МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Неврозы детей. Причины и следствия

    Неврозы детей. Причины и следствия

    РОССИЙСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    РЕФЕРАТ

    по курсу КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

    на тему: “НЕВРОЗЫ ДЕТЕЙ, ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ”

    1997 год, Москва

    РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

    СОДЕРЖАНИЕ:

    1. Введение

    2. Мнение о проблеме детских неврозов: А.И.Захаров

    3. Выводы: невроз детей - можно ли избежать?

    4. Библиография

    1. ВВЕДЕНИЕ

    Данная тема по своей актуальности заслуживает внимания не только

    специалистов в области детской невропатологии, но и, прежде всего,

    родителей, воспитателей детских садов, учителей. С каждым годом возрастает

    количество детей, которым поставлен диагноз какого-либо нервного

    заболевания. По данным исследований А.И.Захарова к окончанию младшей школы

    здоровых детей меньше половины. Причины такого явления кроются не только в

    сложной социальной обстановке, но на много глубже.

    Опасность этого заболевания кроется не в его тяжести или неизлечимости

    (невроз - излечим), а в отношении к этому заболеванию. Большинство

    родителей просто не обращают на первые признаки неврозов или нервных

    расстройств у своих детей, вторая часть - если и обращает внимание, то

    относится достаточно поверхностно (“само пройдет”), и лишь незначительная

    часть предпринимает реальные действия для исправления положения. По мнению

    школьных педагогов и психологов к средним классам диагноз нервного

    расстройства можно поставить большинству детей, а фактически здоровыми

    можно назвать лишь единицы. Если учесть, что невроз появляется не в

    школьном возрасте, а гораздо раньше, и к школьному возрасту часть детей

    приходят с устойчивыми нервными нарушениями, то можно сделать печальные

    выводы.

    Пословицы говорят: “Посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь

    характер - пожнешь судьбу”, “Привычка - вторая натура”. Народная мудрость

    тонко подметила связь между образом жизни, который закладывается еще в

    детстве, и отношениями человека с окружающими его людьми, из которых

    действительно складывается его судьба. Если ребенку в детстве родители

    постоянно внушали, что он:” тюфяк, разгильдяй, оболтус”, то рано или поздно

    в это начинает верить. Но сначала внутри ребенка происходит конфликт,

    потому что он знает, что он не такой плохой, что он старается порадовать

    своих родителей, а они этого не замечают, стараясь подогнать ребенка под

    свои мерки. Из этого конфликта “вытекает” нервное напряжение, с которым

    ребенок под час не может справиться. Возможно два варианта решения ребенком

    этой проблемы: либо он приспособиться под непомерные требования взрослых и

    спрячет свои личностные качества, но будет вынужден искать механизм защиты

    собственного “Я” доступными для него способами, либо он будет

    сопротивляться, что породит множество конфликтов с родителями. И то и

    другое неизбежно приведет к повышенному нервному напряжению, а если

    родители не сменят свою “воспитательную политику”, то у ребенка возникнет

    нервное расстройство, невроз, который подрастающий человек понесет с собой

    во взрослую жизнь. Напрашивается закономерный вопрос: вырастут ли эти дети

    полноценными личностями, будут ли они удачливы и счастливы? Напрашивается

    соответствующий ответ. В книге Вл. Леви “Нестандартный ребенок”*

    описывается случай, когда родители обратились к психологу по поводу своего

    ребенка: мальчик перестал убирать свою постель. Сколько лет вашему

    мальчику? - спросил психолог. 25 - ответили родители - он уже 3 года как

    женат. Причина оказалась лежала на поверхности - родители воспитывали

    своего ребенка так, как хотелось им, принудили поступить в институт по их

    выбору. Вот “ребеночек” и взбунтовался.

    Судя по масштабу распространения этой проблемы - в недалеком будущем

    нам грозит “полная невротизация населения”. Общество состоящее в

    большинстве своем из невротиков не сможет гармонично существовать в

    дальнейшем. Чем может обернуться проблема детских неврозов в дальнейшем,

    говорить не приходится.

