МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Некоторые трудности общения в подростковом возрасте

    деятельности, оражающих индивидуально-психологические особенности, есть

    одно из условий незатрудненного общения. /9/

    Среди индивидуально-психологических особенностей партнеров,

    оказывающих наибольшее влияние на общение и вызывающих в случае

    несоответствия ему затруднения, чаще всего отмечается: коммуникативность,

    контактность, эмоциональная устойчивость, импульсивность (реактивность),

    экстра-, интровертированность и т.д.

    Наиболее изученным среди индивидуально-психологических факторов,

    вызывающих затруднения общения, являются экстраверсия-интроверсия. К

    индивидуально-психологическим факторам, вызывающим определенные затруднения

    в общении, как с позиции говорящего, так и с позиции слушающего, относится

    когнитивный стиль деятельности. /9/ Это целая система особенностей

    познавательной, прежде всего аналитико-синтетической деятельности (С.Л.

    Рубинштейн) /9/ Когнитивный стиль – есть устойчиво проявляемая в меняющихся

    ситуациях, и в частности в коммуникативных ситуациях, специфика

    познавательной деятельности. Разграничиваются два полярных стиля – с низкой

    и высокой дифференциацией. Данные многих исследований свидетельствуют о

    том, что субъекты с низкой психологической дифференциацией предпочитают

    межличностную и групповую деятельность индивидуальной, они более успешны в

    общении (Н.П. Иванов). /9/ Люди с высокой дифференциацией когнитивных

    структур проявляют большее понимание другого человека.

    Достаточно большие затруднения вызывает отсутствие или низкий уровень

    эмоциональной регуляции, проявляющиеся в неконтролируемой реакции партнеров

    общения друг на друга, на всю коммуникативную ситуацию. Стрессером может

    быть деятельность, партнер или сам говорящий (Н.В. Витт). /9/ В зависимости

    от этого меняется общая тональность общения, интонационная, лексико-

    грамматическая характеристика текста, невербальные средства.

    Соответствие индивидуально-психологических особенностей, включающие

    интеллектуальные, эмоциональные, поведенческие, личностные проявления,

    могут как облегчить, так и затруднить общение.

    Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина, считают, что причинами трудностей общения

    являются: неблагополучные отношения в семье, которые проявляются в

    непоследовательности и противоречивости воспитания. /13/ Также причинами,

    по их мнению, могут стать психофизиологические нарушения, соматические и

    наследственные заболевания. Часто признаком заболевания является отказ от

    контактов с людьми, избегание любого общения, уход в себя, замкнутость и

    пассивность. Возможно проявление повышенной возбудимости с агрессивностью,

    драчливостью, повышенная склонность к конфликтам, мстительность, стремление

    причинить боль.

    Трудности в общении испытывают люди с двигательной расторможенностью,

    со склонностью к резким колебаниям настроения, плаксивостью, мнительностью.

    На особенности общения влияет тип нервной системы, который в темпераменте.

    Для сангвиников – повышенная активность, богатство мимики и движений,

    эмоциональность, впечатлительность, контактность с людьми, хотя нет

    постоянства в своих привязанностях. /13/

    Кон И.С. считает, что самая распространенная трудность общения

    подростков и молодых людей – это застенчивость. /14/ Из 2500 опрошенных

    американских студентов в возрасте от 18 до 21 года (Р. Пильконис, Ф.

    Зимбардо) 42% считает себя застенчивыми, причем 60% из них рассматривают

    застенчивость, как серьезную трудность /15/.

    Кон И.С. утверждает, что те, кто считает себя застенчивым, отличаются

    пониженным уровнем экстраверсии, они менее способны контролировать и

    направлять свое сомиальное поведение, более тревожны, склонны к невротизму

    и переживают больше коммуникативных трудностей. /14/ Чтобы общение

    протекало в нормальном русле, по мнению Кона И.С., подросткам надо

    избавляться от их застенчивости. /14,15/ Зимняя И.С. называет еще одну

    область коммуникативных затруднений – это межличностные отношения. В их

    основе лежат симпатия (антипатия), принятие (непринятие), совпадение

    ценностных ориентаций и их расхождение, совмещенность или различие

    когнитивных и в целом индивидуальных стилей деятельности общения.

