МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Общение как феномен культуры

    6. Определения на базе теории обучения: культура – это поведение,

    которому человек научился. А не получил в качестве биологического

    наследства.

    7. Структурные определения, выделяющие важность моментов организации

    или моделирования. Здесь культура представляет собой систему определенных

    признаков. Различным образом, связанных между собой. Материальные и

    нематериальные культурные признаки, организованные вокруг основных

    потребностей, образуют социальные институты, являющиеся ядром (моделью)

    культуры.

    8. Идеологические определения: культура – это поток идей, переходящих

    от индивида к индивиду посредством особых действий, т. е. с помощью слов и

    подражаний.

    9. Символические определения: культура – это организация различных

    феноменов (материальных предметов, действий, идей, чувств), состоящая в

    употреблении символов и зависящая от этого.

    Каждая из перечисленных групп определений схватывает какие – то важные

    черты культуры. Однако в целом, как сложный общественный феномен она

    ускользает от определения. Действительно, она является результатом

    поведения людей и деятельности общества, она исторична, включает идеи,

    модели и ценности, избирательна, изучаема, основана на символах, т. е. не

    включает биологических компонентов человека и передается отличными от

    биологической наследственности механизмами, она эмоционально воспринимается

    или отбрасывается индивидами. И все же этот перечень свойств не дает нам

    достаточно полного понимания тех сложных явлений, которые имеются в виду,

    когда речь заходит о культурах майя или ацтеков, Киевской Руси или

    Новгорода.

    Можно рассматривать историю, как целесообразную деятельность людей.

    Именно этот деятельный подход и позволяет ответить на вопрос о том, что

    такое культура? Говоря и размышляя о культуре, мы представляем себе не

    только продукты человеческой деятельности, но и саму эту деятельность:

    каменщиков, возводящих пирамиды или строящих Акрополь, современное

    автоматизированное производство с его высокой технической культурой.

    Понятно, что деятельность, осуществляемая с помощью каменного молотка или

    обычной пилы, существенно отличается от деятельности рабочего,

    налаживающего автоматическую линию, включающую в себя станки с программным

    управлением.

    В соответствии со сказанным мы будем рассматривать культуру , как

    совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека и

    общества, а так же результатов этой деятельности, воплотившихся в

    материальных и духовных ценностях. Под ценностями понимаются материальные

    и идеальные объекты, способные удовлетворить какие – либо потребности

    человека, класса, общества, служить их интересам и целям. Мир ценностей

    многообразен, он включает в себя природные, этические, эстетические и

    другие системы. Системы ценностей историчны и, как правило, иерархичны.

    Один из высших уровней такой иерархии занимают общечеловеческие

    ценности. Подчеркивая разницу между –материальными и духовными ценностями,

    многие исследователи разграничивают материальную и духовную культуру. Под

    материальной культурой понимается совокупность материальных благ, средств и

    форм их производства и способов овладения ими. Духовную культуру определяют

    как совокупность всех знаний, форм мышления, сфер идеологии (философия,

    этика, право, политика и т. д.) и способов деятельности по созданию

    духовных ценностей.

    Необходимо обратить внимание еще на один важный момент – на

    социальный характер культуры. Культура – это неотъемлемая сторона жизни

    общества, она неотделима от человека как социального существа. Не может

    быть общества без культуры, как и культуры без общества. Поэтому, то

    обыденное понимание культуры, с которой мы часто сталкиваемся, когда

    говорим: « Это некультурный человек, ему неведомо, что такое культура», -

    неверно с философской точки зрения. Говоря так, мы обычно имеем в виду, что

    человек, о котором идет речь, плохо воспитан или недостаточно образован.

    Однако с философской точки зрения человек всегда культурен, ибо он есть

    социальное существо, а общество без культуры не существует. Как бы ни было

    слабо развито то или иное общество, оно всегда создает соответствующую

    культуру, т. е. совокупность материальных и духовных ценностей и способов

    их производства. Другое дело, что степень развитости культуры может быть

    различной: сильной или слабой, высокой или низкой. Эта степень зависит от

    конкретного исторического этапа развития общества, от условий, в которых,

    развивается человечество, от возможностей, которыми оно располагает.

