МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Общая психология

    2) Знак (произволен, не связан с содержанием – нуждается в интерпретации)

    3) Символ (связан с содержанием – понимание, всегда эмоционален)

    Виды образов: осознанные субъективные представления, носящие

    квазисенсорный, но не перцептивный х-р (Хольт).

    1. мысленный образ – смутное воспроизведение при отсутствии адекватного

    сенсорного воздействия (образ памяти и образ воображения)

    2. фосфены – при наличии внешнего воздействия, неадекватного рецептору

    (пятна при надавливании на глаз)

    3. фантомный

    4. синестезии – сопровождение восприятий одного типа образами других

    сенсорных модальностей

    5. образ собственного тела

    6. гипнагогический – при засыпании или пробуждении, воспринимается как

    реальный

    7. галлюцинации – уверенность в их реальности, нет сенсорного воздействия

    8. псевдогаллюцинация – субъективное осознание

    9. сновидения

    10. эйдетический – неперцептивный образ перцептивного происхождения.

    Необходимая стадия в развитии памяти р-ка. Отличается от

    последовательного образа, который сущ доли секунды. Проверка: уклонение

    от закона Эммерта (увеличение последовательного образа по мере удаления

    экрана от глаз)

    Виды образов по Петухову:

    1. Перцептивная память:

    - послеобраз (сенсорный регистр)

    - эйдетический образ

    - гипнагогический

    - галлюцинации

    2. Перцептивное воображение: воссоздающее и создающее (мысленный поворот

    Шепарда)

    3. Обобщенные образы прошлого:

    - образ-представление – имеет х-р схемы (визуальное понятие Арнхейм)

    4. Творческое воображение – процесс построения символов.

    Построение образа:

    1. Структурализм – из элементарных ощущений

    2. Гештальтпсихология – восприятие как целостный интеллектуальный процесс.

    Свойства образа (перцептивного):

    1) предметность – реальность

    2) объективированность – вынесенность вовне

    3) означенность – привязка к предмету с его св-вами

    4) константность – постоянство при изменении условий восприятия

    5) полимодальность

    Сенсорные процессы: сложные процессы восприятия, протекающие в органах

    чувств и соотв отделах мозга.

    Классификация видов чувствительности:

    1. Модальность – отражение нашей способности взаимодействовать с объектом

    (5 модальностей)

    2. Структурный критерий (Вундт): по виду энергии (механическая, химическая,

    световая) и по рецепторам (механо, хемо, термо, фото)

    3. Функциональный критерий: функции чувств-ти в построении движения

    (Бернштейн):

    - сигнально-пусковая – анализаторы

    - контрольно-коррекционная – сенсорный синтез (рефлекторное кольцо)

    4. Генетический критерий + по степени объективности:

    - протопатическая (+- реакция – проба Хэда), более древняя. Высокий порог:

    усиление от зрения к вкусу.

    - эпикритическая – более объективное восприятие предмета. Развитие от вкуса

    к зрению.

    Синестезии – опыт Леонтьева (различение цвета кожей ладони): первоначально

    органы чувств не разделены.

    5. Шеррингтон – расположение органов чувств в организме + по возникновению

    в эволюции:

    - внутри тела – проприоцепция: внутренняя координация частей тела, схема

    тела

    - на внутренней поверхности – интероцепция: поддержание обмена между

    организмом и средой

    - на внешней поверхности – экстероцепция: связь с внешним миром

    - контактные

    - дистантные

    2. Основные подходы к изучению восприятия. Теории восприятия.

    Подход предшествует тоерии. 3 подхода к изучению познания:

    1. Объектный: каков объект, таков и его образ. Главный процесс –

    восприятие.

    2. Субъектный – построение образа зависит от самого субъекта. Стимул

    недостаточен, надо его достраивать, принимать решение – мышление.

    3. Взаимодействие – ориентация на субъект-объектный контакт. Восприятие и

    мышление – самостоятельные процессы.

    1. Объектно-ориентированный подход: особенности предмета определяют

    особенности образа.

    - наличие универсального языка для описания всех психических процессов

    - отношение к активности субъекта: отвержение или ограничение (выделение

    первичных данных)

    - выделение элементарных психических процессов, сведение сложных к сумме

    элементарных

    Теории восприятия:

    1. Классическая психология сознания (структурализм)

    2. Гештальттеория восприятия

    3. Перцептивная психофизика (ранний Гибсон)

    1) Структурализм

    Вундт - разделение целого на элементы (чистые ощущения). Необходимость

    интроспекции. Анлитическая: выделение ощущений. Ощущение как отражение

    свойства вещи (модальноть, интенсивность, протяженность, длительность).

