Мотивация и удовлетворенность работой по Ф. Герцбергу
Мотивация и удовлетворенность работой по Ф. Герцбергу
ШЯУЛЯЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Педагогический факультет
Магистра I курса
эдукологической
программы обучения
Учебный предмет: Поведение организации.
Руководитель работы:
Шяуляй, 2001
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
............................................................................
........................ 3
1. Мотивация.
............................................................................
............... 4
1. 1. Генезис теории мотивации.
...................................................... 4
1. 2 Определение мотивации.
.......................................................... 6
1. 3. Двухфакторная теория мотивации Ф. Герцберга. ...........
8
2. Исследование мотивации по теории Ф. Герцберга. ........................
10
2. 1. Общие сведения об исследовании.
.......................................... 10
2. 2. Анализ результатов исследования.
...................................... 13
3. Выводы и рекомендации.
..................................................................... 18
4. Литература.
............................................................................
................. 20
5. Приложения.
............................................................................
............. 21
ВВЕДЕНИЕ
Почему люди работают? Почему одни люди делают легкую работу и
остаются недовольны, а другие делают тяжелую работу с удовольствием? Что
нужно сделать для того, чтобы люди работали лучше и производительнее? Как
сделать работу увлекательнее? Что вызывает желание работать? Эти и многие
другие вопросы возникают тогда ,когда происходит управление персоналом.
В нашей стране уделялось и уделяется очень мало внимания данной
проблеме, несмотря на всю ее сложность и неразработанность. На протяжении
десятилетий в экономике господствовал технократический подход к
хозяйствованию на уровне предприятий, когда во главу угла ставили
технологию, производственные планы, бюджеты, административные распоряжения
, а роль работников отодвигалась на второй план. В целом , это привело к
сужению трудовой мотивации и к отчужденности работников, к падению
заинтересованности в труде и низкой производительности. Поэтому
неудивительно, что по данным сравнительного исследования, работу считают
главным делом жизни в США 50% населения, в Швеции — 45%, в ФРГ — 25%, а в
пределах бывшего СССР — всего лишь 10% (В.В. Травин, В.А Дятлов. Основы
кадрового менеджмента).
Произошедшие в последние годы изменения отношений собственности лишь
усугубило проблему трудовой мотивацию. Практика отвергла представление,
согласно которому либерализация, приватизация автоматически снимут вопрос и
приведут к появлению высокой заинтересованности работников в
производительном труде. Оно оказалось несоответствующим современной
хозяйственной реальности.
Поэтому предприятиям и организациям приходится идти методом проб и
ошибок, самостоятельно нащупывая наиболее подходящий и действенные методы
организации и поощрения труда.
Руководители процветающих фирм любят повторять, что главный потенциал
их предприятий заключен в кадрах. Поэтому нужно научиться эффективному
управлению персоналом, и путь к этому лежит через понимание мотиваций
человека.
Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к
деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться
разработать эффективную систему стимулирования труда.
Поэтому в данной работе нам необходимо выяснить что такое мотивация,
в чем заключается особенность двойной теории мотивации Ф. Герцберга и
проверить с помощью исследования как удовлетворенность работой связана с
мотивацией.
1. МОТИВАЦИЯ.
1.1. Генезис теории мотивации.
За тысячи лет до того, как слово «мотивация» вошло в лексикон
руководителей, было хорошо известно, что можно намеренно воздействовать на
людей для успешного выполнения задач организации. Самым первым из
применяемых приемов был метод кнута и пряника. В Библии, древних преданиях
и даже античных мифах можно найти множество историй, в которых короли
держат награду перед глазами предполагаемого героя или заносят меч над его
головой. Однако королевские дочери и сокровища предлагались лишь немногим
избранным. Предлагаемые «пряники» в награду за большинство дел едва ли были
съедобны. Просто принималось как само собой разумеющееся, что люди будут
благодарны за все, что позволило бы им и их семьям выжить.
Это было обычным явлением в странах Запада в конце XIX в. В течение
почти всего периода промышленной революции экономические и социальные
условия жизни в сельских местностях Англии были так тяжелы, что фермеры
наводняли города и буквально выпрашивали как милостыню возможность работать
по 14 ч. в сутки на грязных, опасных для жизни фабриках за плату, которой
едва хватало, чтобы выжить. Когда Адам Смит писал свой труд «Исследование о
природе и причинах богатства народов», жизнь для простого человека была
очень тяжелой. На эту концепцию «экономического человека», которая
рассматривалась выше, несомненно, очень большое влияние оказало наблюдение
этих жестоких реалий. В условиях, когда большинство людей боролось за
выживание, был вполне понятен вывод, к которому пришел Смит, о том, что
человек всегда, когда ему представится такая возможность, будет стараться
улучшить свое экономическое положение.
Когда, примерно в 1910 г., возникла «школа научного управления», жизнь
трудящихся существенно не улучшилась, несмотря на достижения технологии.
