МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Методы отбора персонала

    эффективность собеседований как инструмента отбора кадров . Основа этих

    проблем имеет эмоциональный и психологический характер . Так , например ,

    существует тенденция принятия решения о кандидате на основе первого

    впечатления , без учёта сказанного в остальной части собеседования . Другая

    проблема заключается в тенденции оценивать кандидата в сравнении с лицом ,

    с которым проводилось собеседование непосредственно перед этим . Если

    предыдущий собеседник выглядел особенно плохо , то последующий

    посредственный кандидат будет выглядеть хорошо или даже очень хорошо . Есть

    у проводящих интервью и такая тенденция , как оценка более благоприятно тех

    кандидатов внешний вид , социальное положение и манеры которых в большей

    мере напоминают их собственные .

    В результате такого метода отбора как собеседование удаётся

    довольно определённо выявить фактический уровень профессиональной

    подготовки претендента и соответствие его предстоящей работе . Надо

    отметить , что редко бывает , чтобы претендент на должность полностью её

    соответствовал , поэтому собеседование также имеет целью выявить степень

    несоответствия . Если степень несоответствия такова , что претендента можно

    подучить на месте , то тогда он может быть принят на работу . В этом случае

    важно , что управляющий видит , какие он берёт на себя обязательства по

    этому доучиванию нового работника . Но более важно и то , что принимаемый

    на работу видит своё небольшое несоответствие , профессиональную

    неготовность , и в связи с этим необходимость учиться и стараться в работе

    . Необходимой ясности в соответствии работника и работы не бывает , если

    его принимают на работу только по документам без должной проверки . В

    результате это несоответствие , если оно есть , не зафиксировано и не

    определена его степень , доучивание не проводится , а в итоге страдает дело

    . Часто в таких случаях работник начинает оспаривать перед администрацией

    своё несоответствие работе .

    Не все собеседования заканчиваются положительным решением .

    Проведённые социологами опросы менеджеров по персоналу показали , что

    наиболее частые причины отказа в приёме на работу по итогам собеседования

    были следующие :

    Плохой внешний вид .

    Агрессивная манера поведения , комплекс превосходства ,

    властность .

    Неспособность ясно выражать свои мысли , недостатки речи ,

    плохая дикция , грамматические ошибки .

    Отсутствие личных планов служебной карьеры и четких

    целей , пассивность и индифферентность , незрелость .

    Неуверенность в себе и неуравновешенность , нервозность ,

    неловкость .

    Нежелание начинать работу с младших должностей ,

    намерение получить сразу слишком много .

    Чрезмерное внимание к денежному вознаграждению ,

    заинтересованность только в получении материальных благ .

    Скрытость , уклончивость , увиливание от прямого ответа ,

    неискренность .

    Плохие отзывы об организациях , в которых кандидат

    работал раньше , и о их руководителях .

    Бестактность , невежливость .

    Непонимание общепринятых правил .

    3.4 Тесты по найму .

    Тестирование с целью отбора подходящих людей для определённых целей

    использовалось на протяжении многих веков . Одним из первых примеров можно

    считать библейскую историю о воинах Гедеона .

    «И сказал Господь Гедеону : народа с тобой слишком много ... веди

    их к воде , там Я выберу их тебе ... И сказал Господь Гедеону : кто будут

    лакать воду языком своим , как лакает пёс , того ставь особо , так же как и

    тех всех , которые будут наклоняться на колени свои и пить ...» Таким

    образом были отсеяны все лишние воины , и Гедеон получил 300 человек ,

    которые пили , зачерпывая пригоршнями воду , не опускаясь на колени .

    Именно с этими воинами была одержана блистательная победа .[2] Таким

    образом тестирование вполне себя оправдало .

    Например в США до принятия в 1964 г. Закона о гражданских правах 90

    % компаний признавали , что используют тесты , к 1976 г. - только 42 % , но

    в 1988 г. уже 84 % компаний сообщали , что включают тесты в свой механизм

    отбора кадров .[3]

    Применяемые при отборе тесты предназначены для того , чтобы

    получить психологический портрет кандидата , оценить его способности , а

    также профессиональные знания и навыки . Они позволяют сравнивать

    кандидатов между собой или с эталонным , то есть идеальным кандидатом . Как

    правило , тесты разработаны психологами , но , чтобы их использовать ,

    совсем не обязательно быть психологом .

