МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Лидерство

    Организационная функция включает создание кадров и системы

    управления, сплочение сторонников, планирование политических

    процессов и действий, практических аспектов политической работы.

    Лидер формирует аппарат, распределяет в нем обязанности, создает

    условия для воспитания, выдвижения и назначения руководителей,

    контролирует и регулирует отношения между ними, ориентирует их на

    компромисс или на решительное изменение политики и замену руководства и

    др.

    Координационная функция - согласование действий институтов власти,

    учреждений, направлений их деятельности. Лидер должен приводить их

    решения и политический выбор в соответствие с общественным мнением, с

    принятой в обществе системой ценностей.

    Интегративная функция - сплочение единомышленников, окружения,

    общества вокруг программы лидера.

    5. Как выделить лидера в ученическом коллективе

    Проблема лидера и лидерства в ученическом коллективе — одна из самых

    острых, актуальных в воспитательной системе школы. Лидер в классе — опора

    классного руководителя, завуча по воспитательной работе. Лидеры — это

    ребята, которые самым естественным образом организуют своих сверстников,

    способствуют утверждению социально значимых ценностей и ориентации. Вот

    почему и классному руководителю, и учителям-предметникам очень полезно

    знать неформального лидера в классе, в школе, уметь определять их по

    различным признакам.

    Педагог, будь он воспитателем или учителем, классным руководителем или

    директором школы, — это прежде всего лидер, человек, который умеет всё или

    почти всё. Он может вести урок, проверять посты на дежурстве, увлечённо

    рассказывать о пришельцах из космоса на классном часе, придумать реквизит к

    спектаклю, организовать поход, начинающийся на рассвете. Он лучше всех

    проведёт КВН, интригующе поставит животрепещущие проблемы на «Часе

    откровений». Между тем он не маг, он — педагог. И этим всё сказано.

    Нередко приходится слышать, что молодёжь стосковалась по ярким лидерам,

    но среди учителей их нет. Не верьте этому! Лучшие учителя соединяют в себе

    авторитет наставника и искромётный задор лидера, венчанного в этом звании

    самими ребятами, с благоговением считающими, что их директор, учитель,

    классный — самый «классный». Что его ум, находчивость, смекалка, эрудиция,

    умение преодолевать трудности — для них пример, подтверждающий подлинный

    смысл авторитета — не навязываемого извне, а внутренне принятого,

    неоспоримого.

    Все лидеры — неформальные, формальных не бывает. Формально бывает

    только «кресло» — должность директора, начальника, руководителя, которых

    назначали, но которые далеко не всегда становятся вдохновителями,

    организаторами, т.е. лидерами.

    Изучая современное состояние воспитания, я пришёл к выводу, что

    проблема лидера, власти, харизмы — одна из важнейших в человеческих

    взаимоотношениях, в педагогике, но о ней, о её важности, значимости мы как-

    то не говорим. Между тем подрастают новые эскадроны тинэйджеров, никак и

    никем не организуемые. Но табун, не имеющий вожака, обречён на гибель.

    Каждому учителю полезно развивать в себе качества подлинного лидера,

    приглядеться к тому, кто пользуется подростковым уважением. Это

    предостережёт учителя от опасности оказаться скучным и навязчивым,

    «чужаком» в детском сообществе.

    Что говорят лидеры о себе? Обратимся к их самонаблюдениям, чтобы

    понять, с кем имеем дело и кем может стать учитель, воспитатель, ведущий за

    собой ребят.

    Сергей (12 лет) в беседе с психологом признаётся:

    «В детстве, когда играли в войну, меня всегда избирали командиром,

    Чапаевым. Я как-то умудрялся прекращать драки, а как — и сам не знаю. Если

    надо, то сам дрался, часто проигрывал. Когда Вера Сергеевна забрала у

    Алёшки дневник и вызвала родителей, я встал и сказал, что она неправа. Все

    затаились, её ребята боятся. А она накричала на меня, но дневник ему

    отдала. Меня стали уважать даже те, с кем я часто дрался...»

    Здесь много признаний, актуальных для нас, педагогов. Главная черта

    лидера — справедливость, умение постоять за другого, сплотить коллектив. Он

    не просто принимает решения, но принимает их, исходя из того, что нужно

    прежде всего коллективу, делу.

