МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Нормы и интерпретация результатов теста

    собой.

    К этому же типу относятся задачи с определением тесноты связи двух рядов

    показателей, полученных на одной и той же выборке; в такой обработке чаще

    всего применяют метод корреляций.

    Третий тип задач — это задачи, в которых обработке подлежат временные

    ряды, в них расположены показатели, меняющиеся во времени; их называют

    также динамическими рядами. В предшествующих типах задач фактор времени не

    принимался во внимание и материал анализировался так, как будто он весь

    поступил в руки исследователя в одно и то же время. Такое допущение можно

    оправдать тем, что за тот короткий период времени, который был затрачен на

    собирание материала, он не потерпел существенных изменений. Но психологу

    приходится работать и с таким материалом, в котором наибольший интерес

    представляют как раз его изменения во времени. Допустим, психолог намерен

    изучить изменение работоспособности школьников в течение учебной четверти.

    В этом случае информативными будут показатели, по которым можно судить о

    динамике работоспособности. Берясь за такой материал, психолог должен

    понимать, что при анализе динамических рядов нет смысла пользоваться

    средним арифметическим ряда, так как оно замаскирует нужную информацию о

    динамике.

    В предыдущих главах упоминалось о лонгитюдинальном исследовании, т.е.

    таком, в котором однообразный по содержанию психологический материал по

    одной выборке собирается в течение длительного времени. Показатели

    лонгитюда — это также динамические ряды, и при их обработке следует

    пользоваться методами, предназначенными для таких рядов.

    Четвертый тип задач — задачи, возникающие перед психологом, занимающимся

    конструированием диагностических методик, проверкой и обработкой

    результатов их применения. Отчасти об этих задачах уже говорилось в других

    главах, но не уделялось внимания специально статистике. Психологическая

    диагностика, в особенности тестология, имеет целый ряд канонических правил,

    применение которых должно обеспечивать высокое качество информации,

    получаемой посредством диагностических методик. Так, методика должна быть

    надежной, гомогенной, валидной. По упрочившимся в тестологии правилам, все

    эти свойства проверяются статистическими методами.

    Здесь уместно высказать некоторые соображения о возможностях статистики в

    проведении психологического исследования.

    Статистика как таковая не создает новой научной информации. Эта информация

    либо содержится, либо не содержится (к сожалению, и так бывает) в

    полученных исследователем материалах. Назначение статистики состоит в том,

    чтобы извлечь из этих материалов больше полезной информации. Вместе с тем

    статистика показывает, что эта информация не случайна и что добытые данные

    имеют определенную и значимую вероятность.

    Статистические методы раскрывают связи между изучаемыми явлениями. Однако

    необходимо твердо знать, что как бы ни была высока вероятность таких

    связей, они не дают права исследователю признать их причинно-следственными

    отношениями. Статистика, как о ней пишут известные английские ученые Д.Э.

    Юл и М.Дж. Кендэл (Теория статистики. М., 1960. С. 18—19.), «вынуждена

    принимать к анализу данные, подверженные влиянию множества причин».

    Статистика, например, утверждает, что существует значимая связь между

    двигательной скоростью и игрой в теннис. Но отсюда еще не вытекает, будто

    двигательная скорость и есть причина успешной игры. Нельзя, по крайней мере

    в некоторых случаях, исключить и того, что сама двигательная скорость

    явилась следствием успешной игры.

    Чтобы подтвердить или отвергнуть существование причинно-следственных

    отношений, исследователю зачастую приходится продумывать целые серии

    экспериментов. Если они будут правильно построены и проведены, то

    статистика поможет извлечь из результатов этих экспериментов информацию,

    которая необходима исследователю, чтобы либо обосновать и подтвердить свою

    гипотезу, либо признать ее недоказанной.

    Вот что нужно знать при использовании статистики.

    Итак, были перечислены типы задач, с которыми чаще всего встречаются

    психологи. Теперь перейдем к изложению конкретных статистических методов,

    которые способствуют успешному решению перечисленных задач.

    Первый тип задач. Статистические методы, примеры их применения для

    принятия решения.

    Допустим, школьному психологу нужно представить краткую информацию о

    развитии психомоторных функций учащихся 6-х классов, в которых обучается 50

    учеников. В процессе выполнения своей программы психолог провел

    диагностическое изучение двигательной скорости, применив методику, которая

    была описана выше (С. 240).

