. Хемотропизм – тенденция

    избирать определенную физико-химическую среду. Топотропизм – тенденция к

    движению под воздействием механического раздражителя. В основе всех этих

    реакций лежат биохимические процессы. Обмен веществ является основой

    саморегуляции организма. = таксисы – характерны для простейших

    одноклеточных организмов (инфузория туфелька). С помощью очень простых

    автоматических движений туфелька направляется ко всему тому, что похоже на

    пищу и удаляется от любых неприятных раздражителей. Общая и при том

    механическая ориентация организма по отношению к источнику раздражения

    называется таксисом. = рефлекс – впервые возникают у кишечно-полостных

    животных. Медуза – ее примитивная нервная система состоит из нервных

    клеток, которые связаны между собой подобием рыболовной снасти. Рефлекс –

    это цепь событий, когда сигналы от какого-либо органа чувств передаются с

    помощью нервной системы и вызывают автоматическую реакцию. Безусловный

    рефлекс является врожденным и проявляется только при строго определенном

    постоянстве внешней среды. В течении жизни под воздействием внешних

    факторов происходит перепрограммирование врожденных рефлексов и образуются

    условные рефлексы (писать под диктовку). Таксисы и рефлексы – это простые и

    стереотипные реакции характерные для самых примитивных животных. Следует

    различать инстинктивное поведение и инстинкт. Инстинктивное поведение –

    комплекс врожденных и приобретенных компонентов. Инстинкт – часть

    инстинктивного поведения, наименее пластичный его компонент, основан на

    безусловном рефлексе и направленный, как правило, на удовлетворение

    биологических потребностей. = научение – это сформированные, автоматически

    осуществляемые движения, не требующие сознательного контроля и специальных

    волевых усилий для его выполнения. С развитием способности к научению

    эволюционно более продвинутые виды получали возможность изменять свое

    поведение в зависимости от обстоятельств и адаптироваться к изменениям

    среды. Человек смог выработать способность устанавливать связь между

    различными элементами ситуации и выводить из нее правильное решение, путем

    умозаключений, не прибегая к пробным действиям, производимым неудачно.

    Основные черты поведения животных: 1) интеллектуальное поведение животных

    сохранило свою связь с биологическими мотивами и не может перейти за их

    границы; 2) интеллектуальное поведение животных всегда определяется

    непосредственно воспринимаемыми стимулами или следами прежнего опята; 3)

    заключены в ограничении источников этого поведения. 2 источника – программы

    заложенный в видовом опыте и источником поведения является непосредственно

    опыт. Эти 3 черты сохраняют основные особенности всякого поведения

    животных.

    2. Сознательная деятельность человека

    Основные отличительные черты сознательной деятельности человека: 1) Они

    всегда связаны с биологическими мотивами. Встречаются ситуации, при которых

    сознательная деятельность входит в конфликт с биологическими мотивами и

    подавляет их. Самый распространенный пример – человек бросается спасать

    других из огня пожара; 2) Деятельность человека вовсе не обязательно

    определяется наглядными впечатлениями получаемыми от среды или следами

    прошлого опыта. Человек абстрагироваться от них. У человека появляется

    усвоение общечеловеческого опыта, накопленного до него предшествующими

    поколениями.

    3. Психологическая характеристика сознания

    Рефлексивная способность сознания, т.е. готовность к познанию других

    психических явлений и самого себя. Без наличия этих способностей человек

    никогда не смог бы даже представить что у него есть психика. Таким образом,

    психологическая характеристика включает в себя ощущение человеком себя,

    познающим субъектом. Это означает, что человек осознает себя, как

    отделенное от мира существо, готовое и способное к изучению и познанию

    этого мира. Человек осознает эти знания, может сформулировать их, выразить

    их в словах, понятиях, передать другому человеку, хранить эти знания,

    воспроизводить, работать с ними, как с особым объектом. При утрате сознания

    такая способность теряется. Вторая характеристика сознания – тесная

    взаимосвязь сознания с волей. Представить действительно отсутствие в данный

    момент или вовсе не существование в данный момент человек может только

    произвольно. Третья черта – способность сознания к коммуникации, т.е.

    передача другим лицам того, что осознает данный человек с помощью языка и

    других знаковых систем. Обмениваясь друг с другом информацией люди выделяют

    в сообщаемом главное, так происходит абстрагирование, т.е. отвлечение от

    всего второстепенного и сосредоточение сознания на самом существенном.

    Сознание существует не только в словесной, но и в образной форме.