Однако Тейлор и его современники уже осознали всю глупость заработков на
грани голода. И они сделали мотивацию по типу кнута и пряника более
эффективной, когда объективно определили понятие «достаточной дневной
выработки» и предложили оплачивать труд тех, кто производил больше
продукции, пропорционально их вкладу. Увеличение производительности труда,
явившееся результатом использования этого метода мотивации, в сочетании с
более эффективным применением специализации и стандартизации, было
впечатляющим. Успех мотивации по типу кнута и пряника был так велик, что
приятные ощущения от него до сих пор сохраняются у руководителей.
Постепенно, однако, благодаря в основном эффективности, с которой
организации применяли достижения технологии и специализацию, жизнь обычных
средних людей в конце концов начала улучшаться. И чем больше она
улучшалась, тем лучше управляющие начинали понимать, что простой «пряник»
не всегда заставляет человека трудиться усерднее. Этот факт заставил
специалистов в области управления искать новые решения проблемы мотивации в
психологическом аспекте.
Разработано множество часто противоречивых теорий для объяснения того,
почему индивид действует; почему он выбирает именно те действия, которые
совершает; почему некоторые люди обладают более сильной мотивацией, чем
другие, в результате чего добиваются успеха там, где имеющие не меньшие
возможности и способности терпят неудачу. Одни психологи отдают
предпочтение роли внутренних механизмов, ответственных за действия
индивида; другие видят причину мотивации во внешних стимулах, поступающих
от окружающей среды; третьи изучают основополагающие мотивы как таковые,
делая попытку выяснить, какие из них являются врожденными и какие -
приобретенными; четвертые исследуют вопрос о том, служит ли мотивация для
ориентирования деятельности индивида с целью достижения определенной цели
или же просто является источником энергии для поведенческих актов,
определяемых другими факторами, такими, например, как привычка.
Уже давно идентифицированы потребности и влечения как основные элементы
в составе человеческой личности, но только со времени приложения теорий
Чарлза Дарвина к проблемам психологической адаптации к окружающей среде
были обнаружены две важные связи между идеями Дарвина и мотивацией. Первая
состоит в том, что люди в силу своей принадлежности к животным, по крайней
мере частично, действуют под влиянием инстинктов (утоления жажды, голода,
стремления к продолжению рода и т. д.). Вторая заключается в эволюционной
роли поведенческих характеристик, к которым относится способность к
мотивации, - такой же, как роль характеристик физических.
Уильям Мак-Дугал считал инстинкты основополагающими в поведении
человека и подчеркивал преобладание мотивации над восприятием и эмоциями:
человек воспринимает то, что он мотивирован воспринять своими инстинктами,
и соответствующий объект, будучи воспринятым, вызывает эмоции, которые, в
свою очередь, ответственны за действия индивида.
Роберт С. Вудворт ввел в употребление термин «влечение» как замену
противоречивому термину «инстинкт». Влечение - это сила, снабжающая
организм энергией для действия. Зигмунд Фрейд также видел основу
человеческого поведения в иррациональных инстинктивных влечениях и был
чрезвычайно заинтересован бессознательной природой этих мотивов. Фрейд
считал двумя основаниями мотивации человека эрос (жизненный, или
сексуальный, инстинкт) и танатос (инстинкт смерти). Однако тезис Фрейда о
том, что люди не всегда поступают рационально, был слишком радикальным.
Хотя попытки применить в управлении психологические мотивы были и
раньше, только с появлением работы Элтона Мэйо стало ясно, какие
потенциальные выгоды это сулит, а также то, что мотивация по типу кнута и
пряника является недостаточной.
Элтон Мэйо был одним из немногих академически образованных людей своего
времени, который обладал как верным пониманием научного управления, так и
подготовкой в области психологии. Он создал себе известность и репутацию в
ходе эксперимента, проводимого на текстильной фабрике в Филадельфии в 1923
- 1924 гг. Это и последующие исследования показали, что человеческие
факторы, особенно социальное взаимодействие и групповое поведение,
значительно влияют на производительность индивидуального труда. Эти идеи
позволили основать новое направление менеджмента - концепцию "человеческих
отношений", которая доминировала в теории управления до середины 1950-х
годов.
Различные теории мотивации разделяют на две категории: содержательные и
процессуальные. Содержательные теории мотивации основываются на
идентификации тех внутренних побуждений (называемых потребностями), которые
заставляют людей действовать так, а не иначе. В этой связи будут описаны
интересующие нас некоторые аспекты теорий Абрахама Маслоу, Дэвида Мак-
Клелланда, Фредерика Герцберга и некоторых других исследователей. Более
современные процессуальные теории мотивации основываются в первую очередь
на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания. Основные
процессуальные теории, которые мы будем рассматривать, - это теория
ожидания, теория справедливости и модель мотивации Портера-Лоулера. Чтобы
понять смысл теорий содержательной и процессуальной мотиваций нужно сначала
пояснить смысл основополагающих понятий: потребности, мотивы и мотивация.
Эти термины употребляются нами в повседневной жизни во многих значениях, но
наука требует строгой определенности. Поэтому в рамках данной работы мы
введем строгую терминология, которой и будем придерживаться в дальнейшем.
