МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Общение детей в сюжетно-ролевой игре

    Общение детей в сюжетно-ролевой игре

    НИЖНЕКАМСКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ

    Контрольная работа

    по психологии

    Составитель Харламова Н.

    Набережные Челны

    Вариант № 8

    Тема:

    Общение детей в процессе

    сюжетно - ролевой игры

    СОДЕРЖАНИЕ:

    Введение

    ВЗАИМОСВЯЗЬ ИГРЫ И ОБЩЕНИЯ

    СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА ДОШКОЛЬНИКА

    Значение игры для развития ребенка

    Социальная природа ролевой игры дошкольника

    Экспериментальные ситуации, описанные Д.Б.Элькониным

    Сюжет и содержание игры

    Развитие ролевой игры в дошкольном возрасте

    Главное противоречие детской игры

    Ролевая игра как школа произвольного поведения

    Игра с правилом как средство овладения своим поведением

    ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    Как научить ребенка играть в сюжетно-ролевые игры?

    Источники сюжетно-ролевой игры

    Развитие игры

    Влияние игры на развитие ребенка

    Мотивы в игре

    Заключение

    Список литературы

    Введение

    Дошкольное детство - большой отpезок жизни pебенка. Условия жизни в

    это вpемя стpемительно pасшиpяются: pамки семьи pаздвигаются до пределов

    улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих

    отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он

    испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней

    участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. кроме того, не менее сильно

    он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая

    игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

    Д.Б. Эльконин, опираясь на исследования детской игры, начатые

    Л.С. Выготским, представил в своей книге проблему игры как центральную для

    понимания психического развития в дошкольном возрасте.

    Понятие «игра» в русском языке многозначно, и особенно это касается

    современной психологии. В качестве главных предметов исследования выступают

    природа и сущность ролевой игры, психологическая структура развернутой

    формы игровой деятельности, ее возникновение, развитие и распад, ее

    значение в жизни ребенка.

    Сюжетно-ролевая игра — ведущая деятельность дошкольного возраста (одно

    из принципиальных положений работы), поэтому книга, безусловно, рассчитана

    на психологов и педагогов, работающих с дошкольниками. Тем не менее и

    школьному психологу она будет весьма полезна по нескольким причинам.

    Во-первых, по уровню развития игровых действий ребенка можно

    определить его готовность к школьному обучению, ибо, по мнению автора,

    основные предпосылки для перехода к учебной деятельности формируются в

    рамках сюжетно-ролевой игры.

    Во-вторых, чтобы понять младшего школьника, нужно знать особенности

    психической жизни дошкольника.

    В-третьих, становление психологического мировоззрения специалиста

    происходит в результате ознакомления с фундаментальными психологическими

    исследованиями, к каким относится данное издание.

    В-четвертых, игра не кончается в дошкольном возрасте, и ростки так

    называемой игры с правилами появляются в сюжетно-ролевой игре.

    Д.Б. Эльконин проводит в работе мысль о внутреннем родстве всех видов

    игр, обращает на себя внимание четкая научная позиция автора о социальном

    происхождении и содержании сюжетно-ролевой игры ребенка. К числу важных

    научных достижений можно отнести выявление условий возникновения сюжетно-

    ролевой игры в онтогенезе, выделение основной единицы игры, раскрытие

    внутренней психологической структуры игры, определение ее роли в

    психическом развитии ребенка и др.

    ВЗАИМОСВЯЗЬ ИГРЫ И ОБЩЕНИЯ

    Дошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка,

    когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в

    периоды младенчества и раннего детства ребенок, находясь в кругу семьи,

    получал необходимые условия для своего развития, то в дошкольном возрасте

    расширяется круг его интересов. Ребенок открывает для себя мир человеческих

    отношений, разные виды деятельности взрослых людей. Он испытывает огромное

    желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать. Преодолев

    кризис 3-х лет ребенок стремится к самостоятельности. Из этого противоречия

    рождается ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая

    жизнь взрослых.

    Ролевая игра, или как ее еще называют творческая игра, появляется в

    дошкольном возрасте. Игра - это деятельность детей, в которой они берут на

    себя "взрослые" роли и в игровых условиях воспроизводят деятельность

    взрослых и отношения между ними. Ребенок, выбирая определенную роль, имеет

    и соответствующий этой роли образ - доктора, мамы, дочки, водителя. Из

    этого образа вытекают и игровые действия ребенка. Образный внутренний план

    игры настолько важен, что без него игра просто не может существовать. Через

    образы и действия дети учатся выражать свои чувства и эмоции. В их играх

    мама может быть строгой или доброй, грустной или веселой, ласковой и

    нежной. Образ проигрывается, изучается и запоминается. Все ролевые игры

    детей (за очень небольшим исключением) наполнены социальным содержанием и

    служат средством вживания во всю полноту человеческих отношений.