    4. Возникновение и развитие сознания

    Главным условием возникновения и развития человеческого сознания

    является совместное, продуктивное, опосредованное речью орудийная

    деятельность людей. Она требует общения и взаимодействия людей друг с

    другом. Она предполагает создание продукта, который всеми участниками

    деятельности осознается как цель их сотрудничества. Эта цель должна быть

    определена и выражена в слове. Прежде чем стать достоянием индивидуального

    сознания, слово и его содержание должны получить общее значения для

    пользующихся ими людей. Это впервые происходит в совместной деятельности,

    получив всеобщее значение слово проникает в индивидуальное сознание, в

    начале своего развития сознание человека направлено на познание внешнего

    мира. Человек осознает, что находится в него его, с помощью данных ему

    природой органов чувств. Он видит, воспринимает, отражает этот мир как

    отделенный от него и существенно независимый от него. Такая

    последовательность развития стадий сознания называется рефлексивной.

    5. Сознание и бессознательность

    На ряду с сознанием у человека существует и бессознательное.

    Бессознательность – это форма психического отношения, в которой образ

    действительности и отношения к ней человека не выступают как предмет

    специальной рефлексии. Понятие сознательности в науку ввел Фрейд. Он

    относил к бессознательности в личности те качества, интересы, потребности,

    в которых человек не осознает себя, но которые ему присущи и проявляются в

    разнообразных не произвольных реакциях, действиях и психических явлениях. К

    одному из таких явлений Фрейд относил ошибочные действия – оговорки,

    описки, ошибки при написании и слушании слов, не произвольное забывание

    имен, обещаний, намерений, предметов, событий и др., что прямо или косвенно

    связанно для человека с неприятными переживаниями. Третья группа явлений

    проявления бессознательности – представления связанные с восприятием,

    памятью и воображением.

    Познавательная сфера личности

    1. Ощущения

    2. Восприятие

    3. Память

    Мышление и речь, воображение. Внимание – в лекции не упоминается.

    1. Ощущения

    Ощущения – это простейшая форма психического отражения, свойственная и

    животному, и человеку и обеспечивающая познание отдельных свойств предметов

    и явлений. Ощущения являются источником наших знаний о внешнем мире, они

    являются основными каналами, по которым информация о явлениях внешнего мира

    доходит до мозга, давая человеку возможность ориентироваться в окружающем.

    Методы измерения Ощущений: прямой и косвенный. В психологии конца 19 –

    начала 20 вв. сложилось представление, согласно которому органный чувств

    (рецепторы) пассивно отвечают на воздействующие раздражители и

    соответственно ощущения, с этой точки зрения ощущения являются пассивным

    процессом. Рефлекторная теория считает, что ощущение это активный процесс –

    основное положение этой теории заключается в следующем – в состав каждого

    ощущения входит движение. Сложные ощущения не возможны без активного

    движения, примером сложного ощущения может быть ощупывание предмета с

    закрытыми глазами.

    Общие свойства ощущений: 1) Качество – каждый вид ощущений имеет свои

    специфические особенности, отличающие его от других видов. 2) Интенсивность

    – определяется силой действующего раздражителя и функционального состояния

    рецептора. 3) Длительность – определяет функциональное состояние органов

    чувств, временем действия раздражителя и его интенсивностью. 4)

    Пространственная локализация раздражителя – пространственный анализ

    осуществляется дистантными рецепторами, он дает нам сведения о локализации

    раздражителя в пространстве. 5) Порог ощущений. Минимальная величина

    раздражителя вызывающая едва заметные ощущения – нижний порог. Максимальная

    величина раздражителя еще вызывающая ощущения – верхний порог. (Для слуха

    min порог – тиканье часов с расстояния 6 метров. Для осязания – ощущение

    движения крыла мухи при падении с высоты 1 см).

    2. Восприятие

    Восприятие – это форма целостного психологического отражения предметов и

    явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Сумма

    ощущений не является восприятием - В(О+О+О. Все восприятия можно разделить

    на отдельные виды в зависимости от того, какие анализаторы играют ведущую

    роль: зрительные, слуховые, двигательные и т.д. Основные характеристики

    восприятия: 1) Предметность – отнесение сведений, получаемых из внешнего

    мира, к этому миру. 2) Целостность – целостность предмета. 3) Структурность

    восприятия – восприятие не есть сума ощущений. Мы воспринимаем

    абстрагированную от ощущений абстрактную структуру, которая формируется в

    течении некоторого времени. 4) Контактность – относительное постоянство

    воспринимаемых предметов при изменении условий их восприятия. 5)

