МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Мотивация и удовлетворенность работой по Ф. Герцбергу

    Мотивация и удовлетворенность работой по Ф. Герцбергу

    ШЯУЛЯЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    Педагогический факультет

    Магистра I курса

    эдукологической

    программы обучения

    Учебный предмет: Поведение организации.

    Руководитель работы:

    Шяуляй, 2001

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение.

    ............................................................................

    ........................ 3

    1. Мотивация.

    ............................................................................

    ............... 4

    1. 1. Генезис теории мотивации.

    ...................................................... 4

    1. 2 Определение мотивации.

    .......................................................... 6

    1. 3. Двухфакторная теория мотивации Ф. Герцберга. ...........

    8

    2. Исследование мотивации по теории Ф. Герцберга. ........................

    10

    2. 1. Общие сведения об исследовании.

    .......................................... 10

    2. 2. Анализ результатов исследования.

    ...................................... 13

    3. Выводы и рекомендации.

    ..................................................................... 18

    4. Литература.

    ............................................................................

    ................. 20

    5. Приложения.

    ............................................................................

    ............. 21

    ВВЕДЕНИЕ

    Почему люди работают? Почему одни люди делают легкую работу и

    остаются недовольны, а другие делают тяжелую работу с удовольствием? Что

    нужно сделать для того, чтобы люди работали лучше и производительнее? Как

    сделать работу увлекательнее? Что вызывает желание работать? Эти и многие

    другие вопросы возникают тогда ,когда происходит управление персоналом.

    В нашей стране уделялось и уделяется очень мало внимания данной

    проблеме, несмотря на всю ее сложность и неразработанность. На протяжении

    десятилетий в экономике господствовал технократический подход к

    хозяйствованию на уровне предприятий, когда во главу угла ставили

    технологию, производственные планы, бюджеты, административные распоряжения

    , а роль работников отодвигалась на второй план. В целом , это привело к

    сужению трудовой мотивации и к отчужденности работников, к падению

    заинтересованности в труде и низкой производительности. Поэтому

    неудивительно, что по данным сравнительного исследования, работу считают

    главным делом жизни в США 50% населения, в Швеции — 45%, в ФРГ — 25%, а в

    пределах бывшего СССР — всего лишь 10% (В.В. Травин, В.А Дятлов. Основы

    кадрового менеджмента).

    Произошедшие в последние годы изменения отношений собственности лишь

    усугубило проблему трудовой мотивацию. Практика отвергла представление,

    согласно которому либерализация, приватизация автоматически снимут вопрос и

    приведут к появлению высокой заинтересованности работников в

    производительном труде. Оно оказалось несоответствующим современной

    хозяйственной реальности.

    Поэтому предприятиям и организациям приходится идти методом проб и

    ошибок, самостоятельно нащупывая наиболее подходящий и действенные методы

    организации и поощрения труда.

    Руководители процветающих фирм любят повторять, что главный потенциал

    их предприятий заключен в кадрах. Поэтому нужно научиться эффективному

    управлению персоналом, и путь к этому лежит через понимание мотиваций

    человека.

    Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к

    деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться

    разработать эффективную систему стимулирования труда.

    Поэтому в данной работе нам необходимо выяснить что такое мотивация,

    в чем заключается особенность двойной теории мотивации Ф. Герцберга и

    проверить с помощью исследования как удовлетворенность работой связана с

    мотивацией.

    1. МОТИВАЦИЯ.

    1.1. Генезис теории мотивации.

    За тысячи лет до того, как слово «мотивация» вошло в лексикон

    руководителей, было хорошо известно, что можно намеренно воздействовать на

    людей для успешного выполнения задач организации. Самым первым из

    применяемых приемов был метод кнута и пряника. В Библии, древних преданиях

    и даже античных мифах можно найти множество историй, в которых короли

    держат награду перед глазами предполагаемого героя или заносят меч над его

    головой. Однако королевские дочери и сокровища предлагались лишь немногим

    избранным. Предлагаемые «пряники» в награду за большинство дел едва ли были

    съедобны. Просто принималось как само собой разумеющееся, что люди будут

    благодарны за все, что позволило бы им и их семьям выжить.