    Все это и многое другое могут облегчить или затруднить взаимодействие

    людей, вплоть до его прекращения. /9/

    Важной межличностной особенностью партнеров, вызывающей затруднения в

    общении, является доминирование того или другого личностного состояния у

    каждого из них. /9/

    Отмечается, что проявлениязатрудненности общения, обусловленные

    фактором межличностных отношений, обнаруживаются в форме изменения стилей

    делового общения. По данным исследований /9/, среди факторов затруднения

    общения межличностные отношения занимают I место.

    Поварницына Л.А. выделяет шесть групп трудностей общения /23/

    1 группа – трудности, связанные с неумением вести себя, незнанием что

    и как сказать;

    2 группа – трудности, связанные с непониманием и неприятием партнера

    общения;

    3 группа – трудности, вызванные непониманием партнера общения, т.е.

    недостаточной сформированностью собственной перцептивной стороны общения;

    4 группа - трудности, связанные с переживанием неудовольствия, даже

    раздражения по отношению к партнеру;

    5 группа – трудности, вызванные общей неудовлетворенностью человека

    общением.

    Таким образом, анализируя причины, вызывающие затруднения в общении,

    можно сделать вывод, что частыми причинами затруднений общения могут, по

    мнению исследователей /2,5,6,7,11,12,23/, выступать индивидуально-

    психологические особенности общения, включающие интеллектуальные, волевые,

    личностные проявления человека. Как влияют личностные особенности человека

    на уровень общения, рассматривается во 2 главе.

    II. Экспериментальное психологическое изучение коммуникативных способностей

    подростков с целью выявления причин, вызывающих трудности в общении.

    II.1. Цели и задачи исследования.

    Целью данной работы является изучение коммуникативных способностей

    подростков для выявления причин, вызывающих затруднения в общении.

    Задачи исследования:

    I. Изучение уровня коммуникационных способностей с помощью методики

    КОС-1 до и после проведения коррекционной работы.

    II. Изучение личностных способностей испытуемых с помощью теста

    Коттела.

    III. Сравнение выявленных показателей экспериментальной группы и

    установление зависимости коммуникативных способностей от личных

    особенностей испытуемых с целью выявления основных причин, вызывающих

    затруднения в общении.

    IV. Составление коррекционной программы по профилактике и преодолению

    трудностей общения в подростковом возрасте.

    Исследования проводились с ноября 1998 г. по март 1999 г.

    В эксперименте принимали участие учащиеся Кудехинской средней школы

    Порецкого района. На базе этой возрастной группы была сформирована

    экспериментальная группа. Количество испытуемых – 14 человек.

    В соответствии с целями и задачами проводимого исследования

    запланированы и осуществлены 3 этапа эксперимента:

    I ЭТАП – констатирующий.

    Диагностика коммуникативных способностей по методике КОС-1 и

    личностных особенностей испытуемых по методике Кеттела.

    II ЭТАП – формирующий.

    Составление и выполнение программы психокоррекционных игр по

    профилактике и преодолению трудностей общения подростков в

    экспериментальной группе.

    III ЭТАП – контрольный.

    Повторная диагностика коммуникативных способностей по методике КОС-1 в

    экспериментальной группе.

    В соответствии с поставленными задачами I этап эксперимента разбит на

    2 серии:

    1 серия – направлена на изучение коммуникативных особенностей

    испытуемых.

    2 серия – направлена на изучение личностных особенностей испытуемых.

    II.2. Методики исследований.

    1. Методика "Тест Кеттеля"

    (сокращенный вариант) /29/

    Тестирование особенностей характера. Испытуемому предлагается в каждом

    вопросе выбрать один из трех вариантов ответа и указать буквы (a,b,c)

    выбранного ответа около номера вопроса. Располагать ответы на вопросы по

    указанному образцу, строго придерживаться предложенного расположения

    номеров вопросов.

    | |a |b |c | | | | | |79. |Итог |Средне|Поясне|

    | | | | | | | | | | | |е |ние |

    | | | | | | | | | | | |значен| |

    | | | | | | | | | | | |ие | |

    | | | | | | | | | | | | | |

    | | | | | | | | | | | | | |

    | | | | | | | | | | | | | |

    | | | | | | | | | | | | | |

    | | | | | | | | | | | | | |

    | | | | | | | | | | | | | |

    | | | | | | | | | | | | | |

    | | | | | | | | | | | | | |

    | | | | | | | | | | | | | |

    | | | | | | | | | | | | | |

    | | | | | | | | | | | | | |

    | | | | | | | | | | | | | |

    Вопросы.

