МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Межличностное общение

    изучается в интервалах времени, сопоставимых с длительностью человеческой

    жизни, с акцентом на анализ психического развития индивида. Общение здесь

    выступает как сложная развивающаяся сеть взаимосвязей индивида с другими

    людьми и социальными группами.

    2. Мезауровень (средний уровень): общение рассматривается как

    сменяющаяся совокупность целенаправленных логически завершаемых контактов

    или ситуаций взаимодействия, в которых оказываются люди в процессе текущей

    жизнедеятельности на конкретных временных отрезках своей жизни. Главный

    акцент в изучении общения на этом уровне делается на содержательных

    компонентах ситуаций общения - «по поводу чего» и «с какой целью». Вокруг

    этого стержня темы, предмета общения раскрывается динамика общения,

    анализируются используемые средства (вербальные и невербальные) и фазы, или

    этапы общения, в ходе которых осуществляется обмен представлениями, идеями,

    переживаниями.

    3. Микроуровень: здесь главный акцент делается на анализе элементарных

    единиц общения как сопряженных актов, или трансакций. Важно подчеркнуть,

    что элементарная единица общения — это не смена перемежающихся

    поведенческих актов его участников, а их взаимодействие. Она включает не

    только действие одного и партнеров, но и связанное с ним содействие или

    противодействие другого (например «вопрос-ответ», «побуждение к действию -

    действие», «сообщение информации отношение к ней» и т. п.).1

    Каждый из перечисленных уровней анализа требует специального теоретико-

    методологического и методического обеспечения, а также своего особого

    понятийного аппарата. И поскольку многие проблемы психологии комплексны,

    встает задача разработки способов выявления взаимосвязей между разными

    уровнями и раскрытия принципов этих взаимосвязей.

    2.3. Функции общения в межличностных отношениях

    Под функциями общения понимаются те роли и задачи, которые выполняет

    общение в процессе социального бытия человека. Функции общения

    многообразны, и существуют различные основания для их классификации.

    Одним из общепринятых оснований классификации является выделение в

    общении трех взаимосвязанных сторон или характеристик — информационной,

    интерактивной и перцептивной (Андреева Г. М., 1980). В соответствии с этим

    выделяются информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная и

    аффективно-коммуникативная функции (Ломов Б. Ф., 1984).

    Информационно-коммуникативная функция общения заключается в любом виде

    обмена информацией между взаимодействующими индивидами. Обмен информацией в

    человеческом общении имеет свою специфику. Во-первых, мы имеем дело с

    отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом (в

    отличие от технического устройства). Во-вторых, обмен информацией

    обязательно предполагает взаимодействие мыслей, чувств и поведения

    партнеров. В-третьих, они должны обладать единой или сходной системой

    кодификации/декодификации сообщений.

    Передача любой информации возможна посредством различных знаковых

    систем. Обычно различают вербальную (в качестве знаковой системы

    используется речь) и невербальную (различные неречевые знаковые системы)

    коммуникацию.

    В свою очередь, невербальная коммуникация также имеет несколько форм:

    - кинетику (оптико-кинетическая система, включающая в себя жесты,

    мимику, пантомиму);

    - паралингвистику (система вокализации голоса, паузы, покашливания и

    т. п.);

    - проксемику (нормы организации пространства и времени в общении);

    - визуальное общение (система контакта глазами).

    Иногда отдельно рассматривается как специфическая знаковая система

    совокупность запахов, которыми обладают партнеры по общению.1

    Регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения

    заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной

    деятельности людей в процессе их взаимодействия. Здесь следует сказать

    несколько слов о традиции использования понятий взаимодействия и общения в

    социальной психологии. Понятие взаимодействия используется двояко: во-

    первых, для характеристики действительных реальных контактов людей

    (действий, контрдействий, содействий) в процессе совместной деятельности;

    во-вторых, для описания взаимных влияний (воздействий) друг на друга в ходе

    совместной деятельности, или шире — в процессе социальной активности.

    В процессе общения как взаимодействии (вербальном, физическом,

    невербальном) индивид может воздействовать на мотивы, цели, программы,

    принятие решений, на выполнение и контроль действий, т. е. на все

    составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и

    коррекцию поведения.

