МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Некоторые трудности общения в подростковом возрасте

    Одним из важнейших факторов формирования личности является общение.

    Идеи о том, что общение играет важную роль в формировании личности,

    получили свое дальнейшее развитие в трудах отечественных психологов:

    Ананьева В.Г., Бодалева А.А., Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Ломова Б.Ф.,

    Лурии А.Р., Мясищева В.Н., Петровского А.В. и др. /2, 8, 9, 11, 17, 22, 31/

    Проблема слова, речи, выступления, искусства воздействия говорящего на

    слушателей давнюю, насчитывающую более двадцати столетий истории. Многие

    важные вопросы этой проблемы были в самом общем виде поставлены и

    рассмотрены еще Цицероном. /9/

    Зимняя И.А. считает, что общение – совсем молодая проблема 20 столетия,

    ибо, если в Древней Греции и в Древнем Риме ораторское искусство изучалось

    в рамках риторики, эвристики и диалектики, то на современном этапе проблема

    общения изучается уже с точки зрения целого ряда наук: философии,

    социологии, социолингвистики, психолингвистики, социальной психологии,

    общей психологии, педагогики, педагогической психологии. /9/

    Речевое общение широко исследуется во всем мире. Созданы специальные

    центры изучения общения (например, Центр Карнеги). При этом до сих пор не

    достигнуто единства в толковании самого понятия «общения», его форм,

    механизмов. Исследователи по разному, с разных точек зрения интерпретируют

    этот процесс, создавая его различные модели, прелагая разные подходы к ею

    изучению: коммуникативно-информационные, интерактивные, деятельностные и

    д.р. /2, 8, 9, 11, 17, 31/

    С позиции деятельностного подхода исследователи Леонтьев А.Н., Андреева

    Г.М. считают, что общение – это сложный многоплановый процесс установления

    и развития контактов между людьми порождаемый потребностями в совместной

    деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой

    стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. /9/

    Утверждение единства общения и деятельности в то же время не

    предполагает однозначности трактовки, то есть общение рассматривают как вид

    деятельности (Щедровинский Г.П., Леонтьев А.Н., Рыжов В.В., Гусев Г.И.).

    Общение, во-первых, - это особый тип деятельности (коммуникативная

    деятельность), во-вторых, условие осуществления любой деятельности, в

    третьих, результат специальной задаваемой деятельности. /11/

    В качестве основного определения используется следующее: общение – это

    взаимодействие людей, содержание которого является взаимный обмен

    представлениями и т.п. с целью установления определенных взаимоотношений.

    /11/

    Развитие взаимоотношений выступает в качестве ведущей деятельности в

    младенчестве, дошкольном и подростковом возрастах. При этом в разные

    периоды развития личности она имеет свои особенности: в младенчестве – это

    непосредственное эмоциональное общение /17/, в дошкольном периоде – это

    игровая деятельность, в ходе которой ребенок осваивает отношения между

    людьми /35/, в подростковом возрасте – дальнейшее освоение взаимоотношений

    между людьми, но уже на более высоком уровне по сравнению с дошкольным

    периодом. /35,36,4,17/

    Следует отметить, что по вопросу определения конкретного типа ведущей

    деятельности для подросткового периода существуют две точки зрения:

    1. Общение принимает статус ведущего типа деятельности и имеет интимно-

    личностный характер, предметом общения выступает другой человек –

    сверстник, а содержание и является построением и поддержанием личных

    отношений с ним /4/. Этой точки зрения придерживаются Элькенин Д.Б.,

    Драгунова Т.В., Каган М.С. /36/

    2. В качестве ведущего типа деятельности подростка выступает

    общественно полезная деятельность, в процессе которой происходит дальнейшее

    освоение различных форм взаимоотношений со сверстниками, со взрослыми и

    развертываются, как считает Фельдштейн Д.И., новые формы общения "как

    приобщение подростков к обществу" /24,31,32/

    Все исследователи психологии подросткового возраста так или иначе

    сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков

    общения со сверстниками, поэтому одной из главных тенденций подросткового

    возраста является переориентация общения с родителей, учителей и вообще

    старших на ровесников, более или менее равных по положению. /22/

    Мудрик А.В. отмечает, что потребность в общении со сверстниками,

    которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с

    возрастом усиливается. /22/ Поведение подростков, считает Мудрик А.В., по

    своей специфике, является коллективно-групповым /22/. Такую специфику

    поведения подростков он объясняет так:

    Во-первых, общение со сверстниками – очень важный канал информации, по

    нему подростки узнают многие вещи, которых по тем или иным причинам им не

    сообщают взрослые.

