МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Мотивация поведения военных

    В то же время несколько различных потребностей могут быть удовлетворены

    через один мотив: побуждение пойти на дискотеку может сегодня возникнуть из

    потребности в самовыражении (освоен новый танец и не терпится

    продемонстрировать его друзьям), завтра — из потребности в общении

    (известно, что кто-то из одноклассников там будет и, даже если танцевать,

    не хочется, человек идет все равно — ради общения), послезавтра — повинуясь

    сексуальной потребности, на следующий день на первый план может выйти

    эстетическая потребность, если популярная группа на гастроли приезжает и т.

    д.

    Итак, при всем внешнем сходстве и даже родстве, потребность и мотив не

    одно и то же. Потребности — явление субъект-объектное, они предопределены,

    заданы человеку социальными отношениями, тогда как мотив — явление чисто

    субъективное, «мое» и ничье больше.

    Потребности у всех людей одинаковы (часто в литературе можно встретить

    противоположное мнение), отличаются люди только по уровню развития

    универсального и единого комплекса базовых потребностей, в котором одни для

    данного человека становятся доминирующими, а другие, в зависимости от

    разных обстоятельств, «дремлют» словно в анабиозе.

    Число базовых потребностей ограничено (снова найдутся несогласные), тогда

    как мотивов — бесконечное множество, как бесконечно количество человеческих

    предметов и необозримо число благ и ценностей человеческой

    жизнедеятельности. Например, каждый человек испытывает потребность в

    общении, каждый страдает от одиночества, но уникальность и неповторимость

    личности определяется именно степенью и полнотой удовлетворения, силой

    желания и активностью (интенсивностью) действий, богатством и разнообразием

    способов удовлетворения — то есть непохожестью мотивации, возникающей из

    этой одинаковой для всех потребности в общении.

    Всякий человек имеет эстетическую потребность, но для одного она

    ограничена и обеднена примитивной мотивацией оглохнуть от воя и грохота так

    называемой рок музыки, а у другого эстетическая деятельность мотивирована и

    живописью, и театром, и всем разнообразием эстетических ценностей природы и

    общества.

    Эти замечания, помимо раскрытия сущности понятия «мотив», потребовались

    еще и для того, чтобы обратить внимание на вред от неразборчивого или

    просто небрежного употребления понятий. В учебнике психологии для

    пединститутов говорится о потребности закрыть форточку, достать интересную

    книгу, купить галстук модной расцветки и т. д. Но должно быть понятно, что

    нет, не бывает таких потребностей, что названы мотивы, опосредствующие

    какое-то удовлетворение, но никак не сами потребности.

    Неряшливость словоупотребления проявляется и в том, что существует

    тенденция включать в феномен мотивации самые разнообразные психологические

    явления. Трудно даже просто перечислить все понятия, используемые для

    обозначения мотивов поведения: влечение, желание, интерес, диспозиция,

    цель, мечта, установка, убеждение. Да еще из англоязычной психологии —

    драйв, импульс, эрг, трэйт, подкрепление, стимул. Только для объяснения

    этих терминов потребуется не мало страниц. Кроме того, мотивировать

    поведение могут такие личностные свойства как самооценка, уровень

    притязаний, особая потребность в достижении, есть у человека привычки и

    стереотипы поведения, по которым деятельность инициируется машинально, без

    раздумий и размышлизмов, есть так называемые моральные принципы и т. д.

    Привести в систему и понять взаимозависимости всего этого многообразия

    психологических явлений, при данном состоянии науки не представляется

    возможным, но в ограниченных пределах что-то сделать можно, — если

    учитывать качественное различие потребностей, т. е. разную степень

    социализации потребностей нижних «этажей» в сравнении с духовными

    потребностями четвертого уровня. Если мы договорились, что мотивом будем

    называть образ потребного будущего, инициирующий деятельность, то все

    приведенные словеса — или всего лишь оттенки смысла, или отражение места

    какой-либо потребности в общей иерархии. Например, есть потребности низших

    порядков, почти одинаковые у нас с животными, здесь вполне уместно понятие

    «драйв». Стало быть, если вам во время чтения встретится это слово, будет

    понятно, что речь идет о мотивации, но вызванной не какой-нибудь, а только

    одной из нижерасположенных, примитивных потребностей. Но если говорить,

    положим, о потребности смысла жизни, то слово драйв не подходит

    принципиально.

