Общая психология
|Устойчивость определяется периферическими факторами, не | |включает в себя следующие компоненты: |
|превышает 2-3 секунд, после чего наступает колебание | |когнитивный; |
|внимания. Период устойчивости центрального внимания | |эмоциональный; |
|может достигать нескольких минут. При этом длительность | |поведенческий (деятельный). |
|привлечения центрального внимания, по мнению | |В структуру волевого акта включаются следующие |
|С. Л. Рубинштейна, зависит от возможности постоянно | |составляющие: |
|раскрывать в объекте новое содержание. | |побуждение и осознание цели; |
|Концентрация внимания – повышение интенсивности сигнала | |борьба мотивов; |
|при ограниченности поля восприятия. Согласно принципу | |акт принятия решения; |
|доминанты А. А. Ухтомского, концентрация внимания | |исполнение. |
|является следствием возбуждения в доминантном очаге при | |Волевое действие связано с потребностями, но не вытекает|
|одновременном торможении остальных зон коры головного | |из них непосредственно. Оно опосредовано осознанием |
|мозга. | |побуждений к действию как мотивов и его результата как |
|Распределение внимания – субъективно переживаемая | |целей (С. Л. Рубинштейн). |
|способность человека удерживать в центре внимания | |Воля возникает, когда человек способен к рефлексии |
|определенное число разнородных объектов одновременно. | |собственных влечений, может как-то отнестись к ним. Воля|
|Переключаемость – это скорость перехода от одного вида | |неразрывно связана с наличным планом действий. |
|деятельности к другому (рассеянность – плохая | |Посредством волевого действия человек планово |
|переключаемость). | |осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои |
|Предметность внимания связана со способностью выделять | |импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую |
|определенные комплексы сигналов в соответствии с | |действительность в соответствии со своим замыслом. |
|поставленной задачей, личной значимостью, актуальностью | |Литература: |
|сигналов и т.д. | |Веккер Л. М. Психические процессы: В 3-х т. – Т. 3, Л.: |
|Литература: | |ЛГУ, 1974-1981. |
|Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное | |Гоноболин Ф. Н. Воля, характер, деятельность. – Минск, |
|формирование внимания. – М., 1974. | |1966. |
|Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. – М.: Мир, 1992.| |Пуни А. Ц. Психологические основы волевой подготовки в |
| | |спорте. – Л., 1977. |
|Добрынин Н. Ф. Основные вопросы психологии внимания. | |Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1940. |
|//Психологическая наука в СССР. – Т. 1, М.: Изд. АПН | |Селиванов В. И. Психология волевой активности. – Рязань,|
|РСФСР, 1959. | |1974. |
|Поварнин Н. И. Внимание и его роль в простейших | |Чхартишвили Ш. Н. Проблема воли в психологии. //Вопр. |
|психических процессах. | |психол. – 1964. – № 4. |
|Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – | |Розов А. Н. К вопросу о теории внимания. //Вопр. |
|М.: Прогресс, 1979. | |психол. 1956. – № 6. |
|Симонов П. В. Мотивированный мозг. – М.: Наука, 1987. | |Хрестоматия по вниманию. /Под ред. А. Н. Леонтьева и др.|
|Тихомиров О. К., Виноградов Е. В. Эмоции в функции | |– М.: МГУ, 1976. |
|эвристик. //Психол. исследования. – М., 1969. | |Интеллект |
| | |Существует огромное количество подходов к определению |
|Теории эмоций | |понятия "интеллект". |
|Теории происхождения эмоций весьма многочисленны. | |Для большинства психологов в настоящее время это понятие|
|Особенно интересными являются следующие: | |ассоциируется со способностью к обучаемости по прошлому |
|моторная теория эмоций Джеймса-Ланге. См.: | |опыту и приспособлению к жизненным условиям и ситуациям |
|Джеймс У. Психология. – Пг., 1922; | |(В. Штерн). Эту же идею поддерживают Ж. Годфруа, А. Биш,|
|Ланге Г. Душевные движения. Психофизиологический | |Д. Векслер, Л. И. Термен, Э. Л. Торндайк. |
|этюд. СПб., 1896; | |Для Ж. Пиаже интеллект – общий регулятор поведения. |
|психоаналитическая теория; | |Имеются и более конкретные определения интеллекта. Так, |
|интеллектуалистическая; | |М. Шюрер считает, что интеллект – это "относительно |
|когнитивная; | |постояная структура онтогенетически обусловленных |
|активационно-энергетическая; | |способностей индивида постигать и создавать осмысленные |
|мотивационная; | |или также функциональные связ |
