МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Любовь как основа человеческого мира

    жизнь другому человеку. Он даёт ему то, что есть в нём живого, он даёт ему

    свою радость, свой интерес, своё понимание, своё знание, свой юмор, свою

    печаль – все переживания и все проявления того, что есть в нём живого. Этим

    даванием своей жизни он обогащает другого человека, увеличивает его чувство

    жизнеспособности. Он даёт не для того, чтобы брать: давание само по себе

    составляет острое наслаждение. Но давая, он не может не вызывать в другом

    человеке что-то такое, что возвращается к нему обратно: истинно давая, он

    не может не брать то, что даётся ему в ответ. Давание побуждает в другом

    человеке желание тоже стать дающим, и они оба разделяют радость, которую

    внесли в жизнь. В акте давания что-то рождается, и оба вовлеченных в этот

    акт человека благодарны жизни за то, что она рождает для них обоих. В

    случае любви это означает, что любовь – это сила, которая рождает любовь, а

    бессилие – это невозможность порождать любовь.

    «Самый простой пример даёт сфера половых отношений. Наивысшее

    проявление мужской половой функции состоит в том, чтобы отдавать; мужчина

    отдаёт женщине себя, свой половой орган. В момент оргазма он отдаёт ей своё

    семя. Он не может не отдавать, если он нормальный мужчина; если он не может

    отдавать, он импотент. Для женщины этот акт означает то же самое. Хотя

    здесь дело обстоит несколько сложнее. Она тоже отдаётся; она открывает

    доступ к центру своего женского естества; получая, она отдаёт; если она не

    может отдавать, а способна только получать, она фригидна. Потом этот акт

    «отдавания» повторяется в ней уже не в её любовной, а в материнской заботе.

    Она отдаёт себя растущему внутри неё зародышу, отдаёт младенцу своё молоко

    и тепло своего тела. Не отдать было бы для неё страданием.» [20. С.122]

    Кроме элемента давания действенный характер любви становится очевидным

    и в том, что она всегда предполагает определённый набор элементов, общих

    всем формам любви. Это забота, ответственность, уважение и знание.

    Что любовь означает заботу, наиболее очевидно в любви матери к своему

    ребёнку. Никакое её заверение в любви не убедит нас, если мы увидим

    отсутствие у неё заботы о ребёнке, если она пренебрегает кормлением, не

    купает его, не старается полностью его обиходить; но когда мы видим заботу

    её о ребёнке, мы всецело верим в её любовь. Это относится и к любви к

    животным и растениям. Если какая-то женщина скажет нам, что любит цветы, а

    мы увидим, что она забывает их поливать, мы не поверим в её любовь к

    цветам.

    Любовь – это активная заинтересованность в жизни и в развитии того, что

    мы любим. Где нет активной заинтересованности, там нет любви.

    Забота и заинтересованность ведут к другому аспекту любви: к

    ответственности. Сегодня ответственность часто понимается как налагаемая

    обязанность, как что-то навязанное из вне. Но ответственность в её истинном

    смысле это от начала до конца добровольный акт. Быть «ответственным» -

    значит быть в состоянии и готовности «отвечать». Любящий человек чувствует

    себя ответственным за всех ближних, как он чувствует ответственность за

    самого себя. Эта ответственность в примере с матерью и ребёнком побуждает

    её к заботе, главным образом, о его физических потребностях. В любви между

    взрослыми людьми она касается, главным образом, психических потребностей

    другого человека.

    Ответственность могла бы легко вырождаться в желание превосходства и

    господства, если бы не было компонента любви - уважения. Уважение – это

    страх и благоговение; оно означает способность видеть человека таким, каков

    он есть, осознавать его уникальную индивидуальность. Уважение означает

    желание, чтобы другой человек рос и развивался таким, каков он есть. Таким

    образом, уважение предполагает отсутствие эксплуатации. Уважение существует

    только на основе свободы: «любовь – дитя свободы, и никогда – господства»

    [См. приложение 4: 1, 7, 17].

    Уважать человека невозможно, не зная его. Забота и ответственность были

    бы слепы, если бы их не направляло знание. Знание было бы пустым, если бы

    его мотивом не была заинтересованность. Есть много видов знания; знание,

    которое является элементом любви, не ограничивается поверхностным уровнем,

    а проникает в самую сущность. Это возможно только тогда, когда человек

    может переступить пределы собственного интереса и увидеть другого человека

    в его собственном проявлении.

