Общая психология
|Общие свойства анализаторов | |Педагогика, 1986. |
|Чрезвычайно высокая чувствительность к адекватным | |Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации |
|раздражителям. Количественной мерой чувствительности | |поведения человека. – М.: Просвещение, 1969. |
|является пороговая интенсивность, то есть наименьшая | | |
|интенсивность раздражителя, воздействие которого дает | |ЛИЧНОСТЬ |
|ощущение. | |Понятие личности |
|Наличие дифференциальной чувствительности (иначе: | |В психологии существует множество определений личности. |
|различительной, разностной, контрастной), то есть | |Задачей данного курса является лишь введение в эту |
|способности устанавливать различие по интенсивности | |труднейшую и богатейшую проблематику. Подробное изучение|
|между раздражителями. | |темы будет рассматриваться в курсе "Теории личности". |
|Адаптация, то есть способность анализаторов | |В психологии применительно к человеку используются |
|приспосабливать уровень своей чувствительности к | |понятия "индивид", "личность", "субъект деятельности", |
|интенсивности раздражителя. | |"индивидуальность". Зачастую эти понятия подменяют друг |
|Тренируемость анализаторов, то есть повышение | |друга. Так, говоря о личности, исследователи могут |
|чувствительности и ускорение адаптационных процессов | |подчеркивать индивидные характеристики человека либо |
|под влиянием самой сенсорной деятельности. | |характеризовать его индивидуальность. Поэтому |
|Способность анализаторов некоторое время сохранять | |представляется целесообразным развести эти понятия. |
|ощущение после прекращения действия раздражителя. Такая | |Такие попытки имеются у С. Л. Рубинштейна, |
|"инерция" ощущений обозначается как последствие, или | |А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева. См.: |
|последовательные образы. | |Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – Л.: ЛГУ, |
|Постоянное взаимодействие анализаторов в условиях | |1969. |
|нормального функционирования. | |Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – |
| | |М.: МГУ, 1975. |
|Чувствительность, по мнению Б. М. Теплова и | |Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1940. |
|В. Д. Небылицына, выступает показателем типа высшей | |Большинство отечественных психологов включает в понятие |
|нервной деятельности человека. См.: Небылицын В. Д. | |личности комплекс природных свойств, психологическая |
|Исследование взаимосвязи между чувствительностью и | |многозначность которых определяется системой |
|силой нервной системы. //Типологические особенности в | |общественных отношений, в которую включен человек. |
|нервной деятельности человека. – М.: Просвещение, 1969. | | |
| | | |
|Исследованию ощущений (с точки зрения их возникновения и| | |
|различения) посвящен огромный раздел психологии – | | |
|психофизика. | | |
|А. Н. Леонтьев считает данную попытку построения | |О порогах чувствительности см.: |
|иерархии неудачной. Он считает, что иерархические | |Ломов Б. Ф. Человек и техника. – М.: Сов.радио, 1966. |
|отношения между мотивами являются релятивными | |Стивенс С. С. Экспериментальная психология. – М., |
|(относительными) и определяются складывающимися связями | |Изд. ИЛ, 1963. |
|деятельности субъекта. При этом смыслообразующие мотивы | |Рассматривая ощущение как отражение, нужно помнить и о |
|всегда занимают более высокое место в иерархии мотивов. | |другой стороне – регуляторной. Оценка расстояния, сила |
|Концепции мотивации | |действия руки на предмет, громкость произнесенного слова|
|Существует огромное количество концепций мотивации. | |регулируются возникшими ощущениями. |
|Условно их можно свести к трем основным направлениям. | |Актуальный вопрос в теории ощущений – чувствительность в|
|Теория биологических побуждений. Нарушение в балансе | |структуре личности. Он наиболее полно разработан |
|организма автоматически приводит к появлению | |Б. Г. Ананьевым в учении о сенсорной организации |
|соответствующей потребности и к возникновению | |личности. См.: Ананьев Б. Г. Теория ощущений. – Л.: ЛГУ,|