    Это было обычным явлением в странах Запада в конце XIX в. В течение

    почти всего периода промышленной революции экономические и социальные

    условия жизни в сельских местностях Англии были так тяжелы, что фермеры

    наводняли города и буквально выпрашивали как милостыню возможность работать

    по 14 ч. в сутки на грязных, опасных для жизни фабриках за плату, которой

    едва хватало, чтобы выжить. Когда Адам Смит писал свой труд «Исследование о

    природе и причинах богатства народов», жизнь для простого человека была

    очень тяжелой. На эту концепцию «экономического человека», которая

    рассматривалась выше, несомненно, очень большое влияние оказало наблюдение

    этих жестоких реалий. В условиях, когда большинство людей боролось за

    выживание, был вполне понятен вывод, к которому пришел Смит, о том, что

    человек всегда, когда ему представится такая возможность, будет стараться

    улучшить свое экономическое положение.

    Когда, примерно в 1910 г., возникла «школа научного управления», жизнь

    трудящихся существенно не улучшилась, несмотря на достижения технологии.

    Однако Тейлор и его современники уже осознали всю глупость заработков на

    грани голода. И они сделали мотивацию по типу кнута и пряника более

    эффективной, когда объективно определили понятие «достаточной дневной

    выработки» и предложили оплачивать труд тех, кто производил больше

    продукции, пропорционально их вкладу. Увеличение производительности труда,

    явившееся результатом использования этого метода мотивации, в сочетании с

    более эффективным применением специализации и стандартизации, было

    впечатляющим. Успех мотивации по типу кнута и пряника был так велик, что

    приятные ощущения от него до сих пор сохраняются у руководителей.

    Постепенно, однако, благодаря в основном эффективности, с которой

    организации применяли достижения технологии и специализацию, жизнь обычных

    средних людей в конце концов начала улучшаться. И чем больше она

    улучшалась, тем лучше управляющие начинали понимать, что простой «пряник»

    не всегда заставляет человека трудиться усерднее. Этот факт заставил

    специалистов в области управления искать новые решения проблемы мотивации в

    психологическом аспекте.

    Разработано множество часто противоречивых теорий для объяснения того,

    почему индивид действует; почему он выбирает именно те действия, которые

    совершает; почему некоторые люди обладают более сильной мотивацией, чем

    другие, в результате чего добиваются успеха там, где имеющие не меньшие

    возможности и способности терпят неудачу. Одни психологи отдают

    предпочтение роли внутренних механизмов, ответственных за действия

    индивида; другие видят причину мотивации во внешних стимулах, поступающих

    от окружающей среды; третьи изучают основополагающие мотивы как таковые,

    делая попытку выяснить, какие из них являются врожденными и какие -

    приобретенными; четвертые исследуют вопрос о том, служит ли мотивация для

    ориентирования деятельности индивида с целью достижения определенной цели

    или же просто является источником энергии для поведенческих актов,

    определяемых другими факторами, такими, например, как привычка.

    Уже давно идентифицированы потребности и влечения как основные элементы

    в составе человеческой личности, но только со времени приложения теорий

    Чарлза Дарвина к проблемам психологической адаптации к окружающей среде

    были обнаружены две важные связи между идеями Дарвина и мотивацией. Первая

    состоит в том, что люди в силу своей принадлежности к животным, по крайней

    мере частично, действуют под влиянием инстинктов (утоления жажды, голода,

    стремления к продолжению рода и т. д.). Вторая заключается в эволюционной

    роли поведенческих характеристик, к которым относится способность к

    мотивации, - такой же, как роль характеристик физических.

