Общение детей в сюжетно-ролевой игре
Общение детей в сюжетно-ролевой игре
НИЖНЕКАМСКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ
Контрольная работа
по психологии
Составитель Харламова Н.
Набережные Челны
Вариант № 8
Тема:
Общение детей в процессе
сюжетно - ролевой игры
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
ВЗАИМОСВЯЗЬ ИГРЫ И ОБЩЕНИЯ
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА ДОШКОЛЬНИКА
Значение игры для развития ребенка
Социальная природа ролевой игры дошкольника
Экспериментальные ситуации, описанные Д.Б.Элькониным
Сюжет и содержание игры
Развитие ролевой игры в дошкольном возрасте
Главное противоречие детской игры
Ролевая игра как школа произвольного поведения
Игра с правилом как средство овладения своим поведением
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Как научить ребенка играть в сюжетно-ролевые игры?
Источники сюжетно-ролевой игры
Развитие игры
Влияние игры на развитие ребенка
Мотивы в игре
Заключение
Список литературы
Введение
Дошкольное детство - большой отpезок жизни pебенка. Условия жизни в
это вpемя стpемительно pасшиpяются: pамки семьи pаздвигаются до пределов
улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих
отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он
испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней
участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. кроме того, не менее сильно
он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая
игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
Д.Б. Эльконин, опираясь на исследования детской игры, начатые
Л.С. Выготским, представил в своей книге проблему игры как центральную для
понимания психического развития в дошкольном возрасте.
Понятие «игра» в русском языке многозначно, и особенно это касается
современной психологии. В качестве главных предметов исследования выступают
природа и сущность ролевой игры, психологическая структура развернутой
формы игровой деятельности, ее возникновение, развитие и распад, ее
значение в жизни ребенка.
Сюжетно-ролевая игра — ведущая деятельность дошкольного возраста (одно
из принципиальных положений работы), поэтому книга, безусловно, рассчитана
на психологов и педагогов, работающих с дошкольниками. Тем не менее и
школьному психологу она будет весьма полезна по нескольким причинам.
Во-первых, по уровню развития игровых действий ребенка можно
определить его готовность к школьному обучению, ибо, по мнению автора,
основные предпосылки для перехода к учебной деятельности формируются в
рамках сюжетно-ролевой игры.
Во-вторых, чтобы понять младшего школьника, нужно знать особенности
психической жизни дошкольника.
В-третьих, становление психологического мировоззрения специалиста
происходит в результате ознакомления с фундаментальными психологическими
исследованиями, к каким относится данное издание.
В-четвертых, игра не кончается в дошкольном возрасте, и ростки так
называемой игры с правилами появляются в сюжетно-ролевой игре.
Д.Б. Эльконин проводит в работе мысль о внутреннем родстве всех видов
игр, обращает на себя внимание четкая научная позиция автора о социальном
происхождении и содержании сюжетно-ролевой игры ребенка. К числу важных
научных достижений можно отнести выявление условий возникновения сюжетно-
ролевой игры в онтогенезе, выделение основной единицы игры, раскрытие
внутренней психологической структуры игры, определение ее роли в
психическом развитии ребенка и др.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ИГРЫ И ОБЩЕНИЯ
Дошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка,
когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в
периоды младенчества и раннего детства ребенок, находясь в кругу семьи,
получал необходимые условия для своего развития, то в дошкольном возрасте
расширяется круг его интересов. Ребенок открывает для себя мир человеческих
отношений, разные виды деятельности взрослых людей. Он испытывает огромное
желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать. Преодолев
кризис 3-х лет ребенок стремится к самостоятельности. Из этого противоречия
рождается ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая
жизнь взрослых.
Ролевая игра, или как ее еще называют творческая игра, появляется в
дошкольном возрасте. Игра - это деятельность детей, в которой они берут на
себя "взрослые" роли и в игровых условиях воспроизводят деятельность
взрослых и отношения между ними. Ребенок, выбирая определенную роль, имеет
и соответствующий этой роли образ - доктора, мамы, дочки, водителя. Из
этого образа вытекают и игровые действия ребенка. Образный внутренний план
игры настолько важен, что без него игра просто не может существовать. Через
образы и действия дети учатся выражать свои чувства и эмоции. В их играх
мама может быть строгой или доброй, грустной или веселой, ласковой и
нежной. Образ проигрывается, изучается и запоминается. Все ролевые игры
детей (за очень небольшим исключением) наполнены социальным содержанием и
служат средством вживания во всю полноту человеческих отношений.
