Общая психология
понятия зависит от кол-ва множеств, в кот. оно попадает (канарейка-птица,
курица-птица (еда, перья, яйца).
3. Понятия как набор признаков: существенные и несущественные. Вывод о
близости понятий – на основе общих признаков и по степени их важности.
Существенность сугубо индивидуальна.
Извлечение: отыскание наличного или построение утраченного – связано с
хранением.
Браун, Мак-Нейл – верчение на языке.
17. Основные подходы к изучению памяти. Теории памяти.
Психология поведения: изучение моторной памяти. Формирование двигательного
навыка. Зависит от времени:
1. Научение – число повторений + оптимальное расстояние между пробами
2. Период без практики
3. Период возобновления навыка – критерий наличия памяти. Навык
сохраняется, т к отдельные движения образовали целостную стр-ру и начали
функционировать совместно: феномен совместного функционирования частей.
Память как ассоциация частей.
Моторный навык основан на врожденных мех-мах – дольше сохраняется.
Бернштейн: также изучал моторную память. Формирование навыка как решение
задач. С каждой новой пробой – преобразование составляющих частей навыка
(повторение без повторения). Двиг задача решается на разных уровнях (см
вопрос 20) – развертка фоновых уровней. Память – это не последоват-ть
событий, а решение задачи.
Ассоцианизм (см. 19)
Когнитивная (см 20)
Левин: связь решения мнемической задачи с деят-тью – мотивация.
Зейгарник: стр-ра деят-ти – удовлетворение квазипотребности
- изучение непроизвольного запоминания
- прерывание при приближении к цели
Биренбаум: память зависит от предъявления задачи
- подписи (забывание связано с разрушением целевой ср-ры действия)
- содержательное внутреннее замещение (нарисовать монограмму=поставить
подпись - внутреннее сходство)
- косвенное замещение (помнить о намерении)
Деятельностный подход: Зинченко – завис-ть непроизвольного запоминания от
места в стр-ре деят-ти.
Эксп-т: карточки с картинками и номерами.
Дети и взрослые – арифметические задачи: дети лучше запоминают числа, т к
для них это уровень действий.
Смирнов: запоминание по дороге на работу (препятствия – действия).
18. Развитие памяти.
Натуральная память (прапамять):
1. Это память-восприятие (эйдетическая)
2. Связана с движением: четкая последоват-ть операций
3. Связь с аффектом – не смысловая
Переход к языку – от комплекса к понятию – знаку (ВПФ): переход к схеме
(выделение общих признаков и их соотнесение), причинно-следственные связи,
знак и предмет не зависят др от др.
Социальное развитие памяти:
Выготский: соц развитие памяти по линии опосредствования: выработка
приемов. У р-ка и примитива память есть центральная ф-я
(мыслить=вспоминать, т.е опираться на прежний опыт). Переход к социальной –
3 процесса:
1) изменение внутр стр-ры, мех-ма памяти – опосредств
2) изменяется функциональный состав операций памяти
3) изменение межфункциональных отношений – память из суперфункции
становится лишь одним из условий псих развития. Переход от комплексов к
абстрактным понятиям: для подростка вспоминать=мыслить.
Леонтьев: попытки овладеть натуральной – создание ср-в запоминания
(узелковое письмо – еще требует расшифровки). Совершенствование ср-в
памяти:
1) развитие внешних форм запоминания – письменности
2) редукция внешней формы и создание знаковых систем (развитие логической
памяти)
Опыт Леонтьева с опосредствованным запоминанием (параллелограмм развития
запоминания).
Первоначально основной объект социализации не сохранение, а своевременное
воспроизведение:
1. постепенное продвижение от воспроизведения к запоминанию
2. от исключительно совместной деят-ти к ф-ии саморегуляции
3. ситуативное освобождение памяти от случайных событий
4. иррадиация процессов запоминания на процессы забывания.