    Мюллер: закон специфических энергий органов чувств. Наше восприятие не

    отражает свойств объекта: восприятие зависит от специфики рецептора.

    Внешний мир состоит из элементарных стимулов, которые вызывают элементарные

    ощущения в рецепторах (принцип однозначного соответствия). Ощущения и

    восприятия – различные процессы. Элементарные ощущения затем складываются в

    образы (ассоциации).

    Фехнер - сенсорная психофизика: идея однозначного соответствия между

    стимулом и психическим переживанием: S – П (переживание). Предъявлял не

    объекты, а физические энергии (звуки, цвета): ощущение уже не нужно

    специально выделять. Аналитическая интроспекция: специальное усилие по

    разложению целостного обрза на отдельные признаки. Активность субъекта не

    учитывается – вся уходит на выявление первичных признаков.

    Процесс восприятия: наложения деталей. Опознание совершается по отдельным

    признакам (удобно для моделирования восприятия с помощью машин).

    2) Гештальттеория

    Критика структурализма:

    - отвержение механизма ассоциаций как главного

    - отвержение прошлого опыта

    Предмет полностью определяет образ. Выделение особенностей объекта, которые

    влияют на выделение целостной фигуры (близость стимулов, сходство,

    стремление к замкнутому контуру, хорошее продолжение). Стремление к

    равновесной фигуре (прегнантность). Круг – наиболее равновесная.

    Келер: принцип изоморфизма – в стимуле и в психике существуют идентичные

    структуры. Образ просто отражает объект, а не строится. Восприятие не

    рассматривается как процесс.

    3) Перцептивная психофизика

    Стимул полностью определяет образ – в нем есть все. Но необходима

    активность субъекта для дифференциации стимула.

    2. Субъектно-ориентированные теории

    1) Теория б/с умозаключений Гельмгольца

    2) Теория перцептивных гипотез Грегори

    3) Теория восприятия как процесса категоризации Брунера

    Субъект сам строит свой перцептивный образ. Восприятие – процесс решения

    задачи.

    1) Гельмгольц: при необычной стимуляции – умозаключение о природе стимула.

    Отбираем то, что полезно. Этот процесс – мгновенный х-р и б/с:

    - нет опоры на сознательные знания

    - непреодолимость

    - следует из прошлого опыта (по аналогии)

    - влияние привычки, тренировки

    2) Грегори: при встрече со стимулом восприятие выдвигает ряд возможных

    интерпретаций образа – объект-гипотезы. Гипотезы должны быть правдоподобны.

    Они ограничены прошлым опытом. Несовместимость гипотез вызывает аффективную

    реакцию.

    3) Брунер: существуют перцептивные категории – набор правил объединения

    объектов: обобщенные представления об объекте, хранящиеся в прошлом

    опыте. Восприятие – решение задачи классификации, отнесения к категории

    (операция умозаключения). Активность субъекта! Категории различаются по

    их готовности (минимизация неожиданностей, максимизация успеха).

    Категоризация зависит от мотивации. Мера истинности восприятия:

    соответствие готовности категории и вероятности реальных событий.

    Процесс восприятия:

    1. Предъявление объекта на очень короткое время – первичная

    категоризация. У суб уже есть перцептивная готовность на восприятие

    того или иного объекта – категория. Готовность категории к

    обнаружению, к перенесению из прошлого опыта в настоящий.

    2. Поиск признаков. Если они подтверждают категорию,то

    3. Подтверждающая проверка

    4. Принятие окончательного решения. Закрытость к дополнительным

    признакам.

    Возможен перцептивный конфликт (иллюзии).

    Перцептивная адаптация – псевдоскоп. Мир утрачивает предметность до

    начала действий субъекта.

    3. Ориентация на взаимодействие: познание как понимание реальности

    1) источник построения образ – контакт с объектом

    2) не придается занчения прошлому опыту – только настоящее время

    3) восприятие и мышление становятся самостоятельными процессами

    Экологическая теория Гибсона:

    Мир – это экологическая ниша, среда обитания субъекта (субъект и мир не

    разделены). Акт восприятия не двухфазный (получение сетчаточного образа и

    переработка инфо) – не надо ничего интерпретировать! Восприятие не есть

    мышление. Надо уметь извлекать инофрмацию в непосредственном контакте с

    миром. В мире есть все необходимое для восприятия. Мы воспринимает не

    сетчаткой, а всем телом – принцип встроенности. Восприятие –

    психосоматический акт живого наблюдателя. Извлечение инфо – активный и

    непрерывный процесс. Информация неспецифична относительно рецепторов (ср.

