МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Методы психогенетики

    Методы психогенетики

    МОСКОВСКИЙ ЭКСТЕРНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ

    УНИВЕРСИТЕТ

    АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИКИ

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

    КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

    КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

    «Методы психогенетики»

    Авторизованный реферат по курсу

    «Психогенетика»

    Фамилия, имя, отчество студента

    Номер зачетной книжки

    Руководитель (преподаватель)

    Рецензент ____________________________

    З/О

    МОСКВА - 2002 год

    Содержание

    Содержание 2

    Психогенетика 3

    Методы психогенетики 4

    Метод близнецов 6

    Классический близнецовый метод. 9

    Метод контрольного близнеца. 10

    Лонгитюдное близнецовое исследование. 10

    Метод близнецовых семей. 10

    Исследование близнецов как пары. 10

    Сопоставление близнецов с не близнецами. 10

    Метод разлученных близнецов. 11

    Метод частично разлученных близнецов. 12

    Генеалогический метод 13

    Популяционный метод 17

    Метод приемных детей 18

    Заключение 21

    Литература: 22

    Психогенетика

    Психогенетика — междисциплинарная область знаний, пограничная "между

    психологией (точнее, дифференциальной психологией) и генетикой; предметом

    ее исследований являются относительная роль и действие факторов

    наследственности и среды в формировании различий по психологическим и

    психофизиологическим признакам. В последние годы в сферу психогенетических

    исследований включается и индивидуальное развитие: и механизмы перехода с

    этапа на этап, и индивидуальные траектории развития.

    В западной литературе для обозначения этой научной дисциплины обычно

    используется термин «генетика поведения». Однако в русской терминологии он

    представляется неадекватным (во всяком случае, применительно к человеку). И

    вот почему.

    В отечественной психологии понимание термина «поведение» изменялось, и

    достаточно сильно. У Л.С. Выготского «развитие поведения» — фактически

    синоним «психического развития», и, следовательно, для него справедливы

    закономерности, установленные для конкретных психических функций. Однако в

    последующие годы «поведение» стало пониматься более узко, скорее как

    обозначение некоторых внешних форм, внешних проявлений человеческой

    активности, имеющих личностно-общественную мотивацию.

    С.Л. Рубинштейн еще в 1946 г. писал, что именно тогда, когда Мотивация

    перемещается из сферы вещной, предметной, в сферу личностно-общественных

    отношений и получает в действиях человека ведущее значение, «деятельность

    человека приобретает новый специфический аспект. Она становится поведением

    в том особом смысле, который это слово имеет, когда по-русски говорят о

    поведении человека. Оно коренным образом отлично от «поведения» как термина

    бихевиористской психологии, сохраняющегося в этом значении в зоопсихологии.

    Поведение человека заключает в себе в качестве определяющего момента

    отношение к моральным нормам».

    Б.Г.Ананьев вопрос о соотношении «поведения» и «деятельности»

    рассматривал в ином аспекте, а именно с точки зрения того, какое из этих

    двух понятий является более общим, родовым. Он полагал, что его решение

    может быть разным в зависимости от ракурса изучения человека.

    Задача психогенетики — выяснение не только наследственных, но и

    средовых причин формирования различий между людьми по психологическим

    признакам. Результаты современных психогенетических исследований дают

    информацию о механизмах действия среды в такой же, если не в большей,

    степени, как и о механизмах действия Генотипа. В общей форме можно

    утверждать, что основная роль в формирований межиндивидуальной изменчивости

    по психологическим признакам принадлежит индивидуальной (уникальной) среде.

    Особенно высока ее роль для личностных и психопатологических признаков. Все

    больший акцент в психогенетических исследованиях ставится на связь

    социоэкономического уровня семьи или продолжительности школьного обучения с

    результатами тестирования интеллекта детей. Л даже такие формальные

    характеристики, как параметры семейной конфигурации (количество детей,

    порядковый номер рождения, интервал между рождениями), оказываются

    небезразличными для индивидуализации ребенка — и в когнитивной, и в

    личностной сфере.

