Общая психология
2) Знак (произволен, не связан с содержанием – нуждается в интерпретации)
3) Символ (связан с содержанием – понимание, всегда эмоционален)
Виды образов: осознанные субъективные представления, носящие
квазисенсорный, но не перцептивный х-р (Хольт).
1. мысленный образ – смутное воспроизведение при отсутствии адекватного
сенсорного воздействия (образ памяти и образ воображения)
2. фосфены – при наличии внешнего воздействия, неадекватного рецептору
(пятна при надавливании на глаз)
3. фантомный
4. синестезии – сопровождение восприятий одного типа образами других
сенсорных модальностей
5. образ собственного тела
6. гипнагогический – при засыпании или пробуждении, воспринимается как
реальный
7. галлюцинации – уверенность в их реальности, нет сенсорного воздействия
8. псевдогаллюцинация – субъективное осознание
9. сновидения
10. эйдетический – неперцептивный образ перцептивного происхождения.
Необходимая стадия в развитии памяти р-ка. Отличается от
последовательного образа, который сущ доли секунды. Проверка: уклонение
от закона Эммерта (увеличение последовательного образа по мере удаления
экрана от глаз)
Виды образов по Петухову:
1. Перцептивная память:
- послеобраз (сенсорный регистр)
- эйдетический образ
- гипнагогический
- галлюцинации
2. Перцептивное воображение: воссоздающее и создающее (мысленный поворот
Шепарда)
3. Обобщенные образы прошлого:
- образ-представление – имеет х-р схемы (визуальное понятие Арнхейм)
4. Творческое воображение – процесс построения символов.
Построение образа:
1. Структурализм – из элементарных ощущений
2. Гештальтпсихология – восприятие как целостный интеллектуальный процесс.
Свойства образа (перцептивного):
1) предметность – реальность
2) объективированность – вынесенность вовне
3) означенность – привязка к предмету с его св-вами
4) константность – постоянство при изменении условий восприятия
5) полимодальность
Сенсорные процессы: сложные процессы восприятия, протекающие в органах
чувств и соотв отделах мозга.
Классификация видов чувствительности:
1. Модальность – отражение нашей способности взаимодействовать с объектом
(5 модальностей)
2. Структурный критерий (Вундт): по виду энергии (механическая, химическая,
световая) и по рецепторам (механо, хемо, термо, фото)
3. Функциональный критерий: функции чувств-ти в построении движения
(Бернштейн):
- сигнально-пусковая – анализаторы
- контрольно-коррекционная – сенсорный синтез (рефлекторное кольцо)
4. Генетический критерий + по степени объективности:
- протопатическая (+- реакция – проба Хэда), более древняя. Высокий порог:
усиление от зрения к вкусу.
- эпикритическая – более объективное восприятие предмета. Развитие от вкуса
к зрению.
Синестезии – опыт Леонтьева (различение цвета кожей ладони): первоначально
органы чувств не разделены.
5. Шеррингтон – расположение органов чувств в организме + по возникновению
в эволюции:
- внутри тела – проприоцепция: внутренняя координация частей тела, схема
тела
- на внутренней поверхности – интероцепция: поддержание обмена между
организмом и средой
- на внешней поверхности – экстероцепция: связь с внешним миром
- контактные
- дистантные
2. Основные подходы к изучению восприятия. Теории восприятия.
Подход предшествует тоерии. 3 подхода к изучению познания:
1. Объектный: каков объект, таков и его образ. Главный процесс –
восприятие.
2. Субъектный – построение образа зависит от самого субъекта. Стимул
недостаточен, надо его достраивать, принимать решение – мышление.
3. Взаимодействие – ориентация на субъект-объектный контакт. Восприятие и
мышление – самостоятельные процессы.
1. Объектно-ориентированный подход: особенности предмета определяют
особенности образа.
- наличие универсального языка для описания всех психических процессов
- отношение к активности субъекта: отвержение или ограничение (выделение
первичных данных)
- выделение элементарных психических процессов, сведение сложных к сумме
элементарных
Теории восприятия:
1. Классическая психология сознания (структурализм)
2. Гештальттеория восприятия
3. Перцептивная психофизика (ранний Гибсон)
1) Структурализм
Вундт - разделение целого на элементы (чистые ощущения). Необходимость
интроспекции. Анлитическая: выделение ощущений. Ощущение как отражение
свойства вещи (модальноть, интенсивность, протяженность, длительность).
