Общая психология
| | |непрерывных взаимодействий физической и социальной |
| | |среды. Соотношение врожденного и приобретенного и, |
| | |далее, биологического и социального – важная часть |
| | |анализа данной проблемы. |
| | |Человеческая деятельность является главным источником |
| | |культуры и цивилизации и вместе с тем основной |
| | |разрушительной силой. |
| | |Целесообразно выделение внешней и внутренней |
| | |деятельности. Принципиальная общность строения внешней и|
| | |внутренней деятельности определяется тем, что обе они |
| | |опосредствуют связи человека с миром. |
| | |Основными формами деятельности являются: |
| | |*познание; * общение; *труд. |
| | | |
|Литература: | |подготовка; |
|Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М.: Наука, | |созревание; |
|1989. | |вдохновение; |
|Фрейд З. Психопатология обыденной жизни. //Психология | |проверка истинности. |
|бессознательного. – М.: Просвещение, 1990. | |Литература: |
|Фрейд З. Я и Оно. //Психология бессознательного. – М.: | |Веккер Л. М. Психические процессы: В 3-х т. – Т.2, Л.: |
|Просвещение, 1990. | |ЛГУ, 1974-1981. |
|Шерток Л. Непознанное в психике человека. – М., 1982. | |Вудвортс Р. Этапы творческого мышления. //Хрестоматия |
|Проблема установки | |по общей психологии. Психология мышления. – М.: МГУ, |
| | |1981. С. 255-257. |
|Особое направление в психологии представляет система | |Дункер К. Структура и динамика процессов решения |
|взглядов грузинского психолога Д. Н. Узнадзе, его | |задач. //Хрестоматия по общей психологии. Психология |
|учеников и сотрудников. Это направление известно под | |мышления. – М.: МГУ, 1981. С. 258-268. |
|именем теории установки. | |Линдсей П., Норман Д. А. Анализ процесса решения |
|Сам факт установки (предуготовленности субъекта к | |задач. //Хрестоматия по общей психологии. Психология |
|восприятию или определенной направленности действия) | |мышления. – М.: МГУ, 1981. С. 319-327. |
|отмечался психологами еще до Узнадзе. Однако в теории | |Мыслительные операции |
|Узнадзе установка представляет собой не частное явление,| | |
|возникающее в процессе восприятия или деятельности, а | |Мыслительный процесс осуществляется при помощи следующих|
|общепсихологическое явление. Установка понимается как | |операций: |
|всеобщее явление в жизни людей, играющее в ней основную | |сравнение- установление отношений сходства и различия; |
|определяющую роль. Установка в теории Узнадзе | |анализ – мысленное расчленение целостной структуры |
|превращается в центральное объяснительное | |объекта отражения на составляющие элементы; |
|психологическое понятие. | |синтез – воссоединение элементов в целостную структуру; |
|Исходный пункт психологии, согласно Узнадзе, составляют | |абстракция и обобщение – выделение общих признаков; |
|не психические явления, а сами личности. Поэтому | |конкретизация и дифференциация – возврат к полноте |
|психология должна исследовать в первую очередь субъекта,| |индивидуальной специфичности осмысливаемого объекта. |
|личность как целое. Явления же сознания, изучавшиеся | |Все эти операции, по мнению С. Л. Рубинштейна, являются |
|традиционной психологией независимо от личности, должны | |различными сторонами основной операции мышления – |
|рассматриваться лишь как дальнейшие определения | |опосредования (то есть раскрытия все более существенных |
|личности. Фундаментальную роль при изучении | |связей и отношений |
|жизнедеятельности личности играют, по Узнадзе, | | |
|потребности. Для удовлетворения потребности необходима | |Формирование умственных действий |
|соответствующая ситуация. В окружающей среде должно быть| |П. Я. Гальперин исследовал формирование умственных |
|средство, позволяющее удовлетворять имеющуюся | |действий в процессе решения задачи (применительно к |
|потребность. При наличии потребности и средства ее | |онтогенезу и актуальному генезу). См.: Гальперин П.Я. |
|удовлетворения у субъекта возникает особое состояние, | |Развитие исследований по формированию умственных |
|которое можно характеризовать как склонность, | |действий. //Психологическая наука в СССР. – Т. 1, М., |
|направленность, готовность совершить акт, ведущий к | |1959. |
|удовлетворению потребности. Это и есть установка – | | |
|готовность к совершению определенного действия. | | |