    Идентификация — мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению

    с целью познать и понять его мысли и представления.

    Аффективно-коммуникативная функция общения связана с регуляцией

    эмоциональной сферы человека. Общение — важнейшая детерминанта

    эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих

    эмоций возникает и развивается в условиях общения людей — происходит либо

    сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление

    или ослабление.

    Можно привести другую классификационную схему функций общения, в

    которой наряду с перечисленными отдельно выделяются и другие функции:

    организация совместной деятельности; познание людьми друг друга;

    формирование и развитие межличностных отношений. Отчасти такая

    классификация дана в монографии В. В. Знакова (1994); познавательная же

    функция в целом входит в перцептивную функцию, выделенную Г. М. Андреевой

    (1988). Сопоставление двух классификационных схем позволяет условно

    включить функции познания, формирования межличностных отношений и

    аффективно-коммуникативную в перцептивную функцию общения как более емкую и

    многомерную (Андреева Г. М., 1988). При изучении перцептивной стороны

    общения используется специальный концептуально-терминологический аппарат,

    включающий ряд понятий и определений и позволяющий анализировать разные

    аспекты социальной перцепции в процессе общения.

    Во-первых, общение невозможно без определенного уровня взаимопонимания

    общающихся субъектов. Понимание — это определенная форма воспроизведения

    объекта в знании, возникающая у субъекта в процессе взаимодействия с

    познаваемой реальностью (Знаков В. В., 1994). В случае общения объектом

    познаваемой реальности является другой человек, партнер по общению. При

    этом понимание можно рассматривать с двух сторон: как отражение в сознании

    взаимодействующих субъектов целей, мотивов, эмоций, установок друг друга; и

    как принятие этих целей, позволяющих устанавливать взаимоотношения. Поэтому

    в общении целесообразно говорить не вообще о социальной перцепции, а о

    межличностной перцепции или восприятии. Некоторые же исследователи

    предпочитают говорить не о восприятии, а о познании другого (Бодалев А. А.,

    1965,1983).

    Основными механизмами взаимопонимания в процессе общения являются

    идентификация, эмпатия и рефлексия. Термин «идентификация» имеет в

    социальной психологии несколько значений. В проблематике общения

    идентификация - это мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению

    с целью познать и понять его мысли и представления. Под эмпатией также

    понимается мысленный процесс уподобления себя другому человеку, но с целью

    «понять» переживания и чувства познаваемого человека. Слово «понимание»

    здесь используется в метафорическом смысле — эмпатия есть «аффективное

    понимание».

    Как видно из определений, идентификация и эмпатия очень близки по

    содержанию и часто в психологической литературе термин «эмпатия» имеет

    расширительное толкование — в него включаются процессы понимания как

    мыслей, так и чувств партнера по общению. При этом, говоря о процессе

    эмпатии, нужно иметь в виду и безусловно положительное отношение к

    личности. Это означает два момента:

    а) принятие личности человека в целостности;

    б) собственная эмоциональная нейтральность, отсутствие оценочных

    суждений о воспринимаемом (Соснин В. А., 1996).

    Рефлексия в проблеме понимания друг друга — это осмысление индивидом

    того, как он воспринимается и понимается партнером по общению. В ходе

    взаимного отражения участников общения рефлексия является своеобразной

    обратной связью, которая способствует формированию и стратегии поведения

    субъектов общения, и коррекции их понимания особенностей внутреннего мира

    друг друга.

    Еще одним механизмом понимания в общении является межличностная

    аттракция. Аттракция (от англ. — притягивать, привлекать) — это процесс

    формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего,

    результатом чего является формирование межличностных отношений. В настоящее

    время формируется расширенная трактовка процесса аттракции как формирования

    эмоционально-оценочных представлений друг о друге и о своих межличностных

    взаимоотноццениях (как положительных, так и отрицательных) как своего рода

    социальной установки с преобладанием эмоционально-оценочного компонента.

    Рассмотренные классификации функций общения, естественно, не исключает

    друг друга. Более того, существуют еще и другие варианты классификаций.

    Это, в свою очередь, предполагает, что феномен общения как многомерное

    явление необходимо изучать с помощью методов системного анализа.