|биологического импульса, который как бы толкает | |1961. С. 89-112. |
|индивидуума к его удовлетворению. | |О развитии чувствительности см.: |
|Теория оптимальной активации. Организм стремится | |Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. – М.: |
|поддерживать оптимальный уровень активации, позволяющий | |Изд. АПН РСФСР, 1960. С. 122-137. |
|ему функционировать наиболее эффективно. | |Ананьев Б. Г. Теория ощущений. – Л.: ЛГУ, 1961. |
|Когнитивные теории рассматривают мотивацию как механизм | |Люблинская А. А. Детская психология. – М., Просвещение, |
|выбора определенной формы поведения. Чтобы сделать | |1971. С. 35-155. |
|выбор, надо обратиться к процессу мышления. | |Восприятие |
| | |Восприятие, как и любой другой психический феномен, |
| | |можно рассматривать как процесс и как результат. |
| | |Восприятие делает возможным целостное отражение мира, |
| | |создание интегральной картины действительности, в |
| | |отличие от ощущений, отражающих отдельные качества |
| | |реальности. |
| | |Итог восприятия – интегральный, целостный образ |
| | |окружающего мира, возникающий при непосредственном |
| | |воздействии раздражителя на органы чувств субъекта. |
| | |Свойства восприятия: |
| | |Константность – относительная независимость образа от |
| | |условий восприятия, проявляющаяся в его жизненности. |
| | |Наше восприятие в определенных пределах сохраняет за |
| | |предметами их размеры, форму, цвет независимо от условий|
| | |восприятия (расстояние до воспринимаемого предмета, |
| | |условия освещенности, угол восприятия и т.д.). См.: |
| | |Ананьев Б. Г., Дворяшина М. Д., Кудрявцева Н. А. |
| | |Индивидуальное развитие человека и константность |
| | |восприятия. – М.: Просвещение, 1986. С. 9-39. |
| | | |
|Предметность – объект воспринимается нами как | |самосохранения; далее – уверенность, престижность, |
|обособленное в пространстве и времени отдельное | |любовь. На вершине иерархии – познавательные и |
|физическое тело. Наиболее ярко это свойство проявляется | |эстетические мотивы, ведущие к развитию способностей и |
|во взаимообособлении фигуры и фона. См.: Коффка К. | |самоактуализации личности. |
|Восприятие: введение в гештальтпсихологию. //Хрестоматия| |Иерархия фундаментальных потребностей (по А. Маслоу) |
|по ощущению и восприятию. /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер,| |физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.); |
|М. Б. Михалевской. М.: МГУ, 1975. С. 96-113. | |потребность в безопасности (стабильность, порядок); |
|Целостность – внутренняя органическая взаимосвязь частей| |потребности в любви и принадлежности (семья, дружба); |
|и целого в образе. Следует рассматривать два аспекта | |потребность в уважении (самоуважение, признание); |
|этого свойства: а) объединение разных элементов в целом;| |потребность в самоактуализации (развитие способностей). |
|б) независимость образованного целого от качества | |Иерархическая пирамида потребностей |
|составляющих его элементов. См.: Найссер У. Познание и | |(по А. Маслоу) |
|реальность. – М., 1981. С. 281-295. | |[pic] |
|Принципы организации восприятия (свойства предметности и| | |
|целостности) наиболее глубоко и ярко описаны и | | |
|проанализированы представителями гештальтпсихологии | | |
|(М. Вертгеймер, Ч. Осгуд и др.). | | |
|Обобщенность – отнесенность каждого образа к некоторому | | |
|классу объектов, имеющему название. | | |
|Осмысленность восприятия основана на связи восприятия с | | |
|мышлением, с пониманием сущности предмета. См.: Липер Р.| | |
|Жена и теща. //Хрестоматия по ощущению и восприятию. | | |
|/Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. Б. Михалевской – М.: | | |
|МГУ, 1975. С. 300-301. | | |
|Важнейшим феноменом восприятия является отнесенность | | |
|предметного образа к реальному миру – феномен проекции | | |
|(к примеру, человек видит не изображение предмета на | | |
|сетчатке глаза, а реальный предмет в реальном мире). | | |
|Этот феномен можно проследить на всех уровнях | | |
|организации личности. | | |
|Воспрятие пространства | | |
|Восприятие пространства включает в себя восприятие | | |
