МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Методы преподавания психологии

    социального контроля, ослабление или отсутствие которых способствует

    формированию отклоняющегося поведения.

    Прямой контроль, осуществляемый извне посредством наказаний.

    Внутренний контроль, основанный на интернализованных нормах и ценностях.

    Косвенный контроль, связанный с идентификацией с родителями, друзьями,

    персонажами культуры или историческими деятелями.

    Контроль, определяемый мерой доступности различных (легальных и

    нелегальных) способов достижения целей, удовлетворения потребностей.

    Но в целом свободный человек – это не освобожденный от каких-либо

    ограничений и норм в своей деятельности и поведении, а человек, чьи

    принципы поведения избраны им самим. Свобода воли – это тот аспект

    психической реальности, который обеспечивает возможность реализации такого

    поведения.

    Осознание опосредственности волевой регуляции антиципируемой целью, которая

    выступает как самостоятельный идеальный фактор поведения и деятельности,

    приводит к выдвижению представления об особого рода причинности – целевой

    или телеологической причинности. Согласно принципу "конечных причин" (causa

    finalis) идеально постулируемая цель предвосхищает конечный результат,

    оказывает объективное воздействие на ход реального процесса. Сам этот

    принцип получал различную реализацию в отдельных концепциях. Так,

    Аристотель утверждал, что как деятельность человека содержит в себе

    актуальную цель, так и предметы природы включают в себя бесконечную по

    содержанию цель своего стремления. Эта внутренняя цель является, согласно

    ему, причиной движения от низших ступеней природы к высшим; она

    трансформируется в некий абсолют – энтелехию – как завершение развития.

    Согласно И. Канту, человек как разумное существо, принадлежащее

    интеллигибельному (умопостигаемому) миру, обладает свободой воли, но в

    эмпирическом мире, где господствует естественная необходимость, он

    несвободен в своем выборе, воля его причинно обусловлена.

    Варианты истолкования природы воли в истории философии и психологии

    оформлялись в различные детерминистические или индетерминистические

    концепции. Детерминистические концепции рассматривали волю как

    обусловленную извне (су-пранатуралистическими, физическими, социальными или

    психологическими факторами). Индетерминистические концепции рассматривали

    волю как автономную, самополагающую силу. Это волюнтаристские концепции. В

    свою очередь в рамках самой психологии также можно разграничить три вида

    концепций воли. Интеллектуалистические концепции рассматривают волевой

    процесс в качестве производного от когнитивных процессов. Они различаются в

    зависимости от того, какие из когнитивных механизмов рассматриваются в

    качестве предпосылок возникновения воли. Вундт различал три вида

    интеллектуалистических теорий воли: ассоциатистскую, сенсуалистическую и

    логическую. Сущность первой заключается в том, что волевой процесс

    рассматривается как ассоциация ощущений, представлений и чувств, при этом

    важнейшим элементом в ней выступает "интенсивное представление цели,

    сопровождаемое эмоциональными тонами", что и направляет течение действия.

    Сенсуалистическая теория переносит центр тяжести на объяснение условий

    возникновения волевого движения и считает, что волевой акт имеет ту же

    самую физиологическую причину, что и всякий рефлекс, но осложненную

    возможностью саморегуляции. Восприятие движения, связанных с ним

    кинестетических ощущений и, особенно, представление предстоящего движения

    сообщают действию специфический характер произвольности. Логическая теория

    рассматривает волю как вторичную функцию, возникающую из интеллектуальных

    процессов, в центре которых находится "оценивающее суждение". Эмоциональная

    теория воли, разработанная главным образом самим Вундтом, рассматривает

    волю как особую форму или разновидность аффектов. Для всякого волевого

    процесса, согласно этой теории, независимо от степени его сложности и

    содержания, характерна своеобразная динамика чувств. Это чувство

    деятельности, чувство решимости, чувство выполнения. Элементарной формой

    волевого процесса, имеющей такую организацию, является, по Вундту, акт

    апперцепции (внутреннего внимания). Представителями психологических

    волюнтаристических концепций были У. Джемс и Н.О. Лосский. Для них

    внутренний акт воли, осуществляющийся вполне автономно и выражающийся в

    предпочтении того или иного представления, является основой волевого

    действия.