Мюллер: закон специфических энергий органов чувств. Наше восприятие не
отражает свойств объекта: восприятие зависит от специфики рецептора.
Внешний мир состоит из элементарных стимулов, которые вызывают элементарные
ощущения в рецепторах (принцип однозначного соответствия). Ощущения и
восприятия – различные процессы. Элементарные ощущения затем складываются в
образы (ассоциации).
Фехнер - сенсорная психофизика: идея однозначного соответствия между
стимулом и психическим переживанием: S – П (переживание). Предъявлял не
объекты, а физические энергии (звуки, цвета): ощущение уже не нужно
специально выделять. Аналитическая интроспекция: специальное усилие по
разложению целостного обрза на отдельные признаки. Активность субъекта не
учитывается – вся уходит на выявление первичных признаков.
Процесс восприятия: наложения деталей. Опознание совершается по отдельным
признакам (удобно для моделирования восприятия с помощью машин).
2) Гештальттеория
Критика структурализма:
- отвержение механизма ассоциаций как главного
- отвержение прошлого опыта
Предмет полностью определяет образ. Выделение особенностей объекта, которые
влияют на выделение целостной фигуры (близость стимулов, сходство,
стремление к замкнутому контуру, хорошее продолжение). Стремление к
равновесной фигуре (прегнантность). Круг – наиболее равновесная.
Келер: принцип изоморфизма – в стимуле и в психике существуют идентичные
структуры. Образ просто отражает объект, а не строится. Восприятие не
рассматривается как процесс.
3) Перцептивная психофизика
Стимул полностью определяет образ – в нем есть все. Но необходима
активность субъекта для дифференциации стимула.
2. Субъектно-ориентированные теории
1) Теория б/с умозаключений Гельмгольца
2) Теория перцептивных гипотез Грегори
3) Теория восприятия как процесса категоризации Брунера
Субъект сам строит свой перцептивный образ. Восприятие – процесс решения
задачи.
1) Гельмгольц: при необычной стимуляции – умозаключение о природе стимула.
Отбираем то, что полезно. Этот процесс – мгновенный х-р и б/с:
- нет опоры на сознательные знания
- непреодолимость
- следует из прошлого опыта (по аналогии)
- влияние привычки, тренировки
2) Грегори: при встрече со стимулом восприятие выдвигает ряд возможных
интерпретаций образа – объект-гипотезы. Гипотезы должны быть правдоподобны.
Они ограничены прошлым опытом. Несовместимость гипотез вызывает аффективную
реакцию.
3) Брунер: существуют перцептивные категории – набор правил объединения
объектов: обобщенные представления об объекте, хранящиеся в прошлом
опыте. Восприятие – решение задачи классификации, отнесения к категории
(операция умозаключения). Активность субъекта! Категории различаются по
их готовности (минимизация неожиданностей, максимизация успеха).
Категоризация зависит от мотивации. Мера истинности восприятия:
соответствие готовности категории и вероятности реальных событий.
Процесс восприятия:
1. Предъявление объекта на очень короткое время – первичная
категоризация. У суб уже есть перцептивная готовность на восприятие
того или иного объекта – категория. Готовность категории к
обнаружению, к перенесению из прошлого опыта в настоящий.
2. Поиск признаков. Если они подтверждают категорию,то
3. Подтверждающая проверка
4. Принятие окончательного решения. Закрытость к дополнительным
признакам.
Возможен перцептивный конфликт (иллюзии).
Перцептивная адаптация – псевдоскоп. Мир утрачивает предметность до
начала действий субъекта.
3. Ориентация на взаимодействие: познание как понимание реальности
1) источник построения образ – контакт с объектом
2) не придается занчения прошлому опыту – только настоящее время
3) восприятие и мышление становятся самостоятельными процессами
Экологическая теория Гибсона:
Мир – это экологическая ниша, среда обитания субъекта (субъект и мир не
разделены). Акт восприятия не двухфазный (получение сетчаточного образа и
переработка инфо) – не надо ничего интерпретировать! Восприятие не есть
мышление. Надо уметь извлекать инофрмацию в непосредственном контакте с
миром. В мире есть все необходимое для восприятия. Мы воспринимает не
сетчаткой, а всем телом – принцип встроенности. Восприятие –
психосоматический акт живого наблюдателя. Извлечение инфо – активный и
непрерывный процесс. Информация неспецифична относительно рецепторов (ср.