|Установка, таким образом, является необходимым | | |
|определяющим звеном между действием внешней среды и | | |
|психической деятельностью человека. По мнению Узнадзе, | | |
|установка не отражается в сознании субъекта в виде | | |
|какого-либо самостоятельного переживания, не является | | |
|отдельным актом сознания и вообще феноменом сознания. | | |
|Вместе с тем Узнадзе считает ненужным понятие | | |
|бессознательного, так как внутренняя структура и | | |
|сущность его остается нераскрытой и толкуется по | | |
|аналогии с сознательными процессами. Узнадзе признает | | |
|заслуги Фрейда в разработке проблем, связанных с | | |
|бессознательным психическим. | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
|Умственные действия формируются посредством перехода | |Главная функция самосознания – сделать доступными для |
|материальных действий в оперирование предметными | |человека мотивы и результаты его поступков и дать |
|психологическими структурами разных уровней (восприятие,| |возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить|
|представление, понятие). Это оперирование реализуется | |себя. Если оценка окажется неудовлетворительной, человек|
|сначала средствами громкой внешней речи, а затем и речи | |может заняться либо самосовершенствованием, либо при |
|внутренней. Последний уровень – высшая форма "чисто | |помощи защитных механизмов устранить из сознания эти |
|умственного", "идеального" действия. | |неприятные сведения. |
|Изменение операндов (вещественных или психологических | |Литература: |
|предметных структур, являющихся объектами оперирования: | |Ананьев Б. Г. К постановке проблемы развития детского |
|материальные вещи, образы, понятия, символы, концепты, | |самосознания. //Избр. психол. труды. – М.: Педагогика, |
|конструкты) приводит к изменению характеристик | |1980. |
|мыслительных операций. См.: Веккер Л. М. Психические | |Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. |
|процессы: В 3-х т. – Т. 2, Л.: ЛГУ, 1974-1981. | |Очерки российской психологии. – М., 1994. |
|Важнейшей характеристикой мыслительного процесса | |Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях |
|является обратимость мыслительных операций. Мышление как| |личности. – М., 1989. |
|процесс представляет собой непрерывный обратимый перевод| |Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. |
|информации с языка образов на язык символов. См.: | |– М., 1977. |
|Веккер Л. М. Психические процессы: В 3-х т. – Т. 2, Л.: | |Сознание и бессознательное |
|ЛГУ, 1974-1981. | |В зоне ясного сознания находят свое отражение лишь очень|
|Пиаже Ж. Психология интеллекта. //Избр. психол. труды. –| |немногие сигналы из внутренней и внешней |
|М., 1969. | |среды.Осознаются в данный момент времени те объекты, |
|Пиаже Ж. Роль действия в формировании мышления. //Вопр.| |которые создают препятствия для нормального продолжения |
|психол. – 1966. – № 5. | |регулирования поведения или в силу других причин |
|Характеристики мысли | |являются значимыми для человека. Возникшие затруднения |
|как результата мыслительного процесса | |или значимые раздражители привлекают внимание и, таким |
|Отдельной структурной единицей мысли является суждение. | |образом, осознаются. После нахождения нового способа |
|Речевым эквивалентом мысли служит трехчленное | |регулирования или решения затруднительной ситуации |
|предложение, состоящее из подлежащего, сказуемого и | |управление снова передается подсознанию. |
|связки. См.: | |Таким образом, к сфере подсознания относятся так |
|Веккер Л. М. Психические процессы: В 3-х т. – Т. 2, Л.: | |называемые вторичные автоматизмы (ходьба, бег, |
|ЛГУ, 1974-1981. С. 28-85. | |профессиональные навыки и т.д.). В сферу подсознания |
|Сеченов И. М. О предметном мышлении с физиологической | |входят также психические явления, имеющие субъективный |
|точки зрения. //Иэбр. философ. и психол. произведения. –| |компонент, еще не ставший сознанием (психика младенцев, |
|М., 1947. | |просоночное состояние взрослого, послеобморочное |
|Сеченов И. М. Элементы мысли. //Иэбр. философ. и психол.| |состояние и т.д.). Наиболее интересна та часть сферы |
|произведения. – М., 1947. | |подсознания, которая разработана в учении З. Фрейда. |
| | |Фрейд считает, что бессознательное – это не столько те |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|