    Уильям Мак-Дугал считал инстинкты основополагающими в поведении

    человека и подчеркивал преобладание мотивации над восприятием и эмоциями:

    человек воспринимает то, что он мотивирован воспринять своими инстинктами,

    и соответствующий объект, будучи воспринятым, вызывает эмоции, которые, в

    свою очередь, ответственны за действия индивида.

    Роберт С. Вудворт ввел в употребление термин «влечение» как замену

    противоречивому термину «инстинкт». Влечение - это сила, снабжающая

    организм энергией для действия. Зигмунд Фрейд также видел основу

    человеческого поведения в иррациональных инстинктивных влечениях и был

    чрезвычайно заинтересован бессознательной природой этих мотивов. Фрейд

    считал двумя основаниями мотивации человека эрос (жизненный, или

    сексуальный, инстинкт) и танатос (инстинкт смерти). Однако тезис Фрейда о

    том, что люди не всегда поступают рационально, был слишком радикальным.

    Хотя попытки применить в управлении психологические мотивы были и

    раньше, только с появлением работы Элтона Мэйо стало ясно, какие

    потенциальные выгоды это сулит, а также то, что мотивация по типу кнута и

    пряника является недостаточной.

    Элтон Мэйо был одним из немногих академически образованных людей своего

    времени, который обладал как верным пониманием научного управления, так и

    подготовкой в области психологии. Он создал себе известность и репутацию в

    ходе эксперимента, проводимого на текстильной фабрике в Филадельфии в 1923

    - 1924 гг. Это и последующие исследования показали, что человеческие

    факторы, особенно социальное взаимодействие и групповое поведение,

    значительно влияют на производительность индивидуального труда. Эти идеи

    позволили основать новое направление менеджмента - концепцию "человеческих

    отношений", которая доминировала в теории управления до середины 1950-х

    годов.

    Различные теории мотивации разделяют на две категории: содержательные и

    процессуальные. Содержательные теории мотивации основываются на

    идентификации тех внутренних побуждений (называемых потребностями), которые

    заставляют людей действовать так, а не иначе. В этой связи будут описаны

    интересующие нас некоторые аспекты теорий Абрахама Маслоу, Дэвида Мак-

    Клелланда, Фредерика Герцберга и некоторых других исследователей. Более

    современные процессуальные теории мотивации основываются в первую очередь

    на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания. Основные

    процессуальные теории, которые мы будем рассматривать, - это теория

    ожидания, теория справедливости и модель мотивации Портера-Лоулера. Чтобы

    понять смысл теорий содержательной и процессуальной мотиваций нужно сначала

    пояснить смысл основополагающих понятий: потребности, мотивы и мотивация.

    Эти термины употребляются нами в повседневной жизни во многих значениях, но

    наука требует строгой определенности. Поэтому в рамках данной работы мы

    введем строгую терминология, которой и будем придерживаться в дальнейшем.

    1.2. Определение мотивации.

    Определим термин «мотивация» следующим образом:

    Мотивация (лат. motivatio) - динамическая система,

    взаимодействующих между собой внутренних факторов (мотиваторов),

    вызывающих и направляющих ориентированное на достижение цели

    поведение человека или животного. Под внутренними факторами будем

    понимать потребности, желания, стремления, ожидания, восприятия,

    ценностные установки и другие психологические компоненты личности.

    В узком смысле слова, мотивированную деятельность можно определить как

    свободные, обусловленные внутренними побуждениями действия человека,

    направленные на достижение своих целей, реализацию своих интересов, а

    мотивацию труда как стремление работника удовлетворить свои потребности (

    получить определённые блага) посредством трудовой деятельности. Мотивация

    труда является важнейшим фактором результативности работы.

    Общепризнанно и распространено, даже среди широких кругов экономистов,

    несколько иное определение мотивации, которое например изложили в своей

    книге авторы «Основ менеджмента»: «Мотивация - это процесс побуждения себя

    и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации»,

    которое с нашей точки зрения не совсем корректно, т.к. мы считаем, что

    мотивация - это стремление, побуждение, внутренние психические процессы, а

    в данном определении ясно сказано, что мотивация есть внешнее воздействие

    на человека (что в определённом смысле схоже с понятием стимулирования, о

    чем будет сказано ниже).