    Тесты используются для измерения качеств человека, необходимых для

    результативного выполнения работы . Например , для секретаря такими

    способностями могут быть умение печатать на компьютере , стенографировать ,

    требуются и определённые личные качества . При приёме на работу чаще всего

    используют тесты направленные на изучение :

    профессиональных знаний и навыков ;

    уровня развития интеллекта и других способностей ;

    наличия и степени проявления определённых личностных

    качеств .

    Специалистам по персоналу известны , как правило , тысячи различных

    тестов . Из этого многообразия можно выделить основные .

    Тесты выполнения отдельных работ . Например , тест на компьютерное

    программирование для программистов , тест на вождение для водителей ,

    прослушивание для музыкантов , тесты по машинописи и т. п. Кандидатов

    просят проделать определённую работу на механизме с которым им придётся

    работать в случае принятия на работу , а затем уже регистрируется

    количество и качество результата . Тесты такого рода наиболее достоверны .

    Другой вид тестов связан с искусственным созданием обстановки ,

    приближенной к реальной . Например , вождение машина на тренажёре , тесты

    на психомоторные способности (время принятия решения , поворотливость

    пальцев , скорость движения конечностей и др.) , тесты на канцелярские

    способности (проверяется запоминание чисел и имён) . Сюда же относится

    большая группа так называемых письменных тестов , используемых для

    измерения общего уровня умственного развития и способностей . Их существует

    огромное множество . Например , тест на способности - шкала Векслера ,

    состоящий из двух групп заданий . Первая , словесная , включает вопросы по

    словарному запасу , общей информированности , арифметике . Вторая группа

    состоит из заданий , основанных на завершении рисунка , собирании предметов

    и т. п. Широко также используется калифорнийский тест умственной зрелости ,

    а также тесты позволяющие измерить различные личностные параметры человека

    . Наиболее известны тест Кэттела , выделяющий шестнадцать основных качеств

    претендента , Миннесотский многопрофильный личностный тест «семантический

    дифференциал» , служащий для исследования репрезентативности эмоциональных

    явлений в сознании , тесты по изучению типа нервной деятельности

    (темперамента) , акцентуации характера и другие .

    Иногда под тестом понимают такое испытание , отличительными

    чертами которого является фиксированность времени выполнения задания и

    единственность правильного ответа . Такой тест предназначен для определения

    уровня развития интеллекта и других способностей (например , к устному

    счёту) , навыков и т. п.

    Особой разновидностью тестов являются опросники . С их помощью

    оценивают свойства личности или интересы . Ответ характеризует отвечающего

    . Опросники используются для определения склонности к тому или иному виду

    деятельности , например нравится ли данному человеку работать в коллективе

    , если у него артистические склонности и т. п. Опросники эффективно

    применяются в целях профориентации

    Как правило , при тестировании выполнение заданий и ответы на

    вопросы осуществляются письменно самими кандидатами , после чего

    оцениваются и интерпретируются результаты . В последнее время всё

    популярнее становится использование автоматизированных тестов , в основном

    выполнение которых предлагается претендентам на компьютере . По окончании

    компьютер обрабатывает полученную информацию , производит все необходимые

    расчёты и выдаёт результат .

    Своеобразным тестом на честность является широко используемый в США

    прибор , регистрирующий изменения в дыхании , кровяном давлении , пульсе ,

    реакции кожи и фиксирующий эти изменения на бумаге . Речь идёт о полиграфе

    или так называемом детекторе лжи . Человеку , к которому подключён полиграф

    , задают различные вопросы : нейтральные , чтобы выявить его нормальное

    состояние , затем очень острые , чтобы зарегистрировать ответ , сделанный

    под давлением . Использование этого устройства обходится значительно

    дешевле других методов проверки . Однако для работы с полиграфом нужны

    квалифицированные специалисты , кроме того , с его помощью можно проверить

    не всех людей . Некоторым очень легко солгать , и они обманывают полиграф ,

    другие напротив , очень эмоционально реагируют на простые вопросы и

    выглядят на приборе лжецами .

