МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Молодежная субкультура

    Молодежная субкультура

    Оглавление

    Введение 4

    Из чего и как строиться современная молодежная субкультура в

    России? 8

    И что им всем как людям не живется? 17

    V Катализаторы возникновения молодежных движений 17

    V Почему именно молодежь? 18

    Неформальные объединения молодежи 22

    V Не признанные или не признающие? 23

    V Асоциальные 24

    V Антисоциальные 26

    V Просоциальеные 28

    V Неформальные художественной направленности 29

    V В качестве ввода по неформальным объединениям молодежи 30

    Что дают молодежные объединения? 32

    Семья в процессе социализации подростков? 34

    V Семья в условиях переходного периода

    V Проблема семьи

    V Родители и подростки. Исследования о социализирующей роли семьи

    V Формирование профессиональных интересов в семье

    Система образования 47

    V Структура системы образования

    V Кризис образования (о последствиях закона «Об образовании» для

    подростков)

    V Негосударственные образовательные учреждения, их роль.

    V Опрос о положении в школе

    V Исследование факторов влияющих на продолжение обучения девятиклассников

    V Проблема снижения авторитета образования

    Особенности молодежной субкультуры 55

    V Молодежная субкультура, как особая неформальная культура

    V Исследования интересов подростков

    V Преступность подростков

    Заключение 59

    Список литературы 61

    ВВЕДЕНИЕ

    Сегодня целый комплекс противоречивых проблем, неоднозначность

    процессов, происходящих в молодёжной среде и в нашем обществе в целом,

    вызывают бурные споры. К сожалению, наш государственный аппарат (который,

    собственно, породил российский феномен — "неформалов") продолжает удивлять

    мыслящую половину человечества своим ничтожным вниманием к молодёжным

    проблемам или попытками решать их административными методами( . Повлиять на

    эту ситуацию в государственном масштабе нам вряд ли удастся, но в наших

    силах не повторять подобных ошибок и не способствовать им, а для этого

    надо, как минимум, познакомиться с тем, что молодёжь требует и чем вызваны

    подобные требования.

    В этой работе я предпринял попытку рассмотреть сущность молодёжной

    культуры и механику возникновения её субкультур. Особое внимание уделено

    причинам появления и родовым особенностям молодёжных организаций( , их роли

    в процессе социализации молодёжи и влиянию образуемых ими субкультур на

    формирование мировоззрения будущего члена общества.

    Но прежде всего, давайте уточним некоторые понятия.

    «Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место в

    нём человека», включающая также «отношение человека к окружающей его

    действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами

    основные жизненные позиции[1]». Мировоззрение играет решающую роль в

    отношении человека к миру. Определяющим признаком мировоззрения являются не

    знания сами по себе, а выработка на основе этих знаний отношения к миру.

    Глубина же знаний, их характер, определяют научность или

    ненаучность мировоззрения, его полноту или ограниченность и т.д. Можно

    сделать вывод, что мировоззрение выступает как часть ценностного отношения

    к миру, как система принципов этого отношения.

    Неотъемлемый компонент мировоззрения — убеждения, существенная

    черта которых — приверженность идее, которую человек признаёт справедливой

    и правильной. Например К. Маркс писал, что коммунистические идеи, которые

    овладевают мыслью, «подчиняют себе наши убеждения», к ним «разум

    приковывает нашу совесть,— это узы, из которых нельзя вырваться, не

    разорвав своего сердца...[2] ».

    Характер мировоззрения определяется в конечном счёте уровнем

    общественного развития, состоянием науки, просвещения. Решающим условием

    развития мировоззрения (кстати, оно может формироваться стихийно или

    целенаправленно) человека является его активное участие в жизни общества.

    Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные

    средства, которые являются общими для какой-то группы людей и служат для

    упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы[3].

    Воспроизводство и передача культуры последующим поколениям лежат в основе

    процесса социализации — усвоения ценностей, верований, норм, правил и

    идеалов предшествующих поколений.

    Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ,

    называется субкультурной. Она формируется под влиянием таких факторов, как

    возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или место

    С.41жительства. Ценности субкультуры воздействуют на формирование личности

    члена группы. Они не означают отказа от национальной культуры, принятой

    большинством, но обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Однако

    большинство, как правило, относится к субкультуре с неодобрением или

    недоверием.

    Иногда группа активно вырабатывает нормы или ценности, которые явно

    противоречат господствующей культуре, ее содержанию и формам. На основе

    таких норм и ценностей формируется контркультура. Известный пример

    контркультуры — хиппи 60-х годов или «система» в России 80-х годов.

    Элементы как субкультуры, так и контркультуры обнаруживаются в

    культуре современной молодежи в России.

    Социализация - процесс формирования индивидом на протяжении его

    жизни социальных качеств (овладение языком общения, знания норм общения,

    традиций, обычаев, усвоение социальных ролей), благодаря которым человек

    становится дееспособным участником социальной жизни.

    Процесс социализации начинается с младенческих лет, период детства

    и юности в процессе социализации играет наиболее важную роль, в этом

    возрасте закладываются основные знания о нормах поведения в обществе.