|формы, величины, а также расстояния до предметов и между| | |
|ними. | | |
|Восприятие формы определяется участием трех основных | | |
|групп факторов: | | |
|врожденная способность первичных клеток коры головного | | |
|мозга избирательно реагировать на элементы изображений, | | |
|имеющие определенную насыщенность, ориентацию, | | |
|конфигурацию и длину; | | |
|законы выделения фигуры на фоне, описанные | | |
|гештальт-психологами; | | |
|жизненный опыт человека, получаемый за счет движений рук| | |
|по контуру и поверхности объектов, перемещения человека | | |
|и частей его тела в пространстве. | | |
|Определение мотива | |Восприятие величины предметов зависит от того, каковы |
| | |параметры их изображения на сетчатке глаза. В восприятии|
|А. Н. Леонтьев так определяет мотив: "В самом | |величины предметов принимают участие мышцы глаз и руки, |
|потребностном состоянии субъекта предмет, который | |ряда других частей тела. (Однако если человек в |
|способен удовлетворить потребность, жестко не записан. | |состоянии правильно оценить расстояние до объекта, то в |
|До своего первого удовлетворения потребность "не знает" | |действие вступает закон константности восприятия). |
|своего предмета, он ещё должен быть обнаружен. Только в | |Движения мышц также участвуют в восприятии глубины. |
|результате такого обнаружения потребность приобретает | |Кроме них зрительной оценке глубины способствуют |
|свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, | |аккомодация и конвергенция глаз. |
|мыслимый) предмет – свою побудительную и направляющую | |Аккомодация – изменение кривизны хрусталика при |
|деятельность функцию, то есть становится мотивом". | |настройке глаза на четкое восприятие близких и |
|Мотив – это побуждение к действию. Так, Ж. Годфруа | |отдаленных объектов или их деталей. |
|определяет мотив как "соображение, по которому субъект | |Конвергенция – сближение или расхождение осей глаз, |
|должен действовать" | |происходящее при восприятии соответственно |
|Х. Хекхаузен, определяя мотив, указывает на | |приближающихся или удаляющихся объектов. |
|"динамический" момент направленности действия "на | |Эти процессы "работают" в ограниченных пределах: 5-6 |
|определенные целевые состояния, которые независимо от их| |метров для аккомодации и до 450 метров для конвергенции.|
|специфики всегда содержат в себе динамический момент и | | |
|которые субъект стремится достичь, какие бы | |При оценке больших расстояний человек использует |
|разнообразные средства и пути к этому ни вели". Иначе | |информацию о взаимном расположении объектов на сетчатке |
|говоря, мотив понимается как "желаемое целевое состояние| |правого и левого глаз. |
|в рамках отношения "индивид – среда" | |Восприятие движения |
|Если, анализируя потребности, человек дает ответ на | |Восприятие движения констатируется нейронами – |
|вопрос, почему он действует или не действует | |детекторами движения или новизны, входящими в |
|определенным образом, то при анализе мотивов дается | |нейрофизиологический аппарат ориентировочной реакции. |
|ответ на вопрос "зачем?". | |Восприятие времени |
|По мнению А. Н. Леонтьева, генетически исходным для | |Механизм восприятия времени часто связывают с так |
|человеческой деятельности является несовпадение мотивов | |называемыми "биологическими часами" – определенной |
|и целей. В отличие от целей, мотивы актуально не | |последовательностью и ритмикой биологических обменных |
|осознаются субъектом. При этом они находят свое | |процессов, происходящих в организме человека. |
|психическое отражение в форме эмоциональной окраски | |Субъективная продолжительность времени частично зависит |
|действий (то есть придают действию личностный смысл). | |от того, чем оно заполнено. |
|Развитие человеческой деятельности ведет к раздвоению | |Для формирования адекватного перцептивного образа |
|функций мотивов. Одни мотивы, побуждая деятельность, | |необходимы следующие условия: |
|придают ей личностный смысл (смыслообразующие мотивы), | | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|