МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Мотивация профессионального выбора на этапе первичного профконсультирования

    Мотивация профессионального выбора на этапе первичного профконсультирования

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ Р Ф

    УРАЛЬСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

    ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

    Допустить к защите

    Карпову О. Г.

    Мотивация профессионального выбора на

    этапе первичного профконсультирования

    Курсовая работа

    Научный руководитель

    к. пс. н. доц. ___________________

    Васягина Н. Н.

    Студентка

    П – 301 з. ____________________

    Карпова О. Г.

    Екатеринбург

    2003

    Содержание

    Введение

    3

    1. Профессиональный выбор.

    4

    1. Фазы жизненного пути человека.

    5

    2. Классификация профессий.

    10

    3. Факторы, влияющие на выбор профессии.

    13

    4. Свойства личности, влияющие на самоопределение в выборе профессии, с

    точки зрения психологов различных направлений.

    16

    2. Законы мотивации.

    18

    2.1. Понятие мотивации.

    18

    2.2. Понятие профессиональной мотивации.

    20

    2.3. Возрастные особенности профессиональной мотивации.

    25

    2.4. Движущая сила успешного профессионального определения.

    25

    3. Тестовые методики в профориентационной работе.

    27

    Заключение.

    39

    Литература.

    40

    Введение

    В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где

    продолжить образование или куда пойти работать, т.е. практически выбрать

    профессию, свой жизненный путь. Каждому гражданину нашей страны

    предоставлено право на выбор профессии, род занятий и работы. Однако это

    право, как показывает практика, порой очень трудно реализовать – не хватает

    знаний о самих профессиях, тех требований, которые они предъявляют к

    личности работающего и умений оценить собственные способности, выявить свои

    интересы и склонности.

    Приобрести эти знания и умения ребенок может на уроках по основам наук,

    трудовому обучению, на факультативных занятиях, разнообразных кружках,

    самостоятельно работая с книгой. Очень важно знать классификации профессий,

    понять на что надо обращать особое внимание при ознакомлении с конкретным

    видом труда. Любая профессия и специальность предъявляет определенные

    требования к человеку.

    Для того чтобы установить, обладают ли ребята теми качествами

    необходимыми для успеха в конкретном виде деятельности. Для этого

    существует профессиональная диагностика. Она учит ребят анализировать свои

    интересы и склонности, особенности внимания, памяти, воображения, мышления

    и характера. Вооружив их методами самопознания, они дадут тем самым и

    ориентир в выборе будущей профессии.

    Может случиться так, что психологические особенности ребят не полностью

    могут соответствовать требованиям той профессии, которую хотели бы выбрать.

    Ведь многие способности человек, если он захочет, может развивать у себя

    сам. В этом ему может помочь профессиональный психолог или профконсультант

    службы занятости.

    Проработав 18 лет в общеобразовательной школе я поняла, насколько сложно

    ребятам определиться в выборе профессии, насколько сложен процесс

    самоопределения для ребят, их родителей и педагогов. Для профориентации

    молодежи создана международная технология кадрового менеджмента. А самое

    ядро этой технологии – стандартизованная методика Американского института

    Типоведения, используемая во многих странах мира. Методику эту адаптировали

    к условиям российского менталитета и успешно применяют как в

    государственных учреждениях, так и в частных корпорациях и фирмах страны.

    Профориентационная диагностика опирается на потрясающее открытие в

    психологии, которое долгое время было недоступно отечественным практикам –

    психологам: между психотипами и профессией существует четкая и определенная

    взаимосвязь. Открытие это совершил знаменитый швейцарский психолог Карл

    Густав Юнг (1875-1961 гг). Благодаря его работам в практической психологии,

    стало возможным системное описание личности – это и называется типология. А

    на основе типологии можно сделать научный прогноз развития психотипа, в том

    числе и его профессиональной ориентации.

    Для того, чтобы не стать безработным после окончания учебного заведения,

    необходимо учась в школе подумать о том, как правильно выбрать профессию.

