Номотетическое моделирование социально-психологической процессов
теория психических процессов, позволяющая выводить и экспериментально
верифицировать номотетические модели таких процессов;
- впервые благодаря социально-психологическим расширениям теории
выделены основные факторы, которые необходимо учитывать при построении
номотетических моделей, строго определены отличительные признаки и
характеристики социальных ситуаций, выделены базовые типы социально-
психологических процессов, определены закономерности взаимосвязей развития
ситуации и характеристик психических процессов её участников, созданы
алгоритмы построения и практического использования номотетических моделей
социально-психологических процессов;
- из расширенной теории выведены номотетические модели конкретных
социально-психологических процессов, а именно, поведения людей в
критических социальных ситуациях, изменения имиджа под воздействием
негативной информации, взаимодействия составляющих имиджа политика, а также
схематические модели поведения тестируемых при проведении
психодиагностических процедур, возникновения намерений, эмоций и чувств в
трудных жизненных ситуациях.
Теоретическая значимость исследования определяется:
- полнотой и адекватностью теоретических конструкций
математизированной синтетической теории психических процессов;
- полнотой и адекватностью социально-психологических расширений
теории;
- доказанными в рамках теории утверждениями, в частности законами
наилучшей семантической конфигурации, когнитивной сложности и др.
- выявлением новых видов психических процессов, а именно логической
или Х-интуиции;
- выявлением новых возможностей построения психодиагностических
процедур.
Практическая значимость исследования определяется:
- построением номотетических моделей (понимания и изменения имиджа
при получении негативной информации), позволивших создавать компьютерные
программы, которые обеспечивают основу внедрения вычислительного
эксперимента в общей и социальной психологии в качестве нового мощного
метода научного исследования;
- разработкой и реализацией экспериментальных исследований влияния
семантических конфигураций на скорость и точность воспроизведения
сравниваемого, разработкой и экспериментальной верификацией системы приёмов
эффективного решения творческих задач, созданием и верификацией модели
влияния эмоциональных оценок на когнитивную сложность имиджа, созданием
моделей намерений и чувств;
- построением модели поведения испытуемого при проведении
психодиагностических процедур, выявлением условий и построением общего
алгоритма получения достоверной психодиагностической информации;
- построением и экспериментальной верификацией модели поведения людей
в трудных и критических социальных ситуациях;
- построением модели и выявлением условий возникновения и переживания
счастья.
Положения, выносимые на защиту.
1. Математизированная синтетическая теория психических процессов,
предлагаемая в качестве основы номотетического моделирования:
. достаточно полна и развита;
. верифицируема и гибка;
. имеет экспериментальные обоснования;
. обладает прогностичностью.
2. Социально-психологические расширения данной теории позволили: выделить
основные факторы, которые необходимо учитывать при построении
номотетических моделей; строго определить отличительные признаки и
характеристики социальных ситуаций; выделить базовые типы социально-
психологических процессов; определить закономерности взаимосвязей развития
ситуации и характеристик психических процессов её участников; создать
алгоритмы построения и практического использования номотетических моделей
социально-психологических процессов.
3. Построенные на основе расширенной теории номотетические модели
конкретных социально-психологических процессов, в частности, поведения
людей в критических социальных ситуациях, формирования имиджа политика и
др. в свою очередь верифицируемы и подтверждаются экспериментальными
данными.
4. Указанные в п.3 модели конкретных социально-психологических процессов, в
частности, модель поведения людей в критических социальных ситуациях,
модель имиджа политического деятеля и др. обладают свойствами
номотетических моделей, а стало быть, являются и теоретически и практически
полезными.
5. Созданные в данном исследовании методы, прежде всего новый для
психологии метод вычислительного эксперимента на математических моделях
индивидуальной психики, а также ряд исследовательских методик, в частности,
методики определения ценностей, убеждений и установок, неявных предпочтений
и т.д. позволяют выявлять значимые социально-психологические, личностные и
поведенческие характеристики и практически применимы.
