Методы исследования в психодиагностике
| | |– темперамент, характер, |
| | |мотивации, эмоции, |
| | |способности. |
| |Межличностные |Оценивают чел. отношения в|
| | |различных социальных |
| | |группах |
| |Практические тестовые |З-чи и упражнения, кот. |
| |задания |испытуемый должен |
| | |выполнить, практически |
| | |манипулируя реальными |
| | |предметами или их |
| | |заменителями. |
| | | |
| | | |
|По особенностям | | |
|используемых задач | | |
| | |Упражнения с образами, |
| |Образные задания |картинками, рисунками, |
| | |схемами, |
| | |представлениями.предполага|
| | |ют активное использование |
| | |воображения. |
| |Вербальные тесты |Задания на оперирование |
| | |словами.определение |
| | |понятий, умозаключений, |
| | |сравнение объема и |
| | |содержания разл. слов, и |
| | |т. п. |
| |Бланковые |Используется тестовый |
| | |материал в виде бланков: |
|По характеру тестового | |рисунков, схем, таблиц, |
|материала, предъявляемого | |опросников и т. п. |
|испытуемым | | |
| |Аппаратурные |С применением различной |
| | |аппаратуры для |
| | |предъявления и обработки |
| | |результатов тестирования –|
| | |аудио- и ТV техника, ЭВМ. |
| |Процессуальные |Исследуют какой-либо |
| | |психологический или |
| | |поведенческий процесс, |
| | |напр. процесс запоминания,|
| | |процесс межличностного |
| | |взаимодействия в группе. |
| | | |
| | | |
| | | |
|По объекту оценки | | |
| |Тесты достижений |Оцениваются успехи |
| | |человека в различных видах|
| | |деятельности, или сферах |
| | |познания – продуктивность |
| | |памяти, логичность |
| | |мышления, устойчивость |
| | |внимания и др. |
| |Тесты состояний и свойств |Диагностика более-менее |
| | |стабильных психологических|
| | |качеств человека – черты |
| | |личности, свойства |
| | |темперамента, способности |
| | |и др. |
| | |Основаны на косвенной |
| | |оценке психологических |
| | |качеств человека. Оценка –|
|Особая группа |Проективные тесты |результат анализа |
| | |восприятия и интерпретации|
| | |человеком некоторых |
| | |многознвчных объектов, |
| | |напр. бесформенных пятен, |
| | |незавершенных предложений |
| | |и т. д. |
Требования, предъявляемые к тестам
К тестам, как методам точной психодиагностики предъявляется ряд особых
требований. Это:
. Социокультурная адаптированность теста – соответствие тестовых
заданий и оценок особенностям культуры, сложившимся в обществе, где
данный тест используется, будучи заимствованным в другой стране.
. Простота формулировок и однозначность тестовых заданий – в словесных
и иных заданиях теста не должно быть таких моментов, которые могут
по-разному восприниматься и пониматься людьми.
. Ограниченное время выполнения тестовых заданий – полное время
выполнения заданий психодиагностического теста не должно превышать
1,5-2 часов, т. к. сверх этого времени человекцу трудно сохранить
свою работоспособность на достаточно высоком уровне.
. Наличие тестовых норм для данного теста –репрезентативные средние
показатели по данному тесту, - т. е. показатели, представляющие
большую совокупность людей, с которыми можно сравнивать показатели
данного индивида, оценивая уровень его психологического развития.
Норма теста – средний уровень развития большой совокупности людей,
похожих на данного испытуемого по ряду социально – демографических
характеристик.
Особые требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам
Для уверенности в достоверности результатов психодиагностических
исследований необходимо, чтобы используемые психодиагностические методы
были научно обоснованы, т. е. отвечали ряду требований.
Такими требованиями являются
1. Валидность – “полноценность”, “пригодность”, “соответствие”. Есть
несколько разновидностей валидности.
. Валидность теоретическая – определяется по соответствию показателей
исследуемого качества, получаемых с помощью данной методики,
показателям, получаемым с помощью других методик. Теоретическую
валидность проверяют по корреляциям показателей одного и того же
свойства, получаемым при помощи различных методик, опирающихся или
исходящих из одной и той же теории.
. Валидность эмпирическая – проверяется по соответствию
диагностических показателей реальному поведению, наблюдаемым
действиям и реакциям испытуемого. По критерию эмпирической
валидности методику проверяют путем сравнения ее показателей с
реальным жизненным поведением людей.
. Валидность внутренняя - означает соответствие содержащихся в
методике заданий, субтестов, суждений и т. п. общей цели и замыслу
методики в целом. Она считается внутренне не валидной, когда все или
часть вопросов, заданий или субтестов измеряют не то, что требуется
от данной методики.
. Валидность внешняя – примерно то же, что и эмпирическая валидность,
но тут речь идет о связи между показателями методики и наиболее
важными внешними признаками, относящимися к поведению испытуемого.
Валидность методики проверяется и уточняется в процессе ее достаточно
длительного использования.
Критерии валидностьи:
. Поведенческие показатели – реакции, действия и поступки испытуемого
в разных жизненных ситуациях.
. Достижения испытуемого в различных видах деятельности: учебной,
трудовой, творческой и др.
. Данные о выполнении различных контрольных проб и заданий.
. Данные, полученные от других методик, валидность которых или связь с
данной методикой считаются достоверно установленными.
2. Надежность – характеризует возможность получения с помощью данной
методики устойчивых показателей. Надежность психодиагностической
методики можно установить двумя способами:
. путем сравнения результатов, получаемых по этой методике разными
людьми
. путем сравнения результатов, получаемых по одной и той же методике
в различных условиях.
3. Однозначность методики – характеризуется тем, в какой степени
получаемые с ее помощью данные отражают изменения именно и только
того свойства, для оценки которого данная методика применяется.
