МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Лидерство

    лишь тот, кто уже осознаётся как «свой», кто интуитивно чувствует каждого в

    группе, быстрее и точнее других откликнется на ещё не прозвучавшие вопрос и

    просьбу.

    При словах лидера умолкают самые темпераментные полемисты, его слушают,

    никогда не прерывая. Понимая это, лидер говорит без особой заботы о

    выразительности речи, не сомневаясь в своей правоте. Сомневающийся в себе

    быть лидером не может. Есть ещё одна особенность «словесного портрета»

    лидера: он никогда не пересказывает чужих мнений в качестве опоры для

    собственного, он вообще избегает делегировать кому-либо свои полномочия

    арбитра. У него полно анекдотов, скетчей, забавных историй на все случаи

    жизни. Но в то же время он никогда не повторяет их в одной группе, создавая

    себе репутацию человека феноменальной памяти.

    У подростков есть некая способность осознавать лидерские качества

    одного из членов группы, и это удивительно точно показывает Юхан Борген,

    повествуя о Вилфреде (Маленьком Лорде), превращающем группу враждебных

    подростков в своих единомышленников. Это рождение асоциального, даже

    антисоциального лидера, способного вести за собой на убийство. И всё же его

    речевые качества, наиболее притягательные для ребят, педагог должен знать,

    чтобы в одном случае противопоставить им заранее подготовленные приёмы

    психолого-педагогического воздействия, а в другом — воспользоваться

    некоторыми, чтобы разрушить сложившиеся негативные стереотипы и изнутри

    группы воспитать новые.

    — Ладно, ребята, — бросил он в темноту. — Что будем делать? Он услышал

    незнакомые нотки в собственном голосе, услышал голос незнакомого парня,

    того самого Вилфреда, с которым изредка ему удавалось свести знакомство,

    чувствовал в себе силу этого парня, его стремление верховодить.

    — А ну-ка, давай сюда фонарь, — сказал он, наугад протянув руку в

    темноту.

    Чья-то рука нашарила его руку. Фонарь снова оказался у него...

    На какое-то короткое, пьянящее мгновение Вилфред почувствовал, что

    здесь, сейчас он может заставить девятерых мальчишек сделать всё, что ему

    заблагорассудится, даже против их собственной воли.

    — За мной, — коротко бросил он, прокладывая себе путь среди них. Они

    робко расступились, а потом, что-то бормоча, последовали за ним...

    Он обернулся к мальчишкам, сгрудившимся вокруг него.

    — Со мной пойдут трое. Остальные пока рассыпьтесь по парку. Обращённые

    к нему лица тускло маячили перед ним, он их не видел, не воспринимал как

    лица. В резком свете они казались плоскими овалами, разинутые рты жадно

    ловили его приказания. Все хотели оказаться в числе троих. И все боялись.

    Он трепетал от нервного напряжения, понимая это и понимая, что тот, на кого

    падёт выбор, будет дрожать от восторга и в то же время желать очутиться на

    другом краю света.

    — Ты, — изрёк он, тяжело опустив руку на плечо сиплого. Тот, кого звали

    Крыса, пытался улизнуть, но опоздал.

    — И ты, — произнёс Вилфред, подтащив Крысу рукой, отяжелевшей от

    ощущения власти.

    Оставалось выбрать ещё одного. Все потупили глаза, кроме бледного

    малыша, смотревшего с мольбой, точно под гипнозом...