    Знание имеет еще одно отношение к проблеме любви. Фундаментальная

    потребность в соединении с другим человеком таким образом, чтобы мочь

    освободиться от собственной изоляции, тесно связана с другим специфическим

    человеческим желанием, желанием познать «тайну человека». Хотя жизнь уже и

    в самых биологических аспектах является чудом и тайной, человек, именно в

    его человеческих аспектах, является непостижимой тайной для себя самого - и

    для своих ближних. Чем глубже мы проникаем в глубины нашего существа или

    какого-либо иного существа, тем более цель познания удаляется от нас. И все

    же мы не можем избавиться от желания проникнуть в тайну человеческой души в

    то сокровенное ядро, которое и есть «он».

    Есть отчаянный путь познать «тайну» - это путь полного господства над

    другим человеком, господства, которое сделает его таким, как мы хотим,

    заставить чувствовать то, что мы хотим; превратит его в вещь, нашу вещь,

    собственность. Крайнее проявление этого способа – это садизм [См.

    приложение 4: 5, 8, 15, 28].

    Другой путь познания «тайны» – это любовь. Любовь представляет собой

    активное проникновение в другого человека, проникновение, в котором желание

    познания удовлетворяется благодаря единению. Благодаря переживанию

    единства, человек приобретает таким путем знания о том, что другой человек

    жив и на что способен, но это знание невозможно получить благодаря мысли.

    Забота, ответственность, уважение и знание - взаимозависимости. Они

    представляют собой набор установок, которые должны быть заложены в зрелом

    человеке, который развивает свои созидательные силы, который хочет иметь

    лишь то, что он сам создал, который обрел смирение, основанное на

    внутренней силе, которую может дать только истинно созидательная

    деятельность.

    Но не следует рассматривать любовь лишь как преодоление человеческого

    одиночества, осуществление страстного желания единства. Существует более

    специфическая, биологическая потребность, возвышающаяся над всеобщей

    жизненной потребностью в единстве: желание единства мужского и женского

    полов. Идея этой поляризации наиболее сильно выражена в мифе о том, что

    первоначально мужчина и женщина были одним существом, потом были разделены

    на половинки и поэтому каждая мужская половинка ищет прежнюю женскую часть

    себя, чтобы объединиться с ней опять. Значение мифа достаточно ясно.

    Половая поляризация заставляет человека искать единства особым путем, как

    единства с человеком другого пола. Полярность между мужским и женским

    началом существует также внутри каждого мужчины и каждой женщины. Как

    физиологически каждые мужчина и женщина имеют противоположные половые

    гормоны, так двуполы они и в психологическом отношении. Они несут в себе

    начала, заставляющие получать и проникать вглубь начала материи и духа.

    Мужчина и женщина обретают внутреннее единство только в единстве своей

    мужской и женской полярности. Эта полярность составляет основу всякого

    созидания.

    Та же самая полярность мужского и женского начала существует и в

    природе; не только как нечто очевидное в животных и растениях, но также и

    в полярности двух основных функций, функции получения и функции

    проникновения вглубь. Есть полярность земли и дождя, реки и океана, ночи и

    дня, тьмы и света, материи и духа.

    Таким образом, любовь – это удовлетворительный ответ на проблему

    человеческого существования, ибо в любви (со всеми ее разновидностями)

    человек находит единение с окружающим его миром, единение с людьми. Любовь

    – тот самый ключ, освобождающий человека из собственной тюрьмы одиночества,

    в которой он был бы лишен подлинной жизни и не был бы способен действовать

    эффективно и понимать адекватно других и самого себя.

    МНОГООБРАЗНЫЙ МИР ЛЮБВИ.

    В любви особенно поражает её многообразие видов и форм. Мы говорим о

    любви к самому себе [7. С.341, 20. С.143] и любви к человеку [20. С.143],

    любви к жизни [7. С.373] и к Родине [7. С.31], любви к истине [7. С.65] и

    добру [7. С.65], любви к свободе [7. С.42], к власти [7. С.263], к Богу

    [20. С.143] и т.д. Выделяются также любовь романтическая [7. С.219],

    рыцарская [8. С.653], платоническая [7. С.345], братская [7. С.141] и т.п.