Разделение памяти:
1. непосредственная (непроизвольная)
- мотивац значимость
- экстремальность
- новизна
2. опосредованная (произвольная)
- сознательное намерение
- мнемическая направленность
Смирнов: непроизвольная память связана с неосозн уст-ками на запоминание
(включение в основное русло деят-ти – приход на работу). Мысли запоминаются
хуже, лучше действия. Особенно – что мешало + странное, необычное.
5 мнемических установок (произвольное запоминание):
1) на полноту запоминания
2) точность воспроизведения
3) прочность (по времени)
4) последовательность
5) своевременность
Источники направленности:
- цели
- направленность на качество
- условия
- индивид кач-ва личности (способности, привычки, интерес, возраст)
- особ-ти материала (объем, плотность, сложность, своеобразие)
Истомина: дети – магазин (в игре лучше)
Зинченко: ряд слов - придумать парное по смыслу или по начальной букве.
Различные мотивы: игра или проверка способностей. У дошк-в – лучше в игре,
у шк-в – второе. По нач букве – нет различий (мотивация здесь не играет
роли).
Опыт с карточками: картинка и цифра, 3 группы – дош, шк и взрослые.
Запоминается объект, связанный с основным заданием.
Выводы:
- цифры запомин хуже картинок
- лучше основной материал
- для взрослых – понимжение мотивации
- снижение запоминания фонового стимула с возрастом (трудность
переключения)
21. Определение и основные свойства внимания. Виды внимания. (+22, 23)
В. как особый псих. процесс или аспект любой деят-ти?
Критерии внимания:
1) феноменальный – ясность и отчетливость любого содержания сознания
2) продуктивный – повышение качества любой деят-ти
3) мнемический (побочный мнемо эффект)
4) адаптивный
5) селективность деят-ти как рез-т В.
Внимание включается в любую деятельность. Тесная связь с сознанием.
2 подхода:
1. структурный – Вундт и Титченер
2. функциональный – Джемс
1. Вундт: внимание – центральная область поля сознания. Это состояние
ясного и отчетливого восприятия. Процесс – апперцепция. Связано с
переживанием чувства активности (мышечное напряжение).
В. сущ-т как самостоятельная сущность.
Титченер: В. есть св-во сознания – сенсорная ясность (нет самостоятельной
сущности).
Свойства внимания:
- объем – от 3 до 6 элементов
- направленность (фокусная точка), распределение В.
- высота волны – степень внимания (уровневая стр-ра).
- динамика во времени (колебания, устойчивость)
2 стадии развития:
1) первичное (непроизвольное, непосредственное) – вызывается новизной,
неожиданностью стимула
2) вторичное – борьба с отвлекающими ф-рами – волевой акт
3) производное первичное внимание – связь с сознательной целью, не требует
волевого усилия
2. Джемс: В. есть направленность потока сознания. Связано с:
- избирательностью потока (селекция)
- сосредоточенностью (возм-ть удержания материала в сознании)
«Вечеринка с коктейлем» - много потоков инфо. Внимание как психотелесное
явление (приспособительные движения органов чувств), гл.ф-я –
упорядоченность. Преперцепция – преднастройка к восприятию объекта: лучше
воспринимается ожидаемое и лучше видится привычное.
Физиологические условия В:
- приспособление органов чувств
- идеационное возбуждение центра
2 источника В: личный интерес и прошлый опыт. Связано с волей (выбор).
Виды В.:
1) чувственное
2) интеллектуальное
3) непосредственное
4) опосредованное (апперцептивное)
5) пассивное, непроизвольное
6) активное, произвольное – требует усилий
Рибо: внимание всегда изучается в контексте (культурное развитие). В. – это
неестественный процесс, задержка, сопровождается усилием – непрочность.
Естествен полиидеизм (множественность состояний сознания), В. есть
относительный моноидеизм. В социуме: связь с другими людьми, воспитание В.
через преобразование мотивации. Развитие В. связано с возможностью
управления движением – контроль и коррекция (ср.Ланге). В. не существует
как чисто внутреннее явление – психофизиологическое состояние.
2 формы В.:
- непроизвольное естественное: животные дети. Вызывается аффектом.
- произвольное искусственное (продукт цивилизации - дрессировка).