    . Ладно-ладно, и ты., — заявил Маленький Лорд, словно нехотя

    соглашаясь на благодеяние»

    Перед нами — своего рода энциклопедия речевого поведения лидера-

    подростка. Можно долго анализировать каждую реплику Вилфреда, каждый жест и

    интонацию, отмечать точное предвидение реакции, но нельзя забывать: ребята,

    несколько минут назад бывшие его врагами, готовы идти за ним, причём идти

    на тяжкое преступление. Почему ситуация резко изменилась? Может, причиной —

    электрический фонарик, которым Маленький Лорд ослепил ребят, никогда не

    видевших электричества? И в этом тоже: индейцы тоже когда-то считали

    испанцев, обладавших огнестрельным оружием, богами и готовы были им

    подчиняться. Но всё же главное — в манере Вилфреда держать себя и других, в

    постановке целей, в точном ориентировании в ситуации. И это неплохо умеют

    многие наши ребята, чему часто не придаём значения мы сами.

    Казалось бы, культура речи подростковых лидеров столь низка, что

    владение ею можно игнорировать. Но на самом деле лидер — человек, говорящий

    наиболее уместно, точно, логично, кратко, действенно, образно, ясно. Что же

    касается правильности, — нормы, принятые компанией, соблюдаются им

    безупречно. Другое дело в том, что они не могут быть нормами всего общества

    и зачастую противостоят им. У каждой группы — своя культура как

    межличностных отношений, так и речи. Но задача педагога в том, чтобы

    сделать её органичной нормам и ценностям, принятым в обществе.

    Вести за собой имеет право лишь тот, чей авторитет обусловлен не

    циркулярами и не дипломом (это софистический аргумент «к авторитету»,

    разоблачавшийся ещё в древности), а внутренней потребностью членов

    коллектива видеть во главе именно такого человека, обладающего качествами,

    которыми каждый мечтает овладеть. «Magister dixit» («Так сказал учитель»),

    — это будет решающим аргументом не ранее чем ребята почувствуют, что всё

    сказанное учителем преследует одну цель — сделать каждого из них выше,

    лучше, умнее. Но постигается это не из деклараций, даже самых громких, а

    благодаря умению учителя наладить эмпатическую взаимосвязь с

    воспитанниками, заниматься не решением отвлечённых проблем, а ставить и

    решать именно те, которые наиболее остро волнуют ребят. Они должны быть

    уверены, что педагог — гарантия их духовного роста, человек,

    консолидирующий группу, способный задаться теми же задачами, что и они

    сами, но решить их на качественно более высоком уровне.

    Итак, нужен лидер — такой, который противостоял бы влиянию сомнительных

    уличных компаний, но не декларировал бы своей отвергающей позиции по

    отношению ко всему, что уже принято подростками. Надо рассмотреть все

    аспекты личности коммуникативного лидера — и подростка, и взрослого.

    Конечно, портрет будет неполным, если обратиться лишь к гипотетическому

    лидеру-педагогу: надо видеть и знать, каковы качества вожака-тинейджера,

    чтобы распознавать его среди других, видеть устремления наших

    воспитанников, и вместе — надлежащим образом реагировать на возможные

    коммуникативные импульсы, обращённые к нам. Рассмотрим эти качества — и

    сами решим, что можно и нужно заимствовать, а что предстоит исключить из

    ценностной иерархии ребят.

    Посмотрим на лидеров-подростков. Как они говорят? Может быть, именно

    это приведёт к пониманию лидерства как психосоциального явления.

    Лидер мало говорит о себе, но максимально — о своих собеседниках, не

    позволяет себе расслабляться, говорить о своих слабостях, о своём дурном

    настроении. Напротив, стремится всякий раз дать группе оптимизирующую

    установку, всем своим видом убеждает каждого, что тот действует свободно:

    «Это надо именно мне».

    Лидер — мастер диалога, он умеет слушать, сохраняя вид вдумчивого

    собеседника, говорить с каждым о проблемах, его волнующих. В ситуации,

    когда надо разделить аудиторию, коммуникативно изолировав того, кто

    заведомо негативно влияет на становление коллектива, лидеру приходится

    создавать вакуум вокруг своего оппонента, не обнаруживая собственных

    мыслей, делать их итогом диалога, вовремя высмеять человека, вносящего

    раздор в группу, «подсекая» его на первой же неловкости, а затем,

    противопоставив остальным, ввести в группу, когда тот уже подчинился

    сложившейся модели поведения. Обычно этому помогает ответственное

    поручение. Лидер всегда акцентирует внимание собеседников на той проблеме,

    которая ему известна лучше других. Если в группе автомобилистов есть

    лучший, чем он, знаток автомобилей, лидер переключается на другую тему,

    которая заведомо более знакома ему.

