Мотивация профессионального выбора на этапе первичного профконсультирования
ту которую можно увидеть, услышать, потрогать;
- группа “N” воспринимает отвлеченную информацию в виде картин и
образов.
Решения тоже можно принимать по- разному. И тут Юнг выделил две группы:
- группа “T” оценивает информацию объективно, логически (правильно-
неправильно) и также принимает решение;
- группа “F” оценивает информацию субъективно, этически (хорошо-
плохо) и также принимает решение.
Таким образом, Юнг выделил 4 основные психические функции: S –
конкретность, N –интуиция, Т-логика, F – этика, которые явились базовыми
(рис. 2.3)
= S
=T
=T
=N
=F
=F
Рис. 2.3
Модель психических функций
Юнг ввел ещё два дополнительных параметра человеческой психики:
экстраверсия (Е) и интроверсия (I). ”Экстра” означает “наружу”. Они “из
кожи вон” лезут, чтобы покорить весь мир. А вот “интра” означает “внутрь”.
Интроверт, как черепаха, прячется в свой панцирь.
Получилось восемь базовых психотипов. Майерс и Бриггс они дополнили
классификацию психотипов по Юнгу и получилось 16 рабочих психотипов.
Классификация психотипов по Юнгу
С последующими дополнениями по Майерсу и Бриггсу
| |По Юнгу (1920) |По Майерс- Бриггс (1950) | |
| |ES –сенсорный экстраверт |ESTP – антрепренер (Маршал) |1. |
|1| |ESFP – тамада (политик) |2. |
| |EN –интуитивный экстраверт |ENTP – изобретатель (искатель) |3. |
|2| |ENFP – журналист (советчик) |4. |
| |ET – логический экстраверт |ETSJ – администратор (управитель) |5. |
|3| |ETNJ – фельдмаршал |6. |
| | |(предприниматель) | |
| |EF – этический экстраверт |EFSJ –торговец (энтузиаст) |7. |
|4| |EFNJ- педагог (наставник) |8. |
| |IS –сенсорный интроверт |ISTP – мастер (мастер) |9. |
|5| |ISFP – художник (посредник) |10.|
| |IN – интуитивный интроверт |INTP – архитектор (критик) |11.|
|6| |INFP – романтик (лирик) | |
| | | |12.|
| |IT – логический интроверт |ITSJ – опекун (инспектор) |13.|
|7| |ITNJ – исследователь 9аналитик) | |
| | | |14.|
| |IF –этический интроверт |IFSJ – хранитель традиций |15 |
|8| |(хранитель) |16 |
| | |IFNJ –предсказатель (гуманист) | |
Примечание к таблице:
1. Латинскими буквами дано международное обозначение психотипов.
2. Приведено наименование психотипов, применяемое в США, в скобках в
России.
Майерс и Бриггс создали инструменты для типирования – целый набор
разнообразных тестов. Один из тестов, адаптированный российскими учеными,
ознакомимся в этой главе. Ознакомимся более подробно с четырьмя парами
типологических черт:
Экстраверсия – интроверсия
Конкретность- интуитивность
Логика – этика
Определенность – гибкость
В каждом человеке есть, как правило, противоположные черты, но одна из
них преобладает.
Экстраверсия (Е) и интроверсия (I). Интроверт пытается спрятаться,
столкнувшись с кем- нибудь или чем- нибудь незнакомым, застенчив, менее
навязчив, чем экстраверт. Экстраверт будет вести себя решительно и
раскованно, отзывчив, полон энтузиазма.
Конкретность (S) и интуитивность (N). Вторая пара базовых качеств – самая
сложная для диагностики. Для “конкретного” человека обещания святы,
нарушение договоренности – почти трагедия. Он активно взаимодействует с
окружающим миром, практичен. “Интуитивный”, напротив, к изменению планов
отнесется совершенно спокойно, N типом трудно управлять, он более
изобретателен.
Логика (Т) и этика (F). Если Вы логик (Т), от вас чаще всего можно
услышать “Зачем?” и “Почему?”. Если этик (F) –“Для кого?”. F- тип
ориентирован на людей, он тонко различает эмоции других, у него богатая
мимика. По лицу логика вы никогда не угадаете его эмоционального состояния.
Определенность (J) и гибкость (P). J тип старается вовремя подготовиться
к занятиям в школе, не любит опаздывать на свидания, ответственно относится
к обязанностям на работе. Р типа совершенно не волнует, успеет он к
назначенному времени или нет, не любит ничего планировать заранее и вообще
не любит ограничивать себя какими бы то ни было рамками.
Эти восемь типологических качеств личности можно разбить на две пары:
одна “мыслительная” (S-N, T-F), вторая “двигательная” (E-I, J-P).
Объяснение психотипов и перечень профессий, соответсвтующий им перечень
профессий.