    Для реализации своей программы психологу надлежало получить количественные

    характеристики, свидетельствующие о состоянии изучаемой функции — ее

    центральной тенденции, величины, показывающей размах- колебаний, в пределах

    которого находятся все данные отдельных учеников, и то, как распределяются

    эти данные.

    Какими методами вести обработку — параметрическими или непараметрическими?

    Визуальное ознакомление с полученными данными показывает, что возможно

    применение параметрического метода, т.е. будут вычислены среднее

    арифметическое, выражающее центральную тенденцию, и среднее квадратическое

    отклонение, показывающее размах и особенности варьирования

    экспериментальных результатов.

    Нельзя ограничиться вычислением только среднего арифметического, так как

    оно не дает полных сведений об изучаемой выборке. Вот пример. В одном купе

    вагона поместилась бабушка 60 лет с четырьмя внуками: 4 лет, двое по 5 и 6

    лет. Среднее арифметическое возраста всех пассажиров этого купе 80/5 = 16.

    В другом, купе расположилась компания молодежи: двое 15-летних, 16-летний

    и двое 17-летних. Средний возраст пассажиров этого купе также равен 16.

    Таким образом, по средним арифметическим пассажиры этих купе как бы и не

    различаются. Но если обратиться к особенностям варьирования, то сразу можно

    установить, что в одном купе возраст пассажиров варьирует в пределах 56

    единиц, а во втором — в пределах 2.

    Для вычисления среднего арифметического применяется формула:

    [pic]

    а для среднего квадратического отклонения формула:

    [pic]

    В этих формулах х означает среднее арифметическое, х — каждую величину

    изучаемого ряда, Z — сумму; ? — среднее квадратическое отклонение; п —

    число членов изучаемого ряда.

    Вернемся к опыту с проверкой двигательной скорости учащихся (С. 244).

    В опытах участвовали 50 испытуемых. Каждый из них выполнил по 25 проб, по

    1 минуте каждая. Вычислена средняя каждого испытуемого. Полученный ряд

    упорядочен и все индивидуальные результаты представлены в

    последовательности от меньшего к большему:

    85 — 93 — 93 — 99 — 101 — 105 — 109 — 110 — 111 — 115 —

    115 — 116 — 116 — 117 — 117 — 117 — 118 — 119 — 121 — 121 —

    122 — 124 — 124 — 124 — 124 — 125 — 125 — 125 — 127 — 127 —

    127 — 127 — 127 — 128 — 130 — 131 — 132 — 132 — 133 — 134 —

    134 — 135 — 138 — 138 — 140 — 143 — 144 — 146 — 150 — 158

    Для дальнейшей обработки удобнее эти первичные данные соединить в группы,

    тогда отчетливее выступает присущее данному ряду распределение величин и их

    численностей. Отчасти упрощается и вычисление среднего арифметического и

    среднего квадратического отклонения. Этим искупается несущественное

    искажение/ информации, неизбежное при вычислениях на сгруппированные

    данных.

    При выборе группового интервала следует принять во внимание такие

    соображения. Если ряд не очень велик, например содержит до 100 элементов,

    то и число групп не должно быть очень велико, например порядка 10—12.

    Желательно, чтобы при группировании начальная величина — при соблюдении

    последовательности от меньшей величины к большей — была меньше самой

    меньшей величины ряда, а самая большая — больше самой большой величины

    изучаемого ряда. Если ряд, как в данном случае, начинается с 85,

    группирование нужно начать с меньшей величины, а поскольку ряд завершается

    числом 158, то и группирование должно завершаться большей величиной. В

    ряду, который нами изучается, с учетом высказанных соображений можно

    выбрать групповой интервал в 9 единиц и произвести разбиение ряда на

    группы, начав с 83. Тогда последняя группа будет завершаться величиной,

    превышающей значение последней величины ряда (т.е. 158). Число групп будет

    равно 9 (табл. 1).

    Вычисление среднего арифметического и среднего квадратическо-го

    отклонения.

