МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Медитация как особое психотехническое средство

    Дзэн-буддизм оказал значительное влияние на развитие китайской и

    японской культуры. Это течение возникло как эзотерическая секта. Слово

    “дзэн” (дхьяна) означает “созерцание, самопогружение”. Именно на внезапном

    озарении в результате интуитивного толчка акцентирует основное внимание

    дзэн-буддизм, объявляя буддийские обрядность, культы и храмы пустой тратой

    времени.

    Одно из положений дзэн-буддизма состоит в том, что Истина и Будда

    всегда с нами, только надо уметь их найти, узнать, понять. Истина состоит в

    озарении, которое возникает внезапно, как внутренний интуитивный толчок,

    который нельзя выразить словами. Иррациональность дзэнского подхода состоит

    в том, что человеку необходимо ждать своего часа, и после размышлений в

    стремлении постичь непостижимое его вдруг осенит нечто, посетит мгновенное

    озарение, и он постигнет Истину. Смысл этого состоит в раздвижении границ

    мышления, в выходе за пределы чувственного эмпирического опыта.

    Медитативная практика дзэна содержит множество методик перестройки

    интеллектуальной, духовной и телесной структуры человека: темы для

    размышления (коаны), диалоги с наставником, стимулирующие действия,

    неожиданные воздействия (резкие окрики, внезапные удары и т.д.). Для

    стимуляции напряжённой работы мозга, развития умственного поиска

    использовалась практика загадок, подразумевавшая медитацию над специальными

    формулами или двустишиями. Упражняющемуся надо было найти внутренний смысл

    загадки. Другая часть подготовки – интуитивные диалоги ученика с мастером

    (мондо), в которых огромный массив информации передавался ученику за

    секунды. Цель мондо – вызвать в сознании ученика резонанс с сознанием

    мастера, вызвать у начинающего просветление или подготовить его к озарению.

    Процесс медитации осуществлялся в специальных сидячих позах (дза-дзэн).

    Позвоночник при этом должен быть выпрямленным, находясь на одной линии с

    головой. Одна из школ дзэн (сото), использует способ медитации сидя лицом к

    стене, когда медитирующий стремится забыть всякие собственные переживания,

    отделиться от самого себя. Сначала практикующий сосредотачивается на

    мышечной релаксации, затем – на ритмике дыхания, наблюдая за ним.

    Постепенно внимание переносится на умственную деятельность. По ходу времени

    умственная деятельность теряет логическую последовательность и

    ассоциативность. После систематических тренировок достигается способность

    вызывать состояние, при котором сознание практикующего освобождается от

    посторонних мыслей, при этом ощущается внутреннее спокойствие и

    уверенность. Опираясь на это состояние, практикующий может осуществлять

    сознательный психический процесс с большой глубиной концентрации на

    реальных или абстрактных объектах.

    Медитативные практики в христианстве

    С установлением и всеобщей победой христианства в Европе основной

    акцент медитативной практики сместился в сторону длительных молитв и

    схоластических рассуждений. Молитвы длились иной раз несколько часов, что

    представляло собой вид медитации. Более сложные медитативные практики

    существовали в закрытых духовных орденах (доминиканцев, тамплиеров,

    госпитальеров).

    Вывод о наличии специальных упражнений можно сделать, исходя из

    некоторых высказываний (например: “Ищи сокровище в сердце своём” у

    тамплиеров, что полностью соответствует многим восточным учениям),

    существования “Логосмедитации”, православной “Иисусовой молитвы”,

    иезуитских “экзерциций”. Есть существенные совпадения между основными

    элементами этих упражнений и практикой йогической медитации. То же можно

    сказать о продолжительных молитвах преподобного Серафима Саровского.

    “Иисусова молитва” повторялась им многократно, подобно практике

    беспрерывного чтения мантр в джапа-медитации.

    Многие христианские мыслители выходили за тесные рамки учения,

    например, Мейстер Экхарт. По Экхарту, человек способен познать Бога

    благодаря тому, что в самом человеке заложена “искорка”, единосущая Богу.

    Отрешаясь от своего “Я”, соединяясь с Божественным “ничто”, душа человека

    является средством порождения Богом самого себя.