    Когда вполне сложившийся лидер — пятиклассник Джонни Воробьёв, герой В.

    Крапивина, — приходит к малышам, чтобы в отсутствие учителя прочитать с

    ними пьесу, его речевое поведение характеризуется краткостью,

    наступательностью, речь его ярка и разнообразна, привлекает к себе внимание

    ребят. Ситуация разворачивается так: «Он проводил бывшую любимую

    учительницу (и Кагпькину маму) до двери, дверь прикрыл, повернулся на

    каблуках и отчётливо сказал третьему «б»:

    — Встать!

    В третьем «б» сидел всякий народ, но среди всякого народа было человек

    семь, которые знали Джонни с детского сада. Люди из славной Джоншной армии,

    той, что не раз прославила себя хитрыми операциями с красивыми названиями,

    а Крепостную улицу и ближайшие переулки потрясала громовыми схватками в

    войне за справедливость. Боевая дисциплина у этих ветеранов была в крови.

    Они пружинисто рванулись из-за парт и вытянулись, преданно глядя на

    командира. И весь класс поднялся за ними. Кто-то по привычке, кто-то с

    испуга, кто-то решив, что идёт завуч Василиса Рудольфовна...

    — Вольно, только без писка. Чёрт знает что. Вроде бы третий класс, а

    будто ясли на прогулке! Димка, я тебе похихикаю! Слушайте все: вопросы

    решаем коротко... Я же сказал — сели, а не грохнулись, как скелеты с

    балкона. Се-ли! Вот так. Приступаем к первому вопросу: пьесу все читали?»

    Легко заметить, что Джонни реагирует на всё происходящее в классе.

    Каждая его реплика — не спонтанный посыл, а ответ на информацию, приходящую

    к нему от третьеклассников. Он обладает незаурядным чувством юмора, и это

    повышает уровень его организаторских способностей. Будем помнить, что это

    не опытный педагог, а пятиклассник, впервые появившийся перед третьим

    классом и уже установивший максимально интенсивное, деловое и обоюдно

    необходимое общение с этим классом. Он использует для взаимодействия тех

    ребят, которые ему знакомы и привыкли к нему, как к своему лидеру (принцип

    разделения аудитории — берём на заметку!). При их поддержке он воздействует

    на остальных. Главное, что ему не изменяет, — это чувство уверенности во

    всём, что он говорит и к чему призывает.

    Учитель, воспитатель, вожатый — постоянный руководитель общения,

    коммуникативный лидер. Любая наша задача решается в процессе

    взаимодействия, психологическая роль в группе определяется именно умением

    общаться. Подлинный учитель-лидер знает: ребятам нравится уверенность и

    немногословность, а если обнаружишь сомнение — ничего не добьёшься. Речевая

    манера, жёсткость режиссуры, точность формулировок, негромкая и

    неторопливая значительность речи, исключающая суетливость и

    непоследовательность, — всё это черты подлинного лидера, совершенно

    необходимые для педагога. Мы даём ребятам возможность высказаться, творить,

    проявлять себя, но направляющая воля должна угадываться во всём, иначе

    возникнет анархия. Здесь, как и во всём, нужна мера: избыток авторитаризма

    подавляет, отчуждает, акцентированная демократичность может вызвать

    панибратство, о чём хорошо сказал А.А. Волков: «Скромность есть умение

    занять правильную позицию равенства и превосходства в отношении к

    аудитории: явное превосходство влечёт за собой отчуждение, а явное

    уравнение — пренебрежение».

