МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Общая психология

    Общая психология

    Сознание

    Сознание, одно из основных понятий философии, социологии и психологии,

    обозначающее способность идеального воспроизведения действительности, а

    также специфические механизмы и формы такого воспроизведения на разных его

    уровнях. С. выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и

    общественной. В силу сложности феномена С. каждая из комплекса изучающих

    его наук вносит определённую специфику в самый подход к определению С. В

    философии при материалистическом решении ее основного вопроса (см. Основной

    вопрос философии) С. рассматривается как свойство высокоорганизованной

    материи, заключающееся в психическом отражении действительность, как

    осознанное бытие, субъективный оо раз объективного мира, как субъективная

    реальность в противоположность объективной, как идеальное в

    противоположность материальному и в единстве с ним; в более узком смысле

    под С. имеют в виду высшую форму психического отражения, свойственную

    общественно развитому человеку, идеальную сторону целеполагающей трудовой

    деятельности. При социологическом подходе С. рассматривается прежде всего

    как духовная жизнь общества в совокупности всех её форм. В психологии С.

    трактуется как психическая деятельность, которая обеспечивает: обобщённое и

    целенаправленное отражение внешнего мира; выделение человеком себя из

    окружающей среды и противопоставление себя ей как субъекта объекту;

    целеполагающую деятельность, т. е. предварительное мысленное построение

    действий и предусмотрение их последствий; контроль и управление поведением

    личности, её способность отдавать себе отчёт в том, что происходит как в

    окружающем, так и в своём собственном духовном мире. Поскольку предмет С. —

    не только внешний мир, но и сам субъект — носитель С., постольку одним из

    существенных моментов С. является самосознание.

    История взглядов на С. На ранних ступенях развития философии не было

    строгого расчленения идеального и материального. Так, например, логос у

    Гераклита понимается одновременно и как огонь, и как смысл вещей; ценность

    человеческого разума определяется степенью его близости к логосу — общему

    миропорядку вещей. Вплоть до Платона греческая мысль не знала понятия

    идеального в собственном смысле. Душа рассматривалась то как воздух, то как

    огонь, то как движение тончайших атомов. Платон впервые выделяет понятие

    идеального как некоей противоположности чувственно-предметному,

    материальному. Как для всего космоса «ум» (нус) является перводвигателем,

    источником гармонии, силой, способной адекватно мыслить самоё себя, так и в

    каждой индивидуальной душе человека ум созерцает самого себя и вместе с тем

    является активным началом, регулирующим поведение.

    Если в античности разум космичен и предстаёт как обобщение действительного

    мира, как синоним универсальной закономерности, то в средние века С.

    трактуется как над-мировое начало (бог), которое существует до природы и

    творит её из ничего. При этом разум толкуется как атрибут бога, а за

    человеком оставляется лишь крохотная «искорка» всепроникающего пламени

    божественного разума. Вместе с тем в недрах христианства возникает идея

    спонтанной активности души, причём в понятие души включалось и С.

    На разработку проблемы С. в философии нового времени наибольшее влияние

    оказал Р. Декарт, который, выдвигая на первый план момент самосознания,

    рассматривал С. как непространственную субстанцию, открытую лишь для

    созерцающего её субъекта. Б. Спиноза в своём материалистическом учении

    рассматривал С. как один из атрибутов субстанции (природы) наряду с

    протяжением. Французские материалисты 18 в. трактовали С. как функцию мозга

    и отражение действительности. Вместе с тем домарксистские материалисты не

    смогли раскрыть общественную природу и активный характер человеческого С.

    Представители нем. классического идеализма подвергли глубокому анализу

    проблему творческой активности С., Г. Гегель вплотную подошёл к проблеме

    социально-исторической природы С. и утвердил принцип историзма в понимании

    С. Гегель исходил из того, что С. личности (субъективный дух), будучи

    необходимо связано с объектом, определяется историческими формами

    общественной жизни; однако последние идеалистически толковались им как

    воплощение объективного духа.

