МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Логопсихотерапия

    тенденций в детско-родительских отношениях, способствующих закреплению

    речевого дефекта. Хотя родители часто указывают в качестве причины заикания

    у ребенка - испуг он является лишь дополнительным поводом для развития

    этого сложного нервно-психического и психомоторного расстройства.

    Определенную роль в возникновении заикания играет конституциональный

    фактор, или общая с родителями речевая, моторная и коммуникативная

    недостаточность (сбивчивая, скороговоркой или, напротив, медленная, с

    растягиванием слов, речь) Но особую роль в возникновении неврозов у детей

    играют личностные особенности родителей. В большинстве своем они

    недостаточно общительны, интровертированны, у матери - повышенная

    тревожность, отец более импульсивен, но семье уделяет внимания

    недостаточно. Оба, как правило, предъявляют к ребенку повышенные требования

    и часто поторапливают во всех действиях, а он не успевает за их темпом

    жизни и речи. Это сковывает ребенка, создает напряженность в общении,

    которое особенно усиливается при трудносовместимом сочетании полярных

    темпераментов родителей и, зачастую, их "полярной" тактикой воспитания. На

    основании анализа имеющейся документации и методом включенного наблюдения

    за пациентами четырех логопсихотерапевтических групп был выявлен ряд

    особенностей в детско-родительских отношениях в семьях наших пациентов:

    1) прослеживается линия преобладающего «материнского» воспитания как в

    полных семьях пациентов, так и в неполных;

    2) семьи, где преобладают отношения повышенной ответственности и тревоги

    друг за друга;

    3) семьи, где к ребенку относятся по типу гипоопеки, причем мать порой

    перекладывает семейные заботы на ребенка;

    4) семьи с пониженным эмоциональным фоном по отношению к детям;

    5) семьи, где четко выражена ориентация на внешние оценки, на будущую

    профессию (это в основном семьи подростков, где родители занимают

    руководящие или престижные должности).

    Показательна выявленная при анализе внутрисемейной психологической

    атмосферы проблема восприятия близким человеком (в основном — братьями и

    отцами) пациента как "неполноценного".

    Говоря о семье как о системе со сложным внутренним строением, своей

    психологической структурой и свойством целого определять некоторые

    особенности входящих в нее элементов,

    исследователи отмечают, что основные нарушения в семейном взаимодействии

    объясняются в психологическом плане как нарушения в ролях, контактах,

    согласовании потребностей. И если основные характеристики здоровых ролей —

    гибкость, продолжительность, соответствие потребностям различных стадий

    развития ребенка и семьи, то патологические роли — закрепленные, жесткие,

    не поддающиеся изменению (Спиваковская А.С.).

    Отметив вышеперечисленные особенности семей наших пациентов, мы выявили

    также ряд тенденций в детско-родительских отношениях, способствующих, на

    наш взгляд, появлению, закреплению и поддержанию речевого дефекта. Это:

    1) Сверхзаботливое отношение в семье к ребенку, где матери фактически

    "сверхопекают" во всем не только больного ребенка, но и мужа, что

    проявляется в стремлении даже принять на себя речевую функцию ребенка.

    2) ".Ловящая", контрольно-регламентирующая атмосфера семьи проявляется в

    повышенной тревожности и ригидности в отношениях, что соотносится с

    авторитарным стилем родительских позиций в воспитании, блокирующих также

    и речевую функцию ребенка.

    3) Состояние одиночества, неудовлетворенности в семье кого-либо из

    родителей (чаще — матерей) ведет к снижению оценки своего ребенка,

    "вытеснению" его из сферы личностной проблематики, что сказывается на

    снижении ценности общения как в целом, так и речевого, в частности.

    4) Преобладающая в семье атмосфера "стремления к достижению" ведет и в

    речевом поведении ребенка или к постоянному повышенному напряжению для

    достижения "успеха" или к "уходу в заикание" как оправданию своей

    несостоятельности в случае неуспеха.

    5) Семьи, где присутствует повышенное чувство вины, отличаются общей

    депрессивной обстановкой, повышенной сензитивностью, эмоциональной

    напряженностью детей и родителей, что ведет к повышенной ранимости,

    неуверенности в себе. Это сказывается на речи и в свою очередь усиливает

    чувство неполноценности у

    ребенка и чувство вины за его дефект — у родителей.