    Вл.Леви “нестандартный ребенок” М., 1989год

    Может показаться, что я сгущаю краски и рисую апокалиптическое

    будущее. Да, проблема важна, очень. Но все больше родителей придает

    значение здоровью своих детей и своих семей в целом. К сожалению,

    большинству из них приходится действовать методом проб и ошибок, но самое

    главное - они хотят вырастить здоровых детей. Задумываются о профилактике

    детских нервных заболеваний и стараются не допускать их. Никто не спорит -

    современная жизнь стала сложной, лишенной стабильности и полна стрессов. В

    данных условиях жить и растить новое поколение будет легче только здоровому

    человеку и физически, и морально, но в первую очередь психически.

    Современная семья “представляет собой не застывшую социальную

    организацию, а динамическую микросистему, постоянно находящуюся в

    диалектическом развитии. Общеизвестны определенные изменения, происшедшие в

    структуре семьи: уменьшение размеров семьи и количества детей, уменьшение

    роли старшего брата и сестры, исчезновение резкой дифференциации между

    членами семьи в целом” - пишет А.И.Захаров в книге “Неврозы детей”*. Сюда

    же можно добавить и смешение половых ролей в обществе: становится все более

    заметна феминизация мужчин и, обратно, мускулюнизация женщин. Мужчины все

    больше отстраняются от воспитания собственных детей (хотя надо отметить,

    эта тенденция существовала и раньше), стараются сложить с себя как можно

    больше ответственности за этот процесс. Женщины предлагают своим детям

    стереотип модели поведения (согласно половой дифференциации в обществе), не

    соответствующий действительности: для мальчиков - образец смеси

    “прекрасного принца” и “Шварценегера”, не подкрепленный личным примером

    отца, для девочек до сих пор действует стереотип поведения скромной,

    домовитой женщины, хотя перед глазами ежедневно пример собственной матери,

    не соответствующий реальной женщине в современном обществе.

    Современные социальные психологи отмечают изменения происшедшие в

    нынешней семье. Намечается тенденция к формированию нового типа семьи.

    Отношения между родителями изначально в семье строятся скорее на принципах

    товарищества, нежели на принципах главенства того или иного члена семьи (по

    патриархальному или матриархальному укладу). Но процесс становления новой

    семьи труден и болезнен, так как новые роли еще не до конца освоены: мужчин

    в семье еще тянет стукнуть кулаком по столу и сказать: ”Кто в доме

    хозяин?”, женщины, воспитанные старшим поколением в ином ключе, вынуждены

    приспособиться к современным условиям и вести себя более активно , тоже

    претендуют на роль главы семьи. Множество семей распадается, не перейдя 5-

    летний рубеж существования. Но так как в большинстве семей уже есть дети,

    то прежде всего они расплачиваются за ошибки взрослых. Что, в свою очередь,

    способствует возникновению неврозов и других нервных заболеваний детей.

    На мой взгляд, причины сложных взаимоотношений между родителями и

    детьми, а, в свою очередь и в большинстве случаев, причины повышенной

    нервозности детей, кроются в несостоятельности родителей, не способности

    выполнять материнские и отцовские обязанности из-за инфантилизма людей,

    создающих семью. Современные родители по инерции продолжают жить своими

    проблемами, не задумываясь о судьбе своих детей. Современные родители, по

    определению Дж.Пирса, “рассоединенные” , они существуют рядом, но не

    вместе. Каждый из членов семьи занимается своими проблемами, забывая, что

    ребенок нуждается в постоянном любви, внимании и заботе, понимании своих

    проблем, которых у него много. Вместо этого современные родители стараются

    как можно раньше переложить воспитание собственного ребенка на детские

    учреждения, занимаясь тем временем собственной карьерой и собственной

    жизнью. Что в свою очередь не способствует здоровью ребенка во всех

    * А.И.Захаров “Неврозы у детей” Изд-во Дельта, СПб ,1996г, стр.18

    отношениях. Предвижу возражения, что современная жизнь заставляет принимать

    решения, не соответствующие собственным стремлениям. На что могу ответить:

    компромисс можно найти всегда, было бы желание. Термин “Воссоединение в

    родительстве”, предложенный ,Дж.Пирсом*, на самом деле - актуальное

    требование к современной семье, реально выполнимое в современных условиях.