Мюллер).
Отличие перцептивной системы от органов чувств:
- активность
- способнсоть к обучению и совершенствованию
- специфика определяется не рецепторами, а качествами окружающих предметов
Реальное пространство – это земная поверхность. Она определяется тем, из
какого вещества состоит, у нее есть границы, очертания, рельеф. Это всегда
совокупность поверхностей – компановка. Они встроены др в др.
Главная единица времени – событие. Всякое событие обязательно встроено в
другое. Восприятие не требует памяти – инфо всегда есть в наличии:
постоянная встроенность наших переживаний в реальный временной процесс.
Мир объят светом. Источник восприятия – световой поток, который освещает
поверхность (объемлющий световой строй). Мы видим не свет, а освещенную
структурированную поверхность – текстуру. Градиент – закономерное изменение
текстуры.
3. Проблема врожденного и приобретенного в восприятии. Теории перцептивного
научения. Примеры эксп-тов.
Константность (вопрос 7) + перцептивное научение Гельмгольц, Хелд (вопрос
8) + теория перцептивного научения Гибсона.
Гибсон: 2 теории перцептивного научения:
1) восприятие как процесс добавления: соответствие между восприятием и
стимуляцией постепенно уменьшается
2) как процесс различение: усиление соответствия между восприятием и
стимуляцией
Эксперимент с различением спиралей по нескольким основаниям: док-во наличия
перцептивного научения. С научением возрастает способность к различению.
Эсп-т на понижение порога кожной чувств-ти.
Основные формы презентации мира: действие, образ, знак.
Ребенок имеет дело в основном с перцептивными образами. Затем отрыв
перцептивного образа от конкретного объекта – неперцептивные образы (более
абстрактные). Механизм перехода – действие.
Конкретное – абстрактное
Глобальное - дифференцированное
Внешнее – сущностное
Аффект делит гомогенный мир (поток сенсорного х-ра) ребенка – переход в мир
предметности через манипуляции с предметами (доречевая форма социализации).
Зависмость образов от действий.
Брунер: опыт с колечком. При изменении положения тела вся моторная
конструкция нарушается – выражение познавательного эгоцентризма р-ка. Залог
восприятия мира для ребенка – собственная стабильность (для взрослого –
неподвижность объектов).
Диффузность и глобальность восприятия в детском возрасте (трудно вычленить
замаскированную фигуру на рисунке)
Поддъяков: лабиринт, необходимо прогнать шарик. Исследование форм мышления:
- наглядно-действенное
- наглядно-образное
- символическое
1) у взрослого сохраняются все три способа решения задач
2) сущ тип задач, где лучше пользоваться наглядно-действенным
3) у маленьких детей – внутренний план сознания
Идеи Поддъякова:
1. Генетическая смена 3-х форм мышления в онтогенезе
2. Ранняя стадия – наглядно-действенная
3. В процессе взаимодействия с предметов разделение свойств на константные
и ситуативные, выделение константных и их отрыв от конкретной ситуации –
предпосылки для наглядно-образного (абстрагирование путем действия).
Запорожец: восприятие для р-ка есть практическое действие. Невозможность
выделить первичность действия и образа.
1) Первые месяцы: развитие сенсорных ф-й, нет перцептивных образов
2) 3-4 мес: простейшие практические действия, сенсорные ф-ии включаются в
их обслуживание – ориентировочно-исследовательские действия. Р-к выдлеяет
св-ва предмета, которые непосредственно к нему обращены, остальные –
глобально, нерасчлененно.
3) 2 год: овладение орудиями. Образ приобретает структурную организацию.
Возможность перцептивного предвосхищения
4) 3-7 лет: продуктивная деятельность
Роль сенсорного обучения:
1. Формирование новых перцептивных действий – практические пробы (сенсорные
эталоны)
2. Ориентировочно-исследовательские действия, предвосхищающие практические
3. Свертывание перцептивного действие: ориентировочно-исслед д-е
превращается в идеальное
Ланге: всякий акт восприятия содержит моторный компонент. 3 типа моторных
компонентов:
- адаптационные (конвергенция, аккотодация)
- аутокинетические (непроизвольные)
- предметные (всматривание, вслушивание)
Ярбус: движение глаз при восприятии сложных объектов (выделение меток) –
воздействие мышления на организацию перцептивного действия.