    И если в первом случае мы наблюдаем прямую фиксацию на дефекте, провокацию

    роли "больного" и культ болезни (за ребенка, уже взрослого, даже говорят,

    прерывая его самостоятельные попытки ответа), то атмосфера "давления" на

    пациента в семье приводит к повышению защитных характеристик "Я", что

    сказывается порой в избегании речевого контакта вообще. А при осознанном и

    не осознанном отстранении матерью или отцом ребенка заикание может стать и

    способом привлечения к себе внимания родителей.

    Сопоставляя выявленные тенденции в детско-родительских отношениях с ранее

    выявленными типами воспитания в семьях пациентов с нарушением речевой

    коммуникации, следует отметить, что одно здесь проявляется через другое, за

    исключением выявленной особо тенденции повышенного чувства вины, поскольку

    в данном случае надо говорить не о типе воспитания, а о более субъективных

    показателях. Здесь же подчеркнем, что в каждой семье может быть выявлено

    сочетание нескольких тенденции в детско-родительских отношениях, как и

    смешанные стили воспитания, но чувство вины так или иначе (на более или

    менее осознаваемом уровне) присутствует во всех семьях данного контингента

    пациентов, что провоцирует формирование "вторичного невроза заикания".

    Специфика семей заикающихся пациентов

    При анализе уже имевшегося документального материала и обследовании

    пациентов — кандидатов в новые логопсихотерапевтические группы особо важным

    показался факт, что среди страдающих нарушением речевой коммуникации — и

    дети "гениев" общения, "королей" речевой коммуникации — заслуженных

    учителей (в основном — филологов, а папа 17-летнего Г.В. — доктор

    филологических наук), известных адвокатов, журналистов, дикторов радио. По

    нашему мнению, обладая способностью эстетического и личностного,

    эмоционального переживания и открытия другого в "дальнем", эти мастера

    речевого общения оказываются порой не в состоянии перенести свое умение на

    самого "ближнего" — своего ребенка и зачастую строят свои отношения с ним

    на уровне формальной коммуникации, что ребенок и ощущает, "протестуя" в

    форме невроза речи.

    Если сравнить оценки и самооценки уже взрослых детей у родителей-

    педагогов, то в случае с пациентами мы получаем в основном неадекватные,

    конфликтные самооценки как с одной, так и с другой стороны, что говорит о

    достаточной напряженности как межличностных, так и внутриличностных

    отношений.

    Успешно проведенная уже в трех комплексных группах (1993, 1995 и 1997

    гг.) (работа с родителями и с родственниками взрослых пациентов

    подтвердила, что она не только обеспечивает коррекцию поддерживающих

    заикание семейных отношений, но и, что особенно важно, — создает основу для

    новых отношений с вылеченным, "обновленным" и личностно выросшим ребенком

    независимо от его возраста). Это позволяет говорить о разработке и создании

    нового метода ГРУППОВОЙ СЕМЕЙНОЙ ЛОГОПСИХОТЕРАПИИ.

    СТРУКТУРА МОТИВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА ЛОГОПСИХОТЕРАПИИ

    Для успеха процесса социореабилитации необходимо учитывать все элементы и

    структуру строения мотивационной сферы заикающихся и их родственников.

    Кроме этого следует контролировать динамику их мотивации к излечению,

    планировать воздействия на каждую из ее сторон, а при исследовательском

    подходе — выявлять, что определяет, побуждает лечебную активность пациента,

    что в целом детерминирует его поведение в процессе лечения на каждом из

    этапов выздоровления и социореабилитации.

    Как известно, мотивация выполняет несколько функций: возбуждает жизненную

    активность, побуждает поведение, направляет и организует его и придает ему

    личностный смысл и значимость, т.е. мотивация не только предшествует

    поведению, но и постоянно присутствует на всех его этажах, во всех его

    звеньях. Единство всех вышеперечисленных основных функций обеспечивает

    регулирующую роль мотивации в поведении, причем "смыслообразуюшая" (А-

    НЛеонтьев) — специфически человеческая и имеет центральное значение для

    характеристики мотивационной сферы.