    А вот что говорит о себе учитель, вспоминая о том времени, когда он был

    вожатым пионерского лагеря: «Я начинал день, как всегда, затянутым в

    «фирму»: это для ребят важнее, чем моё настроение. Они видят меня таким,

    какими хотят видеть себя. Однажды на берегу реки ветром у меня с головы

    снесло бейсболку. Я не успел оглянуться (мы о чём-то оживлённо говорили),

    как мальчишки наперегонки бросились за ней, хотя купаться было

    категорически запрещено. Я не знал, как реагировать: наказывать или

    хвалить.

    На второй же неделе я стал в них видеть себя со стороны: они старались

    так же, как я, одеваться, говорить, даже пословицы у них были те же,

    которые употреблял я. Когда мы однажды возвращались с совхозного поля по

    грядкам, я увидел кучу картофеля, в беспорядке лежавшего возле пустых

    мешков. «Уничтожить!» — внезапно вырвалось у меня, и я показал на кучу.

    Через две минуты картошка словно сама собой упаковалась в мешки, а мы

    продолжали о чём-то говорить».

    Педагог, вспоминающий это, — несомненный лидер подростков. Он приходит

    к выводу о том, что должен быть примером, эталоном для ребят во всём — от

    внешнего вида до умения увлечь делом, словом. Одним своим присутствием он

    укрепляет силы отряда, приводит его к победе. Здесь выявляется и такая

    значительная проблема: принимать или нет «знаки внимания»? Думаю, что мы не

    имеем права реагировать на них, их нужно спокойно и без аффектации

    игнорировать.

    «Боевой» приказ — «уничтожить!» — случайно вырывается у вожатого. Этот

    императив органичен всему речевому потоку, и это сделало приказ обычным

    элементом диалогического взаимодействия педагога с ребятами. Их реакция

    была тоже самой естественной.

    Общество, начиная со своих микроструктур, иерархично по самой своей

    природе, и проявление лидера вполне естественно. Талантливый директор,

    учитель, воспитатель соединяет в себе лидера, принятого группой, и

    человека, «назначенного свыше». Выступать в столь различных функциях

    сложно, но именно это побуждает учителя и воспитателя изучать психологию

    подросткового коллектива, иерархию в нём, чтобы стать тем, кого ждут

    подростки: не начальником, а другом, командиром, храбрейшим из бойцов,

    самым неутомимым среди рассказчиков. Наших учеников надо учить жить в

    коллективе — учить разумному лидированию и разумному подчинению. В

    современной педагогике стали актуальными лозунги свободы, многие учителя и

    ученики отвергают приказ как жёсткое требование, как пережиток

    авторитаризма. Между тем А.С. Макаренко считал, что умение приказывать и

    подчиняться делает человека гражданином подлинно демократического общества.

    Любой человек должен уметь и отдавать распоряжения, и следовать им,

    подчиняя себя естественным законам жизни общества. Сегодня мы исполняем чей-

    то приказ, завтра сами даём распоряжение, умеем брать на себя

    ответственность, чётко формулировать задачи группы, коллектива.

    Молодёжных группировок сейчас много. И педагог их должен знать. Так,

    есть среди них кожаные рокеры-байкеры, рафинированные мажоры, или, как их

    называют, «псевдюшники», есть наци в чёрных рубашках и узких чёрных

    галстуках, двух- и трёхцветные фанаты, а то и просто «пофигисты», способные

    в лучшем случае «забить стрелу на клубарь», в худшем — «сесть на иглу» или

    «токсить». Но их ориентиры, их кумиров необходимо знать, если мы хотим быть

    авторитетны для всех подростков, а не для избранных.

    Лидер должен лучше других «козлить» на мотоцикле; лучше всех знать

    историю любимой команды, а разного рода «суперменам» с фашистскими

    эмблемами в виде двух молний — раскрыть те ценности, которые изменят их

    систему взглядов, рождённую неприкаянностью переходного времени и

    национальной униженностью.

    В «Педагогической энциклопедии» сказано о лидере деловом и

    эмоциональном, авторитарном, демократическом и либеральном. «В отличие от

    руководителя, — подчёркивается там, — лидер не назначается официально, не

    наделяется какими-либо формальными полномочиями и не несёт законной

    ответственности за состояние дел в группе». Это распространяется на любое

    объединение. Лидер от руководителя отличается тем, что не говорит: «Я

    требую!», не указывает на свои звания, заслуги, меж тем как его команды

    выполняются единодушно и немедленно. Один из индикаторов лидера — одежда

    (внешний вид). В ней наиболее полно воплощено стремление групп: увлечения

    мотоциклами, спортом, музыкой и так далее. «Униформа» лидера должна быть не

    всегда яркой, но обязательно качественной, ибо одежда лидера — предмет

    подражания группы, наиболее полно воплощающий её атрибутику и

    направленность. Поэтому предмет этот должен быть достоин подражания, иначе

    «пальма первенства» отойдёт к другим. Есть случаи, когда отсутствие

    «фирмовой упаковки» служило причиной смены лидера. Более того, подростки

    отказывались носить дефицитные некогда американские джинсы, если их не было

    у лидера группы. Лидеру стоит это учесть.

