Молодежная субкультура
вопросов; объем выборки - 405 единиц.
Исследования показали новые и интересные явления в нашей жизни.
Например, еще десятилетие назад неработающие женщины трудоспособного
возраста в Москве рассматривались как исключение из правил, однако сегодня
-это довольно представительная группа. Новый феномен - семья бизнесмена,
находит более практичным занятость домашним хозяйством и воспитание детей,
особенно при наличии более одного ребенка. Таким образом, в семье
бизнесмена возрождается традиционное распределение супружеских ролей,
сложившееся в процессе многовековой практики, где муж - материальная база
семьи, а жена - хранительница очага, воспитательница детей.
Анализируя возможные последствия возвращение семей к традиционному
распределению ролей между супругами. Прежде всего можно предположить
позитивный эффект такого процесса на осуществление семьей воспитательной
функции: повышается социальный контроль за детьми, они растут более
здоровыми, ухоженными, мать уделяет больше внимания их образованию и
воспитанию. Однако со временем постоянное пребывание матери в домашней
среде сужает ее кругозор, замыкает ее интересы на домашних делах. В
результате она перестает быть авторитетом для детей, которые не будут
обращаться к ней за советом и помощью, считая неспособной дать компетентные
рекомендации.
Как показывают исследование, сегодня авторитет матери как советчицы
очень велик: 71% подростков Подмосковья и 66% москвичей советуются именно с
матерью по важным для себя вопросам. Нет оснований предполагать, что эту
нишу, возникающую в связи со снижением авторитета матери, займет отец. С
таким же успехом эту роль будет играть в жизни ребенка любой другой
авторитетный в его глазах субъект, что снижает роль семьи как института
социализации ребенка.
|Адресаты обращений старшеклассников за советом (%). |
| |
|Варианты |Москва |Подмосковье |
|Мать |68 |71 |
|Отец |23 |17 |
|Старший брат (сестра) |6 |11 |
|Друг(подруга) |36 |43 |
|Кто-либо еще (бабушка, дядя и |6 |3 |
|др.) | | |
|Ни с кем не советуются |28 |15 |
Из общего числа мальчиков, попавших в выборку, 62% выбирают в
качестве первоочередного советчика мать. Лишь 30% мальчиков считают
возможным обращаться за помощью и советом также к отцу. Как выяснилось,
фактором повышения авторитета родителей для детей является их занятость
коммерческой деятельностью. Дети с большей готовностью полагаются на их
советы, справедливо считая своих родителей более адаптированными к новым
условиям жизни, трезво оценивающую реальную жизненную ситуацию.
Следует также обратить внимание на весьма высокий процент детей,
предпочитающих не обращаться за советом ни к кому, полагаться только на
себя. Причем в Москве таких детей значительно больше, чем в Подмосковье,
разрыв составляет 13%, а учитывая, что Москва город с ограниченной
возможностью социального контроля за детьми, такая высокая
самостоятельность подростков-москвичей свидетельствует о повышенном риске
их действий, о возможности их более частого попадания в критические
ситуации.
Столь же рискованным является очень популярное среди подростков
обращение за советом к другу или подруге, занимающим второе после матери
место в ряду авторитетов. Некомпетентные советы сверстников также могут
привести подростка к рискованным поступкам. Интересно, что родители
недооценивают роль товарищей своих детей, полностью исключив их из состава
возможных советчиков, в то время как по признании 36% детей, они пользуются
услугами друзей для этой цели, исследования показали, что 55% подростков
общаются с товарищами, неизвестными их родителям.
Другой опрос устанавливающий место семьи в системе социализирующих
факторов подростков, является оценка старшеклассниками каждого родителя как
образца для подражания.
|Самоидентификация детей Москвы с дифференциацией по полу (%) |
|Желание быть похожим |Всего |Девочки |Мальчики |
|На отца |14 |4 |23 |
|На мать |25 |35 |15 |
|На обоих в равной |39 |46 |35 |
|мере | | | |
|Ни на отца, ни на |22 |15 |27 |
|мать |100 |100 |100 |
|ИТОГО | | | |
По исследованиям видно, что не смотря на высокий авторитет матери в
качестве советчика, лишь 1/4 детей Москвы выбирают ее образцом для
собственного поведения. Традиционно еще более низким является рейтинг отца
в этой роли. Особую тревогу вызывает тот факт, что 1/5 москвичей отвергают
обоих родителей как пример для подражания, можно предположить, что в данном
случае идет речь о социально-проблемных семьях. В среднем лишь 1/3 детей
хотели бы быть похожими на обоих родителей в равной мере. Только в этом
случае можно говорить о нормальной благополучной семье, где дети растут в
условиях психологического комфорта, здоровыми физически и нравственно.