    Культура – цемент здания общественной жизни. И не только потому, что

    она передается от одного человека к другому в процессе социализации и

    контактов с другими культурами, но так же и потому, что она формирует у

    людей чувство принадлежности к определенной группе. По всей видимости,

    члены одной культурной группы в большей степени испытывают взаимопонимание,

    доверяют и сочувствуют друг другу, чем посторонним. Их общие чувства

    отражены в сленге и жаргоне, в любимых блюдах, моде и других аспектах

    культуры.

    Культура не только укрепляет солидарность между людьми, но и является

    причиной конфликтов внутри групп и между ними. Это можно проиллюстрировать

    на примере языка, главного элемента культуры. С одной стороны, возможность

    общения способствует сплочению членов социальной группы. Общий язык

    объединяет людей. С другой – общий язык исключает тех, кто не говорит на

    этом языке или говорит несколько иначе.

    Язык – явление социальное. Им нельзя овладеть вне социального

    взаимодействия, т. е. без общения с другими людьми. Хотя процесс

    социализации в значительной мере основан на имитации жестов – кивков,

    манеры улыбаться и хмуриться, - язык служит основным средством передачи

    культуры. Другой его важной чертой является то, что на родном языке

    практически невозможно разучиться говорить, если его основной словарный

    запас, правила речи и структуры усвоены в возрасте восьми или десяти лет,

    хотя многие другие аспекты опыта человека могут быть забыты полностью. Это

    свидетельствует о высокой степени приспособляемости языка к потребностям

    человека; без него общение между людьми осуществлялось бы значительно

    примитивнее.

    Язык организует опыт людей. Поэтому, как и вся культура в целом, он

    вырабатывает общепринятые значения. Коммуникация возможна только лишь при

    наличии значений, которые принимаются, используются ее участникам и поняты

    ими. В самом деле, наше общение между собой в повседневной жизни во многом

    обусловлено нашей уверенностью, что мы понимаем друг друга.

    Общий язык так же поддерживает сплоченность общества. Он помогает

    людям координировать свои действия благодаря убеждению или осуждению друг

    друга. Кроме того, между людьми, говорящими на одном языке, почти

    автоматически возникают взаимопонимание и сочувствие. В языке находят

    отражение общие знания людей о традициях, сложившихся в обществе, и текущих

    событиях. Короче говоря. Он способствует формированию чувства группового

    единства, групповой идентичности.

    В большинстве европейских обществ к началу ХХ века сложились две

    формы культуры.

    Высокая культура – изящное искусство, классическая музыка и литература

    – создавалась и воспринималась элитой. Народная культура, включавшая

    сказки, фольклор, песни и мифы, принадлежала бедным. Продукты каждой из

    этих культур были предназначены для определенной публики, и эта традиция

    редко нарушалась. С появлением средств массовой информации (радио, массовых

    печатных изданий, телевидения, грамзаписи, магнитофонов) произошло стирание

    различий между высокой и народной культурой. Так возникла массовая

    культура, которая не связана с религиозными или классовыми субкультурами.

    Средства массовой информации и массовая культура неразрывно связаны между

    собой. Культура становится « массовой», когда ее продукты стандартизируют и

    распространяют среди широкой публики.

    Во всех обществах существует множество подгрупп, имеющих различные

    культурные ценности и традиции. Система норм и ценностей, отличающих

    группу от большинства общества, называют субкультурой.

    Субкультура формируется под влиянием таких факторов, как социальный

    класс, этническое происхождение, религия, место жительства

    Ценности субкультуры воздействуют на формирование личности членов

    группы.

    Культура – это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культура

    организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере

    осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически

    запрограммированное поведение.

    Каждое общество, а порой и отдельные его социальные группы

    вырабатывают определенные регулятивные принципы общения, которые не только

    закрепляются в принятых им нормах поведения, но и воспитываются у людей с

    большей или меньшей степенью сознательности. Это дает основание утверждать,

    что существует тот или иной уровень культуры общения.