|теория дифференциальных эмоций. См.: Изард К. Эмоции | |Для С. Л. Рубинштейна интеллект эквивалентен общей |
|человека. – М.: МГУ, 1980. | |одаренности личности и представляет собой совокупность |
|Воля | |общих умственных способностей Эту позицию разделяет и |
| | |Ч. Спирмен. |
|Воля – высший уровень произвольной регуляции | |Оригинальныый подход к пониманию интеллекта предложил |
|деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при | |Б. Г. Ананьев. Он рассматривал интеллект как |
|достижении цели. | |многоуровневую организацию познавательных сил, |
|Среди уровней регуляции поведения выделяются следующие: | |охватывающую психофизиологические процессы состояния и |
|Непроизвольная регуляция: | |свойства личности. Эта организация связана “с |
|допсихические непроизвольные реакции; | |нейродинамическими, вегетативными и метаболическими |
|образная (сенсорная и перцептивная) регуляция. | |характеристиками человека. Они являются своеобразными |
|Произвольная регуляция: | |эквивалентами интеллекта и определяют меру умственной |
|речемыслительный уровень регулирования. | |работоспособности и цену интеллектуального напряжения, |
|. Волевая регуляция | |степень их полезности и вредности для здоровья |
|.Специфика волевого регулирования | |человека.. |
|Традиционно считается, что главное для возникновения | | |
|волевого регулирования – наличие преград, препятствий | | |
|при достижении цели. См.: | |Л. М. Веккер считает интеллект категорией, охватывающей |
|Краткий психологический словарь. /Под ред. | |целостно функционирующую совокупность познавательных |
|А. В. Петровского. М.: Политиздат, 1985. | |процессов. |
|2. Практикум по общей психологии. /Под ред. | |Согласно Дж. Гилфорду, интеллект – многомерное явление, |
|А. И. Щербакова. – М.: Просвещение, 1979. | |некоторое сложное свойство, которое можно оценивать по |
| | |трем измерениям: характеру, продукту и содержанию. |
| | |Умственная операция, включение в интеллектуальное |
| | |действие, может быть: |
| | | |
|по характеру: оценивание, синтез, анализ, запоминание, | |Факторы возникновения эмоций |
|позна-ние; | |На возникновение эмоций влияют следующие факторы: |
|по продукту: единица, класс, отношение, система, | |индивидуальные (типологические) особенности субъекта; |
|трансфор-мация, рассуждение; | |фактор времени; |
|по содержанию: действие с объектами, символами, | |характер потребностей; |
|преобразо-вание смыслов (семантические операции), | |уровень умственного развития человека и его способность |
|поведение. | |интегрировать различные элементы информации в целое |
|Модель интеллекта Дж. Гилфорда включает 120 различных | |(способность к целостной оценке ситуации) и т.д. |
|интеллектуальных процессов – частных способностей. Они | |П. В. Симонов полагает, что эти и многие другие факторы |
|образуются как всевозможные сочетания операций, | |лишь обеспечивают многообразие эмоций. Необходимыми и |
|содержаний и мыслительной деятельности. | |достаточными являются два фактора: (1) потребность и (2)|
|Для оценивания уровня развития интеллекта обычно | |вероятность ее удовлетворения. Э = f [П,(Ин – Ис),...] ,|
|применяются тесты интеллекта. Наиболее распространенными| |где Э – эмоция, ее степень, качество и риск, П – сила и |
|являются тесты Стенфорд-Бине и Векслера. | |качество актуальной потребности, Ин – информация о |
|Отношение психологов к оценке интеллекта с помощью | |средствах, прогностически необходимых для удовлетворения|
|тестов не определилось до конца. | |потребности, Ис – информация о средствах, которыми |
|Литература: | |располагает субъект в данный момент, (Ин – Ис) – оценка |
|Анастази А. Психологическое тестирование. – Кн. 2, М., | |вероятности удовлетворения потребности на основе |
|1982. | |врожденного и онтогенетического опыта. Низкая |
|Блейхер В. М., Бурлачук Л. Ф. Психологическая | |вероятность удовлетворения потребности ведет к |
|диагностика интеллекта и личности. – Киев, 1978. | |возникновению отрицательных эмоций (Ин > Ис). При |
|Веккер Л. М. Психические процессы. В 3-х томах. – Т. 2. | |возрастании вероятности удовлетворения по сравнению с |
|Мышление и интеллект. – Л., 1976. | |ранее имевшимся прогнозом (Ис > Ин) возникают |
|Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта. //Психология | |положительные эмоции |
|мышления. – М.: Прогресс, 1965. | | |
|Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков | |Об информационной теории эмоций см.: |
|человеческого интеллекта. М., 1976. | |Симонов П. В. Теория отражения и психофизиология |
|Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология | |эмоций. – М., 1979. |
|интеллекта. – М., 1969. | |Симонов П. В. Эмоциональный мозг. – М., 1981. |
|Пиаже Ж. Психология интеллекта. //Избр. психол. труды. –| |Функции эмоций |
|М., 1969. | |Эмоции выполняют следующие функции: |
|Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М.: | |отражательно-оценочную; переключающую; |
|Педагогика, 1973. | |подкрепляющую; компенсаторную (замещающую); |
|Речь и язык | |побудительную; дезорганизующую; |
|Возникновение и развитие языка знаменует собой появление| |функцию "аварийного" разрешения ситуаций; |
|новой особой формы отражения действительности и | |предвосхищающую; эвристическую; |
|управления ею. При помощи языка осуществляется | |функцию синтезирующей основы образа, целостности |
|отвлеченное мышление (то есть выход за пределы | |отражения; |
|непосредственного отражения действительности), | |функцию активации и мобилизации организма; |
|происходит | |экспрессивную. |
| | |Подробнее о функциях эмоций см.: |
| | |Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. – М.:|
| | |МГУ, 1976. |
| | |накопление и передача опыта, знаний, умений. Язык |
|Настроение – самое длительное эмоциональное состояние, | |является важнейшим инструментом взаимодействия между |
|окрашивающее все поведение человека. | |людьми и одним из важнейших средств развития |
|Стресс – эмоциональное состояние, вызванное неожиданной | |человеческой психики. |
|и напряженной обстановкой. Для организма, находящегося в| |Язык является сложной системой кодов, которая |
|таком состоянии, характерен комплекс реакций для | |сформировалась в общественной истории. Основным |
|приспособления к новым условиям: | |элементом языка является слово. Слово является средством|
|реакция тревоги; | |кодирования человеческого опыта (обозначает вещи, |
|сопротивление; | |выделяет признаки, действия, отношения). |
|истощение. | |Происхождение и развитие слова |
|По мнению Г. Селье (см."Общий адаптационный синдром"), | |Слово как клеточка языка имеет не только аффективные |
|стресс – неотъемлемая составляющая жизни человека, его | |корни. Выражением исключительно аффективных состояний |
|нельзя избежать. Для каждого человека есть оптимальный | |является "язык" животных. Согласно Л. С. Выготскому и |
|уровень стресса, при котором достигается наибольшая | |его последователям, слово как знак, обозначающий |
|эффективность деятельности. | |предмет, возникло из труда, из предметного действия. На |
|Все эмоциональные проявления характеризуются | |первых этапах истории слово было вплетено в практику и |
|направленностью (положительной или отрицательной), | |носило симпраксический характер (то есть получало свое |
|степенью напряжения и уровнем обобщенности. | |значение только из ситуации конкретной практической |
|Эмоции зависят, с одной стороны, от потребностей | |деятельности). "Дальнейшая история языка является |
|человека, которые определяют его отношение к объекту | |историей эмансипации слова от практики, выделения речи |
|эмоций, а с другой, – от его способности отразить и | |как самостоятельной системы кодов, иначе говоря, – |
|понять определенные свойства этого объекта. | |историей формирования языка в таком виде, когда он стал |
|Эмоции и познание | |заключать в себе все необходимые средства для |
|В отношении к познавательным процессам эмоции выступают | |обозначения предмета и выражения мысли" |
|не только в пассивной роли "ведомого" процесса. Эмоции | |Семантическая структура и функция слова |
|являются важнейшим фактором регуляции процессов | |Основной функцией слова является аннотативная |
|познания. Для интеллекта и эмоций характерны отношения | |(обозначающая) функция. В психологии эту функцию слова |
|взаимодополнения (В. К. Вилюнас). | |вслед за Л. С. Выготским принято обозначать как |
|Я. Рейковский на основе экспериментальных исследований | |предметную отнесенность, как функцию представления, |
|формулирует следующие выводы относительно эмоций и | |замещения предмета. |
|познавательных процессов: | |Благодаря языку происходит удвоение мира человека и |
|Влияние эмоций на познавательные процессы в целом | |появляется возможность иметь дело с предметами даже в их|