    1. Если бы я сказал, что небо находится "внизу" и зимой "жарко", я

    должен был бы назвать преступника:

    a) бандитом;

    b) святым;

    c) тучей.

    2. Когда я ложусь спать, я:

    a) засыпаю быстро;

    b) нечто среднее;

    c) засыпаю с трудом.

    3. Если бы я вел машину по дороге, где много других машин, я предпочел

    бы:

    a) пропустить вперед большиство машин;

    b) не знаю;

    c) обогнать все идущие впереди машины.

    4. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка:

    a) верно;

    b) трудно сказать;

    c) неверно.

    5. Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно рады

    меня видеть:

    a) верно;

    b) иногда;

    c) нет.

    6. Я скорее занимался:

    a) фехтованием и танцами;

    b) затрудняюсь сказать;

    c) борьбой и баскетболом.

    7. Меня забавляет, что то, что люди делают, совсем не похоже на то,

    что они потом рассказывают об этом:

    a) да;

    b) иногда;

    c) нет.

    8. Когда друзья подшучивают надо мной, я обычно смеюсь со всеми и

    вовсе не обижаюсь:

    a) да;

    b) не знаю;

    c) нет.

    9. Если мне кто-нибудь нагрубит, я могу быстро забыть об этом:

    a) верно;

    b) не знаю;

    c) неверно.

    10. Мне больше нравятся новые способы в выполнении какой-либо работы,

    чем придерживаться испытанных приемов:

    a) верно;

    b) не знаю;

    c) неверно.

    11. Когда я планирую что-нибудь, я предпочитаю делать это

    самостоятельно, без чьей-либо помощи:

    a) верно;

    b) иногда;

    c) нет.

    12. Я думаю, что я менее чувствительный и менее возбужденный, чем

    большинство людей:

    a) верно;

    b) затрудняюсь сказать;

    c) неверно.

    13. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения:

    a) верно;

    b) не знаю;

    c) неверно.

    Конец первого столбца.

    14.Я думаю, что слово, противоположное по смыслу противоположности

    слова "неточный" – это:

    a) небрежный;

    b) приблизительный;

    c) неверно.

    15. У меня всегда хватает энергии, когда мне это необходимо:

    a) да;

    b) трудно сказать;

    c) нет.

    16. Меня больше раздражают люди, которые:

    a) своими грубыми шутками вгоняют людей в краску;

    b) затрудняюсь ответить;

    c) создают неудобство для меня, опаздывая на условленную встречу.

    17. Я думаю, что:

    a) не все надо делать одинаковой тщательно;

    b) затрудняюсь сказать;

    c) любую работу надо выполнять одинаково тщательно, если вы за нее

    взялись.

    18. Мне всегда приходится преодолевать смущение:

    a) да;

    b) возможно;

    c) нет.

    19. Мои друзья чаще:

    a) советуются со мной;

    b) делают и то и другое поровну;

    c) дают мне советы.

    20. Если приятель обманывает по мелочам, я скорее предпочитаю сделать

    вид, что не заметил этого, чем разоблачить его:

    a) да;

    b) иногда;

    c) нет.

    21. Я не могу равнодушно слушать, как другие люди высказывают мдеи,

    противоположные тем, в которые я твердо верю:

    a) верно;

    b) затрудняюсь ответить;

    c) неверно.

    22. Меня волнуют прошлые поступки и ошибки:

    a) да;

    b) не знаю;

    c) нет.

    23. Если бы я одинаково хорошо умел и то и другое, то я бы предпочел:

    a) играть в шахматы;

    b) трудно сказать;

    c) играть в городки.

    24. Мне нравятся общительные компанейские люди:

    a) да;

    b) не знаю;

    c) нет.