    Таблица 1

    |Группы |Средние |Результат|Итоги |f•x |x – x |(х -x)2 |f•(x -х)2|

    | |значения |разноски |разноски | | | | |

    |83—91 |87 |/ |1 |87 |36 |1296 |1296 |

    |92—100 |96 |u |3 |288 |27 |729 |2187 |

    |101—109 |105 |LJ |3 |315 |18 |324 |972 |

    |110—118 |114 |QQ |10 |1140 |9 |81 |810 |

    |119—127 |123 |1300/ |16 |1968 |0 |0 |0 |

    |128—136 |132 |Ш |9 |1188 |9 |81 |729 |

    |137—145 |141 |Я |5 |705 |18 |324 |1620 |

    |146—154 |150 |L |2 |300 |27 |729 |1458 |

    |155—163 |159 |/ |1 |159 |36 |1296 |1296 |

    | | |n = 50 | |?f•x= | | |?f•(x |

    | | | | |6150 | | |-х)2= |

    | | | | | | | |=10368 |

    1-й столбец — группы, полученные после разбиения изучаемого ряда.

    2-й столбец — средние значения каждой группы; этот столбец показывает, в

    каком диапазоне варьируют величины изучаемого ряда, т.е. х.

    3-й столбец показывает результаты «ручной» разноски величин ряда или

    иксов: каждая величина занесена в соответствующую ее значению группу в виде

    черточки.

    4-й столбец — это итог подсчета результатов разноски.

    5-й столбец показывает, сколько раз встречалась каждая величина ряда — это

    произведение величин второго столбца на величины 4-го столбца по строчкам.

    Итоги 4-го и 5-го столбцов дают суммы, необходимые для вычисления среднего

    арифметического.

    6-й столбец показывает разность среднего арифметического и значения x по

    каждой группе.

    7-й столбец — квадрат этих разностей.

    8-й столбец показывает, сколько раз встречался каждый квадрат разности;

    суммирование величин этого столбца дает итог, необходимый для вычисления

    среднего квадратического отклонения.

    В заголовках 5-го и 8-го столбцов указывается, насколько часто встречается

    та или другая величина. Частота обозначается буквой f (от английского слова

    frequency).

    Включение буквы f, означающей, насколько часто встречалась та или другая

    величина, ничего не изменяет в формулах среднего арифметического и среднего

    квадратического отклонения.

    Поэтому формулы

    [pic]

    [pic]

    вполне тождественны.

    [pic]

    Рис.2

    Остается показать, как вычисляются по формулам среднее арифметическое и

    среднее квадратическое отклонение. Обратимся к величинам, полученным в

    таблице:

    x = 6150 : 50 = 123. При составлении таблицы это число было заранее

    вычислено, без него нельзя было бы получить числовые значения 6, 7, 8-го

    столбцов таблицы.

    [pic]

    При обработке изучаемого ряда оказалось возможным применение

    параметрического метода, так как визуально в этом ряду распределение

    численностей приближается к нормальному. Это подтверждается и графиком

    (рис. 2, с. 251).

    Нормальное распределение обладает некоторыми весьма полезными для

    исследователя свойствами. Так, в границах x ± ? находится примерно 68%

    всего ряда или всей выборки, в границах х ± 2? — примерно 95%, а в границах

    x ± 3? — 97,7% выборки. В практике исследований часто берут границы — x

    ±2/3?. В этих границах при нормальном распределении будут находиться 50%

    выборки; распределение это симметрично, поэтому 25% окажутся ниже, а 25%

    выше границ x ±2/3?. Все эти расчеты не требуют никакой дополнительной

    проверки при условии, что изучаемый ряд имеет нормальное распределение, а

    число элементов в нем велико, порядка нескольких сотен или тысяч. Для

    рядов, которые распределены нормально или имеют распределение, мало

    отличающееся от нормального, вычисляется коэффициент вариации по такой

    формуле:

    [pic]

    В примере, который был рассмотрен выше,

    V= (100-14,4)/123 = 11,7.

    Выполнив все эти вычисления, психолог может представить информацию об

    изучении двигательной скорости с помощью примененной методики в 6-х

    классах. Согласно результатам изучения в 6-х классах получены: среднее

    арифметическое — 123; среднее квадратическое отклонение — 14,4; коэффициент

    вариативности — 11,7.