Искусственно сделать привлекательным то, что по природе непривлекательно.
3 периода развития В:
1) естественные эмоц состояния (страх, любознательность)
2) вторичные чувства - самолюбие, чувство долга
3) поддерживается привычкой
Ланге: В. есть целесообразная реакция организма - моментальное улучшение
условий восприятия. Это процесс усиления и изменения восприятия. В.
целесообразно.
Виды:
1) рефлективное – для лучшего восприятия раздражений
2) инстинктивное – любопытство и удивление
3) волевое – усиление интенсивности. Как? Моторная теория В. Активное
усиление силы воспоминания есть двигательный процесс. Механизм –
ассоциация.
Добрынин: типово-генетическая концепция. Развитие В. зависит от активности
личности.
Критерии: наличие усилия (цели) и средств.
Стадии развития внимания:
1) вынужденное (пассивное): новизна, сенсорная интенсивность, движение
объекта + привычка
2) активное – искусственное, социальное, связь с сознательными целями, акт
воли. Необх. воспитывать.
3) послепроизвольное внимание – связь с личностной активностью.
Гальперин: несогласие с взглядом на В. лишь как на сторону любой деят-ти,
кот не имеет своего сециф продукта (улучшение всякой деят-ти). В. как
отдельная форма психической деят-ти – внутренний контроль.
Любое действие состоит:
1) ориентировка
2) исполнение
3) контроль. По функции – это внимание. Действие контроля становится
умственным и сокращенным. Внимание – это интериоризованный контроль. Его
можно планомерно формировать (эксп-т Кобыльницкой).
Выготский: первоначальное В. – физиологический принцип доминанты (наличие
одного главенствующего очага возбуждения в нс) – образование усл.
рефлексов. 2 линии развития: натуральное и культурное.
Культурное – социальное формирование произвольного В. под влиянием внешних
стимулов-средств.
Эксперименты:
1. 2 чашки с крышкой – орех. На чашках метки (светло и темносерая). Р-к не
может из различить чашки до жеста эсп-та – это первое внешнее ср-во
развития В. Первоначальная ф-я речи – указание: слова направляют внимание
р-ка.
2. Игра: не называть 2-х цветов и не повторять один и тот же цвет дважды.
Трудно дошкольниками и даже детям 8-9 лет. Изменение условий: методика
двойной стимуляции – введение карточек с цветами. 2 ряда стимулов:
вопросы и карточки. Параллелограмм развития внимания: дошк-к не
использует стимулов-ср-в, школьник – лучше всего (особенно старшие).
Взрослые – нет (у них уже развит процесс внутреннего произвольного
внимания).
Смирнов и Зинченко: эксп-т с фоновым раздражителем. У детей неустойчивое В.
– переключение на фон: вмешательство непроизвольного (взаимодействие 2
типов). Направление: развитие устойчивости.
24. Исследование внимания в когнитивной психологии.
2 стороны В.: отбор (селекция) и сосредоточенность (внутреннее усилие).
Джемс: cocktail party: избирательность В. + распределение В (неотобранные
голоса потенц доступны – мониторинг событий во внешней и внутренней среде).
Черри (1953): бинауральное и дихотическое прослушивание. 2 сообщения:
релевантное и нерелевантное. Инструкция варьируется: прислушиваться к
одному (релевантному) сообщению, голосу, обнаружение целевых слов.
Варьирование физических х-к стимула и семантических (тема, язык,
синтаксис).
2 вопроса:
1. по каким данным происходит отбор инфо
2. что происходит с неотобранными сообщениями
1) бинауральное – проза, один диктор, релевантное чуть раньше нерелев.
Итог: затруднение восприятия релев. сообщ. Роль физических признаков
стимуляции в процессе селекции (направление, инт-ть, высота звука).
Газетные штампы – смешивание.
2) дихотическое: непрерывный отчет (shadowing). Вопрос о нерелевантном.
Итог: только грубые физические признаки (тон, смена голоса, но не
содержание).
