Межличностное общение
изучается в интервалах времени, сопоставимых с длительностью человеческой
жизни, с акцентом на анализ психического развития индивида. Общение здесь
выступает как сложная развивающаяся сеть взаимосвязей индивида с другими
людьми и социальными группами.
2. Мезауровень (средний уровень): общение рассматривается как
сменяющаяся совокупность целенаправленных логически завершаемых контактов
или ситуаций взаимодействия, в которых оказываются люди в процессе текущей
жизнедеятельности на конкретных временных отрезках своей жизни. Главный
акцент в изучении общения на этом уровне делается на содержательных
компонентах ситуаций общения - «по поводу чего» и «с какой целью». Вокруг
этого стержня темы, предмета общения раскрывается динамика общения,
анализируются используемые средства (вербальные и невербальные) и фазы, или
этапы общения, в ходе которых осуществляется обмен представлениями, идеями,
переживаниями.
3. Микроуровень: здесь главный акцент делается на анализе элементарных
единиц общения как сопряженных актов, или трансакций. Важно подчеркнуть,
что элементарная единица общения — это не смена перемежающихся
поведенческих актов его участников, а их взаимодействие. Она включает не
только действие одного и партнеров, но и связанное с ним содействие или
противодействие другого (например «вопрос-ответ», «побуждение к действию -
действие», «сообщение информации отношение к ней» и т. п.).1
Каждый из перечисленных уровней анализа требует специального теоретико-
методологического и методического обеспечения, а также своего особого
понятийного аппарата. И поскольку многие проблемы психологии комплексны,
встает задача разработки способов выявления взаимосвязей между разными
уровнями и раскрытия принципов этих взаимосвязей.
2.3. Функции общения в межличностных отношениях
Под функциями общения понимаются те роли и задачи, которые выполняет
общение в процессе социального бытия человека. Функции общения
многообразны, и существуют различные основания для их классификации.
Одним из общепринятых оснований классификации является выделение в
общении трех взаимосвязанных сторон или характеристик — информационной,
интерактивной и перцептивной (Андреева Г. М., 1980). В соответствии с этим
выделяются информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная и
аффективно-коммуникативная функции (Ломов Б. Ф., 1984).
Информационно-коммуникативная функция общения заключается в любом виде
обмена информацией между взаимодействующими индивидами. Обмен информацией в
человеческом общении имеет свою специфику. Во-первых, мы имеем дело с
отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом (в
отличие от технического устройства). Во-вторых, обмен информацией
обязательно предполагает взаимодействие мыслей, чувств и поведения
партнеров. В-третьих, они должны обладать единой или сходной системой
кодификации/декодификации сообщений.
Передача любой информации возможна посредством различных знаковых
систем. Обычно различают вербальную (в качестве знаковой системы
используется речь) и невербальную (различные неречевые знаковые системы)
коммуникацию.
В свою очередь, невербальная коммуникация также имеет несколько форм:
- кинетику (оптико-кинетическая система, включающая в себя жесты,
мимику, пантомиму);
- паралингвистику (система вокализации голоса, паузы, покашливания и
т. п.);
- проксемику (нормы организации пространства и времени в общении);
- визуальное общение (система контакта глазами).
Иногда отдельно рассматривается как специфическая знаковая система
совокупность запахов, которыми обладают партнеры по общению.1
Регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения
заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной
деятельности людей в процессе их взаимодействия. Здесь следует сказать
несколько слов о традиции использования понятий взаимодействия и общения в
социальной психологии. Понятие взаимодействия используется двояко: во-
первых, для характеристики действительных реальных контактов людей
(действий, контрдействий, содействий) в процессе совместной деятельности;
во-вторых, для описания взаимных влияний (воздействий) друг на друга в ходе
совместной деятельности, или шире — в процессе социальной активности.
В процессе общения как взаимодействии (вербальном, физическом,
невербальном) индивид может воздействовать на мотивы, цели, программы,
принятие решений, на выполнение и контроль действий, т. е. на все
составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и
коррекцию поведения.