    В то время как низшие потребности выступают как прямое, безусловное

    побуждение, т. е. «толкают» поведение без посредника-мотива (попробуйте не

    дышать, тут никакого особого внутреннего побуждения не требуется, человек

    пыхтит себе и все), потребности высших уровней имеют множество вариантов

    реализации, поэтому никак не обойтись, например, без понятия идеал. Здесь

    даже определение почти совпадает: идеал это представление (может быть

    недостижимого) будущего, побуждающее активность личности.

    Для нормального социального функционирования необходимо включение

    человека в деятельность, в которой он находил бы смысл своего

    существования. Отсюда вытекает потребность в труде, в труде творческом, в

    котором раскрывались бы основные способности человека. Отсутствие этой

    фундаментальной человеческой потребности — основной показатель социальной

    деформации личности.

    Органические потребности человека возникают без специального их

    формирования, тогда как все социальные потребности возникают лишь в

    процессе специального их формирования, воспитания. Потребности людей

    зависят от исторически сложившегося уровня производства и потребления, от

    условий жизни человека, от традиций и господствующих вкусов в данной

    социальной группе. Потребности закрепляются в процессе их удовлетворения.

    Удовлетворенная потребность сначала исчезает, но затем возникает с большей

    интенсивностью. Слабые потребности в процессе их многократного

    удовлетворения становятся более стойкими.

    Возникающие в результате деятельности все новые и новые потребности

    являются основным стимулом как развития отдельной личности, так и

    исторического прогресса общества в целом.

    Потребность становится основой поведенческого акта лишь в том случае,

    если для ее удовлетворения имеются или могут быть созданы необходимые

    средства и условия (предмет деятельности, орудие деятельности, знание и

    способы действия). Чем разнообразнее средства удовлетворения данной

    потребности, тем прочнее они закрепляются.

    Потребность, с нейрофизиологической точки зрения, представляет собой

    образование доминанты, устойчивого возбуждения определенных механизмов

    головного мозга, которые связаны с регулированием необходимых поведенческих

    актов. Возникающая потребность вызывает мотивационное возбуждение

    соответствующих нервных центров, побуждающее организм к определенному виду

    деятельности. При этом оживляются все необходимые механизмы памяти,

    обрабатываются данные о наличии внешних условий и на основе этого

    формируется целенаправленное действие.

    Следующим звеном в цепочке побудительных мотивов человеческой

    деятельности выступает интерес, под которым понимается реальная причина

    социальных действий, событий, свершений стоящая за непосредственными

    побуждениями – мотивами, помыслами, идеями, намерения и т.д. участвующих в

    этих действиях индивидов, социальных групп, классов. [50,219].

    Можно сказать и так: интерес – это форма проявления потребности, ее более

    или менее отчетливое сознание. Из такого определения интереса следует, что

    в отличие от потребности, которая характерна для всего живого, интерес –

    феномен, присущий только людям. И именно как осознание потребности интерес

    оказывается более непосредственной причиной человеческих действий –

    индивидуальных и групповых. Поэтому вызывает обоснованные, на наш взгляд,

    следующие утверждения, встречающиеся в научной литературе: интерес – это

    просто инобытие потребности, но так же не мотив поведения. Коли есть

    потребность в объекте, то проявляется и интерес к данному объекту, но

    начнется ли активность по овладению объектом, зависит не от интереса, а

    только от мотива: большинство старшеклассниц проявляют интерес к какому-

    нибудь певцу Леонтию Разину, но побуждение к действию (письмо написать, у

    подъезда дожидаться) при этом испытывают только отдельные, особо

    экзальтированные особы, которых все нормальные люди воспринимают с оттенком

    недоумения, а то и хуже, отзываясь о них в сопровождении такого

    характерного жеста, когда пальцем у виска покрутят.

