МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Мотивация поведения военных

    материальных и духовных ценностей общества, их защитником.

    Таким образом, мотивы поведения военнослужащих по-настоящему учтены

    только тогда, когда следование им подтверждается и голосом разума, и

    голосом совести, и потому их самосовершенствование - необходимое условие

    становления активной жизненной позиции личности воина в современных

    условиях.

    2.2. Основные пути управления системой побудительных мотивов.

    Для выполнения задач в условиях армии военнослужащие должны получить за

    время службы и такое воспитание, которое имеет особую, воинскую

    направленность. Вот это специфическое, связанное с формированием у личного

    состава Вооруженных Сил необходимых воинских качеств, и определяет

    сущность воинского воспитания, его место в общей системе подготовки

    вооруженных защитников Родины.

    В развитие данной посылки определим, что же понимается под формированием

    побудительных мотивов воинов. Само слово "формирование" обычно

    употребляется для обозначения порождения, придания каким-либо явлениям

    определенной формы, законченности. Формирование применительно к воспитанию

    человека - это наиболее широкое и всеобъемлющее понятие. Это процесс,

    происходящий, прежде всего, под влиянием самого образа жизни людей. Однако

    вместе с воздействием объективных условий формирование предполагает и

    целенаправленное воспитание и самовоспитание под влиянием субъективного

    фактора.

    Формирование является общенаучным понятием и часто употребляющимся

    термином разговорного языка. В применении к социальным явлениям данное

    слово отражает процесс, происходящий под влиянием условий и образа жизни

    людей, а также качественно новую стадию развития социального процесса.

    Таким образом, сложилась точка зрения на процесс формирования как фрагмент

    социального развития, способ его осуществления, кроме того уясним что

    понимается под самим "процессом". Семантический анализ понятия показывает,

    чего данное слово употребляется дам обозначения хода какого-либо явления,

    последовательной смены его состояний, стадий развития. Возможны многие

    варианты анализа содержания процесса формирования побудительных мотивов

    военнослужащих Российской Армии.

    Некоторые ученые выделяют в формировании мотивов личности (и с этим

    трудно не остаешься) технический аспект подразумевая под ним исследование

    совокупности средств формирования; субъектный - анализ субъекта, то есть

    носителя мотивационной сферы, и объектный - определение, в отношении кого

    или чего формируются побуждения и действия.

    В исследовании формирования мотиваций военнослужащих правомерны многие

    подходы. Но наиболее пристального внимания заслуживают те, которые

    характеризуют содержание этого процесса, особое внимание уделяя показу его

    объективной природы и субъективной стороны. Это тем более важно и

    необходимо, что выделение данных аспектов позволяет увидеть диалектический

    характер процесса формирования мотивационной сферы воинов: необходимые

    связи и отношения, свидетельствующие о наличии законов в происхождении и

    развитии данного явления.

    Кратко остановимся на них.

    Первый аспект заключается в том, что потребности, интересы и другие

    мотиваторы, являясь результатом деятельности общественного и

    индивидуального сознания, отражают материально-экономическую и другие

    стороны реальной жизни субъектов. В духовных ценностях военнослужащих прямо

    или опосредованно отражаются процессы и явления основных сфер

    жизнедеятельности нашего общества и его Вооруженных Сил, характеризующиеся

    постоянными изменениями, а также относительной устойчивостью. А коль скоро

    в мотивах отражают явления жизни, то и "субъективный образ объективного

    мира" должен двигаться за изменяющимся объектом, содержание которого

    составляют события, явления, факты, представляющие для военнослужащих

    ценностный интерес.

    В непрерывном развитии находятся и сами военнослужащие как носители

    интересов, идеалов и ценностей. Наличие интеллекта, совокупность

    положительных знаний и убеждений воинов, с одной стороны, а также

    негативные явления: инфантильность, иждивенчество, бездуховность,

    отрицательное отношение к выполнению воинского долга, требований воинской

    дисциплины и т.п, с другой, накладывают определённый отпечаток на процесс

    формирования мотивов деятельности военнослужащих. Положительные и

    негативные явления общественной жизни проявляются в динамике потребления и

    формирования профессиональной направленности воинов.