Апробация и внедрение результатов исследования
Результаты исследования представлены в докладах на первой (2003) и
второй (2004) научно-практических конференциях «Человек в трудной жизненной
ситуации», на съезде российского психологического общества (1996), седьмом
всесоюзном съезде психологов СССР (1989) и более чем 10 других конференциях
и научно-практических семинарах.
Основное содержание диссертации
Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются
объект, предмет, цели и задачи исследования, формулируется гипотеза
исследования. Показываются научная новизна, теоретическая и практическая
значимость исследования. Формулируются положения, выносимые на защиту.
В первой главе представлены общенаучные методологические принципы, на
которых предполагается строить теорию и номотетические модели психических
процессов, и проведён краткий анализ наиболее распространённых
методологических воззрений на психологию, её методы и результаты.
Этот анализ показал, что целесообразно использовать в качестве
методологической основы моделировании социально-психологических процессов
принципы объективности, детерминизма и фальсифицируемости теоретических
построений.
Исследование в рамках номотетического моделирования должно обладать
внутренней, внешней и прогностической валидностью.
Основу методов и методик исследования, теоретических выводов и моделей
социально-психологических процессов в рамках номотетического моделирования
обеспечит научный метод, используемый в качестве нормы научной
деятельности.
Экспериментальные гипотезы – следствия психологической теории должны
быть содержательными, потенциально опровергаемыми и формулироваться в виде
взаимоисключающих альтернатив.
Сама психологическая теория должна быть максимально, насколько это
возможно исходя из современного уровня развития науки, полной, развитой и
гибкой. При этом она должна удовлетворять требованию фальсифицируемости.
В первой главе обозначены и описаны два основных направления развития
математических моделей психических процессов – создание экспертных систем и
разработка искусственных нейронных сетей. В рамках каждого из направлений
выделены и описаны наиболее перспективные модели: для первого направления
это – модели интеллектуальных агентов и много агентские системы (МАС); для
второго – CPN сети. Однако развитие моделей, как в рамках первого, так и
второго направления не способно привести к разработке теории,
обеспечивающей выведение номотетических моделей из-за коренных недостатков
каждого из подходов: необходимости специальной «экстракции» знаний для МАС
и необходимости построения достаточных множеств непротиворечивых обучающих
примеров для CPN.
Если активность индивида в ситуации осознана, упорядочена и
направлена, то есть основания говорить о постановке и решении задачи.
На основе литературных данных выделены базальные факторы, влияющие на
эффективность процесса решения, такие как мотивация, степень уверенности
индивида, широта зоны поиска, использование сложившихся взаимосвязей в
процессе решения задачи.
Во второй главе представлены основные определения, аксиомы, леммы и
теоремы математизированной синтетической теории психических процессов.
В этой главе описаны модели нескольких конкретных психических
процессов: подведения под понятие, автокинетической иллюзии, контекстного
восприятия, сравнения и воспроизведения объектов, а также экспериментальная
верификация каждой из этих моделей.
В математизированной синтетической теории психических процессов (МСТ)
постулируется, что все изучаемые психологией человека явления суть внешние
проявления функционирования четырёх психических систем индивида[1].
1. Это системы: знаний (обозначим Х-система), представлений (Y-
система), умений-действий (Q-система) и оценок (Z-система).
2. Каждой системе соответствует два пространства: пространство
состояний, имеющих содержательно-психологическую интерпретацию, и фазовое
пространство – пространство признаков. Для Y-системы пространство состояний
– пространство Y* , а пространство признаков - Y.
В Y* по некоторому правилу(подробнее см. п. 10.3 и п.10.4) выделены
подмножества ограниченно активных (предактуальных) и активных (актуальных)
Y*~А,t и Y*А,t состояний соответственно[2].
3. В конечномерных X, Y и Q пространствах локально задана евклидова
метрика. В Z-пространстве задана топология.
4. Для каждого пространства задано семейство случайных процессов с
дискретным временем и значениями в этом пространстве. Для Y-пространства –
процессы {(t}, для Y* - {(*t}.
Процессы в семействах синхронизированы и каждому шагу процесса
соответствует интервал физического времени одинаковый для всех процессов.
Процессы вида (t ( {(t} будем называть процессами блуждания.