    Культура – понятие более широкое, нежели общение, она включает в себя

    все материальные и духовные ценности, которые накоплены людьми. В том числе

    культура включает в себя способы человеческой деятельности, тот круг форм,

    приемов, и норм, которые характеризуют особенности функционирования

    общества и без которых невозможно его существование. В этом плане можно

    говорить о культуре производства, отдыха, общения. Здесь особо

    подчеркивается нормативность культуры, которая «очерчивает именно то, как

    надо действовать».

    Взаимоотношения людей непосредственно регулируются социальными

    нормами, прежде всего правовыми и нравственными, которые представляют собой

    важнейшие элементы культуры. Нормы морали и права. Которые действуют при

    общении людей, включаются в культуру общения. Они сближают выработанные в

    обществе требования, предъявляемые к общению, с самой его практикой. Норма

    не просто указывает на то, что значимо с точки зрения принятых в обществе

    ценностей, а предполагает их обязательное исполнение, устанавливает степень

    дозволенного. Нарушение этих норм неприемлемо не только в плане морали, но

    и в плане культуры поведения.

    Поэтому, говоря о культуре общения в широком смысле слова, можно

    включить в нее нормы и способы их реализации в человеческих отношениях. Но

    есть и более узкий смысл в понимании культуры общения; в этом случае она

    определяется степенью владения людьми навыков общения, созданных и

    принятых в конкретном обществе.

    Думается, нельзя разрывать указанные два понимания культуры общения,

    поскольку и сами навыки. И возможность овладения ими зависят от правовой

    системы, от нравственного климата социальной группы. Основой всех аспектов

    общения являются экономические отношения данного общества. Но в

    непосредственных контактах эта связь от людей ускользает. Люди прежде

    всего сталкиваются с поступками, словами, жестами, манерами, которые сами

    по себе не оцениваются с точки зрения права или морали. Они лишь форма, в

    которой проявляется или не проявляется моральное содержание, которое и

    определяет смысл поступка.

    Вместе с тем нельзя сказать, что сами по себе поступки безразличны для

    людей. Одни поступки создают предпосылки для взаимопонимания, предполагают

    удобства для окружающих людей, проистекают из их интересов, другие ведут к

    дискомфорту во взаимоотношениях провоцируют отрицательную реакцию

    окружающих. Это внешняя сторона взаимоотношений и расценивается прежде

    всего с точки зрения культуры людей и характеризуется как культура общения.

    Разумеется, в реальной жизни все ее стороны, о которых шла речь,

    органически сливаются друг с другом, взаимно дополняют и проявляют друг

    друга. Раздельное их рассмотрение возможно лишь для уяснения содержания

    понятия культуры общения.

    Таким образом, культура общения представляет собой совокупность норм,

    способов, форм взаимоотношений людей как своеобразные эталоны общения. Но

    такое описательное определение должно быть дополнено и уточнено

    установлением тех эталонов, которые действительно соответствуют интересам

    людей (а следовательно, и самому процессу общения) или противоречат им,

    несмотря на свое реальное существование. Без такой важнейшей поправки

    нельзя говорить ни о социальной ценности общения, ни о его содержательной

    стороне.

    В сфере культуры общения основные общечеловеческие нормы, «простые

    нормы нравственности и справедливости», как называли их К. Маркс и Ф.

    Энгельс, играют роль гораздо большую, нежели в какой либо другой области

    человеческих отношений.

    Как известно, в своем развитии личность сначала постигает более

    очевидные, более простые нормы человеческих отношений и только потом

    усваивает более сложные. При этом нельзя забывать, что без более простых не

    было бы и более сложных норм. Вот почему в самых сложных отношениях между

    людьми нельзя игнорировать те элементарные нормы, которые в сложную систему

    культуры общения. Никакие требования морали не могут быть осуществлены и

    даже поняты без элементарной порядочности в человеческих отношениях. Их же

    противопоставление искажает само содержание высоких нравственных принципов.