    Осмысленность – восприятие у человека тесно связано с мышлением, с

    пониманием сущности предмета. Оно не сводится к одной лишь чувственной

    основе. Мы воспринимаем предметы, имеющие определенное значение. 6)

    Избирательность – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с

    другими. Она обусловлена направленностью и опытом личности. Зависимость

    восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его

    личности называется апперцепцией. Восприятие пространства. Здесь различают

    восприятие величины, формы, объемности и удаленности предметов. Форма –

    один из наиболее информативных признаков внешнего мира. Восприятие формы

    требует выделения предметов из фона внешнего мира. Основную роль при

    восприятии объемности предмета играет бинокулярное зрение. Восприятие

    времени. Это отражение длительности и последовательности явлений

    объективной действительности. Во многом зависит от содержания деятельности

    и установки личности. Восприятие движения. Это отражение направленности и

    скорости пространственного существования предмета. Восприятие предметов

    может быть ошибочно. Иллюзия – закономерно неправильное восприятие

    предмета, который в данный момент действует на наши органы чувств.

    Галлюцинации – кажущиеся (ложные) восприятия.

    3. Память

    Это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении,

    сохранении и воспроизведении прошлого опыта. Благодаря памяти человек имеет

    представление о воспринятых ранее вещах или явлениях, в результате чего

    содержание его сознания включает в себя приобретенный в прошлом опыт и

    знания. Ассоционисты считают, что запоминание есть соединение или

    связывание впечатлений прошлого или настоящего. Теория деятельного

    опосредования. Запоминание зависит от того, какую роль играет данный

    материал в деятельности человека, каково его место в системе потребностей.

    Классификация видов памяти: 1) по характеру психической активности –

    двигательная (запоминание различных движений), эмоциональная (память на

    чувства), наглядно-образная (память на вкусы, запахи, зрительные картины и

    т.д.), словесно-логическая; 2) в зависимости от длительности закрепления и

    сохранения материалов – кратковременная, долговременная, оперативная

    (мнемические процессы обслуживающие конкретную актуальную деятельность); 3)

    в зависимости от приемов заучивания – механическая, логическая; 4) в

    соответствии с целями деятельности – произвольная, непроизвольная,

    постпроизвольная.

    Психология личности

    Личность, ее структура и направленность

    1. История развития представлений о личности

    2. Структура личности

    3. Развитие личности

    4. Индивидные свойства личности

    1. История развития представлений о личности

    По Неману 3 этапа развития истории представления и личности. 1эт. –

    философско-литературный этап (начало 3 – 4 в.). Этот этап связан с поиском

    конкретного ответа ан вопрос о нравственной духовной сущности человека.

    2эт. – клинический (начало 19 в.) – в центре внимания те особенности

    личности, которые присущи больным людям. Большинство работ этого периода

    включает в себя описание их поведения. Итогом этого периода явилось то, что

    были выработаны классификации личности связанные с определенной болезнью.

    3эт. – экспериментальный (начало 20 в.) – в это время можно наблюдать

    кризисное состояние психологии, связанное с невозможностью объяснения

    целостных сложных поведенческих актов только исходя из изучения отдельных

    психических функций.

    2. Структура личности

    Личность – это функциональный психологический орган, позволяющий

    индивиду интегрировать свою жизнедеятельность в системе множественных,

    социально-детерминированных связей с миром. Культура личности. 1)

    Конституционально-антротеметрическая. Объект исследования – врожденные

    предрасположенности к реагированию (Шейден, Крегмер). 2) Факторная

    стратегия – факторный анализ, где обработке подвергается вербальная или

    словесная реакция человека на определенное число вопросов (Дж. Гильфорд).

    3) Блочная стратегия – на основаниях наблюдения за жизнью людей (Платонов

    К.Н.): а) индивидуальные свойства человека – половое различие, темперамент;

    б) психические процессы; в) блок прошлого опыта – знания, умения, навыки;

    г) направленность личности. 4) Мотивационно-динамичесая стратегия – в

    основе этой стратегии лежат представления о динамике мотиваций.

    Характеризуется это положение общим представлением о том, что в любом

    проявлении личности предполагается иерархично-организованная структура

    потребностей и мотивов (пирамида Маслоу).