Модели ранней селекции Бродбент (1957)
Селекция происходит рано на стадии сенсорного анализа стимуляции: фильтр
(внимание) блокирует нерелев источник инфо. Отбор релев – на основании
физических признаков. Нерелев хранится на стадии S (хранилище) неск.сек.
Опыты на расщепленный объем памяти (цифры на разные уши): лучше поканальный
отчет, а не реальная последовательность предъявлений.
Схема потока информации:
Инфо – сенсорная система – кратковременное хранилище – фильтр – канал
ограниченной емкости – ситсема ответа и/или долговременное хранилище.
1 этап: одновременная переработка всей входящей инфо (ок 2 с). Анализ –
выделение физ признаков
2 этап: обработка в сист-ме огранич емкости (фильтр защищает ее от
перегрузки – только 1 канал). Опознанная инфо идет далее или возвр-ся на
фильтр для новой обработки.
Недостатки:
1) не объясняет возможность разделения сообщения с идентичными физическими
признаками
2) не об-т прорыв с нерелевантного канала: эксп-т Морэя с именем
испытуемого (выполнение приказа)
3) при возм-ти семант связи связывание идет не по физическим признакам.
Энн Трейсман (1966)
1) Дихотическое пред-е одного текста со сдвигом в неск сек. Надо вторить
релевантному. Сдвиг 10 сек – нерелев не улавливается. 5-6 сек – узнавание
идентичности. Чтение разными дикторами и на разных языках – тоже. Вывод:
сообщения сравниваются на поздней стадии (выделение значений слов).
2) Вторение текста по рел, игнорировать нерелев. В середину пробы –
неожиданно меняются местами. Вторжение 1-2 слов, идущих по нерелев каналу
(отбор по семантич признакам).
Модель аттенюатора:
Релев и нерелев сооб-я поступают на фильтр, который только ослабляет
интенсивность нерелев и свободно пропускает релев. Обе стимуляции могут
быть далее переработаны до анализа значения.
Селекция на стадии восприятия: каждое слово хранится в ДП в виде словарной
единицы. Опознание слова в стимуле – активация словарной единицы – она
вспыхивает, понижая пороги связанных с ней единиц (предвосхищающая
настройка). У разных слов разные пороги (имя, сигнал опасности – низкий,
табу – высокий). Перцептивная защита: стойкое повышение порога (угроза,
нецензурные слова).
Эксп-ты с бинауральным прослушиванием, чтение одним голосом. Легче если
нерелев текст научный или на другом языке или другим голосом – меньше
интерференция.
Сходство с Бродбентом:
- селекция нужна для предотвращения перегрузки системы восприятия
- происходит главным образом на ранней стадии
- происходит путем фильтрации.
Модели поздней селекции: Дойч (1963)
Гипотеза: селекция происходит на стадии осознания и принятия решения (после
семантической обработки). Единство физ и семант признаков. Каждый сигнал
перерабатывается полностью. На опознание канала как релев влияют: прошлый
опыт, инструкция, контекст, мотивация. Важно быстро отобрать наиболее
значимый сигнал. Переход его на след стадию переработки зависит от общей
активации ЦНС.
Модель Нормана:
Решающая роль прошлого опыта в оценке релевантности инфо. Связь внимания с
памятью.
Стимуляция – первичная автоматич переработка (в органах чувств) –
извлечение сенсорных признаков сигналов – идентификация с содержанием
памяти (поиск в словаре – семантическая обработка) - селекция: отбор
сигнала, кот. максимально соотв-т образу памяти – дальнейшая переработка
(внимание).
20. Самосознание
Органические предпосылки – необходимы. Соц среда – источник развития.
Движущая сила – внутренние противоречия (Выготский, Эриксон).
Гуманизм: личность развивается всю жизнь, но неравномерно.
Психоанализ: четкие фиксированные стадии – прямая развития
Эльконин, Леонтьев: скачкообразный х-р развития, стабильные и критичные
Жане: формирование личности есть цепь приобретений (новообразований)
Социальность психики - в приобретении социального опыта (подражание, взятие
ролей).