    Оно поможет предотвратить большинство случаев нервных заболеваний детей,

    что в свою очередь обеспечит психическое здоровье подрастающего поколения.

    Дети уносят во взрослую жизнь тот стереотип отношений, который

    закладывается в детстве. Если малыш часто видит ссоры родителей, то в

    последствии принимает их за норму жизни, вырабатывает привычку к подобным

    отношениям. Став, в свою очередь родителем, подсознательно реализует

    заложенное в детстве представление в собственной семье. По моему мнению, в

    современную школьную программу надо включить предмет “Родительство”, обучая

    , что называется “с младых ногтей” премудростям этой сложной науки. Так как

    пока что редкую нынешнюю семью можно взять за пример для подражания -

    гармония семейных отношений вероятнее всего создаст благоприятную почву для

    воспитания гармоничной личности (конечно, ни кто не застрахован от ошибок).

    ______________________

    Дж.Пирс “Волшебный ребенок вырастает” Самиздат

    2. МНЕНИЕ О ПРОБЛЕМЕ ДЕТСКИХ НЕВРОЗОВ: А.И.ЗАХАРОВ

    По мнению А.И.Захарова существуют несколько видов неврозов. В своей

    книге “Неврозы у детей” он перечисляет их в следующем порядке:

    1. Невроз страха *. Пример девочки 6-ти лет описывает данный вид

    невроза.

    “Мы знаем, что, когда возникают такие состояния, чаще всего речь идет

    о страхе смерти. Он проявляется в той или иной степени у всех детей в

    возрасте 5-6 лет. ... Как правило, дети сами справляются с подобными

    переживаниями; но только в том случае, если в семье существует

    жизнерадостная эмоциональная атмосфера... А если ребенок и прежде был

    беспокойным , то подобное беспокойство резко усиливает возрастной страх

    смерти, и вот вам набор невротических страхов, как у этой девочки ( боязнь

    лифта, пожара, огня, болезни, машин и т.д.). Все эти страхи мотивированы,

    по существу, одним: боязнью, что может что-то случиться. В своем

    максимальном выражении это “что-то” означает смерть: от пожара, болезни и

    т.д. ...Источником подобных страхов была мать, тревожная по характеру, и

    всего этого боявшаяся в детстве”.

    А.И.Захаров видит причину передачи материнских страхов дочери в такой

    особенности психологического развития ребенка, как “феномен ролевой

    идентификации “ - в возрасте 4-5 лет девочки хотят в играх изображать себя

    мамой, мальчики 5-8 лет - отца.

    Так и в данном случае девочка подсознательно, незаметно усвоила

    материнский способ поведения.

    2. Неврастения *.

    “Болезненное перенапряжение психофизиологических возможностей ребенка.

    Он не в силах соответствовать завышенным требованиям окружающих и заранее

    считает себя не способным справиться с любыми предстоящими трудностями”.

    Чаще всего это происходит от неспособности родителей принять ребенка

    таким, каков он есть на самом деле. Ребенок, в свою очередь не может

    понять, почему родители так строги к нему, ведь он так старается делать то,

    что они требуют. Противоречия самих родителей приводят ребенка к нервному

    перенапряжению, неврастении. Говорить о здоровой психике ребенка не

    приходится - конфликт родителей с ребенком, воспринимается последним, как

    собственная неполноценность. На самом деле, приходится удивляться терпению

    детей в таких ситуациях. По словам Захарова, родители по его просьбе

    подсчитали сколько замечаний в день они сделали своему ребенку: около 300

    противоречивых требований ( не просьб, обращений, а требований и приказов).

    Другой причиной подобного невроза может быть переключение внимания

    родителей на другого ребенка, появившегося в семье, неспособность самих

    родителей равномерно распределять внимание между всеми детьми в семье.

    Часто, упреки в адрес старшего (в такой ситуации реже бывает наоборот)

    ребенка бывают несправедливы и мотивированы тем, что “он старший, на нем

    больше ответственности, он сам должен понимать”. Как правило оборачивается

    такая ситуация нервными срывами, тиками, а в худших случаях неприкрытой

    агрессией к младшему брату или сестре. Так страдающий ребенок понимает

    причину снижения своего рейтинга у родителей.

