МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Личность и межличностные отношения

    многообразных деятельностей.

    Имеются в виду именно деятельности субъекта, которые и являются исходными

    «единицами» психологического анализа личности, а не действия, не операции,

    не психофизиологические функции или блоки этих функций; последние

    характеризуют деятельность, а не непосредственно личность. На первый взгляд

    это положение кажется противоречащим эмпирическим представлениям о личности

    и, более того, обедняющим их, тем не менее, оно единственно открывает путь

    к пониманию личности в ее действительной психологической конкретности.

    В исследовании личности нельзя ограничиваться выяснением предпосылок, а

    нужно исходить из развития деятельности, ее конкретных видов и форм и тех

    связей, в которые они вступают друг с другом, так как их развитие

    радикально меняет значение самих этих предпосылок. Таким образом,

    направление исследования обращается не от приобретенных навыков, умений и

    знаний к характеризуемым ими деятельностям, а от содержания и связей

    деятельностей к тому, как и какие процессы их реализуют, делают их

    возможными.

    Уже первые шаги в указанном направлении приводят к возможности выделить

    очень важный факт. Он заключается в том, что в ходе развития субъекта

    отдельные его деятельности вступают между собой в иерархические отношения.

    На уровне личности они отнюдь не образуют простого пучка, лучи которого

    имеют свой источник и центр в субъекте. Представление о связях между

    деятельностями как о коренящихся в единстве и целостности их субъекта

    является оправданным лишь на уровне индивида. На этом уровне (у животного,

    у младенца) состав деятельностей и их взаимосвязи непосредственно

    определяются свойствами субъекта — общими и индивидуальными, врожденными и

    приобретенными прижизненно. Например, изменение избирательности и смена

    деятельности находятся в прямой зависимости от текущих состояний

    потребностей организма, от изменения его биологических доминант.

    Другое дело — иерархические отношения деятельностей, которые

    характеризуют личность. Их особенностью является их «отвязанность» от

    состояний организма. Эти иерархии деятельностей порождаются их собственным

    развитием, они-то и образуют ядро личности.

    Иначе говоря, «узлы», соединяющие отдельные деятельности, завязываются не

    действием биологических или духовных сил субъекта, которые лежат в нем

    самом, а завязываются они в той системе отношений, в которые вступает

    субъект.

    Наблюдение легко обнаруживает те первые «узлы», с образования которых у

    ребенка начинается самый ранний этап формирования личности. В очень

    выразительной форме это явление однажды выступило в опытах с детьми-

    дошкольниками. Экспериментатор, проводивший опыты, ставил перед ребенком

    задачу — достать удаленный от него предмет, непременно выполняя правило —

    не вставать со своего места. Как только ребенок принимался решать задачу,

    экспериментатор переходил в соседнюю комнату, из которой и продолжал

    наблюдение, пользуясь обычно применяемым для этого оптическим

    приспособлением. Однажды после ряда безуспешных попыток малыш встал,

    подошел к предмету, взял его и спокойно вернулся на место. Экспериментатор

    тотчас вошел к ребенку, похвалил его за успех и в виде награды предложил

    ему шоколадную конфету. Ребенок, однако, отказался от нее, а когда

    экспериментатор стал настаивать, то малыш тихо заплакал.

    Что лежит за этим феноменом? В процессе, который мы наблюдали, можно

    выделить три момента: 1) общение ребенка с экспериментатором, когда ему

    объяснялась задача; 2) решение задачи и 3) общение с экспериментатором

    после того, как ребенок взял предмет. Действия ребенка отвечали, таким

    образом, двум различным мотивам, т. е. осуществляли двоякую деятельность:

    одну — по отношению к экспериментатору, другую — по отношению к предмету

    (награде). Как показывает наблюдение, в то время, когда ребенок доставал

    предмет, ситуация не переживалась им как конфликтная, как ситуация

    «сшибки». Иерархическая связь между обеими деятельностями обнаружилась

    только в момент, возобновившегося общения с экспериментатором, так сказать,

    post factum: конфета оказалась горькой, горькой по своему субъективному,

    личностному смыслу.