    Существует любовь-страсть [7. С.244], любовь-нужда [7. С.238], любовь к

    ближнему [7. С.273] и любовь к дальнему [7. С.252], любовь мужчины[7.

    С.223] и любовь женщины[7. С.226] и т.д.

    Что соединяет до крайности разнородные страсти, влечения, привязанности

    в единство, именуемое «любовью»? Вопрос о взаимных отношениях любви не

    проще, чем вопрос о её смысле.

    Т.Кемпер в основу своей классификации кладёт два независимых фактора:

    власть и статус [13. С.63]. Власть - это способность силой заставить

    партнёра сделать то, что ты хочешь; статус - способность вызывать желание

    партнёра, идти навстречу твоим требованиям. В зависимости от того, является

    уровень власти и статуса низким или высоким, выделяются семь типов любви:

    романтическая любовь, в которой оба партнёра обладают высокими статусами и

    властью: они стремятся идти навстречу друг другу и вместе с тем каждый из

    них может «наказать» другого, лишив его проявлений своей любви;

    родительская любовь к маленькому ребёнку, в которой родитель обладает

    высоким уровнем власти и низким статусом (поскольку любовь ребёнка к нему

    ещё не сформировалась), а у ребёнка мало власти, но высок статус;

    братская любовь, в которой оба члена пары имеют малую власть друг над

    другом, но охотно идут навстречу один к другому;

    харизматическая любовь, имеет место, например, в паре учитель-ученик.

    Учитель имеет и возможность принуждения, и желание идти навстречу ученику,

    а ученик не обладает властью над учителем и охотно исполняет его пожелания;

    5. «поклонение» литературному или другому герою, с которым нет никакого

    реального взаимодействия и у которого нет власти, но высок статус, а у

    его поклонника нет ни статуса, ни власти;

    6. влюблённость, когда у одного из партнёров есть и власть, и статус, а у

    другого их нет, как это бывает в случае односторонней, безответной

    любви;

    7. «измена», когда один обладает и властью, и статусом, а другой только

    властью, как это имеет место в ситуации супружеской измены, когда оба

    супруга сохраняют власть друг над другом, но один из них уже не вызывает

    желания идти ему навстречу.

    Эта интересная типология любви, отличающаяся простотой и ясностью,

    является, тем не менее, на наш взгляд, абстрактной и явно неполной. Два

    элементарных фактора, власть и статус, очевидно, недостаточны для выявления

    и разграничения всех тех, многообразных отношений, которые покрываются

    общим словом «любовь».

    Попытки разобраться в типах любви известны с давних пор. Так, для

    выражения различных аспектов и оттенков любви древние греки, например,

    использовали различные термины.

    Словом «эрос» они обозначали чувства, направляемые на предмет с целью

    полностью вобрать его в себя. Этот термин выражает любовь-страсть, ревность

    и чувственное влечение и связан с его пафосом, аффектной, чувствительной

    стороной. «Эрот» выражает царящую в природе полярность и непреодолимую тягу

    к её преодолению. Эрот – это и страстная самоотдача, восторженная любовь,

    не оставляющая в себе места жалости и сочувствию к самому себе.

    Слово «philia» («любовь-дружба») обозначает связь индивидов,

    обусловленную социальным или личным выбором. Эта любовь затрагивает

    отношения близких друг другу людей, она обычно удовлетворена присутствием

    любимого и развитием естественных чувств. Эти чувства, появились без

    особого усилия, в процессе личного общения, их ценность в том, что они

    необходимы человеку как чему-то целому, а не как взятому в отдельных его

    особенностях. Основное душевное состояние здесь – «духовный покой»,

    внутренняя близость, взаимопонимание. Таким образом, «philia» означает

    духовную, открытую, основанную на внутренней симпатии любовь, выражает

    соединение подобных принципов (тогда как эрос – борьба и соединение

    противоположных).

    Слово «storge» означает любовь, которая связана с органическими

    родовыми связями, нерушимыми, не поддающимися отмене (особенно семейные

    связи). Это нежная, уверенная, надёжная любовь, которая устанавливается

    между родителями и детьми, мужем и женой. В такой любви человек находит

    покой и доверие, чувство уверенности. Этот термин выражает чувства не

    отдельной личности, а чувство родовой общности, без которого греки не

    представляли своего существования.