    А.И.Захаров “Неврозы у детей” . Невроз страха -стр.61

    неврастения -

    стр.66

    3. Истерический невроз*.

    “Его внешние проявления, видимо, знакомы всем: ребенок чрезмерно

    капризен, то и дело устраивает истерики, падает на пол, бьется. Но подобный

    невроз надо отличать от патологии характера, которая бывает в более старшем

    возрасте”. Можно добавить: надо отличать от педагогической запущенности, но

    причина - та же. Родители до определенного момента потакали возрастающим

    требованиям чада, но потом ввели ограничения, поступив непоследовательно -

    ведь ребенок не понимает смену логики родителей. “Главное отличие: ребенок

    не хочет быть таким; он устраивает сцены, хотя и страдает от этого. Но

    ничего с собой не может сделать, это происходит помимо его воли”.

    Причины возникновения такого поведения Захаров видит в вышеуказанной

    причине: непоследовательность в воспитании родителей и ближайшего окружения

    - бабушек и дедушек. За примером далеко обращаться не надо, он взят из

    жизни. Приехала свекровь, которая видит своего внука раз в год, решила

    проявить “педагогическую чуткость. “Ребенку нельзя говорить нет” - сказала

    она мне. Ребенок требовал достать специально спрятанные от него сладости

    перед обедом. Малыш почувствовал, что здесь он не получит сопротивления,

    заставил бабушку поднять его на нужную высоту и сам достал искомое. Перед

    этим устроив небольшую истерику для острастки. Хуже было, когда бабушка

    уехала - невозможно было объяснить, почему ему запрещают то, что вчера

    разрешили.

    Другую причину истерического невроза Захаров называет обратную сторону

    такой ситуации: не повышенное внимание к ребенку, а наоборот, полное

    отсутствие такового. Дети, лишенные эмоционального внимания, по мере

    накопления дефицита внимания устраивают демонстрации. Но, как правило,

    натыкается на стену непонимания - всегда тихий и незаметный ребенок

    превращается в неуправляемого буяна. “Ты нам такой не нравишься” - как бы

    говорят родители. Таких детей называют “невостребованными”.

    На самом деле проблема “невостребованных детей” характерна для

    поколения 60-80х годов, когда молодые родители были заняты устройством

    личной жизни и карьеры, лишь у малого количества родителей была возможность

    заниматься домашним воспитание детей, остальные были лишены такой

    возможности, вынуждены были отдавать своих детей в детские ясли и сады.

    Можно сказать - веяние времени.

    4. Невроз навязчивых состояний*.

    Последний невроз, описанный Захаровым. “...Обычно проявляется в более

    старшем школьном возрасте”. Состояния, при которых ребенок испытывает

    потребность совершать какие-либо действия, так как, по его мнению, это

    несет в себе защитные элементы. На самом деле, это и является механизмами

    защиты, как тики, однообразные движения, или респираторные явления (по

    мнению В.И.Гарбузова).

    Корни этого невроза - те же, семейные отношения, вернее их нарушения.

    Повышенная требовательность родителей, требовательность - ради требований,

    принципиальность - вопреки здравому смыслу. Родители требуют

    беспрекословного подчинения от ребенка, воспитание напоминает муштру. У

    детей в таких семьях возникает мнительность, боязнь нарушить требования

    родителей (о взрослых, выросших в таких условиях говорят: ”Пуганная ворона

    куста боится”).

    *А.И.Захаров “Неврозы у детей” Истерический невроз - стр.69

    Невроз

    навязчивых состояний - стр.70

    3. ВЫВОДЫ: НЕВРОЗ ДЕТЕЙ - МОЖНО ЛИ ИЗБЕЖАТЬ?

    А.И.Захаров видит причины детских неврозов в несовершенстве семейных

    отношений. Но, таким образом, проблема становится похожа на замкнутый круг:

    родители несут из своего детства свои страхи проблемы, перекладывая их на

    плечи порастающих детей, те в свою очередь - на плечи своих детей. И так

    можно продолжать долго, пока кто-либо из этой цепочки не остановится и не

    задумается, как исправить это положение. Сознательное родительство, то есть

    полное осознание свей ответственности как родителя и воспитателя многим

    мамам и папам помогло решить проблемы своей семьи и растить своих детей

    относительно здоровыми. Дети, чувствуя в родителях, прежде всего любовь,

    находя опору и понимание более безболезненно проходят кризисные моменты

    своей жизни.