    Профессия человека – его жизненный путь, судьба, поэтому стоит потратить

    время и силы на основательное её планирование. Верно выбранная профессия

    приносит человеку не только знания, опыт, мастерство, но и радость,

    сознание своей полезности, счастье. Неудачный выбор профессии делает

    человека недовольным, мрачным, раздражительным, часто больным. Для того,

    чтобы правильно выбрать себе профессию, необходимо сориентироваться всего в

    трех вещах. Во- первых, определить, каковы у ребенка его профессиональные

    интересы, склонности и мотивы. ЧТО Я ХОЧУ ? Во- вторых, оценить свои

    профессионально важные качества: здоровье, успеваемость по тем или иным

    предметам, навыки и способности, которые определяют профессиональные

    возможности ребенка. ЧТО Я МОГУ? В-третьих, какие профессии пользуются

    спросом на рынке труда сейчас и каков прогноз в будущем, т.е. определить

    ЧТО МНЕ НАДО? Если ребенок сумеет совместить ХОЧУ, МОГУ и НАДО, то

    профессиональный выбор будет удачным.

    Изучая эту тему, для меня обозначились следующие задачи:

    - изучить литературу по данной теме для последующего использования в

    работе;

    - обработать и применить к школьным условиям;

    - изучить тестовые методики, использовать диагностики, для того чтобы

    выявить знания, умения и способности, необходимые для осознанного

    выбора профессии, а также возможность узнать, где можно получить

    профессиональное образование.

    Натолкнуть ребят на серьезное размышление о своем месте в жизни, о своей

    будущей профессии, о возможности найти правильное решение – в этом

    заключается важнейшая задача школы.

    I. Профессиональный выбор.

    Любая профессиональная карьера строится человеком в человеческом

    обществе, которое предстает перед нами в виде бесчисленного количества

    различных социальных миров. Каждый из этих миров создается на основе

    характера профессиональной занятости людей, географического места

    жительства, природного темперамента и особенностей общественного

    управления. Сократ сказал: ” Назови цели, к которым ты стремишься, и я

    скажу тебе кто ты ” 1

    1. Петрушин В.И. Настольная книга карьериста. Питер 2002 с 8

    Каждый из нас проходит свой жизненный путь внутри особого социального

    мира, и то, что высоко ценится в одном из этих миров, в другом может

    считаться совершенно ненужным и бесполезным. Важно знать фазы жизненного

    пути человека. Рассмотрим их.

    1. 1.Фазы жизненного пути человека.

    Как бы ни отличались траектории жизненного пути отдельных людей, живущих

    в разных социальных мирах, какую бы карьеру они не делали, какую бы

    профессию бы не выбрали, есть нечто общее, что всех объединяет. Большинство

    из нас примерно в одно и то же время поступают в школу и заканчивают её;

    примерно в одно и то же время женятся и заводят детей, вступают в

    профессиональную деятельность и уходят из неё.

    Первой идею периодизации жизненного пути в тридцатых годах XX века

    предложила австрийская исследовательница Шарлотта Бюлер, разработавшая

    концепцию жизненного пути человека. Изучив огромное количество биографий

    людей из разных социальных слоев, Ш.Бюлер выявила следующие пять основных

    периодов жизненного пути.

    Первая фаза – возраст до 16-20 лет. Этот период предшествует личностному

    самоопределению и считается подготовительным. Этот период – подготовка к

    карьере.

    Вторая фаза – возраст от 16-20 лет до 25-30 лет. Это время поиска, проб и

    ошибок в выборе профессии, партнера по браку, места жительства и жизненных

    перспектив. Этот период – начало карьеры.

    Третья фаза – возраст от 25-30 лет до 45-50 лет. Это период зрелости и

    творческого расцвета. Карьера развивается наиболее активно.