    Во-вторых, Это специфический вид механических отношений. Групповая игра

    и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки

    социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в

    то же время отстаивать свои права.

    В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание

    групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи даёт

    подростку чувство благополучия и устойчивости. / 22/

    Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка во многом

    определяя все остальные сторона его поведения и деятельности. Божович Л.И.

    отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения

    детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков,

    наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяются

    возможностью широкого общения со сверстниками. /3/ К началу подросткового

    возраста дети приходят с разным опытом общения с товарищами: у одних ребят

    оно уже занимает немалое место в жизни, у других -ограничивается только

    школой. Со временем общение с товарищами всё больше выходит за пределы

    учения и школы, включает новые интересы, занятия, увлечения и превращается

    в самостоятельную и очень важную для подростков сферу жизни. Общение с

    товарищами становится настолько притягательным и важным, что учение

    отодвигается на второй план, возможность общения с родителями выглядит уже

    не такой привлекательной. Следует отметить, что коммуникативные черты и

    стиль общения мальчиков и девочек не совсем одинаковы.

    На первый взгляд, мальчики во всех возрастах общительнее девочек. С

    самого раннего возраста они активнее девочек вступают в контакты с другими

    детьми, затевают совместные игры и так далее. /13,М/

    Однако различие между полами в уровне общительности не столько

    количественные, сколько качественные. Хотя возня и силовые игры приносят

    мальчикам громадное эмоциональное удовлетворение, в них обычно присутствует

    дух соревнования, нередко игра переходит в драку. Содержание совместной

    деятельности и собственный успех в ней значат для мальчиков больше, чем

    наличие индивидуальной симпатии к другим участникам игры.

    Общение девочек выглядит более пассивным, зато более дружественным и

    избирательным. Судя по данным психологических исследований, мальчики

    сначала вступают в контакты друг с другом и лишь потом, в ходе игрового или

    делового взаимодействия, у них складывается положительная установка,

    появляется тяга друг к другу. Девочки, наоборот, вступают в контакт главным

    образом с теми, кто им нравится, содержание совместной деятельности для них

    сравнительно второстепенно.

    С раннего возрасте мальчики тяготеют к более экстенсивному, а девочки

    к интенсивному общению, мальчики чаще играют большими группами, а девочки -

    по двое или по трое.

    Социометрическое лонгитюдное исследование (Д. Эдер и М. Халлинен,

    1978) нескольких школьных классов (возраст детей от 9 до 12 лет) показало,

    что диады девочек являются более закрытыми для посторонних, нежели

    мальчишеские компании, но в то же время более тесно связанными с

    родительской семьей. Зато мальчишеские компании имеют более строгий и

    устойчивый порядок, систему лидерства, более автономны от взрослых.

    Кон И.О. считает, что психология общения в подростковом возрасте и

    юношеском возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух

    потребностей: обособления (приватизации) и афорилиации, т.е. потребности в

    принадлежности, включённости в какую-то группу или общность. Обособление

    чаще всего проявляется в эмансипации от контроля взрослых. /14/

    Чувство одиночества и неприкаянности, связанное с возрастными

    трудностями становления личности, порождает у подростков неутомимую жажду

    общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они находятся

    или надеются найти то, в чем им отказывают взрослые: спонтанность, спасение

    от скуки и признание собственной значимости. Для подростка важно не только

    быть вместе со сверстниками, но, и, главное, занимать среди них

    удовлетворяющее его положение. Для некоторых это стремление может

    выражаться в желании занять в группе позицию лидера, для других - быть

    признанным, любимым товарищем, для третьих - непререкаемым авторитетом в

    каком-то деле, но в любом случае оно является ведущим мотивом поведения

    подростков, особенно младших подростков.