|незначительно. | |отсутствие. |
|Влияние эмоций состоит в избирательном акцентировании | |Слово рождает не только указание на определенный |
|или подавлении определенных процессов. | |предмет, но неизбежно вызывает дополнительные |
|3. Степень влияния эмоций зависит от их | |ассоциации. За каждым словом, таким образом, стоит свое |
|интенсивности, структурированности познавательных | |"семантическое поле". |
|процессов, а также от устойчивых особенностей субъекта. | |Существенную роль играет вторая важнейшая функция слова |
|Л. М. Веккер, П. В. Симонов считают, что эмоции | |собственно значение (по Л. С. Выготскому). Значение |
|возникают при недостатке сведений, необходимых для | |слова включает не только предметную отнесенность и |
|достижения цели, они способствуют поиску новой | |ассоциативное окружение, но и анализ предметов, |
|информации и тем самым повышают вероятность достижения | |абстрагирование и обобщение их признаков. Это означает, |
|цели. | |что слово является не только средством замещения вещи, |
| | |представления, но и клеточкой мышления. |
|Помимо того, что слово является инструментом, средством | | |
|мышления, оно является также средством общения. | |Литература: |
|В целом язык переводит познание человека в рациональный | |Ганзен В. А. Системные описания в психологии. – Л.: ЛГУ,|
|план. | |1984. |
|Становление и развитие речи ребенка | |Изард К. Эмоции человека. – М.: МГУ, 1980. |
|Усвоение речи ребенком происходит только через общение. | |Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – |
|Первая форма речи, возникающая у ребенка – это диалог, | |М.: МГУ, 1975. |
|громкая внешняя речь. Затем развивается речь, | |Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – |
|сопровождающая действие. Это речь для себя, | |М.: Прогресс, 1979. |
|эгоцентрическая, хотя она и является громкой. | |Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1940. |
|Эгоцентрическая речь является переходным этапом от | |Эмоциональные явления |
|внешней речи к внутренней. | |Разные авторы предлагают различные классификации |
|Становление речи происходит в течение нескольких | |эмоциональных явлений. Р. М. Грановская выделяет среди |
|периодов: | |эмоциональных явлений аффекты, собственно эмоции, |
|фонетический период (до 2-х лет, когда ребенок еще не | |чувства, настроения, стресс. |
|способен правильно усвоить звуковой облик слова); | |Аффект – наиболее мощная эмоциональная реакция. Он |
|грамматический период (до 3-х лет, когда звуковой облик | |полностью захватывает психику человека, предопределяя |
|усвоен, но не усвоены структурные закономерности | |единую реакцию на ситуацию в целом. Отличительные черты |
|организации высказывания); | |аффекта: ситуативность, обобщенность, большая |
|семантический период (после 3-х лет, когда происходит | |интенсивность, малая продолжительность. |
|усвоение понятийной отнесенности). | |Собственно эмоции – более длительные состояния. Они |
|Некоторые теории речевого развития | |могут быть реакцией не только на свершившиеся события, |
|Интересной является гипотеза Н. Хомского, исходящая из | |но и на вероятные или вспоминаемые. Эмоции отражают |
|существования глубинной грамматики. За поверхностными | |события в форме обобщенной субъективной оценки и |
|синтаксическими структурами, различными для разных | |предвосхищают результат действия. |
|языков, существует небольшое число глубинных структур, | |Чувства – еще более устойчивые психические состояния, |
|отражающих общие схемы построения мысли. Эта глубинная | |имеющие четко выраженный предметный характер. В |
|грамматика позволяет ребенку, используя ограниченное | |советской психологии распространенным является |
|число правил, формулировать самые разные предложения. | |утверждение, что чувства отражают социальную природу |
|Таким образом, в основе развития познавательных | |человека и складываются как значимые отношения к |
|процессов у ребенка лежит врожденная лингвистическая | |окружающему миру. Нередко эмоцией называют только |
|компетентность. | |конкретную форму протекания переживаемого чувства. См.: |
|Л. С. Выготский предвосхитил современные исследования в | |Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. – М.:|
|области глубинной грамматики. Он выделил стадии развития| |МГУ, 1976. |
|глубинного синтаксиса у детей. | |Изард К. Эмоции человека. – М.: МГУ, 1980. |