    Второй аспект состоит в наличии субъективной основы при переходе

    военнослужащих от одной системы духовных ценностей к другой. Нельзя

    рассчитывать на то, что в нынешних условиях основная часть военнослужащих

    сможет в одночасье сменить систему ценностей недавнего прошлого на новую

    систему. Это связано, во-первых, с тем, что военнослужащие (курсанты,

    младшие командиры), в основном, представляют категорию молодёжи,

    мировоззрение которых еще не устоялось. А формирование его проходило в

    конце 80-х - начале 90-х годов. Во-вторых, резко изменить имеющееся

    мировоззрение воину не позволяет чувство собственного достоинства. К тому

    же обоснованное их неприятие вызывают многие из современных социальных

    мифов, а также практические действия некоторой части людей в сфере бизнеса

    и политики, которые путем обмана и фальсификации сколачивают свои состояния

    на фоне повседневного обнищания населения. В-третьих, перемены в

    государственном переустройстве бывшего СССР и современной Российской

    Федерации оказались для военнослужащих особенно болезненными, так как они

    представляли экстерриториальную социальную группу и для многих военных был

    неожиданным и нежелательным факт появления 15 стран вместо одной. В

    четвертых, стремление некоторых родителей увести своих чад от службы в

    армии с помощью различного рода ухищрений вызывает недоуменный вопрос:

    «Неужто генерал Раевский, выведший своих сыновей под страшный огонь у

    деревни Салтыковки не любил их? Или чувство материнской любви не было

    присуще простой крестьянской женщине Епистимии Степановой, у которой в боях

    за Родину погибли девять сыновей? У 8 генералов и 55 полковников погибли

    сыновья при исполнении воинского долга в ходе контртеррористической

    операции в Чеченской Республике. Среди них такие известные имена, как Шпак

    и Пуликовский. Эти генералы наверняка имели административный ресурс для

    обеспечения своим сыновьям более безопасных мест службы. Однако высоко

    развитое чувство долга не позволило им этого сделать. Мужество этих

    генералов и простой крестьянки наиболее ярко характеризуют отношение

    русского народа к чести семьи. Духовному развитию, также, мешает отсутствие

    продуманной, а не декларативной системы социальной и правовой защиты

    военнослужащих.

    Третий аспект выражает постоянно изменяющиеся средства формирования

    военно-профессиональной направленности в российской армии.

    Достижения научно-технической революции, развитие демократии и

    гласности оказывают воздействие как на средства управления (изучения,

    анализа, контроля, прогнозирования и т.д.) данный процессом, так и на

    коммуникативные средства, функционирующие в масштабе страны, в

    специфических условиях Вооруженных Сил.

    Процессу формирования мотивационной сферы деятельности военнослужащих

    присущи внутренние и внешние противоречия, выступающие источником развития

    самих воинов. К внутренним следует отнести противоречия между уровнями

    формирования мотивов, его стихийными и сознательными процессами,

    личностными и общественными потребностями и интересами. К внешним -

    противоречия между исследуемым процессом и формированием побудительных

    мотивов других общностей (например, гражданской молодежи), а также

    развитием других элементов общественного сознания: настроений, социальных

    чувств, мнений, традиций и т.д.; между "смежными" детерминированными

    процессами формирования, функционирования, реализации; противоречия,

    связанные с управленческой деятельностью.

    Формирование профессиональной направленности военнослужащих российской

    армии - одна из составляющих процесса развития духовной жизни нашего

    общества и его Вооруженных Сил. Поэтому правомерно будет утверждать о том,

    что исследуемому явлению присущи также общие черты и противоречия духовной

    жизни общества и Вооруженных Сил: между старым и новым, прогрессивным и

    регрессивным и т.д. Учет в деятельности командиров и воспитателей

    противоречивого характера жизнедеятельности военнослужащих является

    необходимым условием формирования зрелых, положительных мотивов

    деятельности воина современной армии.