    Прежде подготовка к взрослой жизни была менее продолжительной чем сейчас: в

    14-15 лет юноша переходил в разряд взрослых, а девушки в 13 лет выходили

    замуж и образовывали самостоятельную семью, а вот сейчас человек продолжает

    учебу иногда до 25 лет. В сравнении с нашими обезьяноподобными предками

    период подготовки к жизни увеличился минимум в 5 раз. Говорить о конце

    социализации не приходится так как этот процесс происходит на протяжении

    всей жизни человека, и заканчивается в глубокой старости, но наиболее

    благоприятным временем для социализации является все же детство и юность.

    Людей, которые непосредственно осуществляют социализацию индивида

    называют агентами социализации. Для подростков, основными агентами

    социализации являются: родители (семья), школа, сверстники, средства

    массовой информации. Далее в работе рассматриваются эти основные агенты

    социализации, как они, в условиях современности влияют на формирование

    молодых людей.

    Особенностью же нынешней ситуации, в которой осуществляется

    формирование духовного облика подростков, заключается в том, что этот

    процесс происходит в условиях ослабления политического и идеологического

    прессинга, расширения социальной самостоятельности и инициативы молодежи.

    Он сопровождается переоценкой ценностей, критическим осмыслением опыта

    предшествующих поколений, новыми представлениями о своем профессиональном

    будущем и будущем общества.

    Из чего и как строиться современная молодежная субкультура в

    России?

    Субкультура молодёжи формируется под непосредственным воздействием

    культуры «взрослых» и обусловлена ею даже в своих контркультурных

    проявлениях. Формальная молодёжная культура (по определению) базируется на

    ценностях массовой культуры, целях государственной социальной политики и

    официальной идеологии. Рассмотрим их состояние на текущий момент и в роль

    формировании мировоззрения молодёжи, анализируя следующие специфические

    черты российской молодёжной субкультуры[4].

    1. Преимущественно развлекательно-рекреативная направленность.

    Наряду с коммуникативной (общение с друзьями) досуг выполняет в

    основном рекреативную функцию (около одной трети старшеклассников отмечают,

    что их любимое занятие на досуге — «ничегонеделание»), в то время как

    познавательная, креативная и эвристическая( функции не реализуются вовсе

    или реализуются недостаточно. Рекреативные досуговые ориентации

    подкрепляются основным содержанием теле- и радиовещания,

    распространяющим ценности преимущественно массовой культуры.

    2. «Вестернизация» (американизация) культурных потребностей и

    интересов.

    Ценности национальной культуры, как классической, так и народной,

    уже много лет вытесняются схематизированными стереотипами — образцами

    массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей, "американского

    образа жизни" в его примитивном и облегчённом варианте. Любимыми героями и,

    в определённой степени, образцами для подражания становятся, по данным

    опроса, для девушек — героини "мыльных опер" и бульварных романов о любви,

    а для юношей — непобедимые супергерои триллеров.

    Однако вестернизация культурных интересов имеет и более широкую

    сферу приложения: художественные образы возводятся на уровень группового и

    индивидуального поведения молодых людей и проявляются в таких чертах

    социального поведения, как прагматизм, жестокость, неумеренное стремление к

    материальному благополучию. Эти тенденции присутствуют и в культурной

    самореализации молодёжи: наблюдается безрассудное презрение таких

    "устаревших" ценностей как вежливость, кротость и уважение к окружающим в

    угоду моде(. Совсем не безобидной в этом плане является и вездесущая

    реклама(.

    3. Приоритет потребительских ориентации над креативными.

    Потребительство проявляется как в социокультурном, так и в

    эвристических аспектах. По данным опросов студентов петербургских вузов

    (1989-1991 гг.) потребление в рамках художественной культуры заметно

    превышает креативные установки в социокультурной деятельности. Еще более

    эта тенденция присутствует в культурной самореализации учащейся молодежи,

    что косвенно обусловлено и самим потоком преобладающей культурной

    информации (ценности массовой культуры), способствующей фоновому восприятию

    и поверхностному закреплению ее в сознании. Творческая самореализация, как

    правило, выступает в маргинальных формах.

    4. Слабая индивидуализированность и избирательность культуры.

    Выбор тех или иных ценностей связан чаще всего с групповыми

    стереотипами ("принцип селёдки в бочке") достаточно жёсткого характера —

    несогласные сильно рискуют пополнить ряды "лохов" — "отверженных", "не

    интересных", "не престижных" людей с точки зрения "толпы", обычно

    равняющейся на некий идеал — "крутого(-ую)" (иногда в лице лидера данной

    группы). Групповые стереотипы и престижная иерархия ценностей обусловлена

    половой принадлежностью, уровнем образования, в определённой мере

    местожительством и национальностью реципиента, однако в любом случае суть

    их одна: культурный конформизм в рамках неформальной группы общения и

    неприятие других ценностей и стереотипов, от более мягкого в среде

    студенческой молодёжи до более агрессивного в среде учащихся средней школы.

    Крайним направлением этой тенденции молодёжной субкультуры являются так

    называемые "команды" с жёсткой регламентацией ролей и статусов их членов.