    Наиболее известны так называемые проективные тесты . Начало они

    берут из глубины веков , от гадания на свечах , кофейной гуще и т п. Вот ,

    например , уже используемый многие годы весьма эффективный тест Роршаха .

    Простая клякса , раздавленная внутри сложенного пополам листка бумаги . В

    зависимости от того , что увидел человек , простую кляксу или какой-нибудь

    предмет , психолог расскажет кто он есть на самом деле . Тесты такого рода

    рассчитаны на то , чтобы зацепить и вытащить скрытую установку подсознания

    . Могут предложить дописать рассказ или дорисовать картинку .

    Использование тестовых методик при отборе персонала всегда было и

    остаётся весьма дискуссионным вопросом не только В России , но во всём мире

    . В США , например , в 60-е годы был период , когда метод тестирования

    признавался дискриминационным по расовому , половому и социальному

    признакам , и его использование было не безопасным .

    Сегодня тестирование - неотъемлемая часть работы по управлению

    персоналом . По данным американской статистики , при опросе кадровых

    менеджеров сложилась следующая ситуация . 20 % опрошенных ответили , что

    постоянно пользуются различными психологическими тестами (калифорнийский

    тест на личностные характеристики , тест Гордона на личностный профиль ,

    тест на социальный интеллект , тест на адаптивность и уживчивость в

    коллективе и др.) ; 11 % используют детектор лжи , психологический

    стрессовый показатель , тесты на честность и т. д. ; 18 % опрошенных

    ответили , что применяют для кандидатов на работу алкогольный и

    наркотический тесты , являющиеся частью медосмотра и основанные на

    различных анализах . По заявлению опрошенных , ни одна из организаций не

    использует тесты на СПИД ; 55 % менеджеров по персоналу используют тесты

    похожие на работу , которую кандидат должен выполнить (вычислительные тесты

    , печатание на компьютере , речевая обработка и канцелярское дело , тесты

    на силовой подъём и гибкость и т. п.) ; 22 % респондентов пользуются

    психоанализом для выявления мастерства претендентов ; в 63 % организаций

    данные тестирования держат в строгом секрете ; 21 % ответили , что

    результаты тестовых испытаний были показаны лишь кандидату и инспектору

    службы персонала , а 13 % заявили , что не держат тестовые данные в секрете

    .[4]

    В Росси на данный момент отечественных тестовых методик практически

    нет , так как они долго считались идеологически чуждыми нам . Используются

    в основном западные методики , однако здесь имеются определённые сложности

    , связанные не только с языковыми отличиями , но главным образом , с

    социокультурными несоответствиями .

    3.5 Проверки рекомендаций и послужного списка .

    В тех случаях , когда заявитель получает отзыв лично для передачи

    по месту запроса , объективность оценки не может быть гарантирована , так

    как многие люди не хотят писать своё истинное мнение о человеке , который

    это может прочитать . Поэтому в последнее время чаще практикуются

    специальные запросы , в которых прежнего работодателя просят оценить

    кандидата по определённому перечню качеств . Ещё более распространены

    телефонные звонки предыдущему начальнику для обмена мнениями и выяснения

    каких либо интересующих вопросов . При такой проверке анализируется

    хронологический порядок мест работы , обращается внимание на пробелы и

    перемены рабочих мест . При этом учитывается также частота увольнений и то

    , в какой мере смена рабочего места вела к подъёму или спуску по служебной

    лестнице . Считается , что в молодые годы смена рабочего места имеет другое

    значение , нежели позднее . Поэтому у молодых кандидатов частые перемены

    рабочего места должны быть расценены , скорее , положительно , так как в

    основе их лежат мобильность , стремление к лучшей организации , гибкость .

    У кандидатов постарше смена рабочего места должна быть обсуждена в ходе

    беседы . Учитывается ещё и то , что изменение профессии служит повышению

    практического опыта данного кандидата .

    3.6 Медицинский осмотр .