    2.4. Психология межличностного воздействия

    Сущность психологического воздействия сводится к взаимному обмену

    информацией и взаимодействию. С содержательной стороны психологическое

    воздействие Может быть педагогическим, управленческим, идеологическим и т.

    д. и осуществляться на разных уровнях психики: на осознаваемом и

    неосознаваемом.

    Субъект психологического воздействия может выступать в роли

    организатора, исполнителя (коммуникатора) и даже исследователя своего

    процесса воздействия. Эффективность воздействия зависит от пола, возраста,

    социального статуса и многих Других составляющих субъекта, а главное, от

    его профессиональной и психологической подготовленности к оказанию

    воздействия на партнера по общению.

    Субъект межличностного воздействия:

    - изучает объект и ситуацию, в которой осуществляется воздействие;

    - выбирает стратегию, тактику и средства воздействия;

    - учитывает поступающие от объекта сигналы об успешности-неуспешности

    воздействия;

    - организует противодействие объекту (при возможном контрвоздействии

    объекта на субъект) и т. д.

    В том случае, если реципиент не согласен с предлагаемой ему

    информацией и стремится снизить эффект оказываемого на него воздействия,

    коммуникатор имеет возможность использовать закономерности рефлексивного

    управления или манипулятивного воздействия.

    Объект межличностного воздействия (реципиент), будучи активным

    элементом системы воздействия, перерабатывает предлагаемую ему информацию и

    может не соглашаться с субъектом, а в отдельных случаях, осуществлять

    контрвоздействие на коммуникатора. Объект соотносит предлагаемую ему

    коммуникатором информацию с имеющимися у него ценностными ориентациями и

    своим жизненным опытом, после чего принимает решения. К характеристикам

    объекта, влияющим на эффективность воздействия на него, относятся пол,

    возраст, национальность, профессия, образование, опыт участия в

    коммуникационном обмене и другие особенности.

    Процесс межличностного психологического воздействия (влияния), будучи

    в свою очередь многомерной системой, включает стратегию, тактику, средства,

    методы, формы, аргументацию и критерии эффективности воздействия. Стратегия

    — это способы действий субъекта по достижению главной цели психологического

    воздействия на реципиента. Тактика — это решение промежуточных задач

    психологического воздействия, посредством использования различных

    психологических приемов.

    В социальной психологии выделяют вербальные (речь) и невербальные

    (паралингвистические) особенности средств воздействия. К методам

    воздействия относятся убеждение и принуждение (на уровне сознания), а также

    внушение, заражение и подражание (на неосознаваемом уровне психики).

    Последние три метода относятся к социально-психологическим. Формы

    межличностного воздействия могут быть речевые (письменные и устные) и

    наглядные. Система аргументации предполагает как мировоззренческие

    (абстрактные) доказательства, так и сведения конкретного характера

    (цифровая и фактологическая информация легче запоминается и

    сопоставляется). Желательно учитывать принципы отбора и предъявления

    информации — доказательность и удовлетворение информационных потребностей

    конкретного объекта, а также коммуникационные барьеры (познавательные,

    социально-психологические и др.)

    Критерии эффективности воздействия делятся на стратегические

    (отсроченные в перспективе, например мировоззренческие) и тактические

    (промежуточные), которыми руководствуются непосредственно в процессе

    воздействия на партнера (речевые высказывания, мимика и др.). В качестве

    промежуточных критериев эффективности межличностного воздействия субъект

    может использовать изменение психофизиологических, функциональных,

    паралингвистических, вербальных, проксемических, поведенческих

    характеристик объекта. Использование критериев желательно осуществлять в

    системе, сопоставляя их различную интенсивность и частоту проявления.

    Условия воздействия включают место и время общения, а также количество

    участников, на которых оказывается воздействие.

    Если общение не является фактическим, оно обязательно имеет или во

    всяком случае предполагает некоторый результат – изменение поведения и

    деятельности людей. Такое общение выступает как межличностное

    взаимодействие, т. е. совокупность связей и взаимовлияний людей,

    складывающихся в процессе их совместной деятельности. Межличностное

    взаимодействие представляет собой последовательность развернутых в времени

    реакций людей на действия друг друга: поступок индивида А., изменяющий

    поведение Б., вызывает с его стороны ответные реакции, которые в свою

    очередь воздействуют на поведение А.