    К сожалению, и по сей день появляются “воинствующие” или слишком

    ограниченно понимающие букву Учения – такое ощущение у меня возникло при

    прочтении книги “Православие и религия будущего” иеромонаха Серафима Роуза

    (1934-1982). В этом труде Серафим Роуз выступил с критикой не только

    медитации, но также большинства практик личностного развития, многих

    религий и конфессий (экуменизма, пятидесятников и т.д.).

    Медитативные практики в исламе: суфизм

    Подобно многим вероучениям, в исламе можно выделить внешнюю сторону,

    рассчитанную на массы верующих, и внутреннюю, эзотерическую – суфизм.

    Первые суфийские общины появились в начале VIII века в Ираке. Слово “суф”

    означало грубую ткань, так как атрибутом суфизма была аскетическая

    практика. Теоретические основы суфизма были заложены в IX веке.

    Основные положения суфизма сводятся к следующему. Абсолютная Реальность

    имеет превосходство над миром ощущений. Главная задача – найти Бога в себе,

    развивать любовь к нему, превратить всё личное и социальное в инструмент

    Аллаха. Единственный путь к Аллаху – медитация, интуитивные поиски,

    аскетическая практика и т.д. В духовном развитии человека выделяется

    несколько ступеней (от 3 до 12). Первая ступень посвящения (шариат) ставила

    целью изучение норм ислама. Вторая ступень (Тарикат) означала, что ученик

    вставал на правильный путь и становился мюридом. На третьей ступени

    (марифат) суфий умел сливаться с Аллахом в экстатическом трансе. Четвёртая,

    высшая ступень (хакикат) означала постижение истины и слияние с Богом, что

    становилось доступно немногим. Путь суфия реализовывался обычно в суфийских

    монастырях, каждый из которых придавал свои отличительные черты; поэтому

    суфизм не являет собой единую систему практики.

    В учении суфизма особую роль занимают медитативные техники. Религиозно-

    философское учение о свете и мистическом озарении (ишрак) рассматривалось в

    суфизме как истинный путь и спасение и восходит к зороастризму и

    манихейству. Ишрак это интуитивное мышление, достигаемое аскетизмом и

    медитацией, дающее полное и истинное знание.

    Музыка называется у суфиев “пища души”. Суфии всегда смотрели на

    музыку, как на самое излюбленное средство для достижения духовного

    развития. Собрания с музыкой и танцами называются “сэма”. Суфий, находясь в

    состоянии духовного экстаза, сосредоточивает внимание своего сердца на

    самоотреченном вспоминании Бога.

    Суфизм оказал значительное влияние на этику, литературу и искусство

    Ближнего Востока, Средней Азии.

    Современные направления медитативной практики

    Техники медитации в учении Г.Гурджиева

    Георгий Иванович Гурджиев (Гюрджиев) (1877-1949) – философ-оккультист

    греко-армянского происхождения. Он мечтал об открытии Институт

    гармонического развития человека, что ему и удалось сделать сначала в

    Тифлисе (1919), затем в Фонтенбло под Парижем (1922). На учение Гурджиева

    сильное влияние оказали идеи суфизма, о которых уже говорилось в реферате.

    Являясь последователем одного из суфийских орденов, он основал учение о

    синтетическом пути самоусовершенствования и миропознания – "Четвертом

    пути". Он считал, что три первых пути (факира, монаха и йога) являются

    односторонними. “Четвёртый путь” был основан на представлении о единстве

    макрокосма и микрокосма и гармонической иерархии законов Вселенной. Также в

    числе повлиявших на учение Гурджиева называются ваджраяна (тибетский

    буддизм) и эзотерическое христианство.

    Четвертый путь духовного развития практичен и реалистичен. В любом деле

    человек должен действовать руководствуясь знанием и опытом. Чтобы человек

    мог развиваться, он должен знать не только устройство своего организма и

    его функционирование на многих уровнях, но и реальное состояние

    “человеческой машины”. В этом случае ясно, какие сбои дает машина и как

    устранить такие неполадки. Предварительные ступени обучения включают:

    полную нейтрализацию блоков отрицательных эмоций, устойчивое

    самовоспоминание, нейтрализацию ложной личности, преодоление эгоизма,

    высокую степень концентрации внимания.

