МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • НТР и художественное творчество

    НТР и художественное творчество

    Студент IVкурса факультета архитектуры

    института им. И.Е.Репина

    Богрянцев П.А.

    22.05.1997

    РЕФЕРАТ

    "НТР и художественное творчество"

    СОДЕРЖАНИЕ

    1. Влияние на развитие общества.

    2. Личность.

    3. Влияние на искусство.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    статья "НТР и личность" Д.А.Гранин

    статья "Эстетика парадокса" Ю.В.Линник

    статья "К проблеме индивидуального стиля в научных

    исследованиях"

    А.С.Архангельская

    статья "Человек и техника в новейшей зарубежной

    литературе"

    Т.Л.Мотылева

    статья "На пути к синтетизму" И.Грекова

    статья "Творческий процесс или имитация?" А.А.Крон

    n 1 -

    1. Технический прогресс и нравственное развитие общества.Антиутопии.

    В начале ХХ века возник ряд "антиутопий" , в которых описываются опас-

    ности , которые несет человечеству грядущая "машинная цивилизация".

    Как пример можно привести сатирический рассказ С.Линкока "Человек в

    асбесте", написанный еще в начале века.Итогом развития машинной ци-

    вилизации, по мнению автора, будет вечный , бессмертный и однообраз-

    ный мир, полностью безопасный и в равной мере бессмысленный.

    "Будущий" человек Линкока потерял человеческие чувства и стремления.

    Линкок высмеивает стандартизацию жизни, нивелировку человека в Аме-

    рике (действие происходит на Бродвее).Это произведение и ряд ему по-

    добных выражают общую мысль - опасность обнищания духовной жи-

    зни , атрофии человеческой деятельности , деперсонализация личности .

    В машинной цивилизации К.Воннегута ("Завтрак для чемпионов") ясно

    видны уже ставшие реальностью проблемы - умирание природы , рост

    преступности , духовное обнищание.

    Отрыв научно-технического прогресса от нравственного развития общест-

    ва вызывает мнимую альтернативу : либо прогресс науки и техники , либо

    прогресс человека. Так , например, английский культур-философ А.Тойнби

    считает : мораль статична , а техника динамична , и разрыв между техни-

    ческим развитием и нравственным развитием человечества постоянно уве-

    личивается.

    Подобный подход исключает компромиссное решение проблемы.Ключ к

    решению - в комплексном решении : единство и неразрывность научно-тех-

    нического, социального и нравственного прогресса.Если процессы НТР не

    контролировать , это может вызвать серьезнейшие диспропорции и проти-

    воречия в общественном развитии.

    НТР повышает меру социальной и моральной ответственности людей в

    связи с тем , что созданные ими силы могут угрожать существованию са-

    мого человечества.Проблема свободы встает не только как проблема лич-

    ного выбора , но и как проблема общей ответственности людей за опре-

    деление путей развития человеческой цивилизации , способной обеспе-

    чить не просто выживание , но и оптимальные условия жизни будущих

    поколений.

    n 2 -

    2.Личность.

    В истории человечества индивидуально-личностное мироощущение и

    самоощущение обычно усиливалось в кризисные эпохи.Индивиду прихо-

    дится самому искать ответы на новые вопросы , к которым неприменимы

    старые подходы.Человеческое "я" приспосабливается к новым факторам.

    Информационные перегрузки вызывают необходимость индивидуального

    отбора усваиваемой информации.Множественность и сменяемость соци-

    альных ролей личности создают необходимость их осознания и интегра-

    ции в определенной системе личных ценностей , в рамках целостного об-

    раза "я".Экстенсивность общения вызывает потребность в интимности ,

    индивидуализирует требования к любви, дружбе.

    НТР порождает новые виды искусства, делает произведения искусства

    доступнее для людей.Но успехи НТР вызывают у ее творцов чуство пре-

    восходства над искусством.Тем более что в искусстве подобного прогресса

    нет, по сравнению с НТР оно кажется малоподвижным.Кроме того, совре-

    менные формы искусства во многом зависят от техники.Но именно в этом

    постоянстве воплощен внутренний мир человека с нетленными ценностя-

    ми и душевными перивязанностями.Искусство реагирует на изменение жиз-

    ни и вбирает в себя явления современности.

    НТР увеличивает меру материальных потребностей человека, искусство

    же увеличивает меру его внутренних потребностей.Очевидно, что искус-

    ство должно не расцвечивать НТР , а помочь осознать ее не как самоцель,

    а как средство.

    НТР создает человека, уверенного в том, что знания заменяют культуру.