    Представления о конативных механизмах регуляции были развиты в

    психологической теории установки. Установка терминологически в

    психологическом смысле может быть определена как готовность,

    предрасположенность субъекта действовать (реагировать) определенным

    образом, возникающая в результате предвосхищения им определенной ситуации

    (объекта) и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер

    деятельности. Понятие установки было введено при экспериментально

    психологическом изучении обусловленности предшествующим специально

    организованным опытом готовности действовать определенным образом на

    появление стимула, постановку задачи. Позднее понятие установки (аттитюда)

    стало использоваться в социальной психологии для обозначения системы

    ориентации, носителем которой является группа, предписывающей каждому члену

    группы неосознаваемый им самим способ реагирования на стандартные ситуации.

    Наличие установки освобождает субъекта от необходимости затрачивать усилия

    каждый раз на принятие решения в стандартных ситуациях. обеспечивает

    устойчивость, стабильность и требуемую скорость реагирования. С другой

    стороны, наличие определенных установок может выступать в качестве фактора,

    обусловливающего косность, инертность деятельности, конформность поведения,

    затруднений в приспособлении к новым изменившимся ситуациям. В случае

    прерывания уже начавшейся деятельности наличие целевых установок

    обнаруживает себя в эффекте незавершенного действия: в появлении

    настойчивого желания завершить так или иначе прерванный акт.

    Для психологии, естественно, большой интерес представляет разработка

    методов диагностики уровня развития (сформированности) механизмов

    конативной регуляции. В ряде простых случаев для этого могут быть

    использованы процедуры, измеряющие устойчивость внимания,

    помехоустойчивость человека-оператора при контролируемом осложнении условий

    деятельности, способность человека удерживать на определенном уровне какое-

    либо усилие. При анализе более сложных и длительных отрезков поведения и

    деятельности могут использоваться экспертные оценки, самооценки, процедуры

    ранжирования ценностей, измерения -– уровней притязания, мотивов выбора,

    той или иной (стремление к успеху или избегание наказания) стратегии

    поведения.

    Виды нарушений конативных механизмов . Воля – это психический механизм

    координации и субординации потребностей (мотивов), актуализируемых наличной

    ситуацией и регулирующей соотношение отдельных акций (операций, образов) в

    процессе достижения поставленной (принятой) цели. Нарушение волевой

    регуляции заключается в возникновении затруднений в выборе целей, в

    осуществлении адекватной координации и субординации действий и операций

    субъекта в направлении достижения поставленной цели, в удержании

    поставленной цели в сознании. Выделим некоторые из нарушений такого рода.

    Слабость произвольного внимания заключается в том, что человеку трудно

    сосредоточиться на нужном круге представлений или идей, необходимых для

    работы. Повышенная отвлекаемость проявляется в том, что, сосредоточившись

    на вопросе собеседника, на данном круге представлений, человек тут же

    переключается на другие объекты, его вниманием последовательно овладевают

    то одни, то другие, преимущественно яркие, бросающиеся в глаза объекты.

    Рассеянность, или быстрая истощаемость внимания, заключается в том, что

    внимание сохраняется лишь на очень непродолжительное время.

    При патологической концентрации внимания, наоборот, наблюдается

    неспособность переключиться с какого-либо круга представлений. Несмотря на

    обращенные к нему вопросы и другого рода воздействия, человек остается

    всецело погруженным в фиксированный круг представлений. Персеверация –

    циклическое повторение (настойчивое воспроизведение), часто вопреки

    сознательному намерению какого-либо представления.

    Гипобулия – ослабление волевой активности, проявляется слабостью

    побуждений, ослаблением желаний, резким сужением круга доступных человеку

    волевых актов. Абулия – полная бездеятельность, утрата способности к

    общению вследствие невозможности выполнения как простых, так и сложных

    волевых актов. Гипокинезия – ограничение, падение двигательной активности с

    замедлением движений, с упрощением структуры конкретных двигательных актов.