    Описанное явление принадлежит к самым ранним, переходным. Несмотря на всю

    наивность, с которой проявляются эти первые соподчинения разных жизненных

    отношений ребенка, именно они свидетельствуют о начавшемся процессе

    формирования того особого образования, которое мы называем личностью.

    Подобные соподчинения никогда не наблюдаются в более младшем возрасте, зато

    в дальнейшем развитии, в своих несоизмеримо более сложных и «спрятанных»

    формах они заявляют о себе постоянно. Разве не по аналогичной же схеме

    возникают такие глубоко личностные явления, как, скажем, угрызения совести?

    5. Формирование личности

    Формирование личности предполагает развитие процесса целеобразования и

    соответственно развития действий субъекта. Действия, все более обогащаясь,

    как бы перерастают тот круг деятельностей, которые они реализуют, и

    вступают в противоречие с породившими их мотивами. Явления такого

    перерастания хорошо известны и постоянно описываются в литературе по

    возрастной психологии, хотя и в других терминах; они-то и образуют так

    называемые кризисы развития — кризис трех лет, семи лет, подросткового

    периода, как и гораздо меньше изученные кризисы зрелости. В результате

    происходит сдвиг мотивов на цели, изменение их иерархии и рождение новых

    мотивов — новых видов деятельности; прежние цели психологически

    дискредитируются, а отвечающие им действия или вовсе перестают

    существовать, или превращаются в безличные операции,

    Внутренние движущие силы этого процесса лежат в исходной двойственности

    связей субъекта с миром, в их двоякой опосредованности — предметной

    деятельностью и общением. Ее развертывание порождает не только

    двойственность мотивации действий, но благодаря этому также и соподчинения

    их, зависящие от открывающихся перед субъектом объективных отношений, в

    которые он вступает. Развитие и умножение этих особых по своей природе

    соподчинений, возникающих только в условиях жизни человека в обществе,

    занимает длительный период, который может быть назван этапом стихийного, не

    направляемого самосознанием складывания личности. На этом этапе,

    продолжающемся вплоть до подросткового возраста, процесс формирования

    личности, однако, не заканчивается, он только подготавливает рождение

    сознающей себя личности.

    В педагогической и психологической литературе постоянно указывается то

    младший дошкольный, то подростковый возрасты как переломные в этом

    отношении. Личность действительно рождается дважды: первый раз — когда у

    ребенка проявляются в явных формах полимотивированность и соподчиненность

    его действий (вспомним феномен «горькой конфеты» и подобные ему), второй

    раз — когда возникает его сознательная личность. В последнем случае имеется

    в виду какая-то особая перестройка сознания. Возникает задача — понять

    необходимость этой перестройки и то, в чем именно она состоит.

    В движении индивидуального сознания, описанном раньше как процесс

    взаимопереходов непосредственно-чувственных содержаний и значений,

    приобретающих в зависимости от мотивов деятельности тот или иной смысл,

    теперь открывается движение еще в одном измерении. Если описанное раньше

    движение образно представить себе как движение в горизонтальной плоскости,

    то это новое движение происходит как бы по вертикали. Оно заключается в

    соотнесении мотивов друг с другом: некоторые занимают место подчиняющих

    себе другие и как бы возвышаются над ними, некоторые, наоборот, опускаются

    до положения подчиненных или даже вовсе утрачивают свою смыслообразующую

    функцию. Становление этого движения и выражает собой становление связной

    системы личностных смыслов — становление личности.

    Конечно, формирование личности представляет собой процесс непрерывный,

    состоящий из ряда последовательно сменяющихся стадий, качественные

    особенности которых зависят от конкретных условий и обстоятельств. Поэтому,

    прослеживая последовательные его сечения, мы замечаем лишь отдельные

    сдвиги. Но если взглянуть на него как бы с некоторого удаления, то переход,

    знаменующий собой подлинное рождение личности, выступает как событие,

    изменяющее ход всего последующего психического развития.