|На первой стадии используется только смысловой | |Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. – М.: |
|синтаксис. На второй появляются зачатки грамматики – это| |Просвещение, 1964. С.103-152. |
|стадия семантического синтаксиса На третьей стадии | |Якобсон П. М. Психология чувств. – М.: Изд. АПН, 1956. |
|правила семантического синтаксиса используются | |С.20-173. |
|регулярно, а также появляется ряд правил | | |
|"поверхностного" синтаксиса и служебные слова – предлоги| | |
|и союзы. | | |
|Эмоции | |Сторонники бихевиоризма особую роль в развитии речи |
|Эмоции – психические явления, отражающие в форме | |отводят среде, в которую помещен ребенок. При этом одни |
|переживаний личную значимость и оценку внешних и | |из них считают, что ребенок усваивает язык путем |
|внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. | |последовательных приближений под давлением социальной |
|Эмоции служат для отражения субъективного отношения | |среды, в которой за одними звуками следует подкрепление,|
|человека к самому себе и к окружающему его миру. | |а за другими нет. Другие сторонники бихевиористского |
|Наиболее существенной чертой эмоций является | |подхода особо подчеркивают роль подражания речи |
|субъективность. Целостное определение эмоций должно | |родителей. |
|принимать во внимание три аспекта: | |Согласно конструктивистской теории Ж. Пиаже, развитие |
|а) внутреннее переживание; | |языка не отличается от развития других психических |
|б) физиологическую активацию (процессы, проходящие в | |процессов (восприятия, памяти, мышления) и происходит |
|нервной, эндокринной и других системах организма); | |при взаимодействии ребенка со средой. При этом язык не |
|в) поддающиеся наблюдению выразительные комплексы эмоций| |играет никакой роли в развитии мышления и интеллекта. |
|(внешнее выражение в поведении). | |Литература: |
|Различные авторы придают неодинаковое значение этим | |Выготский Л. С. Мышление и речь. //Избр. психолог. |
|компонентам эмоций. Так, К. Изард выделяет в качестве | |исследования. – М.: Изд. АПН РСФСР, 1956. |
|основной составляющей эмоциональную экспрессию. | |Жинкин Н. Н. Речь как проводник информации. – М., 1982. |
|С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев видят сущность эмоций в| |Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В|
|субъективном переживании. В субъективном переживании | |2-х т. – Т. 1, М., 1983. С. 65-75. |
|заключено отношение субъекта к объектам, явлениям, | |Лурия А. Р. Язык и сознание. М.: МГУ, 1978. |
|событиям. Подчеркивая приоритет компонента переживания, | |Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М.-Л., 1932. |
|авторы акцентируют внимание на отражательном аспекте | |Ушакова Т. Н. и др. Речь человека в общении. – М., 1989.|
|эмоций. Действительно, эмоция относится к процессам | | |
|отражения, но отражения специфического. | |Хомский Н. Основы теории речевой деятельности. – М, |
|Я. Рейковский, в частности, указывает на то, что эмоции | |1974. |
|отражают изменения, имеющие характер нарушения, и | |Хомский Н. Язык и мышление. – М., 1972. |
|мобилизуют организм, чтобы он мог справиться со | |ПРОЦЕССЫ ПСИХИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ |
|случившимся событием. Таким образом, данный автор делает| |Как уже было сказано, любой психический процесс |
|акцент на регуляторной функции эмоций. | |выполняет функции отражения и регулирования. Но можно |
|"Эмоциональный процесс это особый род процессов | |выделить процессы с преобладающей функцией отражения (к |
|регуляции, которые актуализируются под влиянием событий,| |ним относятся познавательные процессы) и психические |
|вызывающих изменение в состоянии организма или в его | |процессы с преобладающей функцией регулирования (к ним |
|отношениях со средой, либо изменяющих актуальное | |относятся эмоции и воля). |
|состояние равновесия между субъектом и средой | | |
|Представляется плодотворной позиция по этому вопросу | | |
|В. А. Ганзена, считающего эмоцию формой психического | | |
|регулирования, хотя оно и осуществляется на основе | | |
|отражения. | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | |. |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
-----------------------
Мотив
Деятельность
Цели
Действия
Задачи
Операции
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|