    Лидер всегда на виду. Он должен быть готов говорить с каждым его же

    собственными словами, если, конечно, это не «пахан» и не «босс». Если же

    складывается «тайный кабинет», то... передадим слово одному из пионеров у

    А. Рыбакова в повести «Бронзовая птица»: «... Мы увидели Мишу в новой роли

    — вожатым. В общем, можно сказать, что он справляется со своими

    обязанностями удовлетворительно, не задаётся и не фасонит, но у него есть

    один крупный недостаток: он очень любит секретничать вместе с Генкой и

    Славкой. Это секретничание отдаляет Мишу от коллектива, ставит его над

    коллективом». Недостаток, конечно, не самый большой, но организовывать что-

    то вроде тайн «мадридского двора» не следует. На исключительные отношения с

    кем-то старший в группе, вожатый или педагог не имеет права.

    Итак, за собой ведёт тот, чья идея наиболее привлекательна, чей образ

    наиболее полно воплощает общие представления об идеале. Но эта идея и этот

    образ имеют и соответствующую речевую маску, позволяющую быть всегда

    впереди. Если нет вдохновляющей идеи — лидер не состоялся.

    Лидер — это тот, к кому обращаются в надежде быть выслушанными, если

    кто-то не уверен в своём праве делать окончательные суждения. Способность

    руководить — это способность знать мнение всех и каждого, синтезировать их,

    чтобы потом принять необходимые решения. Если лидер оказался втянутым в

    спор, что бывает крайне редко, он ничего не будет страстно доказывать, не

    станет угрожать, оправдываться, убеждать. Наоборот, он предоставит

    оппоненту право высказываться, будет ждать его суждений, аргументов, будет

    больше спрашивать, чем отвечать, ибо вопрос — самая выгодная позиция в

    споре. Лидер помнит: в споре нельзя торопиться, оправдываться, угрожать,

    что-либо внушать.

    Когда же полемисты горячатся, лидер быстро произносит решение, своего

    рода резюме после полемики — отточенными, краткими, ясными фразами,

    совершенно исключающими проявление тревоги, волнения. После случайного

    переполоха, вызванного появлением Жени в команде Тимура, тот властно

    подводит черту всеобщему удивлению, говоря предельно точно и кратко: «Тише,

    Женя, — громко сказал он. — Кричать не надо, никто тебя не тронет. Мы с

    тобой знакомы. Я — Тимур».

    Лидер всегда устраняется от конфликта и не поддерживает ни одну из

    сторон, если конфликт непримирим. Он умеет угодить обоим, чтобы незаметно

    подчинить их своим целям, т.е. целям коллектива. Наиболее непримиримого из

    полемистов он умеет ставить в тупик сенсационным фактом, интересным и

    практически не имеющим ответа вопросом, новой информацией или

    демонстративным молчанием. Он никогда и никого не обрывает, не использует

    запретов, угроз, тем более оправданий.

    Лидер демонстративно позволяет другим членам группы проявлять слабости,

    говорить об ошибках и делать ошибки в речи, но сам он при этом говорит

    безупречно на том языке, который принят группой. Если это литературный язык

    так называемых мажоров, он владеет им в совершенстве. Если это жаргонный

    язык рокеров или ностальгистов, жаргон должен быть известен ему лучше всех

    остальных. Лидер умеет выгодно трансформировать свою речевую манеру. Если

    асоциальные ориентиры группы очевидны, он превосходно владеет её языком и

    всей её коммуникационной манерой. Оказавшись же в другом обществе хотя бы с

    одним членом своей группы, принимает язык этого сообщества, предъявляя

    таким образом окружающим и свою компетентность, и умение владеть ситуацией.

