МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Молодежная субкультура

    вопросов; объем выборки - 405 единиц.

    Исследования показали новые и интересные явления в нашей жизни.

    Например, еще десятилетие назад неработающие женщины трудоспособного

    возраста в Москве рассматривались как исключение из правил, однако сегодня

    -это довольно представительная группа. Новый феномен - семья бизнесмена,

    находит более практичным занятость домашним хозяйством и воспитание детей,

    особенно при наличии более одного ребенка. Таким образом, в семье

    бизнесмена возрождается традиционное распределение супружеских ролей,

    сложившееся в процессе многовековой практики, где муж - материальная база

    семьи, а жена - хранительница очага, воспитательница детей.

    Анализируя возможные последствия возвращение семей к традиционному

    распределению ролей между супругами. Прежде всего можно предположить

    позитивный эффект такого процесса на осуществление семьей воспитательной

    функции: повышается социальный контроль за детьми, они растут более

    здоровыми, ухоженными, мать уделяет больше внимания их образованию и

    воспитанию. Однако со временем постоянное пребывание матери в домашней

    среде сужает ее кругозор, замыкает ее интересы на домашних делах. В

    результате она перестает быть авторитетом для детей, которые не будут

    обращаться к ней за советом и помощью, считая неспособной дать компетентные

    рекомендации.

    Как показывают исследование, сегодня авторитет матери как советчицы

    очень велик: 71% подростков Подмосковья и 66% москвичей советуются именно с

    матерью по важным для себя вопросам. Нет оснований предполагать, что эту

    нишу, возникающую в связи со снижением авторитета матери, займет отец. С

    таким же успехом эту роль будет играть в жизни ребенка любой другой

    авторитетный в его глазах субъект, что снижает роль семьи как института

    социализации ребенка.

    |Адресаты обращений старшеклассников за советом (%). |

    | |

    |Варианты |Москва |Подмосковье |

    |Мать |68 |71 |

    |Отец |23 |17 |

    |Старший брат (сестра) |6 |11 |

    |Друг(подруга) |36 |43 |

    |Кто-либо еще (бабушка, дядя и |6 |3 |

    |др.) | | |

    |Ни с кем не советуются |28 |15 |

    Из общего числа мальчиков, попавших в выборку, 62% выбирают в

    качестве первоочередного советчика мать. Лишь 30% мальчиков считают

    возможным обращаться за помощью и советом также к отцу. Как выяснилось,

    фактором повышения авторитета родителей для детей является их занятость

    коммерческой деятельностью. Дети с большей готовностью полагаются на их

    советы, справедливо считая своих родителей более адаптированными к новым

    условиям жизни, трезво оценивающую реальную жизненную ситуацию.

    Следует также обратить внимание на весьма высокий процент детей,

    предпочитающих не обращаться за советом ни к кому, полагаться только на

    себя. Причем в Москве таких детей значительно больше, чем в Подмосковье,

    разрыв составляет 13%, а учитывая, что Москва город с ограниченной

    возможностью социального контроля за детьми, такая высокая

    самостоятельность подростков-москвичей свидетельствует о повышенном риске

    их действий, о возможности их более частого попадания в критические

    ситуации.

    Столь же рискованным является очень популярное среди подростков

    обращение за советом к другу или подруге, занимающим второе после матери

    место в ряду авторитетов. Некомпетентные советы сверстников также могут

    привести подростка к рискованным поступкам. Интересно, что родители

    недооценивают роль товарищей своих детей, полностью исключив их из состава

    возможных советчиков, в то время как по признании 36% детей, они пользуются

    услугами друзей для этой цели, исследования показали, что 55% подростков

    общаются с товарищами, неизвестными их родителям.

    Другой опрос устанавливающий место семьи в системе социализирующих

    факторов подростков, является оценка старшеклассниками каждого родителя как

    образца для подражания.

    |Самоидентификация детей Москвы с дифференциацией по полу (%) |

    |Желание быть похожим |Всего |Девочки |Мальчики |

    |На отца |14 |4 |23 |

    |На мать |25 |35 |15 |

    |На обоих в равной |39 |46 |35 |

    |мере | | | |

    |Ни на отца, ни на |22 |15 |27 |

    |мать |100 |100 |100 |

    |ИТОГО | | | |

    По исследованиям видно, что не смотря на высокий авторитет матери в

    качестве советчика, лишь 1/4 детей Москвы выбирают ее образцом для

    собственного поведения. Традиционно еще более низким является рейтинг отца

    в этой роли. Особую тревогу вызывает тот факт, что 1/5 москвичей отвергают

    обоих родителей как пример для подражания, можно предположить, что в данном

    случае идет речь о социально-проблемных семьях. В среднем лишь 1/3 детей

    хотели бы быть похожими на обоих родителей в равной мере. Только в этом

    случае можно говорить о нормальной благополучной семье, где дети растут в

    условиях психологического комфорта, здоровыми физически и нравственно.