Отслеживая самоидентификацию с родителями дифференцируя детей по
полу, оказывается, что и здесь наблюдаются большие отклонения от нормы. В
подростковой психологии существует устоявшаяся точка зрения относительно
значимости для подростков-мальчиков присутствие в семье авторитетного отца,
образца для подражания. Сравнивая детей, выросших с отцами и без отцов,
исследователи обнаружили, что отец очень важен для правильного развития
подростка. Дети выросшие без отца, часто имеют пониженный уровень
притязаний, у них выше уровень тревожности и чаще возникают невротические
симптомы, они хуже налаживают контакты со сверстниками. Отсутствие отца
отрицательно сказывается на учебе и на самоуважении детей, особенно
мальчиков. Им труднее дается усвоение мужских ролей и соответствующего
стиля поведения, что ведет к гипертрофии грубости, драчливости.
Материальные трудности сужают круг внутрисемейного общения, от которого
зависят воспитательные возможности. Лишенная мужской поддержки, часто
психологически травмированная женщина-мать, имитируя отцовскую
строгость, часто заботится о формальном послушании, чем об эмоциональном
благополучии ребенка. В случае же чрезмерной опеки ребенок вырастает
пассивным, физически и морально слабым или же начинает бунтовать,
зависимость от матери, часто сопровождается чувством враждебности к ней.
Эти и другие факторы, ограничивающие эффективность родительского
воспитания, сегодня стали предметом изучения и внимания общества.
Судя по эмпирическим данным, лишь 23% мальчиков видят отца, как
устойчивый эталон для поведения. Еще 35% ребят воспринимают родителей в
равной мере достойными для подражания, что также можно считать нормой.
Проблемы возникают на уровне самоидентификации мальчика с матерью (15%).
Дополнительный анализ показал, что лишь у 4% детей последней группы
-неполная семья, а значит, при наличии в семье отца, 11% отвергают его как
образец для поведения. Еще более драматичными выглядят ответы 27%
мальчиков, не желающих воспроизводить в своей жизни ни образ отца, ни образ
матери. Последние две группы можно отнести к социально неблагополучным
семьям, стартовые условия которых не отвечают нормам жизни. Ответы девочек
могут быть интерпретированы с той же последовательностью, но с учетом того,
что процесс социализации у мальчиков-подростков протекает более проблемно,
чем у девочек.
Семья в новых для России социально-экономических условиях
продолжает оставаться основным агентом социализации подростков. Однако
отмечается не достаточная эффективность выполнения ею своей функции. Этот
результат связан с резким изменением социального положения в государстве.
В последние годы, в результате отсутствия в стране четкой
государственной концепции развития общества, социальной нестабильности и
неопределенности жизненных перспектив, социализация подростков претерпевает
существенные качественные изменения. Интересно проследить содержательную
сторону этих изменений.
|Проблемы, волнующие старшеклассников (%) |
|Варианты |Москва |Подмосковье|
|Приобретение интересной профессии |79 |81 |
|Личные денежные трудности |11 |12 |
|Денежные трудности семьи |— |14 |
|Отношения с родителями |28 |20 |
|Отношения между родителями |21 |13 |
|Отношения со сверстниками |6 |12 |
|Конфликты с педагогами |2 |4 |
|Трудности усвоения школьного материала |6 |12 |
|Чем заняться в свободное время |4 |9 |
|Личная жизнь |58 |56 |
|Здоровье членов семьи |53 |46 |
|Отсутствие фирменных вещей |4 |2 |
|Будущее |20 |— |
Наиболее популярными были пять вариантов ответов. Бесспорно
логичным можно признать выбор профессии - основной проблемой в подростковом
возрасте. Для старшеклассников - выбор профессии всегда трудный жизненный
этап, подкрепленный массовым сокращением учреждений профессиональной
подготовки с бесплатным образованием.
Второе место среди проблем старшеклассников занимает озабоченность
личными интимными переживаниями, что традиционно связано с возрастными
особенностями подростков.
Представляет интерес достаточно устойчивый третий по значимости
фактор -обеспокоенность школьников старших классов здоровьем своих близких.
Если раньше родители пытались ограничить своих детей от бытовых и
материальных проблем, то сегодня дети все больше включаются в жизнь семьи,
участвуют в обсуждении финансовых и иных забот родителей. Соответственно
приходит понимание возможной потери родителями здоровья, трудоспособности и
катастрофических последствий такого положения для семьи.
Следующее место в ряду своих проблем, подростки считают конфликтные
отношения с родителями, но этот вопрос всегда стояла перед подрастающим
поколением, а в ряду сегодняшних проблем, наполняемость ответами по этой
позиции сравнительно невелика.
Социологи Нижегородского государственного университета изучали
причины конфликтов между родителями и детьми. Анкетированием было охвачено
850 учащихся 6-10 классов общеобразовательных школ города. Опрос показал,
что конфликты между детьми и родителями обусловленны полом ребенка.
