Мотивация поведения военных
В то же время несколько различных потребностей могут быть удовлетворены
через один мотив: побуждение пойти на дискотеку может сегодня возникнуть из
потребности в самовыражении (освоен новый танец и не терпится
продемонстрировать его друзьям), завтра — из потребности в общении
(известно, что кто-то из одноклассников там будет и, даже если танцевать,
не хочется, человек идет все равно — ради общения), послезавтра — повинуясь
сексуальной потребности, на следующий день на первый план может выйти
эстетическая потребность, если популярная группа на гастроли приезжает и т.
д.
Итак, при всем внешнем сходстве и даже родстве, потребность и мотив не
одно и то же. Потребности — явление субъект-объектное, они предопределены,
заданы человеку социальными отношениями, тогда как мотив — явление чисто
субъективное, «мое» и ничье больше.
Потребности у всех людей одинаковы (часто в литературе можно встретить
противоположное мнение), отличаются люди только по уровню развития
универсального и единого комплекса базовых потребностей, в котором одни для
данного человека становятся доминирующими, а другие, в зависимости от
разных обстоятельств, «дремлют» словно в анабиозе.
Число базовых потребностей ограничено (снова найдутся несогласные), тогда
как мотивов — бесконечное множество, как бесконечно количество человеческих
предметов и необозримо число благ и ценностей человеческой
жизнедеятельности. Например, каждый человек испытывает потребность в
общении, каждый страдает от одиночества, но уникальность и неповторимость
личности определяется именно степенью и полнотой удовлетворения, силой
желания и активностью (интенсивностью) действий, богатством и разнообразием
способов удовлетворения — то есть непохожестью мотивации, возникающей из
этой одинаковой для всех потребности в общении.
Всякий человек имеет эстетическую потребность, но для одного она
ограничена и обеднена примитивной мотивацией оглохнуть от воя и грохота так
называемой рок музыки, а у другого эстетическая деятельность мотивирована и
живописью, и театром, и всем разнообразием эстетических ценностей природы и
общества.
Эти замечания, помимо раскрытия сущности понятия «мотив», потребовались
еще и для того, чтобы обратить внимание на вред от неразборчивого или
просто небрежного употребления понятий. В учебнике психологии для
пединститутов говорится о потребности закрыть форточку, достать интересную
книгу, купить галстук модной расцветки и т. д. Но должно быть понятно, что
нет, не бывает таких потребностей, что названы мотивы, опосредствующие
какое-то удовлетворение, но никак не сами потребности.
Неряшливость словоупотребления проявляется и в том, что существует
тенденция включать в феномен мотивации самые разнообразные психологические
явления. Трудно даже просто перечислить все понятия, используемые для
обозначения мотивов поведения: влечение, желание, интерес, диспозиция,
цель, мечта, установка, убеждение. Да еще из англоязычной психологии —
драйв, импульс, эрг, трэйт, подкрепление, стимул. Только для объяснения
этих терминов потребуется не мало страниц. Кроме того, мотивировать
поведение могут такие личностные свойства как самооценка, уровень
притязаний, особая потребность в достижении, есть у человека привычки и
стереотипы поведения, по которым деятельность инициируется машинально, без
раздумий и размышлизмов, есть так называемые моральные принципы и т. д.
Привести в систему и понять взаимозависимости всего этого многообразия
психологических явлений, при данном состоянии науки не представляется
возможным, но в ограниченных пределах что-то сделать можно, — если
учитывать качественное различие потребностей, т. е. разную степень
социализации потребностей нижних «этажей» в сравнении с духовными
потребностями четвертого уровня. Если мы договорились, что мотивом будем
называть образ потребного будущего, инициирующий деятельность, то все
приведенные словеса — или всего лишь оттенки смысла, или отражение места
какой-либо потребности в общей иерархии. Например, есть потребности низших
порядков, почти одинаковые у нас с животными, здесь вполне уместно понятие
«драйв». Стало быть, если вам во время чтения встретится это слово, будет
понятно, что речь идет о мотивации, но вызванной не какой-нибудь, а только
одной из нижерасположенных, примитивных потребностей. Но если говорить,
положим, о потребности смысла жизни, то слово драйв не подходит
принципиально.
В то время как низшие потребности выступают как прямое, безусловное
побуждение, т. е. «толкают» поведение без посредника-мотива (попробуйте не
дышать, тут никакого особого внутреннего побуждения не требуется, человек
пыхтит себе и все), потребности высших уровней имеют множество вариантов
реализации, поэтому никак не обойтись, например, без понятия идеал. Здесь
даже определение почти совпадает: идеал это представление (может быть
недостижимого) будущего, побуждающее активность личности.
Для нормального социального функционирования необходимо включение
человека в деятельность, в которой он находил бы смысл своего
существования. Отсюда вытекает потребность в труде, в труде творческом, в
котором раскрывались бы основные способности человека. Отсутствие этой
фундаментальной человеческой потребности — основной показатель социальной
деформации личности.