    Отслеживая самоидентификацию с родителями дифференцируя детей по

    полу, оказывается, что и здесь наблюдаются большие отклонения от нормы. В

    подростковой психологии существует устоявшаяся точка зрения относительно

    значимости для подростков-мальчиков присутствие в семье авторитетного отца,

    образца для подражания. Сравнивая детей, выросших с отцами и без отцов,

    исследователи обнаружили, что отец очень важен для правильного развития

    подростка. Дети выросшие без отца, часто имеют пониженный уровень

    притязаний, у них выше уровень тревожности и чаще возникают невротические

    симптомы, они хуже налаживают контакты со сверстниками. Отсутствие отца

    отрицательно сказывается на учебе и на самоуважении детей, особенно

    мальчиков. Им труднее дается усвоение мужских ролей и соответствующего

    стиля поведения, что ведет к гипертрофии грубости, драчливости.

    Материальные трудности сужают круг внутрисемейного общения, от которого

    зависят воспитательные возможности. Лишенная мужской поддержки, часто

    психологически травмированная женщина-мать, имитируя отцовскую

    строгость, часто заботится о формальном послушании, чем об эмоциональном

    благополучии ребенка. В случае же чрезмерной опеки ребенок вырастает

    пассивным, физически и морально слабым или же начинает бунтовать,

    зависимость от матери, часто сопровождается чувством враждебности к ней.

    Эти и другие факторы, ограничивающие эффективность родительского

    воспитания, сегодня стали предметом изучения и внимания общества.

    Судя по эмпирическим данным, лишь 23% мальчиков видят отца, как

    устойчивый эталон для поведения. Еще 35% ребят воспринимают родителей в

    равной мере достойными для подражания, что также можно считать нормой.

    Проблемы возникают на уровне самоидентификации мальчика с матерью (15%).

    Дополнительный анализ показал, что лишь у 4% детей последней группы

    -неполная семья, а значит, при наличии в семье отца, 11% отвергают его как

    образец для поведения. Еще более драматичными выглядят ответы 27%

    мальчиков, не желающих воспроизводить в своей жизни ни образ отца, ни образ

    матери. Последние две группы можно отнести к социально неблагополучным

    семьям, стартовые условия которых не отвечают нормам жизни. Ответы девочек

    могут быть интерпретированы с той же последовательностью, но с учетом того,

    что процесс социализации у мальчиков-подростков протекает более проблемно,

    чем у девочек.

    Семья в новых для России социально-экономических условиях

    продолжает оставаться основным агентом социализации подростков. Однако

    отмечается не достаточная эффективность выполнения ею своей функции. Этот

    результат связан с резким изменением социального положения в государстве.

    В последние годы, в результате отсутствия в стране четкой

    государственной концепции развития общества, социальной нестабильности и

    неопределенности жизненных перспектив, социализация подростков претерпевает

    существенные качественные изменения. Интересно проследить содержательную

    сторону этих изменений.

    |Проблемы, волнующие старшеклассников (%) |

    |Варианты |Москва |Подмосковье|

    |Приобретение интересной профессии |79 |81 |

    |Личные денежные трудности |11 |12 |

    |Денежные трудности семьи |— |14 |

    |Отношения с родителями |28 |20 |

    |Отношения между родителями |21 |13 |

    |Отношения со сверстниками |6 |12 |

    |Конфликты с педагогами |2 |4 |

    |Трудности усвоения школьного материала |6 |12 |

    |Чем заняться в свободное время |4 |9 |

    |Личная жизнь |58 |56 |

    |Здоровье членов семьи |53 |46 |

    |Отсутствие фирменных вещей |4 |2 |

    |Будущее |20 |— |

    Наиболее популярными были пять вариантов ответов. Бесспорно

    логичным можно признать выбор профессии - основной проблемой в подростковом

    возрасте. Для старшеклассников - выбор профессии всегда трудный жизненный

    этап, подкрепленный массовым сокращением учреждений профессиональной

    подготовки с бесплатным образованием.

    Второе место среди проблем старшеклассников занимает озабоченность

    личными интимными переживаниями, что традиционно связано с возрастными

    особенностями подростков.

    Представляет интерес достаточно устойчивый третий по значимости

    фактор -обеспокоенность школьников старших классов здоровьем своих близких.

    Если раньше родители пытались ограничить своих детей от бытовых и

    материальных проблем, то сегодня дети все больше включаются в жизнь семьи,

    участвуют в обсуждении финансовых и иных забот родителей. Соответственно

    приходит понимание возможной потери родителями здоровья, трудоспособности и

    катастрофических последствий такого положения для семьи.

    Следующее место в ряду своих проблем, подростки считают конфликтные

    отношения с родителями, но этот вопрос всегда стояла перед подрастающим

    поколением, а в ряду сегодняшних проблем, наполняемость ответами по этой

    позиции сравнительно невелика.

    Социологи Нижегородского государственного университета изучали

    причины конфликтов между родителями и детьми. Анкетированием было охвачено

    850 учащихся 6-10 классов общеобразовательных школ города. Опрос показал,

    что конфликты между детьми и родителями обусловленны полом ребенка.