Приведем наиболее частые причины ссор мальчиков и девочек с родителями:
Ответы мальчиков» Ответы девочек
54,5% - мало учу уроки дома 50,3% - иногда не слушаю
родителей, делаю по-своем)
46,1% - иногда не слушаю 47,4% - мало учу уроки
дома
родителей, делаю по-своему
40,5% - из-за плохой учебы 37,2% - из-за моей
грубости,
несдержанности
34,1% - мало читаю 33,7% - из-за плохой
учебы
33,5% - много гуляю 31,9% - не убираю свои
вещи
32,7% - не убираю свои вещи 28,6% - ссорюсь с братом
(сестрой)
31,6% - из-за моей грубости, 27,4% - забываю выполнять
несдержанности просьбы, поручения
30,2% - много смотрю ТВ 25,4% - много смотрю ТВ
24,6% - много слушаю магнитофон 23,7% - мало ем, не то ем, не ем
в
школе
24,3% - мало помогаю по дому 23,5% - мало помогаю по дому
24,3% - ссорюсь с братом (сестрой) 23,3% - меня не понимают
24,3% - плохо веду себя в школе 23,3% - из-за выбора
профессии
Как видно, главными причинами ссор, споров, конфликтов детей с
родителями являются учеба и борьба за самостоятельность, за право поступать
по своему разумению, что родители расценивают как непослушание.
Но возвращаясь к общим проблемам старшеклассников, замечаем, что
пятое место в ряду проблем, вызывающих обеспокоенность подростков, заняли
неблагополучные отношения между родителями. Конфликты родителей являются
источником низкой самооценки детей, формируют у ребенка состояние
повышенной тревожности, вины. Интересно, что во всех без исключения семьях
с высоким уровнем конфликтности супругов дети принимают сторону матери.
Остальные проблемы, характеризуются невысокой наполняемостью
ответов.
Исходя из признания школьниками наиболее важной проблемой –
проблему приобретения профессии, проанализируем, какие требования
предъявляют школьники к своей будущей профессии.
|Ориентации школьников (%) |
|Предпочтительные качества будущей профессии |Москва|Подмосковье |
|Требует высокой квалификации, новых знаний |36 |22 |
|Высоко оплачивается |58 |76 |
|Самостоятельная |13 |19 |
|С гарантией от безработицы |25 |43 |
|Не вредна для здоровья |47 |42 |
|С нерегламентированным рабочим днем |17 |8 |
|Требует предприимчивости, изобретательности |21 |18 |
|Престижная |37 |30 |
|Связана с разъездами, новыми впечатлениями |25 |23 |
|Не требует физического и умственного | | |
|напряжения |4 |9 |
|Интересная |6 |— |
Именно в ответах на данный вопрос с наибольшей отчетливостью
проявились новые тенденции в развитии общества, изменения в его ценностях и
направленностях. В соответствии с переоценкой ценностей, которая
наблюдается в нашем обществе, первостепенным требованием к труду школьники
выделяют высокую оплату. Однако и здесь проявляется специфика ценностных
ориентации: для молодежи области этот фактор значительно более значим чем
для москвичей. В Москве высокая зарплата интересует прежде всего
мальчиков(34%) и значительно меньше девочек (24%).
Второе по значимости качество для будущей профессии, повреждениям
здоровья по видимому это связано с ухудщением экологисческой ситуации в
мире, многочисленные публикации по этому вопросу в средствах массовой
информации формирует у нового поколения новое экологическое сознание.
Третье по наполняемости ответов требование в будущей,
профессии - гарантирантии от безработицы, т.е. должна быть востребована в
любых экономических ситуациях. Этот факт свидетельствует, что молодежь
понимает, сколь серьезную угрозу представляет перспектива не иметь работу,
причем у юношей эта проблема стоит на много острее, чем у девушек
(соответственно 77% и 33%).
Четвертые и пятые места отданы традиционно важным качествам будущей
профессии, но теперь они сошли на второй план. Это престижность и высокая
квалификация будущей работы. Именно эти качества больше волнуют москвичей,
чем подростков Подмосковья: действие этих качеств ощутимо в крупных высоко
урбанизированных центров, каковым является Москва.
В общем, сравнивая ответы школьников Москвы и Подмосковья,
выяснилось, что школьники столицы ориентируются на высокооплачиваемый труд,
нерегламентированный рабочий день и престижную работу, школьникам же
области предпочтительнее независимость самостоятельность в
осуществлении трудовой деятельности, большее значение придают уровню оплаты
труда, гарантиям от безработицы.
Теперь интересно сопоставить эти данные с другим опросом, который
выявлял конкретные жизненные планы учащихся (сопоставляя с мнением
целителей)
|Жизненные планы учащихся (в собственных оценках и оценках их |
|родителей), % |
|Контингент |Намереваются стать |
| | |
|9-е классы | |
|подростки | |
|родители | |
|10-11-е | |
|классы | |
|подростки | |
|родители | |
| |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |10 |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|