ESTP “Маршал”
Примерный перечень профессий
|Менеджер |Банкир |
|Прокурор |Детектив, следователь, пилот |
|Спортивный |Профессиональный спортсмен, тренер|
|комментатор, репортер | |
|Шеф- повар |Художник –прикладник |
|Фермер |Бармен |
|Плотник, столяр, строитель | |
ESTJ “Управитель”
Примерный перечень профессий
|Менеджер |Банкир, экономист |
|Организатор крупных |Инженер – механик |
|сетевых структкр | |
|Строитель |Управляющий делами |
|Учитель |Аудитор |
|Военнослужащий | |
ISTJ “Инспектор”
Примерный перечень профессий
|Менеджер, инспектор, бухгалтер |Военнослужащий |
|Хирург, дантист |Ст. медсестра, лаборант |
|Фармаколог |Правовед, секретарь суда |
|Учитель (точные науки) |Электротехник, |
|Библиотекарь |механик, программист |
|Офис- менеджер | |
ISTP “Мастер”
Примерный перечень профессий
|Пилот, охотник, пожарник |Разведчик |
|Специалист |Программист |
|по вооружению, автогонщик |Специалист по медтехнике |
|Фермер, механик, плотник, столяр |Тренер |
|Мастер по ремонту ЭВМ |Художник по рекламе |
|Менеджер | |
ESFP “Политик”
Примерный перечень профессий
|Дипломат |Менеджер |
|Фотограф |Кинопродюсер |
|Артист |Шоу- бизнесмен |
|Продавец |Агент турбюро |
|Тренер |Ветеринар, инструктор- собаковод |
ESFJ “Энтузиаст”
Примерный перечень профессий
|Семейный врач, |Продавец |
|стоматолог, окулист |Агент по недвижимости |
|Учитель , тренер |Работник социальной сферы |
|Менеджер |Бухгалтер |
|Стилист, визажист |Секретарь, регистратор |
|Промоутер | |
IFSJ “Хранитель”
Примерный перечень профессий
|Менеджер |Работник социальной сферы |
|Учитель, библиотекарь |Хранитель музея |
|Стоматолог, |Офис- менеджер |
|физиотерапевт, семейный врач |Экономист |
|Дизайнер интерьеров |Консультант |
|Бухгалтер | |
ISFP “Посредник”
Примерный перечень профессий
|Модельер одежды, дизайнер |Столяр, ювелир, садовник |
|Художник, танцовщик |Физиотерапевт, массажист |
|Оператор компьютера |Топограф, геодезист |
|Лесник, ботаник, геолог |Дрессировщик |
|Официант, секретарь |Менеджер |
ENTP “Искатель ”
Примерный перечень профессий
|Специалист по |Маркетолог |
|стратегическому планированию | |
|Политолог, социолог | |
|Специалист по |Агент по продаже недвижимости |
|связям с общественностью | |
|Разработчик компьютерных систем | |
|Консультант по менеджменту | |
|Менеджер промышленного дизайна |Изобретатель |
| |Владелец ресторана, бара |
ETNJ “Предприниматель”
Примерный перечень профессий
|Специалист в |Юрист (налоговый консультант) |
|области бизнес- консалтинга |Научный работник |
|Предприниматель, бизнесмен |Психолог- теоретик |
|Финансист |Преподаватель |
|Эксперт по вопросам инвестиций | |
INTJ “Аналитик”
Примерный перечень профессий
|Ученый, найчный работник |Преподаватель университета |
|Специалист по |Экономист |
|компьютерным системам |Психолог, психиатр |
|Кардиолог, фармаколог |Адвокат (административное право) |
|Политический обозреватель |Архитектор, художник |
|Писатель, журналист | |
INTP “Критик”
Примерный перечень профессий
|Специалист по системному анализу |Ученый, преподаватель вуза |
|Специалист по |Археолог, историк, политолог |
|разработке |Маркетолог |
|программного обеспечения |Финансовый аналитик |
|Психоаналитик |Фотограф, писатель, художник |
|Изобретатель |Нервопатолог |
ENFP “Советчик”
Примерный перечень профессий
|Журналист, сценарист, драматург |Специалист по РR |
|Специалист по рекламе |Бизнесмен |
|Психолог, социолог |Учитель |
|Консультант по выбору профессий |Менеджер по кадровой политике |
ENFJ “Наставник”
Примерный перечень профессий
|Писатель, журналист |Психолог |
|Преподаватель |Рекламный агент |
|Специалист по PR |Артист эстрады, театра |
|Руководитель |Агент по найму |
|общественной организации |Телепродюсер |
INFJ “Гуманист”
Примерный перечень профессий
|Психолог- консультант |Преподаватель |
|Администратор в здравоохранении |Библиотекарь |
|Координатор программ |Менеджер по персоналу |
|помощи сотрудникам |Драматург, поэт, романист |
INFP “Лирик”
Примерный перечень профессий
|Художник, архитектор |Писатель, поэт, журналист |
|Актер, музыкант |Издатель |
|Менеджер по рекламе |Преподаватель вуза |
|Психолог, логопед |Библиотекарь |
|Работник социальной сферы |Референт |
КАК РАБОТАТЬ С ОПРОСНИКОМ
1. Инструкция по работе с опросником
Вам предлагается опросник, состоящий из 28 пар утверждений. Что вам
следует сделать:
- В каждой паре выберите то, что вам больше подходит в большинстве
случаев жизни, либо “а”, либо “б”. Подчеркнем, что все ответы
равноценны, правильных и неправильных здесь быть не может
- После выбора конкретного варианта ответа оцените его в баллах,
исходя из того, чтобы сумма баллов равнялась 10 (Например: а=3;
б=7). Старайтесь реже отвечать равноценным вариантом, когда а= 5 и
б=5.