    Каталепсия – длительное сохранение любых, в том числе неудобных,

    искусственно приданных поз на фоне повышенного мышечного тонуса (мышечной

    гипертонии). Негативизм – немотивированное противодействие любым попыткам

    изменить пространственное положение тела или отдельных органов. Характерна

    именно безмотивность отказа и противодействия.

    Гипербулия – патологическое усиление в той или иной форме активности,

    внешне производящее впечатление усиления воли. На самом деле имеет место

    только двигательное возбуждение, жажды деятельности как таковой нет,

    поскольку человек, находящийся в таком состоянии, так же легко бросает

    начатое, как и берется за него. Импульсивные действия – возникают внезапно

    без сознательного сопротивления им, осуществляются вне сознательного

    контроля: человек вскакивает и неудержимо устремляется вперед.

    Мутизм – нарушение, заключающееся в молчании, в неспособности человека

    вступать в озвученный речевой контакт. Мутизм может быть тотальным, когда

    речевой контакт отсутствует в любых обстоятельствах и ситуациях, и

    парциальный, когда человек оказывается неспособным разговаривать с

    определенным кругом людей, в каких-либо определенных психотравмирующих

    ситуациях, но беседует с другими людьми, в другой обстановке.

    Афазиями обозначают разнообразные варианты нарушения способности к

    восприятию и порождению речи. Различают. в частности, моторную, сенсорную и

    амнестическую афазии. При моторной афазии нарушается выразительная

    (экспрессивная) речь, при попытках говорить человек произносит лишь

    невнятные звуки, отдельные слоги. Отличие моторной афазии от мутизма

    заключается именно в стремлении к речевому контакту. при неспособности

    произвести сколько-нибудь сложные фонемы. Сенсорная афазия характеризуется

    утратой способности к пониманию речи. Амнестическая афазия заключается в

    неспособности припоминать названия окружающих предметов, в резком оскудении

    речевого запаса.

    Креативные механизмы психики

    Подходы к установлению специфики . Креативные механизмы психики продуцируют

    образы объектов, ситуаций (имажинации), которые ранее не встречались в

    опыте субъекта. На это указывает, в частности, и семантика слова

    "воображение", т. е. создание образа за счет собственных ресурсов человека.

    Если словом "воплощение" мы обозначаем процесс овеществления, обретения

    плоти, некоторого образа, идеи, то словом "воображение" мы обозначаем

    процесс построения самого образа. Образам восприятия соответствуют объекты,

    актуально воздействующие на органы чувств субъекта; образам представления

    соответствуют объекты, актуально отсутствующие в перцептивном пространстве,

    но ранее встречавшиеся в опыте субъекта, – это репродуктивные образы;

    образам воображения соответствуют потребности субъекта, потребности,

    которые могли быть удовлетворены, если бы существовал объект, образ

    которого воображается, это – продуктивные образы. Образы воображения – это

    образы виртуальной реальности.

    Образы воображения несколько различаются по своим функциям и

    психологическому статусу. Это могут быть мечты (образы желаемого будущего),

    грезы (образы актуально переживаемого ирреального), фантазии (образы

    возможного будущего). Они могут выполнять функции снятия напряжения,

    целеполагания, предвосхищения (антиципации), мобилизации ресурсов субъекта.

    Психологическую проблему составляет не только то, как субъект может

    продуцировать то, что никогда не встречалось в его опыте, но и то. что к

    образам виртуальной реальности человек переживает те же эмоционально

    окрашенные отношения, что и к реальным объектам. Они ему нравятся или не

    нравятся, привлекают или отвращают, воодушевляют или расслабляют. И только

    в этом случае они становятся реальными феноменами внутренней жизни. При

    этом они сохраняют психологический статус образов виртуальной реальности.

    Поскольку продукты воображения приобретают какую-либо социальную значимость

    (ценность), то их продуцирование квалифицируется как творчество.