    Знания, представления о себе накапливаются уже в раннем детстве; в

    неосознаваемых чувственных формах они, по-видимому, существуют и у высших

    животных. Другое дело — самосознание осознание своего Я. Оно есть

    результат, продукт становления человека как личности.

    6. Психические свойства личности

    и межличностные отношения

    Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овла-

    дения им социальными ценностями и его способность к реализации этих

    ценностей.

    Если понятие индивида включает в себя общие качества homo sapiens -

    представителя человеческого рода как биологического вида, то понятие

    личности связано с понятием индивидуальности - с творческим преломле-

    нием в индивиде общесоциальных качеств с неповторимой системой отноше-

    ний конкретного человека к миру, с его индивидуальными способностями

    социального взаимодействия.

    Как личность человек характеризуется уровнем развития его сознания,

    соотнесенностью его сознания с общественным сознанием, которое, в свою

    очередь, определяется уровнем развития данного общества. В свойствах

    личности проявляются возможности данного человека к участию в общест-

    венных отношениях.

    Существенной стороной личности является ее отношение к обществу, к

    отдельным людям, к себе и своим общественным и трудовым обязанностям.

    Личность характеризуется уровнем осознанности своих отношений и их ус-

    тойчивостью.

    В личности существенна не только ее позиция, но и способность к

    реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития творческих

    возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоцио-

    нально-волевых и интеллектуальных качеств.

    Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характе-

    ром и т.п. Эти свойства формируются при жизни человека, но на опреде-

    ленной природной основе.

    Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет

    его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной

    системы, динамику нервных процессов.

    В биологической организации человека, в его природе заложены воз-

    можности будущего его психического развития. Но человеческое существо

    становится человеком только благодаря социальной наследственности -

    благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в

    знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры, в сис-

    теме общественных отношений.

    Природные стороны человека не следует противопоставлять его со-

    циальной его сущности. Сама природа человека является продуктом не

    только биологической эволюции, но и продуктом истории. Биологическое в

    человеке нельзя понимать как наличие в нем какой-то "животной" сторо-

    ны. Все природные биологические задатки человека являются человечески-

    ми, а не животными задатками.

    Но становление человека как личности происходит только в конкретных

    общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведе-

    ния людей, и критерии оценки их поведения.

    То, что на первый взгляд представляется естественными качествами

    человека (например, черты его характера), в действительности является

    закреплением в личности общественных требований к ее поведению.

    Движущей силой развития личности являются внутренние противоречия

    между постоянно растущими общественно обусловленными потребностями и

    возможностями их удовлетворения. Развитие личности - это постоянное

    расширение ее возможностей и формирование новых потребностей.

    Уровень развития личности определяется характерными для нее отноше-

    ниями. Низкие уровни развития личности характеризуются тем, что ее от-

    ношения обусловлены в основном утилитарными, меркантильными интереса-

    ми. Наиболее высокий уровень развития личности характеризуется преоб-

    ладанием общественно значимых отношений. Регулируя свою жизнедеятель-

    ность в обществе, каждый индивид решает сложные жизненные задачи. Лич-

    ность проявляется в том, как она решает эти задачи. Одни и те же труд-

    ности, коллизии преодолеваются различными людьми разными способами

    (вплоть до преступных).

    Понять личность - это значит понять, какие жизненные задачи и каким

    способом она решает, какими исходными принципами решения этих задач

    она вооружена.

    Различаются личности социализированные - адаптированные к условиям

    своего социального бытия, десоциализированные - девиантные, отклоняю-

    щиеся от основных социальных требований (крайние формы этого отклоне-

    ния - маргинальность) и психически аномальные личности (психопаты,

    невротики, лица с задержками психического развития и с личностными ак-

    центуациями - "слабыми местами" в психической саморегуляции).