Органические потребности человека возникают без специального их
формирования, тогда как все социальные потребности возникают лишь в
процессе специального их формирования, воспитания. Потребности людей
зависят от исторически сложившегося уровня производства и потребления, от
условий жизни человека, от традиций и господствующих вкусов в данной
социальной группе. Потребности закрепляются в процессе их удовлетворения.
Удовлетворенная потребность сначала исчезает, но затем возникает с большей
интенсивностью. Слабые потребности в процессе их многократного
удовлетворения становятся более стойкими.
Возникающие в результате деятельности все новые и новые потребности
являются основным стимулом как развития отдельной личности, так и
исторического прогресса общества в целом.
Потребность становится основой поведенческого акта лишь в том случае,
если для ее удовлетворения имеются или могут быть созданы необходимые
средства и условия (предмет деятельности, орудие деятельности, знание и
способы действия). Чем разнообразнее средства удовлетворения данной
потребности, тем прочнее они закрепляются.
Потребность, с нейрофизиологической точки зрения, представляет собой
образование доминанты, устойчивого возбуждения определенных механизмов
головного мозга, которые связаны с регулированием необходимых поведенческих
актов. Возникающая потребность вызывает мотивационное возбуждение
соответствующих нервных центров, побуждающее организм к определенному виду
деятельности. При этом оживляются все необходимые механизмы памяти,
обрабатываются данные о наличии внешних условий и на основе этого
формируется целенаправленное действие.
Следующим звеном в цепочке побудительных мотивов человеческой
деятельности выступает интерес, под которым понимается реальная причина
социальных действий, событий, свершений стоящая за непосредственными
побуждениями – мотивами, помыслами, идеями, намерения и т.д. участвующих в
этих действиях индивидов, социальных групп, классов. [50,219].
Можно сказать и так: интерес – это форма проявления потребности, ее более
или менее отчетливое сознание. Из такого определения интереса следует, что
в отличие от потребности, которая характерна для всего живого, интерес –
феномен, присущий только людям. И именно как осознание потребности интерес
оказывается более непосредственной причиной человеческих действий –
индивидуальных и групповых. Поэтому вызывает обоснованные, на наш взгляд,
следующие утверждения, встречающиеся в научной литературе: интерес – это
просто инобытие потребности, но так же не мотив поведения. Коли есть
потребность в объекте, то проявляется и интерес к данному объекту, но
начнется ли активность по овладению объектом, зависит не от интереса, а
только от мотива: большинство старшеклассниц проявляют интерес к какому-
нибудь певцу Леонтию Разину, но побуждение к действию (письмо написать, у
подъезда дожидаться) при этом испытывают только отдельные, особо
экзальтированные особы, которых все нормальные люди воспринимают с оттенком
недоумения, а то и хуже, отзываясь о них в сопровождении такого
характерного жеста, когда пальцем у виска покрутят.
Следовательно, включать интересы в список мотиваторов поведения не
только неверно, но и нецелесообразно, интерес может быть, а может и не быть
мотивом поведения. Это хорошо, что язык допускает смысловые оттенки,
усиливая выразительность речи, но, сказав о наличии у кого-то «интереса к
живописи», мы пока еще ничего не сказали конкретного о мотивации данной
деятельности, и это только уводит нас от понимания истинных причин
поведения.
Дело в том, что именно в этом звене ''интерес'' обнаруживает
неразрывное единство объективной и субъективной сторон мотивационной сферы
деятельности. Субъективная потребность в интересе имеет как положительную,
так и отрицательную стороны. Последняя заключается в возможности появления
под воздействием определенных идей интересов мнимых, неистинных. Достаточно
вспомнить, как бредовые концепции типа ''Германия превыше всего''
вдалбливали в головы миллионов мысль о том, что их истинный интерес требует
''продвижения '' на Восток (да и на Запад тоже).
Интерес— избирательное отношение к предметам и явлениям в результате
понимания их значения и эмоционального переживания значимых ситуаций.
Интересы определяются доминирующей направленностью личности. Интересы
личности обусловлены ее принадлежностью к определенной социальной группе.
Интересы человека определяются системой его потребностей, но связь
интересов с потребностями не прямолинейна, а иногда она и не осознается.
Интерес, как и все психические состояния, существенно влияет на
протекание психических процессов, активизирует их. В соответствии с
потребностями интересы подразделяются по содержанию (материальные и
духовные), по широте (ограниченные и разносторонние) и устойчивости
(кратковременные и устойчивые). Различаются также непосредственные и
косвенные интересы (так, например, проявленный следователем интерес к
какому-либо вещественному доказательству является интересом косвенным,
тогда как прямым его интересом является раскрытие всего преступления в
целом). Интересы могут быть положительными и отрицательными. Они не только
стимулируют человека к деятельности, но и сами формируются в ней.
Широта и глубина интересов человека определяет полноценность его жизни.
Узость круга интересов, их обусловленность только материальными
потребностями, отсутствие полноценных устойчивых интересов нередко лежат в
основе преступного поведения. Характеристика личности включает в себя
определение круга интересов данного человека.
С интересами человека тесно связаны его желания. Желание —
мотивационное состояние, при котором потребности соотнесены с конкретным
предметом их удовлетворения.