    Четвертая фаза – возраст от 45-50 лет до 67-70 лет. Это – период

    постепенного старения человека. Карьера стабилизируется и начинает идти на

    спад из-за того что более молодые и энергичные выдвигаются в это время

    вперед. Завершается профессиональная деятельность, физические силы

    постепенно убывают, а с ними убывает и способность человека к постановке

    новых жизненных целей, их у него становится все меньше. Появляется

    потребность осмысления прожитого и отсюда – тяга к воспоминаниям и

    одиночеству.

    Пятая фаза – от 67-70 лет до смерти. В этот период у многих людей

    происходит распад семьи из-за смерти партнера по браку; слабеют социальные

    связи. Карьеры как таковой уже нет. Есть то, что социологи называют “обряд

    понижения”. Человек все отчетливее осознает как сокращается число

    отпущенных ему дней, поэтому в нем возрастают тревога и желание покоя. Эту

    фазу Ш.Бюлер уже выносит за пределы жизненного пути. Конечно,

    “действительность богаче закона”, индивидуальные вариации могут быть

    значительными, что , однако, не исключает действия общих законов. Но

    хотелось бы отметить, что каждый период жизни по своему прекрасен и

    приносит человеку радости, которых нет в другие периоды его жизни. И даже

    старость может стать не тихим угасанием с изматывающими болезнями, а

    периодом наивысшего наслаждения жизнью, как это утверждают восточные

    мудрецы. Это возможно только в том случае, если человек проходя свой путь,

    соблюдает определенные жизненные правила, любит себя и свое здоровье,

    заботиться о себе.

    Современна психология утверждает, что развитие человека не

    останавливается на протяжении всей его жизни и имеет определенные

    закономерности. Каковы они?

    - Необратимость. То, что в развитии однажды уже произошло, что

    необратимо и нельзя вернуться полностью к тому, что было.

    Невозможно вернуться в утробу матери, раз уж ты родился. Из опилок

    не сделаешь снова целого бревна, и разлитое молоко не соберешь в

    бутылку. А даже если и соберешь, то его не захочется пить.

    - Прогресс и регресс. Прогресс в одном направлении влечет регресс в

    другом. Серьезно занявшись изучением какой- либо профессии,

    откажись от других интересных дел, в которых, возможно, ты мог бы

    достичь успеха. Начал делать карьеру финансиста, откажись от идеи

    стать знаменитым писателем. При переходе на новый виток развития

    человек не утрачивает старых навыков, они у него остаются в виде

    определенного способа действия. В жизни человек проходит возрастные

    кризисы.

    Способ существования карьеры, который выбирает для себя тот или иной

    человек, оказываются далеко не случайным. Он имеет под собой совершенно

    определенные психологические основания.

    Одна из самых известных концепций жизненного пути человека от его

    рождения до смерти, хорошо объясняющая причину зигзагов этого пути,

    принадлежит знаменитому американскому психологу Эрику Эриксону. В XX веке

    многие считали его вторым психологом в мире после Зигмунда Фрейда.

    Э. Эриксон полагал, что в процессе своего развития человек неизбежно

    проходит через ряд кризисов, которые при правильном их разрешении формируют

    его идентичность, т.е. способность быть самим собой.

    Успешность карьеры, понимаемой как профессиональный и личностный рост, во

    многом зависит от успешности прохождения каждой их нижеприведенных стадий,

    описанных Эриксоном.