    § 3 Коммуникабельность как признак культуры общения человека.

    В нашем ежедневном общении друг с другом, часто даже не думая об этом,

    мы пытаемся продраться друг к другу сквозь шумы, сопутствующие на каждом

    этапе коммуникации. Под коммуникацией вообще понимается происходящий между

    людьми обмен информацией, настроениями, идеями, эмоциями. Несколько упрощая

    этот процесс и воспользовавшись терминами теории информации можно

    представить в виде следующей схемы:

    На первом этапе отправитель сообщения сообразуясь с его целью из всего

    объема информации отбирает необходимую.

    На втором этапе отобранная информация кодируется, т.е. выбирается

    наиболее эффективный язык передачи. Часто одно и тоже сообщение, хотя бы

    элементарную реплику «Пошел вон!» можно передать вербально, графически, на

    языке жестов, и просто мимикой, а можно и прямым действием.

    Далее следует передатчик и, соответственно, приемник. Бессмысленно

    корчить рожи перед незрячим собеседником и пересылать радиосообщения,

    пигмеям, живущим в джунглях Заира.

    Декодирование – расшифровка – предполагает обязательное знание

    адресатом того языка, на котором направлено сообщение. При этом сообщение

    должно быть составлено так, чтобы при его анализе получатель обратил

    внимание именно на те аспекты, которые были наиболее значимы для

    отправителя.

    Насколько эффективным было переданное сообщение, показывает реакция

    получателя или обратная связь. И даже отсутствие реакции представляет собой

    обратную связь, показывающую, что сообщение не достигло цели.

    Такая схема помогает анализировать общие черты процесса коммуникации,

    но, конечно, не учитывает множество факторов, влияющих на успешность

    общения между людьми. В ходе человеческого общения информация не только

    передается, но постоянно преобразуется, изменяется. Вместе с ней меняется

    часто и сам тип отношений, например, едва знакомые люди постепенно

    становятся приятелями, а потом и близкими друзьями. Оба участника

    межличностного общения являются его активными субъектами и, постоянно

    меняясь местами, сообразно своим мотивам, целям и установкам влияют на

    коммуникативный процесс. В результате человеческого общения происходит

    взаимное поведение его участников.

    Наконец, на каждом этапе коммуникации возникают барьеры,

    препятствующие ее эффективности, причем в первую очередь те, которые

    присущи исключительно человеческим отношениям и самой человеческой природе.

    Очень часто возникающая иллюзия взаимопонимания связана с тем, что они

    пользуются одними и теми же знаками (в том числе словами) для обозначения

    совершенно разных вещей. Семантические – смысловые – барьеры могут

    вызываться социальными, культурными, психологическими и другими причинами.

    Индивидуальные расхождения людей в их системе ценностей и потребностей

    часто не позволяют найти общий язык даже при обсуждении таких универсальных

    категорий, как добро и зло.

    Средний российский служащий с опытом двадцатилетней работы на

    государственном предприятии, имеющий деградированное трудовое сознание, в

    котором интенсивность и качество труда никак не связаны с размером оплаты

    труда в котором доминируют иждивенческие мотивы типа «Работодатель должен

    мне денег, потому что у него их много» - такой служащий не хочет, да и не

    может понять образ мыслей предпринимателя.

    Чрезвычайно тонкий процесс человеческого общения может быть нарушен

    сбоями в кодировке информации, недоучетом мировоззренческих, религиозных,

    политических, профессиональных и возрастных отличий.

    Кроме того, для человеческой коммуникации, в отличии от модели

    простого обмена информацией, чрезвычайно важны такие факторы, как стиль,

    контекст. Неожиданная фамильярность обращения может свести на нет всю его

    информационную насыщенность, а его уместность и ценность определяется всей

    системой общения. Основной же смысл сообщения может вовсе не выражаться

    вербально, а только подразумевается. Например, сообщение мужа о предстоящем

    на завтра ответственном выступлении хватает его жене для того, чтобы она

    привела в порядок его костюм.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.