Идентификация — мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению
с целью познать и понять его мысли и представления.
Аффективно-коммуникативная функция общения связана с регуляцией
эмоциональной сферы человека. Общение — важнейшая детерминанта
эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих
эмоций возникает и развивается в условиях общения людей — происходит либо
сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление
или ослабление.
Можно привести другую классификационную схему функций общения, в
которой наряду с перечисленными отдельно выделяются и другие функции:
организация совместной деятельности; познание людьми друг друга;
формирование и развитие межличностных отношений. Отчасти такая
классификация дана в монографии В. В. Знакова (1994); познавательная же
функция в целом входит в перцептивную функцию, выделенную Г. М. Андреевой
(1988). Сопоставление двух классификационных схем позволяет условно
включить функции познания, формирования межличностных отношений и
аффективно-коммуникативную в перцептивную функцию общения как более емкую и
многомерную (Андреева Г. М., 1988). При изучении перцептивной стороны
общения используется специальный концептуально-терминологический аппарат,
включающий ряд понятий и определений и позволяющий анализировать разные
аспекты социальной перцепции в процессе общения.
Во-первых, общение невозможно без определенного уровня взаимопонимания
общающихся субъектов. Понимание — это определенная форма воспроизведения
объекта в знании, возникающая у субъекта в процессе взаимодействия с
познаваемой реальностью (Знаков В. В., 1994). В случае общения объектом
познаваемой реальности является другой человек, партнер по общению. При
этом понимание можно рассматривать с двух сторон: как отражение в сознании
взаимодействующих субъектов целей, мотивов, эмоций, установок друг друга; и
как принятие этих целей, позволяющих устанавливать взаимоотношения. Поэтому
в общении целесообразно говорить не вообще о социальной перцепции, а о
межличностной перцепции или восприятии. Некоторые же исследователи
предпочитают говорить не о восприятии, а о познании другого (Бодалев А. А.,
1965,1983).
Основными механизмами взаимопонимания в процессе общения являются
идентификация, эмпатия и рефлексия. Термин «идентификация» имеет в
социальной психологии несколько значений. В проблематике общения
идентификация - это мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению
с целью познать и понять его мысли и представления. Под эмпатией также
понимается мысленный процесс уподобления себя другому человеку, но с целью
«понять» переживания и чувства познаваемого человека. Слово «понимание»
здесь используется в метафорическом смысле — эмпатия есть «аффективное
понимание».
Как видно из определений, идентификация и эмпатия очень близки по
содержанию и часто в психологической литературе термин «эмпатия» имеет
расширительное толкование — в него включаются процессы понимания как
мыслей, так и чувств партнера по общению. При этом, говоря о процессе
эмпатии, нужно иметь в виду и безусловно положительное отношение к
личности. Это означает два момента:
а) принятие личности человека в целостности;
б) собственная эмоциональная нейтральность, отсутствие оценочных
суждений о воспринимаемом (Соснин В. А., 1996).
Рефлексия в проблеме понимания друг друга — это осмысление индивидом
того, как он воспринимается и понимается партнером по общению. В ходе
взаимного отражения участников общения рефлексия является своеобразной
обратной связью, которая способствует формированию и стратегии поведения
субъектов общения, и коррекции их понимания особенностей внутреннего мира
друг друга.
Еще одним механизмом понимания в общении является межличностная
аттракция. Аттракция (от англ. — притягивать, привлекать) — это процесс
формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего,
результатом чего является формирование межличностных отношений. В настоящее
время формируется расширенная трактовка процесса аттракции как формирования
эмоционально-оценочных представлений друг о друге и о своих межличностных
взаимоотноццениях (как положительных, так и отрицательных) как своего рода
социальной установки с преобладанием эмоционально-оценочного компонента.
Рассмотренные классификации функций общения, естественно, не исключает
друг друга. Более того, существуют еще и другие варианты классификаций.
Это, в свою очередь, предполагает, что феномен общения как многомерное
явление необходимо изучать с помощью методов системного анализа.