    Мюллер).

    Отличие перцептивной системы от органов чувств:

    - активность

    - способнсоть к обучению и совершенствованию

    - специфика определяется не рецепторами, а качествами окружающих предметов

    Реальное пространство – это земная поверхность. Она определяется тем, из

    какого вещества состоит, у нее есть границы, очертания, рельеф. Это всегда

    совокупность поверхностей – компановка. Они встроены др в др.

    Главная единица времени – событие. Всякое событие обязательно встроено в

    другое. Восприятие не требует памяти – инфо всегда есть в наличии:

    постоянная встроенность наших переживаний в реальный временной процесс.

    Мир объят светом. Источник восприятия – световой поток, который освещает

    поверхность (объемлющий световой строй). Мы видим не свет, а освещенную

    структурированную поверхность – текстуру. Градиент – закономерное изменение

    текстуры.

    3. Проблема врожденного и приобретенного в восприятии. Теории перцептивного

    научения. Примеры эксп-тов.

    Константность (вопрос 7) + перцептивное научение Гельмгольц, Хелд (вопрос

    8) + теория перцептивного научения Гибсона.

    Гибсон: 2 теории перцептивного научения:

    1) восприятие как процесс добавления: соответствие между восприятием и

    стимуляцией постепенно уменьшается

    2) как процесс различение: усиление соответствия между восприятием и

    стимуляцией

    Эксперимент с различением спиралей по нескольким основаниям: док-во наличия

    перцептивного научения. С научением возрастает способность к различению.

    Эсп-т на понижение порога кожной чувств-ти.

    Основные формы презентации мира: действие, образ, знак.

    Ребенок имеет дело в основном с перцептивными образами. Затем отрыв

    перцептивного образа от конкретного объекта – неперцептивные образы (более

    абстрактные). Механизм перехода – действие.

    Конкретное – абстрактное

    Глобальное - дифференцированное

    Внешнее – сущностное

    Аффект делит гомогенный мир (поток сенсорного х-ра) ребенка – переход в мир

    предметности через манипуляции с предметами (доречевая форма социализации).

    Зависмость образов от действий.

    Брунер: опыт с колечком. При изменении положения тела вся моторная

    конструкция нарушается – выражение познавательного эгоцентризма р-ка. Залог

    восприятия мира для ребенка – собственная стабильность (для взрослого –

    неподвижность объектов).

    Диффузность и глобальность восприятия в детском возрасте (трудно вычленить

    замаскированную фигуру на рисунке)

    Поддъяков: лабиринт, необходимо прогнать шарик. Исследование форм мышления:

    - наглядно-действенное

    - наглядно-образное

    - символическое

    1) у взрослого сохраняются все три способа решения задач

    2) сущ тип задач, где лучше пользоваться наглядно-действенным

    3) у маленьких детей – внутренний план сознания

    Идеи Поддъякова:

    1. Генетическая смена 3-х форм мышления в онтогенезе

    2. Ранняя стадия – наглядно-действенная

    3. В процессе взаимодействия с предметов разделение свойств на константные

    и ситуативные, выделение константных и их отрыв от конкретной ситуации –

    предпосылки для наглядно-образного (абстрагирование путем действия).

    Запорожец: восприятие для р-ка есть практическое действие. Невозможность

    выделить первичность действия и образа.

    1) Первые месяцы: развитие сенсорных ф-й, нет перцептивных образов

    2) 3-4 мес: простейшие практические действия, сенсорные ф-ии включаются в

    их обслуживание – ориентировочно-исследовательские действия. Р-к выдлеяет

    св-ва предмета, которые непосредственно к нему обращены, остальные –

    глобально, нерасчлененно.

    3) 2 год: овладение орудиями. Образ приобретает структурную организацию.

    Возможность перцептивного предвосхищения

    4) 3-7 лет: продуктивная деятельность

    Роль сенсорного обучения:

    1. Формирование новых перцептивных действий – практические пробы (сенсорные

    эталоны)

    2. Ориентировочно-исследовательские действия, предвосхищающие практические

    3. Свертывание перцептивного действие: ориентировочно-исслед д-е

    превращается в идеальное

    Ланге: всякий акт восприятия содержит моторный компонент. 3 типа моторных

    компонентов:

    - адаптационные (конвергенция, аккотодация)

    - аутокинетические (непроизвольные)

    - предметные (всматривание, вслушивание)

    Ярбус: движение глаз при восприятии сложных объектов (выделение меток) –

    воздействие мышления на организацию перцептивного действия.