    Следовательно, включать интересы в список мотиваторов поведения не

    только неверно, но и нецелесообразно, интерес может быть, а может и не быть

    мотивом поведения. Это хорошо, что язык допускает смысловые оттенки,

    усиливая выразительность речи, но, сказав о наличии у кого-то «интереса к

    живописи», мы пока еще ничего не сказали конкретного о мотивации данной

    деятельности, и это только уводит нас от понимания истинных причин

    поведения.

    Дело в том, что именно в этом звене ''интерес'' обнаруживает

    неразрывное единство объективной и субъективной сторон мотивационной сферы

    деятельности. Субъективная потребность в интересе имеет как положительную,

    так и отрицательную стороны. Последняя заключается в возможности появления

    под воздействием определенных идей интересов мнимых, неистинных. Достаточно

    вспомнить, как бредовые концепции типа ''Германия превыше всего''

    вдалбливали в головы миллионов мысль о том, что их истинный интерес требует

    ''продвижения '' на Восток (да и на Запад тоже).

    Интерес— избирательное отношение к предметам и явлениям в результате

    понимания их значения и эмоционального переживания значимых ситуаций.

    Интересы определяются доминирующей направленностью личности. Интересы

    личности обусловлены ее принадлежностью к определенной социальной группе.

    Интересы человека определяются системой его потребностей, но связь

    интересов с потребностями не прямолинейна, а иногда она и не осознается.

    Интерес, как и все психические состояния, существенно влияет на

    протекание психических процессов, активизирует их. В соответствии с

    потребностями интересы подразделяются по содержанию (материальные и

    духовные), по широте (ограниченные и разносторонние) и устойчивости

    (кратковременные и устойчивые). Различаются также непосредственные и

    косвенные интересы (так, например, проявленный следователем интерес к

    какому-либо вещественному доказательству является интересом косвенным,

    тогда как прямым его интересом является раскрытие всего преступления в

    целом). Интересы могут быть положительными и отрицательными. Они не только

    стимулируют человека к деятельности, но и сами формируются в ней.

    Широта и глубина интересов человека определяет полноценность его жизни.

    Узость круга интересов, их обусловленность только материальными

    потребностями, отсутствие полноценных устойчивых интересов нередко лежат в

    основе преступного поведения. Характеристика личности включает в себя

    определение круга интересов данного человека.

    С интересами человека тесно связаны его желания. Желание —

    мотивационное состояние, при котором потребности соотнесены с конкретным

    предметом их удовлетворения.

    Если потребность не может быть удовлетворена в данной ситуации, но эта

    ситуация может быть создана, то направленность сознания на создание такой

    желаемой ситуации называется стремлением. Стремление с отчетливым

    представлением необходимых средств и способов действия является намерением.

    Разновидностью стремления является страсть — стойкое эмоциональное

    стремление к определенному объекту, потребность в котором доминирует над

    всеми остальными потребностями и придает соответствующую направленность

    всей деятельности человека. Состояние страсти остро и бурно переживается.

    Но страсть в отличие от импульсивных действий регулируется волей. Она

    направлена на достижение предварительно осознанной цели. Страсть может быть

    положительной и отрицательной в зависимости от общественной ценности того,

    к чему стремится человек. Многие отрицательные страсти (страсть к

    стяжательству, к азартным играм и т.п.) ведут к деградации личности и

    нередко являются предпосылкой преступного поведения.

    Положительные страсти мобилизуют силы человека на достижение социально

    значимых целей (например, страсть к искусству, науке, к отдельным видам

    трудовой деятельности и т.п.). Полное отсутствие страстей, если таковое

    могло быть достигнуто, привело бы к полному отупению, и человек тем ближе к

    этому состоянию, чем он беспристрастнее. Действительно, страсти — это

    небесный огонь, оживляющий нравственный мир, страстям наука и искусство

    обязаны открытиями, а душа благородством. Однако низменные страсти,

    связанные с гиперболизацией потребностей низшего уровня, ведут к личностной

    деформации, к вовлечению в так называемый терочный круг (патологическая

    страсть к саморазрушению посредством психотропных веществ).