Приобретения в 3-х сферах:
1. Деятельность (расширение каталога, иерархизация, приобретение личностных
смыслов)
2. Общение (расширение, углубление связей)
3. Самосознание: сознательный (самоотношение) и б/с компоненты
Выготский, Рубинштейн: самосознание – этап в развитии сознания.
1) овладение собственным телом – произвольные движения
2) ходьба – относительная самостоят-ть. Самосознание через познание
других людей
3) развитие речи – воздействие на мир
Осознание собственного своеобразия. Связь с самооценкой.
Бехтерев: самосознание – раньше сознания. Этапы:
1) физическое слияние человека и мира
2) дифференциация собственного тела и мира
3) познавательное слияние с миром (Пиаже) – эгоцентризм
4) децентрация в познавательной сфере
5) моральный эгоцентризм
6) развитие коммуник и эмпатических способностей
Феномены самосознания:
- рефлексия
- осознание своих мотивов
- самооценка (соотв-е соц ожиданиям)
- сознательное Я
- расхождение значения и смысла
- мотивационный конфликт
- самоощущение – базовая х-ка, не равно самооценке
Бернс: Я-концепция –совокупность всех представлений человека о себе,
сопряженная с их оценкой:
1) образ Я (описательная часть) - убеждение
2) оценочная (самооценка) – эмоция. Субъективность (стереотипы + ценности
группы)
3) конкретные действия (может ограничиваться обществом)
Самооценка не постоянна – личностное суждение о собственной ценности.
Факторы:
1. сопоставление образа реального Я и идеального Я
2. интериоризация социальных реакций на индивида
3. оценка через призму идентичности.
Роль Я-концепции:
1) способ достижения внутр согласованности (устранение когнит дис-са, может
быть невротич)
2) определяет интерпретацию опыта (фильтр)
3) является источником ожиданий (самореализующееся пророчество)
Эриксон: развитие личности есть путь к развитию идентичности. Идентичность
есть сущность Я.
База для идентичности – формируется в подростковом возрасте:
- доверие к миру
- автономия, воля
- целенаправленность
- умелость, компетентность
Кто я есть? Выбор между идентичностю и смешением идентичности: интеграция в
единую стр-ру разных образов Я. Идентичность:
1) установление тождественности самому себе
2) интеграция в единую целост-ть разных представлений о себе – чувство
конгруэнтности
3) признание значимыми другими моей идентичности (группы сверстников)
Важность идеологической ритуализации: мост между воображаемым миром и миром
реальным.
- обеспечение перспективы будущего
- коллективное экспериментирование
- этническая идентичность – образ мира
- формирование адекватной сексуальной роли
- профессиональное самоопределение
- освобождение от авторитета родителей, навыки лидерства
Механизмы достижения идентичности:
1. Ролевое экспериментирование
2. Механизм ролевого моратория
4 статуса идентичности (сделан ли выбор, пережит ли кризис):
1) Предрешенная - в авторитарном обществе
2) реализованная
3) диффузная – пофигизм: застенчивость или негативизм (деструктивные
новообразования)
4) мораторий – актуальный кризис
Самосознание – совок-ть псих процессов, посредством которых субъект деят-ти
осознает себя как такового.
Критерии:
1. природные – выделение себя из окр серды
2. социальные – сравнение себя с другими
3. личностные – рефлексия – осозание собственных переживаний, своих мотивов
Стадии развития самосознания:
|Критерий |Самопознание |Самоотношение |
|Природный |Построение схемы собств |Самочувствие: |
| |тела |комфорт/дискофорт |
|Социальный |Построение образа Я |Самоуважение, |
| |(самовосприятие) |самопринятие, |
| | |саморегуляция |
|Культурный |Построение Я-концепции |Самооценка (понимание |
| | |своего реального Я). |
Осознание расстояния между реальным и идеальным я – условия для
самоактуализации.