    По Гурджиеву, разница между тем, что о себе думает человек, и тем, чем

    он является в действительности, наиболее очевидно проявляется в

    представлениях человека о своей личности, ответственности за свои действия

    и свободе воли. Каждый человек думает, что он является одним и тем же

    постоянным человеком, за исключением истерических расщеплений личности. В

    действительности психологическая структура и функция человека лучше

    объясняется при взгляде на его поведение в терминах многих “я”, чем как

    одно “я”. То есть человек не выбирает, какому “я” быть или к чему он

    склонен: ситуация выбирает за него. Его поведение и то, что с ним

    случается, случается целиком вследствие внешних влияний и "случайных"

    ассоциаций его обусловленной истории. Выражаясь словами Гурджиева, человек

    – машина, хотя и очень сложная и запутанная.

    Важный элемент в учении Гурджиева – три центра, три отдельных уровнях

    функционирования человека. Верхний этаж – интеллектуальный центр, средний

    этаж – эмоциональный центр, и нижний этаж – местоположение контроля над

    тремя функциями; в нижнем этаже находится двигательный центр и половой

    центр. В добавление к этим пяти центрам, действующим в каждом нормальном

    человеке, есть ещё два центра, которые, хотя они и полностью сформированы и

    действуют постоянно, не имеют связи с другими. Это высший интеллектуальный

    центр в высшем этаже и высший эмоциональный центр – в среднем этаже. В

    обычном человеке пять центров функционируют каждый сам по себе и не

    гармонируют друг с другом, а высшие центры не используются. Изучение

    неправильной работы центров – один из ключей к пониманию механики

    человеческой психологии. Препятствием к высшим уровням сознания является

    изобилие в повседневной жизни и отождествление, в состоянии которого

    человек “не помнит себя”.

    По Гурджиеву, толчок или побуждение к работе над самосознанием может

    возникнуть только тогда, когда иллюзия имеющихся у нас способностей,

    которыми мы действительно не владеем, пропадает. Другая характеристика

    обычного бодрствующего состояния – это механический ненужный разговор,

    который вызывает бесполезную утечку энергии и является препятствием к

    развитию высших состояний сознания. Она связана с другой болезнью –

    ненужных физических движений и напряжений в теле: подергиваний, суетливых

    движений, постукивания пальцами, притопывания ногами, гримасничания и т.п.,

    которые служат для того, чтобы истощать ежедневную порцию энергии, которая

    могла бы быть использована, если только человек знает, как, для повышения

    уровня полезного внимания.

    Отношения сущности и личности – ещё один ключевой момент. Согласно

    Гурджиеву, обычный человек переживает мир таким образом, что он доволен

    своим положением, получает определенное количество удовольствия и

    наслаждения и находит сносной жизнь без движения и самореализации. То есть,

    обычный человек теряет способность использовать личность для выполнения

    желаний своей сущности. У большинства людей личность является активной, а

    сущность – пассивной: личность определяет их оценки и веру, профессию,

    религию и философию жизни. Сущность это то, что является собственно

    человеком. Личность – это то, что не является его собственным, что может

    быть изменено при изменении условий. Личность и сущность обе необходимы для

    саморазвития, так как без личности не будет желания достичь высших

    состояний сознания, не будет неудовлетворенности повседневным

    существованием, а без сущности не будет основания для развития.

    Что касается непосредственно медитации в системе Гурджиева. Работа над

    собой наиболее благоприятно протекает в условиях, которые являются для

    человека повседневными. Четвертый путь требует, чтобы человек был "в мире,

    но не от мира", как гласит суфийская пословица. Первая линия работы – это

    длительная попытка последовать древнему изречению "познай самого себя"

    (самонаблюдение, самовспоминание). Создаётся “трение”, внутренняя борьба

    между сознанием и автоматическим поведением – например, в виде исполнения

    привычных действий необычным образом. Вторая линия работы создает особые

    условия и поддержку в усилии стать сознающим пути собственного отношения к

    другим людям и дает возможность практиковать новое отношение к другим. На

    третьей линии работы, которая является работой ради идей самой работы,

    допускается и даже поощряется инициатива, а личный рост или достижение не

    являются главной целью усилия.