    Термин «agape» у греков означал разумную любовь, возникающую на основе

    оценки какой-либо особенности любимого, его черт характера и т.п. эту

    любовь человек может разумно обосновывать, ведь она основана на убеждениях,

    а не на спонтанных чувствах, привычках. Этот аспект любви исторически

    связан с адекватной оценкой другой личности, что лежит в основе

    взаимоуважения; в ней чем больше понимания, тем меньше места чувствам. Это

    любовь, укрепляемая деятельность разума, поэтому она абстрактна,

    безличностна более чем другие формы любви. Это воля, направляемая разумом.

    В средние века христианство трактовало любовь как высший принцип

    нравственности, наиболее широко раскрывающий человеческую сущность. Под

    любовью понималась некая внутренняя сила человека, которая никогда не

    иссякает, а беспрестанно, без усталости распространяется на все действия

    человека, направляя его к благоденствию [13. С.52].

    Христианский мыслитель Аврелий Августин выделял три формы любви:

    любовь человека к Богу;

    любовь к ближнему;

    любовь Бога к человеку;

    Первая форма любви выражается как стремление человека к совершенству на

    пути к Богу. Она связана с человеком, его природой, дающей возможность

    думать, решать. Она начинается как желание любить Бога, однако, без нужной

    ясности о предмете любви. В результате исканий человеку надо достичь

    правильного направления любви и, конечно, возвышенной любви к богу, а не

    низменной любви к сотворённому миру.

    По мнению Августина, вся любовь к людям, вещам в этом мире истинна

    тогда, когда она во имя Бога, а не во имя человека.

    Любовь к ближнему – вторая форма любви, принятая в христианстве. Она

    возможна потому, что «ближний» – это подобие Бога. Она объединяет всех

    людей без исключения в единое целое.

    Третья форма – любовь Бога к созданию. Бог не только любит, он сам есть

    любовь. И его любовь прорывается наружу как творение и избавление человека

    от грехов; хотя в таком аспекте она в своей начальной глубине не постижима,

    не доступна человеку.

    Классификации любви, имеющие достаточно ясное основание, обладают тем

    достоинством, что они поддаются хотя бы теоретической проверке. Такие

    классификации полезны в психологии, при исследовании эмоциональных

    отношений. Но их роль в философском анализе любви не может быть

    существенной.

    Любовь очень разнородна, она включает в себя не только разные виды и

    их подвиды, но и то, что можно назвать формами любви, её модусами. Видами

    любви являются, например, любовь к ближнему и эротическая любовь. Формами

    проявления любви к ближнему служат любовь к детям, любовь к родителям,

    братская любовь; модусами являются любовь мужчины и любовь женщины, любовь

    северянина и любовь южанина, любовь средневековая и любовь современная.

    Можно говорить просто о любви к ближнему; можно говорить более конкретно о

    любви к детям или, ещё более конкретно, об отцовской (материнской) любви.

    Конкретизация может идти дальше, в результате чего выделяются не только

    формы и модусы, но и «модусы модусов».

    Познакомимся с некоторыми формами любви.

    Материнская любовь – это забота и ответственность, необходимые для

    жизни ребёнка. Это установка, которая внушает ребёнку любовь к жизни, а не

    только желание оставаться жизнеспособным, которая даёт ему почувствовать,

    что хорошо быть живым, хорошо быть маленьким мальчиком или девочкой, хорошо

    жить на этой земле.

    Связь матери и ребёнка по своей природе – это неравенство, где один

    полностью нуждается в помощи, а другой её даёт. Из-за бескорыстного

    характера материнская любовь считается высшим видом любви и наиболее

    священным изо всех эмоциональных связей. Сущность материнской любви –

    забота о росте ребёнка – предполагает желание, чтобы ребёнок отделился от

    матери. В этом основное её отличие от любви эротической. В эротической

    любви два человека, которые были разделены становятся едиными. В

    материнской любви два человека, которые были едины, становятся отдельными

    друг от друга. Мать должна не просто терпеть, а именно хотеть и

    поддерживать отдаление ребёнка. Именно на этой стадии материнская любовь

    превращается в такую трудную задачу, потому что требует бескорыстности,

    способности отдавать всё и не желать ничего взамен, кроме счастья любимого

    человека. Именно на этой стадии многие матери оказываются неспособными

    решить задачу материнской любви.

    Материнская любовь – это любовь к растущему ребёнку, любовь, которая

    ничего не желает для себя. Это, возможно, наиболее трудная форма любви из

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.