    Теплов: слуховая модальность – вокализация является моторным компонентом.

    Сочетание движений руки и глаза – генетическая линия развития: обособление

    перцептивного действия от практического.

    7. Константность восприятия: виды, процедура измерения, теории.

    Константность – свойство восприятия: постоянство свойств образа независимо

    от изменения условий восприятия:

    - удаленность объекта

    - освещение

    - движение объекта

    - движение наблюдателя

    Гельмгольц: к-ть есть результат интеллектуализации процесса восприятия (б/с

    умозаключения).

    Гештальт: к-ть есть собственное св-во восприятия.

    Пиаже: к-ть – предпосылка обратимости при переходе от восприятия к

    интеллекту.

    Эксперименты:

    1. 6-8 недельные младенцы: поворот головы в сторону куба (30 см на

    расстоянии 1 м) + поощрение. Если отодвигаем куб на 3 м – тоже поворот

    головы. Если берем куб 90 см и помещаем на расстояние 3 м – реже поворот

    в его сторону (видимо, он воспринимается как другой куб, хотя зрительный

    угол такой же, как при расположении куба 30 см на расстоянии 1 м). Это

    доказывает наличие константности размера. Но вопрос врожденности: в

    первые недели жизни р-к видит приближающихся и удаляющихся людей.

    2. Выращивание крысят в темноте. Предъявление 2-х светящихся кругов,

    формирование навыка бежать к большему кругу (подкрепление). Важно: при

    пробеге по коридору крыса не видит кругов (только при приближении к ним).

    Таким образом не приобретался опыт приближения и удаления к одному и тому

    же предмету. Контроль: отодвигаем больший круг дальше так, чтобы его

    зрительный угол был меньше, чем у маленького круга. Результат: крысы

    бежат к маленькому кругу, который теперь кажется больше – ориентация на

    зрительный угол. Вывод: для появления константности размера необходим

    зрительный опыт – соотнесение собственных перемещений с постоянством

    предметов, их удаление и приближение. Так животное обучается при оценке

    зрительного угла учитывать расстояние.

    3. Восприятие глубины: выращивание крыс в темноте. Прыжок с платформы –

    точное восприятие удаленности.

    4. Клевание зерен с призмами на глазах: зерна кажутся ближе – цыплята клюют

    мимо.

    5. Зрительный обрыв: учащение сердцебиения у р-ка. Черепахи и утки – не

    боятся. Вывод: врожденность восприятия глубины.

    6. Восприятие формы: предпочтение круглых трехмерных предметов двухмерным у

    птенцов.

    7. Моторное уподобление руки при схватывании предметов у детей. Значение

    визуализации в становлении восприятия размера и формы.

    8. Зенден: восс тановление зрения у слепорожденных. 1 этап: нет нормальной

    организации зрительного мира, но предметная офрмленность (целостные

    фигуры), фиксация взгляда на объекте, слежение за ним. Страдает оценка

    расстояния. Точная оценка глубины – результат научения.

    Виды константности:

    1. константность величины: для знакомых объектов – независимость оценки

    размера от сетчаточного размера (видимый приравнивается к реальному). Для

    незнакомых – видимый стремится к сетчаточному – аконстантность. Оценка на

    основе сетчаточного размера и удаленности.

    Холуэй и Боринг 1941: Г-коридор, на экране на расстоянии 3 м сравниваемый

    стимул – световое пятно. Его размеры испытуемый может менять. Во втором

    рукаве коридора – на экране аналогичное световое пятно (стандартный

    стимул), может передвигаться (от 3 до 36 м). Его размеры меняются вместе с

    расстоянием так, что он всегда имеет один и тот же угловой размер.

    Испытуемый должен на первом экране подобрать стимул, соответствующий

    стандартному. Опыт проводится в условиях редукции признаков удаленности.

    - при бинокулярном зрении – феномен сверхконстантности (некоторая

    переоценка удаленности) S1> So

    - при монокулярном – некоторое снижение константности S1

    - при введении искусственного зрачка – резкое снижение константности

    - при затемнении коридора – приближение к угловой величине стандарта

    (аконстантность)

    Вывод: можно оценивать размер неизвестного предмета только при условии

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.