    Поскольку методика логопсихотерапии, разработанная Ю.Б.Некрасовой, имеет

    ярко выраженную когнитивно-личностную направленность (т.е. планомерно

    развивает интеллектуальную сферу личности), при анализе мотивационной сферы

    лечебно-воспитательного процесса правомерно сравнивать ее с мотивацией

    обучения школьников, выделяя общие и специфические черты. Например, так же

    как для данного конкретного ребенка смысл учебной деятельности определяет

    проявления побуждающей и направляющей функции мотивации, — от того, какой

    смысл имеет деятельность по преодолению недуга для каждого конкретного

    пациента и его родственников, зависят проявления и других функций:

    побуждающей и направляющей. А это в свою очередь означает, что и

    побудительная сила мотивов любого вида деятельности (выраженность,

    интенсивность, длительность, устойчивость, эмоциональная окраска), и их

    роль в реальной организации деятельности зависят прежде всего от

    сформированности смыслообразующей функции мотивации деятельности.

    В случае логопсихотерапии, как и в учебной деятельности, главным объектом

    лечебного перевоспитания должна быть именно смыслообразующая функция для

    мотивации к излечению в максимально возможной для каждого конкретного

    пациента степени, приводящей каждого к ощущению своей личностной и

    коммуникативной полноценности независимо от уровня оставшегося поражения

    речевой функции. И поскольку мотивационная сфера всегда состоит из целого

    ряда побуждений (основные названные выше функции мотивации реализуются

    многими побуждениями: идеалами и ценностными ориентациями, потребностями,

    целями, интересами и др.), — эти побуждения выполняют различную роль в

    общей картине мотивации, приобретая на различных этапах процесса

    социореабилитации то большее, то меньшее значение, поэтому знание их

    помогает логопсихотерапевту более дифференцированно воздействовать на

    отдельные составляющие мотивации лечения пациентов и мотивации помощи в

    излечении у их родственников.

    Как всякая человеческая деятельность начинается с потребностей,

    которые, даже будучи биологическими по происхождению, складываются у

    ребенка во взаимодействии со взрослыми и поэтому являются социально

    обусловленными, потребность в любом виде деятельности и, в частности, в

    избавлении от недуга, — актуализируется при создании "дискомфорта" между

    содержательной и деятельностной сторонами жизнедеятельности человека (Асеев

    В.Г.). Определяя потребность как направленность активности человека на

    психическое состояние, создающее предпосылку деятельности, психологи

    подчеркивают, что сама по себе потребность еще не определяет характера

    деятельности. Это объясняется тем, что в самом "потребностном" состоянии

    предмет ее удовлетворения жестко не записан (Леонтьев А.Н.): одна и та же

    потребность может быть удовлетворена разными предметами, разными способами.

    Предмет ее удовлетворения определяется только тогда, когда человек начинает

    действовал, что и приводит к "опредмечиванию" потребности. Но без

    потребности не пробуждается активность человека, у него не возникают

    мотивы, он не готов к постановке цели.

    Что из этого следует для организации лечения людей, многократно и

    безуспешно лечившихся, а также для организации включенности и вовлеченности

    в этот процессе членов их ближайшего окружения?

    Для сравнения обратимся опять к примеру достаточно хорошо изученного

    учебного процесса. Если в процессе обучения учитель, прежде всего,

    опирается на потребность ребенка в новых впечатлениях, переходящую в

    ненасыщаемую познавательную потребность (Божович Л.И.), и стремится

    актуализировать ее, сделать более четкой и осознанной у большинства

    учащихся, то наша задача — актуализировать и сделать осознанной и

    целенаправленной у пациента потребность в разносторонней работе над собой

    для восстановления (реконструкции) речевой коммуникации, а со стороны его

    близких — сделать четкой и необратимой потребность в грамотной помощи

    пациенту и его психологической поддержке. Эта цель достигается всей

    психолого-педагогической организацией логопсихотерапевти-ческого процесса,

    который сами пациенты и их родственники называют "лечением-учением",

    зачастую — "обучением-лечением", выдвигая на первый план именно

    удовлетворение актуализированной (опять же с помощью разнообразных

    нетрадиционных приемов методики) широкой познавательной потребности,

    создающей мотивационную готовность как к принятию новой терапевтической

    информации, так и к переходу к другим, более активным формам побуждений,

    например, к постановке и реализации новых долгосрочных и краткосрочных

    жизненных целей, самостоятельному определению новых лечебных перспектив.