2.4. Психология межличностного воздействия
Сущность психологического воздействия сводится к взаимному обмену
информацией и взаимодействию. С содержательной стороны психологическое
воздействие Может быть педагогическим, управленческим, идеологическим и т.
д. и осуществляться на разных уровнях психики: на осознаваемом и
неосознаваемом.
Субъект психологического воздействия может выступать в роли
организатора, исполнителя (коммуникатора) и даже исследователя своего
процесса воздействия. Эффективность воздействия зависит от пола, возраста,
социального статуса и многих Других составляющих субъекта, а главное, от
его профессиональной и психологической подготовленности к оказанию
воздействия на партнера по общению.
Субъект межличностного воздействия:
- изучает объект и ситуацию, в которой осуществляется воздействие;
- выбирает стратегию, тактику и средства воздействия;
- учитывает поступающие от объекта сигналы об успешности-неуспешности
воздействия;
- организует противодействие объекту (при возможном контрвоздействии
объекта на субъект) и т. д.
В том случае, если реципиент не согласен с предлагаемой ему
информацией и стремится снизить эффект оказываемого на него воздействия,
коммуникатор имеет возможность использовать закономерности рефлексивного
управления или манипулятивного воздействия.
Объект межличностного воздействия (реципиент), будучи активным
элементом системы воздействия, перерабатывает предлагаемую ему информацию и
может не соглашаться с субъектом, а в отдельных случаях, осуществлять
контрвоздействие на коммуникатора. Объект соотносит предлагаемую ему
коммуникатором информацию с имеющимися у него ценностными ориентациями и
своим жизненным опытом, после чего принимает решения. К характеристикам
объекта, влияющим на эффективность воздействия на него, относятся пол,
возраст, национальность, профессия, образование, опыт участия в
коммуникационном обмене и другие особенности.
Процесс межличностного психологического воздействия (влияния), будучи
в свою очередь многомерной системой, включает стратегию, тактику, средства,
методы, формы, аргументацию и критерии эффективности воздействия. Стратегия
— это способы действий субъекта по достижению главной цели психологического
воздействия на реципиента. Тактика — это решение промежуточных задач
психологического воздействия, посредством использования различных
психологических приемов.
В социальной психологии выделяют вербальные (речь) и невербальные
(паралингвистические) особенности средств воздействия. К методам
воздействия относятся убеждение и принуждение (на уровне сознания), а также
внушение, заражение и подражание (на неосознаваемом уровне психики).
Последние три метода относятся к социально-психологическим. Формы
межличностного воздействия могут быть речевые (письменные и устные) и
наглядные. Система аргументации предполагает как мировоззренческие
(абстрактные) доказательства, так и сведения конкретного характера
(цифровая и фактологическая информация легче запоминается и
сопоставляется). Желательно учитывать принципы отбора и предъявления
информации — доказательность и удовлетворение информационных потребностей
конкретного объекта, а также коммуникационные барьеры (познавательные,
социально-психологические и др.)
Критерии эффективности воздействия делятся на стратегические
(отсроченные в перспективе, например мировоззренческие) и тактические
(промежуточные), которыми руководствуются непосредственно в процессе
воздействия на партнера (речевые высказывания, мимика и др.). В качестве
промежуточных критериев эффективности межличностного воздействия субъект
может использовать изменение психофизиологических, функциональных,
паралингвистических, вербальных, проксемических, поведенческих
характеристик объекта. Использование критериев желательно осуществлять в
системе, сопоставляя их различную интенсивность и частоту проявления.
Условия воздействия включают место и время общения, а также количество
участников, на которых оказывается воздействие.
Если общение не является фактическим, оно обязательно имеет или во
всяком случае предполагает некоторый результат – изменение поведения и
деятельности людей. Такое общение выступает как межличностное
взаимодействие, т. е. совокупность связей и взаимовлияний людей,
складывающихся в процессе их совместной деятельности. Межличностное
взаимодействие представляет собой последовательность развернутых в времени
реакций людей на действия друг друга: поступок индивида А., изменяющий
поведение Б., вызывает с его стороны ответные реакции, которые в свою
очередь воздействуют на поведение А.