    Заключение

    Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики,

    ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с

    психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению,

    человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества.

    Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в

    личность.

    Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он

    никогда не стал бы цивилизованным, культурным и нравственно развитым

    гражданином, был бы до конца жизни обречен оставаться полуживотным, лишь

    внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека.

    Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его

    общение со взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои

    человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти

    исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а

    еще более определенно — до наступления подросткового возраста, он лишен

    способности к самообразованию и самовоспитанию. Психическое развитие

    ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который

    возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую

    для его индивидуального развития информацию. В общении сначала через прямое

    подражание (викарное научение), а затем через словесные инструкции

    (вербальное научение) приобретается основной жизненный опыт ребенка.

    Общение составляет внутренний механизм совместной деятельности людей,

    основу межличностных отношений. Возрастание роли общения, важности его

    изучения связано с тем, что в современном обществе гораздо чаще в прямом,

    непосредственном общении между людьми вырабатываются решения, которые

    прежде принимались, как правило отдельными людьми.

    Библиографический список использованной литературы

    1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М: Изд-во МГУ, 1988.

    2. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.:

    Изд-во МГУ, 1982.

    3. Бодалев А. А. Личность и общение: Избранные труды. — М.:

    Педагогика, 1983. 4. Брушлинский А. В., Поликарпове. А. Мышление и общение.

    — Минск: Изд-во «Университетское», 1990.

    5. Знаков В. В. Понимание в познании и общении / РАН. — М.: ИП РАН,

    1994.

    6. Кон И. С. Дружба: Этико-психологический очерк. — М.: Политиздат,

    1987.

    7. Леонтьев А. А. Общение как объект психологического исследования //

    Методологические проблемы психологии / Отв. ред. Е. В. Шорохова. — М.:

    Наука, 1975. — 295 с.

    8. Леонтьев А. А. Проблемы развития психики. — М.: Наука, 1985. 9.

    Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Отв.

    ред. Ю. Забродин. —М.: Наука, 1989.

    10. Обозов Н. Н. Межличностные отношения. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. 11.

    Панкратов В. Н. Уловки в спорах и их нейтрализация. — М.: Рос. пед.

    агенство, 1996.

    12. Проблемы общения в психологии: Сборник статей / АН, Ин-т

    социологии.; Отв. ред. Б. Ф. Ломов. — М.: Наука, 1981.

    13. Парыгин Б. Д. Социальная психология как наука. Л., 1967.

    14. Петровская Л. А. Компетентность в общении: социально-

    психологический тренинг. М., 1983.

    15. Межличностное восприятие и понимание // Современная психология:

    Справочное Руководство / Под ред. В. Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 1999.

    16. Резников Е. Н. Межличностные отношения // Современная психология:

    Справочное руководство / Под ред. В. Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 1999.

    17. Лунев П. А. Как стать хозяином положения. Анатомия эффективного

    общения. Руководство практического психолога / ИП РАН. — М., 1996.

    18. Теоретические и методологические проблемы социальной

    психологии/Под ред. Г. М. Андреевой и Н. Н. Богомоловой. М., 1977.

    19. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1968.

    20. Яковлев Б. Н. Отношения в трудовом коллективе. М., 1983.

    Приложение 2

    Функции общения в межличностных отношениях

    1 Межличностное восприятие и понимание // Современная психология:

    Справочное Руководство / Под ред. В. Н. Дружинина. - М.: Инфра-М,

    1999.С. 508.

    1 Шибутани Т. Социальная психология. М., 1968. С. 381.

    1 Шибутани Т. Социальная психология. М., 1968. С. 383.

    1 Межличностное восприятие и понимание // Современная психология:

    Справочное Руководство / Под ред. В. Н. Дружинина. - М.: Инфра-М,

    1999.С. 508.

    1 Обозов Н. Н. Межличностные отношения. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. 151 с.

    -----------------------

    АФФЕКТИВНО-КОММУНИКАТИВНАЯ

    РЕГУЛЯТИВНО-КОММУНИКАТИВНАЯ

    ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.