    Некоторые фирмы , требуют проведение медосмотра по нескольким

    причинам :

    необходимостью знания физического состояния претендента в

    момент найма на случай подачи возможных требований

    компенсаций из-за ухудшения здоровья ;

    необходимостью предотвратить приём переносчиков заразных

    болезней :

    необходимостью определить , может ли человек физически

    выполнять предлагаемую работу .

    Одной из форм медосмотра является генетический отбор ,

    предусматривающий использование различных анализов с целью выявления у

    кандидата особых черт , предрасполагающих (или наоборот) его к работе с

    различными химикатами . Например , заявитель с повышенной чувствительностью

    организма к токсинам , используемым в производстве , немедленно отсеивается

    в процессе отбора . В последние годы на Западе широко обсуждается комплекс

    вопросов , связанных с проверкой на предмет употребления наркотиков . Это

    проблемы как этического и юридического порядка так и медико-биологического

    , так как достоверных на сто процентов тестов пока ещё не существует и в

    трети случаев результаты их оказываются ошибочными .

    Также никогда не мешает назначить претенденту испытательный срок в

    рамках , установленных трудовым законодательством . За время испытательного

    срока представляется возможность способом естественного наблюдения и

    специальных условий достаточно хорошо выяснить деловые качества работника и

    сделать окончательное заключение о его пригодности . Поскольку срок этот

    относительно небольшой , изучение деловых качеств должно протекать активно

    и целенаправленно . В течение испытательного срока решаются задачи не

    только изучения деловых качеств работника , но и выявляются его способности

    к обучению , а также ему предоставляется возможность самому оценить

    предстоящую деятельность и адаптироваться в среде персонала организации .

    Перед окончанием испытательного срока непосредственный руководитель

    должен дать оценку работнику для кадровых подразделений и объявить своё

    заключение о дальнейшем его использовании самому работнику .

    Если работник после полного испытательного срока проявил качества ,

    необходимые для постоянной работы на занимаемой должности , его принимают

    на постоянную работу . При этом нужно обратить внимание работника на его

    слабые стороны и на необходимость постоянного совершенствования им деловых

    качеств , а также главе организации необходимо встретиться с группой новых

    работников . На такой встрече новичков надо ознакомить с общими целями ,

    структурой , традициями , историей и достижениями организации .

    4. Достоверность и обоснованность методов отбора .

    Одним из способов уяснить , окажется ли претендент соответствующим

    всем требованиям , и выбрать наиболее подходящего из группы кандидатов

    является тестирование заявителей в условиях , максимально приближенным к

    рабочим . Чтобы эти методы отбора оказались результативными , они должны

    быть достаточно надёжными , достоверными . Если претендент получает оценку

    в 70 очков при тестировании по найму в понедельник , 40 очков в аналогичном

    тесте в четверг и 95 - в пятницу , то определить , какой из результатов

    наиболее точно отражает способности этого заявителя , невозможно : данный

    тест не может быть признан достоверным . Достоверность метода отбора

    характеризует его неподверженность систематическим ошибкам при измерениях ,

    то есть его состоятельность при различных условиях .

    Если служащий , проводящий беседу с заявителем , даёт разные оценки

    его способностей и возможностей в разные дни , эти оценки нельзя считать

    достоверными . На практике достоверность при вынесении суждений достигается

    сравнением результатов двух (или более) аналогичных тестов , проведённых в

    разные дни . Другой путь повышения достоверности - сравнение результатов

    нескольких альтернативных методов отбора (например , тест и беседа) . Если

    результаты сходны или одинаковы , можно считать результат правильным .

    Помимо достоверности оценок необходимо учитывать обоснованность

    принятых критериев отбора . Под обоснованностью здесь понимается то , с

    какой степенью точности данный результат , метод или критерий

    «предсказывает» будущую результативность тестируемого человека .

    Обоснованность методов относится к выводам , сделанным на основе той или

    иной процедуры , а не к самой процедуре . То есть метод отбора может сам по

    себе быть достоверным , но не соответствовать конкретной задаче : измерять

    не то , что требуется в данном случае .

    Существуют разные типы обоснованности методов отбора , с которыми

    должен быть знаком менеджер : обоснованность по сути , по соответствию

    характеру конкретной работы и по соответствию конкретным критериям .