    3. Развитие личности

    Развитие личности по Э. Эриксону – это последовательная смена этапов, на

    каждом их которых происходит качественное преобразование внутреннего мира,

    отношений и поведения человека. Эриксон выделил 8 этапов развития личности:

    |Возрастные|Нормальное развитие |Аномальное развитие |

    |периоды | | |

    |раннее |ребенок обретает |ребенок не доверяет |

    |младенчест|доверие к людям, при|людям, эмоциональная|

    |во (0-1 |взаимной любви и |изоляция, его |

    |год) |привязанности, а |отвержение, |

    | |также при |игнорирование |

    | |удовлетворении всех | |

    | |его жизненных | |

    | |потребностей и | |

    | |потребностей в | |

    | |общении | |

    |позднее |ребенок обретает |чувство своей |

    |младенчест|автономность и |неприспособленности,|

    |во (1-3) |уверенность в себе, |сомнение в своих |

    | |установление баланса|возможностях, в этот|

    | |между чувством |период у ребенка |

    | |независимости, |слабо развита речь и|

    | |самостоятельности и |присуще желание |

    | |с другой стороны |скрыть свою |

    | |ограничениями |ущербность |

    | |взрослых | |

    |раннее |формируется |пассивность, |

    |детство |активность, |проявляющаяся в |

    |(3-5) |инициативность, |вялости, |

    | |живое воображение, |подавленности, |

    | |активное изучение |чувство зависти, |

    | |окружающего мира, |отсутствие признаков|

    | |включение в |полоролевого |

    | |полоролевое |поведения |

    | |поведение | |

    |среднее |чувство долга, |характерно чувство |

    |детство |стремление к |собственной |

    |(5-14) |достижениям, |неполноценности, |

    | |происходит активное |слабые трудовые |

    | |усвоение |навыки, избегание |

    | |инструментальных и |сложных заданий и |

    | |предметных действий |ситуаций |

    | | |соревнований, а |

    | | |также присуще |

    | | |конформность – |

    | | |«рабское поведение» |

    |половая |формируется |путаница ролей, |

    |зрелость, |жизненное |мысли не только о |

    |подростнич|самоопределение, |будущем, но и о |

    |ество, |выстраиваются планы |прошлом, |

    |юность |на будущее, идет |самокопание, |

    |(11-20) |активный писк себя и|смещение форм |

    | |экспериментирование |полоролевого |

    | |в разных ролях, в |поведения, путаница |

    | |том числе и в сексе,|в моральных и |

    | |четкая половая |мировоззренческих |

    | |поляризация в формах|установках, потеря |

    | |поведения |трудовой активности |

    |ранняя |близость к людям, |одиночество и |

    |взрослость|стремление к |изоляция от людей, |

    |(20-45) |контактам с людьми, |проявляется в |

    | |рождение и |избегании близких и |

    | |воспитание детей, |интимных отношений с|

    | |любовь и работа, |людьми, |

    | |удовлетворенность |неразборчивость в |

    | | |отношениях и |

    | | |непредсказуемость в |

    | | |поведении |

    |средняя |продуктивная работа |застой, эгоцентризм,|

    |взрослость|над собой, зрелая, |непродуктивность в |

    |(45-60) |полноценная и |работе, ранняя |

    | |разнообразная жизнь,|инвалидность, |

    | |удовлетворенность |исключительная |

    | |семейными |забота о себе, все |

    | |отношениями, |прощение себя |

    | |родительская | |

    | |гордость | |

    |поздняя |спокойная оценка |отчаяние, ощущение, |

    |взрослость|прошлого, принятие |что жизнь прожита |

    |>60 лет |прожитой жизни |зря, бессмысленность|

    | |такой, какая она |своего |

    | |есть, ощущение |существования, |

    | |полноты и полезности|желание прожить |

    | |прожитой жизни, |жизнь заново, |

    | |примирение с |получить от нее |

    | |неизбежным, т.е. |больше чем было, |

    | |отсутствие страха |боязнь |

    | |смерти |приближающейся |

    | | |смерти |

    4. Индивидные свойства личности

    Способности, темперамент и характер. Способности: врожденные и

    приобретенные. Способности - индивидуальные и психологические особенности

    человека, которые выражают его готовность к осуществлению конкретной

    деятельности, природными предпосылками способностей являются задатки.

    Талант, одаренность – высшее проявление способностей и связаны с

    особенностью мотиваций человека. Одаренные дети отличаются тем, что у них

    есть повышенная тяга к занятию делом, которое им очень нравиться, и

    впоследствии вся жизнь концентрируется вокруг этой деятельности.