    Вследствие этого констатируемое в исследовании сходство членов

    нуклеарной семьи по психологическим признакам может иметь и генетическое, и

    средовое происхождение. То же можно сказать и о снижении сходства при

    снижении степени родства: как правило, в таком случае мы имеем дело с

    разными семьями, т.е. речь идет об уменьшении не только количества общих

    генов, но и о разной семейной среде. Это означает, что снижение сходства в

    парах людей, связанных более далеким родством, тоже не является

    доказательством генетической детерминации исследуемого признака: в таких

    парах ниже генетическая общность, но одновременно выше средовые различия.

    Все это приводит к выводу о том, что семейное исследование само по

    себе, без объединения с другими методами, имеет очень низкую разрешающую

    способность и не позволяет надежно «развести» генетический и средовый

    компоненты дисперсии психологического признака. Хотя, будучи объединены с

    другими методами, например с близнецовым, семейные данные позволяют решать

    вопросы, которые без них решать невозможно (например, уточнять тип

    наследственной передачи — аддитивный или доминантный), или контролировать

    средовые переменные (к примеру, общесемейную и индивидуальную среду, эффект

    близнецовости).

    Методы психогенетики

    МЕТОДЫ ПСИХОГЕНЕТИКИ (от греч. psyche—душа, genos— происхождение) —

    методы, позволяющие определить влияние наследственных факторов и среды на

    формирование тех или иных психических особенностей человека.

    Наиболее информативным является метод близнецов. Он основан на том, что

    монозиготные (однояйцевые) близнецы имеют идентичный генотип, дизиготные

    (двуяйцевые) — неидентичный; при этом члены близнецовых пар любого типа

    должны иметь сходную среду воспитания. Тогда большее внутрипарное сходство

    монозиготных близнецов по сравнению с дизиготными может свидетельствовать о

    наличии наследственных влияний на изменчивость изучаемого признака.

    Существенное ограничение этого метода состоит в том, что сходство

    собственно психологических признаков монозиготных близнецов может иметь и

    негенетическое происхождение.

    Генеалогический метод — исследование сходства между родственниками в

    разных поколениях. Для этого необходимо точное знание ряда признаков прямых

    родственников по материнской и отцовской линиям и охват возможно более

    широкого круга кровных родственников; возможно также использование данных

    по достаточному числу разных семей, позволяющему выявить сходство

    родословных. Этот метод применим главным образом в медицинской генетике и

    антропологии. Однако сходство поколений по психологическим признакам может

    объясняться не только генетической их передачей, но и социальной

    преемственностью.

    Популяционный метод позволяет изучать распространение отдельных генов

    или хромосомных аномалий в человеческих популяциях. Для анализа

    генетической структуры популяции необходимо обследовать большую группу лиц,

    которая должна быть репрезентативной, т. е. представительной, позволяющей

    судить о популяции в целом. Этот метод также более информативен при

    изучении различных форм наследственной патологии. Что же касается анализа

    наследуемости нормальных психологических признаков, то данный метод, взятый

    изолированно от других методов психогенетики, надежных сведений не дает,

    ибо различия между популяциями в распределении той или иной психологической

    особенности могут вызываться социальными причинами, обычаями и т. д.

    Метод приемных детей — сопоставление сходства по какому-либо

    психологическому признаку между ребенком и его биологическими родителями, с

    одной стороны, ребенком и воспитавшими его усыновителями — с другой.

    Методы предполагают обязательную статистическую обработку,

    специфическую для каждого метода. Наиболее информативные способы

    математического анализа требуют одновременного использования по крайней

    мере двух первых методов.

    Метод близнецов

    Как известно, у большинства млекопитающих в одном помете рождается

    более одного детеныша. Это связано с тем, что во время овуляции происходит

    созревание нескольких яйцеклеток одновременно. У некоторых видов животных и

    у человека при овуляции обычно созревает лишь одна яйцеклетка и,

    следовательно, рождается только один детеныш. Но бывают и исключения –

    одновременно созревают и оплодотворяются две и более яйцеклеток. В этом

    случае рождается два (или более) детенышей, а тат как они происходят из

    разных оплодотворенных яйцеклеток (зигот), то их называют дизиготными

    близнецами (ДЗ) . Причем не всегда дизиготные близнецы имеют одного отца.