    Лидер тонко чувствует настроение группы, всегда ориентируется на

    сложившуюся ситуацию и возникшие запросы. Он говорит с группой о её

    проблемах; предстаёт как человек, способный их решить и увлечь на решение

    остальных. Он немногословен — соглашается, если нужно; игнорирует, если

    сказанное не заслуживает внимания, не нуждается в чьей-то защите или

    поддержке, отвергает её. Любопытная деталь: лидер избегает цитирования,

    поскольку это обращение к чьему-то авторитету, а авторитет — он сам.

    Ребята часто обращаются к лидеру как к оценивающей инстанции, ведя

    косвенный диалог друг с другом. Если возникла необходимость сделать кому-то

    взыскание, лидер делает это, лишь будучи уверенным, что его поддержат,

    спорит и отрицает что-то лишь от имени группы. В этом случае он говорит не

    «я», а «мы». Если «мы» прозвучало в устах кого-то другого, — это прямая

    угроза «дворцового переворота». «Мы», «с нами», «от нас» — слова подлинного

    лидера. Он не скажет группе «вы», отделяя тем самым себя от неё, напротив:

    он всегда подчёркивает так называемыми инклюзивными формами своё единение с

    остальными.

    Часто лидер говорит от имени всей группы, с тем чтобы навязать учителю,

    воспитателю своё решение. «Мы не хотим тихого часа, мы вполне взрослые

    люди». Педагог поступит неправильно, если начнёт читать наставления всем,

    здесь нужно другое — немедленно «обезглавить» группу, противопоставить ей

    слова лидера: «А мы все хотим, чтобы никто не говорил от нашего имени, мы и

    сами можем. Правда, ребята?» Местоимения «мы», «нас», прямой вопрос к

    аудитории создают новую ситуацию общения. Ребята не ответят «нет», а

    ответив утвердительно, развенчают тем самым лидера, помогая в этом

    взрослому.

    Лидер говорит в одном темпе и стиле, иногда монотонно. Известно,

    кстати, что Робеспьер говорил медлительно и негромко, голос у него был

    слабым. Однако каждый член Конвента знал, что его судьба может измениться

    под влиянием речи «неподкупного», поэтому напряжённое внимание порождало

    звенящую тишину.

    Одна из важных черт речи лидера — эллиптичность, неоконченность речевых

    структур, умение обрывать свои мысли на самом интересном или на очевидном,

    тем самым как бы передавая эстафету речи ребятам, которые с восторгом

    подхватят её. «Вчера на корте ко мне подошла...» — начинает подросток,

    затягивая речь на очевидном и известном кому-то в группе. «Анна Курникова!»

    — радостно подхватывает тот, сияя от гордости за собственную

    просвещённость. Создать ситуацию, когда мысль, речь будут незамедлительно

    продолжены другими, — искусство подлинного организатора, дирижёра детского

    коллектива.

    В хорошо организованной группе подчинение лидеру носит

    автоматизированный характер, человек инерционно выполняет требования, не

    подвергая его аналитическому осмыслению. Само требование не акцентируется,

    не выделяется интонацией и темпом, лидер избегает таких форм, как: «Я

    говорю», «Я требую»... Инстинктивная императивная формулировка естественно

    вплетается в речь, никак и ничем не выделяясь из общего «портрета», хотя

    имеет какой-то выделительный атрибут, который вписывается в формирующийся

    «речевой облик».

    Лидеру позволяется многое, но он не обладает правом ни на что идущее

    вразрез со сложившимися ориентациями группы, в том числе внешними, —

    противопоставив себя остальным, он лишается единственного механизма власти

    — возможности управлять одними при помощи других.

    Ещё одно качество лидера вы можете наблюдать: форму обращения. В

    «Бронзовой птице» есть самые разные персонажи: Кит, Бяшка, Генка, Славка, а

    есть просто — Миша. Он вожатый — лидер, а лидеров всегда называют по

    именам, они не имеют кличек и искажающих имя суффиксов. Если вожатого

    назвали «Михой» — имейте в виду, что функции неформального руководителя

    перешли к тому, кто назвал его так первым. «Серёга», — рекомендуется новый

    вожатый. При всей демократичности такого представления педагогический

    просчёт очевиден: если его так и будут звать Серёгой, всегда отыщется

    «Маша» или «Андрей», имени которых никто и никогда не исказит.