    Можно выделить ряд особенностей социализированной личности, находя-

    щейся в пределах психической нормы.

    Наряду с социальной приспособленностью развитая личность обладает

    личностной автономией, утверждением своей индивидуальности. В крити-

    ческих ситуациях такая личность сохраняет свою жизненную стратегию,

    остается приверженной своим позициям и ценностным ориентациям (целост-

    ность личности). Возможные психические срывы в экстремальных ситуациях

    она предупреждает системой средств психологической защиты (рационали-

    зацией, вытеснением, переоценкой ценностей и др.).

    Личность в норме находится в состоянии своего непрерывного разви-

    тия, самоусовершенствования и самореализации, постоянно открывая для

    себя новые горизонты на своем человеческом пути, испытывает "радость

    завтрашнего дня", изыскивает возможности актуализации своих способнос-

    тей. В трудных условиях - толерантна, способна к адекватным действиям.

    Психически уравновешенный индивид устанавливает доброжелательные

    отношения с другими людьми, проявляет чуткость к их потребностям и ин-

    тересам.

    В построении своих жизненных планов стабильная личность исходит из

    реальных возможностей, избегает завышенных притязаний. Развитая лич-

    ность обладает высокоразвитым чувством справедливости, совести и чес-

    ти. Она решительна и настойчива в достижении объективно значимых це-

    лей, но не ригидна - способна к коррекции своего поведения. На сложные

    требования жизни она способна реагировать тактической лабильностью без

    психических надломов. Источником своих удач и неудач она считает себя,

    а не внешние обстоятельства. В сложных условиях жизни она способна

    взять ответственность на себя и пойти на оправданный риск. Наряду с

    эмоциональной устойчивостью, она постоянно сохраняет эмоциональную ре-

    активность, высокую чувствительность к прекрасному и возвышенному. Об-

    ладая развитым чувством самоуважения, она способна посмотреть на себя

    со стороны, не лишена чувства юмора и философского скепсиса.

    Сознание своей обособленности позволяет индивиду быть свободным от

    произвольных преходящих социальных условий, диктата власти, не терять

    самообладание в условиях социальной дестабилизации и тоталитарных реп-

    рессий. Ядро личности связано с ее высшим психическим качеством - ду-

    ховностью. Духовность - высшее проявление сущности человека, его внут-

    ренняя приверженность человеческому, нравственному долгу, подчинен-

    ность человека высшему смыслу его бытия. Духовность личности - ее

    сверхсознание, неугасимая потребность стойкого отвержения всего низ-

    менного, беззаветная преданность возвышенным идеалам.

    Автономность личности - это ее обособленность от недостойных побуж-

    дений, сиюминутной престижности и псевдосоциальной активности.

    7. Психоанализ З. Фрейда

    ЗИГМУНД ФРЕЙД (1856-1939) являлся известным австрийским психиатром и

    психоаналитиком. В своем мировоззренческом развитии Фрейд прошел очень

    сложный и противоречивый путь. Наблюдая патологические отклонения в

    психике, он пришел к выводу о наличии в сознании человека особой

    бессознательной сферы, некого бездонного потаенного резервуара переживаний,

    который в принципе не может быть до конца просветлен светом

    разума, и энергия которого во многом определяет работу сознания человека и

    его внешнее поведение. Начиная с раннего детства многие переживания

    человека, забываются сознанием и вытесняются в бессознательное продолжая

    там жить всю оставшуюся жизнь, беспокоя и мучая человека, иногда

    разрастаясь до серьезных психических расстройств порождая страх, комплексы,

    суеверия. Фрейд полагал, что психиатрия должна лечить не тело, а личность.

    Метод психоанализа состоял в раскапывании у пациента его бессознательного,

    пытаясь добраться до тех "забытых" переживаний, которые когда-то потрясли

    психику и ушли в подсознание, но продолжают мучить человека. Как только эти

    переживания осознаются, вспоминаются, они перестают довлеть над психикой.