    Если женщина в период овуляции имела контакты с несколькими мужчинами то

    возможна ситуация в которой родившиеся ДЗ будут иметь разных отцов.

    В ряде случаев при оплодотворении единственной созревшей яйцеклетки на

    начальных стадиях развития зигота делится на две части. Это явление

    приводит к рождению так называемых монозиготных близнецов (МЗ). Так как МЗ

    происходят из одной зиготы, то они имеют одинаковый генетический набор, что

    и определяет их внешнюю схожесть. Иногда разделение эмбрионов происходит не

    полностью и в результате рождаются так называемые сиамские близнецы.

    При рождении близнецов возможны четыре различных варианта соотношения

    оболочек плода:

    . близнецы имеют раздельные амнионы, хорионы и плаценты;

    . близнецы имеют раздельные амнионы, хорионы и общую плаценту;

    . близнецы имеют раздельные амнионы и общие хорион и плаценту;

    . близнецы имеют общие амнион, хорион и плаценту.

    Для ДЗ близнецов характерны только два первых типа, при рождении МЗ

    близнецов могут наблюдаться все четыре типа соотношения плодных оболочек.

    Частота рождения близнецов в разных популяциях различна, но эта разница

    возникает в основном за счет разницы в частоте рождений ДЗ близнецов, тогда

    как частота рождения МЗ близнецов во всех популяциях примерно постоянна.

    Количество родившихся МЗ и ДЗ близнецов можно приблизительно определить

    используя простой способ. МЗ близнецы всегда однополые, в то время как ДЗ

    близнецы рождаются однополыми и двуполыми с одинаковой вероятностью.

    Следовательно, частота рождения ДЗ близнецов равна удвоенной частоте

    рождения разнополых двоен. А частота рождения МЗ близнецов соответственно

    равна разнице между частотой рождения всех близнецов и частотой рождения ДЗ

    близнецов.

    Так как МЗ близнецы развиваются из одной зиготы, то они генетически

    идентичны и все наблюдаемые различия в фенотипах должны быть связаны только

    с влиянием среды. Поэтому с первого взгляда кажется, что для того, чтобы

    определить в какой степени изменчивость признака определяется генетическими

    факторами, достаточно установить уровень сходства МЗ близнецов. Это

    предположение было бы справедливым в том случае, если бы с момента рождения

    МЗ близнецы были бы разлучены и воспитывались в разных средах. Но в

    большинстве случаев такого не происходит и близнецы воспитываются в одной

    среде. Поэтому для учета влияния общей среды в качестве контроля используют

    пары ДЗ близнецов. На ДЗ близнецов фактор общей среды действует в той же

    мере, что и МЗ близнецов, но общих генов у ДЗ близнецов примерно в два раза

    меньше. Следовательно уровень генетически обусловленного сходства у ДЗ

    близнецов должен быть ниже, чем у МЗ близнецов.

    Близнецовый метод был предложен Ф. Гальтоном в 1865 году, но

    окончательная разработка его основ была проведена Г. Сименсом в 1924 году.

    Семенс разработал надежный способ диагностики зиготности (метод

    полисимптомного сравнения), базирующийся на оценке сходства и различия

    близнецов по целому ряду параметров. Каждый параметр в отдельности не

    позволяет вынести суждения о зиготности близнецов, но использование

    комплекса параметров позволяет проводить более надежную диагностику. Кроме

    этого он предложил использовать в качестве объекта исследований не только

    МЗ близнецов, но и ДЗ близнецов. Принципы, заложенные Г. Сименсом в основу

    близнецового метода не претерпели сколько-нибудь существенных изменений до

    настоящего времени.

    Близнецовый метод в классическом варианте основывается на нескольких

    допущениях.