Пространство Y поделено на локусы и каждый (t принимает значения в
своём локусе.
5. В каждый момент времени задано отображение Dt((), которое каждой
точке y ( Y* ставит в соответствие область Dt(y) ( Y. В Y* выделено
состояние (, для которого Dt(() = Y\UDt(y).
y(A
6. (y и (*t ( {(*t}, (t ( {(t}, (t(Dt((*t).
7. Расстоянием, проходимым Y-системой при попадании в состояние y (
Y*, y ( (, (*t = y называется расстояние между точками (t-1 и (t в фазовом
пространстве Y-системы. Если (*t-1 ( {(*t}, (*t ( {(*t}, и (*t-1 = i и (*t
= j, то означенное расстояние - (ij.
8. Совокупность расстояний {((i}, проходимых Y-системой при попадании
в i ( Y*, i ( ( в интервале времени от t0 до t определяет организованность
состояния i Ort(i), где
t0 = min(s( (s( s(( t)(( Y*А, s((Y*А,t).
9. Ort(i) вычисляется следующим образом. Определим функцию Or(() на
распределениях на R с плотностью p((): Or(p(()) = 1/L(, L( = min(u2
– u1), где
u2
(p(()d( = 1 - ( и ( постоянна на [t0,t], p((() – плотность для
семейства
u1
распределений.
Пусть Tm - минимальная достаточная статистика для
m
семейства распределений на Rm с плотностями (p(((i), (Tm) –
i=1
оценка максимального правдоподобия, причем если (Tm) определена
неоднозначно, то выбирается значение minOr(p).
Пусть {(k} = {(.i}, тогда
Ort(i) = min{Or(p(), (: P({Or(p(Tm)) > Or(p(Tm((1,… (m)))} ( (}.
10. (i ( ( область Dt(i) – шар. Радиус этого шара по множеству Y*А,t
обозначается D (i).
Пусть ta = maxY*А,t (Y*А, s.
Тогда D(i) = Dt0 (i), (D+1 (yi)) = (D (i))2 ( S(fn(()/m;
S – выборочная дисперсия {(.i} на интервале [t0,ta]; m – количество
накопленных расстояний, знак «+» выбирается, если Orta(i) < Ort0(i) «-
» иначе; fn(() – находится из условия P((+…+( < f(()) = 1- (,
(j ~ N(0,1), где n – размерность пространства.
10.1. Пусть yt - состояние процесса (t . Тогда для (t ( [t0,tn] yt = i
означает попадание в состояние i ( Y*.
10.2. pt(yt) = ft({(,yt, yt-1, yt-2 … , yt-m}). pt(yt) - переходная
вероятность процесса (t , ( - совокупность параметров, m > 0 и m ( t.
10.3. P(pt(yt = yi) > 0.5 + () > 1.0 - ( для t ( [t0,t m] и yi ( Y*,
то состояние yi становится ограниченно активным и начинается процесс
актуализации (активации) yi.
(
10.4. Если выполняется: 1 - ( ( ((Ort(i)k(x)dx, где (Ort(i)k(x) –
плотность
uгр
распределения моментальных значений Ort(i)k, uгр = f(Ort(i)k=Di, (),
i ( [Y*, X*,Q*], i считается активным.
Т.е. для i = yi становится справедливым i = ya ( Y*А, тем самым
заканчивается процесс актуализации (активации) i.
10.5. P(pt(yt = yi=a) < () > 1 - ( для t ( [t0,t m] и ya ( Y*А, то yi
перестаёт быть актуальным (активным), происходит его дезактивация.
10.6. Пусть Ort(i)k=Di ( ((-1/ln(f(())), где k – совокупность
одновременно актуальных состояний, образующих область второго уровня Di,
f(() – линейная функция. Тогда i ( Di.
11. Если i ( (, то P((*t = i) = pt(i) = Kt(i)(Ftr(i),
r
=X,Y,Q,Z
где Kt(i) = exp(- Or(i)); P((*t = () = pt(() = 1 - (pt(i), pt(() (
(,
i ( (
Ftr – весовые коэффициенты участия других психических систем в
функционировании данной психической системы в момент времени t.