- Просьба работать в темпе, подолгу не размышляя над ответами.
2. Обработка результатов.
- Подсчет результатов производится простым суммированием количества
баллов (ответов по варианту “а”и “б”) во всех вертикальных столбцах
регистрационного листа с записью результатов в пустые ячейки (внизу
каждого из столбцов)
- Таким образом, вы получите четыре пары чисел в нижних ячейках.
Затем обведите ту букву (E или I, S или N, T или F, J или P),
которой соответствует большее число из пары. Если числа окажутся
равными (а=35;б=35), то необходимо обвести левую букву для женщин и
правую для мужчин.
- В результате вы получите четыре обведенные кружком буквы. Их
сочетание обозначает ваш психологический тип.
По итогам проведенного теста психологом могут быть сделаны выводы о том
соответствуют ли самооценка детей по выбору профессии, объективным
результатам теста и на сколько эти результаты соотносятся с оценочными
суждениями родителей. Результаты можно сравнить также с наблюдениями
учителей и классного руководителя; откуда психолог может дать рекомендации
по выбору профессии.
Рассмотрим результаты:
В тестировании участвовало 22 учащихся 10“б” МОУ № 14 г. Полевского (в 9-
м классе профессионального тестирования не проводилось.
|Результаты теста |Кол-во |Самооценка |
|по Майерс-Бриггс |Уч-ся | |
| | |Совпадает с |Не совпадает |Не знаю |
| | |результатами |с | |
| | | |результатами | |
| | |теста | | |
| | | |теста | |
|INFP – Советчик |7 |3 |4 |3 |
|ESTP –Маршал |4 |2 |2 | |
|ISFP – Политик |3 |2 |1 | |
|ISTP – Мастер |2 |1 |1 | |
|ESTJ – Инспектор |2 | |2 | |
|ISFP- Посредник |1 |1 | | |
|INFS – Наставник |1 | |1 | |
|ENTS – Аналитик |1 |1 | | |
|ESFS –Энтузиаст |1 | | | |
Полученные данные позволяют сделать вывод, что самооценка учащихся в
выборе профессии и результаты тестирования по Майерс-Бриггс совпадают лишь
в малой части, имеется также группа не определившихся в выборе профессии.
Психологам необходимо проводить индивидуальную работу с получившимися тремя
группами учащихся.
1 группа, где результаты тестирования и самоопределения совпадают. Здесь
необходимо дальнейшее развитие способностей ребенка по избранной профессии,
т.к. реально существуют данные для профессии. Классный руководитель может
взять на себя просветительскую функцию (книги, журналы, экскурсии).
2 группа, где результаты тестирования вошли в противоречие с желаниями
ребенка в выборе профессии. Поскольку эта группа достаточно многочисленна
необходима целенаправленная работа школьного психолога по убеждению ребенка
в ошибочности его профессиональных предпочтений, поскольку тест дает
достаточно объективные данные о способностях к той или иной профессии.
Классный руководитель в содружестве с психологом углубленно работает над
устранением излишнего эмоционального фактора в выборе профессии; так же
классному руководителю рекомендуется проводить информирование родителей о
результатах тестирования и желаниях ребенка.
3 группа, где результаты тестирования невозможно сравнить с
самоопределением поскольку таковое отсутствует (группа не знаю кем хочу
быть). Рекомендуется психологу с помощью тестов, диагностик выявить
способности, интересы (карта интересов методика А.Е. Голомштока), изучить
факторы привлекательности профессии; дифференциально-диагностический
опросник (ДДО Е.А. Климова). Классному руководителю необходимо донести
результаты тестирования до родителей, а в работе с ребенком проводить
беседы по самоопределению.
В дополнение к проведенному тестированию по Майерс-Бриггс и анкетированию
учащихся проведено так же анкетирование родителей по следующим вопросам:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|