    Усилия вспоминать себя в течение дня поддерживаются через связь с

    состоянием, достигаемом в спокойной, пассивной медитации каждое утро перед

    началом дневной деятельности. Сначала этот период сидения в медитации будет

    заключаться только в заключении физической релаксации и увеличении общего

    сознавания физического состояния тела при фокусированном внимании на

    физических ощущениях. При достижении прогресса и уверенности, что

    установлено твердое основание в ощущении тела, в дальнейшем в практике

    “Четвёртого Пути” вводятся другие техники. Иногда используются техники

    достижения “пустого ума” (от мыслей) во время спокойного сидения; может

    быть использована так называемая “Атма вачара” (медитация на истинное "Я"),

    заключающаяся в медитативном размышлении над вопросом "Кто я?".

    Прогресс во внутреннем развитии при применении различных медитативных

    практик следует общему курсу. Сначала ум находится в большой активности, и

    его болтовня не поддается никаким попыткам продвинуться к внутренней тишине

    и простому вниманию к физическому телу. Со временем и постепенно близкое

    знакомство с внутренним процессом допускает некоторое освобождение от

    отождествления с его капризами, и здесь появляются моменты ясного сознания.

    Когда пассивная медитация углубляется, моменты самовоспоминания в течение

    активной жизни могут быть связаны с этим медитативным состоянием, в

    результате чего они становятся более сильными и более достоверными.

    Ритмические гимнастические движения и танцы, взятые Гурджиевым из

    различных традиций Востока, используются в качестве помощи в первой линии

    работы. Они являются определённой формой медитации – медитации в действии

    (можно сравнить с динамической медитацией Раджниша), в то же время они

    имеют отношение к искусству и языку. При практике этих движений внимание

    должно быть разделено между выполняемыми движениями и воспоминанием себя;

    голова, руки и ноги должны следовать определенным, часто весьма сложным

    ритмам, и без большого напряжения внимания выполнять эти движения

    совершенно невозможно. Для их выполнения необходима правильная работа

    центров и последовательное осознание каждого движения. Движения

    производятся под музыку, которая вовлекает в действие эмоциональный центр,

    соединенный с интеллектуальным центром, и двигательно – инстинктивный

    уровень функционирования, который должен идти против личного и

    идиосинкразического отклонения, и он делает движения точно, как

    указывается.

    Интегральная йога Ауробиндо и Трансцендальная медитация Махариши

    Одна из неклассических йог, возникших в XX веке, – Интегральная йога,

    разработанная Шри Ауробиндо Гхошем. Её индийский синоним – Пурна-йога

    (полная, совершенная). Исходный аспект в ней – самоуглубление и

    сосредоточение на Безмолвии, а основными теоретическими предпосылками

    служат представления о различных уровнях сознания, задача полного раскрытия

    человеческого “Я” в процессе активного преобразования внутреннего и

    внешнего мира.

    Трансцендентальная медитация разработана индийским йогом (точнее,

    бывшим физиком) Махариши Махеш Йоги. Первоначально она распространялась им

    в родной Индии, но не получила коммерческого успеха. Поэтому Махариши решил

    попытать счастья в штате Калифорния, США, сориентировавшись в ситуации

    увлечения восточными учениями. С середины 60ых до середины 70-ых был период

    наибольшего интереса к ТМ, когда ею увлекались не только простые

    американцы, но и артисты, музыканты (например, групп The Beatles, Rolling

    Stones). После почти десятилетнего бума интерес к ТМ стал снижаться.

    Трансцендентальная медитация – это модифицированная мантрамедитация,

    приспособленная к западной культуре. Теоретической её основой является

    учение адвайта веданты Шанкарачарьи, в своё время возродившее индуизм в

    Индии в условиях господствовавшего тогда буддизма. Целью исповедующего его

    и вступившего на этот путь является объединение ума с бесконечным

    сознанием; на начальном этапе – освобождение от двойственности сознания,

    которое считается главной причиной человеческих страданий. Техника

    трансцендентальной медитации – это приёмы концентрации внимания, т.е.

    практика дхьяны (дхианы). Методику ТМ отличают простота и относительная

    лёгкость выполнения. Для начинающего самое важное – не касаться

    интеллектуальной области, не думать. Первичный курс ТМ не требует овладения

    специальными позами и проводится сидя на стуле или лёжа. После

    вступительных занятий желающие заниматься дальше проходят обряд

    “посвящения” (фактически поклонение индуистским богам и обожествление

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.