    Очень важный момент, которому Захаров придает большое значение -

    период до рождения ребенка. Насколько ребенок будет желанным в семье, в

    каком состоянии находится сама семья на момент появления ребенка в семье.

    Старинная притча говорит: когда к древнему мудрецу пришли молодые

    родители, ребенку которых было 10 дней, и спросили: “Когда нам начинать

    воспитывать своего ребенка?” На что мудрец им ответил: “Вы опоздали на 9

    месяцев и 10 дней”.

    На самом деле, никто не требует совершенства от родителей, все имеют

    право на ошибки, но многих из них можно было бы избежать. Для начала решить

    собственные проблемы и проблемы взаимоотношений в семье. Ясное понимание

    такого решения в будущем гарантирует и психическое здоровье ребенка в

    семье, а так же гарантия, что большинство ваших проблем не перейдут

    бесполезным багажом в жизнь наших внуков.

    Не менее важно понимание чувства меры - “Ничто не яд, ничто не

    лекарство - главное мера”. Избыток неоправданного внимания, этакое

    “всевидящее око”, родителей может породить в ребенке неуверенность в

    собственных силах, различные комплексы, так же может привести к

    возникновению невроза. Адекватное отношение к возрасту ребенка (кстати,

    большинство родителей не может спокойно принять темпы взросления

    собственных детей - здесь возможны полярные мнения, то им кажется, что

    ребенок еще слишком маленький, то предъявляются требования, не

    соответствующие возрасту ребенка) - сложность, которую не многие могут

    преодолеть спокойно. Понимание и уважение к личной жизни ребенка

    соблюдается далеко не всеми родителями, но это относится уже к разделу

    этики самих родителей.

    Многие родители воспринимают собственного ребенка, как еще один шанс

    для воплощения собственных амбиций и нереализованных возможностей. Как и

    чем расплачиваются дети таких родителей, по-моему, не требуется

    рассказывать.

    Действительно, перечислять причины детских неврозов можно долго.

    Главное понять, что причины нервных заболеваний детей кроются не в

    несовершенстве детской природы, а в ошибках воспитания. Некоторые родители,

    водя своих детей по врачам, допытываясь, отчего у ребенка тик, энурез,

    заикание, страхи, говорят о посторонних причинах заболевания. Но поступая

    так, валят “с больной головы на здоровую” - если здесь уместен такой

    каламбур. Первопричина в них самих. Не состоятельность как родителей.

    Конечно, нельзя забывать, что спровоцировать выход невроза “на

    поверхность” может какой угодно напряженный момент - облаяла собака, резко

    просигналила машина, несправедливость учителя, но надо помнить, что основа

    закладывается в раннем детстве.

    Сложности семейных отношений не должны служить поводом для оправдания

    собственной невнимательности к своим же детям.

    В кабинете у моего отца висел плакат: “Кто хочет работать - работает,

    кто не хочет - ищет оправдания собственной бездеятельности”. Перефразируя,

    можно сказать: “Кто хочет вырастить гармоничного ребенка - прикладывает

    усилия для достижения своей цели, кто хочет заниматься только собой - ищет

    оправдания собственной бездеятельности”.

    Говоря о детских неврозах, надо постоянно помнить, что это заболевание

    получают в виде наследства от своих собственных родителей. А.И.Захаров

    постоянно подчеркивает, что неврозы у детей - заболевания не генетические,

    но обусловлены состоянием родителей на момент рождения малыша.

    БИБЛИОГРАФИЯ:

    1. А.И.ЗАХАРОВ “НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ”, изд-во “Дельта” , СПб, 1996 год

    2. В.И.ГАРБУЗОВ “НЕРВНЫЕ ДЕТИ” Ленинград 1990 год (?)

    3. В.ЛЕВИ “НЕСТАНДАРТНЫЙ РЕБЕНОК” Москва 1989 год.

    4 Дж.ПИРС “ВОЛШЕБНЫЙ РЕБЕНОК ПОДРАСТАЕТ” , Самиздат.


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.