    . Во-первых, предполагается равенство сред для партнеров как в парах

    МЗ, так и парах ДЗ близнецов. В этом случае если изменчивость

    признака полностью определяется средой, то и МЗ и ДЗ близнецы должны

    иметь по этому признаку одинаково высокие внутрипарные корреляции

    близкие к 1,0. Если же изменчивость признака целиком зависит от

    генотипа, то коэффициент корреляции в группе МЗ близнецов должен

    быть близок к 1,0, а в группе ДЗ близнецов приблизительно равен 0,5

    (т.е. степени родства ДЗ близнецов, схожести их генотипа).

    . Во вторых, предполагается отсутствие систематических различий между

    близнецами и одиночнорожденными. В обратном случае результаты

    близнецовых исследований нельзя переносить на популяцию в целом. Так

    же не должно быть систематических различий между самими типами

    близнецов.

    Принцип оценки роли среды и генотипа по данным, полученным близнецовым

    методом понятен из Рис. 1. В верхней части Рис. 1 показаны факторы которые

    не регистрируются в близнецовом эксперименте (общая среда, различающаяся

    среда, ковариация генотипа и среды, экспериментальная ошибка). Генотип и

    общая и различающаяся среда представляют собой латентные (неявные)

    переменные не измеряемые непосредственно в ходе эксперимента. В нижней

    части рисунка приведены параметры, непосредственно измеряемые в ходе

    эксперимента (показатели интеллекта, скорость реакции и т.п. первого и

    второго близнецов). Линии обозначают влияние латентных переменных на

    изучаемые характеристики.

    Как видно из рисунка, корреляция между членами МЗ и ДЗ пар может

    определяться генотипом и общей средой. Если общая среда одинакова для

    членов МЗ и ДЗ пар близнецов, то сравнение внутрипарного сходства МЗ и ДЗ

    близнецов позволяет получить информацию о роли генотипа и среды в

    вариативности исследуемой характеристики.

    Если положение о равенстве средовых условий развития МЗ и ДЗ близнецов

    не соблюдается, то оценки компонент фенотипической дисперсии

    (наследуемость, дисперсии эффектов общей и различающейся среды) искажаются.

    Подобное искажение может происходить в ряде случаев:

    . Средовые условия могут увеличивать внутрипарное сходство МЗ

    близнецов. Подчеркивание сходства окружающими может привести к

    появлению дополнительного (негенетического) сходства между членами

    МЗ пары близнецов. Это противоречит принятому допущению о равенстве

    общих сред для МЗ и ДЗ пар, так как для ДЗ пар подобное

    подчеркивание сходства менее характерно. В случае изучения признака

    слабо зависящего от специфических особенностей среды (например –

    психофизиологических характеристик) погрешность будет невелика. Но

    если признак чувствителен к такого рода особенностям близнецовой

    среды, то близнецовый метод малопригоден для его изучения так как

    нарушается принцип равенства сред и общая среда будет вносить

    больший вклад в сходство МЗ близнецов, чем в сходство ДЗ близнецов.

    . Средовые условия могут уменьшать внутрипарное сходство ДЗ близнецов.

    Так, в ряде исследований показано, что средовые условия развития

    имеют тенденцию увеличивать различия ДЗ близнецов: родители склонны

    акцентировать различия ДЗ близнецов (например, успехи в разных видах

    деятельности); сами близнецы стремятся подчеркнуть свою непохожесть.

    Это приводит к эффекту диссимиляции –постепенному различию ДЗ

    близнецов. Если изучаемая психологическая характеристика формируется

    при участии способствующих диссимиляции средовых факторов, то

    показатель наследуемости будет завышен как и в первом случае,

    поскольку общая среда будет вносить меньший вклад в сходство ДЗ

    близнецов, чем в сходство МЗ близнецов.

    . Условия развития могут равным образом уменьшать сходство партнеров

    как МЗ, так и ДЗ пар. Часть их связана с периодом внутриутробного

    развития и родов, часть приходится на последующие этапы развития.

    Во время внутриутробного развития близнецы часто оказываются в неравных

    условиях. Так, все питательные вещества и кислород поступают в плод через

    плаценту. Все ДЗ близнецы и примерно одна треть МЗ близнецов имеет

    раздельные хорионы и плаценты. Остальные две трети МЗ близнецов имеют общие

    хорион и плаценту. В этом случае в плодных оболочках так называемых

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.