    Человек фиксирует инфориацию, полученную от произведения, но диалог

    с произведением не возникает.Так в романе М.Фриша "Homo Фабер" предс-

    тавляется этот новый тип человека - преуспевающий инженер Вльтер Фа-

    бер успева за три месяца успевает облететь полмира.Эти постоянные пе-

    ремещения - способ автора раскрыть характер человека деловитого , пре-

    успевающего и равнодушного к таким понятиям , как семья , дом , родина.

    Для Фабера преклонение перед техникой заменило религию.В иных убеж-

    дениях , иных духовных ценностях он не нуждается.Характерно то , что

    Фабер не читал Толстого.В картинных галереях Парижа и Рима ему скуч-

    но.Но гораздо серьезнее жизненная позиция Фабера , определяемая по

    формуле "это меня не касается".Мораль книги : "Технократ отчужден от

    живого мира".

    В проблеме охраны внутреннего мира человека роль искусства неоцени-

    ма - "Красота спасет мир".

    n 3 -

    "Эстетика парадокса"

    К вопросу о соотношении науки и искусства можно подойти двояко.С од-

    ной стороны , интересно прослеживать их взаимовлияния : в науке искать

    элементы художественного мышления (диалоги Галилея) , а в искусстве

    обнару живать воздействие науки ("научная поэззия").Но говорить о подлин-

    ном синтезе науки и искусства можно лишь в отдельных случаях.Чаще та-

    кое взаимопроникновение бывает неполным , частичным.Поэтому полезно

    посмотреть на проблему , акцентируя внимание на некоторых инвариан-

    тах , присущих науке и искусству , несмотря на все их различия.

    Как пример - парадоксальность.Парадокс был всегда неотъемлемым ком-

    понентом научного мышления.Но отношение к нему существенно менялось.

    Обнаружив парадоксальную антиномичность разума , Кант увидел в непри-

    миримости тез и антитез трагедию мышления, - его расколотость , разор-

    ванность , разъятость.Это типично для классического мышления.Парадок-

    сы воспринимались чисто негативно : они возмущали рационально ясную

    модель мира , оценивались как фактор дисгармонии.ХХ век создал иную

    шкалу оценок.Принцип дополнительности Н.Бора изменил негативное от-

    ношение к парадоксу на позитивное : появление парадокса может свиде-

    тельствовать о приближении к истине.Изменилось понимание истины , гар-

    монии , красоты.Классическая истина была несовместимой с антиномич-

    ностью.Однако Бор указал , что на более глубоком уровне возникает ситуа-

    ция , когда утверждение и противоутверждение , аргумент и контраргумент

    оказываются парадоксально равноправными и в одинаковой степени истин-

    ными.

    В гуманитарной области парадокс всегда был вполне законным , даже

    необходимым элементом.Парадоксальные пересечения смыслов в произ-

    ведении действуют непосредственно на сознание , обходя логический ана-

    лиз.Интересно , что современная наука приходит к парадоксальным выво-

    дам и понятиям ( последние исследования в области физики - касательно

    исследования пространства и материи).На уровне глубинных парадоксов

    наука и искусство находят точку соприкосновения.В определенные момен-

    ты научного познания ведущую роль играет интуиция , а художник неред-

    ко выверяет свое произведение с помощью математического расчета.

    Парадоксы маркируют границу между обыденным и небывалым , канони-

    ческим и новым.Современная наука находит удивительнные аналогии ,так

    в концепции Фридмана проведена аналогия между микрочастицей и вселен-

    ной.

    Аннулируя привычные алгоритмы мышления , парадокс подталкивает нас

    к новизне.

    n 5 -

    3.Влияние на искусство

    Синтетизм.

    НТР часто порождает смешение и взаимопроникание жанров.В отдель-

    ных случаях границы между точными и гуманитарными науками становят-

    ся практически неразличимы.Творческого человека не можее удовлетворить

    его узкопрофессиональная деятельность.Математические методы проника-

    ют в чисто гуманитарные области и часто помогают глубже осмыслить яв-

    ление , обнаружить в нем важные законоиерности.При этом применение

    математического аппарата само по себе не придает точности и достовер-

    ности научному исследованию. С помощью этого аппарата исследунтся не

    само явление , а его математическая модель , которая может быть как

    удачной , так и не удачной (что в гуманитарных науках встречается чаще).

    На грани науки и искусства стоит такая форма творчества , как педагоги-

    ческое мастерство.Хороший педагог - всегда не только ученый, но и худож-

    ник , артист.Огромную роль здесь играет искусство отбора - из необозримо-

    го объема информации необходимо отобрать нужную и в каком виде донес-

    ти до слушателя.Через педагогическое творчество происходит вовлечение

    людей в сферу научных идей и концепций , в сферу научной этики и эсте-

    тики.