    В истории философии и теоретической психологии можно выделить три

    направления в трактовке природы творчества.

    В античной философии, прежде всего у Платона, развивается учение об эросе

    как своеобразной устремленности (одержимости) человека к достижению высшего

    ("умного") созерцания, которое находит выражение в особом виде его

    активности – в творчестве. В эпоху Возрождения вырабатывается понимание

    творчества прежде всего как художественного творчества, сущность которого

    также усматривается в созерцании. Одним из наиболее ярких представителей

    этой эпохи был Леонардо да Винчи. Им выработано представление о всеобщей

    науке, живописи, проявлением которой выступают разнообразные формы

    творчества. Глаз, по Леонардо да Винчи, превосходит природу тем, что

    "природные вещи конечны, а произведения, выполненные руками по приказу

    глаза, бесконечны". Итальянский философ Дж. Вико рассматривал в качестве

    сферы реализации творческих потенциалов человека – историю, человек – это

    творец языка, нравов, обычаев, искусства и философии. В начале XX в.

    развернутая концепция творчества была создана французским философом А.

    Бергсоном. Он рассматривал творчество как непрерывное рождение,

    составляющее сущность жизни; (оно есть нечто объективно совершающееся: в

    природе – в виде процессов рождения, роста, созревания, в сознании – в виде

    возникновения новых образов и переживаний) и резко противопоставлял

    субъективной технической деятельности конструирования, лишь комбинирующей

    уже существующее. Согласно русскому философу Н.А. Бердяеву, творчество –

    это иррациональное начало свободы, экстатический прорыв природной

    необходимости и разумной целесообразности, выход за пределы природного и

    социального, вообще посюстороннего мира. Творческий экстаз – наиболее

    адекватная форма существования человека.

    Философы английского эмпиризма XVII в. (например, Гоббс, Локк) склонны чаще

    всего трактовать творчество как удачную – но в значительной мере случайную

    – комбинацию уже существующего. Творчество в значительной мере

    отождествляется ими с изобретательством. Эта линия продолжена в XX в.

    философами неопозитивистской ориентации (Дж. Дьюи, П. Бриджмен). Творчество

    рассматривается ими с прагматической точки зрения, цель творчества – решить

    задачу, поставленную определенной ситуацией.

    Начало третьего направления в разработке проблем творчества положено И.

    Кантом. Он создал завершенную концепцию творчества. В своей знаменитой

    "Критике чистого разума" он писал: "Что воображение есть необходимая

    составная часть самого восприятия, об этом, конечно, не думал еще ни один

    психолог. Это происходит отчасти вследствие того, что эту способность

    ограничивают только деятельностью воспроизведения, а отчасти вследствие

    того, что предполагают, что будто чувства не только дают нам впечатления,

    но даже и соединяют их и производят образы предметов, между тем как для

    этого, без сомнения, кроме восприимчивости к впечатлениям требуется еще

    нечто, именно функция синтеза впечатлений". Согласно Канту, предмет,

    произведенный априорным синтезом воображения, есть предмет идеальный,

    несуществующий, но именно он становится орудием преобразования

    существующего. Лишь создав идеальный предмет, человек впервые получает

    возможность познания, критерий классификации (меру, единицу измерения)

    бесконечного и непрерывного пространственно-временного потока чувственных

    данных. Продуктивная способность воображения для Канта – это соединительное

    звено между многообразием чувственных впечатлений и единством понятий

    рассудка в силу того, что она одновременно обладает наглядностью

    впечатлений и синтезирующей силой понятия. Трансцендентальное воображение

    предстает как общая основа созерцания и деятельности, так что творчество

    лежит в самой основе познания. Учение Канта о творчестве было продолжено Ф.

    В. Шеллингом. По Шеллингу, творческая способность воображения есть единство

    сознательной и бессознательной деятельности, поэтому те, кто наиболее

    одарен этой способностью, – гении – творят как бы в состоянии наития,

    бессознательно, подобно тому, как творит природа, с той лишь разницей, что

    этот объективный, т.е. бессознательный, процесс протекает все же в

    субъективности человека и, стало быть, опосредствован его свободой.