    Первая стадия. Период от рождения до года. Доверие – недоверие. Чувство

    базисного доверия к миру возникает у ребенка в ответ на заботливое и

    любящее к нему отношение со стороны матери. Внутреннее доверие к миру

    проявляется у него в спокойном сне, легком кормлении, нормальной работе

    кишечника. Доверие и любовь к матери впоследствии переносятся на весь

    окружающий мир. Если кризис этой стадии решается негативно, то во взрослом

    периоде жизни при конфликтах с другими человек закрывается, уходит в себя и

    может стать психотиком. В позиции доверия к миру человек думает: “ Этот мир

    прекрасен, и я постараюсь сделать его лучше.” В позиции недоверия:” Этот

    мир отвратителен, и я, наверное, когда-нибудь убью себя или кого–нибудь

    ещё.” Доверие к миру включает в себя не только веру в окружающих взрослых,

    но и доверие к самому себе, веру в свои способности, в свое умение

    справляться с собственными побуждениями. Неразрешенный кризис этой стадии

    приводит к формированию у человека так называемого ”орального характера”,

    такого человека отличают пессимизм и инфантильные оральные страхи, вроде

    страха “быть оставленным голодным” или просто “ быть оставленным”. Могут

    развиться и “оральная жадность”, и “оральный садизм”, проявляющиеся

    непреодолимой потребности брать, хватать, добывать что- либо любым путем,

    при этом не гнушаясь подчас и антиобщественных форм поведения. С возрастом

    такой человек использует эти свои качества для построения успешной карьеры.

    Вторая стадия. Период от одного года до трех лет. Уверенность в себе,

    стыд и зависимость от других. Этот период развития в психоанализе получил

    определение “анальный”. Ребенку нравятся процедуры, связанные с

    опорожнением кишечника и мочевого пузыря. Он готов это делать как только

    это ему захочется. Но взрослые требуют от него опрятности и контроля за

    своими побуждениями и действиями. Если ребенок обретет чувство

    самоконтроля, у него сформируются положительная самооценка и чувство

    доброжелательности; в результате появляется личностная автономия,

    самостоятельность и уверенность в себе. Положительные переживания ребенка

    не должны быть поколеблены родителями, когда ребенок захочет проявить

    самостоятельность и сделать собственный выбор в достижении чего- либо,

    родители должны его поддержать и, если потребуется, прийти на помощь. Если

    же ребенок нарушит требования взрослых быть опрятным, то он испытывает

    чувство стыда и неуверенности в себе. Если родители слишком много его

    критикуют и стыдят, то у малыша формируются не столько правильные навыки

    поведения, сколько желание убраться долой с их глаз, чтобы взрослые не

    видели и не унижали своими выговорами и упреками. Впоследствии такой тип

    отношений переносится на всех авторитетных лиц.

    Третья стадия. Период от 3 лет до 6 лет. Инициатива – вина. Этот период

    для ребенка наполнен жадным освоением окружающего его мира. Малыш быстро

    учится и легко устанавливает контакты, проявляя при этом необходимую

    инициативу и настойчивость. У Фрейда – эта стадия развития получила

    название фаллической. Ребенок бессознательно стремится занять место рядом с

    родителем противоположного пола. Эти глубокие переживания составляют

    эмоциональное содержание его так называемого Эдипова комплекса. Они же

    пробуждают у ребенка желание скорее стать взрослым. На этом этапе встает

    вопрос “построения карьеры”. При этом мальчики делают акцент на развитии

    своих физических и умственных способностей, а девочки – напревращении себя

    в обольстительных особ. Если в это время родители подавляют инициативу и

    активность ребенка, то у него развивается комплекс вины и тревожность.

    Неадекватное разрешение кризиса на этой стадии ведет к формированию чувства

    вины и социальной пассивности в последующей жизни. Для будущей карьеры это,

    разумеется, не очень хорошо. Положительный вклад этой стадии – в развитии

    чувства идентичности: высвобождается детская творческая инициатива, растет

    убеждение в том, что “я есть то, чем я могу себя вообразить, чем я стану”.

    Четвертая стадия. Период от 6 до 11 лет. Трудолюбие – комплекс

    неполноценности. На этой стадии у ребенка развивается чувство созидания. Он

    испытывает сильнейшую потребность в творчестве, любит помечтать и поиграть

    в одиночестве. Он учится, как говорил Э.Эриксон, завоевывать признание

    посредством производства разных вещей и предметов. Если процесс творчества

    протекает успешно, у ребенка стремительно развивается чувство собственной

    значимости. Но нередко осознание своей неумелости и некомпетентности в этом

    возрасте порождают чувство неполноценности. Сравнивая себя с

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.