11.1. Заданы вероятностные поля – распределение весовых коэффициентов
по точкам пространства признаков, таким образом, что
(Ftr(i) = ((Sptr(x)dx
r =X,Y,Q,Z Dt(yi)
12. Orta(i) – контекстная организованность , где i ( Y*А,t , tа (
[t0,tn] и tа = tn, A – множество актуальных (активных) на этом интервале
состояний психической системы таких, что pt(j|i) ( ( и pt(i|j) ( (, j (
Y*А,t.
13. Заданы множество внешних (из окружающего мира) или внутренних
(изнутри организма человека) воздействий {obj} и множество психических
операций (сенсорных и исполнительных) {op} и {op`} соответственно.
14. Задано отображение (op(op,obj,t), которое тройке opi ( {op}, tn (
[t0,t] , objj ( {obj} ставит в соответствие значение сенсорной операции
vi,n,j.
15. Значения сенсорных операций выполняющихся на интервале времени
[t0,t] образуют сенсорный поток {vi,n,j}.
16. Для {vi,n,j} задан случайный процесс (t с дискретным временем и
значениями в сенсорном потоке.
17. Задано отображение ((((v), где v ( {vi,n,j}, которое состоянию (t
ставит в соответствие состояние (t.
18. ((((v) таково, что
(Opy : P({(t-1(Dt(y),(t(Dt(y), (*t-1 = y, (*t = y}|{objt = objt-1}) > 1- (
, Opy ( {op}, для t ( [t0,tn], y ( Y*, (*t ( {(*t}, (t-1 ( {(t},(t ( {(t} и
P((t-1 ( (t) > 0.5.
19. Если ([t0,tn] такой, что P(Ort(io) > 0.5) > 1- ( , t ( [t0,tn], tn
- t0 > 100, то io – психическое образование.
20. Orta(io) – контекстная организованность психического образования,
где io ( Y*А,t , tа ( [t0,tn] и tа = tn, A – множество актуальных на этом
интервале психических образований Y-системы таких, что pt(jo|io) ( ( и
pt(io|jo) ( (, jo ( Y*А,t.
21. Ortc(io) = M({Orta(io)}) – общая организованность психического
образования, M(() – математическое ожидание, {Orta(io)} – множество
организованностей по тем контекстам, в которые входило образование io.
22. jok) - внутренние связи - связи данного образования с
другими образованиями того же пространства, где jok ( {jon} и k =1,2,3…n,
{jon} – совокупность психических образований данного пространства.
23. Заданы степень генерализации и сила психического образования, т.е.
способность этого психического образования влиять на процессы блуждания во
всех психических системах индивида и значимость этого влияния
соответственно.
23.1. lok) - внешние связи - связи данного образования с
образованиями других пространств, где lok ( {lon} и k =1,2,3…n, {lon} –
совокупность психических образований всех пространств состояний психики
индивида, n – количество образований других пространств, для которых
Ftr(io|lok) > (.
n n
23.2. G(io) = ((Kt(io|jok) + (Ftr(io|lok))/(K + F), где
n=1 n=1
G(io) - степень генерализации психического образования io,
R R R R
K = ((Kt(ion|jom), F = ((Ftr(ion|lom), n = 1,2,3,…R, m = 1,2,3,…R
n=1m=1 n=1m=1
23.3. PW(io) = (G(io) + Ortc(io))/2, где PW(io) – сила психического
образования.
24. Заданы психические константы - параметры, не меняющиеся на
значительных интервалах времени и обуславливающие протекание психических
процессов.
24.1. N( - уровень бодрствования - процессуальная психическая
константа, определяющая начальное состояние области (исходное количество
расстояний {((i}, проходимых R-системой при попадании в i) соответствующей
психическому состоянию, в начале процесса активации.
24.2. ( - уровень уверенности - процессуальная психическая константа,
определяющая уровень доверия к результатам психических процессов в самих
психических системах индивида.
24.3. dR – дисперсия пространства - психическая константа,
Страницы: 1, 2, 3
|