    Непараметрические методы. Ранжирование, медиана, квартиль. Далеко не все

    материалы, получаемые в психологических исследованиях, подлежат обработке

    параметрическими методами. Если после ознакомления с изучаемым рядом

    исследователь убеждается в том, что этот ряд не имеет свойств нормального

    распределения, ему остается перейти на методы непараметрической статистики.

    С их помощью могут быть получены и центральная тенденция изучаемого ряда —

    медиана — и величина, позволяющая судить о диапазоне варьирования и о

    строении изучаемого ряда — квартильное отклонение.

    Вот пример. После диагностических испытаний уровня умственного развития

    учеников 6-го класса полученные данные были упорядочены, т.е. расположены в

    последовательности от меньшей величины к большей. Испытания проходили 18

    учащихся (табл. 2).

    Таблица 2

    |Учащиеся |Баллы |Ранги (R) |Учащиеся |Баллы |Ранги (R) |

    |А |25 |1 |К |68 |10 |

    |Б |28 |2 |Л |69 |11,5 |

    |В |39 |4 |М |69 |11,5 |

    |Г |39 |4 |Н |70 |14,5 |

    |Д |39 |4 |О |70 |14,5 |

    |Е |45 |6 |П |70 |14,5 |

    |Ж |50 |7 |Р |70 |14,5 |

    |3 |52 |8,5 |С |74 |17,5 |

    |И |52 |8,5 |Т |74 |17,5 |

    Примечание. Буквами обозначены учащиеся, числами — полученные ими баллы по

    тесту.

    Процедура ранжирования состоит в следующем. Все числа ряда в их

    последовательности получают по своим. порядковым местам присваиваемые им

    ранги. Если какие-нибудь числа повторяются, то всем повторяющимся числам

    присваивается один и тот же ранг — средний из общей суммы занятых ими

    ранговых мест. Так, числу 28 в изучаемом ряду присвоен ранг 2. Затем

    следуют трижды повторяющиеся числа 39. На них приходятся занятые ими

    ранговые места 3, 4, 5. Поэтому этим числам присваивается один и тот же

    средний ранг, в данном случае — 4. Поскольку места до 5-го включительно

    заняты, то следующее число получает ранг 6 и т.д.

    При обработке ряда, не имеющего признаков нормального распределения —

    непараметрического ряда, — для величины, которая выражала бы его

    центральную тенденцию, более всего пригодна медиана, т.е. величина,

    расположенная в середине ряда. Ее определяют по срединному рангу по формуле

    Me = (п + 1)/2, где Me — означает медиану, п — как в ранее приводившихся

    формулах — число членов ряда. При нечетном числе членов ряда ранговая

    медиана — целое число, при нечетном число — с 0,5. Заметим, что числовое

    значение медианы может и не быть в составе самого обрабатываемого ряда.

    Возьмем к примеру ряд в семь членов: 3—5—6—7—9—10—11.

    Проранжировав его, имеем: 1—2—3—4—5—6—7.

    Ранговая медиана в таком ряду равна: Me = (7 + 1)/2 = 4, этот ранг

    приходится на величину 7.

    Возьмем ряд в восемь членов: 3—5—6—7—9—10—11—12.

    Проранжировав его, имеем: 1—2—3—4—5—6—7—8.

    Ранговая медиана в этом ряду равна: Me = (8 + 1)/2 = 4,5.

    Этому рангу соответствует середина между двумя величинами, имеющими ранг 4

    и ранг 5, т.е. между 7 и 9. Медиана этого ряда равна: Me = (7 + 9)/2 = 8.

    Следует обратить внимание на то, что величины 8 в составе ряда нет, но

    таково значение медианы этого ряда.

    Вернемся к изучаемому ряду. Он состоит из 18 членов. Его ранговая медиана

    равна: Me = (18 + 1)/2 = 9,5.

    Она расположится между 9-й и 10-й величиной ряда. 9-я величина — 52, 10-я

    — 68. Медиана занимает срединное место между ними, следовательно, Me = (52

    + 68)/2 = 60.

    По обе стороны от этой величины находится по 50% величин ряда.

    Характеристику распределения численностей в непараметрическом ряду можно

    получить из отношения его квартилей. Квартилью называется величина,

    отграничивающая 1/4 всех величин ряда. Квартиль первая — ее обозначение Q1

    — вычисляется по формуле:

    [pic]

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.