    4

    Зная идеалы и установки ребят, можно составить некий обобщённый портрет

    их кумира и стараться выглядеть так же. Внешний облик молодёжных кумиров и

    лидеров, изменения в их имидже приводят к скачкообразным изменениям моды и

    появлению, на первый взгляд, самых нелепых новаций в манере одеваться. А.

    Струков, руководитель группы «Культурная революция», замечает:

    «Странное дело. Не успели мы забыть про «литовки» (цензуру), как тут же

    появились понятия «формат» и «максидром», улицы заполнились стройными

    рядами рафинированных молодых людей, удивительным образом похожих друг на

    друга, независимо от пола (кепки задом наперёд, причёски «мальчик-девочка»

    с выжженными волосами...)» (Сов. Россия. 2000, 14 дек.).

    Очевидно стремление молодёжи к «униформе», к стилистическому

    единообразию, что некогда называлось слепым следованием моде. Так ли уж оно

    слепо? Едва ли: у истоков моды — лидер, и копирование его стиля вписывается

    в контекст отношений в группе, что стало определяющим началом. Если в

    молодёжную группу пришёл «рядовой» участник в экстравагантном наряде, — это

    может оказаться поводом для насмешек; лидер же, появившись в таком виде,

    «узаконивает» моду для группы подростков и молодёжи. Один из претендентов

    на русский престол подписывался так:

    «Малый с малыми, добрый с добрыми, злой со злыми». Это одно из основных

    качеств лидера — умение к каждому найти тропу, «отзеркалить» человека, с

    тем чтобы понять его и найти именно те слова, аргументы, что подействуют на

    него безотказно. Если мы хотим быть лидерами, надо уметь стать «своими»,

    иначе останемся лишь раздражающим внешним фактором. Запомним: на группу

    всегда сильнее действует эмоциональное начало, чем логическое. Лидером

    скорее становится тот, кто поддержит настроение и с помощью положительных

    эмоций сформирует установку, а не тот, кто способен много и умно доказывать

    что-то, не воздействуя на настроение.

    ...Вокруг нас многие ребята слоняются без дела. А ведь мы и они взаимно

    могли бы друг другу помочь. Именно об этом думал А.П. Гайдар, когда писал

    «Тимура и его команду». К.Г. Паустовский вспоминает об этом так: «Года за

    два до того, как вышел «Тимур и его команда», Гайдар зашёл как-то ко мне. У

    меня был трудно болен сын, и мы сбились с ног в поисках одного редкого

    лекарства. Его нигде не было. Гайдар подошёл к телефону и позвонил к себе

    домой.

    — Пришлите сейчас же ко мне, — сказал он, — всех мальчиков из нашего

    двора, я жду.

    Он повесил трубку. Через 10 минут раздался отчаянный звонок у двери.

    Гайдар вышел в переднюю. На площадке за дверью стояло человек десять

    мальчиков, очень взволнованных и запыхавшихся.

    — Вот что, — сказал им Гайдар. — Тяжело болен один мальчик, нужно вот

    такое лекарство. Я вам запишу каждому его название на бумажке. Сейчас же на

    юг, восток, север и запад. Из аптек звонить мне сюда. Всё поняли?

    — Понятно, Аркадий Петрович, — закричали мальчики и понеслись вниз по

    лестнице. Вскоре начались звонки... Через 40 минут восторженный детский

    голос прокричал в трубку: «Аркадий Петрович, есть, я достал!» — «Где?» — «В

    Марьиной роще!» — «Вези сюда, немедленно!..»

    Лекарство было привезено, и сыну вскоре стало легче.

    — Ну, что, — спросил меня Гайдар, собираясь уходить, — хорошо работает

    моя команда?»

    5.1 Уверенность и осведомлённость

    Учителю, если он хочет стать лидером, просто необходимо знать

    приоритеты и цели группы, безошибочно определять, кто из ребят пользуется

    наибольшим авторитетом и почему. Если мы пришли в класс или в отряд к

    подросткам, как это сделать быстрее и безошибочнее? Рассмотрим на примерах.