    Марксизм рассматривает С. как функцию мозга, как отражение объективного

    мира, необходимую сторону практической, материальной деятельности человека.

    Согласно диалектическому материализму, С. возникает, функционирует и

    развивается из реального взаимодействия человека с миром, на основе его

    чувственно-предметной деятельности, общественно-исторической практики.

    Отражая в своём содержании объективный мир, С. детерминируется природной и

    общественной действительностью. Предметы, их свойства и отношения

    существуют в нём в форме образов — идеально; идеальное выступает как

    продукт деятельности мозга, как субъективный образ объективного мира.

    Активность С. Сознание и деятельность. Отвергая идеалистическую трактовку

    активности С. как имманентной, идущей из глубины духа, марксизм вместе с

    тем вскрывает и несостоятельность концепции метафизического материализма,

    согласно которой С. есть пассивное созерцание мира. Диалектический

    материализм объясняет активность С., исходя из его детерминации объективной

    действительностью: объективный мир, воздействуя на человека, отражается в

    его С., превращается в идеальное; в свою очередь, С. (идеальное) через

    материальную деятельность человека претворяется в действительность, в

    реальное. Активность С. направлена прежде всего на познание. Она

    проявляется в избирательности и целенаправленности восприятия, в

    абстрагирующей деятельности мысли, в актах фантазии, продуктивного

    воображения, связанного с созданием новых идей и идеалов, в управлении

    практической деятельностью.

    Исходным пунктом отношения человека к реальному миру является

    целеполагающая деятельность. Именно в обеспечении целеполагающей творческой

    деятельности, направленной на преобразование мира и подчинение его

    интересам человека, общества, состоит основной жизненный смысл и

    историческую необходимость возникновения и развития С., которое даёт

    человеку возможность правильно отражать существующее, предвидеть будущее и

    на этой основе посредством практической деятельности творить мир: «Сознание

    человека не только отражает объективный мир, но и творит его... Мир не

    удовлетворяет человека, и человек своим действием решает изменить его»

    (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 194, 195).

    Происхождение С. и его биологической предпосылки. Формированию С. человека

    предшествовал длительный период «умственного» развития животных. В

    истолковании этого развития диалектический материализм исходит из того, что

    психическое отражение появляется лишь на высоком уровне организации материи

    и связано с образованием нервной системы. Психическая деятельность животных

    полностью обусловлена биологическими закономерностями и служит

    приспособлению к внешней среде, тогда как С. человека направлено на

    преобразование мира. В отличие от животного, человек выделяет своё

    отношение к миру и сам мир как объективную реальность.

    Становление человека связано с переходом от присвоения готовых предметов к

    труду (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 3, с. 19, прим.). В

    процессе труда происходило разложение инстинктивной основы психики животных

    и формирование механизмов сознательной деятельности. Зарождаясь и

    развиваясь в труде, С. в нём прежде всего и воплощается, создавая мир

    очеловеченной природы, культуры. С. могло возникнуть лишь как функция

    сложноорганизованного мозга, который формировался по мере усложнения

    структуры чувственно-предметной деятельности и социальных отношений, а

    также связанных с этим форм знаковой коммуникации (см. Ф. Энгельс, там же,

    т. 20, с. 490).

    С помощью орудий человек вовлекал предметы в искусственные формы

    взаимодействия. Применение орудий и системы речевых знаков в виде жестов и

    звуков, т. е. переход к опосредствованной не только практической, но и

    символической деятельности, в условиях первобытного человеческого стада, а

    затем и родового общества видоизменил всю структуру человеческой

    активности. Логика чувственнопредметной деятельности и воспроизводившая её

    система жестов в актах коммуникации, диктуемых необходимостью совместного

    труда, превращалась во внутренний план мыслительной деятельности. Орудием

    этой внутренней деятельности выступила система знаков — язык. Благодаря

    языку С. формируется и развивается как духовный продукт жизни общества,

    осуществляется преемственность человеческой деятельности и общения.