    Внешние проявления коммуникативного поведения младших подростков

    весьма противоречивы /34/.С одной стороны, стремление во что бы то ни стало

    быть такими же, как все, с другой - желание выделиться, отличиться любой

    ценой; с одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет

    товарищей, с другой - бравирование собственными недостатками.

    Д.И. Фельдштейн выделяет три формы общения подростков: интимно-

    личную, стихийно-групповую, социально-ориснтированную /32/

    Интимно- личностное общение – взаимодействие, основанное на личных

    симпатиях, - "я" и "ты". Содержанием такого общения выступает соучастие

    собеседников в проблемах друг друга. Интимно-личностное общение возникает

    при условии общности ценностей партнеров, а соучастие обеспечивается

    пониманием мыслей, чувств и намерений друг друга, эмпатией /34/. Высшими

    формами интимно-личностного общения являются дружба и любовь.

    Стихийно-групповое общение - взаимодействие, основанное на случайных

    контактах - "я" и "они". Стихийно-групповой характер общения подростков

    доминирует в том случае, если не организована общественно-полезная

    деятельность, подростков/11/. Такой вид общения приводит к появлению

    разного рода подростковых компаний, неформальных групп. В процессе стихийно-

    группового общения устойчивый характер приобретают агрессивность,

    жестокость, повышенная тревожность, замкнутость и т.д.

    Социально-ориентированное общение – взаимодействие, основанное на

    совместном выполнении общественно-важных дел – "я" и "общество". Социально-

    ориентированное общение обслуживает общественные потребности людей и

    является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни групп,

    коллективов, организаций и т.д./23/

    Исследования, проведённые Д.И. Фельдштейном /24-/, показывают, что

    потребность подростка в интимно-личностном общении в основном

    удовлетворяются (31% и 34%), потребность в социально-ориентированном

    общении остаётся неудовлетворённой в 38,5% случаев, что обуславливает

    преобладание стихийно-группового общения (56%), хотя потребность в данной

    форме выражена в минимальном количестве.

    Материалы проведённой опытно-экспериментальной работы показывают, что

    общение подростков приобретает интимно-личную и стихийно-групповую форму

    при отсутствии развёрнутой общественно-полезной деятельности.

    Невключённостъ подростков в систему общественно-полезных дел, как следствие

    этого, невозможность удовлетворить появившуюся потребность в утверждении

    своей новой социальной позиции в обществе, что обеспечивается расширением

    социально-ориентированной формы общения, приводит к активизации интимно-

    личностного и ещё большей степени стихийно-группового общения /24/.

    Фельдштейн Д.И. считает, что в условиях планомерного и

    последовательного включения подростков в систему общественно-полезной

    деятельности резко возрастает, во-первых, потребность подростка в социально-

    ориентированной форме общения, во-вторых, потребность в интимно-личном

    общении несколько понижается, а оно само претерпевает существенные

    изменения, потребность в стихийно-групповом общении падает почти до нуля.

    /24/

    Фельдштейном Д.И. проводились исследования на выявление круга общения

    подростков и мотивов общения. Результаты исследования показали, что каждой

    из форм общения соответствует определённый круг общения.

    Так, при интимно-личной форме партнёрами по общению у подростков чаще

    всего выступают товарищи по классу-50,5%, друзья по двору-29%, товарищи по

    команде, клубу, кружку-14%, более старшие ребята-8,2%.

    Взрослые, а также младшие дети исключены в качестве партнёров общения,

    которые, видимо, не представляют для подростков личной значимости в

    качестве субъектов общения.

    При стихийно-групповой форме общения иерархия предпочтения партнёров

    общения иная. В ней ведущее место занимают товарищи по двору (65,5%), более

    старшие (18,9%) и более младшие (6,7%), ребята, случайные взрослые (2,7%).

    Товарищи по классу занимают незначительное место в круге общения подростков

    данной группы.

    Педагоги и родители вообще не входят в круг общения подростков данной

    формы. Этот факт не может не настораживать, так как стихийно складывающиеся

    неформальные группы подростков нередко приобретают противоправную

    направленность, превращаясь в криминальные объединения /24/.