1.2. Определение мотивации.
Определим термин «мотивация» следующим образом:
Мотивация (лат. motivatio) - динамическая система,
взаимодействующих между собой внутренних факторов (мотиваторов),
вызывающих и направляющих ориентированное на достижение цели
поведение человека или животного. Под внутренними факторами будем
понимать потребности, желания, стремления, ожидания, восприятия,
ценностные установки и другие психологические компоненты личности.
В узком смысле слова, мотивированную деятельность можно определить как
свободные, обусловленные внутренними побуждениями действия человека,
направленные на достижение своих целей, реализацию своих интересов, а
мотивацию труда как стремление работника удовлетворить свои потребности (
получить определённые блага) посредством трудовой деятельности. Мотивация
труда является важнейшим фактором результативности работы.
Общепризнанно и распространено, даже среди широких кругов экономистов,
несколько иное определение мотивации, которое например изложили в своей
книге авторы «Основ менеджмента»: «Мотивация - это процесс побуждения себя
и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации»,
которое с нашей точки зрения не совсем корректно, т.к. мы считаем, что
мотивация - это стремление, побуждение, внутренние психические процессы, а
в данном определении ясно сказано, что мотивация есть внешнее воздействие
на человека (что в определённом смысле схоже с понятием стимулирования, о
чем будет сказано ниже).
Мотивация составляет основу трудового потенциала работника, который в
свою очередь состоит из психофизиологического потенциала, т.е. способности
и склонности человека, состояния его здоровья, работоспособности,
выносливости, типа нервной системы, и личностного потенциала, т.е.
мотивационного.
Внешне субъект управления может воздействовать на работника либо
принуждая его силой, либо предоставляя какие-то блага. В связи с этим в
психологии различают мотивацию двух видов: положительную и отрицательную.
Положительная мотивация - это стремление добиться успеха в своей
деятельности. Она обычно предполагает проявление сознательной активности и
связана определенным образом с проявлением положительных эмоций и чувств,
например, одобрение тех, с кем трудится данный человек.
К отрицательной мотивации относится все то, что связано с применением
осуждения, неодобрения, что влечет за собой, как правило, наказание не
только в материальном, но и в психологическом смысле слова. При
отрицательной мотивации человек стремится уйти от неуспеха. Боязнь
наказания приводит обычно к возникновению отрицательных эмоций и чувств. А
следствием этого является нежелание трудиться в данной области
деятельности.
Известно, что многократное применение наказания существенно снижает его
действие. Такова психологическая закономерность. В результате люди
привыкают к отрицательному воздействию наказания и в конце концов перестают
реагировать на него подобно тому, как ребенок привыкает к побоям,
Парадоксально, но факт, что подобное действие оказывает и
вознаграждение. Если человек все время получает , например, материальную
награду, то со временем оно теряет свою мотивационную нагрузку, т.е.
перестает действовать. Ученые-психологи доказали, что длительно действующая
отрицательная мотивация вредным образом отражается не только на результатах
труда, но и на самой личности работника.
Человек не будет трудиться, если у него нет потребности (мотива) в
получении предоставляемого блага. Например, если вы хотите заставить
работать представителей какого-нибудь отсталого племени, живущего в
условиях каменного века, давая им взамен целый чемодан долларов ( что для
современного человека, безусловно, является ценным), то они будут работать
скорее из-за самого чемодана, а не из-за бесполезных с их точки зрения
бумажных купюр.
Но, бесспорно, на мотивацию работника можно воздействовать, создавая
лишь условия для возникновения ( а не саму) мотивации.
1. 3. Двухфакторная теория мотивации Ф. Герцберга.
Двойная теория мотивации была создана Ф. Герцбергом на основе данных
интервью, взятых на различных рабочих местах, в разных профессиональных
группах и в разных странах. Интервьюируемых просили описать ситуации, в
которых они чувствовали полное удовлетворение или, наоборот,
неудовлетворение от работы. Ответы были классифицированы по группам.
Изучая собранный материал, Ф. Герцберг пришел к выводу, что
удовлетворенность и неудовлетворенность работой вызываются различными
факторами.
Согласно этой теории у индивида имеются две системы (иерархии)
потребностей:
V Условия являются очень важными факторами при возникновении мотивов.
Эти условия Фредерик Герцберг назвал «гигиеническими факторами» — это
психологические, создающие настрой на труд и влияющие на
неудовлетворенность работой. К таковым Герцберг относил:
o условия работы;
o заработок;
o межличностные отношения с начальниками, коллегами и
подчиненными;
o политика фирмы и администрация;
o степень непосредственного контроля за работой;
o социальное положение работника;
o гарантия сохранения работы;
o влияние работы на личную жизнь.
V Mотиваторные, связанные с “внутренними потребностями, влияют на
удовлетворенность работой:
o Успех – это возможность использовать все свои знания, умения и навыки,
внести ценный вклад в общее дело, предложить новые идеи.
o Ответственность – свобода действий при принятии решений,
Страницы: 1, 2
|