Если потребность не может быть удовлетворена в данной ситуации, но эта
ситуация может быть создана, то направленность сознания на создание такой
желаемой ситуации называется стремлением. Стремление с отчетливым
представлением необходимых средств и способов действия является намерением.
Разновидностью стремления является страсть — стойкое эмоциональное
стремление к определенному объекту, потребность в котором доминирует над
всеми остальными потребностями и придает соответствующую направленность
всей деятельности человека. Состояние страсти остро и бурно переживается.
Но страсть в отличие от импульсивных действий регулируется волей. Она
направлена на достижение предварительно осознанной цели. Страсть может быть
положительной и отрицательной в зависимости от общественной ценности того,
к чему стремится человек. Многие отрицательные страсти (страсть к
стяжательству, к азартным играм и т.п.) ведут к деградации личности и
нередко являются предпосылкой преступного поведения.
Положительные страсти мобилизуют силы человека на достижение социально
значимых целей (например, страсть к искусству, науке, к отдельным видам
трудовой деятельности и т.п.). Полное отсутствие страстей, если таковое
могло быть достигнуто, привело бы к полному отупению, и человек тем ближе к
этому состоянию, чем он беспристрастнее. Действительно, страсти — это
небесный огонь, оживляющий нравственный мир, страстям наука и искусство
обязаны открытиями, а душа благородством. Однако низменные страсти,
связанные с гиперболизацией потребностей низшего уровня, ведут к личностной
деформации, к вовлечению в так называемый терочный круг (патологическая
страсть к саморазрушению посредством психотропных веществ).
Таким образом, интересы — это преимущественная направленность человека
на какие-то предметы, деятельность, связанная с положительным эмоциональным
отношением к ним. Наличие определенных интересов у воина является
благоприятной предпосылкой его служебной деятельности, развития
способностей, успешного обучения. У молодых людей при подготовке их к
призыву желательно развивать интерес к службе, военной технике.
Сильным побудительным мотивом к какой-либо деятельности является
склонность. Человек с выраженной склонностью к данной области всегда
добьется больших успехов. Развитие у будущих воинов склонности к военной
технике, оружию—важнейшая предпосылка успехов в учебе и службе. Для
военнослужащих очень важно осознание и следование общегосударственным
интересам. «Национальные интересы, - отмечается в Концепции национальной
безопасности РФ, - заключаются в духовном обновлении общества, сохранении
его нравственных ценностей, утверждении в обществе идеалов высокой
нравственности, патриотизма и гуманизма, развитии многовековых духовных
традиций Отечества». В решении этой задачи заинтересованы все здоровые силы
общества. Военным руководителям важно уметь формировать у подчиненных
истинные интересы, направленные на свой профессиональный рост, на решение
задач стоящих перед подразделением.
Как непосредственное ближайшее отражение интереса в сознании человека
возникает стимул – определенное побуждение к действию, которое по своей
природе может быть либо материальным, либо духовным, либо сочетанием того
и другого. Правда, в сочетании со словом ''стимул'', прилагательное
''духовный'' звучит несколько иронически, ибо стимулом в Древнем Риме
называлась заостренная палка, которой погоняют быков. И тем не менее,
значение стимулирования воинской деятельности трудно переоценить. Следует
активно использовать многолетний опыт работы в данном направлении:
чествовать передовиков, поощрять отличившихся в службе и т.д., используя
различные формы и средства.
Дальнейшим осознанием потребностей, интересов и стимулов выступает
цель. Цель – один из элементов поведения и сознательной деятельности
человека, которая характеризует предвосхищение в мышлении результата
деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств.[57,731]
То есть одним из важнейших компонентов мотивационной сферы воинской
деятельности является ее целеполагании. Известно, что под целью понимается
предвосхищение в мышление результата деятельности и пути его реализации с
помощью определенных средств. Цель выступает как способ интеграции
различных действий воина в некоторую последовательность или систему. Анализ
воинской деятельности как целенаправленной предполагает выявление
несоответствия между наличной служебной ситуации и цели. Следовательно,
осуществление цели – это процесс преодоления этого несоответствия.
Цель как один из элементов деятельности военнослужащих обусловлена
объективными факторами военного дела. Она выступает как определенный
механизм интеграции различных действий воинов в следующую систему: цель,
средство и результат. Цель – это проект действия, определяющий характер и
системную упорядоченность различных актов и операций. Уяснению сути
целеполагания воинской деятельности способствуют результаты
общетеоретических исследований данного социального феномена.
Целеустремленность отличает, в первую очередь, общественного человека как
субъекта действия. Придавая последней активный и направленный характер,
цель как бы ''освящает'' и указывает ей путь, и ставит их фактором
успешного преобразования человеком действительности. Могущество разума есть
своего рода идеальное выражение творческого могущества реальной предметно
- преобразующей деятельности субъекта.
Уже в органической природе мы видим зачатки целеполагания в смысле
целесообразной приспособительной деятельности, направленности процессов
эволюции. Специалисты отмечают, что каждый значимый акт представляет собой
решение (или попытку решения) определенной задачи действия. Но задача
действия, иными словами – результат, которого организм стремится
достигнуть, есть нечто такое, что должно стать, но чего еще нет. Таким
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|