    Для подростков, участвующих в социально-ориентированной форме общения,

    личностно значимыми партнёрами общения являются сверстники.

    1.3. Основные трудности в коммуникативной деятельности.

    Одной из сложных проблем психологии являются затруднения, с которыми

    человек сталкивается в деятельности, общении. Проблема затруднений, или

    "барьеров" общения, в качестве объекта специального исследования изучается

    с середины 20 века (Д. Кати, Л. Ли, Г. Лассвелл, М. Андерсен, Е.С. Кузьмин,

    Б.Д. Парыгин, В.Ф. Ломов, А.А. Коломенский, А.А. Климов и др.)

    В учебной деятельности затруднения и трудности взаимодействия между

    учениками внутри класса или группы исследуются достаточно интенсивно с

    целью определить факторы, влияющие на затруднения, причины, их вызывающие,

    значение затруднений в деятельности и т.д. (Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев,

    А.К. Маркова, В.А. Кан-Калик, Е.Б. Цуканова, В.В. Рыжов, Л.А. Неварницына и

    др.)

    Зимняя И.А. дает такое определение. Затруднения в общении – это

    субъективно переживаемое человеком состояние "сбоя" в реализации

    прогнозируемого (планируемого) общения вследствие неприятия партнера

    общения, его действия, непонимания текста (сообщения), непонимания

    партнера, изменения коммуникативной ситуации, собственного психологического

    состояния. /9/

    Кан-Калик В.А. называет затруднения в общении некими "психологическими

    барьерами", которые препятствую нормальному общению, влияют на деятельность

    субъектов. /9/

    Затруднения, как считает А.К. Маркова, выявляются в форме остановки,

    перерыва деятельности, самого общения, невозможности его продолжения /9/.

    Затруднения имеют несколько функций. Позитивная функция затруднения (по

    А.К. Марковой) имеет два значения:

    а) индикаторное (привлечение внимания слушателя-партнера);

    б) стимулирующее, мобилизирующее (активизация деятельности при анализе

    и преодолении затруднения, приобретение опыта). /9/

    В то же время А.К. Маркова фиксирует и негативную функцию

    затрруднения, имеющую два значения: а) сдерживающее (в случае отсутствия

    условий для преодоления затруднения или наличия неудовлетворенности собой,

    например, заниженной самооценки); б) деструктивное, разрушительное

    (затруднения приводят к остановке, распаду деятельности, уходу от общения).

    /9/

    На современном этапе затруднения или "барьеры" общения рассматриваются

    с разных позиций. В рамках общей психологии они классифицируются как

    смысловые, эмоциональные, когнитивные, тактические. /9/ В деятельностном

    подходе, по мнению Л.А. Поварнишиной, выделяются две группы затруднения

    общения: мотивамиенные и операционные, которые в свою очередь проявляются в

    когнитивной, эффективной и поведенческой сферах. /23/

    Зимняя И.А. выделяет следующие основные области затруднения человека в

    общении: этно-семиокультурная, статусно-позиционно-ролевая, индивидуально-

    психологическая, возрастная, деятельностная, область межличностных

    отношений. /9/

    Статусно-позиционно-ролевая область затруднений в общении – Это

    область обуславливается целым рядом причин: семейным воспитанием, позицией

    в общности, атрибутами роли, статусом учреждения и т.д. /9/ Эти затруднения

    возникают в условиях асимметрии статусов, позиции комплементарности

    (взаимодополняемости) прав и обязанностей конвенциональных ролей.

    Возрастная область влияния возникает в определенной возрастной группе,

    например, известно, что ребенок до школы предпочитает общение со взрослыми,

    до подросткового возраста почти половина детей предпочитает общение со

    сверстниками, после окончания школы юноши и девушки проявляют интерес к

    общению со взрослыми. /9/

    Область индивидуально-психологических затруднений – Это та область,

    где индивидуально-психологические особенности партнеров общения выступают в

    качестве причины коммуникативных затруднений.

    Климов Е.А. отмечает, что совпадение индивидуальных стилей

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.