    Важное речевое (и интеллектуальное) качество лидера — умение превращать

    в шутку любой готовый вспыхнуть конфликт. Подросток обижается на другого:

    «Из-за тебя всех оставят после уроков, хотя бы на тройку ответил». Тот

    спрашивает с некоторой обидой:

    «А я знал, что она меня спросит про эту инфузорию туфельку?» Подходит

    лидер: «И я тоже не знал. Я лентяй, прогульщик, рокер, брокер, дилер,

    киллер... ну кто там ещё? Я тоже вчера злостно отлынивал от биологии. Между

    прочим, мы вместе вчера до вечера в футбол гоняли, а ты, наверно, без

    дураков уроки до утра делал?» (Один краснеет, другой улыбается, найдя

    покровителя, лидер пожинает лавры.)

    Умение оставаться весёлым, оптимистичным и даже беззаботным — качество,

    определяющее лидера. Он ведёт. А тот, кто не знает дороги или боится

    трудностей, — вести никого не может.

    Конечно, не всё сказанное о лидере вы возьмёте на вооружение. Каждый

    человек — личность со своими идеалами, целями, мотивировками. Но педагог,

    и, в частности, вожатый, руководитель кружка или секции, должен готовить

    себя к этой непростой функции. Из множества информации им предстоит выбрать

    ту, что поможет быть рядом со школьниками и — немного впереди.

    Педагог, не являющийся лидером, внутренним ориентиром для каждого

    воспитанника, порождает в подростковой среде своего рода «боссов» и

    «паханов», которые поведут ребят непонятно в каком направлении. Тем более

    это важно сейчас, когда ребята всей страны ждут того, кто поведёт их

    вперёд, к вечным идеалам, на которые мы, педагоги, сегодня далеко не

    щедры...

    Заключение

    Ситуация в России такова, что нам нужны новые сильные, здоровые лидеры,

    которые будут отвечать за всех нас, которые знают, как нам попасть туда,

    куда очень хочется попасть, и знают, что для этого нужно делать. Только где

    их взять? Кажется, ответ очевиден - взять их негде, кроме как среди нас

    самих. Все просто, но не очень легко выполнимо.

    Был проведен такой эксперимент. Студентов (российских) попросили

    графически изобразить первое, что приходит на ум при слове «лидер». Одни

    нарисовали деньги, другие - символы престижа: машины, корабли, самолеты,

    дачи; третьи - символы превосходства: памятники, большие надгробные

    надписи. Конечно, студенты правы - всем этим лидеры обладают. Однако

    психологам эти картинки говорят о том, что в сознании молодых людей

    утвердилась мысль - есть главные и есть не главные. Причем, по большей

    части, главные - это не они. Это очень грустно.

    В Америке, кроме системы по выявлению лидеров в народе и выдвижению их

    на высокий уровень - «социального инжиниринга», есть книга с весьма

    экстравагантным названием: «Почему у русских ничего не получается?».

    Ответом на этот вопрос, отчасти, является психология большинства студентов.

    Мы несерьезно относимся к вопросу воспитания национальных лидеров, поэтому

    у нас их мало, мы ждем их прихода.

    Список использованной литературы:

    1. Жизнь наверху. Искусство быть лидером.М.,1999 .

    2. Кому интересны интересы лидера? Д. Ольшанский. Бизнес N 8, 1995 год

    3. Яхонтова Е.С. «Психология деловых отношений», М. 1997

    4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. «Психология», М. 2000

    5. Андреева Г.М. «Социальная психология», М.1998

    6. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. «Психология малой группы», МГУ 1991

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.