    Игра берет свои истоки из предметно-манипулятивной деятельности ребенка

    в период раннего детства. Сначала ребенок поглощен предметом и действиями с

    ним. Когда он овладевает действием, то начинает осознавать, что действует

    сам и как взрослый. Он и раньше подражал взрослому, но не замечал этого. В

    дошкольном возрасте внимание переносится с предмета на человека, благодаря

    чему взрослый и его действия становятся для ребенка образцом для

    подражания.

    На границе раннего и дошкольного детства возникают первые виды детских

    игр. Один из видов игры этого периода - образно-ролевая игра. В ней ребенок

    воображает себя кем угодно и чем угодно и действует в соответствии с этим

    образом. Ребенка может удивить картина, бытовой предмет, явление природы, и

    он может стать им на короткий промежуток времени. Обязательное условие для

    развертывания такой игры - яркое, запоминающееся впечатление, которое

    вызвало у него сильный эмоциональный отклик. Ребенок вживается в образ,

    чувствует его и душой и телом, становится им.

    Образно-ролевая игра является источником сюжетно-ролевой игры, которая

    ярко проявляется с середины дошкольного периода. Игровое действие имеет

    символический характер. Играя, ребенок под одним действием подразумевает

    другое, под одним предметом - другой. Не имея возможности обращаться с

    реальными предметами, ребенок учится моделировать ситуации с предметами-

    заместителями. Игровые заместители предметов могут иметь очень небольшое

    сходство с реальными предметами. Ребенок может использовать палочку в

    качестве подзорной трубы, а затем, по ходу сюжета, в качестве шпаги. Мы

    видим, как в ролевой игре знак входит в жизнь ребенка и становится

    средством организации его деятельности, так же, как и в жизни взрослого

    человека.

    Ребенок обычно получает много игрушек, которые являются заместителями

    реальных предметов человеческой культуры: орудий, предметов быта (мебель,

    посуда, одежда), машин и так далее. Через подобные игрушки ребенок

    усваивает функциональные назначения предметов и овладевает навыками их

    использования.

    Чтобы проследить развитие игры, рассмотрим становление ее отдельных

    компонентов.

    В каждой игре имеются свои игровые средства: участвующие в ней дети,

    куклы, игрушки и предметы. Их подбор и сочетание различны для младших и

    старших дошкольников. В младшем дошкольном возрасте игра может состоять из

    однообразных повторяющихся действий, иногда напоминающих манипуляции с

    предметами, а состав участников игры может быть ограничен одним-двумя

    детьми. Например, трехлетний ребенок может «готовить обед» и пригласить на

    обед «гостью» или «готовить обед» для своей дочки-куклы. Игровые условия

    детей старшего дошкольного возраста могут включать большое количество

    участников игры. Каждый участник может иметь несколько дополнительных

    предметов и игрушек для более полного раскрытия своего образа. В ходе игры

    иногда складывается сложная схема перехода игрушек и предметов от одного

    участника к другому, в зависимости от развития игрового сюжета.

    Игра у детей начинается с договора. Дети договариваются о начале

    игровой деятельности, выбирают сюжет, распределяют между собой роли и

    выстраивают свои действия и поведение в соответствии с выбранной ролью.

    Взяв на себя роль, ребенок начинает принимать и понимать ролевые права и

    обязанности. Так, например, врач, если он лечит больного, должен быть

    уважаемым человеком, он может потребовать от больного раздеться, показать

    язык, измерить температуру, то есть потребовать, чтобы пациент выполнял его

    указания.

    В ролевой игре дети отражают свой окружающий мир и его многообразие,

    они могут воспроизводить сцены из семейной жизни, из взаимоотношений

    взрослых, трудовой деятельности и так далее. По мере взросления ребенка,

    усложняются и сюжеты их ролевых игр. Так например, игра в «дочки-матери» в

    3-4 года может продолжаться 10-15 минут, а в 5-6 лет - 50-60 минут. Старшие

    дошкольники способны играть в одну и ту же игру несколько часов подряд, то

    есть наряду с увеличением разнообразия сюжетов увеличивается и длительность

    игры.

    Игровой сюжет, так же как и игровая роль, чаще всего не планируются

    ребенком младшего дошкольного возраста, а возникают ситуативно, в

    зависимости от того, какой предмет или игрушка попали в данный момент ему в

    руки (например, посуда, - значит будет играть в дом). Ссоры у детей этого

    возраста возникают из-за обладания предметом, с которым один из них захотел

    поиграть.

    Ролевая игра у старших дошкольников подчиняется правилам, вытекающим из

    взятой на себя роли. Дети планируют свое поведение, раскрывая образ

    выбранной ими роли. Ссоры детей старшего дошкольного возраста, как правило,

    возникают из-за неправильного ролевого поведения в игровой ситуации и

    заканчиваются либо прекращением игры, либо изгнанием «неправильного» игрока

    из игровой ситуации.

    В игре осуществляются два вида взаимоотношений - игровые и реальные.