Игра берет свои истоки из предметно-манипулятивной деятельности ребенка
в период раннего детства. Сначала ребенок поглощен предметом и действиями с
ним. Когда он овладевает действием, то начинает осознавать, что действует
сам и как взрослый. Он и раньше подражал взрослому, но не замечал этого. В
дошкольном возрасте внимание переносится с предмета на человека, благодаря
чему взрослый и его действия становятся для ребенка образцом для
подражания.
На границе раннего и дошкольного детства возникают первые виды детских
игр. Один из видов игры этого периода - образно-ролевая игра. В ней ребенок
воображает себя кем угодно и чем угодно и действует в соответствии с этим
образом. Ребенка может удивить картина, бытовой предмет, явление природы, и
он может стать им на короткий промежуток времени. Обязательное условие для
развертывания такой игры - яркое, запоминающееся впечатление, которое
вызвало у него сильный эмоциональный отклик. Ребенок вживается в образ,
чувствует его и душой и телом, становится им.
Образно-ролевая игра является источником сюжетно-ролевой игры, которая
ярко проявляется с середины дошкольного периода. Игровое действие имеет
символический характер. Играя, ребенок под одним действием подразумевает
другое, под одним предметом - другой. Не имея возможности обращаться с
реальными предметами, ребенок учится моделировать ситуации с предметами-
заместителями. Игровые заместители предметов могут иметь очень небольшое
сходство с реальными предметами. Ребенок может использовать палочку в
качестве подзорной трубы, а затем, по ходу сюжета, в качестве шпаги. Мы
видим, как в ролевой игре знак входит в жизнь ребенка и становится
средством организации его деятельности, так же, как и в жизни взрослого
человека.
Ребенок обычно получает много игрушек, которые являются заместителями
реальных предметов человеческой культуры: орудий, предметов быта (мебель,
посуда, одежда), машин и так далее. Через подобные игрушки ребенок
усваивает функциональные назначения предметов и овладевает навыками их
использования.
Чтобы проследить развитие игры, рассмотрим становление ее отдельных
компонентов.
В каждой игре имеются свои игровые средства: участвующие в ней дети,
куклы, игрушки и предметы. Их подбор и сочетание различны для младших и
старших дошкольников. В младшем дошкольном возрасте игра может состоять из
однообразных повторяющихся действий, иногда напоминающих манипуляции с
предметами, а состав участников игры может быть ограничен одним-двумя
детьми. Например, трехлетний ребенок может «готовить обед» и пригласить на
обед «гостью» или «готовить обед» для своей дочки-куклы. Игровые условия
детей старшего дошкольного возраста могут включать большое количество
участников игры. Каждый участник может иметь несколько дополнительных
предметов и игрушек для более полного раскрытия своего образа. В ходе игры
иногда складывается сложная схема перехода игрушек и предметов от одного
участника к другому, в зависимости от развития игрового сюжета.
Игра у детей начинается с договора. Дети договариваются о начале
игровой деятельности, выбирают сюжет, распределяют между собой роли и
выстраивают свои действия и поведение в соответствии с выбранной ролью.
Взяв на себя роль, ребенок начинает принимать и понимать ролевые права и
обязанности. Так, например, врач, если он лечит больного, должен быть
уважаемым человеком, он может потребовать от больного раздеться, показать
язык, измерить температуру, то есть потребовать, чтобы пациент выполнял его
указания.
В ролевой игре дети отражают свой окружающий мир и его многообразие,
они могут воспроизводить сцены из семейной жизни, из взаимоотношений
взрослых, трудовой деятельности и так далее. По мере взросления ребенка,
усложняются и сюжеты их ролевых игр. Так например, игра в «дочки-матери» в
3-4 года может продолжаться 10-15 минут, а в 5-6 лет - 50-60 минут. Старшие
дошкольники способны играть в одну и ту же игру несколько часов подряд, то
есть наряду с увеличением разнообразия сюжетов увеличивается и длительность
игры.
Игровой сюжет, так же как и игровая роль, чаще всего не планируются
ребенком младшего дошкольного возраста, а возникают ситуативно, в
зависимости от того, какой предмет или игрушка попали в данный момент ему в
руки (например, посуда, - значит будет играть в дом). Ссоры у детей этого
возраста возникают из-за обладания предметом, с которым один из них захотел
поиграть.
Ролевая игра у старших дошкольников подчиняется правилам, вытекающим из
взятой на себя роли. Дети планируют свое поведение, раскрывая образ
выбранной ими роли. Ссоры детей старшего дошкольного возраста, как правило,
возникают из-за неправильного ролевого поведения в игровой ситуации и
заканчиваются либо прекращением игры, либо изгнанием «неправильного» игрока
из игровой ситуации.
В игре осуществляются два вида взаимоотношений - игровые и реальные.