    Экспериментально-психологическое изучение творчеств" и воображения как

    субъективно-психологической его составляющей началось с обобщения

    самоотчетов деятелей науки и искусства. их описаний состояний вдохновения,

    мук творчества. Некоторые знаменитые естествоиспытатели (Г. Гельмгольц, А.

    Пуанкаре, У.Кеннон) выделили фазы, стадии в развитии творческого процесса.

    Один из установленных результатов можно сформулировать так: возникающие по

    ходу творческого процесса догадки, открытия, внезапно приходящие решения

    (т. е. то, что относится к внешнему плану решения, открытия) переживаются в

    виде особо ярких состояний сознания: "ага-переживания", "инсайт", "акт

    мгновенного постижения новой структуры". Именно они в первую очередь могут

    быть идентифицированы с воображением как особого рода феноменом в структуре

    психической реальности. Так, например, согласно Г. Уолессу ("Искусство

    мышления", 1926) в творческом процессе можно выделить следующие 4 стадии:

    приготовление: человек собирает (накапливает) информацию, разносторонне

    рассматривает проблему,

    инкубация: человек сознательно не занимается проблемой,

    просветление (инсайт): появление "счастливой идеи", сопровождаемой

    радостью, удовлетворением,

    проверка: устанавливается ценность и достоверность идеи.

    Оригинальная концепция творческой активности разработана в рамках

    психоаналитического направления. Вся культура, с точки зрения Фрейда, –

    продукт сублимации бессознательного психического. "Вытеснение создает

    культуры". Первый продукт такого рода – мифы. Действия и герои мифов

    символизируют запретные влечения. Содержание любого мифа так или иначе

    связано с эдиповым комплексом: греческие мифы с образом Хроноса,

    пожирающего своих детей, русские сказки с борьбой Ильи Муромца с сыном и

    т.д. Сексуальные влечения в конечном счете выражаются и в художественном

    творчестве. Показательным в этом смысле является фрейдовский анализ шуток и

    острот. Задача их в условиях господства пуританской морали – обойти принцип

    реальности, дать выход сексуальным влечениям в социально приемлемой форме.

    Остроты рождаются из непристойности, представляют собой суррогат полового

    удовлетворения. Другого рода распространенные остроты, высмеивающие

    государственные законы. обычай, мораль, – тоже сексуального происхождения,

    в них выражается вражда к государственным органам, являющимся носителями

    запретов, ограничивающих формы удовлетворения полового влечения.

    Тестологическое направление в изучении творчества, креативности как

    свойства человека, восходит к Ф. Гальтону. который, в частности, при

    объяснении природы творческих актов обратил внимание на их связь с

    явлениями синестезии. Современные авторы, разрабатывающие диагностические

    процедуры для определения креативных способностей, включают в них

    разнообразные задания, предполагающие наличие связи между процессами

    воображения и нестандартностью (вариативностью) поведения как в

    повседневных, так и в неопределенных ситуациях. Примером такого рода

    позиции может служить работа американского автора К. Тейлора (1983),

    который для диагносцирования креативности наряду со стандартными тестами

    Роршаха и Мюррея предлагает использовать задания следующего типа:

    необычное употребление предметов: испытуемым предлагается придумать шесть

    способов употребления предметов повседневного обихода,

    предвосхищение событий: испытуемого просят описать, что могло бы произойти

    вследствие тех или иных перемен в предъявленной ситуации, лучшим ответом

    считается наименее очевидный,

    заголовки к рассказам: испытуемым предлагается придумать заголовки к

    рассказам, их ответы оцениваются по 5-балльной шкале,

    анаграммы: испытуемым предлагается придумать как можно больше слов из букв,

    входящих в данное слово,

    сочинение рассказа: испытуемым предлагается список из 50 существительных,

    прилагательных, наречий и дается задание составить рассказ, используя слова

    предложенного списка,

    разгадывание ахроматических чернильных пятен.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.