    Игровые отношения - это отношения по сюжету и роли, реальные

    взаимоотношения - это отношения детей как партнеров, товарищей, которые

    выполняют общее дело. В совместной игре дети учатся языку общения,

    взаимопониманию, взаимопомощи, учатся подчинять свои действия действию

    других игроков.

    Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает

    значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл

    человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах

    тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он

    начинает осознавать свое место в ней. Игра стимулирует развитие

    познавательной сферы ребенка. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни,

    ребенок открывает новые грани окружающей его действительности.

    В игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои

    интересы интересам других. Игра способствует развитию произвольного

    поведения ребенка. Механизм управления своим поведением, подчинения

    правилам складывается именно в сюжетно-ролевой игре, а затем проявляется и

    в других видах деятельности (например, в учебной). В развитой ролевой игре

    с ее сложными сюжетами и ролями, которые создают широкий простор для

    импровизации, у детей формируется творческое воображение. Игра способствует

    становлению произвольной памяти, вниманию и мышлению ребенка. Игра создает

    реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых ребенку

    для успешного перехода к учебной деятельности.

    СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА ДОШКОЛЬНИКА

    Значение игры для развития ребенка

    Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период

    возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры,

    который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. Сюжетно-

    ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или

    социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых,

    воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и

    отношения между ними.

    В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и

    особенности личности ребенка.

    Соподчинение мотивов, о котором говорилось выше, впервые возникает и

    наиболее ярко проявляется в игре. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет

    этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия.

    Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех

    психических процессов — от элементарных до самых сложных. Так, в игре

    начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и

    память. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают,

    чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель — сосредоточиться,

    запомнить что-то, сдержать импульсивное движение — раньше и легче всего

    выделяется ребенком в игре.

    Игра оказывает большое влияние на умственное развитие дошкольника.

    Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в

    мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для

    мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает

    действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра

    способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в образах и

    представлениях. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок

    становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных

    сторон, Это способствует развитию важнейшей, мыслительной способности

    человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.

    Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые

    действия происходят в мнимой ситуации; реальные предметы используются в

    качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли отсутствующих

    персонажей. Такая практика действия в придуманном пространстве способствует

    тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.

    Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в

    процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и

    действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и

    реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на

    развитие общения детей в этот период.

    В игре складываются другие виды деятельности ребенка, которые потом

    приобретают самостоятельное значение. Так, продуктивные виды деятельности

    (рисование, конструирование) первоначально тесно слиты с игрой. Рисуя,

    ребенок разыгрывает тот или иной сюжет. Постройка из кубиков вплетается в

    ход игры. Только к старшему дошкольному возрасту результат продуктивной

    деятельности приобретает самостоятельное значение, независимое от игры.

    Внутри игры начинает складываться и учебная деятельность. Учение вводит

    воспитатель, оно не появляется непосредственно из игры. Дошкольник начинает

    учиться, играя. К учению он относится как к своеобразной игре с

    определенными ролями и правилами. Выполняя эти правила, он овладевает

    элементарными учебными действиями.

    Огромное значение игры для развития всех психических процессов и

    личности ребенка в целом дает основание считать, что именно эта

    деятельность является в дошкольном возрасте ведущей.

    Однако эта детская деятельность вызывает массу вопросов у психологов. В

    самом деле, почему, как и зачем дети вдруг берут на себя роли взрослых и

    начинают жить в каком-то воображаемом пространстве? При этом они, конечно

    же, остаются детьми и прекрасно понимают условность своего “перевоплощения”

    — они только играют во взрослых, но эта игра приносит им ни с чем не

    сравнимое удовольствие, Определить сущность сюжетно-ролевой игры не так-то

    просто. Эта деятельность содержит в себе несовместимые и противоречивые

    начала. Она является одновременно свободной и жестко регламентированной,

    непосредственной и опосредованной, фантастической и реальной, эмоциональной

    и рациональной.

    Социальная природа ролевой игры дошкольника

    Согласно концепции детской игры Д.Б.Эльконина[1], ролевая игра является

    выражением возрастающей связи ребенка с обществом—особой связи, характерной

    для дошкольного возраста. В ролевой игре выражается такое стремление

    ребенка к участию в жизни взрослых, которое не может быть реализовано

    непосредственно, в силу сложности орудий труда и их недоступности для

    ребенка. Этнографические исследования Д.Б.Эльконина показали, что в более

    примитивных обществах, где дети могут очень рано принимать участие в

    трудовой деятельности взрослых, отсутствуют объективные условия для

    возникновения сюжетно-ролевой игры[2]. Стремление ребенка к

    самостоятельности и к участию в жизни взрослых удовлетворяется там прямо и

    непосредственно — начиная с 3—4-летнего возраста дети овладевают средствами

    труда или работают вместе со взрослыми, а не играют.

    Эти факты позволили сделать важный вывод: ролевая игра возникает в ходе

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.