    Сенситивный период проявляется повышенной чувствительностью к тем или иным

    средовым воздействиям, а также к освоению того ли иного рода деятельности

    (2-3 года – развитие речи; 5-7 лет – чтение, писание). Темперамент –

    динамические характеристики психической деятельности, проявляющиеся в трех

    областях: 1 область – общая активность человека; 2 область – в особенности

    материи; 3 область – способность к эмоциональности. Темперамент является

    природной или динамической основой характера. Характер – это совокупность

    устойчивых свойств, в которых выражаются типичные способы его поведения и

    эмоционального реагирования.

    Социально-психологические основы взаимодействие людей

    Общение и основы взаимоотношений

    1. Определение общения

    2. Структура и функции общения

    3. Интимные межличностные отношения

    1. Определение общения

    Общение – это сложный ,многоплановый процесс установления и развития

    контактов между людьми, который порождается потребностями в совместной

    деятельности и включает в себя обмен информацией, выработку единой

    стратегии и взаимодействия, а также включает восприятие и понимание другого

    человека. 3 группы факторов доказывающие решающую роль общения в развитии

    человека: 1 фактор – изучение детей маугли; 2 фактор – изучение явления

    госпитализма; 3 фактор – влияние общения на общее психическое развитие

    ребенка: а) общение может ускорять психическое развитие ребенка; б) общение

    позволяет преодолевать детям неблагоприятные ситуации; в) общение может

    исправлять дефекты неправильного воспитания.

    2. Структура и функции общения

    Структура и функции общения по Г.М. Андрееву он выделяет 3 стороны

    общения: 1) Коммуникативная сторона общения – общение – это обмен

    информацией между общающимися людьми. 2) Интерактивная – включает

    организацию взаимодействия общающихся людей. 3) Перцептивная – процесс

    восприятия друг друга партнерами по общению и установлению на этой основе

    взаимодействия. Функции общения: 1) общепсихологическая классификация: а)

    информационно-коммуникативная (прием и передача информации); б)

    регуляционно-коммуникативная (регулирование деятельности людей); в)

    аффективно-коммуникативная (передача эмоциональных переживаний). 2)

    социально-психологическая: а) функции организации совместной деятельности;

    б) функция познания людьми друг друга с целью взаимопонимания; в) функция

    формирования и развития межличностных отношений.

    3. Интимные межличностные отношения

    Дружба – положительные, интимные взаимоотношения, которые основаны на

    взаимной открытости, полном доверии, общности интересов, преданности людей

    друг другу и их постоянной готовности в любой момент придти друг другу на

    помощь. Дружеские отношения носят деловой характер или утилитарный. Другая

    цель – эмоциональная цель основанная на удовлетворении от дружбы. Цель

    может быть рациональной и может быть нравственной.

    Любовь. Графически изобразить любовь и дружбу не возможно. Любовь – это

    такой вид отношений между людьми, который не допускает господства одного

    человека над другим или беспрекословного подчинения одного человека

    другому. Виды любви по Э. Фромму: 1) братская любовь, т.е. любовь между

    равными людьми (равными по семейному положению); 2) материнская любовь –

    любовь сильного к слабому, защищенного к незащищенному - такая любовь

    наиболее открыта и крепка; 3) эротическая – любовь психофизиологического

    плана, в отличие от двух других видов требует предпочтительности и особого

    выделения любимого существа среди других и исключительного отношения к

    нему; 4) любовь человека к самому себе – эгоизм от любви к себе отличается

    тем, что в нем существует исключительная любовь к себе, в ущерб такому же

    по отношению к окружающим; 5)любовь к Богу (религиозная любовь) – такая

    любовь является универсальной и выбирает в себя виды любви. Бог в этом

    случае выступает как воплощение признаков добра, справедливости, истинности

    и любви.

    Вражда – это отношения взаимной неприязни и ненависти любви. Причины

    вражды: 1) антиподы; 2) на основе не сложившихся дружеских или любовных

    отношений. Неприязнь возникает на основе существования различных интересов,

    потребностей людей, индивидуальных и интеллектуальных различий среди людей.

    Одиночество – депрессия, привычный способ реакции на одиночество, он

    проявляется в агрессии.

    -----------------------

    Виды ощущений

    По контакту с раздражителем

    По расположению рецептора

    Дистантные ощущения

    Контактные ощущения

    слуховые

    зрительные

    обонятельные

    кинестетические

    кожные

    вкусовые

    органические

    Интерацективные - органические

    Проприоцептивные (сигнализируют о положение частей тела)

    экстрацептивные

    зрительные

    слуховые

    кожные

    обонятельные


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.