Игровые отношения - это отношения по сюжету и роли, реальные
взаимоотношения - это отношения детей как партнеров, товарищей, которые
выполняют общее дело. В совместной игре дети учатся языку общения,
взаимопониманию, взаимопомощи, учатся подчинять свои действия действию
других игроков.
Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает
значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл
человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах
тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он
начинает осознавать свое место в ней. Игра стимулирует развитие
познавательной сферы ребенка. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни,
ребенок открывает новые грани окружающей его действительности.
В игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои
интересы интересам других. Игра способствует развитию произвольного
поведения ребенка. Механизм управления своим поведением, подчинения
правилам складывается именно в сюжетно-ролевой игре, а затем проявляется и
в других видах деятельности (например, в учебной). В развитой ролевой игре
с ее сложными сюжетами и ролями, которые создают широкий простор для
импровизации, у детей формируется творческое воображение. Игра способствует
становлению произвольной памяти, вниманию и мышлению ребенка. Игра создает
реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых ребенку
для успешного перехода к учебной деятельности.
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА ДОШКОЛЬНИКА
Значение игры для развития ребенка
Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период
возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры,
который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. Сюжетно-
ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или
социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых,
воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и
отношения между ними.
В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и
особенности личности ребенка.
Соподчинение мотивов, о котором говорилось выше, впервые возникает и
наиболее ярко проявляется в игре. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет
этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех
психических процессов — от элементарных до самых сложных. Так, в игре
начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и
память. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают,
чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель — сосредоточиться,
запомнить что-то, сдержать импульсивное движение — раньше и легче всего
выделяется ребенком в игре.
Игра оказывает большое влияние на умственное развитие дошкольника.
Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в
мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для
мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает
действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра
способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в образах и
представлениях. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок
становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных
сторон, Это способствует развитию важнейшей, мыслительной способности
человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.
Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые
действия происходят в мнимой ситуации; реальные предметы используются в
качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли отсутствующих
персонажей. Такая практика действия в придуманном пространстве способствует
тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.
Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в
процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и
действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и
реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на
развитие общения детей в этот период.
В игре складываются другие виды деятельности ребенка, которые потом
приобретают самостоятельное значение. Так, продуктивные виды деятельности
(рисование, конструирование) первоначально тесно слиты с игрой. Рисуя,
ребенок разыгрывает тот или иной сюжет. Постройка из кубиков вплетается в
ход игры. Только к старшему дошкольному возрасту результат продуктивной
деятельности приобретает самостоятельное значение, независимое от игры.
Внутри игры начинает складываться и учебная деятельность. Учение вводит
воспитатель, оно не появляется непосредственно из игры. Дошкольник начинает
учиться, играя. К учению он относится как к своеобразной игре с
определенными ролями и правилами. Выполняя эти правила, он овладевает
элементарными учебными действиями.
Огромное значение игры для развития всех психических процессов и
личности ребенка в целом дает основание считать, что именно эта
деятельность является в дошкольном возрасте ведущей.
Однако эта детская деятельность вызывает массу вопросов у психологов. В
самом деле, почему, как и зачем дети вдруг берут на себя роли взрослых и
начинают жить в каком-то воображаемом пространстве? При этом они, конечно
же, остаются детьми и прекрасно понимают условность своего “перевоплощения”
— они только играют во взрослых, но эта игра приносит им ни с чем не
сравнимое удовольствие, Определить сущность сюжетно-ролевой игры не так-то
просто. Эта деятельность содержит в себе несовместимые и противоречивые
начала. Она является одновременно свободной и жестко регламентированной,
непосредственной и опосредованной, фантастической и реальной, эмоциональной
и рациональной.
Социальная природа ролевой игры дошкольника
Согласно концепции детской игры Д.Б.Эльконина[1], ролевая игра является
выражением возрастающей связи ребенка с обществом—особой связи, характерной
для дошкольного возраста. В ролевой игре выражается такое стремление
ребенка к участию в жизни взрослых, которое не может быть реализовано
непосредственно, в силу сложности орудий труда и их недоступности для
ребенка. Этнографические исследования Д.Б.Эльконина показали, что в более
примитивных обществах, где дети могут очень рано принимать участие в
трудовой деятельности взрослых, отсутствуют объективные условия для
возникновения сюжетно-ролевой игры[2]. Стремление ребенка к
самостоятельности и к участию в жизни взрослых удовлетворяется там прямо и
непосредственно — начиная с 3—4-летнего возраста дети овладевают средствами
труда или работают вместе со взрослыми, а не играют.
Эти факты позволили сделать важный вывод: ролевая игра возникает в ходе
Страницы: 1, 2, 3, 4
|