    Социальная сущность С. Личное и общественное С. Идеализм исходит из того,

    что С. развивается имманентно, спонтанно и может быть понято исключительно

    из самого себя. В противоположность этому марксизм исходит из того, что

    невозможно анализировать С. изолированно от др. явлений общественной жизни.

    «Сознание... с самого начала есть общественный продукт и остаётся им, пока

    вообще существуют люди» (Маркс К. и Энгельс Ф., там же, т. 3, с. 29).

    Мозг человека заключает в себе выработанные всей мировой историей

    человечества потенции, передающиеся по наследству «задатки», которые

    реализуются в условиях обучения, воспитания и всей совокупности социальных

    воздействий. Мозг становится органом человеческого С. только тогда, когда

    человек вовлекается в общественную жизнь, усваивает исторически

    выработанные формы культуры.

    С. объективируется в системе материальной и духовной культуры, в формах

    обществ. С. Общественное С. развивается через С. отдельных людей, будучи

    лишь относительно независимым от последнего: нерасшифрованные письмена сами

    по себе ещё не заключают в себе мыслительного содержания, только в

    отношении к отдельным людям книжные богатства библиотек мира, памятники

    искусства и т.п. имеют смысл духовного богатства. Общественное С. — это

    отражение общественное бытия, выраженное в языке, в науке и философии, в

    произведениях искусства, в политической и правовой идеологии, в

    нравственности, в религии и мифах, в народной мудрости, в социальных нормах

    и воззрениях классов, социальных групп, человечества в целом. Общественное

    С. обладает сложной структурой и различными уровнями, начиная от

    обыденного, массового С. и кончая высшими формами теоретического мышления.

    В состав общественного С. входят различные его формы: наука, философия,

    искусство, нравственность, религия, политика, право. Отражая общественное

    бытие, общественное С. обладает относительной самостоятельностью и

    оказывает обратное воздействие на общественное бытие.

    Когда имеют в виду общественное С., то отвлекаются от всего

    индивидуального, личного и берут взгляды, идеи, характерные для данного

    общества в целом или для определённой социальной группы. Подобно тому как

    общество не есть «сумма» составляющих его людей, так и общественное С. не

    есть «сумма» сознаний отдельных личностей, а качественно особая духовная

    система, которая живёт своей относительно самостоятельной жизнью. Между

    личным и общественным С. происходит постоянное взаимодействие. Исторически

    выработанные обществом нормы С. становятся личными убеждениями индивида,

    источником нравственных предписаний, эстетических чувств и представлений. В

    свою очередь, личные идеи и убеждения приобретают характер общественной

    ценности, значение социальной силы, когда они входят в состав общественного

    С., приобретают характер нормы поведения.

    Расстройства сознания. Понятие «расстроенное С.» рассматривается в

    современной психиатрии неоднозначно. Наиболее распространена точка зрения,

    согласно которой к расстройствам С. относят лишь те болезненные состояния,

    при которых нарушается восприятие внешних объектов, ориентировка в

    пространстве и времени, расстраивается мышление, происходящее не

    фиксируется памятью, наступает отрешённость от реального мира (К. Ясперс).

    Каждый из перечисленных признаков может наблюдаться при различных

    психических расстройствах, но сочетание этих признаков характеризует

    состояние помраченного С. Следовательно, для расстройства С. характерно

    нарушение как абстрактно-логического, так и наглядного, чувственного,

    познания.

    В клинической практике наиболее часто встречается оглушение, которое

    проявляется заторможенностью, сонливостью, обеднением психической жизни,

    новышением порога восприятия внешних раздражителей; от легкой степени

    (обнубиляция сознания) до крайне тяжёлых — сопора и комы. Делириозному

    помрачению С., или делирию, свойственны иллюзии, галлюцинации аффективные

    расстройства, острый бред, двигательное возбуждение, сочетающиеся с общими

    для всех видов нарушения С. признаками. Для онейроидного (сновидного)

    помрачения С. характерны прежде всего фантастические чувственные

    грёзоподобные переживания, выраженные аффективные и двигательные

    расстройства, нарушение самосознания. При аментивном помрачении С., или

    аменции, преобладают грубое расстройство течения ассоциативных процессов

    (бессвязность, фрагментарность мышления), сопровождающееся суетливым

    двигательным возбуждением, бессвязной говорливостью, постоянной сменой

    настроения. В отличие от указанных выше синдромов, сумеречное помрачение С.