    Обоснованность - это степень , в которой тест , беседа или оценка качества

    работы измеряет навыки , опыт и способность выполнять данную работу .

    Соответствие метода отбора каким-то конкретным требованиям или условиям

    определяет степень точности , с которой метод отбора выявляет конкретные

    способности претендента , соответствующие отдельным важным элементам стиля

    работы . Качество выполняемой при тестировании работы оценивается в

    соответствии с требованиями к настоящей м последующей работе .

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Важный шаг в процессе обеспечения фирмы или организационной системы

    соответствующими её профилю человеческими ресурсами является отбор

    кандидатов , который представляет собой выбор из всей подобранной группы

    индивидуальных работников для последующего найма . Сам процесс отбора , как

    правило , состоит из целой серии ступеней выбора (различных методов) , где

    каждая последующая ступень отсеивает из общей группы до тех пор , пока не

    останется нужное количество претендентов . На этих стадиях работники

    проходят специальные тесты и собеседования , призванные выявить , отвечают

    ли они тем или иным требованиям , предъявляемым нанимающей организацией ,

    подходят ли они для выполнения той работы , для которой их нанимают .

    Политика найма различна в разных фирмах и зависит , как правило ,

    от принятой здесь системы ценностей . При приёме на работу совершенно

    нового работника весьма важную роль играет беседа с претендентом на

    должность . Тестирование в качестве метода отбора персонала также

    становится всё более популярным . Этот интерес вполне понятен , если

    принять во внимание , что постоянно возрастает значение правильного отбора

    и всё дороже становятся ошибки .

    Отбор кадров осуществляется по принципу , какой из кандидатов

    наилучшим образом выполнит определённую работу . Для достижения этой цели в

    процессе отбора кадров должны быть предусмотрены соответствующие методы

    оценки определённых специфических аспектов , характеризующих кандидата .

    В большинстве случаев выбирают человека , имеющего наилучшую

    квалификацию для выполнения фактической работы на занимаемой должности , а

    не кандидата который , представляется наиболее подходящим для продвижения

    по службе . Объективное решение о выборе , в зависимости от обстоятельств ,

    может основываться на образовании кандидата , уровне его профессиональных

    навыков , опыте предшествующей работы , личных качествах .

    Несоблюдение принципов проведения отбора , установленных комиссией

    по соблюдению равенства возможностей при трудоустройстве , может привести к

    возбуждению судебного иска со стороны работника , который может обвинить

    организацию в дискриминационной политике при отборе персонала .

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Бляхман Л. С. Введение в менеджмент .-СПб.:Издательство С-Петербургского

    университета экономики и финансов , 1994.

    2. Как подбирать сотрудников и их учить. // За рубежом , 1993 , № 33

    3. Мескон М. Х. , Альберт М. , Хедоури Ф. Основы менеджмента .-М.:«Дело» ,

    1992.

    4. Нессонов Г. Г. Управление персоналом коммерческой организации . Учебное

    пособие .-М.:«Триада» , 1997.

    5. Подбор кадров Во Франции . // Человек и труд , 1993 , № 4 .

    6. Поляков В. А. Технология карьеры .-М.:«Дело ЛТД» , 1995 .

    7. Силин А. Н. Управление персоналом . Учебник по кадровому менеджменту .-

    Тюмень:ТГУ , 1994 .

    8. Тарасов В. К. Персонал-технология : отбор и подготовка менеджеров .-

    Л:«Машиностроение» , 1989 .

    9. Травин В. В. , Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента .-М.:«Дело» ,

    1995.

    10. Шамхалов Ф. И. Американский менеджмент . Теория и практика .

    -М.:«Наука» , 1993.

    -----------------------

    [1] Травин В. В. , Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента .-М.:«Дело» ,

    1995. Стр. 68.

    [2] Поляков В. А. Технология карьеры .-М.:«Дело ЛТД» , 1995 . стр. 97

    [3] Там же стр. 98.

    [4] Силин А. Н. Управление персоналом . Учебник по кадровому менеджменту .-

    Тюмень:ТГУ , 1994. Стр. 54-55.

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.