    Свои основные идеи Фрейд изложил в работах "Я и Оно", "Тотем и табу",

    "Толкование сновидений" и др.

    Деление психики на сознательное и бессознательное является основной

    предпосылкой психоанализа, и только оно дает ему возможность понять и

    приобщить науке часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы

    в душевной жизни. Иначе говоря, психоанализ не может перенести сущность

    психического в сознание, но должен рассматривать сознание как качество

    психического, которое может присоединяться или не присоединяться к другим

    его качествам.

    Если бы я мог рассчитывать, что эта книга будет прочтена всеми

    интересующимися психологией, то я был бы готов к тому, что уже на этом

    месте часть читателей остановится и не последует далее, ибо здесь первое

    применение психоанализа. Для большинства философски образованных людей идея

    психического, которое одновременно не было бы сознательным, до такой

    степени непонятна, что представляется им абсурдной и несовместимой с

    простой логикой. Это происходит, полагаю я, оттого, что они никогда не

    изучали относящихся сюда феноменов гипноза и сновидений, которые, — не

    говоря уже обо всей области патологического, — принуждают к пониманию в

    духе психоанализа. Однако их психология сознания никогда не способна

    разрешить проблемы сновидения и гипноза.

    Быть сознательным — это, прежде всего, чисто описательный термин, который

    опирается на самое непосредственное и надежное восприятие. Опыт показывает

    нам далее, что психический элемент, например представление, обыкновенно не

    бывает длительно сознательным. Наоборот, характерным является то, что

    состояние сознательности быстро проходит; представление в данный момент

    сознательное, в следующее мгновение перестает быть таковым, однако может

    вновь стать сознательным при известных, легко достижимых условиях. Каким

    оно было в промежуточный период — мы не знаем; можно сказать, что оно было

    скрытым (latent), подразумевая под этим то, что оно в любой момент способно

    было стать сознательным. Если мы скажем, что оно было бессознательным, мы

    также дадим правильное описание. Это бессознательное в таком случае

    совпадает со скрыто или потенциально сознательным. Правда, философы

    возразили бы нам: нет, термин «бессознательное» не может иметь здесь

    применения; пока представление находилось в скрытом состоянии, она вообще

    не было психическим. Но, если бы уже в этом месте мы стали возражать им, то

    затеяли бы совершенно бесплодный спор о словах.

    К термину или понятию бессознательного мы пришли другим путем, путем

    разработки опыта, в котором большую роль играет душевная динамика. Мы

    видели, т. е. вынуждены были признать, что существуют весьма напряженные

    душевные процессы или представления, — здесь, прежде всего, приходится

    иметь дело с некоторым количественным, т. е. экономическим, моментом —

    которые могут иметь такие же последствия для душевной жизни, как и все

    другие представления, между прочим, и такие последствия, которые могут быть

    сознаны опять-таки как представления, хотя в действительности и не

    становятся сознательными. Нет необходимости подробно повторять то, о чем

    уже часто говорилось. Достаточно сказать: здесь начинается

    психоаналитическая теория, которая утверждает, что такие представления не

    становятся сознательными потому, что им противодействует известная сила,

    что без этого они могли бы стать сознательными, и тогда мы увидели бы, как

    мало они отличаются от остальных общепризнанных психических элементов. Эта

    теория сказывается неопровержимой благодаря тому, что в психоаналитической

    технике нашлись средства, с помощью которых можно устранить

    противодействующую силу и довести соответствующие представления до

    сознания. Состояние, в котором они находились до осознания, мы называем

    вытеснением, а сила, приведшая к вытеснению и поддерживавшая его, ощущается

    нами во время нашей психоаналитической работы как сопротивление.