    развивается внезапно, имеет чёткие начало и конец и длится обычно недолго —

    минуты или часы: внешне поведение человека нередко выглядит целесообразным

    и последовательным, но наличие злобно-тоскливого аффекта, острого бреда и

    ярких галлюцинаций может обусловить вспышки неистового возбуждения с

    бессмысленной агрессией.

    Внимание, характеристика психической деятельности, выражающаяся в

    сосредоточенности и в направленности сознания на определённый объект. Под

    направленностью сознания понимается избирательный характер психической

    деятельности, осуществление в ней выбора данного объекта из некоторого поля

    возможных объектов.

    Различают три вида В.: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

    Непроизвольное, или пассивное, В. имеет место, когда выбор объекта

    деятельности определяется без заранее поставленной цели, непреднамеренно.

    Если выбор производится сознательно, преднамеренно, то В. является

    произвольным, или активным. Произвольное В. является актом воли, оно

    присуще только человеку и возникло в процессе труда: «Кроме напряжения тех

    органов, которыми выполняется труд, в течение всего времени труда

    необходима целесообразная воля, выражающаяся во внимании...» (Маркс К., см.

    Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 189). Деятельность может так

    захватить человека, что её выполнение не требует от него специальных

    волевых усилий; наличие цели в сочетании с отсутствием волевых усилий

    характеризует послепроизвольное В.

    В. возникает, существует и развивается в деятельности, являясь необходимым

    условием её сознательного осуществления. Непосредственной причиной

    появления В. является значимость внешних воздействий (их субъективная

    новизна, интенсивность, контрастность и т.д.) для личности. Конкретные

    особенности В. устанавливаются с помощью характеристик его устойчивости,

    объёма, распределённости и возможности переключения. Устойчивость В. —

    способность удерживать объект деятельности в поле сознания на определённый

    срок, причём временный интервал устойчивости может колебаться от долей

    секунды до нескольких часов. Объём В. — количество объектов, которое может

    быть воспринято и запечатлено человеком в относительно короткий момент

    времени; объём В. может быть определён с помощью тахистоскопа. Если объекты

    дискретны, не связаны смысловой связью (например, набор букв), то объём В.

    не превышает 3—6 единиц; при наличии смысловой связи он резко возрастает

    (например, слова или фразы). Распределённость В. — способность удерживать в

    поле сознания объекты одновременно нескольких различных деятельностей. Под

    переключением В. понимают особенности перехода в поле сознания от объектов

    одной деятельности к объектам другой.

    В. стало предметом интенсивного психологического изучения на рубеже 19—20

    вв., когда с его помощью стремились объяснить самые различные проявления

    психики. В силу этого понятие «В.» стало крайне многозначным. Оригинальную

    моторную теорию В. выдвинул русский психолог Н. Н. Ланге, связав В. с

    движениями, которые производит человек при восприятии или представлении

    предмета. Материалистическую трактовку В. дал французский психолог Т. Рибо

    (понимание В. как ряда приспособительных рефлексов). В современной

    психологии ряд проблем, изучавшихся ранее в связи с В., рассматривается в

    рамках исследования установки и краткосрочной (оперативной) памяти. Вместе

    с тем изучение В. приобрело огромное значение в связи с созданием

    современных сложных технических систем и специфической деятельностью в них

    человека, требующей тонких и развитых механизмов В. (см. Инженерная

    психология). В. изучается также в педагогической психологии.

    Восприятие

    Восприятие, сложная система процессов приёма и преобразования информации,

    обеспечивающая организму отражение объективной реальности и ориентировку в

    окружающем мире. В. вместе с ощущением выступает как отправной пункт

    процесса познания, доставляющий ему исходный чувственный материал. Будучи

    необходимым условием процесса познания, В. в этом процессе всегда так или

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.