    Учитель входит в класс и неожиданно обращается с вопросом: «Кто у вас

    лидер?» Ответом является уверенное: «У нас его нет». Скажет это как раз

    тот, о ком был задан вопрос. В другом случае называют различных ребят, но

    все посматривают в одну сторону. Туда и надо смотреть, чтобы получить

    ответ. В третьем случае один из ребят, к общему восторгу, восклицает: «Я».

    По этому восторгу можно вычислить только шута, а лидер тот, с кем он

    общается наиболее часто.

    Можно свободно рассадить ребят в комнате. Место лидера всегда окажется

    в последнем ряду, как правило, в середине или в углу, противоположном

    входной двери. Оттуда он видит всех, а его, не повернувшись специально, не

    видит никто. Он может управлять классом, обращаться ко всем, а ответное

    обращение затруднено: нужно обернуться, а это некий коммуникативный барьер.

    Отличительная особенность положения лидера в группе — закрытость,

    защищенность от любых непредвиденных воздействий. Место как можно дальше,

    напротив учителя или в конце длинного стола (в положении конфронтации).

    Если же он сел рядом, знайте: готовится «прикол» или своеобразное

    приглашение к сотрудничеству (принимать его стоит лишь тогда, когда

    лидерство однозначно уже переходит к вам).

    Можно провести известный тест — изображение человека из 10

    геометрических фигур. Квадрат — наиболее устойчивый среди них. Лидерские

    качества обнаруживает тот, у кого на изображении человека помещено

    наибольшее количество квадратов.

    Если к классу (группе) обратиться с вопросом или предложением,

    требующим однозначного ответа («Выключить здесь свет?»; «Может, мне открыть

    форточку?»; «Давайте перенесём теннисный стол»), — ответит первым лидер.

    Право говорить от имени группы делегируется именно ему. Мы спрашиваем на

    вечере: «Поздновато, может, разойдёмся?» Внимательно посмотрим, кто ответит

    первым «да» или «нет». Это и будет тот, чья поддержка нам особенно важна в

    работе с ребятами, кто играет ту роль, которая должна принадлежать нам

    самим. Безапелляционностью ответа он закрепляет свой статус в глазах

    аудитории.

    Лидер, как правило, наиболее активно отказывается от официального

    руководства, поскольку лидирование неформальное устраивает его в наибольшей

    степени. Не навязывайте ему руководство, ведь подлинным вожаком группы

    сможет стать тот, кого класс или отряд изберёт для этого при нашей

    поддержке.

    Как ещё узнать лидера? Какие качества выделить? Наконец, как стать им?

    Какие условия соблюдать? Понаблюдайте за ребятами внимательно, и вы

    увидите, что лидер — это тот, чьи слова в весёлой компании непременно

    вызывают одобрительный смех, даже если мысль не отличается глубиной и

    остроумием; тот, кто, не стремясь привлечь к себе внимания, заполняет паузы

    в беседе, ловко вставляя слово, способное направить её дальнейший ход.

    Уверенность и зачастую бескомпромиссность лидера закрепляется

    характерным взглядом. Люди, оказывающие наибольшее влияние на ход истории,

    непременно обладали особенностью взгляда как наиболее сильного средства

    воздействия на собеседника. Исторические персонажи подтверждают это: сила

    их взгляда оказывает огромное императивное воздействие. А.А. Громыко

    вспоминает: «Сталин имел обыкновение, выступая, скажем, с упрёком по ад-

    ресу того или иного зарубежного деятеля или в полемике с ним, смотреть на

    него пристально, не отводя глаз в течение какого-то времени. И надо

    сказать, объект его внимания чувствовал себя в эти минуты неуютно. Шипы

    этого взгляда пронизывали». Обратим внимание: это воздействие оказывалось

    на иностранцев, то есть на тех, кто не трепетал перед советским лидером, не

    боялся его.

    Важные сведения о силе взгляда содержатся в художественных текстах. А.

    Дюма пишет о графе Калиостро, присутствующем на капище на Гром-горе: «Под

    его повелительным взглядом шпаги начали опускаться. Одни тотчас, другие

    медленно, пропорционально силе сопротивления натур этому мощному взгляду»

    5.2 Речевая характеристика лидера

    Но самую полную характеристику лидирующей личности даст всё же её

    речевой портрет. Приходилось слышать, что стремление разделить интересы

    молодёжи разлагает её. И это в какой-то мере справедливо. Однако сколь бы

    высоки и гуманны ни были наши мысли и требования, они останутся внешним и

    довольно скучным явлением, если мы не сможем посмотреть на мир глазами

    воспитанников, с позиций их мотивов и ценностей. Вести за собой имеет право

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.