Заключение
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики,
ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с
психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению,
человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества.
Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в
личность.
Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он
никогда не стал бы цивилизованным, культурным и нравственно развитым
гражданином, был бы до конца жизни обречен оставаться полуживотным, лишь
внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека.
Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его
общение со взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои
человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти
исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а
еще более определенно — до наступления подросткового возраста, он лишен
способности к самообразованию и самовоспитанию. Психическое развитие
ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который
возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую
для его индивидуального развития информацию. В общении сначала через прямое
подражание (викарное научение), а затем через словесные инструкции
(вербальное научение) приобретается основной жизненный опыт ребенка.
Общение составляет внутренний механизм совместной деятельности людей,
основу межличностных отношений. Возрастание роли общения, важности его
изучения связано с тем, что в современном обществе гораздо чаще в прямом,
непосредственном общении между людьми вырабатываются решения, которые
прежде принимались, как правило отдельными людьми.
Библиографический список использованной литературы
1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М: Изд-во МГУ, 1988.
2. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.:
Изд-во МГУ, 1982.
3. Бодалев А. А. Личность и общение: Избранные труды. — М.:
Педагогика, 1983. 4. Брушлинский А. В., Поликарпове. А. Мышление и общение.
— Минск: Изд-во «Университетское», 1990.
5. Знаков В. В. Понимание в познании и общении / РАН. — М.: ИП РАН,
1994.
6. Кон И. С. Дружба: Этико-психологический очерк. — М.: Политиздат,
1987.
7. Леонтьев А. А. Общение как объект психологического исследования //
Методологические проблемы психологии / Отв. ред. Е. В. Шорохова. — М.:
Наука, 1975. — 295 с.
8. Леонтьев А. А. Проблемы развития психики. — М.: Наука, 1985. 9.
Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Отв.
ред. Ю. Забродин. —М.: Наука, 1989.
10. Обозов Н. Н. Межличностные отношения. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. 11.
Панкратов В. Н. Уловки в спорах и их нейтрализация. — М.: Рос. пед.
агенство, 1996.
12. Проблемы общения в психологии: Сборник статей / АН, Ин-т
социологии.; Отв. ред. Б. Ф. Ломов. — М.: Наука, 1981.
13. Парыгин Б. Д. Социальная психология как наука. Л., 1967.
14. Петровская Л. А. Компетентность в общении: социально-
психологический тренинг. М., 1983.
15. Межличностное восприятие и понимание // Современная психология:
Справочное Руководство / Под ред. В. Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 1999.
16. Резников Е. Н. Межличностные отношения // Современная психология:
Справочное руководство / Под ред. В. Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 1999.
17. Лунев П. А. Как стать хозяином положения. Анатомия эффективного
общения. Руководство практического психолога / ИП РАН. — М., 1996.
18. Теоретические и методологические проблемы социальной
психологии/Под ред. Г. М. Андреевой и Н. Н. Богомоловой. М., 1977.
19. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1968.
20. Яковлев Б. Н. Отношения в трудовом коллективе. М., 1983.
Приложение 2
Функции общения в межличностных отношениях
1 Межличностное восприятие и понимание // Современная психология:
Справочное Руководство / Под ред. В. Н. Дружинина. - М.: Инфра-М,
1999.С. 508.
1 Шибутани Т. Социальная психология. М., 1968. С. 381.
1 Шибутани Т. Социальная психология. М., 1968. С. 383.
1 Межличностное восприятие и понимание // Современная психология:
Справочное Руководство / Под ред. В. Н. Дружинина. - М.: Инфра-М,
1999.С. 508.
1 Обозов Н. Н. Межличностные отношения. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. 151 с.
-----------------------
АФФЕКТИВНО-КОММУНИКАТИВНАЯ
РЕГУЛЯТИВНО-КОММУНИКАТИВНАЯ
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ
Страницы: 1, 2
|