    Деятельность ПАЦИЕНТА по преодолению речевого дефекта и нарушенной

    коммуникации в рамках представленной методики развертывается в

    содержательном и динамическом планах на каждом из 4-х этапов лечения по-

    разному в зависимости от задач каждого этапа и условий его проведения (это

    будет рассмотрено в следующих главах) и в результате целенаправленно

    приводит к закреплению нормальной речевой функции и формированию навыков

    полноценного диалогического общения — как межличностного, так и группового,

    поэтому весь лечебно-обучающий цикл можно считать не только

    логопсихотерапевтическим, но и программным курсом личностного роста для

    каждого участника.

    Отметим особо, что для некоторых "выпускников" группы становится

    возможным и выход на V этап — участие в работе новых групп в качестве

    помощника логопсихотерапевта (их традиционно называют "старики"). К

    сожалению, для большинства пациентов это в настоящее время недоступно,

    поскольку многие из них — иногородние и не могут приехать для помощи

    новичкам, хотя эта форма работы важна для всех прошедших курс

    логопсихотерапии и в плане подтверждения собственных приобретенных умений и

    навыков общения, и в плане поддержки и дополнительного тренинга своей

    нормальной речи.

    Таким образом, на всех этапах групповой семейной логопсихотерапии в

    процесс излечения вовлекаются следующие стороны мотивационной сферы

    личности пациентов: побудительная, направляющая и ориентирующая,

    организующая, познавательная, а главное — личностно-смысловая, что

    подтверждает динамическое и содержательное строение мотивации.

    ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И РОДСТВЕННИКОВ пациентов также четко выстроена

    содержательная и динамическая стороны деятельности, в которой реализуется

    потребность помощи своему близкому человеку: на I этапе — так же как и для

    пациента — участие в динамической психотерапевтической диагностике; на П

    этапе — присутствие на сеансе эмоционально-стрессовой психотерапии и

    активное сопереживание всему происходящему на сцене и поддерживание в

    последующие после сеанса дни режима молчания для пациента; на III этапе —

    активное участие в групповом логопсихотерапевтическом процессе,

    включенность во все предлагаемые формы совместной с пациентами работы; на

    IV этапе — так же как и на предыдущем — участие в групповых занятиях,

    ежедневное ведение дневниковых записей с анализом происходящих изменений

    как с пациентом, в группе, так и собственных; участие в текущей

    диагностике, а также в подготовке и проведении выпускного вечера, который

    является своеобразным экзаменом для всей группы.

    На каждом этапе логопсихотерапевтической работы, следуя теории В.Г.

    Асеева о зональной структуре мотивации, можно выделить "оптимальные" и

    "блокирующие" деятельность зоны, что позволяет и среди участников лечебного

    процесса выделить особые группы, проведя типологию их деятельности и

    осуществляя индивидуально-групповой подход.

    Особо остановимся на таком важном аспекте анализа мотивационной сферы

    заикающихся как МОТИВ, т.е. направленность АКТИВНОСТИ на предмет,

    внутренние психические состояния человека, прямо связанные с объективными

    характеристиками предмета, на который направлена активность. Если

    потребность характеризует готовность к деятельности, то наличие мотива

    придает активности точную целевую направленность. В обучении мотивом

    является направленность учащегося на определенные стороны учебного

    процесса, куда практически входит направленность ученика и на овладение

    знаниями, и на получение хорошей отметки, и на похвалу родителей, и на

    установление желаемых отношений с одноклассниками, т.е., как отмечают

    исследователи, учебное поведение побуждается всегда несколькими мотивами.

    В ходе групповой семейной логопсихотерапии мотивом у пациентов также

    является направленность на отдельные стороны терапевтического процесса —

    как на овладение навыками тренинга речи, нормализации дыхания, специальными

    приемами и упражнениями по управлению своими психическими состояниями,

    которые дают максимальный эффект, будучи встроенными в сложный комплекс

    глубинной личностно-ориентированной психотерапии в ее индивидуальных и

    групповых формах. И сюда входит также и направленность пациентов и их

    родственников на овладение предлагаемыми знаниями из области психологии

    личности, общения, дифференциальной и педагогической психологии.

    Соответственно, как и в учебной деятельности, в мотива-ционную сферу

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.