    Понятие бессознательного мы, таким образом, получаем из учения о

    вытеснении. Вытесненное мы рассматриваем как типичный пример

    бессознательного. Мы видим, однако, что есть двоякое бессознательное:

    скрытое, но способное стать сознательным, и вытесненное, которое само по

    себе и без дальнейшего не может стать сознательным. Скрытое

    бессознательное, являющееся таковым только в описательном, но не в

    динамическом смысле, называется нами предсознательным; термин

    «бессознательное» мы применяем только к вытесненному динамическому

    бессознательному; таким образом, мы имеем теперь три термина:

    «сознательное» (bw), «предсознательное» (vbw) и «бессознательное» (ubw),

    смысл которых уже не только чисто описательный. Предсознательное (vbw)

    предполагается нами стоящим гораздо ближе к сознательному (bw), чем

    бессознательное, а так как бессознательное (ubw) мы назвали психическим, мы

    тем более назовем так и скрытое Предсознательное (vbw). Почему бы нам,

    однако, оставаясь в полном согласии с философами и сохраняя

    последовательность, не отделить от сознательно-психического как

    предсознательное, так и бессознательное? Философы предложили бы нам тогда

    рассматривать и предсознательное и бессознательное как два рода или две

    ступени психоидного, и единение было бы достигнуто. Однако результатом

    этого были бы бесконечные трудности для изложения, а единственно

    значительный факт, что психоиды эти почти во всем остальном совпадают с

    признанно психическим, был бы оттеснен на задний план из-за предубеждения,

    возникшего еще в то время, когда не знали этих психоидов или самого

    существенного в них.

    Таким образом, мы с большим удобством можем обходиться нашими тремя

    терминами; bw, vbw и ubw, если только не станем упускать из виду, что в

    описательном смысле существует двоякое бессознательное, в динамическом же

    только одно. В некоторых случаях, когда изложение преследует особые цели,

    этим различием можно пренебречь, в других же случаях оно, конечно,

    совершенно необходимо. Вообще же мы достаточно привыкли к двойственному

    смыслу бессознательного и хорошо с ним справлялись. Избежать этой

    двойственности, поскольку я могу судить, невозможно; различие между

    сознательным и бессознательным есть, в конечном счете, вопрос восприятия,

    на который приходится отвечать или да или нет, самый же акт восприятия не

    дает никаких указаний на то, почему что-либо воспринимается или не

    воспринимается. Мы не вправе жаловаться на то, что динамическое в явлении

    может быть выражено только двусмысленно.

    В дальнейшем развитии психоаналитической работы выясняется, однако, что и

    эти различия оказываются не исчерпывающими, практически недостаточными. Из

    числа положений, служащих тому доказательством, приведем решающее. Мы

    создали себе представление о связной организации душевных процессов в одной

    личности и обозначаем его как Я этой личности. Это Я связано с сознанием,

    что оно господствует над побуждениями к движению, т. е. к вынесению

    возбуждений во внешний мир. Это та душевная инстанция, которая контролирует

    все частные процессы (Partial-vorgange), которая ночью отходит ко сну и все

    же руководит цензурой сновидений. Из этого Я исходит также вытеснение,

    благодаря которому известные душевные побуждения подлежат исключению не

    только из сознания, но также из других областей значимости и деятельности.

    Это устраненное путем вытеснения в анализе противопоставляет себя Я, и

    анализ стоит перед задачей устранить сопротивление, производимое Я по

    отношению к общению с вытесненным. Во время анализа мы наблюдаем, как

    больной, если ему ставятся известные задачи, попадает в затруднительное

    положение; его ассоциации прекращаются, как только они должны приблизиться

    к вытесненному. Тогда мы говорим ему, что он находится во власти

    сопротивления, но сам он ничего о нем не знает, и даже в том случае, когда,

    на основании чувства неудовольствия, он должен догадываться, что в нем

    действует какое-то сопротивление, он все же не умеет ни назвать, ни указать

    его. Но так как сопротивление, несомненно, исходит из его Я и принадлежит

    последнему, то мы оказываемся в неожиданном положении. Мы нашли в самом Я

    нечто такое, что тоже бессознательно и проявляется подобно вытесненному,

    т. е. оказывает сильное действие, не переходя в сознание и для осознания

    чего требуется особая работа. Следствием такого наблюдения для

    аналитической практики является то, что мы попадаем в бесконечное множество

    затруднений и неясностей, если только хотим придерживаться привычных

    способов выражения, например, если хотим свести явление невроза к конфликту

    между сознанием и бессознательным. Исходя из нашей теории структурных

    отношений душевной жизни, мы должны такое противопоставление заменить

    другим, а именно, цельному Я противопоставить отколовшееся от него

    вытесненное.