Теплов: слуховая модальность – вокализация является моторным компонентом.
Сочетание движений руки и глаза – генетическая линия развития: обособление
перцептивного действия от практического.
7. Константность восприятия: виды, процедура измерения, теории.
Константность – свойство восприятия: постоянство свойств образа независимо
от изменения условий восприятия:
- удаленность объекта
- освещение
- движение объекта
- движение наблюдателя
Гельмгольц: к-ть есть результат интеллектуализации процесса восприятия (б/с
умозаключения).
Гештальт: к-ть есть собственное св-во восприятия.
Пиаже: к-ть – предпосылка обратимости при переходе от восприятия к
интеллекту.
Эксперименты:
1. 6-8 недельные младенцы: поворот головы в сторону куба (30 см на
расстоянии 1 м) + поощрение. Если отодвигаем куб на 3 м – тоже поворот
головы. Если берем куб 90 см и помещаем на расстояние 3 м – реже поворот
в его сторону (видимо, он воспринимается как другой куб, хотя зрительный
угол такой же, как при расположении куба 30 см на расстоянии 1 м). Это
доказывает наличие константности размера. Но вопрос врожденности: в
первые недели жизни р-к видит приближающихся и удаляющихся людей.
2. Выращивание крысят в темноте. Предъявление 2-х светящихся кругов,
формирование навыка бежать к большему кругу (подкрепление). Важно: при
пробеге по коридору крыса не видит кругов (только при приближении к ним).
Таким образом не приобретался опыт приближения и удаления к одному и тому
же предмету. Контроль: отодвигаем больший круг дальше так, чтобы его
зрительный угол был меньше, чем у маленького круга. Результат: крысы
бежат к маленькому кругу, который теперь кажется больше – ориентация на
зрительный угол. Вывод: для появления константности размера необходим
зрительный опыт – соотнесение собственных перемещений с постоянством
предметов, их удаление и приближение. Так животное обучается при оценке
зрительного угла учитывать расстояние.
3. Восприятие глубины: выращивание крыс в темноте. Прыжок с платформы –
точное восприятие удаленности.
4. Клевание зерен с призмами на глазах: зерна кажутся ближе – цыплята клюют
мимо.
5. Зрительный обрыв: учащение сердцебиения у р-ка. Черепахи и утки – не
боятся. Вывод: врожденность восприятия глубины.
6. Восприятие формы: предпочтение круглых трехмерных предметов двухмерным у
птенцов.
7. Моторное уподобление руки при схватывании предметов у детей. Значение
визуализации в становлении восприятия размера и формы.
8. Зенден: восс тановление зрения у слепорожденных. 1 этап: нет нормальной
организации зрительного мира, но предметная офрмленность (целостные
фигуры), фиксация взгляда на объекте, слежение за ним. Страдает оценка
расстояния. Точная оценка глубины – результат научения.
Виды константности:
1. константность величины: для знакомых объектов – независимость оценки
размера от сетчаточного размера (видимый приравнивается к реальному). Для
незнакомых – видимый стремится к сетчаточному – аконстантность. Оценка на
основе сетчаточного размера и удаленности.
Холуэй и Боринг 1941: Г-коридор, на экране на расстоянии 3 м сравниваемый
стимул – световое пятно. Его размеры испытуемый может менять. Во втором
рукаве коридора – на экране аналогичное световое пятно (стандартный
стимул), может передвигаться (от 3 до 36 м). Его размеры меняются вместе с
расстоянием так, что он всегда имеет один и тот же угловой размер.
Испытуемый должен на первом экране подобрать стимул, соответствующий
стандартному. Опыт проводится в условиях редукции признаков удаленности.
- при бинокулярном зрении – феномен сверхконстантности (некоторая
переоценка удаленности) S1> So
- при монокулярном – некоторое снижение константности S1
- при введении искусственного зрачка – резкое снижение константности
- при затемнении коридора – приближение к угловой величине стандарта
(аконстантность)
Вывод: можно оценивать размер неизвестного предмета только при условии
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|