    Этические и эстетические вопросы все чаще проникают в научные ис-

    следования , т.к. ответственность науки перед природой и человечеством

    за последнее время сильно возросла.(Главный герой пьесы "Физики" убеж-

    ден - "нынешний гений обязан быть непризнанным")

    Еще одно соединение науки и искусства - научно-популярная литерату-

    ра.В своих лучших образцах она поднимается до уровней художественных

    произведений."Популярное изложеие" - вовсе не "вульгаризация".Потреб-

    ность в литературе, способной рассказать высокоразвитым читателям, что

    происходит вне их узкого круга , характерна для эпохи НТР.

    "Научная" проза.Значимость науки в жизни общества резко повышается.

    Совершенно закономерно стремление искусства проникнуть в мир науч-

    ных проблем , отразить жизнь и быт , взаимоотношения и столкновения

    людей , связанных с наукой.Для того чтобы писатель мог достоверно пере-

    дать мир науки и его людей , он должен прежде всего знать эту область

    жизни , и не в общих чертах , а довольно близко.Писатель не должен бла-

    гоговеть перед "таинством" и величием науки , именно прозаичность и обы-

    денность придает произведению достоверность и силу.

    n 4 -

    Искусственный интеллект и творчество.

    ЭВМ , как один из продуктов НТР , по моему мнению , должна занимать

    отдельную нишу.Насколько применим компьютер к творческому процессу -

    вопрос неоднозначный и сложный.

    Всякое познание действительности - в той или иной степени ее модели-

    рование.Современные машины способны не только моделировать окружа-

    ющую действительность , но и в определенной мере ее интерпретировать.

    Однако творчество на сегодняшний день остается прерогативой челове-

    ка.Сторонники машинного творчества утверждают - если машина способ-

    на создать произведение , которое будет восприниматься людьми , как ис-

    кусство , то уже не существенно , каким путем достигнут этот эффект.Кро-

    ме того , наука нетерпит никаких запретов , кроме наложенных самой при-

    родой.Поэтому утверждать , что машинное творчество никогда не возник-

    нет , нельзя.

    Человек не способен выдумать ничего , что не было бы комбинацией уже

    существующих в природе элементов.Применительно к искусству это верно

    лишь наполовину.В искусстве все решает не состав , а контекст , взаимо-

    действие.Машина способна создать произведение , отвечающее всем за-

    ложеным требованиям , но это произведение не будет нести никакой идеи.

    Машина может создать заготовку , но окончательный отбор останется за

    человеком.Отбор - главнейший элемент всякого творчества.

    Без человека творчество превращается в имитацию , подражание суще-

    ствующему.Образ индивидуален и неповторим , он не конструируется , а

    рождается , в нем концетрируется опыт всего человечества , преломлен-

    ный через индивидуальный опыт сознания , через особенности характера

    и темперамента личности.Если в будущем машина обретет личность , она

    сможет творить.

    Жизненность любого творческого метода может быть подтверждена толь-

    ко одним способом - созданием шедевров. Только шедевры заставляют че-

    ловека пресмотреть свои эстетические принципы.Версификация ничего не

    доказывает , это лишь пережевывание уже существующих шедевров.И по-

    этому новое произведение , созданное в стиле какого-то старого мастера ,

    может вызвать лишь поверхностный интерес.

    Произведения искусства не изоморфны своим схемам , как продукты точ-

    ных наук.Однажды В.И.Немирович-Данченко добросовестно изложил одно-

    му драматургу некую схему построения драмы.В ответ на удивленный воп-

    рос "Что же из этого может получиться?" он ответил : "Смотря у кого.У Гри-

    боедова - >".

    n 6 -

    Особенность художественного синтеза - подчиненность не четко сфор-

    мулированному заданию , каковым является всякий алгоритм , а "сверхза-

    даче".Термин этот , введенный К.С.Станиславским, по мнению многих, мо-

    жет относиться ко всем видам искусства.В своем понимании "сверхзадачи"

    Станиславский исходил из неразрывности сферы мышления и эмоциональ-

    ной жизни художника.

    Искусственный интеллект может (пока) выступать лишь в роли инстру-

    мента художника.Машина существенно облегчает работу творца , сводя к

    минимуму рутину в его деятельности , дает новые возможности.Возника-

    ют новые формы искусства , обязанные своим появлением НТР , но твор-

    ческая иннициатива остается за человеком.

    - 7 -


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.