    25. Я настолько осторожен и практичен, что со мной случается меньше

    неприятных неожиданностей, чем с другими людьми:

    a) да;

    b) трудно сказать;

    c) нет.

    26. Я могу забыть о своих заботах и обязанностях, когда мне это

    необходимо:

    a) да;

    b) иногда;

    c) нет.

    Конец второго столбца.

    27. Какое слово не связано с другим:

    a) кошка;

    b) близко;

    c) солнце.

    28. То, что в некоторой степени отвлекает мое внимание:

    a) раздражает меня;

    b) нечто среднее;

    c) не беспокоит меня совершенно.

    29. Если бы у меня было много денег, то я:

    a) позаботился бы о том, чтобы не вызывать к себе зависти;

    b) не знаю;

    c) жил бы, не стесняя себя ни в чем.

    30. Люди должны делать больше, чем они делают сейчас, требовать

    соблюдения законов морали:

    a) да;

    b) иногда;

    c) нет.

    31. Мне говорили, что ребенком я был:

    a) спокойным и мог остаться один;

    b) не знаю;

    c) живым и подвижным.

    32. Мне нравилась бы практическая повседневная работа с различными

    установками и машинами:

    a) да;

    b) не знаю;

    c) нет.

    33. Я думаю, что большинство свидетелей говорят правду, даже если

    нелегко для них:

    a) да;

    b) трудно сказать;

    c) нет.

    34. Я стараюсь смеяться над шуткам не так громко, как это делает

    большинство людей:

    a) верно;

    b) не знаю;

    c) неверно.

    35. Я никогда не чувствую себя таким несчастным, что хочется плакать:

    a) верно;

    b) не знаю;

    c) неверно.

    36. В музыке я наслаждаюсь:

    a) маршами в исполнении военных оркестров;

    b) не знаю;

    c) скрипичным соло.

    37. Я бы скорее предпочел провести летний месяц:

    a) в деревне с одним или двумя друзьями;

    b) затрудняюсь сказать;

    c) возглавляя группу в туристическом лагере.

    38. Усилия, затраченные на составление планов:

    a) никогда не лишние;

    b) трудно сказать;

    c) не стоят этого.

    39. Необходимые поступки и высказывания моих приятелей в мой адрес не

    обижают меня и не огорчают:

    a) верно;

    b) не знаю;

    c) неверно.

    Конец третьего столбца.

    40. Дом так относится к комнате, как дерево:

    a) к лесу;

    b) растению;

    c) листу.

    41. То, что я делаю, у меня не получается:

    a) редко;

    b) иногда;

    c) часто.

    42. В большинстве дел я:

    a) предпочитаю рискнуть;

    b) не знаю;

    c) предпочитаю действовать наверняка.

    43. Мне больше нравится человек:

    a) большого ума, будь он даже ненадежен и непостоянен;

    b) трудно сказать;

    c) со средними способностями, но зато умеющих противостоять всяким

    соблазнам.

    44. Я принимаю решения:

    a) быстрее, чем большинство людей;

    b) не знаю;

    c) медленнее, чем другие люди.

    45. На меня большое впечатление производят:

    a) мастерство и изящество;

    b) трудно сказать;

    c) сила и мощь.

    46. Я считаю, что я человек, склонный к сотрудничеству:

    a) да;

    b) нечто среднее;

    c) нет.

    47. Я предпочитаю:

    a) решать вопросы, касающиеся лично меня, сам;

    b) затрудняюсь ответить;

    c) советоваться с друзьями.

    48. Если человек не отвечает сразу после того, как я что-нибудь

    сказал, то я чувствую, что, должно быть, сказал какую-нибудь глупость:

    a) верно;

    b) не знаю;

    c) неверно.

    49. В школьные годы я больше всего получил знаний:

    a) на уроках;

    b) трудно сказать;

    c) читая книги.

    50. Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности:

    a) верно;

    b) иногда;

    c) неверно.

    51. Когда вопрос, который надо решить, очень труден и требует от меня

    много усилий, я стараюсь:

    a) заняться другими вопросами;

    b) затрудняюсь ответить;

    c) еще раз попытаюсь решить этот вопрос.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.