    Однако следствия из нашего понимания бессознательного еще более

    значительны. Знакомство с динамикой внесло первую поправку, структурная

    теория вносит вторую. Мы приходим к выводу, что ubw не совпадает с

    вытесненным; остается верным, что все вытесненное бессознательно, но не все

    бессознательное есть вытесненное. Даже часть Я (один бог ведает, насколько

    важная часть Я может быть бессознательной), без всякого сомнения,

    бессознательна. И это бессознательное в Я не есть скрытое в смысле

    предсознательного, иначе его нельзя было бы сделать активным без осознания

    и само осознание не представляло бы столько трудностей, Когда мы, таким

    образом, стоим перед необходимостью признания третьего, не вытесненного

    ubw, то нам приходится признать, что характер бессознательного теряет для

    нас свое значение. Он обращается в многосмысленное качество, не позволяющее

    широких и непререкаемых выводов, для которых нам хотелось бы его

    использовать. Тем не менее, нужно остерегаться пренебрегать им, так как, в

    конце концов, свойство бессознательности или сознательности является

    единственным светочем во тьме психологии глубин.

    8. Психоанализ в ХХ веке

    Психология начала ХХ века была сложным и противоречивым явлением, где

    наряду продолжающимися попытками чисто механического объяснения

    человеческой психики большое место занимали философские рационалистические

    спекуляции о сознании как о чистом духе, способном в принципе до конца

    просветить самое себя и окружающий мир.

    Эмпирическая психология полагала, что любое психическое переживание, в

    конечном счете, определяется закрепленными за ними нервными процессами, и

    всякая высшая психическая форма, может быть без остатка разложена на эти

    процессы. Сознание отождествлялось со своего рода машиной, не имеющая

    никаких врожденных структур и содержаний, при его описании применялись

    механические и математические образы, напоминающие явления внешнего мира.

    Душевная жизнь представлялась механической мозаикой из каких-то душевных

    "камешков", которые назывались ощущениями, представлениями и т.д.

    Рационалистическая спекулятивная психология решительно отрицала такую

    непосредственную привязку к физиологии и понимала себя как науку о сознании

    и о тех явлениях внутреннего мира, которые индивидуальный субъект способен

    воспринять ясно и отчетливо и дать о них самоотчет. Считалось, что никто не

    знает самого себя, свои внутренние потайные пружины и мотивы так, как сам

    человек, который может дать о них полный отчет.

    9. Список использованной литературы

    1. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. // Психология

    личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., Изд-во

    МГУ, 1982.

    2. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание личность. М., 1975.

    3. Рубинштейн С. Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности

    // Психологтя личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер,

    А. А. Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1982.

    4. Философия: Учебник Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова.

    - М.: Русское слово, 1996.

    5. Хрестоматия по истории психологии. Под ред. Гальперина П. Я., Ждан А.

    Н. М.: Изд-во МГУ, 1980.

    Рецензия

    | | |

    | | |

    | | |

    | | |

    | | |

    | | |

    | | |

    | | |

    | | |

    | | |

    | | |

    | | |

    | | |

    | | |

    | | |

    | | |

    | | |

    | | |

    | | |

    | | |

    | | |

    | | |

    | | |

    | | |

    | | |

    | | |

    | | |

    | | |

    | | |

    | | |

    | | |

    | | |

    | | |

    | | |

    | | |

    | | |

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.