    Четвертый аспект. В постоянном диалектическом изменении находятся

    объективные и субъективные факторы, воздействующие на процесс формирования

    мотивационной сферы военнослужащих. Следует обратить внимание на

    необходимость более четкого разграничения понятий "объективное" и

    "субъективное" при анализе условий и факторов жизнедеятельности

    военнослужащих. Неточная трактовка данного аспекта приводит к

    необоснованным претензиям и требованиям к военнослужащим в ходе

    воспитательного процесса при выполнении ими воинского долга и, как

    следствие, к самоуспокоенности управленческих кадров в формировании мотивов

    поведения воинов.

    Необходимо также учитывать развитие самого механизма формирования

    профессиональной направленности военнослужащих, изменение его социальных и

    индивидуально-психологических основ, совершенствование деятельности

    субъектов управления по приведению этого механизма в соответствие условиям,

    процессу развития объекта воспитательного воздействия - воинов. Вместе с

    тем, мотивы деятельности воинов отражают разнородные процессы

    действительности: функционирования, развития, связи, а также познания и

    преобразования этой действительности. Наконец, мотивы поведения

    военнослужащих уже в процессе формирования выполняют определенные функции.

    Побудительные мотивы военнослужащих развиваются под влиянием разного

    рода объективных и субъективных факторов. К объективным факторам

    формирования духовных ценностей можно отнести, во-первых, совокупность всех

    общественных, прежде всего, материально-экономических отношений, которые в

    решающей степени обусловливают социальные свойства личности; во-вторых,

    социальная среда и характер жизнедеятельности, применительно к Вооруженным

    Силам - характер воинской среды и воинской службы; в-третьих, влияние

    духовной культуры общества, уровень развития общественного сознания,

    способы его связи и взаимодействия с сознанием военнослужащего; протекающие

    в данный момент духовные процессы и т.д. Субъективными факторами по своей

    природе являются, прежде всего, система воспитательной работы, уровень

    управления развитием воина, самовоспитание и другие. Формирование

    профессиональной направленности воинов зависит и от других субъективных

    факторов: культурной развитости личности воина, се способностей к усвоению

    ценностей духовной культуры, критически осмысливать ситуации, а также от

    качества нравственного сознания личности, ее ценностных ориентаций и

    волевых качеств.

    Процесс формирования духовных ценностей воина является непрерывным и

    характеризуется не всегда постоянным ростом качественных и количественных

    параметров, приобретением новых показателей. Духовные ценности

    военнослужащих формируются на основе уже приобретенной и сложившейся ранее

    системы духовных ценностей, которая может иметь как положительную, так и

    негативную направленность. На ее развитие непосредственное влияние

    оказывают также знания и опыт потребления духовных ценностей, приобретенный

    в семье, школе, учебном заведении, трудовом коллективе.

    Специфика формирования духовных ценностей военнослужащих российской

    армии в современных условиях, противоречивость данного процесса связана с

    рядом негативных сторон общественного сознания. Некоторые общественные

    объединения и средства массовой информации допускают искажение фактов

    реального положения идея в Вооруженных Силах и некорректные выпады в адрес

    военного руководства, абсолютизируют отдельные негативные явления,

    распространяя их на всю армию и флот, явно или скрытно призывают молодежь

    уклоняться от службы в рядах Вооруженных Сил. В результате резко упал

    престиж воинской службы. Выполнять свой конституционный долг по защите

    Отечества стремятся очень немногие. Так, по результатам опроса допризывной

    молодежи в краевом военкомате г. Краснодара в мае 1996 г. более 64%

    опрошенных выразили нежелание служить в армии, почти 80% не верят в

    возможность возникновения войны [42].

    Вышесказанное подводит к мысли о необходимости сделать некоторые выводы

    из противоречивого формирования мотивов воинской деятельности.