Социальная позиция – объективное место в общественной организации, которое
может занять человек (зависит от устройства со условий). Виды:
долговременные и кратковременные. Предполагает дополнительную позицию
(каждый чел-к совмещает несколько – возможен конфликт) + наличие спец
общественных институтов (нормы – ориентиры). Обряд инициации.
Социальные ожидания – требование к человеку, кот занимает социальную
позицию. 3 вида:
1. наличие внутренних убеждений, ценностей, установок (принципы)
2. наличие технологических знаний и умений
3. наличие способов общения и правил их применения
Социальная роль – это совок-ть присвоенных соц ожиданий; психологический
эквивалент соц позиции. Роль – это резерв развития позиции + испытание ее.
Мех-мы присвоения ролей:
1. Социальное научение
2. Самокатегоризация
3. Эмоциональная идентификация (с конкретным лицом)
Стадии присвоения ролей:
1. Ориентационный период – ввыбор образца для подражания.
2. Имитационный – полное подражание
3. Трансформационный – освоение роли и изменение отношения к образцу
Личность
Рубинштейн: субъект есть внутренне условие деять-ти:
- активность
- развитие и саморазвитие
- внутренние противоречия
1. Природный – приспособление
2. Социальный – присвоение
3. Культурный – преобразование опыта, ответственный за решение собственных
проблем
Личность – 3 варианта:
1) в широком смысле – индивидуальность
2) личность - социальный феномен (Адлер)
3) личность – культурный феномен (Юнг)
Юнг: изначальная социальность человека. Душа и тело неразделимы.
1) содержание личного б/с (рез-т процесса индивидуации):
- воспоминания, комплексы
- слабые по энергии псих содержания
- остатки инстинктивной жизни
- содержания, несовместимые с сознание
3) коллективное б/с – свок-ть универсальных личностных проблем. Единица –
архетип.
Символ – глубокая вода:
- общее у разных людей
- принадлежащее всему чел-ву
- врожденные идеи, архетипы: врожденные б/с представления
Личность: маска (соц имидж) – Я – тень. Интллект ограничен – роль интуиции.
Джемс: полноразвитая личность:
1. Материальное (физическое, биологическое) Я: все то, с чем субъект себя
идентифицирует
2. Социальное Я (Я для других) субъект взаимодействия. Совок-ть социальных
стереотипов. Привычные способы решения проблем. Человек как знаковое
существо
3. Духовное Я – источник личностной активности, воли – выходит за пределы
науки.
Концепции личности:
1. биологизаторская (Фрейд) и социологическая (Жане, Леви-Брюль).
Противорчение между 2 сферами психики: социализированной и несоциализ.
2. Гоместатические и антигомеостатические
Психоанализ: неполноразвитая личность. Факторы развития личности:
1) энергетический источник изнутри – влечения
2) раздражения извне – негативная природа: конфликт с обществом
3) внутренний конфликт
4) психо-сексуальное развитие
Происходит приспособление (адаптация поведения), формирование Сверх-Я.
Между ним и б/с – конфликт.
Гуманистическая:
Маслоу: потребность в самоактуализации естественная и существенная для
человека. Природные потр-ти дб управляемы. Концепция личностного здоровья.
Условие познания себя – это познание другого (эмпатия).Человек является
тем, каким себя представляет.
Роджерс: самооценка (понимание реального Я). Может быт адекватной и
неадекватной. 3 вида знания: суб, объективное и межличностное (только в
контакте с другим) – зеркало. Идеальное Я – представление о ближайших
возможностях своего развития.
Мышление в бихевиоризме:
Мышление есть поведение, двигательная активность. Это речь при скрытых
мускульных движениях. При думании работает вя телесная организация
индивида. Активность выражается:
1. в скрытой деят-ти рук
2. скрытые речевые движения
3. скрытые эмоциональные реакции
Мышление может быть: кинестетическим, вербальным или висцеральным
(эмоциональным) (при заторможенности 1 или 2 доминирует 3). Весь организм
вовлекается в процесс мышления. Мы могли бы мыслить, если бы не имели слов.
Мы думаем всем телом. Но речевые реакции обычно доминируют. Значит,
мышление есть беззвучная речь.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|