4. Точность – отражает способность методики тонко реагировать на
малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе
психодиагностического эксперимента. Чем точнее психодиагностическая
методика, тем тоньше с ее помощью можно оценивать градации и
выявлять оттенки измеряемого качества, хотя в практической
психодиагностике не всегда требуется очень высокая степень точности
оценок.
Правила проведения тестирования, обработки и интерпретации результатов
В этом вопросе существуют определенные строгие правила
Наболее важные из них:
. Прежде, чем применять тест, психологу необходимо попробовать его на
себе или другом человеке, что позволит избежать возможных ошибок из-
за недостаточного знания его нюансов.
. Важно заранее позаботиться о том, чтобы до начала работы испытуемые
хорошо поняли задания и инструкцию к тесту.
. Во время тестирования все испытуемые должны работать самостоятельно,
не оказывая влияния друг на друга.
. Для каждого теста должна быть обоснованная и выверенная процедура
обработки и интерпретации результатов. Это позволяет избежать
ошибок, возникающих на этом этапе тестирования.
Проведение практического тестирования
Сводные результаты тестирования
|Тест |Интервьюируемы|Интервьюируемы|
| |й 1 |й 2 |
|Определение степени мотивации личности к успеху |
|1. Когда имеется выбор между двумя вариантами, |ДА |ДА |
|его лучше сделать быстрее, чем отложить на | | |
|определенное время. | | |
|2. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не |ДА |ДА |
|могу на все 100% выполнить задание. | | |
|3. Когда я работаю, это выглядит так, будто я все|НЕТ |ДА |
|ставлю на карту. | | |
|4. Когда возникает проблемная ситуация, я чаще |НЕТ |НЕТ |
|всего принимаю решение одним из последних. | | |
|5. Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю |ДА |ДА |
|покой. | | |
|6. В некоторые дни мои успехи ниже средних. |ДА |ДА |
|7. По отношению к себе я более строг, чем по |ДА |ДА |
|отношению к другим. | | |
|8. Я более доброжелателен, чем другие. |ДА |ДА |
|9. Когда я отказываюсь от трудного задания, я |НЕТ | |
|потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что в | | |
|нем я добился бы успеха. | | |
|10. В процессе работы я нуждаюсь в небольших |ДА |НЕТ |
|паузах отдыха. | | |
|11. Усердие — это не основная моя черта. |НЕТ |ДА |
|12. Мои достижения в труде не всегда одинаковы. |НЕТ |ДА |
|13. Меня больше привлекает другая работа, чем та,|ДА |ДА |
|которой я занят. | | |
|14. Порицание меня стимулирует сильнее, чем |НЕТ |НЕТ |
|похвала. | | |
|15. Я знаю, что мои коллеги считают меня дельным |ДА |ДА |
|человеком. | | |
|16. Препятствия делают мои решения еще более |ДА |ДА |
|твердыми. | | |
|17. У меня легко вызвать честолюбие. |ДА |ДА |
|18. Когда я работаю без вдохновения, это обычно |ДА |ДА |
|заметно. | | |
|19. При выполнении работы я не рассчитываю на |ДА |НЕТ |
|помощь других. | | |
|20. Иногда я откладываю то, что должен был |НЕТ |ДА |
|сделать сейчас. | | |
|21. Нужно полагаться только на самого себя. |ДА |ДА |
|22. В жизни мало вещей более важных, чем деньги. |НЕТ |НЕТ |
|23. Всегда, когда мне предстоит выполнить |НЕТ |ДА |
|задание, я ни о чем другом не думаю. | | |
|24. Я менее честолюбив, чем многие другие. |ДА |ДА |
|25. В конце отпуска я обычно радуюсь, что скоро |НЕТ |НЕТ |
|выйду на работу. | | |
|26. Когда я расположен к работе, я делаю ее лучше|ДА |ДА |
|и квалифицированнее, чем другие. | | |
|27. Мне проще и легче общаться с людьми, которые |ДА |ДА |
|могут упорно работать. | | |
|28. Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не |ДА |ДА |
|по себе. | | |
|29. Мне приходится выполнять ответственную работу|ДА |ДА |
|чаще, чем другим. | | |
|30. Когда мне приходится принимать решение, я |ДА |ДА |
|стараюсь делать это как можно лучше. | | |
|31. Мои друзья иногда считают меня ленивым. |НЕТ |ДА |
|32. Мои успехи в какой-то мере зависят от моих |НЕТ |НЕТ |
|коллег. | | |
|33. Бессмысленно противодействовать воле |НЕТ |НЕТ |
|руководителя. | | |
|34. Иногда не знаешь, какую работу придется |ДА |ДА |
|выполнять. | | |
|35. Когда что-то не ладится, я нетерпелив. |ДА |ДА |
|36. Я обычно обращаю мало внимания на свои |НЕТ |НЕТ |
|достижения. | | |
|37. Когда я работаю вместе с другими, моя работа |ДА |НЕТ |
|дает большие результаты, чем работа других. , | | |
|38. Многое, за что я берусь, я не довожу до |НЕТ |НЕТ |
|конца. | | |
|39. Я завидую людям, которые не очень загружены |НЕТ |НЕТ |
|работой. | | |
|40. Я не завидую тем, кто стремится к власти и |НЕТ |ДА |
|положению. | | |
|41. Когда я уверен, что стою на правильном пути, |ДА |НЕТ |
|для доказательства своей правоты я иду вплоть до | | |
|крайних мер. | | |
|Сильный ли у вас характер? |
|1. Часто ли вы задумываетесь над тем, какое |В | |
|влияние оказывают ваши поступки на окружающих? | | |
|а) очень редко; | | |
|б) редко; | | |
Страницы: 1, 2, 3
|