    Действительно, выделение групп противоречий анализируемого процесса требует

    их классификации для использования в практической деятельности субъектов

    управления. При этом необходимо учитывать, что "живые противоречия" во

    много раз богаче, разностороннее, содержательнее, чем они воспринимаются

    нашим сознанием. Но нужно не только констатировать наличие противоречий в

    процессе формирования профессиональной направленности воинов, но и

    анализировать их, объяснять происхождение и тенденции вызревания, искать

    наиболее оптимальные и своевременные способы их разрешения.

    Итак, во-первых, формирование мотивационной сферы деятельности воинов

    протекает под воздействием разветвленной системы противоречий. Во-вторых,

    основным противоречием исследуемого процесса является несоответствие между

    содержанием сложившейся ранее системы мотивов и необходимостью их

    обновления, формирования новых. В-третьих, сводить всю систему противоречий

    формирования мотивации военнослужащих к одному из них, пусть даже

    основному, как и в любом процессе, не верно: в каждой конкретной ситуации

    та иди иная группа противоречий имеет свою доминантность. В-четвертых, на

    определенном этапе формирования профессиональной направленности воинов не

    только внутренние, но и внешние противоречия могут играть ведущую роль, что

    особенно важно иметь в виду субъектам управления.

    Однако возникновение и разрешение противоречий еще не обеспечивает

    переход мотивационной сферы деятельности воинов к новому качеству.

    Противоречия могут быть налицо, но положительного развития на этом уровне

    не будет. Противоречия должны разрешаться оптимальными способами и

    позитивно. Иными словами, развитие есть там, где есть противоречия и их

    преодоление.

    Преодоление противоречий процесса формирования системы мотивов

    деятельности духовных ценностей воинов выступает для субъектов управления

    как цель или объект воздействия. Достигнутая цель в развитии объекта

    (зрелые, устойчивые потребности, интересы) становятся средством достижения

    новой цели. Диалектика цели и средства - одна из сторон процесса развития

    побудительных мотивов. Следует отметить: способы разрешения противоречий

    могут быть самыми разными, но при их выборе необходимо, чтобы, во-первых,

    соблюдалась строгая субординация в зависимости от зрелости противоречив, их

    роли и места в жизни воинских коллективов; во-вторых, учитывалась специфика

    армейской среды в разрешении проблем воинов; в-третьих, имелось в виду, что

    единого, всеобщего универсального способа преодоления противоречий нет.

    Иногда на практике к таким "абсолютным" способам относят повышение

    требовательности к подчиненным, успешное решение вопросов быта и досуга,

    организацию соревнования и т.д. Как показывают исследования, все

    перечисленные меры действительно способствуют решению возникающих в

    воинских коллективах проблем, но ни одна из них не может претендовать на

    звание "универсальной". Только комплексное их применение с акцентами на те

    меры, которые наиболее действенны в конкретной ситуации, могут привести к

    реальному разрешению противоречий.

    Анализ противоречий процесса формирования мотивации военнослужащих

    российской армии подводит к необходимости сделать следующие выводы.

    1.Активность личности воина во всех сферах жизни войск создает реальные

    предпосылки разрешения противоречий исследуемого процесса, образования

    устойчивых, зрелых духовных ценностей военнослужащих современной российской

    армии.

    2. Плановое начало организации жизнедеятельности воинских коллективов

    дает возможность гибкого реагирования субъектов управления на возникающие

    противоречия.

    3. Процесс преодоления противоречий формирования профессиональной

    направленности военнослужащих должен быть управляемым. Необходимость

    управляющего воздействия тем выше, чем острее противоречие, особенно

    внешнее. Внутренние противоречия должны разрешаться в большей степени

    реализацией творческих потенциалов воинов, их социальной активностью, на

    развитие которых и должна быть направлена деятельность субъектов

    управления.

    4. Специфика службы в Вооруженных Силах накладывает отпечаток на

    процессы преодоления противоречий в духовном мире личности воина, что

    требует разумного сочетания внешних воздействий с усилиями самих воинов,

    централизация управления жизни армии и флота.

    5. Необходимо учитывать постоянные изменения условий и факторов,

    воздействующих на процесс формирования мотивационной сферы деятельности

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.