    Приведем наиболее частые причины ссор мальчиков и девочек с родителями:

    Ответы мальчиков» Ответы девочек

    54,5% - мало учу уроки дома 50,3% - иногда не слушаю

    родителей, делаю по-своем)

    46,1% - иногда не слушаю 47,4% - мало учу уроки

    дома

    родителей, делаю по-своему

    40,5% - из-за плохой учебы 37,2% - из-за моей

    грубости,

    несдержанности

    34,1% - мало читаю 33,7% - из-за плохой

    учебы

    33,5% - много гуляю 31,9% - не убираю свои

    вещи

    32,7% - не убираю свои вещи 28,6% - ссорюсь с братом

    (сестрой)

    31,6% - из-за моей грубости, 27,4% - забываю выполнять

    несдержанности просьбы, поручения

    30,2% - много смотрю ТВ 25,4% - много смотрю ТВ

    24,6% - много слушаю магнитофон 23,7% - мало ем, не то ем, не ем

    в

    школе

    24,3% - мало помогаю по дому 23,5% - мало помогаю по дому

    24,3% - ссорюсь с братом (сестрой) 23,3% - меня не понимают

    24,3% - плохо веду себя в школе 23,3% - из-за выбора

    профессии

    Как видно, главными причинами ссор, споров, конфликтов детей с

    родителями являются учеба и борьба за самостоятельность, за право поступать

    по своему разумению, что родители расценивают как непослушание.

    Но возвращаясь к общим проблемам старшеклассников, замечаем, что

    пятое место в ряду проблем, вызывающих обеспокоенность подростков, заняли

    неблагополучные отношения между родителями. Конфликты родителей являются

    источником низкой самооценки детей, формируют у ребенка состояние

    повышенной тревожности, вины. Интересно, что во всех без исключения семьях

    с высоким уровнем конфликтности супругов дети принимают сторону матери.

    Остальные проблемы, характеризуются невысокой наполняемостью

    ответов.

    Исходя из признания школьниками наиболее важной проблемой –

    проблему приобретения профессии, проанализируем, какие требования

    предъявляют школьники к своей будущей профессии.

    |Ориентации школьников (%) |

    |Предпочтительные качества будущей профессии |Москва|Подмосковье |

    |Требует высокой квалификации, новых знаний |36 |22 |

    |Высоко оплачивается |58 |76 |

    |Самостоятельная |13 |19 |

    |С гарантией от безработицы |25 |43 |

    |Не вредна для здоровья |47 |42 |

    |С нерегламентированным рабочим днем |17 |8 |

    |Требует предприимчивости, изобретательности |21 |18 |

    |Престижная |37 |30 |

    |Связана с разъездами, новыми впечатлениями |25 |23 |

    |Не требует физического и умственного | | |

    |напряжения |4 |9 |

    |Интересная |6 |— |

    Именно в ответах на данный вопрос с наибольшей отчетливостью

    проявились новые тенденции в развитии общества, изменения в его ценностях и

    направленностях. В соответствии с переоценкой ценностей, которая

    наблюдается в нашем обществе, первостепенным требованием к труду школьники

    выделяют высокую оплату. Однако и здесь проявляется специфика ценностных

    ориентации: для молодежи области этот фактор значительно более значим чем

    для москвичей. В Москве высокая зарплата интересует прежде всего

    мальчиков(34%) и значительно меньше девочек (24%).

    Второе по значимости качество для будущей профессии, повреждениям

    здоровья по видимому это связано с ухудщением экологисческой ситуации в

    мире, многочисленные публикации по этому вопросу в средствах массовой

    информации формирует у нового поколения новое экологическое сознание.

    Третье по наполняемости ответов требование в будущей,

    профессии - гарантирантии от безработицы, т.е. должна быть востребована в

    любых экономических ситуациях. Этот факт свидетельствует, что молодежь

    понимает, сколь серьезную угрозу представляет перспектива не иметь работу,

    причем у юношей эта проблема стоит на много острее, чем у девушек

    (соответственно 77% и 33%).

    Четвертые и пятые места отданы традиционно важным качествам будущей

    профессии, но теперь они сошли на второй план. Это престижность и высокая

    квалификация будущей работы. Именно эти качества больше волнуют москвичей,

    чем подростков Подмосковья: действие этих качеств ощутимо в крупных высоко

    урбанизированных центров, каковым является Москва.

    В общем, сравнивая ответы школьников Москвы и Подмосковья,

    выяснилось, что школьники столицы ориентируются на высокооплачиваемый труд,

    нерегламентированный рабочий день и престижную работу, школьникам же

    области предпочтительнее независимость самостоятельность в

    осуществлении трудовой деятельности, большее значение придают уровню оплаты

    труда, гарантиям от безработицы.

    Теперь интересно сопоставить эти данные с другим опросом, который

    выявлял конкретные жизненные планы учащихся (сопоставляя с мнением

    целителей)

    |Жизненные планы учащихся (в собственных оценках и оценках их |

    |родителей), % |

    |Контингент |Намереваются стать |

    | | |

    |9-е классы | |

    |подростки | |

    |родители | |

    |10-11-е | |

    |классы | |

    |подростки | |

    |родители | |

    | |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |10 |

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.