    5. Внеинституциональная культурная самореализация.

    Данные исследований показывают, что досуговая самореализация

    молодёжи осуществляется, как правило, вне учреждений культуры и

    относительно заметно обусловлена воздействием одного лишь телевидения —

    наиболее влиятельного институционального источника не только эстетического,

    но и в целом социализирующего воздействия.

    6. Отсутствие этнокультурной самоидентификации.

    Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т.п.) большинством

    молодых людей воспринимаются как анахронизм. Попытки внесения

    этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев

    ограничивается пропагандой древнерусских обычаев и православия. А

    этнокультурная самоидентификация состоит а прежде всего в формировании

    положительных чувств к истории, традициям своего народа, т. е. того, что

    принято называть «любовью к Отечеству», а не только в приобщении к одной,

    пусть даже самой массовой, конфессии.

    Прочие особенности молодежной субкультуры.

    Ее определяющей характеристикой в России является феномен

    субъективной «размытости», неопределенности, отчуждения от основных

    нормативных ценностей (ценностей большинства).

    «Участие в политической жизни» в шкале ценностных суждений,

    предложенных в ходе анкетного опроса учащимся старших классов петербургских

    школ, заняло последнее место (это занятие привлекает лишь 6,7% опрошенных).

    Только каждый четвертый из старшеклассников (25,5%) готов жить для других,

    даже если придется поступиться своими интересами, в то же время почти

    половина выборки (47,5%) полагает, что «в любом деле нельзя забывать о

    собственной выгоде».

    «Политикой» интересуется лишь 16,7% опрошенных. Лишь треть из

    старшеклассников (34,4%) имеет сложившиеся политические убеждения (по

    самооценке), в то время как вдвое большее число либо вообще ими не

    обладает, либо никогда не задумывалось об этом (соответственно 29,5 и

    37,1%). Известно, что молодежь—наиболее неустойчивая часть электората, реже

    других социально-демографических групп населения выступает в качестве

    реципиента политической информации, почти не читает ежедневных газет.

    В наше время студенты быстро продвинулись в овладении новыми

    стереотипами, молодое поколение свободно от тоталитарного страха.

    Исследование показало, что понимание студентами, например, свободы, вполне

    соответствует "новому мышлению". Как правило, они рассматривают свободу не

    в соответствии с необходимостью, а в "связке" с принуждением и насилием.

    Невмешательство государства в частную жизнь человека молодые люди понимают

    в качестве важнейшего признака свободы.

    Вопрос о понимании студентами социальной справедливости выявил темп

    обретения новым поколением ценностей демократического общества, а именно

    жизнь по закону. Молодёжная субкультура есть искаженное зеркало "взрослого"

    мира вещей, отношений и ценностей. Наиболее важной ценностью у многих

    признаётся "эквивалентность взаимного воздаяния" (необходимость

    вознаграждения за добро и возмездия за зло).

    Молодые люди выбирают демократическую форму правления, учитывая

    даже негативные стороны современного социального развития общества.

    Рассчитывать на эффективную культурную самореализацию молодого поколения в

    больном обществе не приходится, тем более, что и культурный уровень других

    возрастных и социально-демографических групп населения России также

    постепенно снижается.

    Усугубляется и межгенерационное отчуждение, включающее широкий

    спектр неприятии—от разрушения внутрисемейных контактов (по критериям

    взаимопонимания и взаимного доверия) до противопоставления «нас» (как

    ценностного, так и деятельностного) всем предшествующим, «советским»

    поколениям.

    Определенная генерационная комплиментарность (противопоставление

    образа «мы» и «они») традиционна, достаточно вспомнить хотя бы

    хрестоматийный роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Однако сегодня

    генерационная комплиментарность молодого поколения нередко выливается в

    полное отрицание всех «папиных» ценностей, включая историю собственного

    государства. Эта позиция особенно уязвима, если иметь в виду собственную

    аполитичность молодых людей, их устраненность от участия в решении

    социальных проблем для общества, а не только групповых или корпоративных

    (сотрудничество)—для себя.

    Генерационное отчуждение выступает в качестве психологического

    антонима («мы» и «они»). Особенно явственно это противопоставление

    прослеживается на уровне собственно культурных (в узком смысле) стереотипов

    молодежи: есть «наша» мода, «наша» музыка, «наше» общение, а есть—

    «папино», которое предлагается институциональными средствами гуманитарной

    социализации. И здесь обнаруживается третий (наряду с социальным и

    межгенерационным) аспект отчуждения молодежной субкультуры — культурное

    отчуждение.

    Многих людей беспокоят «разрушительные мотивы» в "молодёжной"

    музыке. Формируется поколенческая идеология с девиантными тенденциями[5].

    Вообще, наблюдается тенденция к дегуманизации и деморализации в

    содержании искусства, что проявляется прежде всего в принижении, деформации

    и разрушении образа человека. В частности, это фиксируется в эскалации сцен

    и эпизодов насилия и секса, в усилении их жестокости, натуралистичное™

    (кинематограф, театр, музыка, литература, изобразительное искусство (,

    реальная жизнь?)), что противоречит законам человеческой нравственности и

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.