    Таким образом, интересы — это преимущественная направленность человека

    на какие-то предметы, деятельность, связанная с положительным эмоциональным

    отношением к ним. Наличие определенных интересов у воина является

    благоприятной предпосылкой его служебной деятельности, развития

    способностей, успешного обучения. У молодых людей при подготовке их к

    призыву желательно развивать интерес к службе, военной технике.

    Сильным побудительным мотивом к какой-либо деятельности является

    склонность. Человек с выраженной склонностью к данной области всегда

    добьется больших успехов. Развитие у будущих воинов склонности к военной

    технике, оружию—важнейшая предпосылка успехов в учебе и службе. Для

    военнослужащих очень важно осознание и следование общегосударственным

    интересам. «Национальные интересы, - отмечается в Концепции национальной

    безопасности РФ, - заключаются в духовном обновлении общества, сохранении

    его нравственных ценностей, утверждении в обществе идеалов высокой

    нравственности, патриотизма и гуманизма, развитии многовековых духовных

    традиций Отечества». В решении этой задачи заинтересованы все здоровые силы

    общества. Военным руководителям важно уметь формировать у подчиненных

    истинные интересы, направленные на свой профессиональный рост, на решение

    задач стоящих перед подразделением.

    Как непосредственное ближайшее отражение интереса в сознании человека

    возникает стимул – определенное побуждение к действию, которое по своей

    природе может быть либо материальным, либо духовным, либо сочетанием того

    и другого. Правда, в сочетании со словом ''стимул'', прилагательное

    ''духовный'' звучит несколько иронически, ибо стимулом в Древнем Риме

    называлась заостренная палка, которой погоняют быков. И тем не менее,

    значение стимулирования воинской деятельности трудно переоценить. Следует

    активно использовать многолетний опыт работы в данном направлении:

    чествовать передовиков, поощрять отличившихся в службе и т.д., используя

    различные формы и средства.

    Дальнейшим осознанием потребностей, интересов и стимулов выступает

    цель. Цель – один из элементов поведения и сознательной деятельности

    человека, которая характеризует предвосхищение в мышлении результата

    деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств.[57,731]

    То есть одним из важнейших компонентов мотивационной сферы воинской

    деятельности является ее целеполагании. Известно, что под целью понимается

    предвосхищение в мышление результата деятельности и пути его реализации с

    помощью определенных средств. Цель выступает как способ интеграции

    различных действий воина в некоторую последовательность или систему. Анализ

    воинской деятельности как целенаправленной предполагает выявление

    несоответствия между наличной служебной ситуации и цели. Следовательно,

    осуществление цели – это процесс преодоления этого несоответствия.

    Цель как один из элементов деятельности военнослужащих обусловлена

    объективными факторами военного дела. Она выступает как определенный

    механизм интеграции различных действий воинов в следующую систему: цель,

    средство и результат. Цель – это проект действия, определяющий характер и

    системную упорядоченность различных актов и операций. Уяснению сути

    целеполагания воинской деятельности способствуют результаты

    общетеоретических исследований данного социального феномена.

    Целеустремленность отличает, в первую очередь, общественного человека как

    субъекта действия. Придавая последней активный и направленный характер,

    цель как бы ''освящает'' и указывает ей путь, и ставит их фактором

    успешного преобразования человеком действительности. Могущество разума есть

    своего рода идеальное выражение творческого могущества реальной предметно

    - преобразующей деятельности субъекта.

    Уже в органической природе мы видим зачатки целеполагания в смысле

    целесообразной приспособительной деятельности, направленности процессов

    эволюции. Специалисты отмечают, что каждый значимый акт представляет собой

    решение (или попытку решения) определенной задачи действия. Но задача

    действия, иными словами – результат, которого организм стремится

    достигнуть, есть нечто такое, что должно стать, но чего еще нет. Таким

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.