    Мотивация составляет основу трудового потенциала работника, который в

    свою очередь состоит из психофизиологического потенциала, т.е. способности

    и склонности человека, состояния его здоровья, работоспособности,

    выносливости, типа нервной системы, и личностного потенциала, т.е.

    мотивационного.

    Внешне субъект управления может воздействовать на работника либо

    принуждая его силой, либо предоставляя какие-то блага. В связи с этим в

    психологии различают мотивацию двух видов: положительную и отрицательную.

    Положительная мотивация - это стремление добиться успеха в своей

    деятельности. Она обычно предполагает проявление сознательной активности и

    связана определенным образом с проявлением положительных эмоций и чувств,

    например, одобрение тех, с кем трудится данный человек.

    К отрицательной мотивации относится все то, что связано с применением

    осуждения, неодобрения, что влечет за собой, как правило, наказание не

    только в материальном, но и в психологическом смысле слова. При

    отрицательной мотивации человек стремится уйти от неуспеха. Боязнь

    наказания приводит обычно к возникновению отрицательных эмоций и чувств. А

    следствием этого является нежелание трудиться в данной области

    деятельности.

    Известно, что многократное применение наказания существенно снижает его

    действие. Такова психологическая закономерность. В результате люди

    привыкают к отрицательному воздействию наказания и в конце концов перестают

    реагировать на него подобно тому, как ребенок привыкает к побоям,

    Парадоксально, но факт, что подобное действие оказывает и

    вознаграждение. Если человек все время получает , например, материальную

    награду, то со временем оно теряет свою мотивационную нагрузку, т.е.

    перестает действовать. Ученые-психологи доказали, что длительно действующая

    отрицательная мотивация вредным образом отражается не только на результатах

    труда, но и на самой личности работника.

    Человек не будет трудиться, если у него нет потребности (мотива) в

    получении предоставляемого блага. Например, если вы хотите заставить

    работать представителей какого-нибудь отсталого племени, живущего в

    условиях каменного века, давая им взамен целый чемодан долларов ( что для

    современного человека, безусловно, является ценным), то они будут работать

    скорее из-за самого чемодана, а не из-за бесполезных с их точки зрения

    бумажных купюр.

    Но, бесспорно, на мотивацию работника можно воздействовать, создавая

    лишь условия для возникновения ( а не саму) мотивации.

    1. 3. Двухфакторная теория мотивации Ф. Герцберга.

    Двойная теория мотивации была создана Ф. Герцбергом на основе данных

    интервью, взятых на различных рабочих местах, в разных профессиональных

    группах и в разных странах. Интервьюируемых просили описать ситуации, в

    которых они чувствовали полное удовлетворение или, наоборот,

    неудовлетворение от работы. Ответы были классифицированы по группам.

    Изучая собранный материал, Ф. Герцберг пришел к выводу, что

    удовлетворенность и неудовлетворенность работой вызываются различными

    факторами.

    Согласно этой теории у индивида имеются две системы (иерархии)

    потребностей:

    V Условия являются очень важными факторами при возникновении мотивов.

    Эти условия Фредерик Герцберг назвал «гигиеническими факторами» — это

    психологические, создающие настрой на труд и влияющие на

    неудовлетворенность работой. К таковым Герцберг относил:

    o условия работы;

    o заработок;

    o межличностные отношения с начальниками, коллегами и

    подчиненными;

    o политика фирмы и администрация;

    o степень непосредственного контроля за работой;

    o социальное положение работника;

    o гарантия сохранения работы;

    o влияние работы на личную жизнь.

    V Mотиваторные, связанные с “внутренними потребностями, влияют на

    удовлетворенность работой:

    o Успех – это возможность использовать все свои знания, умения и навыки,

    внести ценный вклад в общее дело, предложить новые идеи.

    o Ответственность – свобода действий при принятии решений,

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.